Тренинговое занятие «Самореализация в творчестве как способ укрепления психологического здоровья»


Составляющие успеха при самореализации

Психолог С. Мадди провел обширные исследования и построил на их основе теорию личности, которая имеет задатки к реализации собственного потенциала. Среди характеристик полноценно функционирующего индивида он привел следующие:

  1. Наличие творческого потенциала.
  2. Ощущение самостоятельного контролирования жизни.
  3. Обладание свободой воли и действия во всех жизненных ситуациях.
  4. Спонтанное принятие решений в различной обстановке.
  5. Высокий уровень возможностей к адаптации, повышенная подвижность.

Данные характеристики сами по себе еще не дают гарантии самореализации. По мнению многих психологов, важны не столько врожденные качества, сколько приобретенные. Особую роль в становлении на путь реализации потенциала индивида играют уверенность в себе, целеустремленность, решительность, здоровый азарт, любовь к труду и осознание поставленной цели. Кроме того, подобная личность должна уметь оперативно выбирать, изменять и дополнять стратегии, адаптироваться к изменяющимся условиям и менять тактику при необходимости, но при этом оставаться в трезвом уме и спокойном рассудке.

Одни смотрят на проблему самореализации с точки зрения гуманистической психологии, другие же опираются на религиозные догматы о наличие у каждого человека души. Какую опору и основу для начала движения по пути реализации собственного потенциала выбрать — вопрос строго индивидуальный. Тем не менее известно, что независимо от точки опоры, успешное применение знаний и навыков в избранных личностью сферах для самореализации является неизменной составляющей обретения счастья в жизни.

Виды самореализации

Человек – социальное существо, поэтому он всегда актуализирует свои способности в обществе. По этой причине рассматривать проблему самореализации в отрыве от других людей неправильно. Можно выделить несколько основных видов самоактуализации:

  1. Личностная;
  2. Творческая;
  3. Профессиональная;
  4. Социальная.

Самореализация – нелегкий процесс

Важно! Каждый из этих видов тесно связан с другими. Человеку нужно развиваться во всех направлениях

Во многом фундамент процесса роста закладывается в детстве, в более зрелом возрасте индивид сам способен определять свое поведение.

Личностная самореализация

Личность человека начинает формироваться еще в детстве. Как раз тогда впервые появляется вопрос о личностной реализации. Ребенку хочется, чтобы окружающие одобряли совершенные им поступки. С возрастом это желание становится еще сильнее, что приводит к достижению успеха или, наоборот, комплексам.

Все зависит от доминирующей мотивации: положительной или отрицательной. Если человек не боится потерять что-то или быть осужденным окружающими, то у него значительно больше шанс достичь успеха.

Путь к мечте нелегкий

Если мотивация позитивная, человек может выбрать одну из следующих целевых тенденций, непосредственно связанную с личностью:

  1. Стремление к финансовому благополучию;
  2. Достижение высокого социального статуса;
  3. Развитие своих способностей.

Важно! На практике одна из этих тенденций оказывается доминирующей, но каждая из них обуславливает другие. Например, хорошо развитые навыки увеличивают вероятность заработать, равно как и высокий социальный статус сопряжен с приличными доходами

Пример личностной самореализации – это когда в педагогике ученик под действием учителя формирует необходимые качества.

Творческая самореализация

Желание создать что-то новое тесно связано с развитием человечества. Все шедевры, сотворенные людьми, достижения в науке обусловлены желанием созидать. В Библии говорится, что человек создан по образу и подобию Божьему. Можно не верить в Бога, но, если Он есть, то творчество – действительно то, что общее у человека с высшими силами.

Таким образом, творческая самореализация личности является важной внутренней составляющей жизни человека. По статистике, творческие люди добиваются большего успеха, чем те, кто действует стереотипно

Это особенно актуально в XXI веке – времени стремительного развития технологий.

Креативность – важнейшее качество для формирования широкого кругозора

Важно то, что творческие способности в той или иной мере имеются у любого человека. Изменяются лишь проявления творческого акта: это поэзия, проза, живопись, скульптура и многие другие способы реализовать себя

Каждый может найти занятие по душе.

Профессиональная самореализация

Профессиональная самореализация – это раскрытие своего потенциала на работе. Успех в построении карьеры также ценен для полноценной жизни. Здесь причина кроется не только в деньгах и повышении социального статуса. Гораздо важнее ощущать одобрение со стороны окружающих.

Поднятие по карьерной лестнице

Важно! Работа – это лишь часть жизни, ею нельзя заменить другие виды реализации. Трудоголизм вредит человеку, потому что в погоне за деньгами и статусом он теряет все остальное

Социальная самореализация

Это реализация своего потенциала в обществе, в котором состоит человек. Это как раз есть высшая ступень, как говорил Маслоу.

Психологические факторы успешности профессиональной самореализации

В основе профессиональной самореализации лежат следующие психологические факторы успешности:

  1. Личностные качества – оптимистичность, импульсивность, тревожность, отсутствие личностных барьеров для самореализации и др.
  2. Характеристики рефлексивного плана сознания – свобода выбора, значимость психологического прошлого.
  3. Финансовое благополучие.
  4. Стабильные межличностные отношения.
  5. Позитивный психоэмоциональный настрой.
  6. Удовлетворение от полученных результатов работы.
  7. Толерантность к временно возникающим трудностям.
  8. Наличие способности к самоорганизации.
  9. Контроль и ответственность за выполнение обязанностей.

Отдельно стоит сказать о профессиональном выгорании, которое возникает как следствие негативных психологических переживаний, связанных с работой, отношениями в коллективе или организации в целом. Подобный феномен наблюдается, если один или несколько психологических факторов успешной самореализации личности не срабатывает.

Что мешает саомреализации молодежи

Вот некоторые самые основные проблемы самореализации молодежи

Несоответствие социальным требования

Вряд ли кто-то в детстве мечтает стать успешным сантехником или грузчиком. Все хотят быть космонавтами и стюардессами, летчиками и балеринами. Но со временем человек осознает, что не всегда мечты возможно осуществить. Социуму не нужны миллионы танцоров и актрис, предпочтение отдается профессиям в сфере науки, физического или инженерного труда. Первой проблемой самореализации личности является несоответствие между желаемым и действительным. Приходится делать выбор между мечтой детства и профессией, которая является более престижной и прибыльной. Но часто молодые люди не понимают, что реализовать себя можно не только в карьере. Самореализация – это совокупность всех сфер жизни, таких, как творчество, хобби, семья, окружение и тому подобное. Получается, что сейчас современная молодежь в большинстве предпочитает выбор профессии более прибыльной, но к которой совершенно не лежит душа. Конечно, поэтому возможность реализоваться на трудовом поприще в таком случае крайне невелика.

Отсутствие социальным требованиям

Молодежь современного мира в подавляющем большинстве нацелена на получение хорошего дохода. Но осваивание профессии и упорный труд не входят в планы молодых людей. Отсутствие трудового стимула прежде всего возникает из-за бесперспективности дальнейшей жизни, индивид не видит смысла прилагать усилия. Начинают преобладать такие качества, как лень, пассивность, безынициативность, возникает чувство безысходности, которое может привести к стрессу и личностным конфликтам индивидуума.

Отсутствие социальных ориентиров

Молодое поколение порой не успевает адаптироваться к столь быстро меняющемуся обществу. Опыт прошлого и модернизация социума порой настолько различны между собой, причем изменения эти происходят за короткий срок, что вносят в неокрепшее сознание молодого поколения определенный диссонанс

У юных людей отсутствуют социальные ориентиры, ведь то, что было важно для предыдущего поколения, стремительно теряет свою ценность в рамках урбанизации и модернизации современного мира. Поэтому дальнейший выбор цели и пути молодежи начинает определяться обстоятельствами и требованиями общества, а не способностями и желаниями самого индивида

Поэтому крайне важно сформировать способность адаптировать свои профессиональные и личностные цели к тенденциям развития современного общества, уметь адаптироваться, не нарушая при этом душевный баланс.

Сокращение социальных программ

Проблемы самореализации молодежинапрямую зависят от общественной деятельности. Чтобы в полной мере проявить свой потенциал, определить склонность к той, или иной отрасли деятельности, молодежи необходимо предоставить фундамент, так сказать арену для реализации. Сокращение различных молодежных программ, невозможность найти условия для активной самодеятельности, сложности в праве на непосредственное участие в образовательной, политической, трудовой деятельности. Молодому поколению абсолютно негде проявлять свой потенциал, так как социум не способен предоставить доступные досуговые площадки для реализации.

Социальная незащищенность

Для успешной самореализации молодое поколение должно чувствовать опору и поддержку со стороны окружающих. Речь идет не только о семье и общеобразовательной системе. Государство в полной мере должно создавать благоприятные условия для жизнеобеспечения юного поколения и формирования гармоничной личности. Если молодежь не чувствует гарантий, определенного залога в успешности своего будущего, то это способствует появлению чувства страха, неуверенности в завтрашнем дне. Что, как всякие негативные мысли и эмоции, создает препятствия для самореализации молодежи.

Нравственно-духовный хаос

Последний период развития современного общества замечает тенденцию к дегуманизации культуры, смысл искусства деморализован, образ человека становится приниженным, духовные и моральные ценности отходят на второй план. Эмпатия и альтруизм уступают место алчности и потребительству. Духовные ценности коллективизма заменены корыстно-индивидуальными целями. Все эти факторы, а также отсутствие у молодежи четкой национальной идеи тоже являются одними составляющими сути проблемы самореализации молодежи. Свое пагубное влияние на неокрепшую юную психику оказывают СМИ и социальные сети. Не стоит преуменьшать ценность интернета и всех его благ (которые в условиях современного мира занимают не последнее место в самореализации личности), но тут опять-таки необходимо развивать у молодых людей способность к правильной фильтрации информации.

Путь в будущее

Период молодости – это своеобразная дорога в будущее. Именно на этом тернистом пути человек предопределяет свое дальнейшее существование, делает выбор в сторону той или иной профессии, решает, в какой социальной сфере его потенциал будет всецело раскрыт и более полезен обществу, какое занятие принесет душевный комфорт. Сознание молодых людей, как губка, способно впитывать, фильтровать и перерабатывать большой поток информации. В исследованиях возрастной психологии говорится, что именно в процессе взросления у человека формируется самосознание и устойчивая система ценностей, а также предопределяется социальный статус личности. Для периода молодости характерны проявления критичности мышления, человек учится оценивать и анализировать. Параллельно с этим в сознании молодых людей уже заложен фундамент из стереотипов прошлого времени, задачей молодежи является правильно отфильтровать опыт минувших лет, выделить для себя главную и полезную информацию.

Что это такое

Каждая личность индивидуальна. Человек обладает собственными желаниями и мечтами. Они могут не сходиться с общепринятыми, однако имеют право на существование, если конечно не нарушают рамки закона. Зачастую успехов добивается человек, твердо идущий к своей цели. Он преодолевает трудности и продолжает нелегкий путь к заветной мечте. Только в этом случае можно добиться успеха. Человек, поддающийся мнению социума и забывающий о своих собственных желаниях никогда не добьется успеха.

Самореализация личности заключается в попытках человека достичь желаемых целей более эффективным и действенным путем. Зачастую возможность самореализоваться появляется не в одном, а нескольких видах деятельности. К примеру, в жизни человека помимо профессиональной деятельности есть и множество других. Туда можно включить семейные отношения, личные отношения, друзей или различные хобби. Человек ставит себе дальнейшие цели, связанные с каждой из этих деятельностей и пытается достичь успеха в каждом из них. Таким образом строится некая стратегия на дальнейшую жизнь, при помощи которого и осуществляются действия человека. Стратегии можно поделить на следующие виды:

  • Первый тип – связан с личным благополучием. В этом случае человек пытается обеспечить себе комфортное существование и благоприятные условия.
  • Второй тип – связан с личными успехами. Относится к карьерному росту, когда человек стремится достичь определенных высот и добиться успеха на работе.
  • Третий тип – связан с жизненной самореализацией. Человек пытается освоить навыки и умения, которые помогут достичь ему определенных успехов в жизни.

Выбор той или иной стратегии может быть обусловлен несколькими факторами:

  • От условий, предложенных социумом и общественностью. В некоторых случаях они играют очень большую роль.
  • От социального слоя и религиозного вероисповедания, к которым относится человек.
  • От личностных и психологических особенностей человека.

Иногда условия вынуждают человека отказаться от собственных предпочтений и встать на иной путь. К примеру, в современных условиях мирового кризиса, человек зачастую выбирает стратегию благополучия. Таким образом он пытается выжить в непростых условиях. В странах, с более благоприятными условиями люди могут выбрать и стратегию успеха.

Процесс самореализации зависит от определенных условий, в которых находится человек. Факторы, оказывающие влияние на взросление человека, также становятся катализаторами дальнейшего сценария жизненного пути.

Что же такое самореализация? Это внутреннее желание личности исполнить все свои желания и стремления, путем преодоления неприятностей и трудностей. Мировая практика подтверждает, что человек, который стремится осуществить свои стремления, всегда добивается желанного успеха. В то же время тот, кто не пытается достичь чего-то, оказывается в незавидном положении. Вместо того, что воспользоваться возможностями, предоставленными ему жизнью, он попросту тратит свое время.

Как найти себя

Чтобы найти себя, нужно понять себя, познакомится с собой на глубинном уровне. Если взглянуть на себя поверхностным взглядом, то увидишь в себе только программы социума (одеваешься так, как принято в обществе, твоё поведение строится на программах воспитания и общепринятых правилах людей, твои слова строятся на модели твоего окружения и т.д.). И даже мысли человеку не принадлежат. Мысли формируют общество, СМИ, знакомые и родственники.

Вся внешняя форма человека, это навязанные программы извне. Чтобы найти себя, нужно погрузиться в свой внутренний мир, почувствовать свою душу. Расслабьтесь и погрузитесь в свой внутренний мир. Что у вас там, какие чувства, какие желания? Как вы чувствуете свою душу?

Важный момент – если в обычном сознании попробовать почувствовать себя, то вы увидите только набор вложенных в себя программ, которые воспринимаете как свои. Но если погрузиться в глубинные чувства, там могут появиться совсем другие желания и чувства.

Один из самых эффективных способов войти в своё глубинное состояние -сделать это через изменённое состояние сознания. Либо просто максимально расслабиться и войти в лёгкое альфа-состояние. Найти себя легче всего этим способом.

В этом состоянии вспомните своё детство. Какие в детстве у вас были желания? Чаще всего именно в этом возрасте проявляется цель жизни человека и его таланты. Ухватите детские чувства и мечты, запомните их. Конечно, запомните чувства и желания, которые у вас будут в изменённом состоянии сознания. Эти чувство и есть вы настоящий. Можно сказать, вы нашли себя в настоящих чувствах. Теперь идём дальше.

Понятие самореализации человека

Это понятие может в различных областях трактоваться несколько по-разному, однако главная суть сохраняется в любом из них. В общем смысле самореализация — это активация полного потенциала и способностей индивида, активная жизненная позиция личности по реализации своих возможностей в разных сферах деятельности и отношений в рамках индивидуального потенциала.

Данный процесс подразумевает реализацию собственных способностей, навыков, знаний и талантов вне зависимости от того, были они врожденными или приобретенными. Претворять в жизнь допустимо как просоциальные, так и антисоциальные элементы реализации. Действия всегда при этом должны быть целенаправленными и осознанными, восприниматься личностью в качестве важных составляющих ее существования.

Проблемы самореализации личности

Вопрос самореализации интересовал выдающиеся умы древности. В работах Аристотеля присутствует много рассуждений о значимости этого явления, например: «Счастье достижимо через реализацию потенциальных талантов человека».

Проблема самореализации была аспектом изучений американского психолога А. Маслоу. Ученый полагал, что необходимость человека в самоактуализации, самовыражении, самореализации заложенного потенциала находится на самом верхнем уровне, «украшая» пирамиду потребностей. Маслоу считал, что удовлетворение этой наивысшей потребности – наиболее сложная задача в сравнении с преодолением начальных уровней: потребностей физиологической природы (необходимость в пище и воде, в отдыхе), в безопасности и социальных аспектах (дружбе, любви, уважении). По мнению психолога, добраться до такой высокой «планки» пирамиды удается не более 4% человеческой популяции, при этом удовлетворение даже на 40% жажды самореализации, личность ощущает себя счастливой.

Не все ученые разделяют точку зрения автора «Иерархии потребностей» касательно такого распределения по значимости нужд личности. Однако не подлежит сомнению факт: реализация человеком имеющегося потенциала, успешное применение на практике знаний и навыков в значимых для персоны сферах деятельность – неизменная составляющая для счастливой жизни личности.

На пути становления личности и ее конечной цели – самореализации, часто возникают серьезные психологические проблемы, вызванные явным несоответствием между энергетическим потенциалом, интеллектуальными возможностями, уровнем приобретенных навыков и знаний и степенью актуализации умений в реальности. В силу различных обстоятельств: труднопреодолимых или неистребимых помех внешней среды (например: проживание в зоне затяжного военного конфликта), мешающих внутренних факторов (например: плохое зрение с природной одаренностью к рисованию) истинные способности человека не совпадают с желаемым конечным результатом деятельности. Это несовпадение возможностей, стремлений, желаний с фактическим положением в жизни особы приводит к возникновению ощущения неудовлетворенности, а у некоторых людей потенцирует патологические отклонения психики.

Резкое прекращение перспективы воплотить существующие умения в жизнь является для человека сильным стрессовым фактором. Например: талантливый и целеустремленный спортсмен в результате аварии вынужден довольствоваться передвижением в инвалидной коляске, и естественное следствие возникшей невозможности проявить себя на спортивном поприще – формирование тяжелой и затяжной депрессии. Еще одним примером внешнего вмешательства может быть крах многолетней работы перспективного ученого в результате прекращения финансирования проекта. Наглядно демонстрирует следующее негативное развитие событий: хотя первичное по сути заболевание – алкогольная депрессия (зависимость), однако недуг отяготился на фоне одиночества женщины климактерического возраста, которая не смогла реализовать себя в жизни в желаемом качестве – в роли супруги и матери.

Анализ понятия «мотивация» в психологии личности

Мотивация выступает в качестве центральной проблемы психологической науки. Являясь «ядром» психологии личности, она определяет особенности его поведения, общения и деятельности — важнейших сфер жизни человека. Неполная разработка различных вопросов, связанных с мотивацией, ограничивает решение других аспектов психологии личности. Особое значение мотивации подчеркивал А. Н. Леонтьев, который утверждал, что развитие сознания человека находит свое выражение в изменении мотивации деятельности. Деятельность направлена на свой объект, который является мотивом. Понимание субъекта или объекта потребности и деятельности как мотива вызывает возражения у некоторых психологов. Утверждается, что такое понимание мотива, во-первых, выходит за пределы психического; во-вторых, человека окружает множество объектов и предметов потребности, которые не становятся мотивами; в-третьих, объекты и предметы потребности могут оставаться на уровне знания, не вызывать и не становиться мотивами, и, наконец, они могут вызывать множество различных мотивов.

А. Н. Леонтьев считает, что в основе мотивации деятельности лежит не сама потребность, а объект потребности, который, согласно его пониманию, не находится вне психического. Когда он говорит о предмете как мотиве деятельности, он имеет в виду чувственно воспринимаемый объект. «В этой отраженной форме объект выступает как идеальный, внутренне побуждающий мотив».

В настоящее время существуют различные точки зрения на природу возникновения и проявления мотивации как побудительной силы человеческой деятельности в ее различных формах. Большинство отечественных ученых считают, что потребности выступают в качестве источника человеческой деятельности. Некоторые ученые помимо потребностей называют и другие источники (интересы, цели, стремления, идеалы, убеждения, установки, чувства и т.д.) Однако, как нам кажется, наиболее эффективным является подход к пониманию мотивов через потребление, так как вышеперечисленные характеристики тесно связаны с потребностями и многие из них отражают конкретные потребности. Например, интерес понимается не только как эмоциональное проявление, но и как потребность. Отмечается, что мотивы могут возникать из социальных требований, приказов или желаний. Однако требования, приказы или желания могут стать мотивами при условии, что они принимаются человеком. На это указывают и другие исследователи. Более того, они должны проявляться через потребности человека. По поводу потребностного характера мотивации В.Г. Асеев пишет: «Всякое требование, которое представляется человеку только как нежелательная необходимость, которой нельзя избежать в силу обстоятельств, всегда выполняется ради какой-то потребности, выполняется как «наименьшее зло», как лучший выход из положения»

Известно, что потребность — это состояние организма, человека, социальной группы, общества в целом, выражающее зависимость от объективного содержания условий его существования и развития. Потребности выступают в качестве источников активности. Считается, что активность проявляется в процессе удовлетворения разнообразных потребностей. В жизни людей возникает ситуация, когда предмет потребности не совпадает с предметом деятельности. Это ярко проявляется в различных видах деятельности, в том числе и учебной. В производственной деятельности это обусловлено в основном общественным разделением труда, в познавательной деятельности — свойствами субъекта познания, его интересами, возможностями и так далее.

Существует большое разнообразие потребностей, которые различают в зависимости от их объекта (материальные и духовные) и происхождения (природные и культурные). Потребности классифицируются на основе процессов обмена. Происходит обмен энергией, предметами и информацией. В этом контексте можно говорить о соответствующих потребностях. Психологическая природа человеческих потребностей отражается в единстве их характеристик, таких как объективность, динамичность, мотивированность, в сочетании с формированием мотивационной функции потребностей. Потребности человека, в отличие от остального животного мира, имеют общественно-исторический характер, их удовлетворение осуществляется человеческими способами, которые, в свою очередь, зависят от развития производства, культуры, общественных отношений. Однако эта деятельность возможна только на определенном этапе онтогенеза человека. Предполагается, что деятельность детского организма можно описать формулой «потребность-активность-потребность», тогда схема «активность-деменция-активность» имеет прямое отношение к человеческой личности, которая активно участвует в социальной жизни и преобразует ее.

Наличие потребности в чем-то и, соответственно, отсутствие соответствующего блага приводит к напряжению в организме, личности, которое выражается в виде эмоций. Такое напряжение есть не что иное, как условие потенциальной готовности человека к действиям, поступкам. Реализуются ли действия, поступки, зависит от внешних и внутренних условий. Одним из внутренних условий является наличие мотива. Предполагается, что если потребности функционируют как сущность, механизм всех видов человеческой деятельности, то мотивы функционируют как специфические проявления этой сущности. A. Н. Леонтьев связывает формирование мотива с объективацией потребности. «До своего первого удовлетворения потребность не «знает» свой объект; его еще предстоит узнать. Только через это признание потребность приобретает свою объективность, а воспринимаемый (воображаемый, мыслимый) объект — свою стимулирующую и направляющую деятельность функций, т.е. становится мотивом».

Его потребность выступает как условие, предпосылка деятельности. В отраженной форме объект деятельности (в идеале) выступает в качестве мотива. Учитывая потребностный характер формирования мотивов, A. Н. Леонтьев говорит о несостоятельности гедонистической концепции мотива. Еще С.Л. Рубинштейн писал: «Не желание счастья» (удовольствия и т.п.), которое как стимул (мотив) определяет поведение людей, их деятельность, а соотношение между стимулами (конкретными) и результатами их деятельности определяет их «счастье, удовлетворение, которое они получают от жизни».

На наш взгляд, гомеостатические концепции мотивации не стоят внимания, ведь человек постоянно стремится к деятельности, ставит новые цели, не удовлетворяется достигнутыми результатами. В поведении человека проявляется не только снижение напряжения, но и сознательное нарушение равновесия, которое, выражаясь как противоречие, выступает как источник активности и развития. Активация деактивированной системы позволяет утверждать, что генезис, определенная динамика мотивационной системы могут быть объяснены не с позиции гомеостатической, а с позиции гетеродинамической модели. Разумеется, активация не может происходить без деактивации и наоборот. Единство и борьба этих противоположностей имеют место как в биологических, так и в биосоциальных системах. Но только активное состояние системы способно повлиять на ее изменение, привести к развитию ее целостности и отдельных компонентов, например, мотивации. Однако последняя является не только результатом, конечным продуктом активированной системы, но и может изменить ее в свою очередь.

Аналогичную позицию занимает К. Роджерса, который рассматривает такой динамический конструкт как тенденцию актуализации и относит его к гетеростатической модели. По его словам, эта тенденция всегда направлена на рост, интенсификацию и самореализацию человека. Он отнес драйвы, которые обычно относят к гомеостатическим вариантам (голод, жажда, компетентность), к гетеростатическим. Полностью функционирующий человек всегда стремится двигаться, расширяться, всегда ищет возможности для реализации своего потенциала.

Виды самореализации.

Поскольку человек – биосоциальное явление, рассматривать вопрос его становления как личности в отрыве от социума не корректно. Можно выделить несколько разновидностей самореализации:

  • Личностная;
  • Творческая;
  • Профессиональная;
  • Социальная.

Все они взаимосвязаны между собой и должны быть в жизни человека. Главными катализаторами их развития становятся воспитание и образование ребенка, которые закладывают модель его поведения в будущем. Рассмотрим их более детально.

Личностная самореализация.

Поскольку каждый из нас позиционирует себя как личность, то этот вопрос становится важным с раннего детства. Ребенок хочет уважения, понимания, одобрения своих поступков. Эта тенденция только усиливается с возрастом, либо приводя к успеху, либо к депрессии и комплексам. Ведомый таким стремлением, человек выбирает несколько возможных стратегий своего жизненного пути:

  • Стремление к благополучию и материальному достатку;
  • Успешность в покорении «вершин», карьерный рост;
  • Развитие своих умений и навыков, включая хобби.

В любом из перечисленных пунктов в центре ставится личность индивидуума, ее самореализация, вне зависимости от вида деятельности. Главное – получить признание и одобрение. В первую очередь, от родственников и друзей

Поэтому так важно гармонизировать пространство вокруг себя начиная со своего ближайшего окружения

Творческая самореализация.

Стремление создавать что-то новое неразрывно связано с эволюцией человеческого вида. Все шедевры мировой культуры, достижения науки и техники вызваны именно этим порывом. Таким образом самореализация личности посредством творчества уходит своими корнями в глубинные основы человеческого бытия. Креативные, нестандартно мыслящие люди всегда добиваются большего успеха, чем те, кто действует шаблонно. Особенно это актуально в XXI веке – эпохе стремительного развития технологий и информационных потоков. Благодаря творчеству мы формируем свой отклик на окружающую действительность, расширяем свое мировоззрение. Самое главное, что творить может любой из нас. Меняются только формы выражения созидательного акта. Поэзия, проза, живопись, скульптура, поделки по металлу и дереву, лепка, вышивка, оригами, икебана, графический дизайн и множество других направлений. Каждый может найти себе подходящее занятие

И не так важно стать лучшим, главное получить признание и одобрение

Профессиональная самореализация.

Успех на работе также важен большинству людей. И дело здесь не только в деньгах и продвижению по службе. Нет. Куда важнее чувство востребованности, одобрения и признания со стороны коллег и руководства

Важно помнить, что работа – только часть жизни. Она не в силе заменить другие аспекты

Такой вид самореализации преследует следующие цели:

  • Чувство принадлежности к определенному сообществу людей;
  • Стремление занять свое место в служебной иерархии;
  • Желание быть признанным среди коллег;
  • Понимание своих сильных и слабых профессиональных сторон;
  • Планирование своего будущего.

Каждый, взглянув на этот перечень, может с легкостью определить на каком этапе находится лично он.

Социальная самореализация.

Связана с обретением общей социальной успешности в том количестве, которое необходимо конкретному индивидууму для ощущения счастья. Данный вид самоактуализации является собирательным по отношению к предыдущим. По сути, социальная самореализация – это именно та, высшая степень человеческих потребностей, о которой говорил Абрахам Маслоу. Чтобы добиться успеха в социуме можно идти совершенно разными путями. Становиться первоклассным сотрудником, быть частным предпринимателем, заниматься актерской либо любой другой деятельностью.

Общество настолько многогранно, что в нем найдется место каждому. И, соответственно, в любом проявлении человеческой активности можно быть признанным и получить одобрение. Хоть, стоит оговориться. По-настоящему состоявшиеся люди от чужого мнения не зависят, они и так уже все и всем доказали. Кто еще не успел самореализоваться в полной мере, ищут подтверждение своим успехам в отзывах других. Но, это лишь один из этапов становления личности, через который проходят практически все.

Самореализация – неотъемлемый компонент полноценной жизни человека, без которой он не мыслим, как биосоциальный вид. Достичь это состояние можно различными путями, среди которых как личное признание, так и творческая, профессиональная и социальная реализованность человека. Главное помнить, что перечисленные виды самореализации являются взаимосвязанными частями одного целого. И для ощущения успешности необходимо совершенствоваться в каждом из них.

Жертва событий

Как себя реализовать, когда жизненная ситуация кажется сложной и запутанной? Бывает так, что нам кажется, что мы не властны что-либо изменить. Ситуация довлеет над нами и мы, зачастую, становимся ведомыми.

Однако быть ведомым – это опасная позиция.

Большинство людей хотят себя реализовать в работе. Но не всегда мы получаем ту должность, о которой мечтаем. Или получается так, что работаем совершенно в другой сфере. Почему так происходит?

От того, что человек не всегда готов принимать решения и брать на себя ответственность. Предположим, что у сотрудника какой-либо фирмы есть прекрасное образование, он проработал уже 5 лет, а продвижений по службе не было и не предвидится.

Крайне важно брать инициативу в свои руки, проявлять креатив и главное – не плыть по течению. История про спокойную гавань не всегда о благополучии и успехе.

Потребность человека в комфорте и безопасности – это базовые вещи, которые лежат в основе нашей жизни. Однако они же могут стать главными ограничителями на пути к самосовершенствованию.

Мысль о том, что не события руководят вами, а вы сами – является ключевой в формировании счастливой жизни.

Понимание свободы в современном мире

В древнем мире свобода являлась роскошью, так как не все ею могли обладать. Существовало чёткое разделение на людей благородных чистых кровей и рабов, которые не обладали вольностью. За исключением тех личностей, что стали рабами благодаря долгам. Ещё пару веков назад в России существовало крепостное право, при котором свободные действия некоторые жителей страны сильно ограничивались.

Раб не имел возможности проявить себя, а значит, и развиваться тоже. Его основной задачей всегда было выполнять поручения хозяев. Они же несли ответственность за своего подчинённого.

В современном мире всё немного иначе. Здесь, с отменой рабства и крепостного права, понятие воли исказилось и обрело совершенно новый смысл. В реальном времени независимость проявляется в виде способности самостоятельно осуществлять выбор и принимать, выходящие из него последствия. Единственное условие – не выбираться за рамки дозволенного обществом. Проще говоря, людям даётся полное право выбора, но лишь из предложенных вариантов. Но и этого достаточно для эффективной самоактуализации.

Осознание воли выбора и независимости происходит в два этапа:

1. Осознанная необходимость.

Внутренний момент, при котором индивид только задумывается о смысле жизни, окружающих его людях и способности выбирать, как двигаться дальше, с кем общаться.

2. Способность выбирать.

Так плавно первый этап перетекает во второй, где персона уже задумалась о том, что ей придётся либо осуществлять свой выбор, либо создавать новые возможности для этого.

Отцы и дети

Мы, взрослые, не понимаем детей, так как мы не понимаем уже больше своего собственного детства. Зигмунд Фрейд

Проблемы самореализации молодежи включают в себя и вечное противоборство старого и юного поколений. В основном, старики всегда недовольны поведением молодежи, стараются дать совет со стороны прожитых лет, а молодые люди со всей своей юношеской амбициозностью не хотят прислушиваться и делать выводы. На самом деле противостоянии этих двух социальных групп может, как и послужить определенную пользу, так и причинить немалый вред в дальнейшей реализации молодежного потенциала. Однозначно, опыт прошлого может быть полезен, чтоб, например, не совершать таких же ошибок или, как говорится, заново не изобретать велосипед. Вот тут-то как раз и молодым людям и пригодиться умение фильтровать информацию и давать собственную оценку тем или иным суждениям.

Что же касается негативных последствий, то слишком настойчивое навязывание консервативных взглядов воспрепятствует желанию молодежи развиваться в современном мире, идти в ногу со временем, адаптироваться к стремительно развивающимся особенностям окружающей среды. Молодые люди, задавленные авторитетностью старшего поколения, теряют интерес к познанию всего нового, развивается пассивность, порой граничащая с инфантилизмом, а эти качества никак не способствуют самореализации и достижению успеха. Поэтому в процессе воспитания крайне важно найти ту самую пресловутую «золотую середину». Как говорил К. С. Станиславский: «Пускай старая мудрость направляет юную бодрость и силу, пускай юная бодрость и сила поддерживают старую мудрость».

Мнение религии о самореализации

Различные мировые религии рассматривают проблему самореализации человека с другого ракурса. Центральную роль в процессе играет человеческая душа, которая не привязывается к физическому телу и пространству, является неким эфемерным высшим существом и полностью занимает тело и сознание индивида. Для того чтобы воссоединиться с собой настоящим, необходимо покинуть пределы собственного тела и сознания.

По сути, в религиозных учениях самореализация — это ответ на главный вопрос всего мироздания, фундаментальный вопрос: «Кто я такой?» Смысл этого ответа через реализацию собственного потенциала заключается в том, что собственное «Я» — это не испытываемые эмоции или возникающие мысли, не тело или сознание, а только лишь приобретенный за все время опыт.

Люди же, которые слишком сильно связаны с ложными проявлениями собственного «Я», растрачивают всю свою энергию и потенциал на негативный опыт вроде тревоги, страха и постоянного стресса. В итоге меняются мысли, чувства, эмоции и физическое тело, но сам человек остается точно таким же, каким и был в самом начале пути, то есть не развивается и не самореализуется.

Факторы личной и профессиональной самореализации

О факторах личной самореализации вы можете прочитать в статье «Самореализация личности это». Несомненно, они же влияют на самореализацию в профдеятельности.

Кроме этого для профсамореализации важны приобретенные качества:

  • целеустремленность;
  • уверенность в себе;
  • инициативность;
  • решительность;
  • трудолюбие;
  • жизненная активность;
  • энергичность.

То есть профессиональная самореализация возможна только в том случае, если специалист постоянно развивает свои способности и навыки, работает над собой. Для успешной профсамореализации необходимо саморазвитие и самосовершенствование в своей трудовой деятельности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]