Как решить личные проблемы: несколько эффективных техник

Доступна консультация по Skype или WhatsApp.

Личность — это совокупность привычных форм мышления, эмоционального реагирования и поведения. Каждый человек является личностью, которая формируется в процессе развития из подражания значимым людям, из усвоенных представлений («что такое хорошо и что такое плохо»), из усвоенных способов находить удовлетворение для своих желаний и реагировать на фрустрацию.

Личность в норме помогает человеку реализовывать свой потенциал, однако такое бывает не всегда. Нередко возникают ситуации, что сформированная личность человека блокирует многие возможности, приводит к серьезным проблемам, снижению качества жизни и серьезно ограничивает человека во многих сферах жизни.

Психологические травмы, перенесенные в процессе развития личности, откладывают отпечаток на личность человека, приводя в последующем к личностным проблемам.

Личностные психологические проблемы

К личностным проблемам относится все многообразие сложностей, с которыми сталкивается человек в различных жизненных ситуациях:

  • Самооценка: заниженная, завышенная или неадекватная.
  • Ригидные или примитивные психологические формы защиты, то есть способы справляться со своими переживаниями.
  • Неспособность соотносить свои желания с реальностью.
  • Стойкие привычки формировать нарушенные отношения с другими людьми из-за несоответствующих представлений о себе в отношениях или о другом человеке.

По степени выраженности личностных проблем можно разделить личностные проблемы у человека с так называемой нормальной (адаптивной) личностью, с акцентуированной личностью и с расстройством личности.

Быть нормальной личностью это не значит соответствовать каким-то шаблонам, скорее наоборот, это способность быть индивидуальностью, иметь свое мнение и обладать внутренней психологической свободой, быть способным любить и работать.

Люди, которые стараются ориентироваться на нормы, не задумываясь, ригидно им следуя, никак не осмысляя их контекст и стараясь не отступать от них никогда, называются нормопатами.

Диагностика состояния психики

Определить причину психологической проблемы можно только при личной консультации со специалистом. Психологи используют несколько способов поиска:

  1. Беседа. С нее начинается диагностика. Найти проблему при первом разговоре обычно не удается, но психолог отмечает, о какой сфере жизни клиент говорит неохотно, и далее работает с ней.
  2. Тесты. Различные опросники, графические методики, тесты свободного выбора помогают выявить скрытые переживания, оценить мировоззрение.
  3. Наблюдение. Проводится в рамках стационара, приемного кабинета или смоделированной проблемной ситуации. Психолог наблюдает, как человек ведет себя, как разговаривает, жестикулирует, в какой позе стоит или сидит. Жесты почти невозможно контролировать, и по ним можно узнать о самовосприятии и мировосприятии человека.
  4. Гипноз. Если пациент скрытен, психолог вводит его в состояние гипноза. Это позволяет выявить подавленные воспоминания, добраться до переживаний, которые пациент игнорирует.

Выявив, что послужило причиной развития проблемы, психолог подбирает подходящее средство терапии:

  • консультации (индивидуальные и групповые);
  • терапевтические игры;
  • тонизирующие и релаксационные упражнения;
  • средства арт-терапии, творческие упражнения, лечение цветом и звуками;
  • сказкотерапию, ведение записей.

Продолжительность лечения и необходимость более серьезных средств подбирается индивидуально. Параллельно психолог занимается просвещением, повышая уровень осознанности пациента.

Нормальная здоровая личность

Нормальную или точнее здоровую личность можно сопоставить с критериями психического здоровья по ВОЗ:

  • Здоровый человек имеет более-менее непрерывное чувство своей идентичности, своего психологического и физического бытия. Важным компонентом этого чувства являются положительная самооценка и уважение к себе. Разумеется, имеется в виду взрослый человек, так как подростку эту задачу еще предстоит решить и это нормально.
  • Для здорового человека характерно возникновение идентичных и понятных переживаний в похожих (однотипных) ситуациях. То есть здоровый человек открыт в своих бессознательных реакциях на те или иные события, и способен их учитывать и согласовывать со своим сознательным мышлением и представлением о себе.
  • Здоровый человек стремится к тому, чтобы быть критичным к себе и продуктам деятельности своей психики (мыслям, идеям, фантазиям, представлениям и т.д.). Это подразумевает как адекватную самооценку, умение посмотреть на себя и свою деятельность со стороны, так и способность учиться на своих и чужих ошибках.
  • Здоровый человек реагирует соответственно силе стрессового события, при тяжелом стрессе может испытывать сильную тревогу, которая мобилизует его на адекватное поведение, чтобы преодолеть угрозу, если это возможно. Если стрессовое событие невозможно было предотвратить (например, смерть близкого), то естественной является реакция горя. Однако на нерезко-выраженные стрессоры такие реакции нехарактерны.
  • Для здорового человека характерным является также способность управлять своим поведением в соответствии с принятыми в данном обществе нормами, законами и правилами. Помимо самоуважения для человека со здоровой психикой важным критерием является также и уважение к другим, а также способность любить. Социальные нормы помогают привести свое поведение в соответствие с окружением, в котором человек находится. Однако здоровая психика также характеризуется и способностью гибко и критично оценивать уместность и нюансы применения тех или иных правил к каждой ситуации.
  • Важной способностью также является планирование собственной жизнедеятельности и возможность реализации запланированного, а также способность быть гибким в процессе достижения цели. Человек со здоровой психикой выступает активным и независимым субъектом своей жизни в изменяющемся мире, осуществляя в нем свое уникальное предназначение.
  • Кроме того, важным является готовность менять свое поведение в зависимости от изменения ситуаций и обстоятельств жизни.

Здоровому человеку легче решать личностные проблемы, если они возникают, и проще обратиться за помощью (в том числе и психотерапевтической) если это будет необходимо.

Кроме того, ценным опытом может быть участие в психологических тренингах, которое может, например, развить уверенность в себе, способность решать те или иные возникающие проблемы, развить навыки коммуникации и т.д.

Психосоматика

На первый взгляд, психическое здоровье не оказывает особого влияния на физическое состояние. Пациенты, приходя на прием к врачу, описывают только физические симптомы, не упоминая о психологических трудностях. Врач не может правильно поставить диагноз, лечение затягивается и не дает результатов. Физические проявления болезни не уйдут, пока не будет устранена истинная причина — психологическая.

Чтобы понять, как нервное напряжение влияет на организм, нужно открыть анатомический атлас. Все органы связаны и объединены двумя системами: кровеносной и лимфатической. В норме все процессы функционируют непрерывно: с кровью в организм поступают питательные вещества, а вместе с лимфатической жидкостью они выводятся из организма.

Но если психологическое равновесие нарушено, возникает нервное напряжение. Мозг, как внутренний менеджер, запускает механизм выживания, заставляющий надпочечники вырабатывать гормон стресса. В ситуации реальной опасности это придает человеку сил, чтобы убежать или вступить в сражение. Психологическая проблема не воспринимается, как объективная опасность, человек остается напряженным и избыток гормонов не расходуется. Постепенно гормон стресса вмешивается в работу головного мозга, пищеварительной и сердечно-сосудистой системы.

Соматическое проявление болезни — наличие симптомов при отсутствии физиологической причины. Блуждающие боли, мышечные спазмы, отеки, мигрень, внезапный приступ аллергии — все эти признаки могут быть соматическими. Если анализы и УЗИ не помогли найти причину недомогания, нужно обратиться к психологу.

Акцентуированные личности

Акцентуированные личности (то есть люди, у которых имеется заострение какой-то одной черты характера, которая может выделять его из окружающих, но и создавать риск для возникновения расстройства) также могут не иметь признаков психического расстройства, если они находятся в благоприятных условиях. Однако, попадая в неблагоприятные условия, у них может развиться то или иное психическое расстройство.

Например, человек с демонстративными чертами личности, попал в ситуацию, где на него хронически не обращают внимание, может чувствовать себя тревожно, болезненно, у него могут развиться истерические симптомы.

У человека с шизоидными (замкнутыми) чертами характера, попавшего в ситуацию, где ему нужно много общаться (например, устроившись на работу продавцом), может развиться депрессия.

Человек с зависимыми чертами личности может легко заболеть в случае, если нарушатся отношения с человеком, от которого он зависит. Ну и так далее.

Психотерапия людям с акцентуацией личности является показанной, так как она может помочь смягчить им болезненные переживания, возникающие в неблагоприятных ситуациях, а также развить недостающие знания и навыки, например, в процессе групповой психотерапии и тренингов личностного роста.

Ее величество Депрессия

Стремительное движение жизни, обилие информации (зачастую негативной), быстро меняющиеся условия обитания и деятельности, развитие мегаполисов, ежедневный стресс – все это не было знакомо человеку до начала ХХ века, поэтому депрессию называют болезнью современного общества. Чувство безнадежности и подавленности знакомо многим людям разного возраста, возникли личные проблемы.

На ранней стадии человек может справиться с этим ощущением самостоятельно, однако, если депрессия затягивается, следует прибегнуть к посторонней помощи для разрешения личных проблем. Только психотерапевт может вытянуть личность из болота депрессивного состояния, вернуть радость от ощущений повседневной жизни, общения с друзьями, семейного быта, взаимоотношений с любимым человеком, превозмочь личные проблемы.

Детские сложности

Психологические проблемы у детей возникают в разные периоды их жизни. Они имеют различную природу. Это могут быть следующие трудности:

  • детская агрессия и импульсивность;
  • замкнутость;
  • капризность и плаксивость;
  • робость и застенчивость;
  • низкая самооценка;
  • высокий уровень тревожности;
  • повышенная обидчивость;
  • упрямство;
  • страхи и всевозможные фобии;
  • невнимательность;
  • трудности с запоминанием информации;
  • различные проблемы психологического развития;
  • плохая успеваемость в школе;
  • сложности с адаптацией в школьном учреждении или садике;
  • проблемы общения со сверстниками и взрослыми;

В случае возникновения какого-либо рода психологических трудностей необходимо обратиться за консультацией к детскому психологу, поскольку психика ребенка – очень хрупкая структура.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]