Перцептивная психика. Низший уровень развития перцептивной психики.

Мы живём в окружающем мире, который состоит из предметов и явлений. Так или иначе, они постоянно влияют на наше сознание, и наше сознание их воспринимает.

Человек не просто видит то, что находится вокруг него, не просто слышит какие-то звуки или чувствует запахи. Он, порой даже почти подсознательно, оценивает всё это, классифицирует, пытается отобрать с точки зрения какой-нибудь пользы.

Механизм человеческого восприятия сложен и не до конца ещё изучен. Но определённые его признаки учёные выделяют, отмечают их особенности и способы воздействия на сознание.

Восприятие человеком окружающего мира в психологии называется перцепцией. Перцептивная психика имеет множество особенностей, которые ещё не до конца изучены.

Ощущение и восприятие: чем отличаются друг от друга эти познавательные процессы? Узнайте об этом из нашей статьи.

Понятие и классификация

Перцепция (восприятие) , это многообразный процесс отражения явлений или предметов, когда они непосредственно воздействуют на органы чувств человека.

Соответственно, по влиянию явлений или предметов на определённые органы чувств человека классифицируются и виды перцепции:

  • зрительная,
  • слуховая,
  • обонятельная и другие

Окружающая нас материя существует в сфере пространства, времени, движения и направления, по этим признакам восприятие классифицируется тоже.

Причём, пространство мы способны воспринимать, различая размеры предметов на разном расстоянии. Мы понимаем, что удалённый предмет кажется меньше по размерам, чем такой же, который находится рядом с нами. Но воспринимаем их всё равно, как одинаковые.

Наконец, в зависимости от сложности процесса восприятия, его подразделяют на мгновенное (в науке оно может определяться, как симультанное) и поэтапное (оно ещё называется сукцессивным).

Свойства и процессы

Перцепция имеет характерные свойства:

  • предметность,
  • структурность,
  • целостность,
  • избирательность,
  • константность,
  • апперцептивность (так называется зависимость от прошлого жизненного опыта),
  • объёмность и его ограниченность.

Восприятие состоит из нескольких последовательных перцептивных процессов:

  • обнаружения,
  • различения,
  • идентификации,
  • категоризации,
  • узнавания,
  • опознания.

Таким образом, делаем вывод: перцептивный процесс , это процесс восприятия, который позволяет нам (причём, не только людям, но и животным) не просто пассивно созерцать окружающее, но и подвергать его оценке, воспринимать в развитии и в качестве возможности применения того или иного предмета.

Кстати, использование окружающих предметов в качестве орудий труда является одним из начальных признаков человеческого мышления.

По мнению психолога Б. Ананьева сенсорно-перцептивные процессы (он первым ввел такой термин) , это цепочка от органов чувств до сознания человека, и механизм этой деятельности зависит от его опыта, образов, закреплённых в сознании и даже диапазона двигательных функций.

Уровни перцептивной психики

Подразделяют 2 уровня перцептивной психики , низший и высший.

Низший уровень свойственен членистоногим и моллюскам.

У них есть предметное восприятие, разделение предметов на полезные и те, к которым следует относиться безразлично.

На высший уровень психики выходят уже развитые позвоночные. У них высоко развита нервная система, намного разнообразнее функции движения.

В их психическом восприятии появляются новые свойства и навыки:

  • манипулирование предметами,
  • обобщение на основе зрительного восприятия,
  • деятельность с помощью этих предметов, основанная на обобщении всех этих факторов.

Во время познания ребёнком окружающего мира перцептивные действия проходят несколько основных этапов:

  1. На первом происходит знакомство с окружающими предметами.
  2. На втором этапе происходит определённая перестройка сенсорных процессов, которые происходят в органах чувств, дети начинают познавать пространственные свойства предметов.
  3. На третьем этапе действия в процессе восприятия уже не играют основной роли, их становится меньше, основную роль берёт на себя узнавание и осмысление воспринимаемого.

BiologyExperts

Низший уровень развития перцептивной психики

Перцептивная психика является высшей стадией развития психического отражения. Напомним, что эта стадия характеризуется, по Леонтьеву, изменением строения деятельности — выделением содержания деятельности, относящейся к условиям, в которых дан объект деятельности в среде (операции). По этой причине мы встречаемся здесь уже с подлинными навыками и восприятиями. Предметные компоненты среды отражаются уже как целостные единицы, в то время как при элементарной сенсорной психике имело место отражение лишь отдельных их свойств или суммы последних. Предметное восприятие обязательно предполагает определенную степень обобщения, появляются чувственные представления.

Разумеется, перцептивная психика, свойственная огромному числу животных, стоящих на разных ступенях эволюционного развития, обнаруживает в конкретных своих проявлениях большие различия. Поэтому необходимо и на этой стадии развития психики выделить отдельные уровни, из которых здесь будет рассмотрен низший.

На этом уровне находятся прежде всего высшие беспозвоночные — головоногие моллюски и членистоногие (по меньшей мере высшие). Характеристику рассматриваемого уровня психического развития мы дадим на примере насекомых — центрального класса типа членистоногих. (Кроме насекомых к членистоногим относятся ракообразные, паукообразные, многоножки и некоторые мелкие группы.) Насекомые — самый многочисленный класс животных как по количеству видов, так и по количеству особей. Насекомые обитают повсюду на суше (во всех климатических зонах) — как на поверхности, так и в почве, во всех пресных водоемах, а также в воздухе, поднимаясь на высоту до двух километров.

Движения

Огромное разнообразие «экологических ниш», занимаемых насекомыми и другими членистоногими, обусловило, естественно, развитие весьма различных форм приспособления в области строения и поведения этих животных. Наиболее существенным и характерным для эволюции членистоногих, особенно насекомых, было завоевание новой среды обитания — суши. Членистоногие — первые наземные животные в истории Земли. Переход на сушу был сопряжен с развитием особых органов передвижения — конечностей в виде сложных рычагов, состоящих из отдельных, соединенных суставами члеников, по которым членистоногие и получили свое название. Такие сложные рычаги (их аналогами являются конечности наземных позвоночных) наилучшим образом служат для передвижения по твердому субстрату путем отталкивания от него. Членистоногие в состоянии передвигаться по суше почти всеми возможными способами (ползание, ходьба, бег как по горизонтальным, так и по вертикальным поверхностям, прыгание, передвижение в толще грунта). В воде членистоногие плавают, ныряют, ползают и даже бегают по ее поверхности.

У насекомых, кроме того, в связи с переходом к жизни в воздушной среде впервые появился и совершенно новый способ передвижения — полет с помощью крыльев. Насекомые способны развить в полете очень большую скорость: у некоторых стрекоз она достигает 90 километров в час, у самца овода — даже 122 километра в час. Поистине поразительна частота взмахов крыльев у многих насекомых. Так, мотылек делает лишь 9 ударов в секунду, пчела же — 190, а комнатная муха — 330, но у некоторых мух и перепончатокрылых скорость вибрации крыльев достигает до тысячи ударов в секунду. Столь быстрые движения и соответственно частоты мышечных сокращений не наблюдаются ни у каких других животных.

Страницы: 1

Смотрите также

Методы очистки сточных вод НПЗ Механическая очистка Механическая очистка является одним из основных и самым распространенным методом обработки сточных вод нефтеперерабатывающих заводов. Механическую очистку осуществляют в пес …

Последняя глава. — Необыкновенное происхождение Олгоя-Хорхоя «Звонкий грохот над головой заставил нас вздрогнуть. Это радист стучал в крышу кабины. Наклонившись к окну, он старался перекричать шум мотора. Рукой он показывал направо. — Что там у них? — с до …

НА ЧЕРНОМ КОНТИНЕНТЕ Ex Africa semper aliquid novi (Африка всегда преподносит что-нибудь новое). Греческая поговорка, переданная Плинием …

Апперцепция

Что такое апперцепция в психологии? Термин апперцепция ввёл в науку исследователь Г. Лейбниц.

Он первым доказал, что перцепция , это просто восприятие действительности, а апперцепция , уже осознанное.

Если вернуться к уже сказанному, мы можем добавить, что апперцепция , высший уровень восприятия, максимальная степень которого принадлежит человеку.

Основатель экспериментальной психологии В. Вунд, основываясь на этом, доказал, что основное участие в данном процессе принимает внимание, как часть сознания.

Если внимание не фокусируется на каком-то отдельном предмете, не происходит и его осознания. Но стоит сосредоточению внимания произойти, начинается уже процесс апперцепции, которая и является основой осознанного мышления.

По теории апперцепции Вунда именно способность к такому восприятию и сделала человека человеком.

Восприятие неизбежно зависит от предшествующего опыта. Скажем, многие предметы мы вообще рассматриваем бегло, вскользь, потому что ежедневно с ними сталкиваемся.

Например, не будем же мы пристально рассматривать по утрам кухонный стол, за которым завтракаем, или яичницу, которую на этот завтрак подают.

А вот, если в первый раз попробовать, скажем, авокадо, воспринимать этот предмет мы будем иначе.

Апперцепцией и называют зависимость восприятия от предшествующего опыта человека.

Причём, эта зависимость может абсолютно по-разному выражаться по отношению к одному и тому же предмету.

Ребёнок, увидев круг, будет его только, как круг и воспринимать. Школьник неизбежно вспомнить об уроках геометрии. Автомобилист сразу подумает о колесе, а любитель цирка , об арене.

Большое значение в восприятии окружающего имеют профессиональные навыки.

Скажем, ландшафтный дизайнер, появившись в незнакомом саду или парке, сразу будет определять составляющие этого дизайна, садовник отметит ухоженность участка и влажность почвы, а ребёнок будут искать места, где можно будет поиграть или спрятаться.

Апперцепция во многом определяется возрастом человека и его знаниями.

С возрастом органы чувств, которые являются основой восприятия, изменяются, причём, не всегда в сторону развития. Слух, например, к старости становится часто хуже. Но рождается ребёнок уже с хорошим слухом.

Другое дело , зрение. Оно на протяжении жизни у человека развивается:

  • младенцы плохо контролируют движения глаз и имеют чёрно-белое зрение,
  • в 2 месяца они осознанно воспринимают глубину и удалённость,
  • острота зрения в этот период у малышей уже адекватна этим показателям у взрослых людей,
  • в 3 месяца они приобретает зрение цветовое,

Постепенно у ребёнка возникают перцепционные способности , средства, которые формируют представление об окружающем мире, когда отдельные его проявления воздействуют на органы чувств человека.

Основными показателями таких способностей на разных этапах развития ребёнка можно считать следующие качества:

  • объём восприятия, он измеряется определённым количеством предметов, которые испытуемый может воспринять, скажем, в течение одной минуты,
  • точность восприятия, под ним подразумевается соответствие образа предмета, сформировавшегося в сознании и собственно предмета в реальности,
  • полноту, это степень подобного соответствия,
  • быстроту восприятия, тут определяется время окончательного формирования образа предмета в сознании,
  • эмоциональную реакцию ребёнка на исследуемый предмет.

А.Н.Леонтьев

СТАДИЯ ПЕРЦЕПТИВНОЙ ПСИХИКИ1

Следующая за стадией элементарной сенсорной психики, вторая ста­дия развития, может быть названа стадией перцептивной психики. Она характеризуется способностью отражения внешней объективной действи­тельности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызывае­мых отдельными свойствами или их совокупностью, но в форме отраже­ния вещей.

Переход к этой стадии развития психики связан с изменением стро­ения деятельности животных, которое подготовляется еще на предшеству­ющей стадии.

Это изменение в строении деятельности заключается в том, что уже наметившееся раньше содержание ее, объективно относящееся не к само­му предмету, на который направлена деятельность животного, но к тем условиям, в которых этот предмет объективно дан в среде, теперь выделя­ется. Это содержание уже не связывается с тем, что побуждает деятель­ность в целом, но отвечает специальным воздействиям, которые его вы­зывают.

Так, например, если млекопитающее животное отделить от пищи пре­градой, то оно, конечно, будет обходить ее. Значит, как и в описанном выше поведении рыбы в условиях перегороженного аквариума, в деятельности этого животного мы можем выделить некоторое содержание, объективно относящееся не к самой пище, на которую она направлена, но к преграде, представляющей одно из тех внешних условий, в которых протекает данная деятельность. Однако между описанной деятельностью рыб и млекопитаю­щих животных существует большое различие. Оно выражается в том, что, в то время как у рыб при последующем убирании преграды это содержание деятельности (обходные движения) сохраняется и исчезает лишь постепен-

1Леонтьев А.Н.

Проблемы развития психики. 2-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С. 240—248.

362 Тема 4.

Возникновение и развитие психики

но, высшие животные в этом случае обычно направляются прямо к пище. Значит, воздействие, на которое направлена деятельность этих животных, уже не сливается у них с воздействием со стороны преграды, оба выступа­ют для них раздельно друг от друга. От первого зависят направление и ко­нечный результат деятельности, от второго — то, как она осуществляется, т. е. способ ее осуществления, например путем обхода препятствия. Этот особый состав или сторону деятельности, отвечающую условиям, в которых дан побуждающий ее предмет, мы будем называть операцией.

Именно выделение в деятельности операций и указывает на то, что воздействующие на животного свойства, прежде как бы рядоположенные для него, начинают разделяться по группам: с одной стороны, выступают взаимосвязанные свойства, характеризующие тот предмет, на который на­правлена деятельность, а с другой стороны, выступают свойства предметов, определяющих самый способ деятельности, т.е. операцию. Если на стадии элементарной сенсорной психики дифференциация воздействующих свойств была связана с простым их объединением вокруг доминирующего раздражи­теля, то теперь впервые возникают процессы интеграции воздействующих свойств в единый целостный образ, их объединение как свойства одной и той же вещи. Окружающая действительность отражается теперь живот­ным в форме более или менее расчлененных образов отдельных вещей.

На разных уровнях стадии перцептивной психики стоит большинство существующих ныне позвоночных животных. Переход к этой стадии, по-видимому, связан с переходом позвоночных к наземному образу жизни.

Возникновение и развитие у животных перцептивной психики обус­ловлено рядом существенных анатомо-физиологических изменений. Глав­нейшее из них заключается в развитии и изменении роли дистантных (дей­ствующих на расстоянии) органов чувств, в первую очередь зрения. Их развитие выражается в том, что меняется как их значение в общей системе деятельности, так и форма их анатомических взаимосвязей с центральным нервным аппаратом. Если на предшествующей стадии развития дифферен­циация органов чувств приводила к выделению среди них доминирующих органов, то у позвоночных животных ведущие органы все более становятся органами, интегрирующими внешние воздействия. Это оказывается воз­можным благодаря одновременно происходящей перестройке центральной нервной системы с образованием переднего мозга, а затем и мозговой коры (впервые у рептилий). <…>

Одновременно развиваются и органы внешних движений — эти «ес­тественные орудия» животных, позволяющие осуществлять сложные опера­ции, требуемые жизнью в условиях наземной среды (бег, лазание, преследо­вание добычи, преодоление препятствий и т.п.). Двигательные функции животных так же все более кортикализуются (переходят в кору головного мозга), так что полное развитие операций у животных происходит уже в связи с развитием коры.

Леонтьев А.Н.

Стадия перцептивной психики 363

Таким образом, если у низших позвоночных их деятельность еще свя­зана преимущественно с нижележащими центрами (подкорковые ганглии), то в дальнейшем она становится все более зависящей от коры, изменения в строении которой и отражают собой все последующее ее развитие.

Выделение операций, характеризующее стадию перцептивной психи­ки, дает начало развитию новой формы закрепления опыта животных, зак­реплению в форме двигательных навыков, в узком смысле этого термина.

Иногда навыком называют любые связи, возникающие в индивиду­альном опыте. Однако при таком расширенном понимании навыка это понятие становится весьма расплывчатым, охватывающим огромный круг совершенно различных процессов, начиная от изменений реакций инфу­зорий и кончая сложными действиями человека. В противоположность такому ничем не оправданному расширению понятия навыка мы будем называть навыками лишь закрепленные операции.

Это определение навыка совпадает с пониманием навыков, впервые выдвинутым у нас В.П.Протопоповым, который экспериментально пока­зал, что двигательные навыки у животных формируются из двигательных элементов преодоления преграды, что содержание навыков определяется характером самой преграды, стимул же (т.е. основное побуждающее воз­действие) влияет на навык только динамически (на быстроту и прочность закрепления навыка) и на его содержании не отражается1.

Двигательные элементы, входящие в состав навыков животных, мо­гут иметь различный характер: это могут быть как движения видовые, врожденные, так и движения, приобретенные в предшествующем опыте; наконец, это могут быть движения, закрепленные в процессе тех случай­ных двигательных проб, которые совершает животное в процессе форми­рования данного навыка.

Ясно выраженные навыки в собственном смысле наблюдаются впер­вые лишь у животных, имеющих кору головного мозга. Поэтому фи­зиологической основой образования навыков следует считать механизм образования и закрепления систем именно кортикальных условных нерв­ных связей.

При переходе к стадии перцептивной психики качественно изменя­ется также и сенсорная форма закрепления опыта. У животных впервые возникают чувственные представления.

Вопрос о существовании у животных представлений до сих пор слу­жит предметом споров. Однако огромное число фактов убедительно сви­детельствует о том, что животные имеют представления. <…>

Таким образом, вместе с изменением строения деятельности жи­вотных и соответствующим изменением формы отражения ими действи­тельности происходит перестройка также и функции памяти. Прежде, на

1 См. Протопопов В.П.

Условные образования моторных навыков и их физиологи­ческая характеристика. Харьков; Киев, 1935.

364 Тема 4.

Возникновение и развитие психики

стадии элементарной сенсорной психики, эта функция выражалась в дви­гательной сфере животных в форме изменения под влиянием внешних воздействий движений, связанных с побуждающим животное воздействи­ем, а в сенсорной сфере — в закреплении связи отдельных воздействий. Теперь, на этой более высокой стадии развития мнемическая функция выступает в моторной сфере в форме двигательных навыков, а в сенсор­ной сфере — в форме примитивной образной памяти.

Еще большие изменения претерпевают при переходе к перцептив­ной психике процессы анализа и обобщения внешней среды, воздейству­ющей на животных.

Уже на первых ступенях развития психики можно наблюдать процес­сы дифференциации и объединения животными отдельных воздействий. Если, например, животное, прежде одинаково реагировавшее на два различ­ных звука, поставить в такие условия, что только один из этих звуков будет связан с биологически важным воздействием, то другой постепенно переста­ет вызывать у него какую бы то ни было реакцию. Происходит дифферен­циация этих звуков между собой; животное реагирует теперь избиратель­но. Наоборот, если с одним и тем же биологически важным воздействием связать целый ряд разных звуков, то животное будет одинаково отзывать­ся на любой из них — они приобретут для него одинаковый биологический смысл. Происходит их примитивное обобщение. Таким образом, в пределах стадии элементарной сенсорной психики наблюдаются процессы как диф­ференциации, так и обобщения животными отдельных воздействий, отдель­ных воздействующих свойств. При этом важно отметить, что эти процессы определяются не абстрактно взятым соотношением воздействий, но зави­сят от их роли в деятельности животного. Поэтому-то будут животные лег­ко дифференцировать между собой различные воздействия или нет и про­изойдет или не произойдет их обобщение, зависит не столько от степени их объективного сходства, сколько от их конкретной биологической роли. Так, например, пчелы легко дифференцируют формы, близкие к формам цветка, но затрудняются в выделении даже ясно различающихся отвлеченных форм (треугольник, квадрат и т.д.).

Это положение сохраняет свою силу и на дальнейших этапах раз­вития животного мира. Собаки, например, реагируют даже на ничтожные по силе запахи животного происхождения, но не реагируют на запах цве­тов, одеколона и т.п. (Пасси и Бине)1. Вообще если данный запах приоб­ретает для собаки биологический смысл, то она способна очень тонко раз­личать его; по данным специальных исследований собака различает в экспериментальных условиях запах органических кислот в ничтожном растворе — 1:1 000 000.

См. Henning H.

Geruchversuche am Hund // Zeitsch. fur Biol. 1921. Bd. 70.

Леонтьев А.Н.

Стадия перцептивной психики 365

Главное изменение в процессах дифференциации и обобщения при переходе к перцептивной психике выражается в том, что у животных воз­никают дифференциация и обобщение образов вещей. <…>

<…> Мы наблюдаем двоякие взаимосвязанные процессы: процессы переноса операции из одной конкретной ситуации в другую, объективно сходную с ней, и процессы формирования обобщенного образа вещи. Возни­кая вместе с формированием операции по отношению к данной вещи и на ее основе, обобщенный образ этой вещи позволяет в дальнейшем осуще­ствиться переносу операции в новую ситуацию; в этом процессе благодаря изменению предметных условий деятельности прежняя операция вступает в некоторое несоответствие с ними и поэтому необходимо видоизменяется, перестраивается. Соответственно перестраивается, уточняется и как бы вби­рает в себя новое содержание также и обобщенный образ данной вещи, что, в свою очередь, приводит к возможности дальнейшего переноса операции в новые предметные условия, требующие еще более полного и правильно обобщенного отражения их животными.

А.Н.Леонтьев СТАДИЯ ИНТЕЛЛЕКТА1

Психика большинства млекопитающих животных остается на ста­дии перцептивной психики, однако наиболее высокоорганизованные из них поднимаются еще на одну ступень развития.

Эту новую, высшую, ступень обычно называют стадией интеллекта (или «ручного мышления»).

Конечно, интеллект животных — это совсем не то же самое, что ра­зум человека; между ними существует, как мы увидим, огромное качествен­ное различие.

Стадия интеллекта характеризуется весьма сложной деятельностью и столь же сложными формами отражения действительности. Поэтому, прежде чем говорить об условиях перехода на стадию интеллекта, необ­ходимо описать деятельность животных, стоящих на этой стадии разви­тия в ее внешнем выражении.

Интеллектуальное поведение наиболее высокоразвитых животных — человекоподобных обезьян — было впервые систематически изучено в экс­периментах, поставленных Келером.

Эти эксперименты были построены по следующей схеме.

Обезьяна (шимпанзе) помещалась в клетку. Вне клетки, на таком расстоянии от нее, что рука обезьяны не могла непосредственно дотянуть­ся, помещалась приманка (банан, апельсин и др.). Внутри клетки лежала палка. Обезьяна, привлекаемая приманкой, могла приблизить ее к себе только при одном условии: если она воспользуется палкой. Как же ве­дет себя обезьяна в такой ситуации? Оказывается, что обезьяна прежде всего начинает с попыток схватить приманку непосредственно рукой. Эти попытки не приводят к успеху. Деятельность обезьяны на некоторое вре­мя как бы угасает. Животное отвлекается от приманки, прекращает свои попытки. Затем деятельность начинается вновь, но теперь она идет уже по другому пути. Не пытаясь непосредственно схватить плод рукой, обе-

1Леонтьев А.Н.

Проблемы развития психики. 2-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С. 249—261.

Леонтьев А.И.

Стадия интеллекта 367

зьяна берет палку, протягивает ее по направлению к плоду, касается его, тянет палку назад, снова протягивает ее и снова тянет назад, в результате чего плод приближается и обезьяна его схватывает. Задача решена.

По тому же принципу были построены и другие многочисленные задачи, которые ставились перед человекоподобными обезьянами; для их решения также необходимо было применить такой способ деятельности, который не мог сформироваться в ходе решения данной задачи. Напри­мер, в вольере, где содержались животные, на верхней решетке подвеши­вались бананы, непосредственно овладеть которыми обезьяна не могла. Вблизи ставился пустой ящик. Единственно возможный способ достать в данной ситуации бананы заключается в том, чтобы подтащить ящик к месту, над которым висит приманка, и воспользоваться им как подстав­кой. Наблюдения показывают, что обезьяны и эту задачу решают без за­метного предварительного научения.

Итак, если на более низкой ступени развития операция формирова­лась медленно, путем многочисленных проб, в процессе которых удачные движения постепенно закреплялись, другие же, лишние движения, столь же постепенно затормаживались, отмирали, то в этом случае у обезьяны мы наблюдаем раньше период полного неуспеха — множество попыток, не приводящих к осуществлению деятельности, а затем как бы внезапное нахождение операции, которая почти сразу приводит к успеху. Это пер­вая характерная особенность интеллектуальной деятельности животных.

Вторая характерная ее особенность заключается в том, что если опыт повторить еще раз, то данная операция, несмотря на то что она была осуще­ствлена только один раз, воспроизводится, т.е. обезьяна решает подобную задачу уже без всяких предварительных проб.

Третья особенность данной деятельности состоит в том, что найден­ное решение задачи очень легко переносится обезьяной в другие условия, лишь сходные с теми, в которых впервые возникло данное решение. На­пример, если обезьяна решила задачу приближения плода с помощью пал­ки, то оказывается, что если теперь ее лишить палки, то она легко исполь­зует вместо нее какой-нибудь другой подходящий предмет. Если изменить положение плода по отношению к клетке, если вообще несколько изме­нить ситуацию, то животное все же сразу находит нужное решение. Ре­шение, т.е. операция, переносится в другую ситуацию и приспосабливает­ся к этой новой, несколько отличной от первой ситуации.

Среди многочисленных данных, добытых в экспериментальных иссле­дованиях человекоподобных обезьян, следует отметить одну группу фактов, которые представляют некоторое качественное своеобразие. Эти факты го­ворят о том, что человекоподобные обезьяны способны к объединению в единой деятельности двух различных операций.

Так, например, вне клетки, где находится животное, в некотором от­далении от нее кладут приманку. Несколько ближе к клетке, но все же вне пределов досягаемости животного, находится длинная палка. Другая

368 Тема 4.

Возникновение и развитие психики

палка, более короткая, которой

можно дотянуться до длинной палки, но нельзя достать до при­манки, положена в клетку. Зна-

ОООООООООООООООООООО чит, для того чтобы решить задачу,

обезьяна должна раньше взять бо-

________________________ „ лее короткую палку, достать ею

О длинную палку, а затем уже с по-

мощью длинной палки пододви­нуть к себе приманку (см. рис. 1). Рис. 1.

Схема двухфазной задачи Обычнообезьянысправляютсяс

подобными «двухфазными» задачами без особого труда. Итак, четвертая особенность интеллектуальной деятельности заключается в способности решения двухфазных задач. <…>

Келер считал, что главный признак, который отделяет поведение этих животных от поведения других представителей животного мира и который сближает его с поведением человека, заключается именно в том, что опера­ции формируются у них не постепенно, путем проб и ошибок, но возника­ют внезапно, независимо от предшествующего опыта, как бы по догадке1. Вторым, производным от первого признаком интеллектуального поведения он считал способность запоминания найденного решения «раз и навсегда» и его широкого переноса в другие, сходные с начальными условия. Что же касается факта решения обезьянами двухфазных задач, то Келер и идущие за ним авторы считают, что в его основе лежит сочетание обоих моментов: «догадки» животного и переноса найденного прежде решения. Таким об­разом, этот факт ими рассматривается как не имеющий принципиального значения.

С этой точки зрения, для того, чтобы понять все своеобразие интел­лектуальной деятельности обезьян, достаточно объяснить главный факт — факт внезапного нахождения животным способа решения первой исход­ной задачи.

Келер пытался объяснить этот факт тем, что человекоподобные обе­зьяны обладают способностью соотносить в восприятии отдельные выде­ляемые вещи друг с другом так, что они воспринимаются как образующие единую «целостную ситуацию».

Само же это свойство восприятия — его структурность — является, по мысли Келера, лишь частным случаем, выражающим общий «принциг структурности», якобы изначально лежащий не только в основе психик! животных и человека и в основе их жизнедеятельности, но и в ochobi всего физического мира.

С этой точки зрения «принцип структурности» может служить объяс нительным принципом, но сам далее необъясним и не требует объяснения

1 См. Келер В.

Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. М., 1930.

Леонтьев А.Н.

Стадия интеллекта 369

Разумеется, попытка раскрыть сущность интеллекта, исходя из этой идеа­листической «гештальттеории», оказалась несостоятельной. Совершенно ясно, что привлечение структурности восприятия для объяснения своеобра­зия поведения высших животных является недостаточным. Ведь с точки зрения сторонников «принципа структурности» структурное восприятие свойственно не только высшим обезьянам. Оно свойственно и гораздо ме­нее развитым животным; однако эти животные не обнаруживают интел­лектуального поведения.

Неудовлетворительным это объяснение оказалось и с другой сторо­ны. Подчеркивая внезапность интеллектуального решения и изолируя этот факт от содержания опыта животного, Келер не учел целый ряд об­стоятельств, характеризующих поведение обезьян в естественных услови­ях их жизни.

К. Бюлер, кажется, первым обратил внимание на то, что имеется не­что общее между приближением плода к себе с помощью палки и привле­чением к себе плода, растущего на дереве, с помощью ветки. Далее было обращено внимание на то, что обходные пути, наблюдаемые у человекооб­разных обезьян, тоже могут быть объяснены тем, что эти животные, живя в лесах и переходя с одного дерева на другое, должны постоянно предва­рительно «примериваться» к пути, так как иначе животное может оказать­ся в тупике того естественного лабиринта, который образуется деревьями. Поэтому не случайно, что обезьяны обнаруживают развитую способность решения задач на «обходные пути»1.

В позднейших работах психологов и физиологов мысль о том, что объяснение интеллектуального поведения обезьян следует искать прежде всего в его связи с их обычным видовым поведением в естественных условиях существования, стала высказываться еще более определенно.

С этой точки зрения интеллектуальное «решение» представляет со­бой не что иное, как применение в новых условиях филогенетически вы­работанного способа действия. Такой перенос способа действия отличает­ся от обычного переноса операций у других животных только тем, что он происходит в более широких границах.

Итак, согласно этому пониманию интеллектуального поведения обезь­ян, главные его признаки, выделенные Келером, должны быть соотнесены друг с другом в обратном порядке. Не факт переноса найденного решения следует объяснять особым его характером (внезапность), но, наоборот, сам факт внезапного решения экспериментальной задачи нужно понять как результат способности этих животных к широкому переносу операций.

Такое понимание интеллектуального поведения обезьян хорошо со­гласуется с некоторыми фактами и обладает тем достоинством, что оно не противопоставляет интеллект животного его индивидуальному или видо-

1 См. Бюлер К.

Основы психического развития. М., 1924.

24 Зак. 2652

370 Тема 4.

Возникновение и развитие психики

вому опыту, не отделяет интеллект от навыков. Однако это понимание интеллектуального поведения встречается и с серьезными затруднениями. Прежде всего ясно, что ни формирование операции, ни ее перенос в новые условия деятельности не могут служить отличительными признаками по­ведения высших обезьян, так как оба этих момента свойственны также животным, стоящим на более низкой стадии развития. Оба эти момента мы наблюдаем, хотя в менее яркой форме, также и у многих других жи­вотных — у млекопитающих, у птиц. Получается, что различие в деятель­ности и психике между этими животными и человекоподобными обезья­нами сводится к чисто количественному различию: более медленное или более быстрое формирование операции, более узкие или более широкие переносы. Но поведение человекоподобных обезьян отличается от поведе­ния низших млекопитающих и в качественном отношении. Употребле­ние средств и особый характер их операций достаточно ясно свидетель­ствуют об этом.

Далее, приведенное выше понимание интеллекта животных оставля­ет нераскрытым самое главное, а именно то, что же представляет собой наблюдаемый у обезьян широкий перенос действия и в чем заключается объяснение этого факта.

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно еще раз поменять местами указанные Келером особенности интеллектуального поведения животных и сделать исходным для анализа третий характерный факт, не имеющий, по мнению Келера, принципиального значения, — способность обезьян решать двухфазные задачи.

В двухфазных задачах особенно ясно обнаруживается двухфазность всякой

интеллектуальной деятельности животного. Нужно раньше дос­тать палку, потом достать плод. Нужно раньше оттолкнуть плод от себя, а затем обойти клетку и достать его с противоположной стороны. Само по себе доставание палки приводит к овладению палкой, а не привлекаю­щим животное плодом. Это — первая фаза. Вне связи со следующей фа­зой она лишена какого бы то ни было биологического смысла. Это есть фаза подготовления. Вторая фаза — употребление палки — является уже фазой осуществления деятельности в целом, направленной на удовлетво­рение данной биологической потребности животного. Таким образом, если с этой точки зрения подойти к решению обезьянами любой из тех задач, которые им давал Келер, то оказывается, что каждая из них требует двух­фазной деятельности: взять палку — приблизить к себе плод, отойти от приманки — овладеть приманкой, перевернуть ящик — достать плод и т.д.

Каково же содержание обеих этих фаз деятельности обезьяны? Пер­вая, подготовительная фаза побуждается, очевидно, не самим предметом, на который она направлена, например не самой палкой. Если обезьяна увидит палку в ситуации, которая требует не употребления палки, а, на­пример, обходного пути, то она, конечно, не будет пытаться взять ее. Зна-

Леонтьев А.Н.

Стадия интеллекта 371

чит, эта фаза деятельности связана у обезьяны не с палкой, но с объектив­ным отношением палки к плоду. Реакция на это отношение и есть не что иное, как подготовление дальнейшей, второй фазы деятельности — фазы осуществления.

Что же представляет собой эта вторая фаза? Она направлена уже на предмет, непосредственно побуждающий животное, и строится в зависимо­сти от определенных объективно-предметных условий. Она включает, сле­довательно, в себя ту или иную операцию, которая становится достаточно прочным навыком.

Таким образом, при переходе к третьей, высшей, стадии развития животных наблюдается новое усложнение в строении деятельности. Прежде слитая в единый процесс деятельность дифференцируется теперь на две фазы: фазу подготовления и фазу осуществления. Наличие фазы подготовления и составляет характерную черту интеллектуального пове­дения. Интеллект возникает, следовательно, впервые там, где возникает процесс подготовления возможности осуществить ту или иную операцию или навык.

Существенным признаком двухфазной деятельности является то, что новые условия вызывают у животного уже не просто пробующие движения, но пробы различных прежде выработавшихся способов, операций. Как, на­пример, ведет себя курица, если ее гнать из-за загородки? Пробуя выйти на­ружу, она слепо мечется из стороны в сторону, т.е. просто увеличивает свою двигательную активность, пока, наконец, случайное движение не приведет ее к успеху. Иначе ведут себя перед затруднением высшие животные. Они тоже делают пробы, но это не пробы различных движений, а прежде всего пробы различных операций, способов деятельности. Так, имея дело с запер­тым ящиком, обезьяна раньше пробует привычную операцию нажимания на рычаг; когда это ей не удается, она пытается грызть угол ящика; потом применяется новый способ: проникнуть в ящик через щель дверцы; затем следует попытка отгрызть рычаг, которая сменяется попыткой выдернуть его рукой; наконец, когда и это не удается, она применяет последний метод — пробует перевернуть ящик (Бойтендейк).

Эта особенность поведения обезьян, которая заключается в том, что они могут решать одну и ту же задачу многими способами, представляется нам важнейшим доказательством того, что у них, как и у других живот­ных, стоящих на той же стадии развития, операция перестает быть непод­вижно связанной с деятельностью, отвечающей определенной задаче, и для своего переноса не требует, чтобы новая задача была непосредственно сход­ной с прежней.

Рассмотрим теперь интеллектуальную деятельность со стороны от­ражения животными окружающей их действительности.

В своем внешнем выражении первая, основная, фаза интеллектуаль­ной деятельности направлена на подготовление второй ее фазы, т.е. объек­тивно определяется последующей деятельностью самого животного. Зна-

372 Тема 4.

Возникновение и развитие психики

чит ли это, однако, что животное имеет в виду свою последующую опера­цию, что оно способно представить ее себе? Такое предположение является ничем не обоснованным. Первая фаза отвечает объективному отношению между вещами. Это отношение вещей и должно быть отражено живот­ным. Значит, при переходе к интеллектуальной деятельности форма пси­хического отражения животными в действительности изменяется лишь в том, что возникает отражение не только отдельных вещей, но и их отно­шений (ситуаций).

Соответственно с этим меняется и характер переноса, а следователь­но, и характер обобщений животных. Теперь перенос операции является переносом не только по принципу сходства вещей (например, преграды), с которыми была связана данная операция, но и по принципу сходства от­ношений, связей вещей, которым она отвечает (например, ветка — плод). Животное обобщает теперь отношения и связи вещей. Эти обобщения жи­вотного, конечно, формируются так же, как и обобщенное отражение им вещей, т.е. в самом процессе деятельности.

Возникновение и развитие интеллекта животных имеет своей ана-томо-физиологической основой дальнейшее развитие коры головного моз­га и ее функций. Какие же основные изменения в коре мы наблюдаем на высших ступенях развития животного мира? То новое, что отличает мозг высших млекопитающих от мозга нижестоящих животных, — это отно­сительно гораздо большее место, занимаемое лобной корой, развитие ко­торой происходит за счет дифференциации ее префронтальных полей.

Как показывают экспериментальные исследования Джекобсена, эк­стирпация (удаление) передней части лобных долей у высших обезьян, ре­шавших до операции серию сложных задач, приводит к тому, что у них ста­новится невозможным решение именно двухфазных задач, в то время как уже установившаяся операция доставания приманки с помощью палки пол­ностью сохраняется. Так как подобный эффект не создается экстирпацией никаких других полей коры головного мозга, то можно полагать, что эти новые поля специфически связаны с осуществлением животными двухфаз­ной деятельности.

Исследование интеллекта высших обезьян показывает, что мышле­ние человека имеет свое реальное подготовление в мире животных, что и в этом отношении между человеком и его животными предками не су­ществует непроходимой пропасти. Однако, отмечая естественную преем­ственность в развитии психики животных и человека, отнюдь не следует преувеличивать их сходство, как это делают некоторые современные зоо­психологи, стремящиеся доказать своими опытами с обезьянами якобы извечность и природосообразность даже такого «интеллектуального пове­дения», как работа за плату и денежный обмен1.

1CM.Wolfe Y.B.

Effectivennes of Token Rewardes for Chimpanzees // Сотр. Psycho]. Monog. 1936. V. XII.

Леонтьев А.Н.

Стадия интеллекта 373

Неправильными являются также и попытки резко противопос­тавлять интеллектуальное поведение человекообразных обезьян пове­дению других высших млекопитающих. В настоящее время мы распо­лагаем многочисленными фактами, свидетельствующими о том, что двухфазная деятельность может быть обнаружена у многих высших жи­вотных, в том числе у собак, енотов и даже у кошек (правда, у последних, принадлежащих к животным-«поджидателям», — лишь в очень своеобраз­ном выражении).

Итак, интеллектуальное поведение, которое свойственно высшим мле­копитающим и которое достигает особенно высокого развития у человеко­образных обезьян, представляет собой ту верхнюю границу развития психи­ки, за которой начинается история развития психики уже совсем другого, нового типа, свойственная только человеку, — история развития человечес­кого сознания.

Трудовая деятельность и возникновение созна­ния. Сравнение психики животных и человека

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]