Понятие об эмоциях и чувствах. Классификация и виды эмоций


Понятие эмоций и чувств

Чем бы не занимался человек – всё вызывает у него определённое отношение, выражающееся в переживаниях: что-то нравится, а что-то вызывает недовольство, но трудно найти что-то полностью безразличное. Эмоции являются положительной ценностью, так как человеческая жизнь невозможна без переживаний. Люди, не проявляющие своих эмоций и чувств, очень сильно отличаются от окружающих и напоминают машину: они не могут радоваться, бояться, гневаться или любить. Именно отсутствие переживаний отличает биороботов от людей.
Эмоции – это пристрастное отношение человека к окружающему миру, к тому, что с ним происходит. Переживание этого отношения и есть эмоция или чувство. Эмоции выражают приятие или неприятие того, что происходит с человеком в данной ситуации.

Условия, предметы и явления, которые способствуют удовлетворению потребностей и достижению целей, вызывают положительные эмоции: удовольствие, радость, интерес и др. Ситуации, которые воспринимаются человеком как препятствующие удовлетворению потребностей, вызывают отрицательные эмоции: гнев, печаль, страх и др.

Эмоции – это психическое отражение в форме непосредственного, пристрастного переживания, жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. (Шапарь В.Б Новейший психологический словарь).

Эмоции – это субъективные реакции человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия (неудовольствия).

Эмоции – особый класс психических явлений, протекающих в форме переживаний, отражающих отношение человека к удовлетворению или неудовлетворению актуальных его потребностей. ( Гамезо М.В.)

Таким образом, необходимыми условиями возникновения эмоций являются:

— наличие потребностей,

— знания об особенностях данной ситуации с точки зрения возможности их удовлетворения.

Эмоции проявляются в мимике, жестах, интонациях голоса, двигательных реакциях, речи и т.д. (экспрессия – внешнее проявление эмоций), а также в физиологических явлениях: изменении дыхания, сердцебиения, повышении давления и пр. (импрессия – проявление эмоций во внутреннем плане).

Переживание – любое испытываемое эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в сознании человека и выступающее для него как событие его собственной жизни.

Чувства – наиболее устойчивые переживания человека, возникающие при удовлетворении или неудовлетворении социальных потребностей (любовь, гордость, ненависть и др.). (Гамезо М.В.)

Чувство — это выражение человеком своего положительного или отрицательного, т.е. эмоционально-оценочного, относительно устойчивого отношения к каким-либо объектам (людям, животным, вещам). (Ильин Е.П. Психология, СПб., 2004)

Таким образом, чувства:

— более устойчивы, долговременны по сравнению с эмоциями;

— выражаются через определенные эмоции;

— имеют отличительные особенности: осознанность, предметность, обобщённость.

Чувства

Чувство – это эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам.

В отличие от эмоций и настроений, эмоциональные процессы, описываемые понятием «чувство», привязаны к объектам: они возникают по отношению к кому или чему-либо, а не к ситуации в целом. «Я боюсь этого человека» – это чувство, а «Мне страшно» – это эмоция.

Вот небольшой список чувств, которые мы испытываем время от времени: любовь, ненависть, страх, благодарность, уважение, преданность, дружба.

Чувства различаются по характеристикам:

  • Интенсивность: это сила чувств. Чем сильнее чувство, тем сильнее его физиологические проявления и влияние на поведение человека. Наблюдая за ним, вы можете понять, какие чувства захлестывают его больше всего, что для него важно и на что он обращает внимание.
  • Валентность: это тон. Чувства могут быть приятными, неприятными и двойственными. Если с первыми двумя все понятно, то последнее может представлять для вас большой интерес. К чему у человека проявляются смешанные чувства? Почему? Какие глубинные причины имеются? На все эти вопросы вы должны будете ответить, если хотите составить правильный психологический портрет человека и научиться на него влиять.
  • Содержание: чувства отражают различные аспекты, особенности значения вызывающих их объектов и ситуаций. Люди проявляют чувства, исходя из контекста, поэтому тщательно наблюдайте за ними.
  • Стеничность: чувства делятся на стенические и астенические. Первые побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (ненависть, любовь и другие). Вторые же парализуют или расслабляют (к примеру, страх).

Чувства проявляются у людей по-разному, потому что у каждого человека есть свой собственный набор индивидуальных черт и личностных качеств, которые оказывают влияние на чувства. Одно и то же чувство может проживаться и проявляться по-разному в зависимости от того, в каком эмоциональном состоянии человек находится на данный момент. Например, чувству дружбы могут в разное время сопутствовать эмоции радости, интереса, обиды, стыда и раздражения.

Прежде чем делать вывод о человеке, вам нужно наблюдать за ним и пытаться выявить как чувство, которое он сейчас переживает, так и его глубинную подоплеку.

Функции эмоций

Таблица 1

Функции эмоций

Гамезо М.В.Ильин Е.П.
  1. Отражательно-оценочная;
  2. Сигнальная;
  3. Защитная;
  4. Управляющая;
  5. Мобилизующая;
  6. Компенсаторная;
  7. Дезорганизующая
  1. Сигнальная;
  2. Стабилизирующая;
  3. Защитная;
  4. Мобилизующая;
  5. Санкционирующая;
  6. Компенсаторная.

Рассмотрим подробно функции эмоций в понимании Гамезо М.В.

Отражательно-оценочная функция позволяет обобщённо отразить и оценить событие прежде, чем оно будет определено на уровне сознания (в мышлении).

Сигнальная функция состоит в оповещении организма (нервной системы) и других людей о состоянии потребностей субъекта (их удовлетворении или неудовлетворении).

Защитная функция эмоций состоит в предупреждении субъекта о реальной или мнимой опасности (страх, отвращение и др.). Эти эмоции сохраняются в памяти и в определённой ситуации извлекаются из неё с целью выполнения защитной функции.

Управляющая функция выражается в том, что эмоции являются внутренними регуляторами любой деятельности. Оптимальная продуктивность деятельности наступает при среднем уровне эмоций (О. Хебб).

Мобилизующая функция заключается в том, что эмоции могут быть побудителями (мотивами) деятельности и поведения, а также влиять на смену побуждений. Эмоции – субъективная форма существования мотивации.

Компенсаторная функция позволяет компенсировать недостатки других психических явлений. Например, в монологической речи преподавателя полезны эмоциональные элементы речи. Они не только украшают речь, но и способствуют более глубокому пониманию материала.

Дезорганизующая функция эмоций может проявляться в нарушении поведения, деятельности, памяти, мышления и других процессов за счёт сильных эмоций, особенно негативных. Однако это происходит не всегда.

Таким образом, с помощью эмоций мы определяем значимость внешних воздействий и оцениваем собственное поведение. Все наши победы и поражения окрашены эмоционально. Многие жизненные события запоминаются именно благодаря пережитым эмоциям. Знание особенностей эмоциональности другого человека способствует пониманию его действий и поступков, установлению с ним адекватных форм и способов общения, рациональной организации деятельности.

Физиологические основы эмоций и чувств

Эмоции – результат деятельности мозга, комплексной работы коры, подкорки и вегетативной нервной системы. Ведущая роль принадлежит коре. Отражаемые в сознании объекты вызывают сильные очаги возбуждения в коре, которые передаются в стволовую часть мозга и подкорку, в которой находятся центры, управляющие вегетативной нервной системой и регулирующие работу внутренних органов. На раздражители реагирует прежде всего подкорка, что ведёт к изменению ритма дыхания, сердечной деятельности, скелетных мышц и мышц тела, работы желез внешней (слюнные, слёзные, потовые) и внутренней секреции.

Кора регулирует действия подкорки, поэтому человек сдерживает голод, социально неприемлемые порывы. Но если кора ослаблена (при опьянении, переутомлении и т.д.), то человек теряет возможность сдерживаться.

В 1950 г. Д. Олдз и П. Милнер в экспериментах на животных открыли центры удовольствия и центры страдания, а позднее центры голода, жажды и пр., что составило эмоциональную карту мозга. При этом центры страдания, будучи расположенными в разных частях мозга, образуют единую систему. Поэтому отрицательные эмоции переживаются довольно однообразно. Центры наслаждения такой системы не образуют и положительные эмоции переживаются более дифференцированно.

Далее в таблице представим отдельно физиологические основы чувств и механизмы эмоций.

Таблица 2

Физиологические механизмы эмоций и чувств

Физиологические основы чувствФизиологические основы эмоций
Ведущая роль: — коры головного мозга, которая оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, регулирует протекание и выражение чувств и эмоций; — 2-й сигнальной системы;слово: – сигнал для возникновения чувств, эмоций; — основа формирования высших чувств.Эмоции: — обусловлены возбуждением подкорковых центров и вегетативной нервной системы; — вызывают изменения: — в органах кровообращения; — в органах дыхания; — в органах пищеварения; — влияют на мышление, память, координацию движений, продуктивность деятельности.

Реферат по учебной дисциплине «Психология»

на тему: «Эмоции и чувства»

План

1. Введение.

2. Определение понятий эмоция и чувство. Их сходство и различие.

3. Основные теории эмоций.

4. Виды эмоций и их характеристика.

5. Факторы, влияющие на формирование эмоций.

6. Заключение.

7. Список литературы.

1. Введение.

Эмоции и чувства отображают наше расположение к тому или иному человеку либо событию, при этом, эмоции — это прямой, откровенный отклик на что-то, на инстинктивном уровне, а чувства являются в большей степени результатом переживаний, мышления, накопленного опыта.

Чувства и эмоции имеют непосредственную связь с внутренними качествами человека, являют собой отражение происходящих внутренних переживаний. Человеку свойственно зачастую бояться и отрицать собственные эмоции, путать чувства с эмоциями, чувства с состояниями.

Как таковые, чувства и эмоции не осознаются человеком сами по себе, также как их причины продолжают оставаться для многих загадкой.

Чувств и эмоций большое множество, их конечного перечня не существует ни в физиологии, ни в психологии. Причиной данного является то, что большинство чувств и эмоций — это весьма социальные явления. Приобретение эмоциями другой значимости либо возникновение новых эмоций детерминировано развитием общества. Большинство чувств и эмоций человек при рождении не ощущает, а научается им у окружающих его действительности, людей. Совместно они с младенчества демонстрируют и поясняют человеку, что и как он обязан чувствовать, в тот или иной момент.

Человек становится наиболее интересным благодаря живости и многообразию эмоциональных взаимоотношений. Он может проявлять отклик на самые различные явления действительности — его будоражат стихи и музыка, новейшие достижения техники и запуск спутника в космос. Изобилие собственных переживаний личности способствует ее наиболее глубокому пониманию происходящего, наиболее тонкому проникновению в переживания людей, их взаимоотношения.

Эмоции и чувства помогают человеку наиболее полно познать себя самого. Переживания способствуют познанию человеком собственных недостатков, возможностей, достоинств и способностей. Переживания человека в новой ситуации часто раскрывают что-либо новое в себе, в людях, в мире окружающих явление и предметов.

Чувства и эмоции придают поведению, поступкам, словам определенное своеобразие. Позитивные переживания вдохновляют человека в его дерзких стремлениях и творческих поисках. Делая акцент на значении переживаний, В.И. Ленин считал, что без эмоций человека не было, нет и не будет человеческого поиска истины.

2. Определение понятий эмоция и чувство. Их сходство и различие.

В ходе эволюции мира животных возникла своеобразная форма проявления защитной функции мозга – эмоции — волную, возбуждаю. Данные функции отражают личную значимую роль внутренних и внешних стимулов, событий, ситуаций для человека, а именно те явления, которые волнуют его и выражаются в виде переживаний.

В психологии эмоции определяют в виде переживания человеком в текущем моменте собственного отношения к чему-либо. Кроме данного неполного осмысления, понятием «эмоция» пользуются и в обширном смысле, имея в виду цельную эмоциональную реакцию личности, содержащую психологический элемент – переживание, а также своеобразные физиологические изменения в организме, сопровождающие данное переживание. В данном случае можно говорить об эмоциональном состоянии человека.

Чувства — это отношения человека, испытываемые в разной форме, к явлениям и предметам действительности. Жизнь человека нестерпима без переживаний, в случае, когда человек утратил возможность переживать чувства, начинается так именуемый “эмоциональный голод” — он старается удовлетворить его читая остросюжетную книгу, прослушивая любимую музыку. Кроме того, для эмоционального насыщения необходимы как позитивные чувства, так и чувства, сопряженные со страданием.

Житейское представление о «чувства» до такой степени обширно, что утрачивает определенную суть. Это определение ощущений — возврат после потери сознания, боль, — «прийти в чувство». Зачастую и эмоции именуют чувствами. В реальности же определенно научное применение данного термина сводится только к тем случаям проявления человеком собственного позитивного либо негативного, а именно оценивающего отношения к тем или иным объектам. Вместе с тем, в противоположность эмоциям, отображающих краткосрочные переживания, чувства долговременны и иногда могут продлиться все существование человека.

Проявление чувств осуществляется посредством определенных эмоций, обусловлено ситуации, в которой оказывается объект, согласно которому этот человек выражает чувство. В частности, мама, любящая собственного ребенка, естественно будет испытывать в период его экзаменационной сессии различные эмоции, обусловлено результата сдачи экзамена. Когда ребенок отправится на экзамен, мать будет достаточно взволнована, если он известит о благополучно сданном экзамене — радость, при провале — досада, злость, разочарование. Данный пример, и схожие с ним, демонстрируют различие меж чувствами и эмоциями.

Таким образом, непосредственного соотношения меж эмоциями и чувствами нет — неизменная эмоция способна выражать различные чувства, и неизменное чувство способно выражаться в различных эмоциях. Подтверждением их диссонанса представляется и наиболее позднее возникновение чувств в онтогенезе сравнительно с эмоциями. И чувства, и эмоции способны быть позитивными и негативными.

3. Основные теории эмоций.

В XVIII – XIX столетиях единодушного мнения о происхождении эмоций не было, тем не менее наиболее популярной была интеллектуалистическая концепция И.Ф. Гербарта — «телесные» выражения эмоций есть результат психических явлений.

В. Вундт также придерживался данного мнения. Он полагал, что эмоции — это в первую очередь изменения, отличающиеся прямым воздействием чувств на протекание представлений и, в определенной мере, воздействием протеканий на чувства, а внутренние процессы являют собой только результат эмоций.

«Периферическая» парадигма эмоций Джеймса-Ланге. Образование эмоций детерминировано внешними влияниями, способствующие образованию физиологических сдвигов в организме человека. Их следствием стали физиолого-телесные периферические изменения, определяющиеся как результат эмоций.

«Таламическая» парадигма эмоций Кэннона-Барда. Возникновение эмоций и надлежащих сигналов стимуляции вегетативных функций осуществляется в таламусе. Физиологические реакции и психологическое переживание образуются единовременно.

Концепции активации и Круг Папеса. Эмоция является не функциями различных центров, а следствием оживленности сложной сети мозга — «Круг Папеса».

Когнитивные парадигмы эмоций. Раскрывают природу эмоций посредством механизмов мышления.

Парадигма когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Важное положение в эмоциях занимают когнитивно-психологические обстоятельства. Позитивные эмоции образуются в следствии подтверждения ожиданий человека, а именно, как конкретные результаты деятельности сочетаются с назначенный проектом.

Информационная парадигма эмоций П.В. Симонова. В виде символической формы показан комплекс функций, воздействующих на характер и образование эмоций: Эмоция = П х (Ин – Ис). (Ин – Ис) – оценка вероятности. П – ведущая потребность.

Существуют разные школы, что устанавливает разницу классификаций и определений.

Джемс-Ланге. Психоорганическая парадигма происхождения и сущности эмоций. Основой эмоциональных проявлений определял состояния физиологические. Они первоначальны, а эмоции им сопутствуют. В следствии влияния внешних стимулов осуществляется изменение организма, появляются эмоции посредством системы обратных связей. Человек огорчен от того, что плачет, а не плачет от того, что огорчен. Это базисная парадигма для всей психологии вплоть до настоящего времени.

Психоанализ. Реакции обусловлены влечениями. Фактор образования – несогласованность желаемого с реальным.

Бихевиоризм. Сопровождающая реакция на конкретный стимул. Понтия об эмоциях ординарны рассматриванием подкреплений, а не основного элемента. Они являются позитивными и негативными, согласно этому, эмоции также могут быть позитивными и негативными. Не относятся к внутренним переживаниям.

Когнитивная психология являет собой естественную экспериментальную базу.

Шехтер. Двухфакторная парадигма эмоций — развитие концепции Джемса-Ланге. Возникновение эмоций в виде когнитивного оценивания физиологических изменений. Воздействуют обстоятельства: психологическое, когнитивное.

Лазарус. Трехкомпонентная парадигма. Воздействуют обстоятельства: поведенческое, психологическое, когнитивное. Осуществляется оценивание не только физиологических изменений, но и вероятность поведения в этих условиях, возможность трактовать: возникновение эмоций осуществляется в случае восприятия человеком всего как действительно происходящего. Если подвергнуть все рациональному анализу, то результатом его будет отсутствие эмоций.

Рубинштейн. Эмоция является собой нечто, обусловленное определенным возбуждением конкретных зон подкорковых структур — отклик на стимул, а чувства – до стимула, то что возможно высказать, или уже высказано, раз высказано, следовательно, осознано. Потребности и эмоции. Эмоции являются психическим отображением действующего состояния человеческих потребностей. Эмоции – это определенная модель существования потребности, в следствии возникает стремление к тому, что способствует удовлетворению потребности, однако затем предмет приносит либо не приносит удовлетворенности, и у человека возникает к нему чувство. Эмоции различают полярностью – «+» либо «-«.

Леонтьев. Концепция эмоций выстраивается на деятельности. Общая активность, поведение направляется и побуждается мотивом. Деятельность являет собой последовательность некоторых действий, соответствующих цели. Цель неизменно осознанна, подобная единица инициативности как действие появляется лишь у человека, цель является итогом действия. Мотив являет собой предмет потребности. Эмоция образуется в виде оценки расхождения меж мотивом и целью. Эмоция способствует оцениванию приближения к предмету потребности посредством установленного действия.

Рассмотренные парадигмы эмоций объясняют только единичные эпизоды их происхождения. Это доказывает мнение о принципиальной невозможности разъяснить механизм подобного непростого явления, как эмоции, с позиции одной парадигмы.

4. Виды эмоций и их характеристика.

Обусловлено индивидуального значения переживаний акцентируют такие виды эмоций.

Альтруистические — образующиеся переживания на базе потребностей в помощи, содействии иным людям — чувство надежности, сочувствия, преданности, желание доставить счастье и радость иным людям, чувство тревоги за собственную участь, сопереживания.

Коммуникативные — образуются на базе потребности в общении посредством выражения чувства симпатии, желания делиться переживаниями и мыслями, общаться, привязанность, чувства признательности, желания заслужить одобрение уважаемых и близких людей, чувства уважения к кому-либо.

Глоричные — объединены с потребностью в славе, самоутверждении — чувство самовлюбленности, стремление взять реванш, чувство преимущества, гордости, удовлетворение произошедшим ростом, повышенной ценности собственной личности, стремление добиться уважения, признания.

Практические — обуславливаются успешностью либо безуспешностью деятельности, сложностями ее выполнения и окончания — чувство напряжения, приятная усталость, желание добиться успеха в работе, увлеченность работой, приятная удовлетворенность результатами собственного труда.

Романтические — обнаруживаются в стремлении ко всему необыкновенному, тайному — волнующие чувства восприятия измененного окружающего мира — все может показаться иным, необыкновенным, исполненным особенной значимостью, таинственностью; предвкушение необыкновенного и весьма хорошего, светлого.

Гностичные — объединены с потребностью в духовной и познавательной гармонии — чувство непонимания либо удивления, колебания, желание узнать естество явлений; чувство ясности либо неясности мысли; радость раскрытия правды; чувство скорого решения проблемы; неудержимое желание справиться с противоречиями в собственных суждениях, все систематизировать.

Эстетические — сопряженные с лирическими переживаниями — чувство духовного роста; потребность в красе, чувство величественного, возвышенного и изящного; чувство близкого, родного воспоминания о минувшем, приятное и горькое чувство одиночества; чувство волнующего драматизма, поэтическо-наблюдательного, светлого состояния, наслаждение звуками.

Гедоничные — сопряженные с потребностью в благоустроенности духовном и телесном — наслаждение желанными физическими и духовными ощущениями от аппетитной еды, знаний, солнца, тепла. Духовные — чувство покоя, беззаботности, веселья, изнеможения. Физические — бездумное приятное возбуждение, похоть.

Акизитивные — образуются посредством коллекционирования, интереса к накоплению — приятное чувство от рассматривания собственных собраний; стремление к сбережению, восторг от роста накоплений.

Мобилизационные — образуются посредством потребности интереса к борьбе, в преодолении опасности — увлеченность риском, необходимость в острых ощущениях, чувство спортивного азарта, спортивная злость, решительность, мобилизация собственных умственных и физических способностей, чувство сильного эмоциональной и волевой напряженности.

Иные классификации чувств и эмоций. Человеческие переживания весьма многообразны, их делят на виды по содержанию, характеру отношения к беспристрастной действительности, оказывающееся в них, по уровню их развития, особенностями и силой их проявления. В следствии этого все многообразие переживаний человека разделяют на две группы. В первую входят являющиеся отображением обусловленного ситуацией отношения человека к конкретным объектам, во вторую — с обобщенным и устойчивым к ним отношением. Первую группу переживаний называют эмоциями, вторую — чувствами.

Эмоции разделяют на простые, являющиеся прямым отображением взаимоотношений человека с различными объектами, и сложные, с имеющимся данным отражением опосредованного характера. Согласно устойчивости, силе и характеру проявления из числа эмоций различают эмоции настроения и аффекта. Согласно содержанию, первоначально акцентируют чувства эстетические, интеллектуальные и моральные. Отдельные из них имеют возможность накапливать характер страстей.

Простые эмоции. Порождаемые напрямую воздействием на организм различных объектов, сопряженных с удовлетворением его основных потребностей. Вкусы, запахи, цвета бывают неприятные либо приятные, могут пробуждать неудовлетворение либо удовлетворение. Напрямую сопряженные с чувствами, эмоции называют эмоциональным тоном ощущений. Его возникновение осуществляется в период восприятия объектов, сопряженных с удовлетворением основных человеческих потребностей. Эмоциональный тон восприятий и ощущений представляет существенную значимость в человеческой деятельности. Он направляет ее действия, побуждая отыскивать одни объекты, и отрекаться, уклоняться и защищаться от иных.

Сложные эмоции. В процессе существования и деятельности человека простые переживания преобразуются в сложные эмоции, сопряженные с пониманием объектов, осознанием их актуальной значимости.

Сложные эмоции — это радость, интерес, страдание, удивление, горе, стыд, депрессия, презрение, гнев, страх, отвращение, неприязнь, стыд, тревога. К. Изард именует их «фундаментальными эмоциями», обладающие собственным диапазоном внешних проявлений и психологических характеристик.

5. Факторы, влияющие на формирование эмоций.

Решение вопроса формирования эмоций обусловлено многими обстоятельствами и факторами. Выявление закономерностей и факторов формирования человеческой эмоциональной сферы в большинстве случаев обусловлено концептуальными и теоретическими представлениями, используемые учеными при их выделении и поиске.

Выделяют ряд групп факторов, определяющие формирование эмоциональной сферы — социальные и биологические. Вместе с тем, социальные причисляют к внешним, а биологические — к внутренним факторам.

Общеизвестно, что биологическая значимость эмоций детерминируется их оценивающей функцией, благодаря которой человеческий организм старается стремительно и заблаговременно осуществлять реакцию на перемены окружающего мира, привлекающий энергетические ресурсы, нужные в интересах действий, ориентированных на удовлетворение прямых потребностей. Факторы биологические — это функционирование и формирование конкретных мозговых структур, первоначально лимбических образований; изменения в соматической сфере; деятельность желез внутренней секреции; выражение биологической потребности, нужной для жизнедеятельности.

Особый интерес представляют исследования Р. Вудвортса, В. Вундта, Я. Рейковского, сопряженные с отображением особенности генезиса эмоций. Исследователи предлагают теоретическую модель — у человека имеется ряд эмоций, обнаруживающих и незначительно изменяющихся в ходе эволюции. Представлены они генетически унаследованными и обладают биологической основой возникновения.

В случае рассмотрения внутренних факторов, бесспорно, на первой стадии детского психического развития преобладающими являются биологические факторы, сопряженные с удовлетворением ключевых потребностей. В то же время, образующиеся и формирующиеся эмоции, в одном случае называют первичными, в другом основными, в-третьем — базальными. С расширением социальных факторов влияния на детскую психику, в основе отмеченных эмоций образуются производные от них. К тому же, список данных производных либо вторичных, возникших в основе одной эмоции – радости, создает совокупность иных позитивных эмоций.

Воздействующие на генезис эмоциональной сферы внутренние факторы, также сопряжены с особенностью формирования процессов памяти, мышления, представлений. Данная обусловленность отчетливо отображается в исследованиях, осуществленных под управлением O.K. Тихомирова, где одним из факторов формирования эмоциональной сферы является мыслительный процесс. Результаты проведенной работы акцентируют взаимную детерминированность и взаимообусловленность формирования эмоциональной сферы с психическими процессами.

Также, особую значимость представляет воздействие на формирование эмоциональной сферы личные переживания человека, образующиеся и фиксирующихся в отличительных чертах характера, его морально-этических и нравственных качествах. В последующем они являются базой для формирования эмоциональной сферы человека, его внутреннего мира.

В тоже время, человеческие эмоции в большей степени социально детерминированы. Как и поступки человека, они детерминируются нормами права и морали, свойственные любой общественно-экономической стадии. В следствии этого высшие формы эмоций образуются на основании нравственных — социальных и эстетических — духовных, интеллектуальных потребностях.

К значительно воздействующим на формирование и развитие человеческих эмоций социальным факторам причисляют особенность взаимоотношений, в которых находится ребенок, специфику частного общения со старшими и сверстниками, обстоятельства воспитания в учебных заведениях.

Также, к социальным факторам, напрямую воздействующим на эмоциональную сферу в рамках познавательной деятельности можно причислить средства литературы и искусства, традиции, обряды.

Таким образом, в условиях современного мира на формирование детской эмоциональной сферы оказывают значительное воздействие средства массовой информации, достижения научно-технического прогресса и культура разных народов. Последняя, как возможность проявления эмоциональных состояний у разных народов, обладает различными формами представленности согласно действиям и содержанию.

Для новорожденного существенными факторами, воздействующими на формирование эмоций, является прямой контакт с матерью и условия удовлетворения ведущих потребностей.

В период младенчества, кроме упомянутых факторов, существенную значимость представляют условия невербальной коммуникации, выражающиеся родителями и окружением ребенка. Также, типичные воздействия проявляют единый эмоциональный уют в семье и неодухотворенные предметы в виде разнообразных игрушек.

В период раннего детства ведущими факторами, детерминирующими формирование эмоциональной сферы, выступают условия организации игровой деятельности и особенность коммуникативного взаимодействия меж взрослым и ребенком.

В период дошкольного возраста, вместе с упомянутыми факторами, ведущей деятельностью является познавательная, сопряженная с детским восприятием произведений литературы и искусства. Особо значимым фактором, воздействующем на формирование детской эмоциональной сферы, являют собой свойственные данному возрасту все виды игровой деятельности.

В младшем школьном возрасте диапазон факторов, воздействующих на формирование эмоциональной сферы, значительно расширяется. Существенными становятся факторы частного отношения со сверстниками и организации учебно-воспитательного процесса.

В подростковом возрасте преобладающими факторами в сфере формирования чувств, вместе с предшествующим периодом, являются биологические изменения в детском организме, сопряженные с половым созреванием. Собственно, они и устанавливают своеобразие и ориентирование проявления образования и развития новых чувств.

В период юности к ведущим факторам причисляют социально-психологические условия, воздействующие на самоутверждение личности девушек и юношей и формируют основные принципы их жизненных позиций.

Выделенные факторы не ограничиваются упомянутыми и при более широком диапазоне исследований их можно дополнить иными. Кроме того, важно подчеркнуть, что акцентирование ведущих факторов в любом дальнейшем возрасте не исключает воздействия предыдущих.

В последнее время увеличивается число исследований, в которых акцентируются так именуемые глобальные факторы — техногенные, экологические, информационные и социально-экономические, оказывающие значительное воздействие, как прямое, так и опосредованное, на формирование эмоциональной сферы человека.

6. Заключение.

Чувства и эмоции обладают рядом установленных функций. Первоначально, чувства и эмоции, являют собой отображение истинной действительности, однако лишь в форме переживания. Причем определения «чувства» и «эмоции», зачастую используемые «в быту» как равносильные, в действительности означают разнообразные психические явления, безусловно, наиболее непосредственно связанные меж собой. Как в чувствах, так и в эмоциях отображаются человеческие потребности, а именно, то, как удовлетворяются данные потребности.

Эмоциональные переживания являют собой отражение жизненной значимости воздействующих на человека ситуаций и явлений. А именно, эмоции — это отображение в виде субъективного переживания актуальной значимости ситуаций и явлений. Таким образом, все облегчающее либо содействующее удовлетворению потребностей порождает позитивные эмоциональные переживания, а иначе, все препятствующие — негативные.

Существенным отличием эмоций от чувств является возникновение эмоций в ответ на определенную ситуацию, тогда как чувства имеют относительное постоянство и стабильность. Проявление глубокой связи эмоций с чувствами первоначально в переживании и раскрытии чувств именно в конкретных эмоциях. В частности, чувство любви к ближнему способно переживаться обусловлено ситуации, как эмоция наслаждения от общения, радости за него, гордости за его успехи, стыда в случае, если он совершил что-либо недостойное, тревоги в случае, если ему что-то угрожает. К организации чувства относятся не только непосредственное переживание, эмоция, но и наиболее обобщенное отношение, обусловленное понятием, пониманием, знанием.

Одной из основных функций эмоций является их содействие ориентированию в окружающей действительности, оцениванию явлений и предметов учитывая их нежелательности либо желательности, вредности либо полезности.

Возникновение эмоции осуществляется в случае появления несогласованности меж тем, что следует понимать и с целью удовлетворения потребности, и тем, что в действительности известно.

Однако, множество явлений эмоционального существования совершенно не укладываются в психологическую формулу. И данное заключение не парадоксально — жизнь неизменно более богаче, нежели формулы. Сверх того, эмоциональная.

7. Список литературы.

1. А.Я. Чебыкин, И.В. Мельничук, Генезис эмоциональных особенностей у детей разного возраста и пола. — Одесса: ЮНЦ АПН Украины, 2004. – 147 с.

2. К.Э. Изард, Психология эмоций / Перев. с англ. – СПб: Питер, 1999. – 464 с.

3. П.В. Симонов, Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. — М.: Наука,1981. – 100 с.

4. В.Д. Шадриков, Введение в общую психологию: эмоции и чувства. — М.: Логос, 2002. – 156 с.

5. Б.И. Додонов, Эмоция как ценность. — М.: Политиздат, 1978. – 272 с.

6. Е. П. Ильин, Эмоции и чувства. — СПб: Питер, 2011. – 784 с.

Теории эмоций

Информационная теория П.В. Симонова: эмоции возникают при рассогласовании между жизненной потребностью и возможностью её удовлетворения (при недостатке информации, необходимой для достижения цели); информированность человека о средствах удовлетворения потребности может снимать эмоции.

Когнитивная теория Л. Фестингера: положительные эмоции – если ожидания подтверждаются. Отрицательные – если ожидания не подтверждаются

Биологическая теория П.К. Анохина: положительные эмоции возникают, если результат действия совпадает или превышает ожидаемый результат. Несовпадение ведёт к беспокойству, поиску новых комбинаций, которые привели бы к положительным эмоциям.

Классификация видов эмоциональных явлений

Человек – наиболее эмоциональное существо. Он способен испытывать в разные периоды жизни десятки тысяч оттенков эмоций, но словарь человека ограничен 5-6 тысячью слов, которых недостаточно, чтобы выразить все эти оттенки. Единой классификации эмоций не существует. Представим наиболее распространённую в психологии классификацию (см. рис. 1).

Виды эмоциональных явлений (по степени осознанности, предметности, устойчивости и обобщённости)
ЭМОЦИИ (по силе, быстроте протекания и осознанности причин возникновения) 1. Чувственный тон; 2. Собственно эмоции (базовые): радость, удивление, интерес, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина; 3. Настроения; 4. Аффекты; 5. Стрессы.
ЧУВСТВА 1. Моральные; 2. Интеллектуальные; 3. Эстетические; 4. Практические. СТРАСТИ

Рис. 1. Виды эмоциональных явлений

В таблице 3 дадим определения указанным в классификации эмоциональным явлениям.

Таблица 3

Виды эмоциональных явлений

ПонятиеОпределение понятия. Назначение эмоции
Чувственный тон —— это положительные или отрицательные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (вкусовые, температурные и др.) и побуждающие индивида к их сохранению или устранению. Многие ощущения человека имеют определённую эмоциональную окраску. Мы не просто ощущаем какой-либо запах или вкус, а воспринимаем его как приятный или неприятный. Чувствуя тепло или холод, мы одновременно испытываем удовольствие или неудовольствие. Образы восприятия, памяти, мышления, воображения также эмоционально окрашены. А.Н. Леонтьев назвал этот феномен «пристрастностью» отражения и считал его одной из существенных особенностей человеческого познания.
Эмоции базовые —— это эмоции, носящие ситуативный характер, выражающие оценочное отношение к складывающимся или возможным ситуациям. Они кратковременны, достаточно сильно выражены, причины возникновения человеком достаточно хорошо осознаются. Эти эмоции хорошо изучены и среди них выделены 10 основных (К. Изард). Каждая базовая эмоция лежит в основе целого спектра состояний. Почти все из них читаются по мимике лица.
Радость —— положительное эмоциональное переживание, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность. Служит для установления контактов с людьми, сохранения в памяти полезных мыслей и действий, устранения негативного воздействия отрицательных эмоций.
Удивление —— не имеющая чётко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Служит для погашения существующей активности нервной системы и для подготовки организма к активности в новой ситуации.
Интерес —— эмоциональная реакция на новое, источник мотивов научения и творчества.
Печаль (горе, страдание)-— эмоциональный сигнал невозможности удовлетворить жизненно важные потребности. Проявляется в прикованности мысли к объекту печали, слезах, горечи во рту. Печаль замедляет темп жизни, даёт возможность оглянуться, увидеть перспективу и в этом смысле является адекватным состоянием.
Гнев —— эмоциональное переживание, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьёзного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для человека потребности (боль, ограничение свободы, физические воздействия и т.д.). Гнев обеспечивает мобилизацию всех сил организма для борьбы.
Страх —— отрицательная эмоция, проявляющаяся при получении человеком информации о реальной или воображаемой опасности; эмоциональная реакция на опасность. Страх — способ активности и защиты от сильных потрясений.
Отвращение —— отрицательное эмоциональное переживание, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками человека. В эволюции возникло как защита от отравления.
Презрение —— отрицательная эмоция, возникающая в межличностных отношениях и порождаемая рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта переживаний. Презрение – это отвержение другого человека.
Стыд —— социальная эмоция, которая выражает осознание субъектом несоответствия своих поступков, мыслей, внешности ожиданиям других людей и собственным представлениям. Переживание стыда – показатель осуждения своих поступков и стремления исправить их.
Вина —— эмоция, возникающая при нарушении моральных и этических норм. Без принятия личностью общественных норм не возникает. Вина выражает осуждение человеком своего поступка и себя, сопровождается снижением самооценки, раскаянием и стремлением исправиться. Переживание эмоции вины похоже на переживание стыда.
Настроение — — устойчивое, слабо выраженное, сравнительно продолжительное переживание, которое окрашивает поведение и деятельность человека в течение значительного времени. Причины далеко не всегда ясны переживающему их человеку, но они всегда есть и могут быть определены. Настроение зависит от здоровья, самооценки, уровня притязаний, характера и др. Оно является эмоциональной реакцией не на непосредственные воздействия тех или иных событий, а на их значение в жизни человека в контексте его жизненных планов, интересов и ожиданий. Настроение – это бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно для неё складываются обстоятельства. Может быть радостным и грустным, весёлым и угнетённым, бодрым и подавленным, спокойным и раздражённым. Оно указывает на то, что человек настроен, готов реагировать определённым образом.

С.Л. Рубинштейн считал, что, 1) оно не предметно, а личностно; 2) это не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое, общее состояние. Другие люди, их отношение, их внимание, забота, даже просто выражение лица формируют настроение человека. Часто повторяясь, настроение может стать устойчивой чертой личности (пессимисты и оптимисты). Чем старше человек – тем более устойчивым, постоянным становится его настроение. Настроение накладывает существенный отпечаток на поведение человека: может стимулировать или подавлять его деятельность. При преобладании положительного настроения человек легко переживает временные неудачи и огорчения. Следовательно, важно уметь управлять своим настроением (через рефлексию, самопознание, самоанализ, овладение средствами психической саморегуляции).

Аффект — — эмоциональное переживание, возникающее внезапно, быстро овладевающее человеком, бурно протекающее, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля. Возникает в экстремальных условиях, когда человек не видит конструктивного выхода из уже возникшей ситуации. Причина аффекта – чаще всего конфликт между сильным влечением, желанием, стремлением человека к чему-либо и объективной невозможностью удовлетворить возникшие побуждения. При аффекте объём сознания сужается и ограничивается небольшим количеством представлений и восприятий, тесно связанных с переживаемой эмоцией, а также происходит мобилизация всех сил организма. Формы его проявления – гнев, восторг, экстаз, ужас, отчаяние или ступор, скованность. Аффект заканчивается упадком сил, усталостью и даже обмороком, так как чрезвычайно сильное возбуждение, перейдя предел работоспособности нервных клеток, сменяется безусловным охранительным торможением, эмоциональным шоком.

Нарушения сознания могут привести к неспособности впоследствии вспомнить эпизоды вызвавшего аффект события, либо событие в целом (полная амнезия). Выражение эмоций в форме аффекта не желательно. За исключением редких случаев развития патологического аффекта, сопровождающегося глубоким помрачением сознания, человек ответственен за свои действия, совершённые в состоянии аффекта. Было бы неверно думать, что аффект полностью неуправляем. Несмотря на кажущуюся внезапность, он имеет определённые этапы развития. И если на конечных этапах, когда человек полностью теряет контроль над собой, остановиться практически невозможно, то вначале это может сделать любой нормальный человек.

Конечно, это требует огромных волевых усилий, тем более значительных, чем в большей степени развилось аффективное состояние. Здесь самое главное – отсрочить наступление аффекта, «затушить» вспышку, сдержать себя, не терять власть над своим поведением. Существуют специальные приёмы, которые помогают человеку справиться с сильной эмоцией и не допустить её превращения в аффект. Для этого рекомендуется вовремя заметить и осознать нежелательную эмоцию, проанализировать её истоки, сбросить мышечный зажим и расслабиться с помощью следующих приёмов: глубоко и ритмично дышать; привлечь заранее заготовленный «дежурный образ» приятного события в своей жизни; попытаться посмотреть на себя со стороны, развести само переживание от предмета, «вызвавшего его» и др. Таким образом, аффекта можно не допустить, но это требует выдержки, самоконтроля, специальной тренировки, развития нравственных качеств личности. Почти все пережитые аффекты запоминаются.

Их влияние на психику столь велико, что часто даже воспоминание вызывает реакцию следового аффекта. Человек в своей памяти как бы заново его переживает. Изучив механизм следового аффекта, А.Р. Лурия в начале 1930-х гг. создал первый детектор лжи. Его действие было основано на том, что при назывании слов, связанных с пережитым аффектом, человек неосознанно проявляет комплекс вегетативных и двигательных реакций. Первоначально детектор лжи использовался при ответах на вопросы в процессе допроса обвиняемых и свидетелей. Сейчас в отечественной криминалистике он не применяется, во-первых, по этическим мотивам, во-вторых, из-за возможности получить недостоверную информацию, т.е. однотипное изменение вегетативных показателей происходит при разных эмоциях.

Стресс – Физиологический стресс – Информационный стресс — Эмоциональный стресс – Депрессия — — нервно-психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным экстремальным воздействием; состояние необходимой тотальной мобилизации сил организма и психической деятельности на поиск выхода из очень трудного, опасного положения (Еникеев М.И.). — это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней (Г. Селье). С помощью стресса организм целиком мобилизует себя для приспособления к ситуации, с которой не справиться обычными средствами. Стресс – естественная часть человеческой жизни, не всякий стресс вреден.

Стресс, по утверждению Ганса Селье (1907-1982), канадского биолога, врача и психолога, есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование (адаптационный синдром).

Проявляется в несвязности речи, растерянности, нарушении памяти и пр. Протекает в три этапа (Г. Селье):

1) тревога – мобилизация всех защитных сил организма для приспособления к ситуации, с которой не справиться обычными средствами (эустресс). Это проявляется в интенсификации работы внутренних органов, в улучшении показателей объёма и устойчивости внимания, повышении работоспособности. Человек внутренне готов к преодолению препятствий, для него характерна вера в успех. Но уже на этом этапе повышенное возбуждение из центров головного мозга распространяется на периферические отделы и внутренние органы; 2) стабилизация – ситуация закрепляется, идёт перерасход адаптационных сил (дистресс). Все системы организма, выведенные из равновесия, начинают функционировать на предельном уровне. Внешне поведение мало отличается от нормы, всё как будто налаживается, но внутренне идёт перерасход адаптационных резервов. Если действие стрессовых факторов продолжается, наступает третья стадия; 3) истощение, в результате наступает ухудшение самочувствия, заболевание (нервное или соматическое) и даже смерть.

Особенностью стресса является то, что человек реагирует не только на опасность или реальное ухудшение ситуации, но и на угрозу этого. Например, нередко стресс возникает не только в ситуации потери работы или развода супругов, но и при боязни лишиться работы или в тревожном ожидании разрыва брачных отношений. Поведение в ситуации стресса отличается от аффективного поведения. При стрессе человек, как правило, может контролировать свои эмоции, анализировать ситуацию, принимать адекватные решения. Если он длиться долго – возникают серьёзные проблемы.

Люди по-разному переживают стресс (стресс льва (опасность подстегивает человека, заставляет его действовать смело и мужественно; повышается активность, мобилизуются силы, растёт эффективность деятельности) или стресс кролика (может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение её эффективности, имеют место пассивность и общее торможение)). Ни одному человеку не удаётся жить и работать, не испытывая стрессов. Тяжёлые жизненные потери, конфликты, напряжение при выполнении тяжёлой или ответственной работы время от времени переживает каждый. Одни люди справляются со стрессами легче, чем другие, т.е. являются стрессоустойчивыми.

По виду стрессора и характера его влияния различают стресс физиологический и психологический. — реакция организма на угрожающую ситуацию (боль, потеря крови, нарушение дыхания и пр.). Психологический стресс подразделяют на информационный и эмоциональный. — вид стресса, возникающий в ситуации значительных информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей переработки поступающей информации и не успевает принимать правильные решения в требуемом темпе (особенно при высокой ответственности за последствия принятых решений).

Для этого вида стресса является характерным снижение объёма и концентрации внимания, усиление отвлекаемости, невозможность сосредоточиться, ухудшение памяти, увеличение количества ошибок и неправильных решений, мышление становится спутанным, неспособным оценивать существующие условия или прогнозировать результаты. — вид стресса (Р. Лазарус), возникающий при эмоциональных перегрузках человека; возникновение его большинство авторов связывают с ситуациями угрозы, обиды, опасности и др. Последствиями данного вида стресса является следующее. Увеличивается напряжение, тревога, беспокойство. Появляется болезненная мнительность, исчезает ощущение здоровья. Ухудшается сон.

Увеличивается потребление лекарств и стимуляторов. Изменяются личностные особенности: аккуратные люди могут стать неряхами, общительные – угрюмыми и замкнутыми. Жизненные цели могут быть оставлены, увлечения заброшены. Возможно появление депрессии, ощущения беспомощности либо эмоциональных взрывов. Ответственность за происходящее часто возлагается на других людей. Возникают мысли и фразы, содержащие угрозу самоубийства. — аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы (снижением или полным отсутствием интереса к окружающему миру и др.), когнитивных представлений и общей пассивностью поведения.

Пути снижения психотравматического воздействия стрессовых ситуаций:

1) рационализация надвигающегося отрицательного события, его всесторонний анализ, снижение степени его неопределённости, вживание в него, предварительное примыкание к нему, устранение эффекта внезапности; 2) обесценивание, снижение значения стрессовой ситуации; 3) предельное мысленное усиление возможных отрицательных последствий предстоящих событий (реальность может оказаться легче ожидаемых кризисных ситуаций).

Эмоциональное выгорание — — психическое состояние здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи; проявляется в эмоциональном и/или физическом опустошении: ощущении эмоционального напряжения и чувстве опустошённости; при этом возникает равнодушное и даже негативное отношение к людям, обслуживаемым по роду работы, следствиями чего являются раздражительность и конфликтность. Эмоциональное выгорание приводит также к снижению продуктивности труда, самооценки своей компетентности, росту недовольства собой и негативному отношению к себе как личности.

Причины: монотонность и однообразность работы, неадекватное руководство, отсутствие условий для карьерного и профессионального роста, профессиональное несоответствие, социально-психологическая дезадаптация и др. Внутренние условия, влияющие на возникновение эмоционального выгорания: акцентуации характера определённого типа, высокая тревожность, высокая агрессивность, конформность, неадекватный уровень притязаний и др. Эмоциональное выгорание препятствует профессиональному и личностному росту и, также как стресс, приводит к психосоматическим нарушениям. Средства предупреждения : оптимизация условий труда, психологическая коррекция эмоциональных нарушений на ранних стадиях и др.

Тревога —— состояние неосознанной угрозы, чувство опасения и тревожного ожидания или чувство неопределённого беспокойства.
Тревожность —— склонность человека к переживанию тревоги, состояние осознанного или неосознанного ожидания воздействия стрессора, фрустратора; достаточно устойчивое свойство личности.
Паника —— мотивационное психическое состояние, связанное с проявлением массового страха перед реальной или воображаемой угрозой, состояние периодического испуга, ужаса, нарастающего в процессе взаимного заражения ими.
Фрустрация — — крайне эмоционально напряжённое негативное состояние, связанное с возникновением непреодолимого для данной личности препятствия в достижении значимой для неё цели. (Еникеев М.И.) В случае неустранимости причин фрустрации может возникнуть глубокое депрессивное состояние, связанное со значительной и продолжительной дезорганизацией психики (ослабление памяти, способности к логическому мышлению и т.п.). Проявляется в невыносимо тягостном, гнетущем психическом напряжении, в чувстве отчаяния, безысходности, крайней агрессивности в отношении фрустратора. Глубина зависит от значимости блокируемой цели и её близости.

Могут иметь место также неврозы и деформации характера: устойчивая неуверенность в себе, заниженность самооценки и уровня притязаний, ригидность (неспособность изменять программы поведения). Труднопреодолимость фрустрации связана с тем, что человек не может устранить причины такого состояния. Поэтому он ищет какие-то компенсирующие выходы, уходит в мир грёз, иногда возвращается к более ранним стадиям психического развития (регрессирует). Устойчивость человека к фрустраторам зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами. Что же делать? Вести себя рационально, снизить уровень притязаний, смириться с трудностями и т.п.

Эйфория —— психическое состояние (настроение), которое характеризуется беспечностью, безмятежностью, благодушием, беззаботностью и в то же время безразличным отношением к серьёзным сторонам и явлениям жизни. Эйфорию вызывают алкоголь, наркотики, зрители для артистов и пр.

Чувства

Чувства – это самая развитая и сложная форма эмоциональных процессов у человека, формируется в условиях его жизни в обществе.

Высшие чувства – особая форма переживаний, связанная с более сложными духовными потребностями, в которых заключено всё богатство подлинно человеческих отношений. Объектами этих чувств являются отдельные люди, группы людей, предметы культуры, произведения искусства и литературы. Воспитание высших чувств носит культурно-исторический характер, связано с осознанием и принятием общечеловеческих ценностей, знанием национальных особенностей, народных традиций и ритуалов (МГПУ).

Виды эмоций

Самый древний и примитивный вид эмоциональных состояний – это состояния удовольствия и неудовольствия, которые относят к простейшей органической чувствительности. Связаны эти переживания с удовлетворением (или неудовлетворением) естественных потребностей и человеком ощущаются даже больше в физиологическом, чем в психологическом плане. Например, когда после долгого и утомительного дня, проведенного на ногах, вы садитесь в мягкое удобное кресло.

Но большинство эмоциональных состояний у нас «очеловечено», то есть носит осознанный характер и связано с деятельностью, социальными отношениями.

Настроения

Это наиболее обобщенный вид эмоциональных состояний. Настроения, с одной стороны, слабо выражены, а с другой они создают фон всей нашей деятельности, как бы окрашивают нашу жизнь на том или ином этапе.

Настроение достаточно устойчиво. Смена его зависит не только от ситуации, но и от личностных характеристик. У людей с подвижной нервной системой настроения менее устойчивы и часто сменяются.

Самая важная характеристика настроения – беспредметный характер. Это эмоциональное состояние создает фон, но не связано с конкретным предметом. Хоть человек вполне может осознавать то обстоятельство, которое испортило ему настроение, но сама эмоция распространяется не только на это обстоятельство, а затрагивает и деятельность (все из рук валится, хочется все бросить и т. д.) и межличностные отношения. Часто мы срываем наше плохое настроение на тех, кто к этому никакого отношения не имеет, или делимся своим радостным самочувствием со всем миром.

Эмоции

Собственно эмоции (в узком понимании) и чувства довольно близки и похожи, и психологи до сих пор спорят, какое из этих эмоциональных состояний можно отнести к более высокому уровню, а какое более примитивное. Но это важно для науки, а в обыденной жизни роли не играет.

Собственно эмоции более кратковременны, чем настроения, но и более отчетливо выражены. Сила проявления эмоций тоже значительно выше, чем у настроения. Эмоции в большей степени осознаются человеком, и он четко их дифференцирует: радость и гнев, страх и ненависть, наслаждение и неприязнь.

Но главное отличие эмоций от настроений в том, что они предметны и направлены на конкретный объект или ситуацию. Эти эмоциональные состояния носят социальный характер, то есть они являются частью процесса коммуникации, человек передает свои эмоции (с помощью мимики, пантомимики, интонации, жестов) другим людям и сам способен воспринимать их, сопереживать, сострадать другим.

У эмоций есть еще одна уникальная особенность – мы способны их переживать по отношению не только к реальной ситуации, но и к воображаемой. Воспоминания и приключения героев книг и фильмов тоже способны вызвать эмоции.

Чувства

Этот вид эмоциональных состояний так же, как эмоции, связан с определенными объектами. Мы любим или ненавидим вполне конкретных людей, явления и ситуации. Любить, испытывать чувства уважения или неприязни вообще нельзя. Но чувства продолжительнее, устойчивее эмоций, глубже и разнообразнее их. И еще можно сказать, что чувства более социализованы и зависят от взаимодействия человека с окружающими людьми. Поэтому чувства разнообразны, и выделяют несколько их видов:

  • предметные чувства – самая большая разновидность чувств, связанных с различными сторонами человеческого бытия; к ним относятся, например, восхищение и отвращение, чувства возвышенного и чувство юмора (комического);
  • моральные чувства связаны с отношениями в обществе (любовь, ненависть, чувство долга, дружба, зависть и т. д.);
  • интеллектуальные чувства связаны с познавательными потребностями (любопытство, любознательность, чувство тайны, сомнения, уверенности и т. д.);
  • эстетические чувства возникают в ответ на восприятие красивого или безобразного в природе и искусстве, в целом их можно охарактеризовать как переживание удовольствия или неудовольствия, наслаждения или отвращения и т. д.

Эта классификация, конечно, не совсем точная и полная, так как любое чувство, по сути, предметно. Но она достаточно хорошо отражает разнообразную и красочную палитру человеческих чувств.

Аффект и стресс

Аффект – очень сильный и яркий эмоциональный ответ на внезапную ситуацию, угрожающую здоровью и жизни человека. Аффекты кратковременны, но они выражаются в резкой активизации всех защитных функций организма. Можно сказать, все силы и скрытые резервы человека направляются на избавление от причины столь сильных отрицательных эмоций.

Описаны случаи, когда в состоянии аффекта люди перепрыгивали через четырехметровые заборы, забирались на высокие деревья. Зафиксирован даже случай, когда женщина, спасая ребенка из-под колес машины, смогла ударом рук в борт небольшого грузовичка перевернуть его в кювет.

Особенность аффекта в том, что он сопровождается не только мощным выбросом физической и эмоциональной энергии, но и состоянием измененного сознания. Оно проявляется в утрате человеком рационального контроля за своими действиями. Субъект как бы выпадает из реальности, а потом не может вспомнить, что он совершил в состоянии аффекта. В криминалистике убийства, совершенные в этом состоянии, относят к особым видам преступлений, так как человек не осознает своих действий и не управляет ими.

После аффекта наступает «откат» – израсходовав все свои силы, даже внутренние резервы, человек ощущает слабость, у него дрожат руки, делаются «ватными» ноги, и иногда он даже теряет сознание.

Стресс похож на состояние аффекта тем, что возникает как ответ на травмирующую или угрожающую ситуацию. Но он менее сильный и более продолжительный. Что важно – стресс не сопровождается изменением сознания и отключением рационального контроля. Хотя человек, погруженный в круговорот своих проблем, может и не осознавать, что живет в состоянии стресса.

Стресс тоже активизирует силы организма, причем не только физические, но и интеллектуальные. Но на начальных этапах это ощущается как повышенный тонус и своеобразная стимуляция активности, и внутренние резервы не расходуются. Вреден для человека только слишком затянувшийся стресс, который приводит к перегрузке нервной системы, синдрому хронической усталости, а то и к депрессии.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]