Жизненный путь человека – сложная дорога, состоящая из развилок и пересечений с другими дорожками. Место разветвления – это тот выбор, который мы делаем ежедневно, а распутье – встречи с другими людьми и их роль в нашей жизни.
Каждый из нас проходит свой собственный путь. У всех отличаются испытания и жизненные уроки, победы и поражения. О том, какие закономерности встречаются на нем и какие основные ошибки совершаются, вы узнаете из нашего материала. Мы уверена, информация будет для вас полезной: предупрежден, значит вооружен.
Ключевые понятия жизненного пути человека
Психолог Шарлотта Бюлер выдвинула теорию, в соответствии с которой жизнь составляют внутренние и внешние события. В связи с этим она и предложила понятие «жизненный путь личности». Человека мотивируют в первую очередь желание самореализации, поиск себя в творчестве.
Всего есть три линии, по которым проходит жизнь:
- ряд внешних событий, то есть объективная логика;
- переживания, которые связаны с этими событиями, то есть субъективная логика;
- результаты деятельности.
Необходимо различать такие понятия, как жизненный путь человека, время жизни, жизненный цикл. Некоторые ошибочно считают, что это одно и то же.
Проверьте, какие ошибки чаще всего совершают в отношениях все знаки зодиака
Ирина Чукреева
Практикующий звездный астролог
Думаете, что вы не совершаете ошибок в отношениях? Было бы круто. Но на самом деле ошибки совершают все!
Я подготовила документ, в котором подробно описала все промахи, которые допускают знаки зодиака в личной жизни.
Сверьтесь, не замечали ли вы за собой такого поведения. А я подскажу как решить ваши проблемы на любовном фронте!
Ирина Чукреева
Практикующий звездный астролог
Так что скорее читайте, какие ошибки в отношениях вы совершаете или можете совершить и держите все под контролем!
Материалы можно скачать совершенно бесплатно!
×
×
Вот как определяются эти понятия:
- Время жизни. Так называется жизнь человека как биологического организма. Это период от рождения до смерти.
- Жизненный цикл. К ним относятся периоды развития, повторяющиеся с определенным интервалом. Существуют биологические (онтогенез), социальные (социализация, адаптация), биосоциальные (смена поколений, то есть по сутисмена социальных ролей вместе с этапами взросления) циклы, а также семейной, трудовой жизни.
- Жизненный путь. Определяет развитие отдельной личности, ее прогресс.
То есть цикл отличается от пути тем, что имеет последовательность стадий. Смысл заложен изначально и неизменен. У пути же может быть множество вариантов, разветвлений, и их выбор делает сам человек.
Похожесть жизненных путей разных людей проявляется в сенситивных, или критических, периодах. В это время у человека возникает повышенная уязвимость для социальных и биологических факторов.
Единственное, в чем похожи жизненные пути разных людей, это сенситивные (критические) периоды, в чем человек становится более уязвимым. Другое их название – возрастные, или нормативные, кризисы. Иными словами, это жизненные повороты, которые провоцируются серьезными социальными изменениями: поступлением в школу или вуз, уходом в армию, свадьбой и прочим. В такие моменты происходит психическая перестройка личности, имеющая значение для нее.
Что мешает выбору – как снять барьеры
Проблема выбора – частая причина застоя в жизни, ведущего к упущению шансов. В таком состоянии человек не способен объективно увидеть эффективные пути. Это значит, сначала необходимо решить вопрос с регрессивными обстоятельствами.
Что это может быть:
- Состояние потери – близкого человека, старого статуса, важной работы.
- Ограничения в виде внешних обстоятельств – здоровье, финансы, чрезмерные обязательства, прочее.
- Зависимость от авторитетного мнения – властные родственники, лишающие словами или поведением продвижения к мечте, токсичные друзья или близкие.
Это внешние обстоятельства, тормозящие успех. Но существуют и внутренние, мешающие выбрать свой путь в жизни даже тогда, когда для этого есть все нужные условия. И ни те, ни другие, не могут «рассосаться» без вмешательства. Их наличие же говорит о необходимости серьезной работы над собой.
Что относится к внутренним проблемам:
- нежелание терять насиженную зону комфорта;
- отсутствие представлений о конечной цели;
- приобретенная неуверенность в себе, страх потерпеть поражение на фоне закомплексованности;
- смещение ценностей на фоне громкого успеха (достойно воспринять счастье порой оказывается труднее, чем потерю).
Все эти проблемы могут возникать в любом возрасте, и в любом возрасте их решение ведет к открытию истинных жизненных дорог.
Как справляться с гештальтами – подскажет специалист.
Этапы жизненного пути
По классификации Шарлотты Бюлер этапы выделяются с учетом развития основных сфер личности: социальной, психологической, трудовой, семейной, профессиональной.
Всего существует пять этапов жизненного пути каждого человека:
- От рождения до 16-20 лет. На этом этапе еще нет сценария, потому что у человека не произошли какие-то знаковые события. Он еще не работает, у него нет своей семьи.
- От 16-20 до 30 лет. Этот период характеризуется активными действиями в любовной, семейной и трудовой сфере. Оформляются цели и планы, появляются конкретные мечты. Происходит поиск себя. Человек решителен и вместе с тем неуверен в себе.
- От 30 до 50 лет. Можно назвать зрелостью. На этом этапе уже выбрана профессия, создана семья, найдена цель и смысл жизни, происходит формирование личностной самооценки.
- От 50 до 70 лет. Постепенное угасание всех сфер жизни. Вместо работы – пенсия. Дети чаще всего выросли и живут самостоятельно. Время подводить итоги, анализировать свои достижения. Тогда же человек начинает искать, какой социальной активностью ему заняться на этом этапе. Ему свойственно ностальгировать.
- От 70 лет. Больше времени уделяется отдыху. Новые планы практически не строятся, наоборот, чаще анализируется прошлое. Удовлетворение наступает, если реальность соответствует целям, поставленным в молодости. Если же нет, то человек обычно крайне разочарован.
Классификация Бюлер не совпадает с теми, которые предложены другими специалистами или связаны с возрастным развитием личности. Эрик Эриксон, например, отмечает 8 этапов, которые характеризуются определенным кризисом в жизни человека.
Классификация Эриксона выглядит следующим образом:
- Конфликт доверия-недоверия. С 0 до 1,5 лет. Этап, когда ребенок вырабатывает доверие миру и родителям. Если отец и мать достаточно теплы, заботливы и ласковы, то отношение будет доверчивым. В противном случае он не будет доверять окружающим.
- Конфликт самостоятельности и стыда. С 1,5 до 3-4 лет. Ощущение себя самостоятельным и активным делает ребенка удовлетворенным. Однако при частых наказаниях, в том числе словесных, малыш начинает испытывать хроническое чувство стыда, сомневается в своих силах, не желает быть самостоятельным.
- Инициатива и чувство вины. От 3-4 до 6 лет. Любознательность помогает ребенка строить первые планы. На фоне этого он проявляет инициативу. Если родители блокируют любознательность ребенка, называя его навязчивым, то вместо инициативности появляется чувство вины.
- Трудолюбие и комплекс неполноценности. С 6 до 11 лет. На этом этапе ребенку важно заслужить внимание и признание. Тогда же он делает попытки организации трудовой и учебной деятельности. Постоянная критика, сравнение не в лучшую сторону с другими детьми со стороны родителей приводит к чувству неполноценности у ребенка, а стремление к труду не проявляется.
- Идентификация и неопределенность. С 12 до 18 лет. У подростка начинается поиск себя, своего образа и роли. Он пытается найти себя и понять, кто он, что ему нужно, куда он движется. Если он не может самоопределиться, что страдает, потому что не знает, каким он хочет быть, каким может быть, что хочет делать, а что может.
- Социальное взаимодействие и изоляция. С 20 до 45 лет. Период поисков любимого человека, кого-то, о ком можно заботиться. Если близких отношений не было, то, скорее всего, личность остается одинокой.
- Альтруизм и эгоизм. От 45 до 60 лет. Происходит понимание, насколько человеку интересна жизнь поколений, выясняется степень готовности заботиться о других и учитывать их интересы или, наоборот, беспокоиться только о собственном комфорте и жить в свое удовольствие.
- Удовлетворенность жизнью и отчаяние. С 60 лет. Человек решает, напрасно он прожил свою жизнь или нет. Если ему кажется, что его путь был целостным и полным, он достаточно сделал для общества или себя, то ощущает спокойствие в ожидании своего конца. Но если такого чувства нет, то человек может испытывать отчаяние, страхи, включая страх смерти.
Для любой личности жизненный путь играет важную роль. Рассматривать его можно с разных точек зрения.
Вариант 1
Утверждение, что жизненный путь – это постоянный выбор, бесспорно. Люди каждый день вынуждены совершать выбор: с кем дружить, кого любить, как поступать. Эти вопросы заставляют задумываться и взвешивать все «за» и «против». Правильный выбор приводит человека к удовлетворению жизнью, к счастью. Это подтверждают многочисленные литературные примеры.
Герой романа – эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» Пьер Безухов находится в постоянном жизненном поиске. Он размышляет над вопросами: что хорошо, а что плохо? Его волнует проблема любви и ненависти. Что является злом, а что добром в этой жизни? Относительны или абсолютны эти понятия? Общение Пьера с Анатолем Курагиным и ему подобными приводит его к сомнениям и отрицанию идеалов. Из духовного кризиса героя выводит знакомство с масонами. Он понимает, что высшая мудрость одна, она не подразумевает выбора. Нужно верить, совершенствоваться, а достичь этого помогает совесть. Во всех ситуациях выбора нужно руководствоваться только совестью. Определив для себя заниматься деятельным добром, Безухов продолжает прежнюю жизнь «с теми же увлечениями и распущенностью». Нравственные идеалы не совпадают с жизненной практикой. Масоны не разделяли идеи общего блага, к которой стремился Пьер. Он отходит от них. Пытаясь сделать выбор между страстями и добродетелью, герой решает, что не нужно отказываться от страстей. Их нужно просто направлять в благое русло. Когда началась Отечественная война 1812 года, он делает очередной выбор и приобщается к всенародной борьбе с Наполеоном. Весь жизненный путь Пьера состоит из череды выборов. Поиск истины для героя заканчивается в объединении, сопряжении всего существующего. Исходя из этого, в идеале не должно существовать добра и зла, любви и ненависти, они должны составлять единое целое. Сделав свой главный выбор, Пьер обретает счастье.
В ситуации постоянных сомнений находится и герой произведения М. А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов. В начале романа он терзается муками выбора между двумя женщинами Аксиньей и Натальей. Эта проблема постепенно увеличивается в размере, со временем герою приходится выбирать между страстью и семьей. Он делает выбор в пользу страсти. Григорий уходит из семьи к Аксинье. Он разрушает создававшиеся десятилетиями семейные традиции Мелеховых, которые рьяно охранял его отец. С крушением семейного уклада Мелеховых совпадает разрушение общечеловеческих традиций. В стране начинается гражданская война, которая сталкивает брата с братом, отца с сыном. Григорий воюет сначала на стороне белых, потом переходит к красным. Он с трудом силится понять, на чьей стороне правда. Этот выбор утомляет его. Герой мечтает о мирном крестьянском труде, а не о бессмысленном кровопролитии. В бесконечных метаниях проходит жизнь героя. Он обретает умиротворение, только вернувшись домой. Из родных у него остались только сестра и сын. Произведение заканчивается сценой возвращения Григория и его встречей с сыном. Он, наконец, нашел то, к чему стремился все эти годы. Его цель – это дом, родная земля и семья. Это его главный жизненный выбор.
Таким образом, можно сделать вывод, что жизнь – это постоянный выбор. Он подразумевает работу над собой, муки сомнений, принятие решений. От того, что выберет человек, зависит его жизнь, судьба. Быть добрым или злым, счастливым или несчастным решает он сам. Многое находится в наших руках, потому важные решения должны быть взвешенными
Определяя цель жизни и двигаясь к ней, важно не ошибиться. Этому учат нас и произведения великих классиков русской литературы
Проблема поиска жизненного пути человека
Выбор человеком жизненного пути остается за ним самим. Это его ответственность, и стихийный сценарий недопустим. Для выбора нужно анализировать условия, которые окружают личность, свое поведение в соответствии с общественными нормами. Как сам человек, так и общество участвуют в формировании индивидуального сценария.
На жизненный путь влияют особенности личности, ее способности, желания, интересы, а также психологические, социальные и возрастные факторы. Для примера можно привести разные ситуации, когда в одном обществе приняты ранние браки и родители сами находят супруга своему ребенку, а в другом предоставляется право выбирать партнера ему самому.
Когда речь идет о поисках жизненного пути, то в первую очередь подразумевается поиск смысла и цели жизни. Основной вопрос: можно ли это найти и изменить свою судьбу? Конечно, но только если поймете, что хозяин вашей жизни – это вы сами, и ответственность за все, происходящее с вами, целиком лежит на вас. Поэтому важно уметь анализировать свои неудачи, определять, за что именно в них ответственны, и исправлять ошибки. Необходимо разбираться в своих поступках и понимать, какие последствия они влекут, находить причинно-следственные связи и задавать вопрос не «за что?», а «почему, для чего?».
Найти жизненный путь – значит, реализовать себя во всех областях, заниматься тем, что нравится, найти увлечения, место в обществе, любимого человека. Сделать это можно, найдя баланс между желаниями, способностями и обязанностями, то есть хочу, могу и надо. Каждый пункт надо рассмотреть более детально.
Профессиональное самоопределение. Иными словами, вам нужно составить список, где будут ответы на следующие вопросы:
- что вы любите делать?
- что можете делать, причем даже теоретически?
- что из этого приносит хороший доход и (или) общественное одобрение?
Получившийся перечень сравните со списком профессий, которые востребованы сегодня, а также посмотрите, есть ли по ним вакансии в вашем регионе. После изучения рынка труда вы сможете подобрать для себя подходящее занятие, которое к тому же будет стабильно и хорошо оплачиваться.
Личная и социальная жизнь. Не у всех в приоритете профессия. Кто-то ищет смысл жизни и цели своего существования. Поэтому нужно сосредоточиться на своих желаниях, социальных навыках и жизненных принципах. В результате у вас получится три списка. Посмотрите, есть ли в них точки соприкосновения. Если нет, то, возможно, вам стоит формулировать пункты более конкретно. Попробуйте заменить идею «хочу много зарабатывать» на «хочу быть востребованным профессионалом с успешной практикой». Если у вас написано «Нужно видеть только хорошее», то исправьте на «Нужно извлекать пользу из неприятностей», «Я должен усердно трудиться» – на «Моя деятельность должна быть эффективной».
У вас должна быть концепция, отражающая вас как личность, профессионала и человека. Что касается первого пункта, то он значит познание и принятие собственного характера, индивидуальных и психологических особенностей, темперамента и прочее. Профессионал – то, как вы ищете признание. В последнем случае нужно определить, какое место вы занимаете в обществе и какое хотите занимать, каковы ваши социальные роли и какими установками, принципами самовыражения, убеждениями, средствами и образом жизни вы пытаетесь прийти к цели. Говоря простыми словами, что вы хотите получить от мира и можете у него взять, а что хотите и можете ему дать.
Поиску цели помогает ряд действий, направленных на осмысление жизненного пути:
- Устраивает ли вас ваша жизнь и что в ней не так, если ответ «нет»? Проанализируйте этот момент, чтобы искать проблему в узкой сфере или определенной ситуации. Подумайте, что вам не нравится – ваша работа или только конкретное место, которое вы сейчас занимаете?
- Пройдите тест Шварца. Он поможет вам конкретизировать ваши жизненные приоритеты и определить, где вы будете чувствовать себя комфортно.
- Используйте визуализацию и свободные ситуации, чтобы найти ваши истинные желания. Все, что нужно, – расслабиться и закрыть глаза. После чего представить, что происходит с вами через 6-10 лет. Ответьте на вопросы: где вы, чем вы занимаетесь, кто и что находится рядом с вами? Особое внимание уделите деталям.
- Подумайте о мечтах, которые у вас когда-либо появлялись, в том числе детских, странных, даже бредовых. Составьте список и поразмышляйте, почему вы отказались от той или иной из них. Можно ли исполнить хотя бы какую-то одну из них сегодня?
- После этого запишите свои потенциальные цели на основе предыдущего списка. Отметьте возле каждого пункта, есть у вас навыки для достижения, и какие вы можете получить.
- Вам потребуется составить еще несколько списков с учетом предыдущих: деятельность, которую вы готовы выполнять бесплатно; то, что вы будете делать только за плату; то, что можно делать, и чтобы получать доход, и бесплатно. Стремиться нужно к пунктам самого первого списка.
- Теперь вам нужно составить план, который поможет достичь цели. Каждый шаг должен быть максимально подробно расписан. Важно заниматься им каждый день, не откладывая. Например, если вы поняли, какая профессия вас интересует, то уже сегодня можно поискать, где и как ее получить.
Один из важных моментов в поиске пути является отсутствие подражания и копирования чужого успеха. Уникальность – характерная черта человека. Несмотря на одинаковое желание быть счастливым, каждый идет своей дорогой к его исполнению. Ни один жизненный путь не повторяет другой.
«Я закончу школу и…»
Практически каждый школьник мечтает поскорее закончить учебу. Его как бы не касается проблема жизненного пути. Сочинение на эту тему лучше писать старшеклассникам, а точнее, выпускникам. Все — молодые, веселые, счастливые. Ведь скоро наступит свобода: ни учителей, ни контрольных, ни надзора у родителей, ни дневников с замечаниями и оценками.
Желательно объяснить, какие трудности могут поджидать их в будущем. Какой дать совет учащимся, чтобы они не сломались, когда наступят проблемы? Можно привести примеры из своей молодости. Какие ошибки случались. Приведя примеры, нужно в заключение сказать: «Все решаемо в жизни. Вчера было плохо, значит, так нужно. А сегодня все наладилось». Белая, серая и черные полосы — это как перемена погоды. Из этого и состоит жизненный путь. Сочинение-рассуждение на тему «Как я буду реагировать на проблему» — это, так сказать, продолжение. Пусть учащийся подумает, как он поступит в тот или иной момент, как отреагирует.
Подобная тема должна оказаться не просто сочинением, которое написано, оценка за него получена, а потом забудется. Желательно поговорить с детьми всерьез, опираясь на итоги написанных слов. «Жизненный путь» — сочинение довольно серьезное, требующее дальнейшее общение. Талантливый педагог или психолог должен помочь детям разобраться во многом.
Развитие личных качеств человека на жизненном пути
Поиск жизненного пути подразумевает самоактуализацию, что, в свою очередь, означает, что личность максимально раскрывает и использует свои таланты, способности, возможности. Все, что нужно для этого, – вера в свои силы, адекватная концепция своего «я» и соответствующая самооценка, а также навыки саморегуляции. Основные действия, благодаря которым человек находит свое место, в чем заключается жизненный путь человека,- самопознание и самоуважение.
А. Маслоу составил портрет самоактуализированного человека:
- у него есть любовь к себе и самопринятие;
- он принимает других, мир, природу;
- адекватно воспринимает реальность;
- естественен, открыт, независим;
- умеет объективно оценивать реальность;
- чувствует сплоченность с другими людьми;
- строит глубокие межличностные отношения;
- разграничивает средства и цели, добро и зло;
- обладает демократичным характером;
- имеет адекватное чувство юмора, самоиронию.
Наше мышление, мировоззрение, привычки и поступки – вот что направляет человека на жизненном пути. Одни предпочитают созидать, другие – разрушать. Кто-то пессимист и склонен к виктимности, другой – лидер и победитель. Не все способны выстроить счастливый путь, если сталкиваются с травмами, неврозами, имеют комплексы.
Прислушаться к желаниям
Вот что необходимо сделать человеку в первую очередь, если он задумывается о том, как найти путь к новой жизни. Желания – это часть нашего естества. Они индивидуальны и изменчивы, у каждого свои. Но все они носят социальный характер. И желания, благодаря сознательной деятельности человека и его мышлению, рано или поздно перерождаются в некие жизненные цели. Которые и определяют смысл существования.
Верный путь в жизни человеку удастся определить, если он прислушается к самому себе. К тому, чего он хочет. Сильные желания всегда становятся целями, так как они являются мощной стимулирующей энергией для любой деятельности человека – будь то творчество, бизнес, или межличностные отношения.
6 основных препятствий на жизненном пути
Вам кажется, что цель близко, вы ее практически видите, но почему-то приблизиться к ней не можете, потому что вам мешают барьеры:
Барьер 1. Страх перед неудачей.
Как я буду что-то делать? Вдруг у меня ничего не получится? Я не умею, не знаю, не пробовал еще это делать, так как же я смогу что-то выполнить?
А если я начну – и все пойдет не так? И что мне делать тогда?
Не надо ничего нового, буду делать то, что уже выполнял, и у меня получалось. А дальше как видно будет, вдруг что-то и получится.
Конечно, не нужно никаких действий, лучше спрятаться от проблем. Только подумайте вот о чем. Вас пугает неудача – но в чем причина? Вы попробовали, у вас не получилось. И это абсолютно нормально для всех. Пробуйте дальше. И так до тех пор, пока не окажетесь у цели. И ничего страшного!
Барьер 2. Прыжок через пропасть.
Любую цель хочется достичь сразу же, немедленно. Бросить работу, продать квартиру, развестись – и когда у вас больше не будет обязательств, придет время для вашей мечты.
Но стоит подумать и о приземленном: как и на что вы будете жить, например, или о других житейских вопросах. Хотите все и сразу? Но нужно ли вам спешить? Ведь к мечте можно идти размеренно, спокойно, с уверенностью. Пусть и небольшими шагами. Вы не можете запрыгнуть на пятый этаж с первого. Но ступенька за ступенькой – и вы непременно будете там.
Барьер 3. Вы обсуждаете успехи других .
А вот это уже серьезно. Сколько вокруг вас странных личностей, делающих и достигающих чего-то? Как можно удержаться и не поговорить о них с понимающими друзьями, чтобы совместно заклеймить этих нехороших людей позором!
Разве можно спокойно смотреть на них, бегающих на свидания, покупающих новые – абсолютно безвкусные! – вещи и поступающих как хочется! Это требует немедленного обсуждения и осуждения! И невозможно тут же не поделиться со всеми знакомыми?
– Ты что! Это она пришла в кошмарной зеленой блузке в жутких розочках! Или не в зеленой? И без розочек? Неважно!
А затем часами обсуждаются слова и действия других людей и отношение к ним. Но разве только о близких и родных можно поговорить? Ведь в мире живет столько заметных людей: актеров, политиков, блогеров. Как насчет вип-персон? Или даже семьи английской королевы? Вы слышали, как поступила Меган или принц Гарри?
Да-да, все остальные неправы. Они поступают не так, как вы. А вы точно знаете, как надо. Однако мечта ваша как-то связана со всем этим?
Барьер 4. Мне некогда.
– Когда мне это делать, времени-то совсем нет?
– А как же твоя мечта?
– А что с ней будет, подождет.
Конечно, она никуда не исчезнет, подождет. Но если сейчас вы не на пути к своей мечте, значит, вы на пути к чужой? Пока ваша ждет своего времени, реализуется другая? А вам это точно нужно?
Барьер 5. Промывание мозгов «мылом».
Тот, кто что-то продает, хочет продать это во что бы то ни стало. Прямая реклама, как выяснилось, не слишком помогает. Однако универсальное средство существует. Достаточно убедить человека, повлиять на него. Тогда человек купит то, что требуется. Ежедневно по вечерам миллионы доверчивых зрителей с удовольствием позволяют внушить им необходимость многих товаров и услуг.
Здесь действует простейшая формула: «Покупаешь ерунду – обретаешь счастье. Съел таблетку – выздоровел. Купил мазь – все женщины у твоих ног (наоборот тоже действует)». И потенциальный покупатель полностью доверяет ей. Также этот эффект позволяют создать сериалы.
Процедура входит в привычку. Поэтому начинается просмотр следующей серии. Но действительно ли это помогает достичь мечты?
Барьер 6. Не сегодня.
Никаких барьеров больше нет! Настала пора осуществлять мечту. Не говорите: только не сейчас, потому что нет настроения, что я буду делать потом, стоит ли вообще торопиться, если можно начать с понедельника или первого числа месяца, с дня рождения или Нового года… а сейчас-то зачем? И мы сами откладываем и откладываем мечту. Не сегодня!
Нет, именно сегодня! Хотя бы один шаг навстречу. Просто позвонить по телефону или записать в ежедневник. Неважно что, важно движение.
Герои «Войны и мира» в поисках смысла жизни
Каждому хочется прожить достойную жизнь. В любом возрасте человек мечтает о хорошем. В своих сочинениях о жизненном пути школьники, еще не набравшиеся достаточных знаний, пройдя только незначительный период жизни, пишут о своем выборе, не представляя, что их ждет впереди. Это хорошо. Это повод задуматься, пусть сочинение пишется чужими словами и многое не всегда понятно в поступках литературных героев. Но судьбы их, написанные мастером, дадут возможность понять, что главное — иметь перед собой ясную цель и идти к ней.
Пример тому — судьбы героев «Войны и мира». Жизненный путь Пьера – это духовный путь исканий своего места в жизни, полный страданий, ошибок и разочарований, который привел к любви и счастью. Ибо его душевная работа не пропала даром, он научился разбираться в людях, ценить истинное и отвергать фальшивое. Он, внебрачный ребенок, лишенный семьи, любви родителей, был чудаком, над которым смеялись и не принимали его всерьез. Став масоном, он был глубоко разочарован.
Став обладателем огромного состояния, он в одночасье становится человеком, которым восхищались в глаза, а за спиной продолжали считать никчемным. Он познакомился с лестью, подхалимством, заискиванием, прекрасно осознавая это. Любовь к Элен сделала его несчастным, так как он понимал, что эта женщина просто не может любить. Она использует его в своих целях, изменяя ему. Только пройдя через французский плен и полюбив Наташу, он понял смысл жизни, ощутив свою нужность и обретя счастье.
О жизненном пути Болконского писать сочинения предпочитают большинство школьников, так как он более понятен. Этот главный герой, с любовью описанный Л. Толстым, в отличие от своего друга Пьера Безухова, красив собой, уважаем в обществе. Он знает, что необходимо в жизни. Ему не нужно было искать смысла жизни, он видел его в службе Отечеству, заботе о престарелом отце и воспитании малолетнего сына. Наделенный всеми положительными качествами, знающий путь, по которому нужно идти, был ли он счастлив? Ведь именно простое человеческое счастье, по мнению Безухова, есть наивысший смысл жизни.