Каждая мама в душе считает своего ребенка самым умным, самым способным, самым-самым. Да так оно и должно быть: ведь мы любим наших маленьких чертят! И все равно, когда встает вопрос о способностях и, тем более, одаренности ребенка, сразу возникают споры, недовольство, сомнения, разочарования, противоречия. Мамы и папы с обидой выслушивают слова детсадовского или школьного психолога: «Никакими особенными способностями не обладает», твердо зная в душе, что уж их-то чадо как никто другой подходит на роль будущего Лобачевского или Майи Плисецкой. И в то же время, видя, как соседскую девочку хвалят за музыкальный талант, возмущаются: «Ну что там можно разглядеть-то, в 5 лет!»
Что такое способности?
Словарь гласит, что «способности
— индивидуально-психологические особенности личности, необходимые для освоения определенной деятельности и ее успешного осуществления». БСЭ уточняет, что «
способности
не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности». Если выразить это более простым языком, то получится, что способности – это свойства нашего мозга, особенности восприятия и обработки мозгом информации.
Общие способности, позволяющие ребенку выживать и развиваться согласно возрасту, есть у всех. Мы же поведем речь о специальных способностях, или как их еще называют, одаренности
(некоторые психологи настаивают на названии «интеллект»), которая обусловливают будущие успехи человека в определенных областях деятельности.
Что такое одаренность?
БСЭ: «Одаренность
–
это высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности. Различают общую и специальную одаренность. Так, общая умственная одаренность проявляется в овладении всеми видами деятельности, для успешного осуществления которых необходимы определённые умственные качества (например, хорошая память, концентрация внимания и т.д.). Специальная одаренность связана с различными видами деятельности, в которых она более всего раскрывается. Основными признаками высокой одаренность являются: раннее проявление способностей, быстрый темп усвоения знаний, формирование умений и навыков в какой-либо деятельности, склонность и интерес к ней, элементы оригинальности, творчества в деятельности.»
Т.е., например, успешный менеджер по продажам, директор магазина, изобретатель или рационализатор (не ржать!) – это, скорее всего, человек с общей одаренностью. А вот мастер Хайку или художник (опять же не с аллеи на Ленина, а тот же Сажаев, к примеру) – изобразительная одаренность…
Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.
Одаренность, талант, гениальность в психологии
Определение потенциально высоких способностей дал Теплов, который обозначил их как качественно-своеобразные сочетания качеств, способствующих достижению успеха в определенном виде деятельности. Понятие «одаренность» в психологии не равна гениальности или таланту. Эти определения означают, что человек — высший уровень интеллектуального или творческого развития личности. Потенциальные же возможности относятся к тем, что могут не быть видны в течение жизни и интенсивность их выражения зависит от того, занимались ли развитием данного при рождении.
Откуда берется одаренность?
Есть две теории на этот счет. Одна гласит, что ребенок рождается с определенным набором способностей, который и предопределяет его судьбу.
На основе этой теории выросли мифы о «неспособности к языкам», «руках, растущих не оттуда», «арифметическом кретинизме» и тыды . На самом деле, очень привлекательная теория, снимающая с человечка и его родителей всякую ответственность . Короче — рожденный ползать летать не может.
Вторая теория, кстати, наиболее симпатичная автору, утверждает, что от рождения человек наделен задатками всех способностей (естественно, ограниченных физиологией человека. Летать, или впадать в анабиоз как лягушки зимой мы все же не сможем ).
И в идеале все поголовно могли бы стать Энштейнами, Ломоносовыми и Да Винчи в одном флаконе (ужас-то какой! ). Но в том-то и дело, что природа дарит нам только «семена» способностей, для которых надо подготовить подходящую почву, вовремя посадить, поливать и ухаживать. Очень сложно угадать тот момент, когда способность готова начать развиваться, и дать в это время ребенку все необходимое для развития. Но все же иногда удается. И тогда в семье (или не в семье, это уж как повезет) растет НАСТОЯЩИЙ художник, математик, музыкант, экономист, краснодеревщик, ну или гениальный махинатор (как вариант ).
Развитие одаренности можно образно сравнить с тренировкой мышц в человеческом теле. У всех людей есть одинаковый набор мышц. Но у разных людей развиваются разные группы, а кое у кого отдельные мышцы вообще атрофируются .
Существует ли одаренный тип личности
Ученые и психологи до сих пор спорят о том, можно ли отдельно выделить именно одаренный тип личности. Что определяет его? Можно ли развить одаренность? Ученые склонны считать, что на развитие этой черты характера напрямую влияют три фактора: тип интеллекта, генетика и воспитание. Все вместе именно они и формируют человека как личность.
Исследование, опубликованное в журнале High Ability Studies в 2011 году, предлагает оценивать одаренность по пяти личностным чертам, это такие как:
- экстраверсия;
- добросовестность;
- открытость опыту;
- дружелюбие;
- невротизм.
Чтобы отыскать одаренных людей, ученые провели мета-анализ данных экспериментальной группы, состоящей почти из 8000 человек. Их оценивали не только по личностным чертам, но и еще по 83 факторам. В результате только 3244 человека они смогли назвать одаренными.
При этом выяснилось, что не все предполагаемые пять личностных черт оказывали влияние на развитие одаренности. Так, экстраверсия, дружелюбие и добросовестность встречались у «неодаренных» людей. Исследование показало, что возраст и пол, а также место рождения никак не влияли на одаренность.
Виды одаренности
Следует помнить, что интерес ребенка к получаемой информации – это еще не одаренность. Одаренность начинается тогда, когда ребенок выдает результаты переработки полученной информации.
Разные психологи и педагоги выделяют разные виды одаренности. И поэтому можно предположить, что какое бы то ни было деление – весьма условно. Давайте рассмотрим одну из классификаций.
Художественная одаренность
Послушать этих маленьких Певцов собираются даже незнакомые люди. Движения такого маленького Танцора порываются повторить зрители в зале. Картины маленьких Художников вызывают бурю эмоций в душе. Слушая маленького Чтеца зал плачет… Но внимание! Если ребенок обладает отличным слухом – это еще не одаренность. Одаренность выражается в понимании музыки, либо во «внутреннем слухе» — такие люди сочиняют музыку, либо делают аранжировки, оркестровые переложения… А уж о том, что многие детки в садике и младшей школе поют фальшиво или наоборот, правильно — и говорить не надо – это лишь возрастные особенности развития голосовых связок. То же самое с рисунком. Нарисовать домик или узнаваемую собачку – это не одаренность. Это скорее сочетание хорошего пространственного мышления и хорошей мелкой моторики. А вот если от цветовых пятен на листе вас пробирает дрожь, или, смотря на корявенького медведя, вы говорите «ууу, какой сердитый!» — вот тут уже можно заподозрить одаренность.
Логико-математическая одаренность
Это не способность хорошо считать . Счет – это арифметика, и ребенок, рано научившийся быстро складывать, вычитать, умножать и делить, совсем не обязательно проявит математическую одаренность. Юные математики с легкостью оперируют символами. Для них не составляет труда понять, что 3 – это не три зайца, не три чашки, не три точки и не три счетные палочки. 3 – это 3. Это число, которое может стать чем угодно. В будущем (конечно при условии, что ребенок посвятит себя математике) такой человек сможет формулой выразить запах розы или бесконечность вселенной. Деткам в школе без труда дается не только алгебра сама по себе, но и химия, физика, информатика – все сферы, где мы имеем дело со знаками и формулами.
Именно умение логически мыслить и делать выводы позволяет делать великие открытия. И в каком-то смысле, логико-математическая одаренность близка к общей одаренности. Она позволяет человеку достигать успеха в точных науках, практической деятельности и даже искусстве! Ведь без достаточно развитого воображения трудно осмелиться заявить о существовании кварка или о гелиоцентрическом строении «мира» .
Пространственная одаренность
Это способность к пространственному мышлению. Хорошие конструкторы, инженеры, модельеры и закройщики, дизайнеры с различной специализацией, архитекторы, хурурги, да и просто представители некоторых рабочих специальностей (например, плотники) – это те, кто обладает достаточно развитым пространственным мышлением.
Лингвистическая одаренность
Это не «способность к языкам», как можно было бы подумать . Способность изучать иностранные языки есть у всех: родной-то язык все в свое время выучили, а мозговые процессы, ответственные за понимание и воспроизводство ЛЮБОГО языка, одинаковы. Способность выучить другой язык зависит скорее от наличия сильной мотивации, хорошо натренированной памяти (которая, в свою очередь, от заучивания иностранных слов и выражений отлично тренируется ) и методики изучения, адекватной для ситуации изучения .
Детки с лингвистической одаренностью обладают способностью выразительно, интересно, захватывающе, полно и понятно доносить до окружающих информацию при помощи языковых средств. В будущем они могут стать поэтами (не путать со стихоплетами ), писателями, журналистами, копирайтерами. А при наличии способности убеждать — лекторами, публичными людьми.
Физическая одаренность
В смысле тела, а не предмета «физика» . Такие детки, как правило, демонстрируют успехи в разных видах спорта, отлично владеют своим телом. В будущем могут стать чемпионами, танцорами, артистами цирка.
Лидерская одаренность
Или аттрактивная. Эти люди устанавливают правила игры, за ними идут, им подчиняются, с ними стремятся общаться, их обаянию или напору практически невозможно противостоять.
Духовная одаренность
Одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
Как выявить необычайные возможности
Рекомендуем: Аутизм: что это?
Диагностика одаренности заключается в применении стандартизированных тестов. Они позволяют оценить характер, степень выраженности и тип одаренности. Подобные методики могут использоваться не только психологами и педагогами, но и родителями.
Ключевое отличие диагностических методик – их ориентированность на возраст ребенка. Например, по методике «Карта одаренности» можно определить способности и провести их оценку у детей 5-10 лет. «Карта одаренности» представляет собой 80 вопросов, которые касаются в определенной мере разных характеристик ребенка (его деятельности, поведения). Оценка ответов осуществляется по шкале от 1 до 4, что позволяет одновременно с проведением диагностики дать прогноз вероятных способностей.
Как определяются способности?
Как правило, с помощью тестов.
Вот примеры некоторых из них:
- Тест Векслера https://psynet.carfax.ru/tests/wechsler.htm
- Тест Равена https://testology.ru/spm/index.htm
- Тест Люшера https://telegraf.ru/misc/psycho/psich15.htm
- Тест Розенцвейга https://azps.ru/tests/3/test5.html
К сожалению, многие школы или садики «выявляют» способности (или их отсутствие) на основании разового тестирования. А ребенок может ведь просто не проявить себя в этот конкретный день. Может быть, у него сломалась любимая игрушка, и он переживает? Или у него болит живот? Или начинается ОРВИ? О каких результатах можно говорить в таком случае? Поэтому некоторые «умные» школы «заводят» у себя подготовительные курсы, прешколы, садики… Конечно, иногда это не более, чем «рубка капусты» и формальность. Но все же иногда это делается для того, чтобы дать ребенку возможность проявить себя в течение года или нескольких месяцев занятий. Проводится так называемый психолого-педагогический мониторинг
, который в настоящее время признан наиболее адекватной формой идентификации признаков одаренности. Но даже если речь идет не о поступлении в школу, следует помнить, что оценка ребенка как одаренного
не должна являться самоцелью
. Выявление одаренных детей в любом случае необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания.
Необходимо также учитывать наличие динамики одаренности. Ребенок, которому «диагностировали» наличие одаренности, например, в 3 года, в 6-7 лет может показать другой вид одаренности, или вообще не показать. Это связано с тем, что, как мы уже сказали, для развития способностей нужны подходящие условия.
Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим конструированием ребенок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности (кружке, секции, студии). Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение.
Быстрое развитие
Что включает в себя в раннем возрасте понятие одаренности? Одаренный ребенок проявляется впервые в период от трех до пяти лет. Это время, когда происходит формирование его личности. Малыш начинает осознавать свои способности и таланты, понимая, что что-то у него получается очень хорошо. Ребенок, сравнивая себя со своими сверстниками, начинает осознавать, что он отличается от них.
Явным признаком одаренности является прогрессирующее развитие
Если малыш в свои 3-4 года уже может читать по слогам, то на него стоит обратить особое внимание. Ведь этот ребенок имеет собственный ритм жизни, и в скором времени ему уже будет не интересно общаться со сверстниками
Он потянется к старшим детям или к взрослым. При постоянно возрастающем темпе прогрессирования развития можно говорить о гениальности.
В каком возрасте можно определять способности ребенка?
Практически в любом. Но все же, некоторые возрастные особенности одаренности существуют. Например, поэтическая одаренность чаще всего проявляется в подростковом возрасте. А вот совсем маленькие детки часто демонстрируют признаки общей одаренности. Связано это с тем, что в силу возраста, например, для проявлений художественной одаренности (рисование, танец, пение) у них еще недостаточно физиологической развитости, для проявлений академической (в отдельных областях) – не хватает информации, знаний. Но опытный психолог или педагог, внимательный родитель всегда увидит в ребенке интерес к чему-либо и поддержит его успехи.
Талант
Талант – это способность человека к сферам, в которых реализуется начальный потенциал, успеху и признанию.
Степень заложенного потенциала определяет способность действовать оригинально и самостоятельно, решать поставленные задачи, вне зависимости от их специфики и сложности. Талант предполагает потенциал, позволяющий проявлять задатки в сфере, предлагая новые идеи, реализуя оригинальные и совершенные действия, достигать уважения на общественном уровне.
У ребенка проявляются первые признаки заложенного таланта, который реализуется в определенном направлении. В некоторых случаях проявление происходит позже, например, во взрослом возрасте под значимые события. Талант развивается и реализуется, если складываются благоприятные условия в культуре, истории, общественном порядке, если человек получает полноценное воспитание.
Талант проявляется в любых сферах, а не только в искусстве. Реализация происходит в организаторской работе, педагогике, технике и науке. Сфера определяется заложенными задатками.
Для развития таланта требуется настойчивость в поиске направлений самосовершенствования, проявления первых трудов. По данной причине талантливых людей должно тянуть к делу, без которого невозможно представить жизнь.
Способности, потенциал – это основа таланта. Спектр задатков, возможности реализации оригинальных и перспективных идей свойственны индивидууму, поэтому они считаются уникальным даром.
Результаты действий, высоты, которых достигает человек, прилагая усилия, позволяют понять наличие таланта или опровергнуть предположение. Результаты, отличающиеся новизной и оригинальностью, — это основа составления утвердительного мнения.
Особенности одаренных детей
Почему-то принято считать, что одаренные дети – всегда немножко болезненны, слегка аутичны, впечатлительны и вообще странноваты. Иногда это так. Но часто одаренные дети физически даже крепче сверстников. И все же, как правило, одаренные дети действительно более впечатлительны, они более тонко чувствуют, обладают высокой восприимчивостью. Способность проводить логические связи и делать выводы приводит иногда к неожиданным реакциям на события и информацию. А от отсутствия информации такие детки «чахнут» .
Чем отличаются талантливые люди?
Исследователи взаимодействуют с талантливыми личностями, понимая, чем они отличаются от обычных граждан. Талантливые личности испытывают неудовлетворенность к результатам работы, вследствие чего стремятся к самосовершенствованию, самообразованию и изменению мышления для достижения поставленных задач. Гении отказываются от многих предложений, концентрируясь на желаемых результатах.
Пианист Г. Нейгауз отмечал, что гении и таланты рождаются. Несмотря на это, люди создают культуру, которая различается по ширине, демократичности и лояльности проявлений. Благоприятные условия позволяют людям с заложенным потенциалом становиться гениями, талантами, достигать успеха. По данной причине социальное общество, специфика воспитания определяют возможности проявления заложенного потенциала, таланта.
Существует мнение, что природа отдыхает на детях талантливых родителей. Данное мнение подтверждается опытом. Талант наследуется в незначительной степени. Исследования привели к следующим выводам: умственные навыки приближены к биологическим родителям, что обусловлено наследственной картиной, а не к приемным родителям. Сходство в потенциале, заложенных задатках проявляется не в каждой ситуации, причем схожесть уменьшается по мере взросления человека, который сталкивается с иной схемой воспитания, переживает личные события, претерпевает изменения на основе внешних факторов.
Результаты достигаются не только на основе природных способностей, но и под влиянием мотивации, условий для проявления существующего потенциала. Пенсионеры получают шанс для проявления таланта, хотя в течение жизни отсутствовали благоприятные факторы для открытия задатков. Со временем пенсионеры достигают успеха, о котором прежде не мечтали.
И что с этим делать дальше?
Развивать, конечно! Но ни в коем случае не зацикливаться на обнаруженных склонностях. Чем больше способностей вы обнаружите и разовьете, тем легче будет ребенку в будущем определиться с профессией и проявить себя в выбранном деле. Это совсем не значит, что ребенка нужно «мучить» занятиями. Просто НИКОГДА не отмахивайтесь от его вопросов. Всегда отвечайте. Если ребенок задает один и тот же вопрос уже в сто десятый раз, может быть, полнота ответа его не удовлетворяет? Загляните вместе в энциклопедию, поройтесь в Интернете, сходите на экскурсию…
Что должны знать родители, чтобы не губить потенциал ребенка
Родители должны знать о нескольких моментах. При следовании представленным рекомендациям, шансов на результаты будет куда больше.
- Нельзя ограничивать любознательность ребенка. Нужно отвечать на вопросы подробно и по существу. Стимулировать искать ответы самостоятельно.
- Нельзя использовать императивную модель воспитания. Необходимо способствовать креативности, инициативности и самостоятельности.
- Следует поощрять ребенка за самостоятельную деятельность.
- Необходимо создать благоприятную среду для развития тех или иных способностей. Эмоциональную, материально-техническую.
- По необходимости привлекаются специалисты, наставники для работы.
Это основные способы развития.
Одаренный ребенок – гений в будущем?
К сожалению, а может, к счастью, совсем не обязательно. Как уже было сказано, для развития способностей нужна подходящая обстановка. Переходя из детсада в школу, ребенок может испытать стресс, или перенести заболевание и получить осложнения, несовместимые с дальнейшим развитием конкретной способности. Может попасть к непрофессиональному учителю, который погубит интерес ребенка. Или у ребенка не будет достаточной информации, позволяющей способности «расти»… Да мало ли что. Но, как правило, все же дети с общей одаренностью и умеренным количеством лени находят свое теплое место в жизни, так как отличаются сообразительностью, быстротой мыслительных процессов, способностью улавливать суть вещей и взаимосвязи явлений .
Но это ни в коем случае не означает, что ребенок «не одаренный», самый обычный, обречен на серое прозябание. Ведь если следовать второй теории происхождения способностей, мы все одаренные, и есть вероятность, что рано или поздно наша одаренность хоть в чем-то проявится . Иначе, как объяснить случаи, когда ребенок из семьи алкашей, которым никто и никогда не занимался, приходит в школу, встречает хорошего учителя (друга, родителей друга…) и начинает «звездить»? Или когда троечница в школе и институте, работавшая оператором в какой-нибудь заштатной фирмулине, после рождения ребенка открывает свое дело, пишет книгу или резко взлетает по карьерной лестнице? Просто у человека изменились условия, появился источник необходимой для развития информации, стимул. Так что, ищите себя, было бы желание .
«Отличников никто специально не мучает»
Может ли качественное образование повлиять на количество одаренных?
Нет, не может. Система кружков может помочь найти таланты, но само по себе образование не формирует гениев. Никак — от слова вообще.
Я сам заканчивал физматшколу, очень хорошую, много интересовался этим вопросом. Наша школа была прекрасна, и питерские физматшколы выпустили много талантливых людей. Но я абсолютно убежден, что число математиков мирового уровня у нас в стране не изменилось бы, если бы вместо специализированных школ были бы просто хорошие, рядом с которыми есть сильные кружки. Хочу еще раз подчеркнуть, что особо одаренные дети и гении — это редкое сочетание врожденных способностей, это совершенно особая порода. Их тоже нужно поддерживать и помогать им, но они не создаются образованием.
Часто мы путаем просто способных людей, которым нужно дать реализоваться, с теми, о ком мы можем сказать: это выдающиеся люди.
Допустим, живет где-то уникальный ребенок с задатками гениальности. Вы считаете, что он сможет прорасти сквозь асфальт в любой школе, никакой особой атмосферы ему не нужно?
Если школы заняты травлей одаренных подростков, тогда и правда каюк. Но я могу сказать, что такого практически нет. Мы делали исследование в Санкт-Петербурге. Смотрели, много ли школ, в которых отличников подвергают остракизму по типу «ты что тут, самый умный?». Выяснилось, что нет таких школ. В отдельных классах, где на 25 хулиганов один отличник, бывает, что его гнобят. Но чтобы такое случалось во всех классах школы — мы ни одного случая в Петербурге не нашли. Классов с не очень хорошей атмосферой обнаружилось примерно шесть-восемь процентов. В начале исследования я ждал, что таких школ будет 10-20 процентов. Но их нет вообще. Отличников никто специально не мучает. Это прекрасно, и нам надо этому радоваться.
Проблема только в том, что в стране огромное пространственное неравенство. В больших городах много кружков, хорошие олимпиады, больше возможностей. А если вы живете где-то в лесах, где ничего нет, а еще там плохой учитель математики, — то печально. Такая ситуация загубит многие таланты задолго до того, как они поймут, что им нужно двигаться куда-то дальше. Это реально тяжелая история, но она простыми способами не лечится.
Фото: Виталий Белоусов / РИА Новости
То есть у таланта из глухомани вообще никаких шансов?
У меня есть любимая история на эту тему. Изучаем мы сельские школы и вдруг обнаруживаем, что из одной идет постоянный ручеек победителей областных олимпиад по английскому языку. Мы сразу пикируем в эту школу. Спрашиваем детей и родителей: «Как у вас учитель английского — нравится?» Те сразу начинают стенать: «Очень плохо, очень!» Мы недоумеваем — откуда тогда такие результаты? Выясняется, что педагог то ли по физике, то ли по географии (помню только, что по естественным наукам) любит английский язык. И стала преподавать его дочке. А чтобы ей не было скучно, взяла за компанию ее подруг. Так и появился этот кружок. А деревня реально глухая — два с половиной часа от Петербурга по тяжелым дорогам. То есть в удаленных школах все построено на случайности. Найдется энтузиаст — что-то прорастет.
Государство может как-то стимулировать появление таких случайностей?
Конечно, да. Можно учить педагогов даже в глухих местах узнавать таланты — музыкальные, математические, языковые — и как-то им помогать. В этом смысле лучше работают системы, когда начальные школы в поселках, а старшеклассников собирают в большие школы. Пусть им и приходится добираться долго на школьном автобусе до места учебы, зато они попадают не в свою деревенскую школу, где мало школьников, а туда, где много классов в параллели. А значит, есть возможность создавать специализации, вводить дополнительное образование и кружки.
Это во всем мире так, не только у нас. Билл Гейтс через свой благотворительный фонд долгое время финансировал маленькие сельские школы штатов Орегон и Вашингтон, там, где он родился, жил и содержит Microsoft. Но потом эксперты ему объяснили, что поддерживать маленькие школы — не очень эффективно. Потому что никакая помощь, даже такого миллиардера, как Гейтс, не сможет обеспечить их тем набором учителей, который позволял бы иметь нужное разнообразие уровней математики, гуманитарных и естественных наук.
Самое лучшее — это вкладывать деньги в школьные автобусы. И выстраивать систему поиска талантов, их моральной поддержки. Нужно давать возможность детям пробовать разное, поэтому система кружков мне видится наиболее правильной
Есть старый анекдот: человека спрашивают, умеет ли он играть на скрипке. «Не знаю, — отвечает, — не пробовал». Если ребенок никогда не играл ни на каком инструменте, не решал сложные задачи, мы не знаем, есть у него к этому способности или нет. Только по мере того, как человек втягивается, достигает какого-то уровня владения предметом, можно заметить талант.
Какие опасности поджидают одаренных детей, вундеркиндов?
У них могут быть особенности развития. Более того, у них чаще встречаются разные формы аутистического спектра, например, синдром Аспергера, а также синдром дефицита внимания и гиперактивности. Или еще что-то. Но главное — на них падает груз ожидания родителей и нагрузка непрерывных занятий. У них может сформироваться перфекционизм, который мешает им реализоваться. У них возникает усталость от занятий и от родительских ожиданий.
Но это же не их выбор. Это вина родителей, если их перегружают, а не качества детей со способностями. Не надо мучить детей. Это никому не поможет, в том числе гениям. Как в спорте, как в музыке, так и в других сферах можно перетрудиться и надорваться.