Особенности психологического наблюдения — достоинства и недостатки

Объект и предмет наблюдения

Объектом наблюдения являются отдельные лица в различных ситуациях социального взаимодействия либо большие и малые группы, общности.

Предметом наблюдения выступают вербальные и невербальные акты поведения отдельного человека, группы или нескольких групп в определенной социальной среде и ситуации:

  1. речевые акты, их содержание, последовательность, направленность, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности семантики, лексики, грамматики, фонетики, синхронизация;
  2. выразительные движения, экспрессия лица, глаз, тела, звуков;
  3. движение, перемещения и неподвижные состояния людей, дистанция между ними, скорость и направление движения, соприкосновения;
  4. физическое воздействие: касание, толчки, удары, поддержка, совместные усилия, передача, отнятие, задержка;
  5. сочетание перечисленных признаков.

Объективное наблюдение направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание. Здесь внешняя сторона деятельности и поведения — лишь исходный материал наблюдения, который должен получить свою психологическую интерпретацию и быть осмыслен в рамках определенной теории.

Тестирование

Тестирование
Метод получения психологических фактов с помощью перечня стандартизированных вопросов или задач (теста).

В настоящее время созданы тесты, предназначенные для исследования практически любых психических процессов, состояний и свойств личности. Широкое распространение тестирования в психологии обусловлено тем, что при помощи тестов стало возможным сравнивать и определять психическое развитие отдельных функций и качеств людей относительно нормы и патологии. Кроме того, тестирование позволяет за короткий промежуток времени собрать большое количество материала и достаточно легко его обработать.

Классификации видов наблюдения

Существует несколько классификаций видов метода наблюдения в зависимости от:

  1. степени формализованности — контролируемое и неконтролируемое;
  2. степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации — включенное и невключенное (при включенном наблюдении страдает объективность);
  3. условий организации — открытое и скрытое (при открытом наблюдении люди ведут себя неестественно);
  4. места проведения — полевое и лабораторное;
  5. регулярности проведения — систематическое и случайное;
  6. констатирующее и оценочное;
  7. сплошное и выборочное (при выборочном наблюдении фиксируется поведение одного человека);
  8. наблюдение и самонаблюдение.

Самонаблюдение, в свою очередь, может быть непосредственным (самоотчет) и опосредованным (анализ дневников, писем, автобиографий). Достоинством самонаблюдения является возможность получить информацию, недоступную другим методам исследования.

Психологическое наблюдение: определение понятия

Наблюдение в психологии — один из основных методов познания особенностей объекта эмпирическим путем. Метод предполагает обязательный прееход от описания фактов к объяснениею их сути, формированию психологической характеристики наблюдаемого.

На результат применения научного метода могут влиять такие факторы:

  • уровень знаний в исследуемой области;
  • профессиональный опыт, квалификация наблюдающего;
  • личный опыт, эмоциональные и мыслительные стереотипы, ценностные ориентации психолога.

Наблюдение предполагает невмешательство субъекта в исследуемый процесс или ситуацию.

Метод дает возможность получить полную картину происходящего, отразить ее через записи, таблицы. Особенностью процедуры является сложность, а часто невозможность точно повторить ситуацию наблюдения.

Требования к проведению наблюдения и его эффективность

Для того, чтобы наблюдение было эффективным, оно должно отвечать ряду требований:

  • оно должно быть избирательным, т.е. исходить из четко поставленной цели, выделять определенный аспект изучаемого объекта;
  • оно должно быть плановым и систематическим, т.е. строиться на основе определенного плана и проводиться на протяжении определенного времени;
  • важно как можно подробнее зафиксировать наблюдаемое явление, т.е. необходима полнота наблюдения;
  • в обязательном порядке необходимо определять ситуации наблюдения, выделять единицы и признаки наблюдения, а также способы их фиксации.

Для максимального учета всех этих требований, как правило, составляется программа наблюдения, которая в формализованном виде включает в себя следующие пункты: цели и задачи наблюдения, объект наблюдения, предмет, способ и вид наблюдения, наблюдаемые ситуации, единицы наблюдения, инструментарий наблюдения.

Эффективность наблюдения существенно зависит от значимости данной ситуации для личности наблюдателя. Повышение эффективности наблюдения возможно при наличии отказа от преждевременных оценок и обобщений, многократности наблюдения, подкрепление другими методами, наличия специального оборудования (например, зеркала обратного видения).

Типичные ошибки наблюдателя:

  1. Эффект снисхождения – наблюдатель не решается поставить отрицательную оценку;
  2. Эффект центральной тенденции – тенденции ставить средние оценки;
  3. Логические ошибки (речистый оценивается как умный и т.п.);
  4. Галоэффект – выделив яркую черту, наблюдатель изменяет оценки всех других качеств.

Этический кодекс

Для правильного использования и характеристики метода наблюдения нужно соблюдать основные правила психологии, установленные Этическим кодексом Американской психологической ассоциацией. Исследователь должен придерживаться мер предосторожности.

Если испытание проводится в общественном месте, то получать согласие участников необязательно. А при индивидуальном исследовании нужно получить разрешение субъекта. Психологи должны вести себя аккуратно и стараться не причинить вред окружающим. Если избежать этого не получается, то рекомендуется снизить ущерб.

Вторжение в личную жизнь участников также должно быть минимальным. Но при наблюдениях за поведением членов семьи нужно получить их согласие и объяснить цель задачи. Если человек занимается самонаблюдением, то он может изучать любую сферу своей жизни. Все данные о субъектах остаются конфиденциальными, психологи не имеют права их разглашать. Публиковать можно только полученные результаты без указания имен, адресов и другой личной информации.

Этапы наблюдения:

  • выбор объекта;
  • регистрация данных;
  • создание плана;
  • подбор метода обработки информации;
  • проведение самой процедуры;
  • интерпретация данных.

На первом этапе психолог выбирает объект и субъект, время и место проведения наблюдения. Затем он подбирает наиболее подходящий способ исследования и регистрирует все данные. После плана и выбора методов обработки он приступает непосредственно к самому наблюдению. Полученные результаты интерпретируются для составления отчета.

Преимущества и недостатки метода наблюдения

Преимуществами метода наблюдения являются:

  • непосредственное восприятие и фиксация признаков в реальном времени;
  • оперативность получения информации;
  • объективность и конкретность данных;
  • более точное измерение степени интенсивности актов или способов поведения;
  • возможность проверки опосредованных способов получения информации (анкет и опросников);
  • снятие влияния установок на стереотипность ответов вопросников и соответствующих форм психологической защиты;
  • возможность целостной оценки социальной ситуации.

К числу недостатков метода наблюдения следует отнести:

  • ограниченные возможности наблюдения (не все ситуации можно найти в жизни и создать соответствующие условия);
  • сильное влияние установок и психических состояний наблюдателя;
  • перцептивная готовность на подтверждение своей гипотезы;
  • возможность утомления исследователя вследствие монотонии;
  • влияние исследователя и наблюдаемых им лиц друг на друга;
  • трудности интерпретации вследствие каузально-атрибутивных искажений;
  • значительные затраты времени;
  • поведение наблюдаемых не всегда или не всегда однозначно связано с теми психическими явлениями, которые изучаются;
  • ошибки личностного и психологического происхождения: а) «гало-эффект», основывающийся на обобщенном впечатление наблюдателя, тенденции к оценке ситуации в «черно-белых красках»;
  • б) «эффект снисхождения», который состоит в тенденции давать слишком положительную оценку происходящему под влиянием действительно положительной, но частной черты;
  • в) «ошибка центральной тенденции», которая заключается в стремление усреднять оценки наблюдаемых процессов, т.к. крайние признаки поведения встречаются реже;
  • г) логическая ошибка, основывающаяся на ложности суждения о тесноте связи каких-либо качеств человека («любезность»^ «добродушие»);
  • д) «ошибка контраста», т.е. подчеркивание черт наблюдаемого, противоположных имеющимся у наблюдателя;
  • е) стереотипы «первого впечатления» профессионального, этнического, возрастного планов (например, имеющиеся у наблюдателя стереотипы, ранее сложившиеся по отношению к подросткам вообще, милиционерам вообще и т.п., сказываются в отношении наблюдаемых лиц — представителей этих же категорий).

Отличия наблюдения от эксперимента:

  1. Контроль и управление независимой переменной выше в эксперименте;
  2. В наблюдении контроль побочных влияний очень слаб;
  3. Гипотезы наблюдений менее строги и четки;
  4. В наблюдении менее строгая процедура и менее точное измерение психологических явлений.

Опрос

Опрос
Метод получения ответов на определенные вопросы, которые сформулированы исследователем.

В нем выделяют: анкетирование, беседу, интервью.

Анкетирование – метод психологического исследования с помощью анкет. С помощью анкетирования изучают биографические данные, ценности, установки, личностные черты. Анкета -–перечень вопросов, предусматривает изучение определенной психологической особенности. Анкеты бывают открытыми и закрытыми.

Беседа – метод получения фактов путем общения с респондентом. В отличие от анкетирования исследователь имеет возможность задавать дополнительные вопросы.

Интервью – как и беседа является методом получения фактов путем вербальной коммуникации. Главным отличием является только то, что исследователь только задает вопросы. Он не вмешивается в ответ, в его содержание и форму.

Наблюдение — это что? Типы наблюдений

Что такое наблюдение? Это исследовательский метод, который применяется в психологии для организованного и целенаправленного восприятия и изучения какого-либо объекта. Используется там, где вмешательство наблюдателя может нарушить процесс взаимодействия личности с окружающей средой. Этот метод особенно нужен тогда, когда нужно получить полноценную картину происходящего и понять поведение людей.

Какое бывает наблюдение? Наблюдение — это специально организованное и фиксируемое восприятие какого-либо объекта. Оно может быть опосредованным и непосредственным, внутренним и внешним, невключенным и включенным, косвенным и прямым, выборочным и сплошным, лабораторным и полевым. По систематичности его делят на:
1. Несистематическое наблюдение — это метод, при котором создается обобщенная картина поведения группы людей или отдельного индивидуума в определенных условиях. При этом не ставится цель фиксирования следственно-причинной зависимости и формирования строгих описаний явлений.

2. Систематическое, которое проводится по строго определенному плану. Исследователь при этом регистрирует особенности поведения и условия окружающей среды.


По фиксируемым объектам его делят на:

1. Выборочное наблюдение — это способ, при котором наблюдатель фиксирует лишь некоторые параметры поведения.

2. Сплошное, при котором исследователь фиксирует все особенности поведения без исключения.

По форме наблюдения различают:

1. Осознанное наблюдение — это способ, при котором наблюдаемый человек знает, что за ним наблюдают. При этом наблюдаемый, как правило, находится в курсе целей исследования. Но бывают случаи, когда объекту сообщаются ложные цели наблюдения. Это делается из-за этических проблем относительно полученных выводов. Недостатки осознанного типа наблюдения: психологическое влияние наблюдателя на объект, из-за чего нередко надо делать несколько наблюдений за объектом. Особенности: наблюдатель может воздействовать на поведение и действия объекта, что при необдуманной постановке может сильно изменить результаты; наблюдаемые, в свою очередь, могут из-за некоторых психологических причин выдать ложные действия за свои обычные, смутиться или дать волю своим эмоциям; такое наблюдение нельзя проводить в повседневной жизни человека.
2. Внутреннее неосознанное наблюдение — это способ, при котором наблюдаемым людям ничего неизвестно о том, что за ними ведется наблюдение. При этом исследователь становится частью системы наблюдения. Примером может служить ситуация, когда психолог внедряется в группу хулиганов и не сообщает о своих намерениях. Такая форма наблюдения удобна для качественного исследования поведения в обществе малых групп. При этом наличие наблюдателя становится естественным, что никак не влияет на результаты исследования. Недостатки неосознанного наблюдения: трудность получения результатов; исследователь может быть втянут в конфликт ценностей. Особенности: исследуемый объект ничего не знает о том, что за ним наблюдают; исследователь получает много информации о наблюдаемом. 3. Внешнее неосознанное наблюдение — это способ, при котором исследуемый объект ничего не знает о наблюдении, а сам наблюдатель ведет свою работу без непосредственного контакта с объектом. Данный способ удобен тем, что наблюдатель не стесняет поведение наблюдаемых и не провоцирует их ложные действия.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]