Восемь стадий развития личности по Эрику Эриксону. Теория психосоциального развития.


Восемь стадий развития личности по Эрику Эриксону. Теория психосоциального развития.

По мнению психолога Эрика Эриксона, все люди в своем развитии проходят через восемь кризисов, или конфликтов.

Модель развития личности.

Эриксон разработал модель развития личности, которая охватывает весь период человеческой жизни. Основное понятие его теории — «эго-идентичность» или, иначе говоря, целостность личности. Формирование эго-идентичности продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит ряд стадий.

Эриксон выделил 8 стадий развития личности от рождения до смерти.

ВозрастНазвание стадии
0-1Доверие или недоверие.
2 — 3Самостоятельность или нерешительность
4 — 5Предприимчивость или чувство вины
6 — 11Умелость или неполноценность
12 — 19Идентификация личности или спутанность ролей
20 — 25Ранняя зрелость. Интимность или изоляция
26 — 64Средняя зрелость. Продуктивность или инертность
От 65 летПоздняя зрелость. Интеграция или отчаяние

Стадия 1.

Доверие или недоверие (0-1 год).

trust vs. mistrust

Эта стадия охватывает первый год жизни. На этой стадии идёт созревание сенсорных систем. То есть развивается зрение, слух, обоняние, вкус, тактильная чувствительность. Человек испытывает жажду новых впечатлений, он осваивает мир.

На этой стадии, как и на всех последующих, есть два пути развития: позитивный и негативный.

Позитивный путьНегативный путь
Ребёнок получает всё, что хочет. Все потребности ребёнка быстро удовлетворяются. В итоге, мир – это уютное место, где людям можно доверять.
Итог позитивного пути: У ребёнка вырабатывается способность формировать тёплые, глубокие, эмоциональные отношения с другими людьми, оптимизм. Если бы маленький ребенок умел говорить, он бы сказал: «Я любим», «Я чувствую заботу, надёжность».
В центре внимания мамы не ребенок, а уход за ним или воспитательные меры, или собственная карьера, разногласия с родственниками, тревоги разнообразного характера и т.д.
Итог негативного пути: Формируется недоверие, подозрительность, боязливость к миру и людям, пессимизм.

1 стадия Резюме: орально-сенсорная. Психосоциальный кризис: Базальное доверие – базальное недоверие. Ответ на вопрос: Могу ли я доверять миру? Сильная сторона -надежда.

Вверх

Стадия 2.

Самостоятельность или стыд и нерешительность (2-3 года)

autonomy vs. shame and doubt

Эта стадия охватывает второй и третий годы жизни. Вторая стадия развития личности, по Э. Эриксону, состоит в формировании и отстаивании ребенком своей автономии и независимости. Она начинается с того момента, как ребенок начинает ходить. На этой стадии ребёнок осваивает различные движения, учится не только ходить, но и лазать, открывать и закрывать, держаться, бросать, толкать и т.п. Дети наслаждаются и гордятся своими новыми способностями и стремятся всё делать сами.

Позитивный путьНегативный путь
Родители дают возможность ребёнку делать то, что он в состоянии делать, не ограничивают его активность, поощряют ребёнка. В то же время родители должны ненавязчиво, но чётко ограничивать ребёнка в тех сферах жизни, которые являются опасными для самих детей и окружающих. Ребёнок не получает свободу, его свобода ограничена.
Итог позитивного пути: у ребёнка появляется самостоятельность; автономия; вырабатывается ощущение, что он владеет своим телом, своими стремлениями, в значительной степени владеет своей средой; закладываются основы свободного самовыражения и сотрудничества; вырабатываются навыки самоконтроля без ущерба для своей самооценки; воля.

«Мама, посмотри, как здорово получается. Я владею своим телом. Я умею контролировать себя».

Родители ограничивают действия ребёнка, родители нетерпеливы, они спешат сделать за ребёнка то, на что он и сам способен, родители стыдят ребёнка за нечаянные проступки (разбитые чашки); либо наоборот, когда родители ожидают, что дети сделают то, что они сами ещё сделать не в состоянии.
Итог негативного пути: у ребёнка закрепляется нерешительность и неуверенность в своих способностях; сомнение; зависимость от других; закрепляется чувство стыда перед другими; закладываются основы скованности поведения, малой общительности, постоянной настороженности.

«Моё тело плохое и сам я плохой», «Я должен очень тщательно контролировать всё, что я делаю». «Хочу быть самостоятельным, но боюсь, что у меня не получится».

2 стадия Резюме: Мышечно-анальная. Психосоциальный кризис: Самостоятельность – стыд и сомнение. Ответ на вопрос: Могу ли я управлять своим телом? Сильная сторона -сила воли.

Вверх

Стадия 3.

3.Инициатива или чувство вины (4-5 лет).

initiative vs. guilt

Другие варианты перевода: предприимчивость и неадекватность.

Дети в возрасте 4-5 лет переносят свою исследовательскую активность за пределы собственного тела. Они пытаются стать независимыми и исследовать границы своих возможностей. Они узнают, как устроен мир и как можно на него воздействовать. Мир для них состоит как из реальных, так и из воображаемых людей и вещей.

Позитивный путь развития:

Если исследовательская деятельность детей в целом эффективна, они научаются обращаться с людьми и вещами конструктивным способом и обретают сильное чувство инициативы.

Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребёнка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей.

Негативный путь развития.

Близкие взрослые, жёстко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины. Дети, охваченные чувством вины — пассивны, скованны и в будущем мало способны к продуктивному труду.

Фразы родителей: «Тебе нельзя, ты еще маленький», «Не трогай!», «Не смей!», «Не лезь, куда не следует!», «У тебя все равно не получится, дай я сама», «Смотри, как мама из-за тебя расстроилась»

3 стадия Резюме: Локомоторно-генительная, возраст 3-6 лет. Психосоциальный кризис: Инициативность – вина. Ответ на вопрос: Могу ли я стать независимым от родителей

?
Сильная сторона -цель.
Вверх

Стадия 4.

Трудолюбие или чувство неполноценности (6-11 лет).

industry vs. inferiority

В возрасте от 6 до 11 лет дети развивают многочисленные навыки и умения в школе, дома и среди своих сверстников.

Согласно теории Эриксона, чувство «Я» значительно обогащается при реалистичном росте компетенции ребенка в различных областях.

Ребенок задает себе вопрос: А способен ли я?

Позитивный путь:

Когда детей поощряют заниматься любимым делом, учиться новым навыкам (мастерить, готовить, заниматься рукоделием, даже если у них не так хорошо и аккуратно получается), когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость и способности к техническому творчеству.

Негативный путь:

Родители, которые видят в трудовой деятельности детей одно «баловство» и «пачкотню», способствуют развитию у них чувства неполноценности.

Чувство компетентности и трудолюбие у ребенка также сильно зависят от школьной успеваемости. Если школьник усваивает учебный материал медленнее, чем сверстники, и не может с ними соревноваться, то непрерывное отставание в классе развивает у него чувство неполноценности.

Все большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками. В этот период особенно сильный вред наносит негативное оценивание себя по сравнению с другими.

4 стадия Резюме: Латентная, возраст 6-11 лет. Психосоциальный кризис: трудолюбие-неполноценность. Ответ на вопрос: Способен ли я? Сильная сторона -компетентность, уверенность.

Вверх

Стадия 5.

5.Идентичность или смешение ролей (12-19 лет).

identity vs. role confusion

До наступления юности дети узнают целый ряд разных ролей — ученика или друга, старшего брата или сестры, ученика спортивной или музыкальной школы и т. п. В отрочестве и юности важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их в одну целостную идентичность.

Подросток ищет уверенность, безопасность, стремясь быть похожим на других подростков своей возрастной группы. У него развиваются стереотипные поведение и идеалы и, он часто вступает в различные группировки или кланы. Группы «равных» очень важны для восстановления самотождественности. Это вторая важная попытка развития автономности (после 2ой стадии), и она требует бросить вызов родительским и общественным нормам.

Негативный путь развития: Юноши и девушки ищут базисные ценности и установки, охватывающие все эти роли. Если им не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя важными ролями с противоположными системами ценностей, результатом становится то, что Эриксон называет диффузией идентичности.

Подросток становится недоверчивым, стыдливым, неуверенным, исполненным чувства вины и сознания своей неполноценности.

5 стадия Резюме: Подростковая, возраст 12-19 лет. Психосоциальный кризис: Самотождественность Я – ролевое смешение. Ответ на вопрос : Кто я есть? Сильная сторона -верность.

Вверх

Стадия 6.

6.Близость или изоляция (20-25 лет).

intimacy vs. isolation

В поздней юности и ранней взрослости центральным противоречием развития является конфликт между близостью и изоляцией. В описании Эриксона близость включает в себя нечто большее, чем сексуальную близость. Это так же и как сокровенное чувство, которое мы испытываем к супругам, друзьям, братьям и сестрам, родителям или другим родственникам.

Это способность отдать часть себя другому человеку любого пола, не боясь потерять собственную идентичность. Успех при установлении такого рода близких отношений зависит от того, как были разрешены пять предыдущих конфликтов.

  • Например, человеку, который испытывает трудности в том, чтобы доверять другим (1 стадия), будет трудно любить;
  • Человеку, которому необходимо контролировать себя (3 стадия), будет трудно позволить другим пересечь свою границу.
  • Тому, кто чувствует себя неадекватно, будет трудно быть близким с другими.
  • А если человек не уверен в своей идентичности (5 стадия), то ему будет трудно поделиться с другим тем, кто он есть.

Негативный путь развития.

Неспособность устанавливать спокойные доверительные личные отношения и (или) излишняя поглощенность собой ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции.

Читайте статьи: В чем причина вашего одиночества. и 8 типов одиноких (свободных) женщин.

Погруженные в себя люди могут вступать в совершенно формальное личностное взаимодействие и устанавливать поверхностные контакты, без проявления настоящей вовлеченности в отношения, потому что повышенные требования и риск, связанные с интимностью, представляют для них угрозу.

6 стадия Резюме: Ранняя зрелость, возраст 20-25 лет. Психосоциальный кризис: Близость-изоляция. Ответ на вопрос: Могу ли я иметь близкие отношения? Сильная сторона -любовь.

Вверх

Стадия 7.

Генеративность или стагнация (26-64 года).

generativity vs. stagnation

Во взрослости, после того как предыдущие конфликты частично разрешены, мужчины и женщины могут уделить больше внимания и оказать помощь другим людям. Родители иногда находят себя, помогая своим детям. Но не только. Продуктивность выступает как забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену – о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное направление.

Некоторые люди могут бесконфликтно направить свою энергию на решение социальных проблем. Но неудача при разрешении предыдущих конфликтов часто приводит к чрезмерной поглощённости собой: своим здоровьем, стремлению непременно удовлетворять свои психологические потребности, уберечь свои покой и т. п.

7 стадия Резюме: Средняя зрелость, возраст 26-64 лет. Психосоциальный кризис: продуктивность-застой. Ответ на вопрос: Что я собираюсь делать с оставшейся жизнью? Сильная сторона -забота.

Вверх

Стадия 8.

Целостность эго или отчаяние (от 65 лет).

ego integrity vs. despair

На последних этапах жизни люди обычно пересматривают прожитую жизнь и по-новому оценивают ее.

Если жизнь человека была наполнена смыслом и активным участием в событиях, то он приходит к выводу, что жил не зря и полностью реализовал то, что было ему отпущено судьбой.

Тогда он принимает свою жизнь целиком, такой, какая она есть. Но если жизнь кажется ему напрасной тратой сил и чередой упущенных возможностей, у него возникает чувство отчаяния.

Очевидно, что то или иное разрешение этого последнего в жизни человека конфликта зависит от совокупного опыта, накопленного в ходе разрешения всех предыдущих конфликтов.

8Резюме: Стадия 8. Поздняя зрелость, возраст от 65 лет. Психосоциальный кризис: Цельность Я – отчаяние. Ответ на вопрос: Имела ли моя жизнь смысл? Сильная сторона -Мудрость.

Вверх

Эрик Эриксон -(англ. Erik Homburger Erikson; 1902, Франкфурт-на-Майне — 1994, Массачусетс) — психолог в сфере психологии развития и психоаналитик.

Эриксон противопоставил теории Фрейда, подразделявшей психологическое развитие на пять стадий, свою собственную схему, в которой насчитывалось восемь подобных этапов.

Эриксон переименовал так называемую «генитальную стадию» в «юность», а также добавил ещё три стадии взрослого состояния (6,7,8).

Эриксону также принадлежит концепция «эго-психологии», подчёркивающая роль Эго как чего-то большего, чем «служанки Ид» (в представлениях фрейдистов). Именно Эго отвечает за организацию жизни, за обеспечение гармонии с физическим и социальным окружением, за здоровый личностный рост; оно является источником уверенности в себе и собственной идентичности.

Удостоен Пулитцеровской премии в области нехудожественной литературы за книгу «Истина Ганди».

Поделиться ссылкой:

  • Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в WhatsApp (Открывается в новом окне)

Похожее

Что такое интеграция эго?

Ощущение эго-интеграции представляет собой чувство целостности своего «Я». Дети до 3 лет не обладают своим «Я», они отождествляют себя с окружающим миром.

Когда человек ощущает себя комфортно в мире, когда мир становится местом для удовлетворения всех потребностей человека — это и есть интеграция. Т. е. интеграция — самая высокая степень приспособленности.

Согласно эпигенетической теории развития личности Э. Эриксона, интеграция эго проявляется в пожилом возрасте при условии, что человек узнал на собственном опыте мгновения радости и горечь поражений, воодушевлял других. Такую личность не страшит смерть, т. к. она сумела оставить след после себя (в творческих достижениях или своих потомках), тем самым обретя бессмертие.

Эго-идентичность


Эго-идентичность
Эриксон уделял особое внимание развитию эго-идентичности. Эго-идентичность — осознанное ощущение себя, которое человек развивает через социальное взаимодействие, и оно становится «центром» на стадии психосоциального развития идентификации личности и путаницы ролей

Согласно Эриксону, эго-идентичность личности постоянно меняется из-за нового опыта и информации, которую люди получают в результате ежедневных взаимодействий с другими. Личная идентичность дает интегрированное и связное чувство себя, которое сохраняется в жизни человека. Чувство личной идентичности формируется за счет жизненного опыта и взаимодействия с другими, и эта идентичность помогает человеку направлять действия, убеждения и поведение с возрастом.

Эпигенез

Эпигенез — теория, согласно которой каждый человек развивается через последовательность этапов, возникающих в естественном, заранее установленном порядке. Стадии являются последовательными, но они не иерархичны. На каждом этапе человек сталкивается с кризисом или проблемой, которая особенно важна в то время жизни и должна быть решена

Социальное окружение человека оказывает чрезвычайно важное влияние на то, как разрешается каждый кризис, но оно также не определяет порядок появления стадий

Стадии по Эриксону, постулированные в эпигенетической теории общественного развития, связаны с кризисом, который должен быть удовлетворительно разрешен, чтобы развить у человека такие качества, как доверие, автономию и инициативу и т. д. В то время как нездоровые или неудовлетворительные разрешения приводят к недоверию, стыду и сомнению, вине и т. д., что может сделать человека психологически обеспокоенным.

Теория развития личности Эрика Эриксона среди других подходов


Эрик Эриксон
Теория Эриксона непосредственно не стремится достичь обучающих, развивающих и педагогических целей; концепция описывает существующее положение как норму и выделяет нежелательные пути развития. Данную теорию можно рассматривать как руководство для психотерапевтической деятельности, отнюдь не для профессионалов по формированию личности.

Старость (65 лет и старше)

Конфликт этого этапа – цельность и безнадёжность. В старости люди производят оценку своей жизни – чего я достиг? Имела ли моя жизнь какую-то ценность?

На последнем этапе психосоциального развития происходит принятие себя. Жизнь уже не получится прожить второй раз – это факт, и не стоит горевать об этом. Необходимо избавиться от гнетущих мыслей, что что-то не получилось или на что-то не хватило времени. Такими размышлениями прошлое не исправишь, а вот будущее испортишь без особого труда.

«Я – тот, кем я стал. Моя жизнь такова, какой я её прожил. Всё хорошо», – такие мысли говорят об успешном завершении психосоциального развития личности.

Надеемся, эта статья оказалась полезной для вас. А чтобы еще лучше узнать себя, предлагаем пройти наш курс «Самопознание». На этой онлайн-программе всего за 4 недели с помощью психологических тестов и упражнений вы узнаете, чего действительно хотите в жизни, поймёте свои сильные и слабые стороны.

Желаем успехов!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Как научить ребенка читать: правила, советы и рекомендации
  • Подборка курсов для детей и родителей
  • Гленн Доман «Гармоничное развитие ребёнка» — краткое содержание
  • Формирование самосознания
  • Масару Ибука «После трёх уже поздно» — краткое содержание
  • Как мотивировать ребёнка к чтению?
  • Социализация личности: коротко о главном
  • Факторы интеллектуального развития ребёнка
  • Настраиваемся на новый учебный год
  • Теория когнитивного развития Пиаже

Ключевые слова:1Самопознание

Зрелось (25-65 лет)

Важным моментом этого этапа является творческая реализация. В зрелом возрасте человеку необходимо сделать выбор между генеративностью и стагнацией, между продуктивностью и инертностью.

На этом этапе человек сосредотачивается на карьере и семье. Успешное прохождение этого этапа приносит индивиду ощущение того, что он реализует собственный потенциал и вносит свой посильный вклад в развитие мира.

Но многие люди переживают ощущение бессмысленности, безнадёжности и разочарования – кризис среднего возраста.

Важными вопросами этого этапа являются:

  • Какое значение имеет моя жизнь на сегодняшний день? Чего я добился? Чем я могу гордиться?
  • Как мне следует провести остаток жизни? Что я должен успеть и что я способен успеть?

На этапе зрелости формируется забота, причём не только о семье, но и забота по отношению к себе. Не нужно обесценивать свои достижения и принижать себя.

Дошкольный возраст или возраст игры (3-6 лет)

Дети начинают более активно и более сознательно контактировать со сверстниками, интересоваться различными трудовыми занятиями. Социальный мир требует от ребёнка формирования новых навыков и решения новых для ребёнка задач.

На этом этапе формируется инициативность ребёнка. Родители должны поощрять самостоятельные начинания ребёнка, должны давать ему возможность проявить фантазию, любознательность и творческие способности.

Гиперопека и слишком жёсткие рамки ограничивают поле для фантазии ребёнка, а также формируют у него чувство вины. Дети в такой ситуации становятся пассивными и скованными.

Биография Эриксона

Сын датского отца и еврейской матери, будущий великий психолог и психоаналитик Эрик Эриксон родился в 1902 году в Германии, недалеко от Франкфурта. Его родители развелись еще до его рождения, а мать впоследствии вышла замуж за доктора Теодора Хомбургера. Маленький Эрик несколько лет не знал, что доктор Хомбургер был его отчимом. Позже, когда он подписал свои первые статьи о психоанализе и психотерапии, Эриксон использовал фамилию отчима, хотя, когда он стал натурализованным американским гражданином в 1939 году, он выбрал фамилию своего отца.

В отличие от других персонологов, Эриксон не получил формального образования в колледже после его окончания. Он учился в «гуманистической гимназии» в Германии и, хотя и был посредственным студентом, преуспел в изучении истории и искусства. Вскоре после окончания средней школы Эриксон отправился в путешествие по Центральной Европе, несмотря на то, что его отчим призвал его стать врачом. Через год он поступил в художественную школу, но вскоре не смог больше сидеть спокойно и отправился в Мюнхен, чтобы учиться в престижной Академии изящных искусств. Два года спустя Эриксон отправился в Италию, посетив Флоренцию, загорая и бродячие художественные галереи.

В 1927 году «мораторий на работу» закончился, и он был принят на работу учителем в маленькую американскую экспериментальную школу в Вене по рекомендации одноклассника Питера Блоса. Школа была основана Анной Фрейд для детей, родители которых прошли подготовку в области психоанализа. Некоторые из молодых студентов Эриксона сами занимались психоанализом, и «Герр Эрик», как его ласково называли, присоединился к ним.

Эриксон начал изучать психоанализ на горном курорте недалеко от Вены. Там, в качестве частного преподавателя, он сначала познакомился с семьей Фрейда, а затем был принят в качестве кандидата на преподавание в Венский психоаналитический институт. С 1927 по 1933 год Эриксон продолжал свои психоаналитические исследования с Анной Фрейд. Это была его единственная формальная академическая подготовка, не считая сертификата, выданного Ассоциацией преподавателей Марии Монтессори в Вене. Мария Монтессори в Вене. В Вене Эриксон женился на канадке Джоан Серсон, которая также посещала экспериментальную школу Анны Фрейд. В 1933 году семья Эриксона (включая двух сыновей) отправилась в Копенгаген, где Эриксон попытался получить гражданство и помочь основать в этой стране центр преподавания психоанализа. Когда стало очевидно, что эта идея неосуществима, семья эмигрировала в США и обосновалась в Бостоне, где годом ранее было основано психоаналитическое общество. Эриксон практикует в Бостоне в течение следующих двух лет, специализируясь на лечении неврозов, тревоги, расстройств сна и других расстройств у детей. Он также работал в штате клиники Генри Мюррея в Гарварде и занимал должность научного сотрудника-психолога в отделении нейропсихиатрии Гарвардского медицинского училища. Эриксон даже был зачислен в качестве кандидата на докторскую степень в области психологии в Гарварде, но он бросил эту исследовательскую программу после провала первого курса.

В 1936 году Эриксон был принят на работу в Медицинскую школу Йельского университета в качестве преподавателя. В 1938 году он отправился в экспедицию в заповедник «Сосновый хребет» в Южной Дакоте, чтобы понаблюдать за воспитанием детей среди индейцев сиу. Это исследование положило начало заинтересованности Эриксона в изучении влияния культуры на развитие ребенка, теме, которой он посвятил большую часть своей последующей профессиональной деятельности.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]