Занятие с подростками «победить неуверенность в себе»

21 мая 2018

Аверьянова Света

Личность ребенка начинает формироваться задолго до первых слов и шагов. И только через несколько лет – к пятилетнему возрасту – родители увидят результат своих воспитательных усилий. Выразится он в особенностях характера чада, его поведении, интересах, привычках, коммуникативных качествах.

В каждом возрастном периоде происходит закладка «строительных блоков» личности. И для каждого этапа характерны так называемые нормативные страхи, опасения, барьеры.

В общении со взрослыми и сверстниками, в решении игровых задачек и повседневных событиях эти структуры взаимодействуют между собой. Развивается способность решать проблемы, справляться с нестандартными ситуациями, и в итоге – формируется самооценка и уверенность в себе.

Самооценка – это степень осознания своих достоинств и недостатков, оценивание собственных личностных качеств и результатов деятельности.

Самооценка может быть как положительной, так и отрицательной.

А вот уверенность в себе – это цельное, уже сформированное качество, позитивное отношение к себе, готовность преодолевать препятствия на пути к цели.

При этом высокая самооценка не является еще уверенностью в себе, но может стать ее основой в будущем. В воспитательном процессе адекватная самооценка – залог формирования спокойного, обдуманного и безопасного поведения. Поэтому родителям важно знать, как помочь ребенку стать уверенным в себе уже в раннем детстве.

Причины неуверенности

Каждый человек с самого детства хочет получить похвалу родных и близких, услышать поощрение и почувствовать признание, но на пути к этому он встречается с множеством трудностей, которые не всегда удается побороть. Если родители или близкие люди не помогают в критических или проблемных ситуациях, то человек начинает терять веру в себя, и становиться неуверенным.

Неуверенность в себе – это вера в то, что благодаря своим усилиям и стремлениям не получиться достичь желаемого результата. Детская неуверенность не выглядит чем-то страшным и опасным, но если над ней не работать, то во взрослом возрасте она может иметь катастрофические последствия для судьбы человека

Чтобы вырастить уверенную в себе личность, важно знать, какие шаги для этого стоит сделать и чем именно можно помочь ребенку

Чтобы разобраться в проблеме, стоит рассмотреть главные причины неуверенности в себе у детей.

  • Нехватка любви родных и близких. Если ребенку не хватает родительской любви, он инстинктивно считает, что и весь остальной мир относиться к нему также и сам, не желая того, отгораживается ото всех, становясь замкнутым, беспокойным и тревожным человеком.
  • Запугивания со стороны взрослых. Некоторые родители, не способные справиться с ситуацией, могут использовать такие устрашающие ребенка фразы, как «если не будешь слушаться, тебя заберут», «если будешь так себя вести, тебя украдет», и так далее. Это производит определенный эффект, но на подсознательном уровне формирует страх и панику у ребенка.
  • Отсутствие помощи и поддержки. На пути своего развития и роста, ребенок часто сталкивается с чем-то новым и необычным для себя, и не все задачи ему удается преодолевать. Если родители не оказывают помощи и не поддерживают малыша в трудную минуту, не успокаивают и не решают проблему с ним вместе, то у него формируется страх нового и неизведанного, он боится попадать в незнакомую среду, общаться с новыми людьми, что негативно сказывается на его психологическом состоянии.

Помимо основных причин, может возникать еще множество более мелких ситуаций, влияющих на уверенность в себе. Дети дошкольного возраста, как правило, не имеют ярко выраженных проблем с самооценкой, поэтому в группе все более-менее равны, но с переходом в школу ситуация резко меняется.

Родители должны обращать внимание на манеру поведения ребенка после школы, на его общее психологическое и физическое состояние. Если вовремя обнаружить проблему, ее можно безболезненно решить, тогда ребенок будет с радостью ходить в школу, посещать секции и кружки, наслаждаясь жизнью и общением со сверстниками

Коррекция завышенной самооценки

Опасность переоценки собственных возможностей для подростка заключается в завышенных ожиданиях от окружающих людей, что может привести к неспособности удовлетворения собственных амбиций. Это может спровоцировать депрессию. Чтобы сделать самомнение ребёнка нормальным, необходимо выполнить с ним ряд упражнений:


  1. Попросите подростка рассказать, что он думает о себе. После этого необходимо спросить мнение о нём у родных и друзей, сравнив их слова с самооценкой ребёнка. Подтолкните его к размышлению о том, почему слова разных людей о нём настолько различаются. Это поможет ему быть менее высокомерным и научиться объективно оценивать собственные силы.

  2. Подросток должен перечислить занятия, с которыми он очень хорошо справляется хорошо. После этого попросите его назвать знакомых, друзей или близких, которые лучше его справляются с названными делами.
  3. Ребёнок должен назвать собственные недостатки, мешающие его положительным качества стать идеальными. К примеру, он может быть остроумен, но иногда переходит на личности; у него прекрасная физическая подготовка, но он не может играть в командные виды спорта.
  4. Попросите подростка написать 10 отрицательных черт своего характера. После этого он должен подумать, мешают ли они ему жить. А также нужно, чтобы ребёнок понял, являются ли его недостатки помехой для людей, с которыми он общается.
  5. Научите ребёнка задумываться над критическими замечаниями со стороны учителей, родных, подруг, а не воспринимать их как необоснованные придирки. Постарайтесь объяснить, что в случае неудач их причины нужно искать не только в окружающих людях, но и в себе.

Помните, что и заниженная, и завышенная самооценка у подростка не является нормой, и её не нужно поощрять. В дальнейшем проблемы с уверенностью в себе могут привести к неудачам в жизни и нежеланию общаться с людьми из-за различных страхов.

Как воспитать у ребёнка веру в себя:

  • Верьте в малыша. И сделайте так, чтобы он это знал. “Давай собирать пирамидку, зайка, у тебя сейчас всё получится” — это можно говорить даже самым маленьким карапузам. Пусть растут и твёрдо знают — я смогу.
  • Не критикуйте. Все дети талантливы, но мастерство нужно нарабатывать. Когда малыш слышит в свой адрес фразы, типа «Ты неправильно делаешь, у тебя не получается, дай помогу». Он принимает это как данность и смиряется со своей неумелостью. Говорите фразы, которые помогут малышу: «Как интересно у тебя получилось! А как ещё можно сделать? Может, вот так попробуем?».
  • Не сравнивайте. В нашем детстве было принято ровнять по другим «А у Димы аппликация получилась аккуратнее», «А Маша маме помогает», «Катя уже читает по слогам». Но это не мотивация, а принятие, что другие всегда лучше тебя.
  • Пусть ошибается. Ошибки помогают малышу искать разные пути решения задач. Чем больше ребенок ошибается, тем увереннее он становится. Ведь, если что-то пойдёт не так, он всегда найдёт выход.
  • Хвалите. Чаще говорите детям, какие они умнички и как отлично у них все получается. Это положительные установки, которые способствуют адекватной самооценке. Через родителей малыши узнают об окружающем мире точно так же, как и узнают о себе. Вы – их зеркало. Ребёнок считывает вашу реакцию и настроение по поводу него и примеряет на себя.
  • Признавайте свои ошибки. Если родитель не прав, (а так бывает, никто не идеален!), попросите прощения у малыша, расскажите, почему так произошло. Ребенок почувствует, что с его мнением считаются. Осознание своей ценности в семье = уверенность в своих силах.
  • Не требуйте, а просите. «Одевайся, убери игрушки, помой руки, садись заниматься» — такие фразы звучат, как приказы. Представляете, если бы муж вам говорил всё время в приказном тоне, укрепило бы это отношения? “Зайка, давай-ка уберем игрушки, а то можно споткнуться”, “Помой, пожалуйста, руки, мы же только что с прогулки” — такие просьбы не являются сюсюканьем, но звучат вежливо.
  • Не опекайте чрезмерно. «Не лезь, там высоко» «Не трогай, это тяжело», «Не прыгай, упадёшь». Как же тут поверить в свои силы, когда даже опробовать их не можешь. Безопасность малыша превыше всего. Но шишки и синяки – это тоже ошибки.
  • Давайте право выбора. Начните с малого «Ты на завтрак будешь Кашу, или творог?», «Мы пойдём гулять на площадку или в парк?». Ребенок понимает, что он тоже может что- то подумать, прислушаться к себе, предложить — и его услышат. И самооценка малыша растёт.

Как и любая свободная личность, малыш чего-то хочет, а чего-то нет. Когда ребёнок протестует, он даёт понять, что ему это не нравится, пытается сделать по-своему. С мнением ребенка надо считаться, уважайте его желания и точку зрения. Цените его личность, и он научится ценить себя.

Как поднять самооценку девушке

Чтобы повысить самомнение, научитесь любить себя. Для этого определите собственные достоинства и каждый день напоминайте себе о них, особенно в моменты, когда чувствуете неуверенность .

Красивая одежда поможет быстрее повысить самооценку. Чтобы почувствовать, как придать себе уверенности и повысить самооценку с помощью гардероба, подберите собственный стиль

При этом руководствуйтесь своим вкусом и ощущениями — важно, чтобы вы ощущали физический и психологический комфорт в новой одежде. Не пытайтесь копировать чей-либо стиль

Занятия спортом помогут обрести уверенность, ведь регулярные тренировки сделают фигуру стройной и позволят чувствовать себя здоровой и энергичной

Важно, чтобы выбранная физическая нагрузка нравилась. Сбалансированный рацион поможет дополнить эффект от спорта, поскольку подарит лёгкость в теле и улучшит настроение

Не забывайте следить за личной гигиеной. Одежда всегда должна быть чистой, выглаженной и аккуратной. Регулярно мойте голову и расчёсывайте волосы, ведь девушке с неопрятной причёской не получится чувствовать себя красивой.

Научитесь нормально реагировать на похвалу и комплименты. Никогда не отрицайте хороших слов, сказанных в ваш адрес — лучше отвечайте на них благодарностью.

Найдите сверстников с общими интересами, ведь общение с ними пойдёт на пользу вашей самооценке. Постарайтесь подружиться с позитивными и уверенными в себе девочками, которые смогут оценить вас по достоинству.

Как парню стать увереннее

Чтобы парню-подростку приобрести уверенность в себе, необходимо понять, что не нужно стремиться к идеальности. Идеал является условным понятием, которого достичь невозможно. Это не значит, что не нужно стремиться быть лучше, но страдать от собственной неидеальности также не стоит. Поднять самооценку помогут и другие рекомендации:

  1. Высыпайтесь. Недостаток сна негативно сказывается на общем состоянии здоровья и самооценке, ведь сложно чувствовать свою уверенность, когда ощущаешь себя уставшим и разбитым. Следует спать не менее 8 часов в сутки.
  2. Старайтесь быть ответственным. Выполняйте свои обещания — подобное умение является хорошей чертой характера для любого парня. Умение отвечать за свои слова поможет справиться с трудностями.
  3. Ставьте цели и добивайтесь их. Чтобы быть успешнее других мальчиков-подростков, вовсе не обязательно драться с ними — лучше найти стоящее дело, к примеру, заняться спортом.
  4. Помогайте другим. Даже маленькие добрые дела помогут вам почувствовать себя более значимым. Для этого можно помочь сверстнику, пожилому соседу или бездомному животному.
  5. Будьте настойчивым. Не позволяйте другим людям помыкать собой и не бойтесь высказывать собственное мнение, даже если оно отличается от позиции других. Не стоит бояться отказывать кому-то в исполнении просьбы и чувствовать вину за это.

Поиск хороших друзей является не менее важным и эффективным способом, как поднять самооценку парню. Противостоять трудностям значительно легче, когда у вас есть верные товарищи, особенно если вас соединяют общие интересы.

Интервью с неуверенным в себе подростком и комментарий психолога

Вот небольшая история – интервью, девочки 15 лет.

  • В чем заключается ощущение твоей неуверенности в себе?
  • У меня есть комплексы, например, иногда я чувствую себя хуже других. Переживаю, что не смогу добиться успеха в том, в чем другие имеют победу.
  • Как ты думаешь, родители виноваты в том, что ты не веришь в себя?
  • Наверное, да. Мои родители перфекционисты. Когда они указывают мне на мои недостатки, я начинаю злиться. Наверное, они думают, что так помогают мне. Но, на самом деле, делают все только хуже. У меня опускаются руки, я не хочу ничего предпринимать. Я заметила, что на меня хорошо действует похвала. Когда родители гордятся моими успехами, рассказывают о них друзьям. Тогда я готова лезть из шкуры, чтобы быть еще лучше. И хочу доказать всем, на что я способна, если в меня верят.
  • Когда ты почувствовала что не веришь в себя?
  • Я не знаю, когда. Наверное, в школе из-за трудностей в учебе. И ещё из-за переходного возраста, то есть, в подростковый период. Когда замечаешь, как меняется внешность, и тебя это не устраивает. Также из-за экзаменов, потому что думаешь, что ты не справишься. Начинается экзамен, а в голове: «Ну все, у меня ничего не получится! Побыстрей бы все это закончилось».
  • Что тебя успокаивает, помогает?
  • Я люблю смотреть в небо и наблюдать за самолетами. Ещё фотографировать цветы и создавать красивые картинки. Иногда помогает общение с друзьями и родственниками, которые понимают тебя.
  • Присутствует ли у тебя зависть к сверстникам? Как ты относишься к тем, кто лучше тебя?
  • Я пытаюсь в первую очередь смотреть на тех, кто лучше меня, с точки зрения того, чтобы понять, чего мне не хватает. Я стараюсь совершенствовать себя. Зависть, в каком-то смысле, есть, но я никогда не причиню зла. Если у других есть то, чего нет у меня, я компенсирую это в себе и так стремлюсь достичь своего идеала.
  • Страдаешь ли ты от депрессии?
  • Нет. Я контролирую себя. Стараюсь самосовершенствоваться!
  • Спасибо за интервью!

Видно, что у девочки слишком сильно поднята планка. Она чувствует, что любые её усилия, то, что она старается, не будет оценено. Ей «нельзя» ошибаться, делать плохо. Как итог – делать ничего не хочется. Ей стоит учиться совершать ошибки, не бояться этого. Снизить планку, радоваться результатам, которые у неё получаются. Этого эффекта добиться не так просто, как кажется. Потому что в процессе должны участвовать и родители. Без их поддержки подростку сложно меняться.

Как помочь ребенку обрести уверенность в себе и повысить самооценку

Всегда поддерживайте малыша, придавайте ему уверенность, в детском саду попросите воспитателя, чтобы он помог подобрать игры для сплочения детей в группе. Обычно это такие игры, где даже самый маленький и робкий может быть, например, ведущим. В результате у ребенка повышается самооценка, уверенность в себе, он может проявить и показать себя.

Еще один способ, как добавить ребенку уверенности и повысить его популярность в группе — это придумать новую игру (помочь могут родители), принести в сад игрушку и пригласить в свою игру детей постарше. Совместные игры сплачивают детей, у них появляется больше тем для контактов.

А что делать, если ребенок не уверен в себе и не имеет адекватной самооценки? Уважайте своего малыша и то, что он делает, о чем мечтает, к чему стремится. Не смейтесь и не требуйте от него изменить решение. Если уж выбор ребенка вам не по душе, найдите слова, которые докажут вашему ребенку, что это не совсем то или не совсем правильно. Не только вы учите ребенка, но и он вас пусть чему-то научит (какой-то игре, спортивному приему, необычно бросать мяч или сплести фенечку)

Чтобы воспитать в мальчике или девочке уверенность, как показывает практика, не надо бояться позволять малышу спорить с вами — а вдруг он вас переубедит? Заодно поучится аргументировать свои действия — это очень важное качество

Сосредоточьте свое внимание на том, что у ребенка получается хорошо, хвалите его. Оценка должна быть адекватной, похвала — вовремя и по делу

Даже небольшие достижения достойны похвалы, если малыш приложил усилия и чего-то добился (пусть незначительного, на ваш взгляд, успеха). Чтобы вырастить уверенную в себе девочку или мальчика, как рекомендуют психологи, нужно всегда радоваться вместе с ними, ведь ваши дети – самые лучшие и любимые, цените и принимайте малышей такими, какие они есть!

Действия родителей подростка

Если у вашего ребёнка заниженное самомнение, необходимо задуматься, как увеличить его самооценку. Чтобы помочь ему приобрести уверенность в себе, необходимо следовать некоторым советам:

  1. Не критикуйте внешность ребёнка. Поскольку такой подросток не чувствует собственной красоты, родители неосторожным замечанием о его внешних особенностях могут окончательно уронить его самомнение. Даже если критика высказана из благих намерений, ребёнок будет воспринимать её как подтверждение своей непривлекательности.
  2. Помогите подростку решить проблемы с внешностью. К примеру, если у него имеются лишние килограммы, нужно создать мотивацию для занятий спортом, а при проблемах с кожей отвести ребёнка к дерматологу.
  3. Следите за чистотой и опрятностью подростка. Необходимо помочь найти ему свой стиль в одежде, научить правильному сочетанию вещей, подобрать причёску по душе и своевременно стирать и чистить его гардероб.
  4. Проявляйте уважение к его мнению. С подростком нужно разговаривать как с равным себе и не унижать его.
  5. Говорите комплименты и хвалите ребёнка, но только конструктивно и по делу. Если же поводов для подобных слов нет, можно сказать подростку, что вы видите его потенциал, считаете способным и верите в него.
  6. Не сравнивайте своих детей с другими людьми. Подобные замечания не помогут улучшить самомнение подростка — он начнёт чувствовать превосходство сверстников над собой.
  7. Помогите найти увлечение. Взрослым нужно прийти на помощь ребёнку, чтобы раскрыть его способности, таланты и помочь добиться успеха в каком-то занятии. Это поможет ему найти собственное положение в обществе.

Не меньшее значение для повышения самооценки имеет борьба со страхами, которые в большом количестве появляются у подростков. Часто они боятся быть смешными или нелепыми в глазах других.

Родителям следует объяснить, что все люди попадают в странные ситуации, выглядя при этом забавно, но ничего страшного в этом нет. С таким страхом можно бороться и с помощью игровой модели — к примеру, предложить ребёнку поучаствовать в юмористическом спектакле, облачившись в смешной наряд.

Суть веры в себя

Вера ребенка в себя – не что иное, как самооценка. Однако это не единственный компонент. С этим элементом тесно связана тревожность, воля и мотивация. Но обо всем по порядку.

Самооценка

Самооценка – восприятие и оценка человеком самого себя, как в целом, так и по отдельным чертам характера или действиям. На нее влияет:

  • самостоятельное сравнение себя с окружением;
  • чужая оценка;
  • убеждения, ценности, мировоззрение (кто-то ориентируется на внешность, тогда из-за лопоухости может быть снижена самооценка, а кто-то на это даже не обращает внимания);
  • сравнение себя с собой (какой есть, каким хочу быть, каким могу быть, каким должен быть).

Последний элемент – наиболее сложный. Необходимо отметить, что самооценка развивается вместе с человеком. То есть, например, дети младшего школьного возраста могут сравнивать себя с другими и слушать чужую оценку, но не сравнивают сами себя. Умение видеть себя сразу в нескольких проекциях приходит в подростковом возрасте.

Что касается ценностей, то чем младше ребенок, тем этот фактор менее выражен. В плане ценностей при рождении дитя – «чистый лист», только от окружения зависит то, какие у малыша будут складываться ориентиры.

У развитой взрослой личности самооценка устойчивая, адекватная и нормальная. То есть человек знает все свои сильные и слабые стороны, возможности и ограничения. При этом умеет пользоваться ими в свою пользу и всегда видит несколько ходов в каком-либо вопросе. Он знает, что справится, если будет делать «то-то» и не будет «то-то». По крайней мере так должно быть при благоприятном развитии.

Воля

Воля – второй элемент веры в себя.

  • Во-первых, она обеспечивает то самое «что должен, а чего не должен».
  • Во-вторых, развитая саморегуляция (самоконтроль) позволяет ограничивать влияние внешних факторов на самооценку.

Тревожность – черта личности, склонная к изменениям. То есть ее можно регулировать. Однако иногда это особенность психики, которая требует серьезной коррекции. Если речь идет о тревожности, сформировавшейся на фоне негативных факторов (переход в новую школу, поступление на учебу, ссоры с друзьями, неблагополучие семьи), то с ней можно легко справиться. Тем не менее в каждом случае из-за тревожности снижается вера в себя. Вместе с этим нередко тревожность – следствие неуверенности.

Мотивация


Мотивация – стимул к какому-либо действию, жизни. «Тебе нужно поверить в себя», – говорит один человек другому. «А зачем?» – встречный вопрос. Вот наглядный пример роли мотивации в вере в себя. То есть мотивация – это своеобразное согласие на принятие помощи, стимул для веры в себя.

Таким образом, вера в себя не может быть безусловной. Под этим я подразумеваю тот факт, что она должна на чем-то базироваться, чтобы быть устойчивой. Каждый родитель должен уметь заподозрить, выявить проблемы с самооценкой (верой в себя) у ребенка и помочь в ее восстановлении.

Чем опасна неуверенность в себе:

  • замкнутостью;
  • агрессивностью;
  • пассивностью;
  • застенчивостью;
  • чрезмерной покладистостью (слабохарактерностью);
  • страхом;
  • отсутствием целей;
  • неумением строить свою жизнь.

Думаю, не ошибусь, если скажу, что ни один родитель не желает такой судьбы своему чаду. А значит, нужно помогать.

Как формируется самооценка ребенка

Маленькие дети не думают о себе ни хорошо, ни плохо. Восприятие своей личности формируется в процессе взросления и зависит от воспитания. Родители и другие люди, окружающие малыша, оказывают огромное влияние на его самооценку и могут вселить в ребенка уверенность или, наоборот, неуверенность. Вот почему любовь, поддержка и принятие так важны для детей.

В возрасте от 4 до 6 лет дети начинают пристальнее присматриваться к себе и своему месту в обществе. К 7–8 годам у них уже складывается определенное отношение к своей личности. Члены семьи, воспитатели, учителя, друзья влияют на восприятие ребенком самого себя. Если они верят в него, поддерживают его стремления, хвалят за успехи, то тем самым укрепляют его позитивное отношение к себе.

Негативное отношение, неконструктивная критика, игнорирование и обесценивание достижений, наоборот, приводят к тому, что ребенок теряет веру в себя, начинает считать себя никчемным. Заниженная самооценка заставляет человека постоянно сомневаться в своих силах и чувствовать себя недостаточно значимым.

Виды самооценки человека

Чтобы понять, как помочь подростку обрести уверенность в себе, сначала необходимо разобраться, на каком уровне находится его мнение о своей личности. Выделяют 3 вида самооценки: заниженную, завышенную и нормальную (адекватную).

Подросток с заниженной самооценкой постоянно видит в своих действиях, мыслях, качествах характера и других характеристиках личности что-то плохое. Он постоянно сравнивает себя с идеальными образами, а все окружающие люди кажутся ему лучше. Из-за этого он может чувствовать себя жертвой, он не способен принимать комплименты и похвалу и предпочитает проводить время в одиночестве.

У подростков с пониженной самооценкой зачастую нет друзей, отсутствует желание заводить новые знакомства из-за боязни быть осмеянным. Ребёнок может впадать в паническое или тревожное настроение, ему не хочется обучаться новым навыкам из-за страха неудачи. У него также может появиться объект для подражания. Причинами заниженного самомнения могут быть:

  • особенности внешности (лишний вес, неопрятная одежда, ношение очков, низкий или высокий рост);
  • плохая успеваемость в школе;
  • неправильное воспитание;
  • постоянная критика со стороны родителей или учителей;
  • личностные особенности (необычный вкус в одежде, оригинальные увлечения, задумчивость и т. д. ).

Завышенное самомнение в подростковом возрасте встречается значительно реже, нежели заниженное. Оно характеризуется переоценкой собственных возможностей и значимости своей личности. Причинами могут быть сильная внутренняя уязвимость, особенности воспитания или внешняя привлекательность.

Хотя некоторым родителям может казаться, что чем выше мнение о себе, тем лучше, неадекватно завышенная самооценка таит в себе опасность. Такому подростку сложно заводить друзей, поскольку люди рядом с ним чувствуют некомфортно, а в дальнейшем подобное нарушение может привести к депрессии. Признаки завышенного самомнения:

  • уверенность в собственной правоте;
  • неспособность принимать чье-либо мнение, кроме собственного:
  • высокомерие;
  • боязнь совершать ошибки;
  • неумение просить прощения или прощать;
  • восприятие чужих побед как личную обиду.

Единственным видом самомнения, не требующим коррекции, является нормальная самооценка. Родителям ребёнка с адекватным самомнением не нужно думать, как помочь подростку повысить самооценку, поскольку он понимает и спокойно воспринимает собственные достоинства и недостатки.

Нормальная уверенность в себе формируется у ребёнка, воспитанного в семье, где царит уважительное отношение к мнению других, практикуется конструктивная критика и признаётся ценность человека вне зависимости от его наград или достижений. Такие дети хорошо ладят со сверстниками, проявляют уважение к другим людям и добиваются поставленных целей.

Откуда берётся уверенность?

Вера в свои силы – это убежденность человека в том, что у него все получится. Это способность положительно оценивать свои знания, умения и себя в целом.

Если человек верит в свои силы, то их у него становится больше. У него есть ресурс, чтобы справляться с трудностями, браться за сложные задачи, не довольствоваться ролью “середнячка”. И это нужно не только для амбициозных рабочих проектов, уверенный в себе человек сможет состояться везде — в учёбе, увлечениях, взаимоотношениях. Потому, что если человек верит в себя, в него верят другие.

Уверенность идёт из детства. Наша реакция на разные события, на слова людей, на успехи или провалы формируют отношение к своим силам. Мы все можем вспомнить комплексы подросткового периода, детскую стеснительность — а откуда это всё берётся? Правильно, из раннего возраста, из семьи.

Как повысить самооценку ребенку

Формирование самооценки начинается задолго до подросткового возраста, однако с 10–11 лет происходит активное становление личности: у ребенка появляется интерес к самому себе, своим возможностям, способностям, умениям. В этом возрасте очень полезно начинать работу над самооценкой.

Поднять самооценку и помочь ребенку стать уверенным в себе помогут практические советы родителям.

Любите малыша и принимайте его таким, какой он есть. Выражайте свою любовь вербально и невербально: говорите теплые слова, обнимайте, целуйте. Делайте это просто так, без всяких причин. Хвалите его за конкретные действия, например за то, что убрал в комнате, самостоятельно собрал портфель и пр. Не бойтесь перехвалить. Когда вы ругаете малыша, ругайте его за конкретные поступки, а не просто так. Он должен понимать, что ваше недовольство направлено на его действия, а не на личность. Любая критика должна быть конструктивной. Никогда не унижайте малыша, не называйте его глупым, тупым, никчемным. Этим вы только внушите ему, что он ни на что не способен. Лучше подумайте вместе над совершенной им ошибкой и помогите найти способ исправить ее. Поддерживайте ребенка в его начинаниях, хвалите за успехи, подбадривайте, если он чего-то боится Это добавит ему уверенности. Акцентируйте внимание на сильных сторонах личности сына или дочери, а не на недостатках

Помогайте раскрывать таланты, не ругайте за ошибки и промахи Важно научить ребенка адекватно оценивать свои силы и возможности в той или иной сфере жизни. Это поможет ему преодолеть неуверенность в себе и придаст сил двигаться вперед. Поощряйте малыша в достижении успеха, мотивируйте его на новые достижения, поддерживайте его уверенность в своих силах

Научите его достойно проигрывать и не воспринимать проигрыш как трагедию. Развивайте у ребенка новые способности и навыки, которые помогут ему достичь новых высот. Это могут быть даже мелочи, например научиться выращивать цветы в горшках или ухаживать за домашним животным. Чем большего он сможет достичь, тем выше начнет сам себя оценивать. Прививайте сыну или дочери ответственность. Для этого давайте возможность выбирать, как поступать в тех или иных ситуациях и самостоятельно отвечать за свой выбор. Начать можно с малого, например предложить малышу самому выбирать одежду для прогулки или игрушки, которые он хочет взять с собой в детский сад. Научившись самостоятельно принимать решения в мелочах, он сможет делать более сложный выбор. Не решайте за ребенка проблемы, которые он может решить сам. Найдя выход самостоятельно, он почувствует гордость за себя и обретет уверенность в своих силах. Учите сына или дочь заботится о себе, ценить свое физическое и психическое здоровье, выстраивать личные границы, преодолевать застенчивость в отношениях с другими людьми. Поощряйте любознательность малыша, пусть он пробует себя в разных видах деятельности – спорте, искусстве. Это поможет ему получить разнообразные знания и умения и понять, чего он хочет на самом деле. Время от времени просите у ребенка совета, как у равного или старшего. Дайте ему почувствовать себя значимым и нужным.

Работа над самооценкой ребенка может оказаться непростым делом, однако она стоит того, чтобы ей заниматься. Адекватное восприятие самого себя, уверенность в своих силах, умение преодолевать трудности и не давать себя в обиду – важные качества, которые помогут человеку лучше устроиться в жизни.

Период созревания

Развитие нервной системы не останавливается после рождения. Головной мозг, отвечающий за регуляцию организма и поддержание когнитивных способностей, продолжает изменяться. Пропадают переходные рефлексы и закрепляются новые нейронные связи. Кора больших полушарий активно наращивает свой потенциал, помогая индивиду получать новые знания и навыки. Воспитание и социализация влияют на окончательные процессы формирования нервной системы. По этой причине ребенок 4-5 лет особенно подвержен действию хронического стресса и других негативных факторов.

Важную роль в формировании личностных черт играет механизм адаптации. Головной мозг должен защищать собственные структуры от неблагоприятных воздействий. Дети учатся справляться со сложностями и акцентировать внимание на положительных аспектах жизни. В это время семья должна оказывать всяческую поддержку для закрепления защитных рефлексов психики. Дом должен быть уголком спокойствия, а не новой зоной преодоления трудностей. Неблагоприятная семейная обстановка создает предпосылки для снижения социализации и нарушения адаптивных функций сознания.

10-12-летние дети встречаются с новым фактором созревания. Постепенно развивается половая система, оказывающая воздействие на головной мозг и другие органы. Повышается уровень половых гормонов. Тело начинает стремительно изменяться. Подростки часто растут непропорционально, из-за чего появляются комплексы. Кроме того, гормональный фон изменяет характер социальных потребностей.

Актуальность развития уверенности в ребенке


Как видим, проблема формирование в ребенке уверенности в себе актуальна, и должна побудить родителей заняться ею, если к этому есть основания. Как помочь ребенку обрести чувство решительности и смелости, научить его самостоятельности? Для дошколят психологи предлагают добавить уверенности через игру, где они могут раскрыться с лучшей стороны и увидеть лучшие стороны других. Например, такая игра как « За что меня любит мама, или папа, бабушка или дедушка». Дети, если они в группе, могут по-очереди рассказать за что их любят родители. Они могут с помощью игры повысить самооценку в своих собственных глазах и в глазах других детей и взрослых. А такая игра как « Комплименты» дает увидеть малышам свои положительные стороны как бы со стороны. Дети говорят, что им нравится друг в друге. После игры, можно обсудить, что каждый из них узнал о себе нового.

Повышаем самооценку школьнику (6–10 лет)

У школьника впервые возникают два важных мотива: «быть как все» и «отличаться чем–то от всех, быть лучше». Первый нужен, когда действуют общие правила. Второй возникает в условиях соревнования и обращается к самолюбию. Если ребенок достигает успеха в соревновании, то его самооценка повышается.

  • Помогите развить его личный особый навык: художественный или технический.
  • Примите участие в эстафете, олимпиаде, пообещайте награду за успех в контрольной по математике. Не забудьте похвалить за минимальное продвижение и мотивировать на следующий шаг.
  • Вселить уверенность в десятилетку очень просто: объясните, что гордитесь им, его умениями, его лучшими качествами. Что любите его не за что–то, а потому, что он есть, вы цените его как личность и готовы помогать.

Дети очень отзывчивы на искренность взрослых, на поучительный доброжелательный тон.

Они с удовольствием идут на контакт, даже после серьезных конфликтов. Впрочем, конфликтов лучше избегать.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]