Методология и методы психологического исследования

Психологическое исследование: требования к организации и его этапы

Классификация методов исследования

Характеристика основных эмпирических методов психологии

Владение методами изучения психологии личности является одним из необходимых компонентов профессиональной деятельности юриста. Юрист должен уметь выявлять, анализировать и учитывать индиви-дуально-психологические особенности личности (свидетеля, подозре-ваемого, обвиняемого) цели их действий и поступков, скрытые мотивы поведения. Выбор методов изучения личности субъектов различных правоотношений в профессиональной деятельности юриста, как и адекватность самих методов, во многом зависит от целей, которые стоят перед ним, и от характера вопросов, требующих разрешения.

Общее понятие о методологии

Метод (от греч. methodos — путь исследования, теория, учение) – это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического и теоретического познания действительности. Другими словами, это путь познания, способ, посредством которого познается предмет науки.
Учение о методе составляет особую область знания – методологию, которая определяется как система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности. Другими словами, методология — это система основных понятий и принципов, лежащих в основе науки и исследования.

Эксперимент

Эксперимент
Специально организованная форма исследования, которая заключается в получении научных знаний при помощи целенаправленного вмешательства в психическую жизнь испытуемого.

Основным признаком, который отличает эксперимент от наблюдения, является активная позиция исследователя.

По своему типу эксперименты бывают следующими: лабораторный, полевой (естественный), констатирующий, формирующий, патопсихологический, психолого-педагогический эксперимент и т.д.

Достоинствами эксперимента является то, что он позволяет исследователю создать определенные условия для того, чтобы вызвать те или иные психические явления или состояния (например, стресс, монотонию, когнитивный диссонанс и т.д.). Эксперимент также позволяет многократно повторять один и тот же опыт, что практически невозможно при помощи наблюдения. В процессе повторений возможно варьирование условиями эксперимента.

Уровни методологии

Методология психологического исследования представлена несколькими уровнями:

  1. Уровень философской методологии. Этот уровень является базовым, создающим основу для всех последующих уровней, и представлен наиболее общими принципами познания мира и мировоззренческими установками. Это та основа, на которой базируется исследовательская деятельность. В роли методологической основы конкретных научных направлений выступают крупные философские учения.
  2. Уровень методологии общенаучных принципов исследования (общая методология научных исследований). Этот уровень представлен универсальными принципами, средствами и формами научного познания, соотносимыми не с какой-либо конкретной наукой, а применимыми к широкому кругу наук. Однако этот уровень методологии остается все же, в отличие от методологии философской, в рамках собственно научного познания, не расширяясь до общемировоззренческого уровня. На этом уровне разрабатываются и общие проблемы построения научного исследования, способы осуществления теоретической и эмпирической деятельности, в частности – общие проблемы построения эксперимента, наблюдения и моделирования.
  3. Уровень конкретно-научной методологии (специальная методология научных исследований). Этот уровень представлен совокупностью методологических принципов, применяемых именно в данной конкретной области знаний (например, в психологии). Специальная методология есть реализация философских и общенаучных принципов применительно к специфическому объекту исследования. Это тоже определенный способ познания, но способ, адаптированный для более узкой сферы знания.
  4. Уровень методик и техник исследования (частная методология научных исследований). Этот уровень представлен конкретными эмпирическими методиками, с помощью которых происходят сбор и обработка психологических данных для решения исследовательских задач определенного типа. Конкретные методики, применяемые в психологических исследованиях, не являются абсолютно независимыми от более общих методологических соображений.

Наблюдение

Самым первичным способом получения фактов психической жизни является наблюдение.

Наблюдение

В психологии представляет собой специально организованное целенаправленное и систематическое восприятие психических явлений.

Метод наблюдения предполагает постановку цели, планирование, выделение единиц наблюдения (определенный тип эмоций, слов, жестов и т.п.), условий наблюдения, способ фиксации результатов, количество наблюдателей.

По своему виду наблюдение может быть: полевым и лабораторным, непосредственным и опосредованным, включенным и не включенным, прямым и косвенным, сплошным и выборочным, систематическим и несистематическим.

Преимуществами наблюдения в психологии считается возможность непосредственного восприятия естественного поведения человека, а недостатком – влияние большого количества побочных факторов на процесс и результаты наблюдения.

Методологические принципы в психологии

Методологические принципы в психологии делятся на общенаучные и специальные. Общенаучные методологические принципы действуют на уровне общей методологии научных исследований, специальные — на уровне конкретно-научной методологии.

Существуют следующие основные общенаучные методологические принципы:

  • Принцип детерминизма – причинной обусловленности всех явлений. Каждое изменение того или иного предмета или явления является следствием определенного процесса и результатом воздействия определенных факторов. Согласно этому принципу, все существующее возникает, изменяется и прекращает существование закономерно.
  • Принцип системности – все явления находятся в состоянии непрерывного взаимодействия друг с другом и являются элементами систем. Поэтому каждое явление необходимо рассматривать только в процессе взаимодействия, направленного на достижение целей системы. При исследовании какого-либо явления необходимо, во-первых, оценивать достаточность элементов системы, взятых для анализа и необходимость их для появления нового свойства, во-вторых, необходимо выделение принципа устройства данной системы. Принцип системности возник в ответ на два более ранних метода анализа: механистический и холистский. Механистический подход подразумевал исследование отдельно каждого элемента или его свойств и попытку соединения этих элементов для изучения свойств целого. Холистский подход исследовал свойства целого и распространял их на отдельные элементы.
  • Принцип развития. Развитие – это процесс приобретения объектом принципиально нового свойства как результат реализации отношений. Развитие предполагает преодоление той меры, в границах которой происходит процесс только количественного изменения объекта и предусматривает изменение качества. Развитие связано с эволюцией – усложнением уровня организации объекта. Развитие отличается от формирования (формирование как структурирование системы протекает внутри этапа развития). С принципом развития тесно связан принцип диалектичности.
  • Принцип диалектичности — сформулирован Ф. Энгельсом. Каждый последующий уровень развития объекта возникает на основе предыдущего и преобразовывает его, оставляя за ним определенную роль в регуляции взаимодействия. Любое новое качество объекта – это следствие перестройки его внутренней структуры, которая вызвана требованиями взаимодействия. Перестройка расширяет возможности взаимодействия и изменяет принцип устройства данной системы. Пример: Личность можно рассматривать как физическое тело, биологическое существо и социальное существо. Физическая сущность заключается в потреблении пищи и преобразовании ее в энергию жизнедеятельности. Биологически личность является субъектом психологических отношений; продолжается функционирование первого уровня, преобразованное психическим отражением. Личность как социальное существо является субъектом социально-психологических отношений при продолжении функционирования первых двух уровней в преобразованном виде.

Существуют следующие основные специальные методологические принципы психологии:

  • Принцип психологического детерминизма – сформулирован С.Л. Рубинштейном. Внешнее воздействие преломляется через психику человека и только после этого влияет на его реакции и поведение (преломление внешнего через внутреннее). А внутреннее, в свою очередь, в известной мере определяет те внешние воздействия, которые будут оказывать на него влияние.
  • Принцип единства сознания и деятельности – психика проявляется и формируется в деятельности. Психическое формируется в процессе деятельности и является субъективным выражением объективно протекающих процессов. Формируясь в деятельности, психическое эту деятельность регулирует и придает ей соответствующий характер, направленный на самосохранение и развитие личности.
  • Принцип развития в психологии – психика может быть правильно понята только в том случае, если она рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности. Исследование любого психического явления должно включать в себя характеристику его особенностей в данный момент, историю возникновения и формирования и перспективы развития.

См.также: Методы психологических исследований

Классификация методов: эмпирические, организационные, обработки данных, коррекции.

В психологии весь набор методов можно разделить на четыре большие группы:

· эмпирические методы;

· организационные методы;

· методы обработки данных;

· методы психологического воздействия.

К эмпирическим методам (методам сбора информации) относят наблюдение и самонаблюдение, эксперимент, методы опроса (беседа, интервью, анкетирование), психодиагностические методы (тесты), анализ продуктов деятельности, моделирование.

Самонаблюдение (интроспекция) долгое время было в психологии единственным методом. Считалось, что сознание познаётся иначе, чем внешний мир, познаваемый при помощи органов чувств, и лишь сам человек может судить о том, что происходит в его внутреннем мире (Дж. Локк, Р. Декарт, В. Вундт). Однако данный метод имеет ряд недостатков. Так, далеко не все психические процессы мы можем наблюдать (например, есть неосознаваемые психические процессы). Используя самонаблюдение, трудно быть объективным; кроме того, владея терминологией науки, испытуемый не может адекватно описать своё состояние. В настоящее время субъективный метод (интроспекция) используется в медицине, в космонавтике.

Наблюдение – это последовательное и целенаправленное восприятие психических явлений с целью изучения их изменений при определённых обстоятельствах. Необходимыми условиями для проведения наблюдения являются: чёткий план наблюдения, фиксация результатов наблюдения, выдвижение гипотезы, объясняющей наблюдаемые явления, проверка гипотезы в последующих наблюдениях.

Процедура наблюдения включает следующие этапы:

  • определение цели и задач (для чего? с какой целью?),
  • выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?),
  • выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и в наибольшей степени обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?),
  • выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?),
  • обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

Можно выделить следующие виды наблюдения: внешнее (наблюдение со стороны), внутренне (самонаблюдение), свободное (не имеет заранее установленных рамок, процедуры, программы), стандартизированное (есть чётко продуманная программа, ограничено то, что наблюдается), включённое (исследователь входит в состав группы испытуемых), стороннее ( наблюдатель не заметен для испытуемых, возможно использование зеркала Гезелла).

К недостаткам наблюдения можно отнести следующие:

— на результаты наблюдения могут значительно влиять интересы, потребности, психические состояния и личностные особенности наблюдателя;

— чем сильнее наблюдатель ориентирован на подтверждение гипотезы, тем более искажается восприятие событий;

— наблюдение требует значительных затрат времени.

— длительное наблюдение приводит к усталости, адаптации к ситуации, следовательно, возможна неточность записей.

Эксперимент – исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей. Продуманно создаётся искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство проявляется и оценивается лучше всего.

Виды эксперимента:

а) естественный (в обычных условиях создаётся искусственная ситуация);

б) лабораторный (проводится в лабораторных условиях);

в) констатирующий (изучение определённых психологических явлений);

г) формирующий (включает формирование новых качеств у испытуемых).

Преимущества эксперимента: лучше, чем другие методы, позволяет изучить причинно-следственные связи, понять происхождение и развитие явлений; условия можно повторять. Недостатки: данные естественного эксперимента не всегда точны, результаты лабораторного эксперимента выигрывают в точности, зато уступают в степени соответствия жизни.

Психодиагностические методы (тесты) позволяют фиксировать и описывать в упорядоченном виде психологические различия между людьми (или группами людей, объединённых по каким-либо признакам).

Тест – «проба», «испытание» (англ.). Это краткое стандартизированное испытание, которое поддаётся математической обработке данных.

Виды тестов:

а) тест-опросник (это система заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения соответствия валидности и надёжности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых);

б) тесты-задания (представляют собой систему специальных заданий, на основе успешности выполнения которых судят о психологических характеристиках человека);

в) проективные тесты (в их основе лежит механизм проекции, т.е. человек склонен приписывать неосознаваемые им собственные положительные или отрицательные качества не себе, а другим людям, «проецировать» их на других).

Достоинства тестов: применимы к людям различного жизненного опыта, профессий и возраста. Особое значение тесты имеют в практике профессионального отбора на вакантные рабочие места, а также при аттестации персонала. Недостатки: тесты не учитывают зависимость результатов от уровня развития. Испытуемый может сознательно повлиять на полученные результаты, зная, как устроен тест.

Цель методов опроса – получение информации об объективных или субъективных фактах со слов опрашиваемых. Известны два основных варианта опроса: письменный и устный Анкетирование – это письменный опрос, при котором испытуемым самостоятельно заполняется анкета. Преимущества анкеты: анонимность, большая искренность; возможность массового охвата большого количества лиц. Недостатком анкетирования является отсутствие возможности предвидеть реакцию испытуемых на все вопросы и изменить их содержание в ходе исследования.

Существует два варианта устного опроса: интервью и беседа. Интервью представляет собой опрос «лицом к лицу», т.е. здесь ставится задача в непосредственном контакте с человеком получить от него ответы на определённые, обычно заранее продуманные вопросы.

Беседа – метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе. От собственно опроса беседа отличается большей свободой проведения процедуры. Здесь можно изучать не только содержание ответов, но и подтекст, особенности интонации, поведения. Можно также получать данные путём косвенных вопросов. Недостаток: выводы о психических особенностях испытуемых приходится делать на основе их же ответов. Беседа используется для получения дополнительных данных или для первичного знакомства с испытуемым. Преимущества устного опроса: гибкость опроса, получение более глубокой информации, чем при письменном опросе. Основными недостатками исследователя в процессе беседы и интервью являются бездумное и отрывочное восприятие, неумение внимательно слушать собеседника, анализировать и адекватно интерпретировать полученные факты

Недостатки опроса в целом: данные основаны на самонаблюдении, ответы испытуемых невозможно соотнести с их реальной деятельностью и поведением.

Изучение продуктов деятельности (игровой, трудовой, учебной) представляет собой исследование рисунков, поделок, сочинений и т.д. Разновидность – биографический метод. Ценность изучения продуктов деятельности в том, что исследователь располагает материально зафиксированными продуктами деятельности, он может к ним возвращаться, сравнивать их. Однако при использовании данного метода далеко не всегда можно раскрыть многообразие психической деятельности.

Метод моделирования применяется, когда использование других методов затруднено. Его особенностью является то, что, с одной стороны он опирается на определённую информацию о том или ином психическом явлении, а, с другой стороны, при его использовании не требуется участия испытуемых или учёта реальной ситуации. Модели могут быть техническими, кибернетическими, математическими, логическими и т.д.

Организационные методы:

· сравнительный метод (сопоставление групп испытуемых по каким-либо признакам; наибольшее распространение получил в зоопсихологии и детской психологии);

· метод поперечных срезов (изучение развития каких-либо психических функций путём сравнительного исследования групп испытуемых, отличающихся только по показателю возраста; при этом различия между сравниваемыми выборками по возрасту должны быть тем меньше, чем более ранние периоды развития исследуются)

· лонгитюдный метод (многократное обследование лиц на протяжении длительного времени);

· комплексный метод (в исследовании участвуют представители различных наук, при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности).

Методы обработки данных включают в себя количественный (статистический) анализ и качественный метод (дифференциация материала по группам). Цель применения методов математической статистики: повысить обоснованность выводов психологического исследования за сёт использования вероятностных моделей и логики (т.е подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования).

Методы психологического воздействия – набор приёмов, методов и программ, воздействующих на поведение людей. Данные методы используются после изучения личности или группы с помощью методов сбора информации. Можно выделить три основных метода данной группы: метод предъявления моделей, дискуссия, тренинг.

Метод предъявления моделей основан на использовании механизмов психического заражения, внушения и подражания. Эмоциональное заражение – процесс, основанный на бессознательной передаче от субъекта к субъекту психических состояний разного рода. На основе эмоционального заражения зачастую возникает подражание – копирование поведенческих актов и поступков другого человека. Копирование основано на механизме идентификации: человек хочет быть похожим на того, кто для него авторитетен.

Возможны два варианта использования метода предъявления моделей: предъявление в качестве образцов поведения других людей и использование различных персонажей кинофильмов, произведений художественной литературы и т.д.

Дискуссия – обсуждение какого-либо вопроса с целью найти оптимальное решение. Правила проведения эффективных дискуссий: говорить по очереди, не перебивая друг друга, уточнять смысл сказанного собеседником, предоставлять возможность высказываться каждому участнику дискуссии, периодически резюмировать сказанное в группе. Преобладающим механизмом воздействия в дискуссии выступает убеждение – процесс воздействия на суждения человека силой логических доказательств.

Тренинг – метод воздействия, направленный на создание новых психических образований либо на развитие существующих. Существует три вида тренинга: функциональный (направлен на развитие основных психических функций и процессов – памяти, мышления и воли); аутотренинг (формирование и развитие навыков психической саморегуляции, релаксации); социально-психологический тренинг (тренинг общения, тренинг уверенности в себе, тренинг лидерских качеств и т.д.)

Методы и методика психологии

Определение 2

Под категорией методов в современной научной литературе понимаются способы исследования психических феноменов, психических процессов, психической деятельности.

Основными требованиями к методам психологии выступают следующие:

  • валидность – качество метода, отображающее степень возможных изменений параметра, для изучения которого он предназначен;
  • надежность – качество метода, позволяющее получать аналогичные результаты при многократном его применении;
  • репрезентативность – качество метода, позволяющее ему отображать характеристики контингента исследования.

Определение 3

Под методикой в современной психологии понимается приемы целесообразного проведения определенной работы, реализации определенной деятельности.

Методы психологических исследований

Метод представляет собой способ рассуждения, который состоит из определенных нормативов. В соответствии с ними происходит соотнесение эмпирических фактов и теоретических объяснений.

Метод относительно свободен от процедурных аспектов отбора эмпирических фактов, поскольку не ограничивается определенной предметной областью психологической науки. Он дает возможность определить способы исследовательского отношения к исследуемой реальности. В этом случае методику необходимо рассматривать в качестве процедуры или «техники» сбора данных, которые включаются в различные структуры исследований.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Методология и методы психологического исследования 480 ₽ Реферат Методология и методы психологического исследования 240 ₽ Контрольная работа Методология и методы психологического исследования 220 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Психологи разграничивают структуру общей методики и описание специальной методики. Специальные методики предназначены для включения в разные исследовательские схемы. Например, такой показатель, как кожно-гальваническая реакция (КГР), использовали в науке в условиях, которые существенно отличались друг от друга (идентификация разных видов напряженности, включая операциональную и эмоциональную).

Для отбора переменных при реализации экспериментального метода психологи пользуются разными методиками, включая психологические. Так, наблюдение и измерение переменных могут выступать в качестве условий реализации экспериментального метода. Это предусмотрено для случаев, когда имеется в виду методика как способ получения психологических показателей.

Аналогичен статус методик для выделения переменных, когда они используются как психодиагностические средства при реализации экспериментального метода. Тем не менее, психодиагностика в качестве метода построения психологического исследования с другими целями, чем проверка причинных гипотез, имеет в основе другие нормативы, чем эксперимент.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]