Психолог — компетенция, стоимость, область работы, направления помощи

Является ли психология наукой или это отдельное направление философии, основанное на духовных и даже космических представлениях? Этот вопрос неизбежно возникает у всех, кто начинает глубоко изучать психологию и стремится найти однозначный ответ. Выделению психологии как научной дисциплины поспособствовали с одной стороны размышления и труды выдающихся философов древнего мира, а с другой – практическое и научное познание психологии людей.

Термин «психология» для обозначения науки был введён в XVI в. немецким философом Рудольфом Гоклениусом, после чего в тесной связи с развитием техники и научной мысли произошёл окончательный разрыв с религиозными представлениями и было положено начало современному научному знанию. Однако, неоднородность выдвигаемых суждений о сущности психики человека закладывает основу разнообразных современных направлений психологии, имеющих две конфликтующие тенденции: материалистическая и идеалистическая.

Классический психоанализ, 1900

История психоаналитического направления начинается с 1900 г., когда вышел в свет первый тираж книги австрийского невролога и психолога Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений». В дальнейшем теория З. Фрейда приобретает огромную популярность как среди психологов, так и среди общественности. Этим объясняется быстрое развитие психоанализа в Америке и Европе, а также образование целого психоаналитического «семейства», куда, помимо классического психоанализа, вошли также:

  • аналитическая психология;
  • индивидуальная психология;
  • трансактный анализ.

Отличие психоаналитического видения от бихевиорального заключается в отнесении движущих сил деятельности человека к внутренним компонентам организма, а не к формирующимся в результате внешнего взаимодействия с миром. В классическом психоанализе теория основывается на разработанной З. Фрейдом двухмерной структурной модели психики человека, исходя из которой составляющими психики являются сознательное и бессознательное с одной стороны и элементы «Оно», «Я» и «Сверх-Я» – с другой стороны. Разложение психики на компоненты объясняет источник образования неврозов как конфликт импульсов, исходящих из «Оно» и «Сверх-Я», для разрешения которого «Я» использует в первую очередь вытеснение сознательного в бессознательное. Таким образом, классический психоанализ одновременно относится и к нозологической, и к антропологической осям.

Наука

Психология это разнообразная область. Психологи проводят фундаментальные и прикладные исследования, служат консультантами для сообществ и организаций, диагностируют и лечат людей, обучают будущих психологов и тех, кто будет заниматься другими дисциплинами. Они проверяют интеллект и личность.

Многие психологи работают в качестве медицинских работников. Они оценивают поведенческие и психические функции и благополучие. Другие психологи изучают, как люди связаны друг с другом и с техникой, и работают над улучшением этого взаимодействия.

Применение психологических исследований может уменьшить экономическое бремя болезней для правительства и общества, поскольку люди учатся делать выбор, который улучшает их здоровье и благополучие. Успехи, достигнутые в оценках образования, помогают учащимся с трудностями в обучении. Психологическая наука помогает педагогам понять, как дети думают, воспринимают и запоминают, помогая разрабатывать эффективные методы обучения. Психологическая наука способствует справедливости, помогая судам понять замыслы преступников, истинность доказательств и достоверность определенных видов доказательств или свидетельских показаний.

Психология — это исследование мышления и поведения. Это изучение мышления, как оно работает и как оно влияет на поведение. Наука охватывает все аспекты человеческого опыта, от функций мозга до общения, от развития детей до ухода за престарелыми».

Психологи и психотерапевты работают вместе, чтобы помочь людям с психическими расстройствами, но они не совсем похожи. Психолог лечит пациента с помощью психотерапии, помогая облегчить симптомы путем изменения поведения. Роль психотерапевта, который является врачом, больше сосредоточена на назначении лекарств и других вмешательствах для лечения психических расстройств.

Аналитическая психология, 1912

Ещё одним направлением, получившим свой старт в начале XX в. и имевшим интерес в профессиональной среде, является аналитическая психология психиатра и педагога из Швейцарии Карла Густава Юнга. В своих работах К. Юнг разлагает структуру личности на слои: персона, эго, тень, Анима у мужчин и Анимус у женщин, самость.

Цель человека, определяющая жизненный смысл и основную потребность, по теории К. Юнга, направлена на достижение самости путём прохождения сознательных слоёв (персона, эго) и бессознательных (коллективное бессознательное следует за индивидуальным). Самый верхний слой бессознательного – тень, т.е. двойник «Я», самый нижний – самость, т.е. реальное «Я». Именно К. Юнгу принадлежит разделение бессознательного на индивидуальное и коллективное. Таким образом, смысловым ядром аналитической психологии является вопрос индивидуации, то есть нахождение человеком самости как уникальной целостности, поскольку каждый индивидуум изначально имеет вектор на саморазвитие.

Индивидуальная психология, 1912

Одно из востребованных по сегодняшний день направлений глубинной психологии, основанной в результате психоаналитического движения в начале 20-го века и переработки концепций классического психоанализа, – индивидуальная психология. Данное течение получило известность благодаря трудам австрийского психолога Альфреда Адлера.

Индивидуальная психология основывается на постулате, что личность является неделимой, целостной частью социума. Человек обладает сознанием и определяет своё положение в жизни путём собственного выбора, нахождения смысла и стремления к самоактуализации. Отсюда теологическая концепция, означающая, что любое поведение человека обусловлено целями, которые возникают в результате восприятия мира, осмысления и принятия решения. Сознательное и бессознательное, исходя из позиции индивидуальной психологии, не противоборствуют, а имеют однонаправленность. Движущими силами выступают чувство неполноценности, его компенсация, стиль жизни, чувство принадлежности к обществу, социальные мотивы, желание превосходить. Ключевым отличием индивидуальной психологии от психоанализа З. Фрейда и аналитической психологии является важность учёта пройденного опыта, настоящей ситуации и вектор движения.

Бихевиоризм, 1912

Самым ранним направлением, сводящим психологию к рефлексам и имеющим значимость по настоящее время, является бихевиоризм. Предпосылками для его развития служат исследования американского психолога и педагога Эдварда Ли Торндайка над поведением животных, основу которых составляли проблемы навыка. В понимании психологии человека концепцию Э. Л. Торндайка перенёс американский психолог Джон Бродес Уотсон, в 1912 г. отразивший принципы нового направления психологии в своей статье [1]. В России представителями бихевиоризма или поведенческой психологии считаются И. П. Павлов и В. М. Бехтерев, изучавшие рефлексологию.

Изначальная методологическая позиция психологов данного направления заключается в предоставлении клиенту контроля над своими действиями, что позволяет добиться изменений в его поведении. Именно поведение, а не сознание, рассматривается как предмет психологии. Поведение характеризуется ответными движениями (реакциями) организма на внешние воздействия (стимулы) среды. Приверженцы бихевиорального направления в основу своей работы закладывают изучение условий возникновения, закрепления, исчезновения привычек и навыков. Такому подходу присущи научный прагматизм, контроль результатов и сведение сознания к физиологическим процессам, что служит поводом для критики со стороны представителей личностно-ориентированных направлений.

Сегодня получить образование психолога можно более чем на 94 профилях бакалавриата и специалитета, и 86 профилях магистратуры, в 163 вузах России. Куда же все таки поступать на психолога, чтобы реализовать свою мечту о профессии?

Психолог — одна из самых популярных профессий у абитуриентов и старшеклассников, которые стремятся к пониманию психической деятельности человека, взаимоотношений между людьми, хотят оказывать помощь людям, оказавшимся в критических ситуациях. В данном лонгриде мы специально использовали много визуальных образов различных профессионалов в области психологии, чтобы вы могли максимально ощутить насколько разную карьеру предлагает та или иная специализация в профессии психолога.

В чем разница между психологом, психотерапевтом и психиатром

Иногда психолога путают с психотерапевтом и даже психиатром. Понять разницу не сложно.

Психолог – это специалист, который, в основном, работает со здоровыми людьми, помогает им адаптироваться к различным жизненным ситуациям. Некоторые психологи работают в клинике, помогают врачам понять состояние больного, участвуют вместе с врачом в его терапии. Психологи не имеют права ставить диагнозы и назначать медикаментозное лечение. Они занимаются психодиагностикой, психологическим консультированием, психологической коррекцией, психологическими исследованиями.

Психотерапевт – это врач, который работает в клинике с больными людьми, заболевания которых можно отнести к, так называемой, «малой психиатрии»: неврозы, острые посттравматические расстройства, невротические состояния, вызванные сложностями адаптации и психотравмами. Психотерапевт имеет право ставить диагнозы, назначать медикаментозное лечение, хотя основной метод его работы – психотерапия.

Психиатр – это врач, который работает в клинике с больными людьми, страдающими заболеваниями из круга и «малой» и «большой психиатрии»: неврозы, психозы, шизофрения, психопатия, алкоголизм, наркомания и т.д. Психиатры могут ставить диагнозы, в основном лечат при помощи медикаментозного лечения.

Какие бывают психологи

Психологи могут заниматься научными исследованиями, преподавать, или работать в прикладной области. В последнем случае их называют практическими психологами. Практические психологи — это психологи, осуществляющие свою деятельность в различных отраслях: в школе, в органах внутренних дел, в бизнесе, в МЧС, в клинике, непосредственно выполняющие практическую работу по психодиагностике, психологическому консультированию, психокоррекции.

Одна из самых распространенных профессиональных групп психологов – педагоги-психологи, школьные психологи, педагогические психологи. Задача такого специалиста анализировать готовность ребенка к школе, успешность его адаптации в школе и в семье, диагностировать сложности развития, помогать в профориентации и социальной адаптации. Педагоги-психологи работают со школьниками, педагогами и родителями.

Детские психологи работают с детьми в более широком спектре – от раннего развития до подросткового возраста. Как правило, занимаются развитием ребенка, помогают преодолеть разные сложности с его воспитанием, повышают способности ребенка к адаптации в различных ситуациях.

Семейные психологи занимаются консультированием семьи, которая оказалась в сложной ситуации в связи с нарушением отношений в семье. Особенность семейного консультирования — психолог работает и с каждым членом семьи, и в группе со всеми членами семьи одновременно. Предметом труда семейного психолога могут быть разлад в семье, угроза развода, проблемы с детьми, больными родсвенниками или престарелыми родителями.

Клинические психологи работают в клинике, где занимаются психодиагностикой, вместе с врачом участвуют в лечении больных психологическими методами. Они умеют работать с множеством клинических тестов, которые позволяют точно диагностировать состояния, проблемы развития и особенности психики больного. Это позволяет врачу уточнить диагноз и назначить правильное лечение. Психологи в клинике наряду с врачами-психотерапевтами могут участвовать в групповой и индивидуальной психотерапии.

Пенитенциарные психологи – работают в местах лишения свободы, помогают прогнозировать поведение осужденных, принимают меры к предупреждению суицидов, членовредительства, помогают осужденным адаптироваться к условиям содержания. Они также работают и с личным составом исправительных колоний и следственных изоляторов, помогают избежать эмоционального выгорания, поддерживают в сложных ситуациях и даже участвуют в переговорах при захвате заложников.

Психологи органов внутренних дел и военные психологи участвуют в психологической экспертизе при приеме на службу, изучают коллективы и дают рекомендации по оптимизации в них социально-психологического климата, помогают служащим в сложных жизненных ситуациях, занимаются обучением психической саморегуляции военнослужащих, а также десенсебилизацией стресса по возвращению их из горячих точек.

Психологи МЧС работают с острыми состояниями, которые возникают у людей в результате гибели родственников и близких, попадания в чрезвычайные ситуации, резко меняющих жизнь человека. Человек сталкивается с новой для себя реальностью, которую трудно принять. Это вызывает шок, слом всех смыслов. Человек отказывается принимать реальность. Психолог МЧС помогает в этом случае человеку адаптироваться к его новой жизненной реальности.

Спортивные психологи работают в спорте высших достижений, помогают спортсменам справиться с высокой нагрузкой, обучают их навыкам психической сморегуляции, предупреждают срывы. Также спортивные психологи участвуют в формировании команды, фокусировке спортсменов на достижение победы.

Корпоративные психологи участвуют в подборе, оценке и адаптации персонала, принимают участие в формировании и трансляции корпоративной культуры, занимаются коучингом и обучением soft skills внутри корпораций: коммуникации, лидерство, преодоление конфликтов, тайм-менеджмент и др.

Инженерные психологи – это специалисты, чья деятельность направлена на улучшение и адаптацию технологий, оборудования и рабочей среды для повышения производительности, улучшения человеческого поведения и способностей.

Специальные психологи занимаются психологической коррекцией детей с различными особенностями развития, проявляющимися в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребёнка, затрудняющие его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение.

Политические психологи изучают психологические компоненты (настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации) в политической жизни общества.

Социальные психологи изучают групповую динамику малых групп, проводят социально-психологические тренинги, а также занимаются социометрией, психодиагностикой, консультированием и применением психотехнологий в области социально-психологических явлений.

Есть также еще множество других специализаций специалистов-психологов: сдебный психолог, юридический психолог, психолог-криминалист, психодиагност, нейропсихолог и др.

Как видно, в психологии существует множество специализаций. Поэтому, выбирая вуз и специальность, следует особое внимание обратить на профиль образования.

Как построить траекторию образования, какие специальности выбрать

Можно ли после колледжа стать психологом

Получить образование психолога в колледже – невозможно. Однако, если вы хотите поступить в колледж после 9-го класса, а потом поступить в вуз на одну из психологических специальностей, в этом случае вашим плюсом будет обучение по следующим специальностям СПО в колледже.

Если ваша цель – социальная психология, геронтопсихология (психология пожилых людей), пенитенциарная психология, психология отклоняющегося, девиантного поведения подростков:

  • 39.02.01. Социальная работа.

Если ваша цель — корпоративная психология:

  • 38.02.04. Коммерция (по отраслям).

Если ваша цель клиническая психология:

  • 31.02.01. Лечебное дело;
  • 34.02.01. Сестринское дело.

Если ваша цель педагогическая психология:

  • 44.02.01. Дошкольное образование;
  • 44.02.02. Преподавание в начальных классах;
  • 44.02.03. Педагогика дополнительного образования;
  • 44.02.06. Профессиональное образование (по отраслям).

Если ваша цель специальная (коррекционная психология):

  • 44.02.04. Специальное дошкольное образование;
  • 44.02.05. Коррекционная педагогика в начальном образовании.

Если ваша цель профессия психолог ОВД, психолог-криминалист, юридический психолог, пенитенциарный психолог:

  • 40.02.01. Право и организация социального обеспечения;
  • 40.02.02. Правоохранительная деятельность;
  • 40.02.03. Право и судебное администрирование.

Если ваша цель стать спортивным психологом:

  • 49.02.01. Физическая культура.

Профессия психолога в вузах

Профессию психолога можно получить в вузах, обучаясь в бакалавриате, специалитете или магистратуре.

Классическая траектория образования психолога базируется на следующих специальностях.

  • Бакалавриат: 37.03.01. Психология
  • Специалитет: 37.05.01. Клиническая психология 37.05.02. Психология служебной деятельности
  • Магистратура: 37.04.01. Психология

Значительное количество педагогических, детских и школьных психологов выстраивают свою траекторию образования в вузе так:

  • Бакалавриат: 44.03.02. Психолого-педагогическое образование
  • Магистратура: 44.04.02. Психолого-педагогическое образование

Если речь идет о специальной (коррекционной) психологии:

  • Бакалавриат: 44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование
  • Магистратура: 44.04.03. Специальное (дефектологическое) образование

Какие предметы нужно усиленно учить в школе и сдавать на ЕГЭ

В зависимости от направления подготовки и учебного заведения могут понадобиться разные экзамены. Но большинство профилей вузов по психологии предполагают набор следующих экзаменов:

  • Русский язык
  • Математика
  • Биология

Нередко вузы требуют такой набор экзаменов на психологические профили:

  • Русский язык
  • Биология
  • Обществознание

Есть несколько вариантов поступления на психолога с двумя предметами ЕГЭ и одним специальным экзаменом в вузе:

  • Биология
  • Русский язык
  • Экзамен по специальности в вузе

Как выбрать профили подготовки в вузах и колледжах

Профиль подготовки нужно выбирать исходя их той области психологии, в которой вы хотите строить карьеру. Можно без проблем найти подходящий профиль, воспользовавшись атласом профессий Поступи Онлайн. Находим нужную профессию, например, детский психолог или клинический психолог, и смотрим, на каких программах (профилях) высшего образования можно ее получить. Список подходящих профилей можно отфильтровать по требуемому набору ЕГЭ.

Полный список профилей подготовки в области психологии в бакалавриате, специалитете и магистратуре вы найдете на странице профессии «психолог».

Таким образом, можно подобрать наиболее подходящие профили к любой профессии в области психологии.

Далее, вы можете ознакомиться с тем, какие вузы предлагают программы по данным профилям, посмотреть проходные баллы и выбрать наиболее подходящий для себя профиль в конкретном вузе.

Отдельно хочу отметить, что закончив вуз, вы не будете себя чувствовать уверенно в профессии. Наработкой навыков и компетенций практическому психологу следует заниматься отдельно еще 2-3 года на различных курсах и тренингах, чтобы отработать психологическое мышление, навыки профессиональной коммуникации и психодиагностики.

Будьте внимательны! Некоторые вузы на страницах своих сайтов для абитуриентов не указывают профиль образования (специализацию), только специальность (направление подготовки). Обязательно поинтересуйтесь, какой профиль, специализацию реализует конкретное учебное заведение. А то может оказаться так, что вы поступали на «психологию», а подпишете заявление о приеме на профиль «Пенитенциарная психология». И это будет неприятно, если вы не собирались работать психологом в местах лишения свободы.

Автор: Алла Носкова, основатель портала Поступи Онлайн.

Гештальтпсихология, 1912

Борьба направлений с механистическими и идеалистическими установками и метафизичность распространённых теорий неизбежно приводит к выдвижению во втором десятилетии XX в. целостных принципов и образованию гештальтпсихологии, основанной на исследованиях восприятия. Основатели направления, венгерский психолог – Макс Вертгеймер, немецкий психолог – Вольфганг Кёлер и американский психолог – Курт Коффка, определяют «гештальт» как целостное образование, имеющее качество формы, не сводимое к свойствам его частей.

По основному принципу гештальтпсихологии, все психические процессы объясняются динамическими, изменяющимися соотношениями, которые устанавливаются непосредственно в процессе, а не независимо от него, и определяют его путь механистическими связями. Действия человека исходят из восприятия ситуации и выступают конечной стадией саморегулирующегося динамического процесса. Как видно, гештальтпсихологи в своих положениях тесно связывают идеализм с механицизмом. Другими словами, они выступают против принципа расчленения сознания на компоненты и придерживаются идеи воссоздания психикой целостного понятного образа. Например, воспринимая слово с пропущенной буквой, мы стремимся воссоздать его целиком.

Основной постулат современных гештальтистов состоит в том, что человек стремится к целостности и завершённости, координирует различные части личности в единое целое. Главная жизненная цель – самоактуализация, сосредоточенная только на настоящем и действительном.

Психологические роли: когда страшно снять маску

Сколько масок вы меняете за день?

На работе, например, рассудительный врач, дома — строгая мама, с родителями — послушная дочка. И пусть вас не смущает слово «маска». Можем назвать это психологические роли. Или субличности.

Зачем мы используем роли-маски? С разными целями. Одна из них — попытка защитить себя. Если и на работе будешь «любящей мамой» вряд ли сможешь управлять коллективом в 30 человек. Это вполне естественный механизм.

Но как быть, если маска-роль начинает нас поглощать? Как же упорно некоторые из нас несут, например, профессиональные роли домой.

Какая-то особая роль может настолько впиться в нас, что вот уже на юбилее у друзей слово первым берём мы. Почему? Да потому, «по статусу положено». А может, тут же начинаем соседу говорить, что пора бы ему желудок проверить, а то сыпь на лице. А что «я-ж-доктор».

Как вы уже чувствуете, здесь нет правила: идёшь на праздник к товарищам, забудь, например, о профессии. Мало ли, гостю плохо станет. И я оказываю помощь человеку в момент панической атаки, даже, если в этот момент отдыхаю с семьёй.

Но как же важно уметь переключать эти роли. Позволять себе быть обычной переживающей мамой у кабинета врача, а не «кандидатом наук, ревматологом»

Быть руководителем на работе, но дома решения принимать совместно с семьёй, а не стучать по столу, будто ты все ещё начальник на совещании.

Почему так происходит?

Потому что в нашей любимой роли все понятно: учительница имеет вроде бы право поучать, а ее должны априори слушать. Начальнику вроде как обязаны подчиняться и все домашние, а психолог разложит жизнь всех подруг по полочкам. И только попробуйте не согласиться! Вроде бы это удобно, словно козырять корочкой. Я — спасатель/начальник/психолог/доктор (подставьте своё), а значит я — прав. Только вместе с этим приходит и огромная тревога, невозможность расслабиться. Постоянное напряжение и страх, что кто-то эту маску сорвёт.

И вот брутальный начальник окажется беззащитным мальчиком, которому 40, а отец до сих пор позволяет себе дать ему подзатыльник. А он все также молчит в ответ. «Опытная мать 3-х детей» плачет ночами от чувства бессилия и мучается чувством вины. Только ни с кем поделиться не может страхами и болью — надо же всегда роли соответствовать.

У всех наших ролей есть кое-что общее. Вообще, у нас у всех есть кое-что общее. Мы — люди. И может каждый из нас при этом СуперМама-Руководитель-Педагог. Но в первую очередь — каждый из нас ЧЕЛОВЕК, а значит все мы порой боимся-тревожимся-злимся и делаем ещё массу всяких вещей. Как только мы позволяем себе быть чуть больше людьми, как только позволяем хотя бы немного приспустить маску и вдохнуть, оказывается, что и тревога снижается. Ведь теперь мы не обязаны всюду ей соответствовать и быть идеальными. Хотя бы дома, хотя бы с близкими. А порой оказывается, что и совсем малознакомые люди тоже оказываются чуть ближе и теплее, если позволить себе смотреть глаза-в-глаза, а не строить забор из масок.

А вы замечали, как работают ваши роли-маски?

P.S. Есть такой замечательный фильм «Магнолия». После него я открыла для себя талант Тома Круза. Его персонаж – мощный пример того, как может поглотить роль, однажды надетая маска.

Гуманистическое направление, 1951

В 60-х г. XX в. активно развиваются гуманистические подходы в психологии, центрированные на уникальности личности. Одним из представителей и лидеров гуманистического направления является американский психолог Карл Рэнсом Роджерс. По его мнению, «я-концепция» выступает фундаментом структуры личности и образуется в результате взаимодействия человека с окружающей социальной средой. Основные постулаты гуманистического подхода:

  • стремление человека развиваться и реализовывать свой потенциал врождённое;
  • внутренняя сущность человека позитивна и социальна;
  • гуманистическая направленность и конструктивность – залог выживания и эволюции человека;
  • для раскрытия внутренней природы человека необходимо соблюдение трёх условий: подлинность в общении, безусловное принятие, проявление эмпатии.

Стресс и шоковые ситуации

Современное представление о психологии – это многочисленные школы, позволяющие клиентам добиться определенных результатов в психологии личности. Чаще всего к помощи специалистов обращаются люди, испытавшие страх, стресс, ставшие заложниками последствий чрезвычайных ситуаций. Когда человеку приходится сталкиваться с незнакомыми обстоятельствами, реакция может последовать как адекватная, так и не совсем, а порой даже слишком резкая с печальными последствиями для психического здоровья.

Такого рода ответные реакции, возможные действия и защитные рефлексы должны быть изучены, чтобы в будущем чаще появлялась возможность предотвратить нежелательные последствия, спровоцированные психологической травмой. Вооружившись необходимыми знаниями, можно стать опорой нуждающемуся в помощи и моральной поддержке, человеку. Психология экстремальных ситуаций рассматривает два вида стрессовых воздействий: физические, проявляющиеся в виде голода, боли, перегрузок и т. п., психологические – это страх, риск, обман, обида и прочие.

В современном мире часто случается расстройство личности из-за перенесенной аварии, тяжелой болезни, потери материальной стабильности, смены социального положения, конфликтов с близкими.

Когнитивизм, 1955

В конце 50-х – начале 60-х гг. XX в. происходит когнитивный переворот в психологии, поставивший на первое место значение внутренних когнитивных процессов, определяющих поведение человека. По данному принципу человек не просто реагирует на внешние стимулы, а перерабатывает информацию извне и создаёт собственные модели реальности.

Одним из основателей когнитивного подхода принято считать американского психолога Альберта Эллиса. По его мнению, человек обладает выраженной саморефлексией и имеет врождённые разнонаправленные группы установок: рациональные и иррациональные, конструктивные и деструктивные, стремящиеся к любви, росту и стремящиеся к разрушению, самообвинению. Их сочетание в конечном счёте определяет модели поведения. Дополняет концепцию когнитивного направления концептуальная схема ABC А. Эллиса, где A – активирующее событие, B – мнение о событии, C – последствие события (эмоциональные и поведенческие).

Какие бывают психологи

Психологи окружают нас повсюду. Все дошкольные и школьные образовательные учреждения, а также больницы имеют в штате психолога.

Психолог может работать логопедом, коучем, бизнес-тренером. Пройдя дополнительное обучение, можно стать психотерапевтом.

Можно выбрать научную или преподавательскую деятельность, остаться на родной кафедре, защитить диссертацию и преподавать.

Психологи часто устраиваются на должность менеджера по персоналу. Кроме того, компании иногда нанимают психологов в штат. В крупной компании психолог занимается:

  • тестированием персонала;
  • тренингами;
  • психологической поддержкой сотрудников;
  • разработкой методов управления.

Важно!

Учитывая высокую востребованность психологов во многих отраслях и тенденцию роста популярности профессии, выбор психологического факультета для обучения – разумный шаг.

Трансактный анализ, 1956

История трансактного анализа начинается в 1956 г., когда американскому психологу и психиатру Эрику Берну профессиональная психоаналитическая организация в очередной раз отказывает в членстве, что послужило стимулом к самостоятельной деятельности и разработке собственного направления. Как наука, трансактный анализ был признан после смерти основателя и получил максимальное развитие в конце XX в. По мнению представителей трансактного анализа, личность многосубъектна и имеет три компонента: экстеропсихику, неопсихику и археопсихику, которые выражаются эго-состояниями «Родитель», «Взрослый» и «Ребёнок».

Эго-состояние родителя определяется установками, полученными в первую очередь от родителей, т.е. перенятые извне. Эго-состояние взрослого не зависит от возраста человека и внешних установок, оно способствует объективному и рациональному восприятию действительности и принятию решения. Эго-состояние ребёнка содержит все установки и побуждения, имеющие место в детстве. Каждое из этих эго-состояний формируется в результате полученного опыта, начиная от рождения, и в совокупности определяет поведение человека.

Концепция современной психологии

История психологии многоаспектна и имеет протяжённый путь от космических и религиозных размышлений, практического познания человека и естествознания до глубинной психологии, основанной на наблюдениях за бессознательными психическими процессами. Для одних психика (душа) материальна и поведение сводится к механическим реакциям, а для других носит исключительно идеалистический характер.

При установлении отличий, сходства и концепций исторически сложившихся направлений психологии проясняется, что основные разногласия лежат в первую очередь в предметной области. В V-III в. до н.э. Платоном, Сократом, Аристотелем и другими философами того времени предметом психологии была определена душа. В XI-XIII в. психология рассматривалась с позиции разума. В XV-XVI в. начали придавать значение чувствам. В XVII-середине XIX в. популяризируется понятие сознания. Вторая половина XIX-середина XX в. – знаменуется изучением поведения.

Со второй половины XX в. психология неразрывно связана с понятием психики как совокупности душевных процессов, связанных с окружающей средой и выражающихся в отображении объективной реальности. Материалистическая основа психологии становится очевидной, а идеалистическая часть проявляется как следствие. Именно такое определение примиряет две конфликтующие точки зрения, с которых мы начали рассмотрение наиболее популярных направлений психологии.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]