В статье доступным языком описаны основные законы и этапы процесса восприятия, которые необходимо знать каждому.
Мы воспринимаем мир через свои ощущения. При воздействии любых объектов на органы наших чувств, в коре полушарий головного мозга образуются временные нервные связи, условно – рефлекторное процессы; раздражители анализируются и синтезируются. Восприятие – это психический процесс поиска признаков, на основе которых можно сформировать и осмыслить образ. При этом наши ощущения отбираются, систематизируется и некоторым образом интерпретируются.
В результате восприятия мы получаем образ. Один из анализаторов в этом процессе играет ведущую роль и определяет важные признаки, а на их основе – и свойства воспринимаемого объекта. Исходя из анализаторов, принимающих участие в процессе восприятия, различают зрительное, осязательное, слуховое, мышечное и др. восприятие.
У человека, как правило, ведущим органом чувств является зрение, и поэтому свойства восприятия изучались прежде всего на этой основе. Исследуя то, что и как влияет на формирование зрительных образов, представителями гештальтпсихологии (начало 19 века, Германия) были выведены законы зрительного восприятия (по М. Вертгеймеру):
- Если фигуры похожи, то есть если их объединяют какие-то общие признаки (например, форма), то на основании сходства наше восприятие объединяет их в группы.
- Если фигуры расположены близко друг от друга, наше восприятие старается их объединить.
- Если фигуры имеют какие-либо похожие изменения, наше восприятие также старается их объединить и сгруппировать.
- Если фигуры находятся в замкнутом пространстве, они воспринимаются лучше, легче.
- Если фигур несколько, их стараются сгруппировать таким образом, чтобы объединить все без исключения, так, чтобы не осталось ни одной отдельно стоящей фигуры.
Механизм работы мозга, заставляющий придерживаться этих законов зрительного восприятия, наука пока объяснить не может. Поэтому выявленные закономерности пока просто воспринимаются как феноменологические.
К законам восприятия следует отнести и следующие наблюдения:
- Что бы мы ни воспринимали, мозг структурирует поступающие сигналы, воспринимая их как фигуру и фон. То, что нам ясно, чётко воспринимается – это фигура, а её окружение – фон. При переключении внимания фон и фигура могут меняться местами (как на рисунке вазы Рубина). Это выделение «фигуры» из «фона» может касаться не только зрения, но и, например, слуха (мы «выхватываем» из потока шума интересующие слова: например, своё имя), обоняния и т.д.
- Что бы мы ни наблюдали, недостающие фрагменты мозг старается «дорисовать» до целой фигуры, проявить целостность образа. Это касается не только изображения, мелодии, элементов фраз или слов, это и закон восприятия человека человеком: мы домысливаем то, чего не знаем, на основании того, что видим и слышим.
- Но восприятие влияют наши ожидания, догадки, предположения: то, что нам предъявляют, мы воспринимаем, исходя из его окружения, уподобляя похожему. Например, как проявление этого закона, при восприятии человека человеком мы приписываем людям черты, которые ожидаем у них увидеть.
В психологии выделяют также следующие законы восприятия:
- Восприятие связано с работой мышц, с движениями, содержащими информацию об объектах, которые воспринимаются.
- Уже сформировавшиеся образы относительно устойчивы, особенно если связаны с мышлением.
- Необходимым условием правильного восприятия является постоянное поступление новой информации, уточняющей и корректирующей формирующийся образ.
- В процессе развития восприятия формирование образов зависит от получаемого опыта, ощущений, а когда восприятие уже сформировалось, характер образов частично определяется происходящими в организме внутренними процессами.
Этапы процесса восприятия
Если восприятие рассматривать как мыслительный процесс, при котором происходит поиск признаков, формирующих образ и способствующих принятию на этой основе решений, в нём можно выделить следующие этапы:
- Из потока информации выделяются стимулы, и на их основе принимается решение об их отношении к какому-то одному конкретному объекту.
- Из архива памяти извлекаются такие же или похожие по комплексу ощущений признаки. Они сравнивются с текущими признаками, на основании чего формируется суждение о том, что перед нами за объект.
- Воспринимаемый объект относится к какой-то категории, затем продолжается поиск признаков, помогающих определиться с тем, правильные или ошибочно было принято решение.
- Делается окончательный вывод о том, что за объект перед нами, и он наделяется свойствами, присущими объектам одного с ним класса.
Особенности развития человека
Установлены некоторые законы восприятия окружающего мира за счет простых опытов и наблюдений. Так, исследователи сравнивали пассивных детей и подвижных в определенных условиях. Одним из таких опытов являлось наблюдение за людьми, оказавшимися в перевернутом пространстве.
Законы восприятия действуют на всех без исключения. Доказательством тому служит опыт с очками, отображающими окружающий мир перевернутым. Человек, носящий такую оптику, будет приспосабливаться к изменившимся условиям.
Мозг начинает выделять объекты и приводить аналогии, взятые из накопленного опыта. Буквально через месяц человек ощущает себя комфортно в новых условиях и живет обычной жизнью. Но стоит ему снять оптику, как он снова теряется в пространстве на некоторое время.
Заметить законы восприятия легко, когда с трассы съезжаешь на улочки города после длительной поездки на высокой скорости. Все кажется настолько медленным, что создается впечатление, будто идешь пешком. Для восстановления ощущения скорости достаточно остановиться совсем на час-другой. Пример с оптикой требует большего времени на адаптацию к меняющимся условиям.
Восприятие цвета
На сегодняшний день психологи выделяют два основных уровня: ощущение цвета и его восприятие. Но есть ещё один уровень – «чувство цвета» – и он важен и специфичен в художественном творчестве. Если ощущение цвета обусловлено физиологией зрения и считается простейшим психическим актом, то восприятие – процесс более сложный, связанный с определёнными психологическими закономерностями. А вот чувство цвета связано скорее с эстетической и эмоциональной сферами.
Существуют некоторые законы восприятия цвета человеком. Они обусловлены особенностями восприятия нашим органом зрения цвета при разных условиях. При восприятии цвета играет роль освещение и адаптация, яркость и индукция. Тонкости природы цвета, сочетания и характеристики цветов, законы восприятия цвета человеком – предмет изучения колористики. Но на некоторых моментах мы остановимся подробнее.
Интересно, что цвета, расположенные рядом, оказывают влияние друг на друга. Более того, цвета всегда воспринимаются в зависимости от окружения. Так, одинаковые по размеру, но разные по цвету квадраты воспринимаются по-разному: белый на чёрном фоне кажется большим, чем чёрный на белом фоне. Оранжевый квадрат в красном обрамлении приобретает желтизну, а на желтом фоне – краснеет. Серый квадрат на оранжевом фоне синеет, а на синем приобретает оранжевый оттенок.
Цвет всегда оказывал сильное влияние на человека, воздействуя на его психологическое состояние и физиологические процессы. На нас влияет насыщенность или бледность цвета, его оттенки, его сочетание с другими цветами. Яркие цвета обладают властью привлечь к себе внимание гораздо быстрее, чем бледные. Светлые цвета больше «радуют глаз», чем тёмные. Зная особенности, законы восприятия цвета человеком, можно использовать эти знания в повседневной жизни, в рекламных целях, можно вызывать те или иные эмоции, создавать определённый настрой, формировать ассоциации и образы.
Психологи на основании цветовых предпочтений человека могут проанализировать его психофизиологическое состояние (тест Люшера).
Каждый цвет по-своему воздействует на психику человека, вызывает разные ассоциации. Рассмотрим некоторые закономерности – общие, важные как в дизайне, так и в жизни, законы восприятия цвета, выявленные психологами.
Красный – это цвет страсти, энергии, напора, интенсивности, огня, силы. Он возбуждает нервную систему, улучшает настроение, стимулирует работу мозга. При длительном воздействии может раздражать, даже повышать давление, усиливать стресс.
Оранжевый – солнечный, радостный цвет, весёлый и динамичный, он ассоциируется с дружбой, открытостью, стимулирует, бодрит, обостряет восприятие, благоприятствует решению проблем. Он даёт ощущение счастья и благополучия, ускоряет серцебиение, не повышая давление. Этот цвет жизнерадостности и импровизации. Но от него нужно отдыхать: он может утомить. Это цвет энергии, баланса, энтузиазма. Но иногда он может восприниматься как цвет невежества и лжи.
Жёлтый – это цвет радости, веселья, он притягивает внимание, улучшает умственную деятельность. Жёлтый цвет помогает решить проблемы и задачи, стимулирует мозг, благоприятствует обучению, способствует ясности и точности мысли. Тех, кто предпочитает этот цвет, отличает стремление к независимости, расширение горизонтов восприятия. Но может вызывать лень и даже зависть. Этот цвет лета, золота, солнечного света, идеализма, радости, но и риска, обмана, жадности, болезни.
Зелёный – цвет спокойствия, свежести, расслабляет и успокаивает нервную систему. Это цвет уравновешенности. Считается, что зелёный цвет успокаивает боль, снижает усталость. Это «тихий» цвет. Он, как правило, нравится уравновешенным и спокойным людям, склонным к самоутверждению. Это цвет весны, природы, бодрости, молодости, восстановления, а также неопытности, зависти, неудачи. У некоторых людей он вызывает ассоциацию с деньгами (доллары), даже с жадностью.
Голубой и синий – эти цвета отражают мир, покой, доверие, консерватизм, создают «прохладный» фон. Считается, что эти цвета помогают снять неврологические боли, снижают уровень тревожности, понижают давление. Но при длительном воздействии они вызывают усталость и утомление. Синий считается цветом доверия, уверенности в себе, спокойствия, надёжности, но может восприниматься как холодный.
Фиолетовый – цвет тайны, он мистичен, в нём есть некая магия. Это цвет знаний и богатства, но может вызывать грусть. Этот цвет предпочитают люди с неустойчивым характером, его называют «цветом женского одиночества». Фиолетовый цвет влияет на сердце, кровеносные сосуды, психику.
Чёрный – цвет тайны и глубины, власти и достоинства. Ну в то же время он может провоцировать страх и тревожность.
Белый – цвет света и совершенства, чистоты, простоты, но в тоже время – это цвет холода, а иногда – и пустоты.
Коротко можно так охарактеризовать основные цвета: к возбуждающим относятся красный, оранжевый и жёлтый, к угнетающим– фиолетовый цвет, тёмно-серый фон и чёрный фон, а к успокаивающим – зелёный и голубой цвета.
Исследователь цвета, швейцарский художник И. Иттен, создал модель 12-частотного круга, и на его основе описал семь типов цветовых контрастов, иллюстрируя, как с помощью других контрастных цветов можно усилить или ослабить впечатление от того или иного цвета.
На основании социологических исследований можно расположить цвета, следуя от наиболее к наименее предпочтительным, таким образом: голубой – фиолетовый – белый – розовый – пурпурный – красный – зелёный – жёлтый – оранжевый – коричневый – чёрный.
Восприятие человека развивается постоянно, под влиянием условий его жизни.
Внимание, память, мышление и восприятие можно развивать ежедневно, в увлекательной игровой форме, с помощью упражнений для тренировки мозга и памяти онлайн .
Желаем Вам успехов в саморазвитии!
Почему так происходит?
Правильное восприятие пространства напрямую зависит от движений частей тела человека. Важную роль играет не само перемещение из пункта А в Б, а процесс, в котором участвует работа мышц. Адаптация к меняющимся условиям происходит только через моторику, выполнение повторяющихся манипуляций.
Дети познают окружающий мир через постоянную игру. Взрослые более приспособлены к обучению, познанию чего-то нового при движении. В этом заключаются особенности восприятия, что доказывает простейший опыт:
- Одному из взрослых надели оптику, переворачивающую картинку окружающего пространства, и заставили его сразу двигаться, пытаться выполнять ежедневные функции. Поначалу он был в замешательстве, но довольно быстро перестроился и стал воспринимать мир как обычно.
- Другого взрослого заставили быть пассивным и сидеть в кресле, не совершая вообще никаких движений. Ему также одели аналогичную оптику. Даже спустя длительное время он так и не смог подстроиться к изменившимся условиям.
Правильная запись памяти
Информация об окружающих объектах поступает в центральную нервную систему. Для правильного формирования параметров и свойств предметов требуется постоянный и максимальный приток новых сведений. Это возможно только во время движения тела или хотя бы его частей.
Подходящие условия создают упражнениями, которые выполняют по отработанным схемам. Именно так мы учимся ходить, плавать. В результате многократно повторяющихся действий происходит запись новой информации и ее корректировка при обнаружении несоответствия.
Примером тренировок может служить эксперимент, когда любого человека помещают в бассейн с водой на длительное время. Температура нового пространства комфортная, но подопытный не может ощущать ее благодаря спецсредствам. Накладки полностью покрывают кожу и исключают возможности осязания. Так человек не может ничего слышать, глаза закрыты.
Через некоторое время его извлекают из воды и проверяют состояние. Итогом эксперимента становится:
- нарушение ориентации в пространстве;
- пропадает возможность восприятия хода реального времени;
- снижается способность нормально улавливать параметры окружающих предметов;
- оказываются нарушены способности правильно воспринимать вкусы, звуки, цвета;
- у некоторых людей в результате нарушений появлялись галлюцинации.
Результаты эксперимента позволили сделать вывод: человеку нужна постоянная подпитка информации об окружающем пространстве для правильного его восприятия. Стоит ненадолго переместиться в новые условия, и происходит так называемое разрушение имеющихся надстроек. Часто в простонародье их называют привычками.
Меняются привычки благодаря новому потоку информации об окружающем мире. Чем мощнее будет поток, тем быстрее человек переучивается. В этом случае мышцы становятся чем-то вроде проводников, имеющих малое сопротивление для информации. Они как бы усиливают каналы для ее перемещения прямиком в центральную нервную систему.
Память
Восприятие объектов сопровождается записью устойчивых образов в память, которые сохраняются долго при внезапно изменившихся условиях в пространстве. Так, в приведенном примере, когда человеку надевают очки, перевернувшие картинку, происходит нарушение восприятия. Реальная обстановка не соответствует уже привычной и требуется перезаписать имеющуюся базу.
Второй закон восприятия можно отнести к памяти: длительно сохраняются образы окружающей действительности, мышление их подкрепляет. Опыт с очками является доказательством: стоит их надеть обычному человеку, и он может потеряться. Аналогично происходит, если снять их после длительного ношения: память уже перезаписала привычные образы и снова дискомфорт и дезориентация.
В результате можно сделать выводы: восприятие и понимание напрямую зависит от накопленного опыта человека в процессе познания окружающего мира. Память образов даже после перезаписи в новой обстановке искажает реальные параметры объектов. Мозг всегда ищет соответствия между внешним видом нового предмета и видом ранее встречавшихся образов.
Когда обстановка будет знакомой, мышление в отношении данного вопроса частично отключается, и у человека уже интуитивно происходит восприятие окружающей действительности. Этим объясняется исчезновение дискомфорта в новых условиях. Скорость же адаптации у всех различна, значительно сокращается этот период благодаря «мышечной памяти».
Под изменяющиеся условия потому быстрее приспосабливается молодое поколение, что его представители находятся постоянно в движении. Стоит отметить: если бы пожилые люди занимались ежедневно спортом или хотя бы избегали статичных состояний, то они с легкостью бы переписывали свою область памяти. Имеется в виду та, которая отвечает за восприятие окружающего пространства.
Достаточно просто ходить по помещению, и процесс привыкания к очкам будет намного эффективнее, чем у тех, кто будет сидеть в кресле и обозревать мир только лишь поворачивая голову. Скорость адаптации повышается при задействовании органов слуха, осязания. При ощупывании окружающих предметов объекты познаются быстрее.
Известные труды философов
Основным предположением ученых о приобретении способностей познавать мир было нативистское, или природное. Оно рассматривало вопрос в ключе: вся информация в человека заложена с рождения через гены. Области ума, ответственные за это, формируются по непонятным пока науке законам. Много размышлений на эту тему имеют труды английского психолога и философа Дж. Локка.
В его работах и многих его последователей сравниваются возможные варианты приобретения способностей через труды и опыты. Также приводятся опровержения теории о накоплении памяти в течение жизни. Так, И. М. Сеченов, отечественный психолог, рассматривал роль мышечной памяти в жизни человека.
Д. Бом рассматривал теорию приобретения способностей через движение человека. В его трудах были приведены опыты сравнения адаптации индивида подвижного и пассивного. Но в их трудах не было каких-либо научных доказательств процесса накопления информации. Гипотезы пока остаются неподтвержденными и вызывают сомнения у многих сообществ, занимающихся поиском ответов на этот вопрос.
На данный момент все философы и психологи сходятся лишь в одном: человек впитывает информацию об окружающем мире через органы чувств, но часть поступает через невидимые пути: разум или формируется при рождении. Окружающий мир влияет на сознание и искажает представление об окружающих объектах. Подтверждением этому служит простой эксперимент, приведенный ниже.
Часто человек не сразу может определить явную суть видимого объекта. Подопытному показывают размытый рисунок, ему непонятно, что изображено. Но когда исследователи называют предметы и показывают их очертания, то в мозгу испытуемого сразу вырисовывается полноценная картина с отдельными объектами.
Осмысленность увиденному человек придал при помощи собственного мышления. В этом процессе важна роль проб и ошибок. Каждый раз опровергая свои выводы, мозг корректирует память и в следующий раз определяет предметы безошибочно.
Внутренние конфликты
Процесс восприятия является сложным с точки зрения классификации событий. Его можно описать набором случайностей в жизни каждого индивида. На область памяти, отвечающей за хранение накопленной базы сравнения с окружающим миром, действуют все чувства: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус.
При определенных условиях внутреннее мышление человека вступает в конфликт с врожденным рефлексом — познавать мир таким, какой он есть. Так, при виде летающего человека возникает первая отрицательная реакция: «такого не может быть». Но если он сам будет летать спустя время, то наступит внутреннее спокойствие — адаптация памяти под изменяющиеся условия прошла успешно.
При невозможности адаптироваться, когда у человека возникают внутренние противоречия, наблюдаются сложности с оценкой окружающего пространства. Дезориентация сохраняется, человек не может вести нормальный образ жизни в новых условиях. В этом случае ему потребуется психологическая помощь, тренинги. Вся информация содержится во внутренних структурах мозга. Это доказывают исследование ощущений людей, переживших ампутацию конечности.
Человеку длительное время кажется, что он ею может шевелить, ощущает ее. Это ощущение у многих сохраняется на всю оставшуюся жизнь. Фантомные боли возникают периодически, не давая возможности приспособиться к новой реальности.
Интуитивно человек пытается подхватить отсутствующей рукой падающий предмет или взяться ею за ручку, поручень. Память намертво закреплена в глубинах нервной системы, мозга. Фантомы являются выработанными в течение жизни. Если конечность отсутствует с рождения, то этого эффекта не наблюдается.
Возраст
Законы восприятия в психологии обусловлены процессом развития человека. Сформировавшееся мироощущение труднее нарушить с возрастом. До 9 лет происходит накопление внутренней памяти. По завершении этого временного порога накапливается полная база восприятия окружающего пространства.
Именно к этому периоду жизни человек является приспособленным к жизни. База восприятия уже подготовлена. С этого возраста наблюдаются фантомы после ампутации конечностей.
Явных доказательств, свидетельствующих о психологической составляющей в работе органов чувств, не привел еще никто. Приведенные примеры являются лишь результатами проведенных исследований, объяснить же глубинный смысл восприятия окружающего мира не получается с научной точки зрения. Ученые не могут дать окончательный ответ, как человек может перенимать через органы чувств следующие способности:
- мышление, возможность делать логические выводы;
- интуитивные способности;
- гештальструктуры восприятия.
Не получается дать ответ на вопрос, как эти способности человек перенимает через органы чувств. Изучением этого занимаются в основном философы. Научная точка зрения не объясняет механизмы передачи скрытой информации.
Из опытов видно, что для правильного восприятия мира недостаточно познавать мир известными нам органами чувств. Часть информации об окружающем мире должна поступать по другим каналам, неведомым пока науке.
Выводы из опыта
Правильное восприятие пространства напрямую зависит от физической активности индивида. Существует так называемая мышечная память, хотя ее участие не может быть доказано осязаемыми фактами. При движении более активно работают органы слуха, зрения, осязания.
Так более насыщено проходят внутренние процессы формирования способностей восприятия и понимания прекрасного. Для правильного развития человека необходимо движение. По мнению большинства ученых, адекватные образы складываются только при таких условиях.
Движения могут быть и внутренними, имеет значение, чтобы они были мышечными. Даже зрительное восприятие происходит благодаря хаотичному перемещению зрачка глаза. При статичном его положении объект замыливается. Это может быть связано с адаптацией колбочек, палочек.
Доказано, что такое восприятие противоестественное, оно осуществляется, когда наблюдают торможение всех систем организма. Образ предмета будто исчезает из поля зрения человека.