Индивидуальность
В процессе становления личности человек не только усваивает общественные нормы, которые объединяют людей, но и осознает свои отличия от других. Отчасти разница между людьми проявляется уже с рождения — даже младенцы имеют разную внешность и разный темперамент. С годами к этому добавляются различия в знаниях, навыках, мировоззрении и т. д. Это называется индивидуализацией — самоопределением личности, формированием ее уникальных качеств, мировоззрения, нравственных и философских основ.
Индивидуальность, как ее определяет обществознание, — это уникальная психофизиологическая структура человека. Неповторимый комплекс, который складывается из темперамента, характера, интеллекта, мировоззрения, способностей и навыков, внешних черт и т. д. |
Этот термин подчеркивает своеобразие каждого индивида, его самобытность. Ведь даже близнецы, которые совершенно одинаковы с генетической точки зрения, с годами приобретают разный жизненный опыт, а он влечет за собой все больше различий.
Тестовая работа по обществознанию по теме «Человек. Индивид. Личность». 10 класс
Человек. Индивид. Личность.
Вариант 1.
- Качества личности проявляются в:
1) чертах человека как биологического организма;
2) наследственной предрасположенности;
3) особенностях темперамента;
4) социально-преобразующей деятельности.
- Какое из перечисленных качеств человека сближает его с животными?
1) умение общаться при помощи членораздельной речи;
2) способность заботиться о своем потомстве;
3) чувство любви к окружающим;
4) обладание сознанием, способным отображать окружающий мир.
- Общим для человека и животного является:
1) умение защищаться от врагов;
2) обладание членораздельной речью;
3) способность к созданию нового, не имеющего аналогов в природе;
4) способность при помощи сознания отображать окружающий мир.
- Под индивидом понимается:
1) единичный представитель человеческого рода;
2) человек, освоивший общественные формы сознания и поведения;
3) уникальность и неповторимость природных и социальных качеств отдельного человека;
4) человек как носитель ценностей национальной и мировой культуры.
- Игра, учение, труд выступают в качестве:
1) критериев истины; 3) социальных качеств;
2) видов деятельности; 4) биологических потребностей.
- Все люди от рождения обладают:
1) высоким уровнем культуры;
2) усвоенным наследием культуры предков;
3) задатками формирования коммуникативных способностей;
4) знаниями, имеющимися у их родителей.
- Деятельность человека:
1) всегда предполагает создание нового продукта;
2) может иметь как позитивные, так и негативные последствия;
3) всегда направлена на совершенствование общественных отношений;
4) имеет, как правило, негативные последствия.
- К потребностям человека, обусловленным его социальной сущностью, относится потребность:
1) в поддержании здоровья; 3) в трудовой деятельности;
2) в физической активности; 4) в защите от холода.
- Под социализацией личности понимается:
1) усвоение норм и образцов поведения, принятых в обществе;
2) формирование взглядов о себе, своих интересах;
3) совокупность взглядов человека на мир и себя;
4) активность человека, связанная с реализацией его потребностей.
- Роли человека, приобретенные им в процессе взаимодействия с обществом в целом, другими людьми, характеризуют его как:
1) индивид; 3) индивидуальность;
2) личность; 4) физическое лицо.
- Совокупность черт, отличающих данного человека от всех остальных людей, отображается в понятии:
1) гражданин; 2) индивидуальность;3) личность; 4) индивид.
- Верны ли следующие суждения о деятельности человека?
Деятельность человека:
А) определяется как разумом, так и чувствами, эмоциями.
Б) имеет как позитивные, так и негативные последствия.
1) верно только А; 3) верны и А, и Б;
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.
- Верны ли следующие суждения о воспитании и образовании?
Воспитание и образование:
А) обеспечивает передачу и усвоение человеком опыта жизни и образа поведения предыдущих поколений людей.
Б) способствует формированию социально значимых качеств личности человека.
1) верно только А; 3) верны и А, и Б;
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.
- Верны ли следующие суждения о личности человека?
Личность человека:
А) формируется под влиянием общества в целом, других людей.
Б) целиком обусловлена природными задатками.
1) верно только А; 3) верны и А, и Б;
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.
- Верны ли следующие суждения о бессознательном в человеке?
А) Бессознательное в человеке существует только в раннем детстве, по мере взросления оно вытесняется сознательным.
Б) На ранних этапах человеческой истории бессознательное начало превалировало над сознательным.
1) верно только А; 3) верны и А, и Б;
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.
- Верны ли следующие суждения о жизни человека в обществе?
А) В человеке самой природой заложено умение жить в обществе, взаимодействовать с другими людьми.
Б) Социально значимые качества формируются у человека только под влиянием общества.
1) верно только А; 3) верны и А, и Б;
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.
- Вставь пропущенное слово.
А) ___________ , в отличие от других видов деятельности человека, возможно только при наличии партнера.
Б) Решающими условиями социализации индивида, в процессе которых человек усваивает нормы, образцы поведения, знания, опыт жизнедеятельности предыдущих поколений, является образование и __________.
- Социальными качествами человека являются:
1) умение общаться при помощи членораздельной речи;
2) умение защищаться от врагов;
3) умение находить пропитание и обустраивать жилище;
4) способность к продолжению рода;
5) способность преобразовывать природную среду;
6) способность создавать новые предметы, не имеющие природных аналогов.
- Основными человеческими чувствами являются:
1) дружба; 2) вражда; 3) игра; 4) труд;
5) любовь; 6) ненависть; 7) страх.
Человек. Индивид. Личность.
Вариант 2.
- Качеством человека, отличающим его от животного, является:
1) способность к продолжению рода;
2) умение защищаться от врагов;
3) умение находить протипание и обустраивать жилье;
4) страх смерти.
- Какая из перечисленных потребностей человека является социальной?
1) в пище; 2) в тепле; 3) в защите от врагов; 4) в общении.
- Под личностью человека понимаются:
1) своеобразие внешнего облика;
2) качества, которые складываются в процессе взаимодействия с обществом;
3) качества, присущие человеку от рождения, врожденные инстинкты;
4) уникальность и неповторимость отдельного человека.
- Среди необходимых условий социализации индивида, формирования личности
лишнимявляется:
1) осуществление совместной трудовой деятельности;
2) развитие ребенка вне человеческого общества;
3) общение с другими людьми;
4) участие в общественной деятельности.
- Задатками к развитию познавательных способностей обладают:
1) только люди с высшим образованием;
2) только дети, посещающие детский сад или школу;
3) все люди от рождения;
4) дети, родившиеся от образованных родителей.
- Первичная социализация индивида, в процессе которой он усваивает нормы и образцы поведения, осуществляется:
1) на протяжении всей жизни; 3) прежде всего в детском возрасте;
2) в период зрелости; 4) после завершения обучения в школе.
- Необходимым условием осуществления любой человеческой деятельности является:
1) наличие мотива, обусловленного определенными потребностями;
2) одобрение предполагаемых результатов деятельности окружающими;
3) выдвижение позитивной социально значимой цели;
4) наличие взаимопонимания в трудовом коллективе.
- Человек может определить, каков он есть на самом деле:
1) только изолировав себя от общения с другими людьми;
2) не интересуясь мнением других о себе;
3) сравнивая себя с другими людьми, узнавая их мнение о себе;
4) исключительно на основании мнения о себе других людей.
- Роли человека, приобретенные им в процессе взаимодействия с обществом в целом, другими людьми, характеризуют его как:
1) индивид; 3) индивидуальность;
2) личность; 4) физическое лицо.
- Под самопознанием понимается (ются):
1) формирование взглядов человека о самом себе, о своих потребностях, возможностях, интересах;
2) взгляды человека на мир, происхождение вселенной , взаимоотношения природы и людей;
3) усвоение человеком норм и образцов позитивного социального поведения;
4) формирование принципов и правил поведения человека в малой группе.
- Главным в характеристике личности человека является:
1) особенности протекания психических процессов;
2) врожденные задатки способности;
3) особенности мышления и речи;
4) участие в жизни общества, сознательной деятельности.
- Верны ли следующие суждения о свободе человека?
Свобода человека в обществе обозначает:
А) абсолютную вседозволенности и произвол, право делать все, что угодно, не считаясь ни с чем.
Б) ответственность при принятии самостоятельного решения.
1) верно только А; 3) верны и А, и Б;
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.
- Верны ли следующие суждения о деятельности человека?
Деятельность человека:
А) всегда имеет творческих характер и созидательную направленность.
Б) обусловлена только его природными инстинктами.
1) верно только А; 3) верны и А, и Б;
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.
- Верны ли следующие суждения о внутреннем мире человека?
Внутренний духовный мир человека:
А) составляют чувства, эмоции, переживания, связанные с жизнью и общением в социальной среде.
Б) обусловлен особенностями темперамента, мышления и памяти.
1) верно только А; 3) верны и А, и Б;
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.
- Верны ли следующие суждения о самопознании?
А) Чтобы познать себя, необходимо наблюдать за собой и анализировать свои поступки.
Б) Чтобы познать себя, необходимо следить за отношением к себе окружающих, за их оценками своих действий.
1) верно только А; 3) верны и А, и Б;
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.
- Вставь пропущенное слово.
А) Целью познавательной деятельности людей является получение достоверного _____________.
Б) Особым, присущим только человеку свойством, отличающим его от остальных живых существ, является ___________, которое определяется как процесс отражения мира в понятиях, суждениях, теориях, производимых человеческим мозгом.
- Биологическими (природными) качествами человека являются:
1) умение общаться при помощи членораздельной речи;
2) умение защищаться от врагов;
3) умение находить пропитание и обустраивать жилище;
4) способность к продолжению рода;
5) способность преобразовывать природную среду;
6) забота о детях.
- Верны ли следующие суждения о жизни человека в обществе?
А) В человеке самой природой заложено умение жить в обществе, взаимодействовать с другими людьми.
Б) Социально значимые качества формируются у человека только под влиянием общества.
1) верно только А; 3) верны и А, и Б;
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны.
Сильная личность
На протяжении жизни человек может попадать в экстремальные ситуации, которые становятся проверкой того, насколько силен его внутренний стержень — индивидуальность и личность. Насколько укоренились и стали частью «Я» его убеждения, принципы, мировоззрение и т. д.
Австрийские психиатры Бруно Беттельгейм и Виктор Франкл, попавшие в концлагеря во время Второй мировой войны, писали, что от сохранения индивидуальности иногда зависит сама жизнь человека. Условия концлагерей приводили не только к физическому истощению, но и к разрушению личности — целью фашистов было опустить заключенных до уровня индивида, занятого лишь биологическими потребностями. На практике такой индивид хотя и становился «идеальным» послушным заключенным, но быстро терял волю к жизни, память, способности и даже инстинкт самосохранения.
Франклу и Беттельгейму, по их собственному признанию, помогло выжить только стремление сохранить свою индивидуальность —продолжать умственную работу, ставить перед собой жизненные цели, даже если их реализация была на тот момент маловероятной. Так, Беттельгейм, лишенный возможности писать, сочинял книгу в уме, а Франкл вместе с группой врачей организовал тайную службу психологической помощи другим заключенным. Сильную личность как высшую ступень развития характеризует умение преодолевать жизненные обстоятельства, поставив духовные ценности не только выше материальных, но и выше биологических потребностей.
Итак, мы разобрались, что такое личность в обществознании и чем этот термин отличается от таких понятий, как «индивид» и «человек». Помимо теоретического материала предлагаем небольшой тест.
Свойства, характеризующие индивида
У каждого понятия есть свои особые черты, которыми он обладает. Всё дело в том, что в психологии термин «индивид» можно охарактеризовать благодаря ряду свойств. В первую очередь это: пол, возрастная категория, особенности телосложения, и характеристики функционирования мозговой деятельности. Во-вторых, можно смело отнести к свойствам индивида и другие задатки человека, к примеру, тип темперамента. Возрастные качества способны определить ряд характеристик человека, которые его идентифицирую процесс его становления в результате онтогенеза.
Половые признаки выступают отличительными чертами пола. Можно назвать ряд индивидуально-типических параметров, которые представлены с точки зрения общесоматичности, либо же, как конституционные качества, обладающие нейродинамическими отличительными чертами. Нейродинамические характеристики в данном контексте стоит рассматривать как отдельные моменты психики человека.
Что характеризует человека как личность
Само слово «личность» имело негативный оттенок, так как еще с давних времен оно означало маску, под которой скрывается истинное лицо человека.
Обычно, слово «личина» применяли для характеристики социального образа человека, и чаще всего его применяли для оскорбления.
Но прошло много времени, и теперь слово «личность» широко используется как в бытовом обиходе обычных граждан, так и в учебной литературе.
Проявления личности могут носить как постоянный, так и временный характер: в один момент человек может проявить силу воли, а в другой ситуации он может просто промолчать.
Сходство понятий
Говоря о сходстве и соотношении этих двух понятий, стоит отметить, что личность все еще остается индивидом, так как в процессе ее формирования развиваются психические качества, заложенные при рождении. В процессе деятельности человека у него развиваются черты, которые отличают его от других людей. Если говорить о личностных свойствах, то к ним можно отнести:
- Самосознание, когда человек осознает, что ему необходимо что-то делать для развития.
- Зрелость, которая подразумевает подготовленную психику на разных этапах.
- Процесс социализации, который подразумевает взаимодействие с обществом и зависимость от него.
- Направленность, которая предполагает выражение человека в различных ролях.
- Привилегированность, которая предполагает определенное место в обществе в зависимости от силы личности и ее параметров.
Чем отличается индивид от индивидуальности
Хоть эти два слова имеют один корень, значения им присущи совершенно различные. Первый термин можно применить фактически к любому человеку, который живет среди людей, адаптировался в социуме и представляет из себя не только биологический вид, но и представителя общества. А вот второе определение предполагает развитие индивида. Можно развивать природные, врожденные свойства (никогда не стричь волосы, они сами вырастут до невероятных размеров), а можно – получить приобретенные.
Часто люди считают себя индивидуальностями только потому, что пытаются идти против общего мнения. Такие неформалы действительно отличаются от толпы, но проблема в том, что их становится очень много, они уже создают свою неформальную массу. Среди нее татуировки, рваные джинсы, зеленые волосы и тоннели в ушах становятся обыденностью. Так индивидуальным решением можно считать только то, которое придумано самостоятельно, а не скопировано с другого.
Какие отличия между терминами индивид, индивидуальность и личность: характеристика
Берем во внимание:
- Индивид — это единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям.
- Индивидуальность — это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающее многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности.
- Личность — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
Индивид и его структура
Личность индивида можно разделить на три взаимодействующие структуры, как говорит Юнг: эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Первое содержит в себе всю совокупность мыслей, чувств, ощущений и воспоминаний, благодаря которым человек воспринимает самого себя целостно, полно и ощущает себя одним из людей.
Конфликты и воспоминания, ранее хорошо отпечатанные в памяти, но с течением времени забытые, относятся к категории личного бессознательного. Причина того, почему данные воспоминания остались позади и стали забыты, кроется в их недостаточной яркости. В этом чувствуются отголоски Фрейда, но Юнг пошел дальше и сказал о том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, скрыто влияющие на поведение индивида.
К примеру, если у индивида имеется скрытая жажда власти, он будет даже неосознанно к ней стремиться. Подобная схема работает и с человеком, находящимся под значительным влиянием родителей или друзей.
Однажды сформированный комплекс сложен для преодоления, потому что он укореняется в любых отношениях. А что же с коллективным бессознательным? Это более глубокий слой структуры, в котором латентно находятся общечеловеческие воспоминания, мысли предков. Чувства и память общечеловеческого прошлого кроется в каждом индивиде. Содержательная часть коллективного бессознательного одинакова абсолютно для всех людей и является наследием прошлого времени.
На чем основан личный опыт
«Социальное зеркало» постоянно перед каждым из нас. В детстве при оценке собственных способностей человек основывается на мнении ближайшего окружения, с возрастом — на оценках компетентных специалистов. Зрелый человек понимает, что он — индивид, и индивидуальность его уникальна.
Нельзя недооценивать влияние личного опыта. Именно поэтому дети, воспитанные в одной семье, очень разные. У них имеется похожий групповой опыт (но не идентичный). Помимо семьи дети общаются во внешней среде и с разными людьми. Даже близнецы с одним набором генов не могут постоянно находиться в абсолютно одинаковых условиях, встречаться с одинаковыми людьми и испытывать идентичные эмоции.
Именно поэтому каждый личностный опыт уникален. По утверждениям психоаналитиков, определенные инциденты, происшедшие с людьми, вполне могут оказаться критическими, задавая тональность последующим эмоциональным реакциям.
Личностные качества
Под определением «личность» понимается конкретный субъект, который отличается способностью к познанию, самосознанию, эмоциональным переживаниям, а также возможностью влиять на окружающий мир и строить взаимоотношения с другими личностями. Психологи считают, что этот термин обозначает любого, кто занимает в обществе какое-либо положение и способен выполнять определенную роль.
Личность не может формироваться вне общества и без связи с ним, главными ее характеристиками являются следующие потенциалы:
- познавательный;
- творческий;
- коммуникативный;
- ценностный;
- художественный.
Волеизъявление ответственного субъекта, способность контролировать свою жизнь и строить отношения считаются основой развития личности. Это индивиды, которые понимают, что природные влечения не могут управлять разумом, а человек должен сознательно руководить собственным поведением.
К примеру, сформировавшейся личностью нельзя считать трехлетнего ребенка. Он еще не отдает себе отчета в том, почему поступил так, а не иначе, и к каким последствиям может привести его поступок. Он действует на основании воспитания и привычек, появившихся у него в детстве.
Личностью сложно назвать человека, у которого нет устойчивого, твердого «Я». Многие люди живут шаблонно, механически реагируя на происходящее в окружающем их мире, и следуют исключительно влечениям. При наличии адекватных привычек и разумных их внешних проявлениях в социуме появляется приличный человек, но без собственного «Я».
Становление и определение человека как личности — это длительный процесс, который связан:
- с выбором социальных ролей и выполняемых функций;
- осознанием и принятием правил и норм поведения;
- умением выстраивать отношения и быть частью общества;
- ответственно и самостоятельно выбирать модель поведения.
Следует понимать, что в обществе всегда привлекают внимание те, кто способен быть не таким, как все. Но психологи делают акцент на тех особенностях, благодаря которым это происходит. Личностью всегда можно назвать того, кто умеет выделяться, но не всякий, кто выделяется, имеет право считаться личностью. Только достойное поведение является главным социальным признаком субъекта. Выдающиеся люди всегда отличались целеустремленностью, силой воли, их принято воспринимать как пример для подражания.
Взаимосвязь понятий
Всё вышесказанное относилось в основном к различиям между рассматриваемыми понятиями. При этом между всеми ними присутствует взаимосвязь, которую также нельзя оставлять без внимания. Понятия «индивид», «индивидуальность» и «личность» можно рассматривать как ступени личной эволюции человека. Каждый человек становится индивидом сразу после рождения. По мере взросления он приобретает индивидуальность, которая состоит из генетически обусловленных и приобретённых свойств.
Личность и индивидуальность формируются параллельно, в значительной мере под влиянием одних и тех же факторов. Развиваясь психологически, индивид приобретает уникальные черты, которые помогают ему лучше взаимодействовать с обществом и окружающей средой. При этом к нему применимы все три понятия, которые характеризуют его с разных сторон. Каждый человек является индивидом, личностью и индивидуальностью. А то, как его называть, зависит от поставленных целей и задач.