Полная классификация стресса: стадии и фазы развития, виды и разновидности


Понятие «стресс» в последние десятилетия очень прочно вошло в обиход. Сам термин обозначает эмоциональную дисфункцию и напряжение, которые всегда сопровождаются негативным настроением. Пришел он к нам из средневековой Англии, где «distress» обозначал горе или нужду.

Стресс – это способность организма подстраиваться под изменившиеся условия жизни. В современном ритме жизни условия меняются не только каждый день, но и каждый час. Поэтому можно с уверенностью говорить, что стрессовые ситуации стали обыденным делом.

Под стрессом мы понимаем чувство неудовлетворенности, горечь утраты или же сезонную хандру, но несмотря на общие признаки это явление имеет несколько видов, подвидов, стадий развития и фаз. Рассмотрим их подробнее.

Три стадии стресса

Г. Селье, канадский исследователь и врач, выяснил, что каждый организм имеет одинаковую реакцию на стресс, на основе этой закономерности он разбил весь процесс на 3 фазы:

  1. Тревожная реакция
    , при которой мобилизуются все защитные функции организма. Организм подстраивается под новые условия существования. Благодаря функциональной собранности органов и жизненно важных систем усиливаются такие чувства, как память, внимание, осязание, восприятие. Стадия мобилизации характеризуется тем, что при стрессе повышается степень мышления, находятся варианты решения проблемы, и человек справляется с появившейся нагрузкой. Стадия тревоги.
  2. Сопротивляемость дисбалансу
    , когда организм адаптируется к изменениям, и нормализуются все параметры, вышедшие из под контроля на 1 стадии. Индивидуум привыкает к новой атмосфере, но если организму трудно быстро приспособиться, а сопротивление продолжается значительно долго, наступает последняя фаза стресса. Стадия сопротивления.
  3. Истощение
    наступает после неудачных попыток адаптации, когда теряются физические силы, а психическое состояние начинает давать сбои. Данная фаза делится на 2 этапа.

Стадии стресса по Селье наглядно

Стадия истощения при стрессе проходит два этапа:

  1. На этапе расстройства
    происходит снижение работоспособности, снижается уровень мышления и восприятия, становится трудно найти выход из сложившихся обстоятельств. Человек не может адекватно оценить обстановку и принять какое – либо решение. Это сказывается на результатах работы, креативное мышление сменяется простым повторением алгоритмов действий. Если данный процесс коснулся руководящего звена, то начинаются импульсивные требования к сотрудникам, неадекватные агрессивные выпады в их сторону. Пути выхода хаотично выбираются из списка, возникшего на первой стадии стресса.
  2. На этапе деструкции
    происходит торможение всех процессов. Человек впадает в оцепенение, ему трудно сосредоточиться на важных вещах, он не вникает в суть разговора, уходит в себя и больше молчит. Такой вид деструкции называют гиперторможением. Данное явление может развиваться и другом «русле», когда человек, не находя себе места, совершает необдуманные поступки, его деятельность беспорядочна. Он становится замкнутым, до него трудно докричаться или «достучаться». Такой вид стресса называют гипервозбуждением.

На фазе истощения появляются различные заболевания, которые воздействуют на:

  • желудочно – кишечный тракт;
  • сердечно – сосудистую систему;
  • психическое состояние;
  • иммунитет;
  • состояние волос, ногтей и кожи.

Психологические теории стресса

Впервые в 1915 году американский психофизиолог Уолтер Брэдфорд Кеннон заговорил о состоянии, которое сейчас ассоциируется с понятием стресса, и назвал эту реакцию «бей или беги» («fight or flight»). И даже описал данное явление в книге «Телесные изменения при боли, голоде, страхе и гневе». Можно считать началом европейского, американского подхода к этой теме 1915 год.

Рекомендуем

«Питание для здорового образа жизни: полезные продукты, лайфхаки, меню» Подробнее

Однако наши соотечественники оказались в этой же теме в эти же годы, и в военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге профессор Коренчевский в 1913 году уже описывал адаптационный синдром и говорил о том, что он является не патологической, а физиологической реакцией на повреждения клеток, тканей, повреждения какой-то внешней среды.

Австрийский врач Ганс Селье закончил Пражский медицинский университет. Перебравшись в Канаду, он изучал воздействие секретов гормональных желёз, которые он получал путём размельчения выделенных у животных органов и вводил мышам (тогда ещё не гормонов, потому что их в чистом виде не выделяли).

Он заметил очень интересную вещь: какой бы он ни вводил экстракт гормонов мышам, реакция была очень похожая. Есть легенда о том, что однажды он совершил какую-то технологическую оплошность и забыл отвязать своих подопытных мышей, оставил их на ночь.

И те мыши, которым накануне вкалывали вещества и те, которым не проводили инъекции, выдали одинаковую реакцию в виде изъязвления слизистой оболочки желудка. На следующий день часть подопытных даже погибла. И вот тогда он впервые заговорил об общем адаптационном синдроме. Собственно, это стало началом истории стресса.

Селье сделал очень интересные выводы, что на самом деле имеет значение только интенсивность потребности в перестройке или адаптации. И практически не имеет значения сам раздражитель и те изменения, которые привели к формированию этого адаптационного синдрома. Второй вывод, который сделал Селье – это то, что адаптационная энергия имеется в ограниченном количестве, заданном от рождения.

Позже американский исследователь Голдстоун в 1952 году вступил в полемику с Селье и начал говорить о том, что адаптационная энергия может производиться независимо от того, сколько ее было дано организму при рождении. Она, конечно, снижается к старости, но может сохраняться в форме адаптационного капитала.

Постепенно эта тема стала развиваться из понятия организменного и клеточного, с чего начинал Селье, в понятие социальное. Из одного эксперимента на мышах развились целые направления в биологии, медицине, социологии и даже политике, связанные с темой стресса.

Классификация стресса — виды и подвиды

По продолжительности стресс бывает:

  • кратковременный;
  • эпизодический;
  • хронический.

Стресс подразделяется на группы в зависимости от причин, которые спровоцировали его возникновение:

  • несбывшиеся надежды;
  • волнение перед стартами;
  • утраченное время;
  • перемены в жизни;
  • монотонность быта;
  • возникновение пассивности;
  • недостижимость совершенства;
  • внезапные изменения;
  • пресыщение благами;
  • достижение поставленных целей.

Стресс зависит от множества факторов, которые определяют вид эмоционального перенапряжения. Это бытовые конфликты, неудовлетворенность жизнью, зарплатой, должностью, боязнь своей ненужности обществу, нехватка времени, постоянная смена часовых поясов, иерархия отношения между работниками и руководящим составом.

Причин множество и подразделяются они на 3 группы:

  • устраняемые стрессоры;
  • стрессоры, подвергающиеся ослаблению;
  • постоянные стрессоры.

14 стадий развития стресса по Торсунову:

Светлая и темная сторона

Мы привыкли к тому, что стресс это всегда негативные последствия, называемые дистрессом, но есть и положительная сторона этого явления – эустресс:

  1. Дистресс
    характеризуется нарушением баланса физиологических и психологических параметров организма. Он может быть кратковременным и быстро достигать «точки кипения», или принимает хронический характер и влечет за собой сбои всех жизненно важных систем.
  2. Эустресс
    можно определить по всплеску радостных эмоций и позитивному настрою человека. Это происходит, когда он знает о приближающейся проблемной ситуации, не знает как ее решить, но надеется на благополучный исход дела. Например, собеседование на хорошо оплачиваемую должность или вступительные экзамены в учебное заведение. Такой стресс необходим для решения каждодневных возникающих проблем, потому что мобилизует все силы для положительного исхода. Например, несмотря на ненавистный утренний звон будильника, он заставляет взбодриться и проснуться. Эустресс, имея слабую силу, полезен для здоровья человека и позиционирует себя как «реакция пробуждения».

Подвиды дистресса

Самым распространенным подвидом дистресса является физиологический стресс. Он возникает при воздействии внешних факторов на организм человека. Если вы обожглись или проголодались, перегрелись на солнце и прищемили палец, то не обойтись без стрессовых потрясений. На физиологическом уровне стресс подразделяется на несколько групп:

  • биологический
    связан с возникновением различных заболеваний;
  • химический
    стресс, вызванный воздействием химии, а также кислородное голодание или переизбыток кислорода);
  • физический
    провоцируется чрезмерными физическими нагрузками, ему подвержены профессиональные спортсмены;
  • механический
    возникает в послеоперационный период, при получении сложных травм, нарушающих целостность тканей или органов.

Следующим подвидом является психологический стресс, который характеризуется двумя типами конфликта:

  1. Недовольство собой, связанное с несовпадением ожидания и реальности
    . Такой конфликт чаще всего встречается у людей, которые не могут смириться с возрастными изменениями внешности и организма в целом.
  2. Стрессовое состояние из – за социальных конфликтов внутри общественной ячейки
    . Например, внутрисемейные конфликты, ссоры с друзьями или коллегами.

Эмоциональный стресс возникает при воздействии на человека эмоционального раздражителя. Такими раздражителями становятся конфликты, когда человек на протяжение долгого времени не может удовлетворить биологические или социокультурные потребности.

Например, сильная обида на близкого человека, обман, а также информационная перегруженность, возникающая, как правило при подготовке к экзаменам, сдаче годовых отчетов. В ходе многолетних исследований стало ясно, что стресс индивидуален у каждого человека и приводит к различным последствиям.

Интересно, что люди с повышенной стрессоустойчивостью быстро справляются с экстремально возникшими ситуациями. Те, у кого показатель занижен, могут столкнуться с неврозами, высоким давлением, нарушением деятельности жизненно – важных систем организма. Что пострадает больше всего, зависит от индивидуальных особенностей и наличия хронических заболеваний, ведь нагрузка в основном идет на самое слабое звено.

Основные механизмы возникновения соматических заболеваний

Существует два подхода к рассмотрению механизмов возникновения психосоматических заболеваний:

  1. Александер (основатель психосоматики): стрессовые ситуации порождают отрицательные эмоции (страх, тревогу, гнев); это приводит к биологическому сдвигу в организме. У животных биологический сдвиг реализуется в поведении в виде бегства или борьбы и имеет адаптивное значение. Человек живет по другим законам и вынужден сдерживать свои эмоции; происходит блокировка эмоций, приводящая к усилению физиологических реакций, разрушающих организм человека. Таким образом, причины психосоматических заболеваний – это блокируемые отрицательные эмоции.
  2. Ротенберг и Аршавский (отечественный подход, основанный на критике работ Александера): не всегда отрицательные эмоции приводят к возникновению заболеваний. Встречаются случаи, когда болезнь обостряется при благополучии. По наблюдениям врачей известны такие факты: узники концлагерей «забывали» о своих болезнях мирного периода; «блокадная гипертония» – во время блокады в Ленинграде резко снизилась заболеваемость; феномен Мартина Идена – психические и физические нарушения при достижении долгожданной цели. Следовательно, к заболеваниям приводят не подавление эмоций, а тип поведения в стрессовой ситуации: при активно-оборонительном поведении физиологические сдвиги в организме быстро нормализуются, при пассивно-оборонительном – смирении с ситуацией – возникают соматические заболевания. Таким образом, причина возникновения психосоматических заболеваний – пассивно-оборонительный тип поведения в стрессовой ситуации. Отсюда появилась концепция поисковой активности. Поисковая активность – это особая деятельность, направленная на изменение трудной ситуации или отношения к ней, т.е. на поведенческом или психологическом уровне. Поисковая активность связана с активно-оборонительным типом поведения и снижает подверженность человека заболеваниям в стрессовой ситуации.

Типы людей в стрессовых ситуациях

Каждый человек реагирует на источники стресса индивидуально, каждая фаза у разных людей может продолжаться больше или меньше по времени. Это зависит от стрессоустйчивости человека, от его способности быстро «прогнуться» под ситуацию и найти правильное решение по решению проблемы.

Специалисты выяснили, что существует различная реакция на стресс, и выделили 3 типа людей:

  • те, которые на протяжении длительного времени могут выдерживать стрессовые нагрузки
    , находясь одновременно в отличной форме и адекватном психическом состоянии;
  • те, которые при возникновении проблемы утрачивают работоспособность
    , им трудно найти решение и приспособиться к новым условиям;
  • те, которые могут продуктивно работать и показывать высокие результаты, только в состоянии стресса
    , проблемы их «подстегивают» и заставляют двигаться вперед.

Реферат на тему «Стресс. Пути управления стрессовыми состояниями»

Реферат
на тему «Стресс.Пути управления стрессовыми состояниями»
Содержание

ВведениеГлава 1. Теоретические основы проблемы стресса 1.1. Понятие стресса. Физиологическая основа стрессов 1.2. Этапы развития стресса. Виды стрессов 1.3. Причины и признаки стрессового состояния. Стресс и конфликтыГлава 2. Методика управления стрессами 2.1. Развитие стрессоустойчивости личности 2.2. Методы профилактики и преодоления стрессовых ситуацийЗаключениеСписок использованных источников

Введение

В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание. Важно отметить, что стресс является объектом изучения конфликтологии, так как конфликт, так же как и любое событие, факт или сообщение может стать причиной стресса, то есть стать стрессором.

В связи с этим в настоящее время расширяется потребность как можно больше узнать о стрессе и способах его предотвращения и преодоления. Но нельзя не отметить и позитивные функции стресса. Стресс является важнейшим инструментом тренировки и закаливания, так он повышает сопротивляемости организма, тренирует его запретные механизмы. Стресс является нашим верным союзником в непрекращающейся адаптации организма к любым изменениям в окружающей нас среде.

Правильное понимание положительных и отрицательных сторон стресса, их адекватное использование или предотвращение играют важную роль в сохранении здоровья человека, созданием условий для проявления его творческих возможностей, плодотворной и эффективной трудовой деятельности человека

Цель работы – разработать методы управления стрессовой ситуацией.

Задачи работы:

Определить сущность понятия «стресс», виды стресса;

Выделить причины возникновения стресса, рассмотреть взаимосвязь стресса и конфликта;

Изучить способы профилактики и пути преодоления стрессовых ситуаций.

Глава
1.Теоретические основы проблемы стресса
1.1.
Понятие стресса.Физиологическая основа стрессов
Являясь одновременно самостоятельным физиологическим, психическим и социальным явлением, стресс по своей сути представляет собой еще один вид эмоционального состояния. Это состояние характеризуется повышенной физиологической и психической активностью.

Стресс – первая общая неспецифическая адаптационная реакция, открытая канадским ученым Г. Селье в 1936г. Им было показано, что в ответ на действие разных по качеству, но сильных раздражителей в организме стандартно развивается один и тот же комплекс изменений, характеризующих эту реакцию.

Что касается термина «адаптационная», т. е. приспособительная реакция, то с помощью стресса организм приспосабливается, сохраняя необходимый для жизни уровень гомеостаза, к действию различных сильных раздражителей. Правда, как видно уже по первым признакам стресса, это приспособление дается нелегко и включает признаки повреждения и угнетения. Поскольку любые сильные раздражители кроме силы имеют и свое качество (специфику), то стрессы, вызванные разными раздражителями, кроме общих, свойственных стрессу изменений, имеют и свои особенности, зависящие от специфики данного стресса.

Вследствие широкой популярности термина «стресс» им стали обозначать разнообразные явления, относящиеся и к другим областям знания (социологии, биологии, медицине, педагогике и др.). Неоднозначность понимания стресса, путаница и непоследовательность в применении этого термина имеют результатом противоречивость полученных данных, отсутствие строгих критериев при их интерпретации и сопоставлении.

Рассмотрим несколько вариантов определения понятия «стресс». Этот термин, получивший в наши дни столь широкое распространение, впервые был введен в научное употребление применительно к техническим объектам. В XVII в. Английский ученый Роббер Гук использовал этот термин для характеристики объектов (например, мостов), испытывающих нагрузку и сопротивляющихся ей. Эта историческая аналогия интересна тем, что понятие «стресс» в современной физиологии, психологии, медицине включает в себя представления о связях стресса с нагрузкой на сложные системы (биологические, психологические, социально-психологические) и с сопротивлением этой нагрузке. В соответствии с этими представлениями стресс рассматривается как физиологический синдром, слагающийся из совокупности вызванных изменений, как неспецифическая реакция организма на предъявляемые к нему требования.

Клиническая симптоматика, выявляемая при остром и хроническом и хроническом стрессах, разнообразна, но во многом сходна: выраженная бессонница, ощущение боли и давления в затылке, шеи, живота, спине, а также в области грудной клетки и глазных яблок, обильное потоотделение, затрудненное дыхание, отдышка, тошнота, рвота, физическое беспокойство, чувство усталости, дрожи в коленях и т. д. Для хронического стресса характерны также и некоторые другие симптомы, не встречающихся при остром стрессе: нарушение ночного сна, повышение или понижение половой потенции и т. д. Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям.

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что при стрессе (будь то болезнь, боль, физическое страдание или эмоциональное потрясение – сильное, слабое, длительное, кратковременное) включаются сложнейшие нервные механизмы. Допустим, произошла ссора или какое-то неприятное событие: человек возбужден, не может найти себе места, его гложет несправедливая обида, досада из-за того, что не сумел себя правильно повести, не нашел слов. Он и рад бы отвлечься от этих мыслей, но снова и снова перед глазами встают сцены случившегося; и опять накатывает волна обиды, негодования.

Внимание!

Итак, стресс – это нервно-психическое перенапряжение, которое возникает в результате сверхсильного воздействия (стрессора), адекватная реакция на которое даже не была сформулирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации. Это такое эмоциональное состояние, которое связано с тотальной мобилизацией сил организма на поиск выхода из сложившегося положения.

1.2.
Этапы развития стресса.Виды стрессов
Г. Селье выделил три этапа в развитии стресса:

Тревога (фазы шока и противошока). В этой фазе организм функционирует с большим напряжением, он справляется с нагрузкой с помощью поверхностной, или функциональной, мобилизацией резервов без глубинных структурных перестроек.

Резистентность. Это фаза максимально эффективной адаптации, отмечается сбалансированность расходования адаптационных резервов организма. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование организма на воздействующие фактуры среды.

Истощение. Если стресс продолжается долго или воздействующие стрессоры чрезвычайно интенсивны, то неизбежно наступает фаза истощения.

В настоящее время принято разделять стресс на два основных вида: системный (физиологический) и психический. Поскольку человек является социальным существом и в деятельности его интегральных систем ведущую роль играет психическая сфера, то чаще всего именно психический стресс оказывается наиболее значимым для процесса регуляции.

В настоящее время ученые различают эвстресс (положительный стресс, который сочетается с желательным эффектом и мобилизует организм) и дистресс (отрицательный стресс с нежелательным вредоносным эффектом). При эвстрессе происходит активизация познавательных процессов и процессов самосознания, осмысления действительности, памяти. Дистресс, возникающий в рабочей обстановке имеет тенденцию распространяться и на нерабочее время.

Наиболее общей и полной является классификация жизненного стресса, один из вариантов которого предложен Р. Т.Wong.

Внутриличностный стресс. Большинство наших требований к внешнему миру связаны с этим видом стресса. Эта область является как бы центробежной силой, которая оказывает влияние на все сферы жизни человека. Если мы не находимся в мире сами с собой, то в категорию стресса входят такие события, как несбывшиеся ожидания, нереализованные потребности, бессмысленность и бесцельность поступков, болезненные воспоминания.

Область межличностного стресса взаимодействует с определенными областями жизни. Поскольку каждому человеку приходится постоянно решать разнообразные социальные вопросы в своей деятельности, то взаимодействие с другими лицами и его оценка оказывают существенное влияние на наше восприятие, переживание, отношение к событиям и являются проблемами отношений между людьми.

Личностный стресс имеет отношение к тому, что делает индивид и что происходит с ним, когда он не выполняет, нарушает определенные предписанные социальные роли, такие как роль родителя, мужа, служащего и т. п. Он проявляется в связи с такими явлениями как нарушение здоровья, плохие привычки, сексуальные трудности, скука, старение, уход на пенсию.

Семейный стресс включает все трудности по поддержанию семьи и отношений в ней – работа по дому, супружеские проблемы, конфликты между поколениями, жизнь с молодежью болезнь и смерть в семье, алкоголизм, развод.

Рабочий стресс обычно связан с тяжелой рабочей нагрузкой, отсутствием самоконтроля за результатом работы, ролевой неопределенностью и ролевым конфликтом. Плохое обеспечение безопасности работы, несправедливые оценки труда, нарушение его организации может стать источником стресса.

Общественный стресс относится к проблемам, которые испытывают, переживают большие группы людей, – например, экономический спад, бедность, банкротство, расовое напряжение и дискриминация.

Экологический стресс обусловливается воздействием экстремальных условий окружающей среды, ожиданием такого воздействия или его последствий – загрязнение воздуха и воды, суровые погодные условия, недоброжелательные соседи, толкотня, высокий уровень шума и т. п.

Финансовый стресс не требует разъяснений. Невозможность оплатить счета, не обеспечение расходов доходами, затруднения в получении долга, несоответствие уровня зарплаты результатам работы, возникновение дополнительных и финансово необеспеченных расходов, эти и другие обстоятельства могут являться причиной стресса.

Данные виды стрессов выделены в зависимости от того, в какой области деятельности человека они проявляются.

1.3.
Причины и признаки стрессового состояния.Стресс и конфликты
Индивидуальные различия по отношению к стрессу обусловлены во многом своеобразными личностными особенностями человека. Можно выделить шесть диспозиционных типов личностей, которые по-разному реагируют на стресс.

Честолюбивый тип – к этому типу относятся люди с сильной потребностью достижения и успеха. Причинами стресса для них являются перегрузки, большая интенсивность деятельности и межличностных отношений, непонимание себя. Основными симптомами стресса являются бессонница, высокое кровяное давление, проблемы с сердцем, чрезмерное курение и потребление алкоголя.

Спокойный тип – люди, которые ориентированы на прошлое, мечтательны и малоактивны, соблюдают баланс между работой и домом, отличаются низкой уязвимостью к стрессу. Причинами стресса могут стать или другие люди, или требования профессиональной деятельности.

Совестливый тип – к этому типу относятся люди мелочные, дотошные, педантичные, тщательные, догматичные и стабильные, консервативные и обязательные. Они верят авторитетам и подчиняются традициям. Для них причинами стресса являются в первую очередь другие люди, которые нарушают их планы и стереотипы поведения.

Неотстаивающий тип – к данному типу относятся люди, которые стремятся угождать другим и избегают межличностных конфликтов, боятся конфронтации и проблемных отношений с другими. Вообще испытывают внутреннее напряжение на почве межличностных отношений, что и является частой причиной стресса.

Жизнелюбивый тип – сильные, энергичные, импульсивные и рискованные, для них характерна частая смена интересов. Причинами стресса для людей этого типа являются рутинная работа и чрезмерное внутреннее напряжение.

Тревожный тип – люди, принадлежащие к этому типу, отличаются высокой уязвимостью к стрессу, испытывают беспокойство по поводу возможных неудач, ориентированы на будущее и чрезмерно рефлексируют, характеризуются высоким внутренним напряжением при низкой самооценке.

Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой или событиями личной жизни человека.

Рассмотрим трудовые факторы стресса:

Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка. Работнику поручили непомерное количество заданий или необоснованный уровень выпуска продукции на данный период времени.

Конфликт ролей. Конфликт ролей возникает тогда, когда к работнику предъявляют противоречивые требования, а также в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации.

Неопределенность ролей. Возникает тогда, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, но и уклончивы и неопределенны.

Неинтересная работа. Некоторые исследования показывают, что индивиды, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой.

Рассмотрим личностные факторы возникновения стресса. Если мы обратим внимание на жизненные ситуации и события, то увидим, что стрессовое напряжение способны вызвать как положительные, так и отрицательные ситуации. Стресс тесно связан с конфликтом. Возникновение объективной проблемной ситуации, пока противоречие не осознаётся субъектами взаимодействия, соответствует реакции тревоги. Возникновение предконфликтной ситуации, оценка ситуации как угрожающей безопасности одной из сторон, такая оценка является «пусковым механизмом» развития взаимодействия субъектов в сторону конфликтного поведения, ситуация становиться стрессогенной и организмы участников сторон мобилизуют адаптационные резервы для преодоления стресса. Борьба мотивов при фрустрационной напряжённости приводит к развитию внутриличностного конфликта и дистресса из-за невозможности разрешения противоречия. В экстремальных ситуациях динамика конфликта ускоряется вследствие максимальной мобилизации резервов организма.

Глава
2.Методика управления стрессами
2.1.
Развитие стрессоустойчивости личности
Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Поэтому важным фактором качественной жизнедеятельности является стрессоустойчивость.

Стрессоустойчивость – это умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, проявляя выдержку и такт. Стрессоустойчивость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

Существует несколько факторов, смягчающих воздействие стресса на психическое и физическое здоровье.

Социальная поддержка. Социальная поддержка включает все виды помощи, предоставляемой человеку людьми, с которыми он связан какими-либо социальными связями. Оценивая степень социальной поддержки, Гоур установил, что у тех людей, которым оказывалась относительно большая социальная поддержка со стороны друзей и родственников, обнаружились менее выраженная эмоциональная реакция на фрустрацию и меньше симптомов телесного нездоровья.

В одном недавно проведенном исследовании обнаружили, что у людей, которые указывали на более сильную социальную поддержку, выше уровень антител в крови, что играет ключевую роль в защите организма от респираторных инфекций. Социальная поддержка является хорошим лекарством не только для тела, но и для души. В большинстве исследований выявлена связь и между социальной поддержкой и психическим здоровьем. В периоды тяжелого стресса социальная поддержка является для нас буфером, смягчающим негативное воздействие стресса.

Социальная поддержка делится на четыре вида:

Эмоциональная поддержка — выражение участия и заинтересованности. Примером такого поведения может служить внимательное, участливое выслушивание рассказа о проблемах.

Оценочная поддержка — помощь человеку в оценке и осмыслении его проблем. Этот вид поддержки заключается в попытках прояснения сути проблемы и ее значимости.

Информационная поддержка — совет о том, как справиться с проблемой. Она может состоять в обсуждении возможных решений проблемы или в рассмотрении достоинств различных стратегий ее преодоления.

Инструментальная поддержка — материальная помощь или помощь конкретными действиями. Сюда входит широкий спектр возможных действий, таких, как предоставление временного жилья, одалживание денег, препровождение в центр социальной помощи, поиск работы и многое другое.

Стойкость. Стойкость — это совокупность определенных личностных черт, а именно, ответственности, стремления к преодолению трудностей и внутреннего локуса контроля, которые способствуют высокой сопротивляемости к стрессу. Внутренний локус контроля — это черта личности, характеризующая веру людей в то, что все их достижения, успехи и неудачи, являются результатом их собственных действий. Личности с внешним локусом контроля полагают, что их успехи или неудачи определяются главным образом внешними факторами, такими, как судьба, случай или везение.

Оптимизм. Определяя оптимизм как общую тенденцию к ожиданию благополучных исходов, ученые обнаружили корреляцию между оптимизмом и хорошим физическим здоровьем. В ходе последующих исследований они нашли, что оптимисты и пессимисты по-разному справляются со стрессом. В стрессовой ситуации оптимисты в большей степени ориентированы на действия и анализ проблемы. Они с большей охотой, чем пессимисты, ищут социальной поддержки и в своих оценках стрессовой ситуации больше склонны подчеркивать позитивные аспекты. Пессимистам же более свойственно концентрироваться на негативных аспектах стресса. Согласно этому, оптимизм способствует более адаптивным способам борьбы со стрессом, а пессимизм ведет к пассивным стратегиям преодоления стресса и беспечности по отношению к своему здоровью.

2.2.
Методы профилактики и преодоления стрессовых ситуаций
Обратимся к активным способам повышения общей устойчивости человеческого организма. Их можно попытаться разделить на три группы:

Первая группа – включает способы, использующие физические факторы воздействия – это физическая культура, закаливание организма, бег трусцой и т. д.

Вторая группа – аутогенная тренировка, психотерапия, гипноз.

Третья группа способов повышения общей устойчивости организма связана с биологически активными веществами.

Релаксация. Автоматическая реакция тревоги состоит из трех последовательных фаз (согласно теории Г. Селье): импульс; стресс; адаптация. Иными словами, если наступает стресс, то вскоре стрессовое состояние идет на убыль – человек, так или иначе, успокаивается. Если же адаптация нарушается (или вообще отсутствует), то возможно возникновение некоторых психосоматических заболеваний или расстройств.

Следовательно, если человек хочет направить свои усилия на сохранение здоровья, то на стрессовый импульс он должен осознанно отвечать релаксацией. С помощью этого вида активной защиты человек в состоянии вмешиваться в любую из трех фаз стресса. Тем самым он может помешать воздействию стрессового импульса, задержать его или (если стрессовая ситуация еще не наступила) ослабить стресс, предотвратив тем самым психосоматические нарушения в организме.

Релаксация – это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко – для этого не требуется специального образования и даже природного дара. Но есть одно непременное условие – мотивация, т. е. каждому необходимо знать, для чего он хочет освоить релаксацию.

Концентрация. Неумение сосредоточиться – фактор, тесно связанный со стрессом. Например, большинство работающих женщин дома выполняют три функции: домашней хозяйки, супруги и матери. Каждая из этих функций требует от женщины сосредоточенности, предельного внимания и, естественно, полной самоотдачи. Возникает многократная несосредоточенность. Каждая из этих трех функций вызывает целый ряд импульсов, отвлекающих внимание женщины от выполняемой в данный момент деятельности и способных вызвать стрессовую ситуацию. Такое разрывание на части изо дня в день приводит, в конце концов, к внутриличностному конфликту, а затем и к истощению, главным образом психическому. В таком случае концентрационные упражнения просто незаменимы. Их можно выполнять где и когда угодно в течение дня. Для начала желательно заниматься дома: рано утром, перед уходом на работу (учебу), или вечером, перед сном, или – еще лучше – сразу же после возвращения домой.

Регуляция дыхания. Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием использовать его для успокоения, для снятия напряжения – как мышечного, так и психического, таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией.

С помощью глубокого и спокойного ауторегулируемого дыхания можно предупредить перепады настроения. Увеличение продолжительности выдоха способствует успокоению и полной релаксации. Дыхание спокойного и уравновешенного человека существенно отличается от дыхания человека в состоянии стресса. Таким образом, по ритму дыхания можно определить психическое состояние человека. Ритмичное дыхание успокаивает нервы и психику; продолжительность отдельных фаз дыхания не имеет значения – важен ритм.

От правильного дыхания в значительной мере зависит здоровье человека, а значит, и продолжительность жизни. И если дыхание является врожденным безусловным рефлексом, то, следовательно, его можно сознательно регулировать. Чем медленнее и глубже, спокойнее и ритмичнее мы дышим, чем скорее мы привыкнем к этому способу дыхания, тем скорее он станет составной частью нашей жизни.

Для предотвращения стрессовых ситуаций необходима работа по профилактике стрессов. Можно выделить четыре основных метода профилактики стресса с помощью ауторегуляции: релаксация, противострессовая «переделка» дня, оказание первой помощи при остром стрессе и аутоанализ личного стресса. Использование этих методов при необходимости доступно каждому.

Заключение

Стресс – это по своей сути еще один вид эмоционального состояния, это состояние характеризуется повышенной физической и психической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость.

При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, в при неблагоприятных – в состояние нервно – эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.

Чаще всего, стресс определяется как чрезмерное психологическое или физиологическое напряжение. Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям и др.

Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся.

Список использованных источников

1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами СПб.: Питер, 2008. – 831 с. 2. Весенин В. Р. Менеджмент. – М.: КноРус, Проспект, 2009. – 592 с. 3. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: учебник. – М.: Гардарики, 2008. – 528 с. 4. Герчикова Н. И. Менеджмент: Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 511 с. 5. Голотвин Н. П. Управление персоналом: методы и стиль: Учебное пособие – Екатеринбург: УрАГС, 2006. – 84 с. 6. Гордиенко Ю. Ф. Управление персоналом Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 352 с. 7. Жариков Е. С. (Д. п. н., проф.). Психология управления: Книга для руководителя и менеджера по персоналу М.: МЦФЭР, 2008. – 512 с 8. Забродин Ю. М. Психология личности и управление человеческими ресурсами М.: Финстатинформ: КноРус, 2008. – 360 с. 9. Комисарова Т. А. Управление человеческими ресурсами. М.: Дело, 2008. – 312 с. 10. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. – М.: Дело, 2008. – 702 с. 11. Смирнов Э. А. Теория организации: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 248 с. 12. Социология и психология управления: учебное пособие для студентов вузов Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 510 с. 13. Управление организацией: Учебник / Под ред. Поршнева А. Г.,. Румянцевой З. П, Саломатина Н. А. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 669 с 14. Шейл П. Руководство по развитию персонала. СПб.: Питер, 2009. – 236 с.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]