Жизненный цикл семьи в психологии определяется с момента заключения брака и до прекращения существования малой ячейки общества. Для каждой фазы цикла характерны свои особенности развития, проблемы, кризисы и соответственно пути выхода их них. Понимая динамику становления семьи проще регулировать вектор благополучного сосуществования всех ее членов.
Особенности семейной психологии
Для психологии развития брака характерно наличие следующих компонентов:
- Легенда. Частично измененная история семьи, искаженная ради поддержания мифа благополучного семейного образа. Сознательно легенда воспринимается как неправда, поддерживаемая ради создания внешнего благополучного образа.
- Мифы. Неосознаваемые семейные соглашения, приводящие к созданию образа семьи. Семейный миф — неадекватный образ, призванный преодолеть кризис единства.
- Сценарий. Паттерны взаимоотношений, которые передаются из поколения в поколение, побуждая детей повторять семейный сценарий родителей. Паттерны могут изменяться, если все члены семьи готовы принять новую модель поведения.
- История. Цепь важных жизненных событий, происходящих в семье на протяжении нескольких поколений. Имеет значение при рассмотрении семейных конфликтов, созданных при повторении дисфункциональных поведенческих паттернов.
- Ритуалы и традиции. Брак дает людям чувство защищенности, которое обеспечивается в том числе и соблюдением ритуалов. Семейный ритуал или традиция — некое действо, в котором принимают участие все члены семьи. Это способствует сплоченности, снижает тревожность, стабилизирует внутренние системы семьи.
- Ценности. Принятые общесемейные нормы поведения, моральные ориентиры составляют свод семейных ценностей. Они могут соответствовать принятым ценностям государственной политики или входить в конфликт с ними.
Для семейных аспектов характерно тесное переплетение, взаимодействие, взаимозамещение. Семейное функционирование зависит от адекватного развития личностей супругов, навыков коммуникации, общесемейных целей.
Распространенные причины внутрисемейных конфликтов
Супружеские отношения часто сопровождаются различного рода недопониманием. Оно может быть вызвано следующими причинами:
- партнеры имеют низкий уровень психосексуальной совместимости;
- кто-то из супругов не чувствует уважения со стороны партнера, его чувство собственного достоинства ущемлено, не удовлетворяются какие-либо важные потребности;
- нехватка заботы, любви, внимания и т. д.;
- эгоцентризм мужа или жены;
- отсутствие взаимопонимания в вопросах ведения хозяйства, воспитания детей и других вопросов отвлеченного плана;
- несхожесть увлечений, мировоззрений, отсутствие общих ценностей и ориентиров.
Отношения в семье могут попасть под влияние внешних факторов. Например, процессу отчуждения может способствовать постоянная занятость жены или мужа, нестабильность материального положения или его резко ухудшение, отсутствие собственного жилья и т. д.
Динамика семейных отношений может зависеть от того, на каком этапе развития находится брак. В кризисные периоды количество факторов, влияющих на развитие отношений, увеличивается.
Функции семейных отношений
Функция — психоэмоциональное действие, необходимое для нормальной жизнедеятельности семьи. К видам семейных функций относятся:
- Эмоциональная. Восполняет естественную потребность в принятии, одобрении, привязанности, уважении, эмоциональной поддержке, защищенности. Супруги создают психологический климат, проявляя по отношению друг к другу положительные эмоции.
- Воспитательная. Удовлетворяет родительские потребности супругов, позволяя реализовать стремление родить и воспитать детей, реализовать себя через продолжение рода. Подготавливает детей к последующей социализации, реализации себя в обществе. Родители воспринимают детей как продолжение себя.
- Духовное общение. Выражается в духовном обогащении, выражающемся через совместное проведение досуга.
- Сексуально-эротическая. Удовлетворяет физиологические потребности супругов, регулирует интимные отношения мужа и жены, в перспективе приводит к чувству удовлетворенности благодаря появлению в браке детей.
- Хозяйственно-бытовая. Восполняет необходимость человека иметь минимальный уровень бытового комфорта, пищу, иные материальные блага. От реализации этой функции во многом зависит психическое и физическое здоровье.
- Первичный социальный контроль. Регулирует поведения в рамках принятых социальных норм, выступая способом предотвращения девиантных форм взаимодействия. Особенно важно поддержание социального контроля над индивидами, которые в силу возрастных, клинических или иных причин не способны самостоятельно регулировать поведение.
Реализуя семейные функции, супруги удовлетворяют свои потребности и помогают удовлетворить их своим партнерам. Идеальный брак позволяет мужу и жене развиваться параллельно, как паре и как отдельным индивидам.
Основные периоды развития семьи и функции членов семьи
Стадии семьи | Основные функции семьи | |
Родительские функции | Функции ребенка | |
1.Этап формирования семьи | Осознание партнерских отношений, укрепление взаимоотношений между супругами; создание сексуальных отношении, удовлетворяющих обоих; развито взаимопонимания, которое позволяет каждому свободно проявлять свои чувства, налаживание отношении с родителями и другими родственниками, удовлетворяющих обе стороны; распределение времени между домом и работой; выработка порядка принятия решений, удовлетворяющих обе стороны; беседы между супругами о будущем семьи | |
II.Семья, ждущая ребенка, семья с младенцем | Привыкание к мысли о беременности и рождении ребенка; подготовка к материнству и отцовству, привыкание к роли отца и матери; привыкание к новой жизни, связанной с появлением ребенка; создание в семье атмосферы, благоприятной и для семьи, и для ребенка; забота о потребностях ребенка; распределение обязанностей по дому и уходу за ребенком, не перегружающее ни одного из родителей | Ребенок зависим от матери и начинает доверять ей; появление привязанностей; овладение навыками простейшего социального взаимодействия; приспособление к ожиданиям других людей; развитие координации движений рук и глаз; нахождение удобного ритма смены покоя и действия; овладение словами, короткими фразами, речью |
III.Семья с ребенком дошкольного возраста | Развитие интересов и потребностей ребенка; преодоление чувства пресыщения материнством (отцовством) и раздражения по поводу хронической нехватки времени для собственных нужд: поиск квартиры, соответствующей потребностям семьи; привыкание к чрезвычайно возросшим с появлением в ломе ребенка материальным затратам; распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях; поддержка сексуальных отношений, удовлетворяющих обоих, и беседы о будущих детях; дальнейшее развитие взаимоотношений в семье — открытых, позволяющих супругам говорить на самые разные темы; развитие отношении с родителями в связи с появлением ребенка и выполнением ими новой роли; сохранение прежнего круга друзей и своих увлечений вне дома (в зависимости от возможностей семьи); выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций, беседы родителей о воспитании детей | Преодоление противоречия между желанием быть всегда с объектом своей привязанности и невозможностью этого; привыкание к самостоятельности; выполнение требований взрослого по соблюдению чистоты (опрятность во время еды, гигиена половых органов): проявление интереса к товарищам по играм; стремление быть как мама или как папа |
IV.Семья школьника | Воспитать у детей интерес к научным и практическим знаниям; поддержка увлечений ребенка; дальнейшее развитие взаимоотношений в семье (открытость, откровенность); забота о супружеских отношениях и личной жизни родителей; сотрудничество с родителями других школьников | Получение навыков, необходимых для школьного образования; стремление быть полноправным и готовым к сотрудничеству членом семьи; постепенный отход от родителей, осознание себя как личности, которую любят и уважают; включение в группу сверстников, совместная с ними деятельность; знакомство с правилами поведения и моралью группы; расширение словарного запаса и развитие речи, позволяющие четко излагать свои мысли: осознание значения причинно-следственных связей и формирование научной картины мира |
V.Семья с ребенком старшего школьного возраста | Передача ответственности и свободы действии ребенку по мере взросления и развития его самостоятельности; подготовка к новому периоду жизни семьи; определение функций семьи, распределение обязанностей и разделение ответственности между членами семьи; поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье; воспитание взрослеющих детей на достойных образцах, на собственном примере — взрослого мужчины, любящего супруга, но знающего меру отца (взрослой женщины, жены, матери); понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности | Положительное отношение к собственному полу и происходящим физиологическим изменениям; прояснение для себя роли мужчины и женщины; ощущение принадлежности к своему поколению; достижение эмоциональной независимости, отход от родителей; выбор профессии, стремление к материальной независимости; подготовка к дружбе со сверстником противоположного пола, браку, созданию семьи; постепенное формирование собственного мировоззрения |
VI. Семья со взрослым ребенком, входящим в мир | Отрыв от взрослеющего ребенка, способность отказаться от прежней власти над ним; внушение ребенку, что в любых жизненных ситуациях он всегда получит утешение и помощь под родительским кровом; создание благожелательной обстановки для новых членов семьи, пришедших в нее через брачные связи; забота о супружеских отношениях при новой структуре семьи; спокойное вступление в новую стадию брака и подготовка к выполнению роли бабушки и дедушки: создание хороших отношений между собственной семьей и | Осознание своего положения как положения самостоятельного человека, могущего отвечать за свои поступки; создание прочных и в то же время гибких и обоюдоприемлемых отношений со своим возможным будущим супругом (супругой); положительное отношение к собственной сексуальности и ее удовлетворение в отношениях с партнером; создание собственной системы ценностей, мировоззрения, своего уклада жизни; знакомство с задачами развития партнерских отношении при формировании семьи |
Партнерские функции | ||
VII. Семья среднего возраста (“пустое гнездо”) | Обновление супружеских отношений; приспособление к возрастным физиологическим изменениям; творческое, радостное использование большого количества свободного времени; укрепление взаимоотношений с родственниками и друзьями; вхождение в роль бабушки (дедушки) | |
VIII. Постаревшая семья | Осознание собственного отношения к смерти и одиночеству; изменение дома в соответствии с потребностями пожилых людей; приспособление к жизни на пенсии; воспитание готовности по мере уменьшения собственных сил принять помощь других людей; подчинение своих увлечений и дел своему возрасту; подготовление к неизбежному концу жизни, обретение веры, которая поможет спокойно дожить годы и спокойно умереть | Наряду с функциями по развитию собственной семейной жизни проявление заботы о престарелых родителях; помощь им, если это необходимо, материальная и духовная; подготовка к окончательному уходу родителей: подготовка своих детей к потере бабушки (дедушки) |
Анализируя таблицу, можно сделать вывод, что в различные периоды становления и развития семьи функции ее членов меняются.
Изменения происходят и в отношениях мужчин и женщин в семье. Их взаимоотношения, а также отношения разных поколений, степеней родства, родителей и детей разного пола и возраста не заданы жестко их положением в семейном клане. Теперь трудно выделить, кто кого “главнее” и в семье. Изменяется сам тип зависимости в семье людей друг от друга. Социологи говорят о том, что мужские и женские роли сейчас тяготеют к симметрии, меняются представления о том, как должны вести себя муж и жена. Социолог В.Голофаст отмечает следующую тенденцию развития отношений в семье: от “иерархической” логики различий между полами к логике индивидуальных особенностей и способностей, к учету реального соотношения семейных и внесемейных ролей женщины, мужчины и ребенка. Автор утверждает, что относительная автономия каждого в семье, общее признание его права на личные интересы скрепляют семью.
Социологи отмечают тот факт, что семья особо чувствительна ко всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, например безработице, росту цен и т.д. Так, по данным Госкомстата РФ на начало 1996 года 63% населения имели доходы ниже среднего уровня. В настоящее время эти цифры имеют тенденцию к росту. И.Ф.Дементьева говорит о возникновении новых нетипичных проблем воспитательного характера вследствие различных материальных и психологических трудностей, переживаемых семьей. Неуверенные в себе родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания у своих детей. Авторитет матери меняется в зависимости от сферы ее деятельности. Подростки порой выполняют непрестижную, неквалифицированную работу, но выгодную в денежном отношении и их заработок может приближаться к заработку родителей или даже превышать его. Это один из факторов, способствующих падению авторитета родителей в глазах подростка. У детей происходит смещение в системе жизненных ценностей. Подобная тенденция не только сокращает воспитательные возможности семьи, но и приводит к снижению интеллектуального потенциала общества.
Помимо падения рождаемости отмечается и такой негативный факт в институте семьи, как увеличение числа разводов. В ряде работ рассматриваются отрицательные последствия разводов: ухудшение воспитания детей, увеличение случаев их психических заболеваний, алкоголизм родителей, разрушение кровнородственных связей, ухудшение материального положения, дисгармония воспроизводства населения (Н.Я.Соловьев, В.А.Сысенко и др.).
Влияние распада семьи на детей дошкольного возраста изучалось в частности Т.П.Гавриловой. Она выявила, что при нарушении контактов с родителями у детей возникают наиболее острые переживания, поскольку для ребенка распад семьи — это ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и матери. Развод ставит перед ребенком непосильные для его возраста задачи: ориентацию в новой ролевой структуре без ее прежней определенности, принятие новых отношений с разведенными родителями. Дети 2,5-3 лет реагируют на распад семьи плачем, агрессивностью, нарушениями памяти, внимания, расстройством сна. Этот вывод подтверждается и зарубежными исследователями: эмоциональное здоровье детей самым непосредственным образом связано с существованием постоянно действующего общения ребенка с обоими родителями (3. Матейчек, А. Николи). Развод порождает у ребенка чувство одиночества, ощущение собственной неполноценности.
Снижение рождаемости и высокий уровень разводов -показатели кризиса семьи. Причины этого раскрываются в Конвенции ООН о правах ребенка (1992), а также в Докладе государств-участников в соответствии со ст. 44 конвенции — добавление по РФ, в работах социологов, демографов. К ним относятся: кризисное состояние социально-экономической сферы и неблагоприятные изменения состава населения, что связано с демографическим “эхом” войны. Институт семьи пострадал от войн, репрессий.
Основная тенденция развития семьи с детьми сегодня — это снижение среднего числа детей до 18 лет в расчете на одну семейную группу, а также полных и многодетных семей. По данным государственного доклада «Положение семей в РФ», с 1989 по 1994 год несколько увеличилась доля семей, имеющих несовершеннолетних детей или только одного ребенка, а также состоящих из матери (отца), ребенка и других родственников.
Согласно переписи 1989 года, в России проживает 23.5 млн семей с детьми до 18 лет (57.5 процентов от общего числа). Наиболее распространены семьи с одним ребенком (51 процент), реже — с двумя (39 процентов) и еще реже — многодетные (9.8 процентов). Микроперепись 1994 года показала, что на фоне сокращения рождаемости эта тенденция стала еще более явной: удельный вес однодетных повысился до 54 процентов, доля двухдетных сократилась до 37, многодетных — до 9.4. Число детей на каждые сто семей уменьшилось за это время со 163 до 160. И все же процент домохозяйств с детьми в России остается пока по мировым меркам довольно высоким (46.6), а уровень рождаемости не позволяет говорить даже о простом воспроизводстве.
Тип российской семьи и отношение людей к формально-юридической стороне брака и семейной жизни продолжают претерпевать изменения, начавшиеся в период либерализации экономики. Как заявила на пресс-конференции 12 мая Галина Карелова, заместитель министра труда и социального развития, в России уместно говорить о «старении» брачности и рождаемости при широком распространении добрачных сожительств и незарегистрированных браков. Популярным становится «пробный» брак в возрасте 18-25 лет. И хотя коэффициент разводимости в 1997-1998 годах уменьшился с 598 до 591 на тысячу образованных пар, треть разводов приходится на молодые супружеские пары, просуществовавшие менее 5 лет. Иными словами, семья в целом сохраняет значение приоритетной ценности для многих россиян, но в младших возрастных группах ценностная шкала включает также материальное благополучие, комфорт, карьеру. И подобные «подвижки» в сознании молодых людей таят в себе серьезную угрозу для института семьи: выбор в пользу заработка или профессионального роста вместо домашнего очага и воспитания потомства часто приводит к серьезным психологическим травмам у всех членов семьи. Развод родителей автоматически переводит ее в категорию «нетипичных», то есть неполных, малообеспеченных, проблемных.
«Жизненные сценарии» нетипичных семей похожи. Если ребенок появляется на свет с серьезными отклонениями в развитии или заболеваниями (по словам профессора Н.Н.Ваганова, вице-президента Международного фонда охраны здоровья матери и ребенка, динамика ухудшения здоровья детей опережает «взрослую» по таким позициям, как новообразования, сахарный диабет, болезни органов кровообращения, мочеполовой и костно-мышечной системы), мать прекращает работать и целиком посвящает себя ему. Дорогие лекарства, визиты к врачу, специфическая техника, одежда, питание — все это стоит немалых денег, тем более, если есть и другие дети, а вся семья существует на заработок отца. В неполных семьях, после развода или смерти супруга, второй (чаще мать) вынужден «тащить» на себе весь дом, «поднимать» свое дитя, заменять ему обоих родителей. В многодетных семьях также кто-либо из родителей жертвует своей работой во имя детей.
Конечно, все эти «сценарии» стары, как мир. Следует только сделать поправку на российские мизерные зарплаты, постоянный рост цен на товары и услуги и отсутствие сбережений. Да и рассмотренные нами ситуации обычно «наслаиваются» одна на другую: с рождением очередного ребенка или инвалида мужчины покидают семьи, из-за финансовой необеспеченности родители в больших семьях не имеют возможности должным образом лечить своих детей и т.д. Беда никогда не приходит одна.
«Нетипичные» семьи в нынешней экономической ситуации фактически «повенчаны» с бедностью. Проблемы одни: скудость бюджета, как правило, один источник регулярных доходов (зарплата работающего члена семьи), потребность детей в повышенном внимании со стороны родителей. Закономерно, что полные семьи живут лучше неполных, «средние» по размеру — лучше многодетных, здоровые — лучше семей с детьми-инвалидами. Авторы исследования «Бедность в России», проведенного под руководством Института экономического развития Всемирного банка, оперируют следующими данными: в 1993 году 46 процентов семей с инвалидами считались официально бедными и около 29 — очень бедными. В то время сильные материальные затруднения испытывали 63 процента домохозяйств, когда главой семьи является женщина, находящаяся в декретном отпуске или занятая уходом за детьми на постоянной основе.
Материальное обеспечение остается одной из причин семейной напряженности на протяжении многих лет. За годы реформ кривая благосостояния домохозяйств с детьми опускается все ниже и все ближе к о. С точки зрения специалистов, между наличием детей в семье и бедностью существует прямая связь, поскольку дети, как правило, являются иждивенцами. При этом, чем меньше сами дети и чем больше их в семье, тем выше вероятность бедности домохозяйства.
Данные Управления уровня жизни Госкомстата свидетельствуют, что если в 1995 году 44 процента семей с одним ребенком не имели среднедушевых доходов, превышающих прожиточный минимум, то в 1996 году этот показатель составил уже 34 процента. Для двухдетных это были соответственно 61 и 50 процентов, трехдетных — 83 и 69 процентов. Среди домашних хозяйств с четырьмя и более детьми около 90 процентов «минимума» не имеют. В 1998 году на человека в однодетной семье приходилось в месяц 660 рублей, тогда как в многодетных показатель втрое ниже — 211 рублей.
Одними материальными затруднениями, сколь бы то ни было острыми, кризис российской семьи не исчерпывается. «Социальная инфраструктура детства тяжелая, — считает профессор Людмила Буева, заведующая лабораторией философских проблем Института философии РАН, академик РАН. — Думаю, что в этой ситуации нам помогут выжить не столько финансовые вливания — их ожидать придется еще долго, сколько наша духовная составляющая. В обществе, где часты проявления агрессивности, ненависти, злобы, вражды и т. д., единственным, пожалуй, источником доброты, любви, человеколюбия, внимания, уважения, является среда семейных микрогрупп. Семья, дружеское окружение, единомышленники, коллеги — вот те источники, которые могут продуцировать добрые чувства, пробуждать их».
Л.Буева выделяет несколько симптомов «болезни» сегодняшней российской семьи: невротизм детей, одиночество, неумение общаться, разобщенность. И самое страшное, по мнению психологов — отсутствие понимания между детьми, родителями и стариками. Внутренние коллизии оказывают на семью очень тяжелое воздействие, иногда подталкивая ее к распаду. Ведь кроме необходимости пересиливать «внешние обстоятельства», мириться с тем, что твоя семья
«
нетипичная
«, кроме отказа родителей и
детей
от многих удовольствий и пр., такая
семья
испытывает на себе воздействие и ряда других факторов, многие из которых могут быть источниками стрессовых ситуаций. Рассмотрим их на примере трех исследуемых нами видов проблемных семей.
В 80-е годы в СССР была создана “Служба семьи” — система учреждений и общественных организаций, направленная на создание благоприятных условий для совершенствования, развития и укрепления семьи, наиболее полной реализации ее целей и задач. Появляются новые подразделения “Службы семьи”: особое внимание уделяется семьям беженцев, мигрантов, безработных, создаются центры социальной адаптации и реабилитации для детей с недостатками психического и физического развития. Намечаются различные пути оказания помощи семье, поскольку семья — уникальное явление, она играет особую роль в жизни общества, выполняет одну из важнейших функций — воспитательную.
Глава 2 .
3
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Виды семейной структуры
Структура семьи базируется на особенности взаимодействия всех членов семьи. Структуру характеризуют иерархия и тип межличностных связей. В норме связи должны быть достаточными для создания крепких отношений, но не становиться слишком близкими. Чрезмерное близкое расстояние (симбиоз), равно как далекое (раздробленность) приводит к развитию неадекватных форм взаимоотношений.
Структурно выделяют 2 типа иерархии в семье: авторитарную личностную доминантность и попеременную смену правления между партнерами. В большинстве пар доминирующую роль выполняет мужчина, беря на себя функции защитника, занимающегося финансовым благополучием семьи. Содержание дома и воспитания детей практически полностью ложится на жену, а обязанность работать снимается. Современные семьи частично отходят от доминантной культуры, выбирая двоевластие — смену лидерских ролей. В современных семьях роль доминанты может выполнять жена, а детей воспитывает отец.
При гармоничном распределении обязанностей все члены семьи пребывают в эмоциональном комфорте, базовые потребности удовлетворены. В случае перекоса и перегруженности одного из партнеров развивается дисгармония, это становится толчком к ссорам, недопониманию, дальнейшему разводу.
Стадии жизненного цикла семьи по Джей Хейли
Стадии жизненного цикла семьи, предложенные семейным терапевтом Джей Хейли, являются очень распространёнными в психологической практике. Каждая из них характеризуется, помимо всего прочего, наличием определённого кризиса.
Многие из семей останавливаются на какой-то стадии, некоторые перескакивают через одну или несколько. Кроме того, каждая из стадий имеет свои проблемы, задачи, отсутствие решения которых способно привести к кризису в семье.
Период ухаживания до брака
Это такой период, который длится, пока люди не начинают жить вместе.
Главными задачами здесь является самоопределение членов семьи со своим статусом. Кроме того, учитывается достижение независимости в плане финансов и эмоциональной зрелости. Кризисом здесь становится то, что некоторые люди не могут вступить в брак или у них никак не получается создать близкие отношения.
Особенности:
- личность приобретает независимость, отстраняется от своих родителей;
- начинаются попытки построить отношения с противоположным полом, развитие способности любить, поиск партнёра для брака;
- получение профессии, независимость в плане финансов.
Брак без детей
Это период, который начинается с момента проживания вместе и проходит до того, пока у пары не появится первый ребёнок.
Здесь важно о многом договориться: о том, когда чьи родители приезжают в гости, как это происходит; рамки приёмов совместных гостей; как проводить время и многое другое. Если этих договорённостей не происходит или они по каким-либо причинам не могут состояться, начинаются конфликты. Причём молодые люди могут искренне любить друг друга, но не уметь договариваться. Это и есть кризис данного периода.
Особенности:
- выработка общего уклада и ценностей в семье;
- установление в паре лидера;
- распределение функций в семье, ответственность за их выполнение;
- организация досуга;
- выработка позиции «МЫ», планирование общих целей в жизни;
- установка определённых отношений с родителями каждого партнёра.
Брак с детьми младшего возраста
Это этап, когда появляется первый ребёнок, второй или третий. Происходит расширение семьи. Когда старший из детей достигает подросткового возраста, она завершается.
Тут важно приспособиться к новому укладу. Раньше жена заботилась только о себе и муже, а теперь появляется тот, кому она начинает уделять внимание с новой силой. Поэтому главным является не перепутать супружеские и родительские роли. Женщина должна чётко понимать, что она не только мать, но и жена (это чаще свойственно именно женщинам – мужчины редко путают такие ролевые позиции).
Ещё один важный момент здесь: когда ребёнок идёт в школу, появляется мысль, рожать или нет следующих детей. И это может стать причиной кризиса.
Часто задаваемые вопросы
Далее даны ответы на наиболее часто задаваемые нашими читателями вопросы.
Нуклеарная семья – это?
Понятие обычно применяют в отношении семей, состоящих из родителей и детей или же только из супругов. При этом подразумевают, что имеют место только отношения между супругами и их детьми. Родители супругов не рассматриваются как составляющие понятие элементы. То есть в случае, когда пара и дети проживают совместно – это нуклеарная семья. Если вместе с супругами и их детьми проживают родители хотя бы одного из партнеров, понятие не употребляется.
Существуют ли идеальные семьи?
Да, но для каждого из людей понятие идеальной семьи отличается. Дело в культурных, национальных, религиозных особенностях и не только. Для кого-то, например, норма – многоженство, а кто-то не может даже представить себе саму возможность жизни с несколькими партнерами. И это просто пример: попробуйте спросить у друзей или родителей, какой они видят идеальную семью. Ответы будут отличаться почти точно.
Что означает идеальная семья?
Уже было неоднократно подчеркнуто, что таких семей не существует. Если точнее, они есть, но само понятие абстрактно. Поэтому мы предлагаем говорить о счастливых семьях. В них каждый из членов счастлив и имеет возможность удовлетворять все свои потребности: в общении, в занятиях, в делах, в хобби, в сексуальном плане и не только.
Почему так важно иметь семью?
Институт семьи является одним из важнейших с социальной точки зрения. Но не все и не всегда осознают реальную важность семьи как таковой. В ней мы не просто рожаем и воспитываем детей или делим бытовые обязанности. Это не единственная функция, хотя и одна из основных. В некоторых семьях люди не просто любят друг друга, но и занимаются одним делом. Они могут объединяться и по другим причинам. Особенности этих причин и определяют важность семьи для того или иного человека. Именно в ней каждый из нас может в любое время найти поддержку и понимание.
Что такое семья, по мнению детей?
Для детей семейный круг – это место, где они растут, развиваются, получают первые представления о том, что такое жизнь и как себя вести в тех или иных ситуациях. Для них и мать, и отец – самые важные люди. Даже когда они становятся подростками и покидают родной дом, значимость родителей для них не умаляется. Дети ассоциируют свои семьи чаще всего с: • родными и близкими людьми; • любовью; • счастьем; • поддержкой и пониманием.
Какие существуют виды семьи?
Классификаций множество. Они основаны на разных критериях. К примеру, по форме брака выделяют моногамные и полигамные семьи, по структуре родственных связей – нуклеарные и расширенные. По критерию проживания супругов выделяют: • патрилокальные семьи (супруги живут у родителей мужа); • матрилокальные (супруги живут у родителей жены); • неолокальные (живут отдельно). Есть матриархальные (доминирует женщина), патриархальные (доминирует мужчина) и эгалитарные (основанные на принципах равенства и партнерства) семьи.
Что самое ценное в семье?
Это каждый решает для себя сам. Но следует понимать, что ни одной из семейных ценностей не существовало бы, если бы не близкие люди. Поэтому любая ценность буквально происходит от любимых людей.
Стадии семьи по Э.Дюваль
Жизненный цикл семьи состоит из восьми стадий, которые базируются на основе двух функций семьи – воспитательной и репродуктивной. Зависят эти стадии от таких факторов, как наличие или отсутствие в семье детей, а также их возраста. Итак, кризис в семье по годам может быть следующим:
- Период формирования семьи, на данном этапе детей еще нет (0-5 лет).
- Период деторождения, когда возраст первенца не старше трех лет.
- Следующий период – это когда дети становятся дошкольниками, возраст первого ребенка – не старше 6 лет.
- Семья с детьми школьного возраста, первенцу не более 13 лет.
- Период, когда дети становятся подростками. Данный отрезок времени предполагает, что возраст старшего ребенка от 13 до 21 года.
- Семья, которая «выпускает» детей из своего гнезда во взрослую жизнь.
- Следующий период – муж и жена переходят в стадию зрелого возраста.
- Завершающая стадия – стареющая семья.
Эти этапы можно считать основными, но точно не единственно правильными. Далеко не каждую семейную пару можно рассматривать именно через этот классификатор. Все-таки абсолютно каждая семья индивидуальна и существует множество семейных групп, отношения в которых нельзя отнести ни к одной из известных нам классификаций.
В любом случае, какой бы ни была семья, какие бы специфические особенности ни имела, на определенном этапе жизненного цикла она сталкивается с трудностями и кризисами,типичными для текущего этапа. Все мы знаем, что осведомлен, значит, вооружен. Знание этих этапов кризисов поможет справиться с ними гораздо быстрее и проще. Если ситуация слишком сложна, то не лишним будет обратиться к семейному психологу. В Москве это не составит никакого труда.
Взросление детей
Этот этап не так сложен, как начальные, ведь дети уже выросли. Они готовятся покинуть родительский дом и начать отдельную жизнь. Здесь и выпускной, и поступление в университет, и первая любовь. А родители в это самое время осознают, что, если они и жили в этой семье ради детей, то сейчас их вместе уже ничто не держит. Очень часто этот период бывает последним в истории совместной жизни двух партнеров. Почему? Потому что они освобождены от заботы над чадом, ведь дети могут позаботиться о себе сами. Практика показывает, что один из супругов в это время может завести интрижку на стороне, ведь супружеская жизнь уже успела поднадоесть.
Такая ситуация чревата тем, что мужчина может успеть завести еще одну семью и даже подарить ребенка любовнице. В этот период он даже может попробовать уйти из семьи навсегда. Разлучница, как правило, моложе него лет на 15 или даже больше. Но их это не останавливает. На этой стадии возрастает количество пар, которые обращаются к семейным психологам. Это хороший знак, ведь люди пытаются сохранить благоприятный климат в семье или хотя бы дружеские отношения, живя под одной крышей.
Первый кризис — молодая семья
Первый кризис поджидает молодую семью. Недаром год со дня бракосочетания называется в народе «Ситцевой свадьбой», что подразумевает непрочность и яркую разнообразность отношений супругов. Несходство характеров, привычек, устоев создают калейдоскоп из счастливых моментов и «притирочных» ссор. Такие же явления проходят и в гражданских семьях. Иногда этот цикл растягивается до пяти лет.
Чего будет больше, то и определит каким же будет выход из первого кризисного периода. Переговоры и соглашения — вот главное оружие на этапе формирующейся семьи, чтобы чтобы добиться гармонии. Если удастся находить компромиссы, научиться сглаживать противоречия, вовремя останавливаться, когда начинает говорить гнев, а не рассудок, помогать друг другу, а не инфантильно перекладывать обязанности, то семейная жизнь перейдет в новое качество.
Увлечение как начало отношений
Этот период, пожалуй, самый яркий и самый запоминающийся из всей совместной супружеской жизни. Ведь здесь люди только начинают узнавать друг друга. В отношениях на данной стадии присутствуют и страсть, и влечение, и нежность, и влюбленность. Такой фейерверк эмоций не то чтобы немного скрашивает будни, он переворачивает все с ног на голову.
Здесь нет изъянов, только преимущества, ведь увлеченные люди практически ничего не замечают вокруг себя, только приятное и хорошее. Но этот этап недолгий. Как правило, по времени он длится до года, и это при том условии, если за это время пара не будет съезжаться. А потом у обоих вдруг открываются глаза.
Появление первого ребенка
Тяжелым переломным моментом считается появление первого ребенка. Когда из бездетной пары семья переходит в статус полной семьи, концентрация друг на друге разрывается. А выстраивание отношений, в которых появился новый участник, требует мудрости, терпения с обеих сторон. Для этого важно, чтобы эмоциональная привязанность супругов переросла в дружбу. Иначе каждый замкнется на своих проблемах и претензиях.
Иногда женщина считает, что недостаток любви от супруга она получит от своего малыша. Но, столкнувшись с обязанностями матери, впадает в депрессию, понимая, что «отдавать» приходится опять больше. Поэтому к рождению ребенка следует подходить взвешенно и вместе подготавливаться к новому этапу в семье.
Кризис 3х лет
Который наступает по достижению ребенком трех лет. На этапе семьи с дошкольниками 3—6 лет, мамы выходят из декрета на работу. Кроме домашних обязанностей, появляются профессиональные. Возникают новые нагрузки на обоих супругов. Ощущение, что личной жизни просто нет, приводит к депрессиям и нервозности.
Малыш акклиматизируется в детском саду. Введение в семью няни или бабушек тоже влечет за собой ряд вопросов: проблема единства требований к поведению ребенка, подготовка к школе, дошкольное развитие.
Перестроить образ жизни в этом цикле, не поддаваясь естественному стрессу — задача непростая, но выполнимая. Если отдавать себе отчет, что станет легче, когда все «станет на рельсы». Контролировать отрицательные эмоции, уступать друг другу, вести диалоги и стремится к гармонии. Дружба должна трансформироваться в уважение и полное принятие партнера со всеми недостатками.
Появление детей и их воспитание
Обычно до трехлетия совместного проживания у пары появляется первый или даже второй ребенок. Как правило, в семьях больше ответственности за чадо берет на себя мама, так как папа продолжает «быть в строю», зарабатывая деньги.
Здесь очень велика вероятность развода, поскольку нервы молодой женщины, теперь еще и мамы, иногда просто не выдерживают, ведь она все время дома одна с маленьким ребенком на руках. Кроме магазина, поликлиники и детской площадки она практически никуда не выходит. Кому это может понравиться? Тем более, если раньше она вела активный образ жизни.
Она все время пилит мужа по пустякам. А он, в свою очередь, старается больше времени проводить вне дома, что чревато появлением любовницы и крахом семьи. Поэтому этот период нужно просто перетерпеть, ведь это не навсегда.
И вот уже детки подросли, пошли в садик или школу. Женщина к этому времени уже вышла из декрета, вошла в колею. Мужу стало легче в финансовом плане, ведь теперь доходов стало больше.
В семье на этом этапе уже все «устаканилось»: взрослые привыкли к странностям друг друга, появились дети, а они, как правило, только сплачивают семью. Но если проблемы между супругами существуют, то ребенок ничем не поможет.
Паре теперь намного легче. Они весело проводят вместе выходные, вместе воспитывают своих отпрысков.
Появилось время на друзей и другие увлечения. Жизнь снова обрела краски.
Эта стадия не только дает немного свободного пространства, но также содействует и внутреннему развитию каждого из них. Общаясь с другими людьми, читая книги, путешествуя, они расширяют свой кругозор.
Каждый из супругов уже может оглянуться назад, затем посмотреть на сегодняшний день и задать себе вопрос: «А так ли хотелось прожить это время?».
Читать далее: Психология личности: ребенок от 8 до 11 лет
Кризис пар с детьми 6-12 лет
Семейная пара с детьми 6—12 лет, посещающими школу — семья среднего возраста, впервые осознает, что первенец их рано или поздно покинет. И супруги по-разному относятся к перспективе остаться наедине друг с другом.
На этом жизненном этапе кризисные стадии членов семьи пересекаются: появление второго ребенка, потеря работы или переход на другое место, кризис среднего возраста у мужчин, болезни старшего поколения.
Ребенок, достигший семи лет, испытывает очередной этап взросления, что проявляется в поведении. У родителей проходит период адаптации к самостоятельности маленького члена семьи. Добавляют стресса школьные нагрузки на детей и родительская проблема мотивации к учебе.
Увеличение трат добавляет элементы финансового кризиса в семье, что способствует разбалансировке системы отношений.
Еще один повод для кризиса — продукт совместного «взращивания» находится на обозрении и ошибки родителей становятся явными. Проверка эффективности воспитания вскрывает внутрисемейные противоречия и конфликты для посторонних.
Совмещение карьеры и воспитания не всегда удается гармонизировать. Перекосы влияют на душевное состояние всех членов семьи прямо или косвенно.
В идеале — на этом этапе полного познания друг друга приходит истинная любовь к партнеру. Но если не доработаны отношения в предыдущих жизненных циклах, взаимные претензии не дают выступать «единым фронтом» против проблем. И чаще всего, по психологической атмосфере семья среднего возраста — самый тревожный и неспокойный этап из всего жизненного цикла. Потому что наступает «пресыщение» друг другом, и возникает жажда новых ощущений и эмоций.
Как создать идеальную семью?
Далее представлены советы психологов, которые помогут создать счастливую атмосферу в любой семье. Мы будем говорить о советах в контексте понятия «счастливая семья». Дело в том, что идеальных не существует, что обусловлено разными взглядами разных людей на семейные ценности.
Вот 5 советов:
- Прилагайте к решению общих задач и задач, стоящих перед каждым из вас отдельно, совместные усилия. Первое поможет сплотиться и выработать привычку не просто жить вместе, но и быть друг для друга надежной опорой. Второе обеспечит высокий уровень доверия, взаимопонимания и способность каждого из партнеров оказывать друг другу посильную помощь. Это благоприятно скажется на общем семейном фоне.
- Распределяйте обязанности. Дело в том, что грамотное распределение обязанностей – фактор, который исключает вероятность эмоциональных и других перегрузок одного из партнеров.
- Согласовывайте планы друг с другом. Согласовать что-либо, что касается прямо или косвенно семейных дел – значит показать друг другу взаимоуважение, подчеркнуть ценность и значимость отношений.
- Давайте друг другу столько свободы, сколько нужно. Не все и не всегда готовы сразу «кидаться» в отношения и дела семейные с головой. Есть и такие люди, которые ценят личную свободу выше всяких отношений. Со временем они остепеняются и осознаю важность семьи, но давление в любом из случаев и наложение ограничений на вторую половинку – это плохо.
- Откажитесь от неадекватной обстоятельствам гордости и всегда ищите пути примирения даже тогда, когда кажется, что проще закрыть на все глаза, «проехать» или расстаться. Помните, что каждая новая преграда, каждый барьер, которые вы преодолеваете вместе – это новый шаг на пути к укреплению отношений, к созданию счастливой семьи.
Считаете ли Вы, что жить супружеской паре с родителями это неверно?
Почему нет? Они ведь желают только добра своим детям, и к тому же они могу оказывать помощь с ребёнком или по хозяйству
0%
Категорически нет! Какие бы не были идеальные отношения с родителями, через время всё равно начнутся скандалы, упрёки. Молодая семья должна жить отдельно от родителей и набирать собственный опыт
83.33%
Трудно ответить на этот вопрос
16.67%
Проголосовало: 6
Еще раз подчеркнем, что идеальных семей не существует. Не следует руководствоваться размытыми формулировками типа «муж бизнесмен, жена домохозяйка» или «жена должна быть отличной матерью, а муж – уметь чинить розетки и сантехнику». У всех свои представления, но слишком много ложных. Вы поймете, что такое идеальная семья, когда сами создадите ее.
Кризис подростков
Когда старший ребенок дорастает до подросткового кризиса, у большинства родителей начинается кризис среднего возраста. Этап семейной жизни со старшими детьми-подростками кризисный из-за достижения детьми половой зрелости и связанных с этим процессом вызовов. А также с происходящими физиологическими и психологическими изменениями самой супружеской пары. Переоценка жизненного опыта открывает глаза на упущенные возможности. Собственные неудачи вымещаются на партнере. Мужчины могут искать на стороне подтверждение своей мужественности и состоятельности.
Поддержание иерархии в семье возможно, если выстроена гибкая система правил и налажено внутрисемейное общение.
Дети уходят из отчего дома
Этап, когда дети покидают отчий кров, заставляет супругов оценить свои отношения без детей. Меняется характер взаимоотношений с детьми, стремящимися к независимости. Пересмотр распорядка жизни, изменение привычек и ритма вызывает напряжение. В особенности это касается неработающих женщин, у которых подрываются представления о своей значимости, если материнство было основной деятельностью и самовыражением. Только способность заполнить пустоту другими занятиями поможет пережить кризис на этом этапе.
Простые правила построения хороших отношений: советы психолога
Психология брака и семьи включает некоторые общие рекомендации, придерживаясь которых можно будет сохранить брак даже в период кризиса. Для этого необходимо:
- уважать партнера и его родственников;
- регулярно проявлять благодарность и внимание;
- уметь прощать, уступать, идти на компромисс;
- не замечать мелких недостатков любимого человека;
- быть готовым к ведению диалога;
- уметь слушать партнера и пробовать меняться.
Общность целей, выработанная одинаковая система ценностей, проявление терпимости к партнеру помогут укрепить союз и пережить даже сложные периоды.
Этап «опустевшего гнезда»
Этап «опустевшего гнезда». 50% пар разводятся, когда приходит понимание, что больше ничего не связывает друг с другом. Возрастное ухудшение здоровья, выход на пенсию, близкая угроза старости и смерти вызывают кризисные переживания. Пережить их могут общие интересы супругов. Жить жизнью повзрослевших детей не стоит. Ведь, наконец, можно посвятить все время друг другу.
Потеря одного партнера — следующий кризис этого же жизненного цикла. Выходом будет постройка новых отношений с семьями взрослых детей, внуками. Сосредоточение на дальнейшей работе или саморазвитии, хобби. Возможно и создание новой семьи.
Дополнительные причины семейных кризисов:
- Измены.
- Изменение уровня доходов. Причем даже если они растут.
- Серьезные и длительные болезни.
- Изменение состава семьи: смерть одного из членов, приезд родителей.
- Смены в образе жизни, резкие перемены, переезды.
- Форс-мажоры: военные действия, политические разногласия.
При осознании супругами стадийности развития семейных отношений, появляется понимание, что чувства не проходят, а приобретают обновленную форму. Каждый цикл имеет свое значение. Ни одни крепкие отношения невозможны без кризисов. Проходя их, человек становится зрелым, духовно растет и закаляется.
Антикризисное управление заключается в том, чтобы меняться для соответствия роли в новых обстоятельствах и помогать принять эти изменения партнеру. Выходить из семейного кризиса на новый уровень взаимопомощи и взаимопонимания установлением отношений, соответствующих ситуации. Если же меняться партнеры не желают, то отчужденность нарастает с каждым напряжением и неминуемо приведет к распаду семьи.
Как справится с семейным кризисом
Если возникло осознание, что ваша пара переживает кризис, это половина успеха в удачном выходе из него. Как справится с семейным кризисом и вывести отношения на другой уровень?
Общайтесь. Проговаривайте по очереди все проблемы и взаимные претензии. Озвучьте общие правила, распределите обязанности. Приходите к компромиссу, т. е. к такому результату, который устроит всех. Умейте извиняться, если понимаете, что ошиблись. Научитесь прощать. Если не готовы, то вместо игнорирования, объясните свое состояние, перенесите разговор. Не критикуйте партнера при свидетелях. В высказывании претензий обходитесь без оскорблений и обобщений. Не провоцируйте партнера. Если он уже находится в стрессовом состоянии, помогите ему. Не совершайте необдуманных поступков. Обойдитесь без поспешных решений. Посмотрите на партнера новыми глазами, найдите новые точки соприкосновения. Обратитесь к психологу.
Только при сотрудничестве супругов, взаимном желании сохранить отношения и перевести их в другое качество, выходят из кризисов обновленными и сплоченными. Не сдавайтесь, работайте над собой, делайте все возможное в каждом жизненном цикле, чтобы сохранить счастливую семью. Чтобы быть победителями, а не побежденными.
Сценарий жизненного цикла среднестатистической российской семьи
Теперь вы понимаете, что такое жизненный цикл семьи, и что в общем, интерпретация стадий цикла у представителей психологии и социологии очень схожа. Кто-то подробнее дробит этап, а кто-то наоборот, объединяет несколько в одну фазу.
Но все не так просто для среднестатистической российской ячейки общества. Данный аспект связан прежде всего с особенностями социально-экономического развития и нормами общественной морали. Если проследить историю, то вы поймете, что в большинстве случаев, у семей не было возможности строить свою жизнь самостоятельно, отдельно от старших поколений, других родственников. Сейчас эта ситуация еще больше обострилась, так как единственный шанс на возможность проживать отдельно – ипотека, но далеко не все могут им воспользоваться. Это наложило свой отпечаток в формировании семейных ценностей.
Жизненный цикл российской семьи
Родители + взрослый ребенок
Проживая с родителями, дети, достигшие совершеннолетия, не имеют возможности на проживание самостоятельного опыта. Тем самым они становятся носителями или приемниками существующих норм и правил, установленных родителями. В результате такого формирования личности, дети не знают, что они самостоятельно могут или не могут, как поступить в той или иной ситуации, как принять решение. Они не способны выработать собственные правила жизни и поведения в обществе.
Этапы семейной жизни и кризисы
Семья, как организм, переживает циклы: рождение, становление, развитие. Распад семьи может произойти на любом этапе, но наиболее вероятен при трансформации внутрисемейных отношений, к которым члены «социальной ячейки» не готовы приспособиться.
Жизненный цикл семьи — история семейных событий и отношений. Этапы — совокупность значимых эпизодов. Еще в 1948 г. о 24-х периодах развития семейных отношений говорили психологи Э. Дюваль и Р. Хил. Впоследствии циклы были сокращены до семи важных ступеней. Что необходимо знать о закономерных переломах в жизни семьи?