Анна Фрейд, фото и биография которой представлены в этой статье, — младшая дочь Зигмунда Фрейда и его супруги Марты. Она родилась в 1895 году, 3 декабря. В ту пору материальное положение семьи было тяжелым, и бытовые трудности усугубило рождение шестого ребенка. Марта Фрейд самостоятельно вела домашнее хозяйство, а также заботилась о детях. Для того чтобы помогать ей, к Фрейдам в дом переехала жить Минна, ее сестра. Она стала второй матерью для Анны.
Знакомство с психоанализом
Зигмунд был удовлетворен карьерой своей дочери. Он указывал девушке в письмах лишь на два ее недостатка — чрезмерное увлечение вязанием и сутулую осанку. Анна впервые услышала о психоанализе от своего отца, когда ей было 13 лет. Позднее, видя, что дочь искренне заинтересована, Зигмунд позволил ей присутствовать на читаемых им лекциях и даже во время приема пациентов. В период с 1918 по 1921 год девушка проходила анализ у своего отца. Это было нарушением психоаналитической этики, но авторитет Зигмунда не позволил его последователям высказать свое неодобрение открыто.
После того как началась Первая мировая война, сыновей Фрейда забрали в армию, а дочери вышли замуж. Анна единственная из детей осталась со своим отцом. Она всегда сторонилась женихов.
Одесса – мама
История психоанализа пишется не только аналитиками, но и их пациентами. Одним из самых долгих психоаналитических пациентов был русский аристократ Сергей Панкеев. Примечательно то, что и Сергей Панкеев, и мать Фрейда Амалия жили в Одессе, необычном портовом многонациональном городе, столице особого юмора и остроумия.
Но семье Панкеевых было не до смеха. Сестра Сергея Анна покончила с собой, посетив место дуэли Лермонтова в 1906 г. Его отец покончил с собой в 1907 г., Сергей уже был в это время в Европе на лечении от депрессии.
В 1910 г. Панкеев анализировался у Фрейда. Особое внимание Фрейда привлек пересказ сна из детства Сергея. Через окно спальни он увидел дерево грецкого ореха с сидящими на ветвях белыми волками, с длинными, как у лис, хвостами. Эти волки представляли для пациента угрозу, он их боялся. Фрейд предположил, что сон отражает виденную пациентом в детстве «первичную сцену» полового акта родителей, причем в позе «по-собачьи». Также, как вариант, это могла быть сцена полового акта собак, увиденного малышом в присутствии родителей. Несмотря на то, что Фрейд решил прекратить анализ, предположив пациента излеченным, Панкеев на протяжении всей оставшейся жизни (еще 60 лет) предпринимал попытки анализа у Фрейда и у других психоаналитиков. Вероятно, он хотел понять, почему волки сидят именно на ветвях дерева, почему они белые, и почему их несколько. Фрейд объяснил только лишь то, почему пациент их боялся.
Случай человека-волка актуален и поныне. Волки в содержании детских сказок и мультиков преследуют наших детей, волки-люди-оборотни – в содержании новостей и пелевинских текстах преследуют взрослых. Волки да вороны в тексте Гребенщикова. Волки в песнях Высоцкого, Макса Покровского. Почему же мы отвлеклись и написали так много про волков, читатель узнает позже.
Первые достижения
С 1918 года девушка приняла участие в Международных психоаналитических конгрессах. Членом «Психоаналитического издательства» (английского отделения) она стала в 1920 году. Ее интересы связаны со снами наяву и с фантазиями. Анна перевела на немецкий язык книгу «Сны наяву» Дж. Варендок.
В 1923 году Анна открыла собственную практику. Она разместилась в доме, где и ее отец принимал пациентов. К Зигмунду приходили взрослые, а Анна принимала детей. Именно ей принадлежит заслуга выделения психоанализа детского возраста в качестве самостоятельного направления в практике. Переосмыслив идеи отца, Анна Фрейд сосредоточила все свое внимание на ребенке. Ведь он не меньше, а порой и сильнее нуждается в помощи и страдает так же, как и взрослый.
Биография
Венские годы
Шестой, последний ребенок Зигмунда Фрейда и Марты Бернейс. Она пошла по пути своего отца и сделала значительный вклад в психоанализ. Анна имела сравнительно несчастливое детство, в котором она никогда не смогла построить удовлетворительные отношения со своей матерью, и на самом деле воспитывалась католической няней Джозефиной. У нее были трудности в согласии со своими родными, особенно со своей сестрой Софи (а также проблемы с двоюродной сестрой Соней Триервайлер, что имела на нее «дурное влияние»). Ее сестра Софи, которая была более привлекательной ребенком, была угрозой в борьбе за благосклонность отца: «две молодые девушки установили собственную сестринскую версию разделения общей территории:« красота »и« разум »», и отец однажды вспоминал о ее «древнюю ревность к Софи «.
Вместе с этим соперничеством между двумя сестрами, Анна имела другие трудности в детские годы — «несколько трудный подросток, который жаловался своему отцу в искренних письмах, как неразумные мысли и чувства всякого сорта не дают ей покоя». Кажется что «в целом, она была неуемной соперницей к своим родным братьям и сестрам … и ее раз за разом отправляли на оздоровительные фермы для сплошного отдыха, благотворных прогулок, и пару лишних фунтов для заполнения ее слишком тонкой фигуры»: возможно, она страдала от депрессии, которая вызывала расстройства желудка. Отношения между Анной и ее отцом отличались от отношений к другим с ее семьи: они были очень близки. Она была энергичной девочкой с репутацией маленькой вреда. Фрейд писал своему другу Вильгельма Флисса в 1899: «в своей непослушания Анна превратилась в настоящую красавицу». Фрейд больше пишет о ней в своих дневниках, чем о других членах семьи.
Позже Анна рассказывала, что она немного чему научилась в школе; пока она училась от своего отца и гостей у них дома. Именно так она подхватила иврит, немецкий, английский, французский и итальянский языки. Когда ей исполнилось 15 лет, она начала читать работы своего отца: сон, который она видела «в возрасте 19 месяцев … [нашелся в]« Толкование сновидений », и комментарии о. Анна закончила свое образование в Летнем Лицее Вены в 1912 году. Страдая от депрессии, она была очень неуверенный о том, что она будет делать дальше в будущем. Впоследствии она уехала в Италию и осталась со своей бабушкой, и существуют свидетельства что «в 1 914 она путешествовала в Англию с целью улучшить свой английский», но была вынуждена уехать сразу после приезда из объявления войны.
В 1914 году она прошла тест на стажера в своей старой школе, Летнем Лицее. С 1915 по 1917 он работал стажером и учительницей с 1917 по 1920 Она вынуждена была бросить свою учительскую карьеру из-за туберкулеза. В 1918 отец стал его психоанализ и она стала серьезно заниматься этой новой профессии. Ее анализ был завершен в 1922 и представлен в научной работе «Фантазии избиения и мечты» перед Венским психоаналитической Объединением, к которому она была принята позже. В 1923 году, Фрейд начала свою собственную практику психоанализа с детьми, и два года спустя она преподавала технику детского психоанализа в Венском Психоаналитическом Институте. С 1925 по 1934 она была секретарем межнациональной Психоаналитической Ассоциации, продолжая детский анализ и семинары и конференции по этой теме. В 1935 году Фрейд стала директором Венского Психоаналитического Института, а в следующем году обнародовала одно из своих влиятельной исследований «методы, которыми эго отгораживает недовольство и тревогу», «Психология Я и защитные механизмы». Эта работа стала основополагающей в психологии эго и установила репутацию Анны Фрейд как ведущего теоретика мирового масштаба.
Лондонские года
В 1938 Фрейды были вынуждены покинуть Австрию вследствие усиления преследования евреев нацистами в Вене, которое произошло после аншлюса Австрии гитлеровской Германией. Здоровье ее отца сильно ухудшилось из-за рака челюсти, так что она сама организовала эмиграцию семьи в Лондон. Здесь она продолжила работать и заботиться об отце, который в конце умер осенью 1939 года. Когда Анна прибыла в Лондон, между ней и Мелани Кляйн начался конфликт по теорий развития ребенка, кульминацией которого стали так называемые «Спорные Дискуссии» (англ.).
Война дала возможность Анне Фрейд наблюдать влияние нехватки родительской опеки на детей. Так, «в декабре 1940 года под руководством Анны Фрейд и Дороти Барлинг был организован« Хемпстедський детский дом », работа в котором проводилась в четырех направлениях. Во-первых, относилась терапевтическая цель — устранить физические и психические последствия войны. Причинами этих физических и прежде всего психических травм были авиационные налеты, жизнь в бомбоубежищах или на станциях метро, переживания разлуки с родителями и эвакуация. Кроме того, проводилась профилактическая работа, цель которой заключалась в том, чтобы попытаться свести к минимуму обусловленные войной переживания разлуки. К этому добавилась исследовательская работа, поскольку благодаря непосредственному наблюдению за детьми стало возможным изучать психические реакции детей на разлуку и жизни в интернате. И, наконец, при Хемпстедському детском доме был организован трехлетний учебный курс для воспитателей и медсестер. В 1947 году Анна Фрейд организовала первые учебные курсы для подготовки детских аналитиков, известные под названием «Хемпстедськи курсы и клиника детской терапии». ‘
С начала 1950-х и до конца своей жизни Фрейд регулярно путешествовала в Соединенные Штаты, чтобы читать лекции, обучать и посещать своих друзей. В 1959 ее выбирают вице-президентом Международного психоаналитического объединения и Почетным Зарубежным членом Американской Академии Наук и Искусств. В 1970-х она была занята проблемами эмоционально оставлены и социально поврежденных детей, и она изучала отклонения и опоздание в развитии. В Ельской юридической школе она читала семинары по проблемам преступности и семьи: это привело к трансатлантического сотрудничества с Джозефом Голдстейн и Альбертом Солнитом по проблемам детей и закона, которые были опубликованы в научном труде «Более чем в наилучших интересах ребенка» (1973).
Анна умерла в Лондоне 9 октября 1982. Она была кремировано, а ее пепел был помещен в мраморную полку рядом с античной греческой погребальной урной ее родителей. Ее подруга всей жизни Дороти Тиффани-Берлинг и несколько других членов семьи Фрейдов похоронены рядом с ней.
В следующем году после смерти Фрейд вышла в свет коллекция ее работ. О ней было написано, что она была «страстным и вдохновляющим учителем», и в 1984 году клиника Хэмпстеда была переименована в Центр Анны Фрейд. Кроме того, согласно ее посмертным желанию в 1986-м году ее дом в Лондоне был трансформирован в Музей Фрейда, посвященный ее отцу и психоаналитическом объединению.
Трудности, с которыми пришлось столкнуться в профессиональной деятельности
Поначалу испытала немало трудностей в профессиональной деятельности Анна Фрейд. Биография ее не была отмечена получением медицинского образования. Отсутствие его было препятствием на пути к признанию. Зигмунд Фрейд психоанализ относил, скорее, к психологии, нежели к медицине. Однако так считали далеко не все. К тому же у большинства аналитиков было медицинское образование. Поэтому отсутствие его у Анны выглядело значительным недостатком. К ней не отправляли пациентов. Девушке пришлось начинать с детей своих знакомых и друзей. К тому же выявились трудности работы с юными пациентами. Взрослые были заинтересованы в лечении и охотно платили за него. Однако ребенка к Анне приводили родители, при этом нередко против его воли. Дети часто капризничали, не желали разговаривать, прятались под стол. Здесь и пригодился приобретенный Анной педагогический опыт: девушка умела расположить учеников к себе. Она рассказывала своим пациентам занимательные истории, развлекала их фокусами, а если было необходимо, то могла и сама залезть под стол для того, чтобы поговорить с маленьким упрямцем.
Волки воют-
лес густой – это русская метафора бессознательного. Чем дальше в лес, тем… возможны разные варианты. Волков бояться – в лес не ходить. Капитолийская волчица Лупа. Маугли волчий сын. Все фрейдовское потомство работает над символами. Все, так или иначе, боялись и боятся волков. Придет серенький волчок и укусит за бочок. Волки воют, выпь кричит, дятел ворону стучит. Фрейд на старости лет любил собак и наблюдать за маленькими детьми. Собака получается из прирученного волка. Скоро волков всех приручат… Впору организовать Фонд Дикой Природы имени Зигмунда Фрейда, чтобы хранить и беречь бессознательное. Кончится бессознательное – кончатся и ресурсы… Тамбовский волк тебе товарищ. Волки позорные. С волками жить – по волчьи выть. Собака – это проанализированный волк. Волки все одинаковые. Собаки очень разные. Идет охота на волков, идет охота. И остались ни с чем егеря? Неправда! Егеря очень неплохо заработали!
При работе над текстом использованы информационные источники: www.wikipedia.org с «открытым кодом», а также книга Пола Ферриса «Зигмунд Фрейд», Изд-во «Попурри», Минск, 2001, перевод с английского Е.А. Мартинкевич
Помощь отцу
Анна Фрейд в 1923 году неожиданно узнала о том, что Зигмунд болен раком. Он отправился на операцию, осложнившуюся сильным кровотечением. Анне сказали о том, что Зигмунду нужно помочь добраться домой. Для того чтобы поддержать отца, она приложила самоотверженные усилия. Зигмунд Фрейд во многом благодаря Анне сумел прожить еще 16 лет. Ему была сделана 31 операция. Его дочь ухаживала за ним, а также взяла на себя большую долю его дел. Анна выступала на международных конгрессах вместо Зигмунда, принимала его награды, зачитывала доклады.
Взаимоотношения с Д. Берлингам
В Вену в 1925 году приехала Д. Берлингам-Тиффани. Это дочь богатого изобретателя и фабриканта Тиффани, почитателя Зигмунда Фрейда. Она прибыла с четырьмя своими детьми, однако без мужа (с ним у нее были непростые отношения). Анна Фрейд стала второй матерью для ее детей, а также для своего племянника — ребенка Софи, которая умерла в 1920 году. Она играла с ними, путешествовала, ходила в театр. Д. Берлингам в 1928 году переехала в дом Фрейда и до самой смерти (в 1979 году) прожила здесь.
Нацистская оккупация
Над Европой в это время сгустились тучи нацизма. После того как Гитлер пришел к власти, подвергся запрету психоанализ, а труды Зигмунда были сожжены. Психоаналитики, предвидя опасность, покидали Австрию. В особенности опасались нацистов евреи. Больному и пожилому Фрейду трудно было покинуть родину. В Вене его застала нацистская оккупация. Анну Фрейд 22 марта 1938 года вызывали в гестапо на допрос. Боясь пыток, она взяла с собой яд. Этот день был страшным испытанием для нее. Всю дальнейшую жизнь ее мучили воспоминания о нем. Анна после этого долго не могла вернуться туда, где она заглянула в глаза смерти. Только в 1971 году она посетила с коротким визитом Вену, побывала в доме-музее, где жила когда-то сама.
Гонения на евреев вынудило эмигрировать
После включения Австрии в состав Германии в 1938 году начались гонения на людей еврейской национальности со стороны нацистов. Когда фашисты арестовали Анну и допрашивали ее в гестапо, Зигмунд Фрейд твердо решил покинуть страну. Но нацистская власть не хотела выпускать ученого. Они «надавили» на Зигмунда Фрейда и заставили его подписать бумаги, в которых он якобы благодарил гестапо «за ряд добрых услуг», что было для ученого весьма унизительно. Но и это еще не все: за право покинуть Германию ему пришлось заплатить огромный «выкуп» правительству рейха – 4 тысячи долларов!
Деятельность Анны Фрейд в послевоенное время
После войны Анна направила все свои силы на помощь детям, пострадавшим от немецких бомбардировок. Она собирала ребят по полуразрушенным домам, организовывала помощь для них, находила у разных фирм, фондов и частных лиц средства для их поддержки. Анна Фрейд в 1939 году открыла ясли. До 1945 года в них нашли приют более 80 детей различного возраста. Анна публиковала результаты исследований, сделанных на экспериментальном материале, в «Ежемесячных отчетах».
Анне Фрейд в 1945 году исполнилось 50 лет. В этом возрасте многие уходят на пенсию, однако она активно несла в мир свои знания. Анна участвовала в конгрессах, почетных церемониях, встречах, много путешествовала. Первая ее поездка в США состоялась в 1950 году. Она выступила с лекциями. В Лондоне дочь Зигмунда Фрейда работала в институте: вела лекции, коллоквиумы, семинары, решала организационные вопросы.
Итоговый труд, последние годы жизни
В 1965 году А. Фрейд закончила свой итоговый труд «Норма и патология в детстве». В 1968 году Анна перевела его на родной язык. Анна Фрейд долгое время страдала болями в спине, болезнью легких. К этому прибавилась в 1976 году анемия. Ей нужны были постоянные переливания крови. Даже в возрасте 80-ти лет Анна не прекращала работать. Однако 1 марта 1982 г. произошел инсульт, после которого наступил паралич, осложнившийся расстройством речи. Тем не менее, находясь в больнице, Анна продолжала трудиться над книгой о семейном праве.
Психолог Анна Фрейд, труды которой пользуются заслуженным признанием, умерла 8 октября 1982 г. Она посвятила более 60-ти лет научной деятельности и психоаналитической практике. За это время Анна подготовила множество статей, лекций и докладов, вошедших в десятитомное собрание ее сочинений.
Избранные научные работы
- Введение в психоанализ для педагогов (Einführung in die Psychoanalyse für Pädagogen, 1926)
- Эго и механизмы защиты (Das Ich und die Abwehrmechanismen, 1936)
- Психоаналитическое лечение детей (The Psychoanalytic Treatment of Children, 1946)
- Нормальное и патологическое в детстве: оценка развития (Normality and Pathology in Childhood: Assessment of Development, 1965)
- По ту сторону главных интересов ребенка (1973) в соавторстве с Дж. Гольштейном и А. Солнитом.
- Перед главными интересами ребенка (1979), в соавторстве с Дж. Гольштейном и А. Солнитом.