Аннотация к русскому изданию
В работе швейцарского психолога Жана Пиаже представлено изложение сути теоретической концепции развития интеллекта, являющегося основой, стержнем психического развития, построение которой он осуществил в 1930-1940-х годах. Автор считал принципы этой концепции ключевыми для понимания эволюции мышления в разные исторические эпохи и для различных областей знания; он разработал, исходя из этого положения, особое направление исследований, названное им в дальнейшем генетической эпистемологией. Теория, первые идеи и положения которой были сформулированы автором ещё в первой половине XX века, остаётся актуальной и до настоящего времени оценивается специалистами как одна из наиболее продуктивных в экспериментальном и практическом исследованиях.
Концепция теории когнитивного развития
Теория интеллектуального развития Ж. Пиаже охватывает период с младенчества до достижения зрелого возраста. До разработки этого учения педагоги полагали, что мышление ребёнка отличается от взрослого только меньшей степенью логичности. Швейцарский психолог впервые выделил несколько особенностей: эгоцентризм, синкретизм, трансдукцию.
Это значит, что до достижения определённого возраста человек воспринимает все явления и объекты по отдельности, не связывая их логической цепочкой. Кроме того, дети нечувствительны к противоречиям, часто не согласуют объём и содержание.
Согласно теории, ребёнок изучает предмет или явление и создаёт собственные схемы действия. Например, когда малыш впервые видит изображение собаки, он запоминает её характерные особенности: 4 лапы, хвост, шерсть, мордочка. Это и есть схема, по которой он будет идентифицировать других собак.
Развитие когнитивных навыков происходит путём адаптации субъекта к изменяющейся среде. Жан Пиаже выделял три важнейших процесса:
- ассимиляцию;
- аккомодацию;
- достижение равновесия.
Эти процессы легко рассмотреть на нескольких примерах. Малыш, впервые повстречавший собаку на улице, обнаружит, что животное может лаять, лизать руку, быстро бегать. Его предыдущая схема, характеризующая животное, будет дополняться новыми элементами. Именно таким образом происходит ассимиляция. Если ребёнку впервые встретиться не пёс, а кошка, то начнётся процесс аккомодации. Он будет сравнивать образ кошки с известной ему схемой собаки, и вскоре найдёт существенные различия. Малыш создаст новый образ и научится отличать этих животных.
И ассимиляция, и аккомодация должны привести к состоянию равновесия или когнитивной гармонии. То есть любые противоречия между «схемой» и окружающей средой должны быть устранены в результате мыслительной деятельности.
Предисловие автора к первому изданию
Книга под названием «Психология интеллекта» могла бы охватить добрую половину всего предмета психологии. Но на страницах этой книги автор ограничится тем, что очертит одну общую концепцию, а именно концепцию образования «операций», и покажет, возможно более объективно, её место в ряду других принятых в психологии концепций. Сначала речь пойдёт о том, чтобы охарактеризовать роль интеллекта в его отношении к адаптивный процессам в целом (глава I), затем — о том, чтобы, рассматривая «психологию мышления», показать, что деятельность интеллекта состоит, по существу, в «группировке» операций в соответствии с определёнными структурами (глава II). Психология интеллекта, понимаемая как особая форма равновесия, к которой тяготеют все познавательные процессы, ставит такие проблемы, как взаимоотношение интеллекта и восприятия (глава III), интеллекта и навыка (глава IV), а также вопросы развития интеллекта (глава V) и его социализации (глава VI).
Несмотря на обилие ценных работ в этой области, психологическая теория интеллектуальных механизмов ещё только появляется па свет, и пока можно лишь смутно догадываться, какой степенью точности она будет обладать. Отсюда и то чувство поиска, которое я пытался здесь выразить.
Эта маленькая книга излагает наиболее существенное из курса лекций, который я имел честь прочитать в «Коллеж де Франс» в 1942 году, в то время, когда все преподаватели университета стремились перед лицом насилия выразить свою солидарность и свою верность непреходящим ценностям. Оформляя эту книгу, я не могу забыть приём, оказанный мне моей аудиторией тех лет, так же как и те контакты, которые я имел с моим учителем П. Жане и с моими друзьями А. Пьероном, А. Валлоном, П. Гиномом, Г. Башелнром, П. Массон-Урселем. М. Мауссом и многими другими, не говоря уже о моём дорогом И. Мейерсоне, который «сопротивлялся» совсем в другом месте 1.
Жан Пиаже.
Стадии формирования интеллекта
Учение Ж. Пиаже об интеллектуальном развитии ребёнка построено на наличии нескольких этапов освоения когнитивных навыков. Каждая стадия развития имеет свои особенности.
Сенсомоторный период
Согласно теории Ж. Пиаже, первая стадия развития детского мышления начинается с самого рождения и длится до двух лет. Изначально человек имеет только безусловные рефлексы, которые развиваются день ото дня. Малыш не может ставить перед собой конкретных целей, поэтому его первые действия всегда совершаются случайно.
Если простая манипуляция многократно повторяется, в мышлении ребёнка создаётся схема поведения. Например, малыш приучается к определённому режиму кормления, издаёт шум погремушкой, учится хватать предметы, слушать и наблюдать. Постепенно от элементарных действий дети переходят к более сложным.
В сенсомоторный период ребёнок познаёт окружающий мир через органы чувств и моторики. Поэтому на этой стадии необходимы:
- телесный и эмоциональный контакт мамы с ребёнком;
- занятия с предметами, имеющими разную текстуру, форму, цвет, размер;
- занятия с изображениями животных, растений и других простых объектов.
Важно понимать, что до 2 лет ребёнок плохо соотносит объём и размер объектов, поэтому малышей всегда тянет к крупным и ярким предметам. Детям доступны только манипуляции с вещами, действия с символами и представлениями ещё не совершаются.
В первые месяцы жизни к средствам коммуникации относится плач, улыбка, смех и слёзы. В 6-месячном возрасте начинают формироваться первые слоги, а к одному году малыш может научиться говорить простейшие слова.
Подготовка и организация конкретных операций
Вторую стадию психического развития делят на 2 этапа. Первый называется подпериод дооперационных представлений, продолжающийся с 2 до 7 лет. В этом возрасте происходит переход от сенсомоторных функций к символическим. Это значит, что у ребёнка появляется способность отличать обозначение слова от обозначаемого. Например, во время игры стол может заменить обычная коробка, а листки бумаги — тарелки. Индивид отождествляет эти предметы, так как находит в них сходства по форме и размеру.
Мышление ребёнка при этом остаётся эгоцентричным. Дети с трудом принимают чужую точку зрения и не способны поставить себя на место другого человека. Психологи считают, что именно из-за этого ребёнок до 7 лет не умеет обманывать и иронично шутить.
Швейцарский психолог проводил опыт, во время которого он показывал детям 2 одинаковых глиняных шарика, а затем раскатывал один из них в колбаску. Пиаже просил испытуемых сказать, в каком из предметов больше глины. Все дети в возрасте до 7 лет ответили, что в раскатанной колбаске глины больше, так как этот предмет длиннее. В психологии эти явления стали называть феноменами Пиаже. Результаты эксперимента свидетельствуют о том, что в подпериод дооперационных представлений индивиды ещё не способны к рассуждению и доказыванию.
Этот этап развития характеризуется и другими интересными особенностями:
- Развитие новых социальных отношений вне дома.
- Словарный запас существенно увеличивается. Индивид может кратко описать предмет или явление.
- Наблюдается проявление любопытности и стремления к знаниям.
- Неодушевлённые предметы часто наделяются свойствами живых организмов. Это явление называется анимизм.
Ребёнок может совершать множество сложных действий, но при этом он до конца не понимает правил и механизмов. Именно поэтому подпериод называют дооперационным.
С 7 до 11 лет продолжается подпериод конкретных операций. Для решения задач индивид начинает использовать логические и математические операции. Человек овладевает понятием сохранения вещества, легко отличает предметы по форме, размеру и объёму. Тем не менее для совершений операций детям до 11 лет нужен наглядный пример. Абстрактное мышление на этой стадии ещё не используется.
Заключительный этап
Последним этапом умственного развития является стадия формальных операций. Она характерна для детей от 11 до 15 лет. В возрастной психологии выделяют несколько особенностей этой стадии:
- Индивид мыслит целыми предложениями.
- Появляется способность придумывать объекты и ситуации, не существующие в действительности.
- Дети могут делать предположения и строить гипотезы.
- Процесс обучения воспринимается как единая система.
В каждой выделенной стадии индивид может достигнуть трёх результатов: успеха, частичного успеха или неудачи. Возрастные рамки в теории Пиаже весьма приблизительны.
Психолог признавал, что ребёнок может потратить больше времени на освоение одного навыка и меньше на развитие другого, поэтому родителям и педагогам следует проявить терпение.
Предисловие автора ко второму изданию
Прием, оказанный этому маленькому сочинению, был в общем вполне благосклонным, что побудило нас переиздать его без изменений. Вместе с тем по поводу нашей концепции интеллекта было высказано много критических замечаний в связи с тем, что она связана с высшей нервной деятельностью и с процессом её формирования в онтогенезе. Нам кажется, что этот упрёк основан на простом недоразумении. Как понятие, «ассимиляции», так и переход от ритмических действий к регуляциям, а от них к обратимым вариациям требуют и нейрофизиологической, а вместе с тем и психологической (и логической) интерпретаций. Отнюдь не являясь противоречащими друг другу, эти две интерпретация, в конце концов, могут быть согласованы. В другом месте мы остановимся на этом существенном моменте, но ни в коем случае не считаем себя вправе приступать к решению этого вопроса, пока не будут завершены детальные психогенетические исследования, обобщением которых является эта маленькая книга.
Жан Пиаже. Октябрь 1948 года.
Сущность метода
В молодом возрасте Жан Пиаже увлекался биологией, постоянно осуществлял наблюдения за животными. Полученные выводы будущий ученый в области психологии подробно излагал в статьях. Основой его научной жизни стало выявление особенностей детского и подросткового мышления.
Молодой исследователь стал преподавателем в школе для мальчиков в Париже. Директором учебного заведения был Бине, изобретатель тестирования IQ. Пиаже сотрудничал с руководителем, постоянно помогая ему в обработке результатов.
По наблюдениям психоаналитика дети одной возрастной категории допускали примерно одинаковые ошибки, которых никогда не делали взрослые люди. Это и стало основой будущей теории, заключающейся в том, что мышление человека претерпевает определенную трансформацию на каждом возрастном этапе.
Пиаже наблюдал не только за школьниками, но и за родными детьми. Основу научной работы ученого составляли опыты. Также психолог использовал метод беседы, который давал ему широкое представление о детской логике.
Согласно теории Пиаже, основным стержнем развития психической сферы является интеллект.
Постепенно у ребенка развивается более адекватная схема понимания определенной ситуации, прослеживается адаптация, которая происходит при взаимодействии с окружающей средой. Каждому этапу присущи типичные логические ошибки.
Критика основных положений теории
К представлению Пиаже о природе интеллектуальных возможностей и факторах их развития многие ученые отнеслись критически. В своем научном труде исследователь не отрицал социальной роли, но решающим считал биологический фактор.
По мнению психолога, благоприятные условия могут лишь ускорять смену стадий, но не более. В этом вопросе с ученым не соглашались Л. Выготский, М. Коул, Алексей Леонтьев и многие другие. Часто разногласия в ученых кругах вызывало разграничение возрастных периодов и этапов мышления.
Психолог считал, что возрастные рамки определены с точностью, однако их вариативность находится в зависимости от конкретной выборки ребенка. По Пиаже, формальный пласт логики становится доступным уже подросткам.
Но многие эксперименты других исследователей показали, что юноши и девушки зачастую не справляются с поставленными перед ними задачами.
Исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, М. Коула, Дж. Верча не противоречат научным воззрениям Пиаже в том, что формальная логическая стадия развития считается высшим звеном, однако психологи, в частности Даниил Эльконин, сомневались в том, что после 15 лет интеллект престает претерпевать изменения.
Ведь сложный навык или деятельность требуют постоянного совершенствования, а мышление молодого человека в корне отличается от логики опытного руководителя.