Социальный бихевиоризм как направление в социологии ХХ века. Основные представители и методологические посылки.

БИХЕВИОРИ́ЗМ (от англ. behavio[u]r – по­ве­де­ние), на­прав­ле­ние пси­хо­ло­гии, ог­ра­ни­чи­ваю­щее­ся изу­че­ни­ем по­ве­де­ния, под ко­то­рым по­ни­ма­ют­ся те­лес­ные ре­ак­ции на из­ме­не­ния сре­ды. Воз­ник­ло в США в нач. 20 в. Пред­по­сыл­ка­ми Б. бы­ли по­зи­ти­визм и праг­ма­тизм в фи­ло­со­фии; ис­сле­до­ва­ния по­ве­де­ния жи­вот­ных (Э. Торн­дайк и др.); фи­зио­ло­гич. и пси­хо­ло­гич. идеи И. П. Пав­ло­ва и В. М. Бех­те­ре­ва (пре­ж­де все­го кон­цеп­ция ус­лов­ных реф­лек­сов, по­слу­жив­шая ес­теств.-на­уч. ба­зой Б.); мно­го­числ. при­клад­ные про­бле­мы, ко­то­рые не мог­ла ре­шить гос­под­ство­вав­шая в то вре­мя ин­трос­пек­тив­ная пси­хо­ло­гия.

«Ма­ни­фе­стом» Б. счи­та­ет­ся ста­тья его ос­но­ва­те­ля Дж. Б. Уот­со­на «Пси­хо­ло­гия с точ­ки зре­ния би­хе­вио­ри­ста» («Psychology as the behaviorist view it», 1913, рус. пер. 2002). Уот­сон от­ка­зы­ва­ет­ся от об­ще­при­ня­то­го ме­то­да ин­тро­спек­ции (са­мо­на­блю­де­ния) и от лю­бо­го изу­че­ния внут­рен­не­го опы­та. Пси­хо­ло­гия долж­на стать ес­теств. нау­кой, ос­но­ван­ной на объ­ек­тив­ных ме­то­дах: экс­пе­ри­мен­те и на­блю­де­нии за по­ве­де­ни­ем. По­ня­тию «соз­на­ние» нет мес­та в на­уч. тео­ри­ях и ис­сле­до­ва­ни­ях, по­сколь­ку оно не под­да­ёт­ся внеш­не­му объ­ек­тив­но­му на­блю­де­нию. Уот­сон про­воз­гла­ша­ет пред­ме­том пси­хо­ло­гич. нау­ки по­ве­де­ние че­ло­ве­ка и жи­вот­ных, по­ни­мае­мое как со­во­куп­ность всех внеш­не на­блю­дае­мых ре­ак­ций ор­га­низ­ма на воз­дей­ст­вия из­вне (сти­му­лы). Еди­ни­цей ана­ли­за по­ве­де­ния в Б. вы­сту­па­ет про­стей­шая схе­ма «сти­мул – ре­ак­ция» (S – R), в её рам­ках рас­смат­ри­ва­ют­ся все пси­хич. про­цес­сы. Це­лью Б. яв­ля­ет­ся не толь­ко изу­че­ние, но и пред­ска­за­ние и из­ме­не­ние по­ве­де­ния: изу­чив свя­зи S – R, мож­но, ис­хо­дя из си­туа­ции (со­че­та­ния сти­му­лов), пред­ска­зать по­ве­де­ние (цепь ре­ак­ций), а из­ме­нив эти сти­му­лы, мож­но его из­ме­нить.

Б. раз­ли­ча­ет ре­ак­ции на­след­ст­вен­ные (без­ус­лов­ные реф­лек­сы, про­стей­шие эмо­ции) и при­об­ре­тён­ные (при­выч­ки, мыш­ле­ние, речь, слож­ные эмо­ции, ус­лов­ные реф­лек­сы). Кро­ме то­го, ре­ак­ции де­лят­ся на внеш­ние и внут­рен­ние: внеш­ние (речь, эмо­ции, дви­га­тель­ные ре­ак­ции и т. п.) от­кры­ты для на­блю­де­ния не­во­ору­жён­ным гла­зом, внут­рен­ние дос­туп­ны лишь для на­блю­де­ния, опо­сред­ст­во­ван­но­го спец. при­бо­ра­ми (напр., мыш­ле­ние рас­смат­ри­ва­ет­ся в Б. как скры­тые ре­че­вые и те­лес­ные ре­ак­ции).

Раз­ви­тие по­ве­де­ния (нау­че­ние) за­клю­ча­ет­ся в при­об­ре­те­нии но­вых ре­ак­ций на ос­но­ве вро­ж­дён­ных ре­ак­ций на без­ус­лов­ные сти­му­лы че­рез ме­ха­низ­мы обу­слов­ли­ва­ния. Так, напр., у ма­лень­ких де­тей ре­ак­цию стра­ха (за­ми­ра­ние, за­тем гром­кий плач) мо­гут, со­глас­но ис­сле­до­ва­ни­ям Уот­со­на, вы­звать все­го два без­ус­лов­ных сти­му­ла: рез­кий звук и по­те­ря опо­ры. Со­че­та­ние од­но­го из этих сти­му­лов с по­ка­зом, напр., кро­ли­ка мо­жет при­вес­ти к то­му, что впо­след­ст­вии предъ­яв­ле­ние од­но­го толь­ко кро­ли­ка вы­зы­ва­ет ре­ак­цию стра­ха.

Даль­ней­шее раз­ви­тие Б. по­лу­чил в «ра­ди­каль­ном би­хе­вио­риз­ме» Б. Ф. Скин­не­ра. Его кон­цеп­ция опе­рант­но­го обу­слов­ли­ва­ния, в от­ли­чие от бо­лее ран­них вер­сий Б., под­чёр­ки­ва­ет роль не толь­ко внеш­них при­чин по­ве­де­ния, но и спон­тан­ных про­яв­ле­ний собств. ак­тив­но­сти ин­ди­ви­да, ко­то­рые вы­зы­ва­ют из­ме­не­ния во внеш­нем ок­ру­же­нии. Эти из­ме­не­ния фи­зич. и со­ци­аль­но­го ок­ру­же­ния ока­зы­ва­ют об­рат­ное воз­дей­ст­вие на ин­ди­ви­да, уве­ли­чи­вая или умень­шая ве­ро­ят­ность по­втор­но­го вос­про­из­ве­де­ния по­ве­ден­че­ских ре­ак­ций (опе­ран­тов), вы­звав­ших эти из­ме­не­ния сре­ды. Т. о., в опе­рант­ной кон­цеп­ции по­ня­тие «под­кре­п­ле­ние» уда­лось оп­ре­де­лить без яв­но­го об­ра­ще­ния к субъ­ек­тив­ным (пред­став­лен­ным в соз­на­нии дей­ст­вую­ще­го) це­лям. Цен­траль­ный для Скин­не­ра те­зис о ре­кур­сив­ной взаи­мо­обу­слов­лен­но­сти по­ве­де­ния и ок­ру­же­ния гла­сил, что в ос­но­ве ос­мыс­лен­но­го по­ве­де­ния ле­жит об­рат­ная связь ме­ж­ду дей­ст­вия­ми и их объ­ек­тив­ны­ми по­след­ст­вия­ми.

Ме­ха­ни­цизм Б., от­ри­ца­ние раз­ли­чий в по­ве­де­нии жи­вот­ных и че­ло­ве­ка (б. ч. экс­пе­ри­мен­тов в Б. про­во­ди­лась на бе­лых кры­сах, а их ре­зуль­та­ты час­то пе­ре­но­си­лись на че­ло­ве­ка) вы­зва­ли кри­ти­ку со сто­ро­ны оп­по­нен­тов Б., что по­влия­ло на воз­ник­но­ве­ние не­оби­хе­вио­риз­ма. До 1960-х гг. Б. и не­оби­хе­вио­ризм бы­ли гос­под­ствую­щи­ми на­прав­ле­ния­ми в амер. пси­хо­ло­гии, ока­зав су­ще­ст­вен­ное влия­ние на тео­рии и ме­то­ды обу­че­ния (см. Про­грам­ми­ро­ван­ное обу­че­ние), пси­хо­те­ра­пию (см. Би­хе­вио­раль­ная пси­хо­те­ра­пия), со­ци­аль­но-пси­хо­ло­гич. кон­цеп­ции (см. Со­ци­аль­но­го нау­че­ния тео­рия) и др., а так­же на фи­ло­со­фию нау­ки, лин­гвис­ти­ку, ан­тро­по­ло­гию, со­цио­ло­гию, се­мио­ти­ку, ки­бер­не­ти­ку и др. нау­ки. С нач. 1950-х гг. под влия­ни­ем Б. со­ци­аль­ные нау­ки ста­ли час­то на­зы­вать нау­ка­ми о по­ве­де­нии.

Что такое бихевиоризм

Это Behaviorism / American Psychological Association направление психологии, которое изучает только объективные наблюдаемые явления в поведении человека (в первую очередь реакции на стимулы), а не субъективные вроде чувств или сознания. Согласно бихевиоризму, отношения «стимул — реакция» обуславливают все наши поступки и действия.
Эта концепция возникла на основе работ российского биолога Ивана Павлова об условных рефлексах. Вдохновлённый его трудами психолог Джон Уотсон в 1913 году написал статью о принципах бихевиоризма. Американец предложил Watson J.B. Psychology as the Behaviorist Views it / Psychological Review по‑новому взглянуть на человека через наблюдаемые явления: стимулы, рефлексы и инстинкты.

Так как чувства, мотивы, сознание и разум невозможно исследовать экспериментальным путём, их бихевиористы считают непознаваемыми. Они также выступают против рассмотрения любого внутреннего опыта, называя его субъективным. Важно только Behaviorism / Stanford Encyclopedia of Philosophy то, как человек реагирует на окружающий мир, а не то, что он думает о нём.

Так бихевиористы хотели придать психологии больший вес и перевести её в разряд естественных наук. И во многом это получилось. Например, сторонникам этого подхода удалось использовать математические и статистические методы, а также подтверждать результаты экспериментов при повторных опытах.

На волне подъёма доказательной науки в первой половине XX века бихевиоризм стал Бихевиоризм / Новая философская энциклопедия очень популярным, особенно в США.

Плюсы и минусы бихевиоризма

Любое учение или система, какими бы стройными они не казались имеют свои ограничения в применении, и со временем стали видны все достоинства и недостатки бихевиоризма, где уместным будет применение методик этого направления, а где лучше применить более современные методы. В любом случае, практикующим специалистам не стоит отказываться от этого замечательного инструмента в своей практике и использовать методы бихевиоризма там, где это может дать наилучший эффект. Плюсы бихевиоризма:

  • все что можно узнать, изучить и применить в поведении – бихевиоризм полно и наглядно продемонстрировал;
  • направление в сочетании с научным теоретическим подходом, подкрепленное огромным практическим опытом позволило расширить психологию, как науку;
  • бихевиоризм установил закономерности формирования поведенческих навыков.

Минусы:

  • игнорирование участия сознания человека, все поведенческие навыки, сводится к механистичности реакций;
  • мотивация, воля, формирование психического образа действия, и саморефлексия также не учитываются бихевиористами;
  • человек в условиях эксперимента рассматривается как животное, с набором инстинктов для выживания;
  • бихевиоризм не дает объяснений тяги человека к новым изобретениям и творчеству.

Почему бихевиоризм подвергся критике

С самого начала подход был Бихевиоризм / Новая философская энциклопедия очень ограничен. Бихевиоризм полностью исключал фактор наследственности, игнорировал роль процессов мышления и принятия решений, не считал существенными открытия нейробиологии.

Представители последней, например, установили Behaviorism / Stanford Encyclopedia of Philosophy , что зоны мозга, закрепляющие определённое поведение, не совпадают с областями, отвечающими за наше удовольствие. Поэтому даже у животных кормление не всегда приводит к обучению новым навыкам, или, проще говоря, дрессировке.

Также бихевиористы считали, что различий в поведении людей и животных нет. Это сыграло с ними злую шутку, ведь большинство их опытов проводилось Соколова Е.Е. Девятко И.Ф., Леонтьев А.А. Бихевиоризм / Большая российская энциклопедия на крысах, а результаты распространялись на поведение людей. Конечно, такой подход не совсем научен.

Поэтому сегодня бихевиоризм в чистом виде практически не применяется Behaviorism / Stanford Encyclopedia of Philosophy .

Представители и основные идеи


Основатель бихевиоризма – Дж. Уотсон

Основателем бихевиористического подхода является Дж. Уотсон. Кроме этого ученого, были и другие представители данной психологической школы. Например:

  • У. Хантер, который в 1914 году разработал отсроченную схему для изучения поведения. Работы этого автора впоследствии были отнесены к необихевиоризму. Он занимался изучением поведения обезьян: животное видело, в какой ящик человек кладет банан, после чего между обезьяной и ящиком на 40 секунд устанавливали непрозрачную перегородку. Когда перегородку убирали, обезьяна безошибочно открывала тот ящик, куда экспериментатор положил банан. Его опыты с обезьянами доказали, что животное продолжает реагировать на стимул, даже если он уже прекратил действовать.
  • К. Лешли формировал у животных простые навыки методом дрессуры, затем удалял тот или иной отдел мозга, чтобы определить, участвовал ли он в выработке тренируемого навыка. Как выяснилось в ходе экспериментальной деятельности, несмотря на удаление того или иного отдела мозга, навык, сформированный в результате дрессуры, сохранялся. В случае исключения из комплексной мозговой деятельности одного структурного звена его функции компенсируются работой других отделов мозга. Исследователь пришел к выводу, что сложный поведенческий акт – это результат совокупной работы отделов мозга. Он доказал, что при необходимости отделы мозга могут быть взаимозаменяемыми.

Исследования Торндайка

Э. Торндайк на основе бихевиористских идей разработал теорию оперантного научения, в основе которой лежит метод проб и ошибок. Положительные формы поведения он предлагал закреплять похвалой и выражением одобрения, а отрицательные – пресекать с помощью порицания, наказания, осуждения.

Кроме того, он доказал наличие связи между идеями в сознании человека и его движениями. Согласно его подходу, стимулом для реакции служит не просто раздражитель, а проблемная ситуация. Она вынуждает человека приспосабливаться к изменившимся условиям, вырабатывая новую форму реагирования.

Теория Павлова

Важно! Корни бихевиоризма находятся в биологии и зоологии. Разница между данными науками и психологическим течением, изучающим поведение, заключается в том, что специалисты в области фундаментальных наук проводили опыты только на животных, а бихевиористы стали привлекать к участию в экспериментах людей.


Биология и зоология

Идеи отечественного физиолога И.П. Павлова оказали существенное влияние на понимание того, что такое бихевиоризм. Исследователь доказал, что в основе поведенческих реакций лежит безусловная рефлекторная деятельность. Если изменять условия проявления поведенческих особенностей, то изменится реакция животного на стимул. Так, И.П. Павлов пришел к выводу о том, что у человека есть возможность формирования необходимой модели поведения животного.

Чему бихевиоризм может нас научить

Несмотря на критику, некоторые его положения не утратили актуальности.

Окружающая среда сильно воздействует на нас

Этот принцип и сегодня, когда бихевиоризму уже больше 100 лет, остаётся одним из основополагающих в психологии. Во внешних причинах психологи находят источники комплексов, страхов и переживаний.

Окружающая среда во многом определяет наши действия. Например, один из известнейших бихевиористов — Бернес Фредерик Скиннер считал B. F. Skinner. Beyond Freedom and Dignity , что человек запоминает реакцию окружения на своё поведение, и в дальнейшем поступает тем или иным образом в зависимости от возможных последствий. То есть мы усваиваем, какие условия приводят к положительному результату, а какие — к отрицательному, и действуем соответственно. Поэтому, если хотите оставаться собой, не забывайте анализировать свои действия: действительно ли вы поступили так, как хотели, и не было ли сторонних факторов.

На поведение людей можно влиять

Бихевиористы чересчур абсолютизировали идею внешнего воздействия на поведение человека и практически отрицали роль личности. Например, заявляли, что в полностью контролируемых условиях смогут вырастить из ребёнка кого угодно. При этом его врождённые способности, склонности и желания не должны были бы иметь особого значения.

Сегодня мы знаем, что это не так. Например, дети в детских домах воспитываются примерно в одних и тех же социальных условиях, но всё равно обладают разными характерами.

Тем не менее доля истины в воззрениях бихевиористов есть. Например, с помощью назойливой рекламы маркетологи могут 1. R. Sama. Impact of Media Advertisements on Consumer Behaviour / Journal of Creative Communications 2. L. Uusitalo. Advertising and consumer behavior / Consumer Behavior — a Nordic Perspective формировать у нас желание приобрести продукт. По сути это чуть более сложное отношение «стимул — реакция»: герой рекламного ролика многократно призывает купить товар, и у нас появляться мысль о потребности в этом. Так что надо внимательнее относиться к таким мыслям — вполне возможно, подобные траты не так уж и необходимы.

Бороться нужно не с последствиями, а с причиной психологических проблем

Ориентацию на поиск источника проблем, а не на исправление последствий, переняли когнитивисты. На этом принципе основана когнитивно‑поведенческая терапия. Она помогает человеку изменить свои привычки, образ действий и мыслей так, чтобы не испытывать негативных психологических эффектов. Например, беспокойства из‑за поведения других людей.

Поощрение работает, а наказание — не очень

Награда закрепляет определённые поступки, а наказание отталкивает от них. Именно так работает система школьных отметок.

Однако бихевиористы предложили чуть более сложный взгляд. Скиннер писал B. F. Skinner. Beyond Freedom and Dignity , что пряник важнее кнута. Психолог считал, что награда лучше всего стимулирует человека, а наказание не отвращает от плохих поступков, но лишь заставляет искать иные способы их совершать. Например, учиться врать. Поэтому, если хотите развить в себе или в ком‑то другом хорошие привычки и минимизировать плохие, активнее используйте похвалу.

Бихевиоризм: ниша в педагогике

Итак, бихевиоризм за столетие вырос из «безобидной» естественнонаучной дисциплины, исследующей поведение животных, в мощную систему по управлению массовым и индивидуальным сознанием. Его методы, впрочем, применяются не только в интересах политиков и крупных бизнесменов. Анализ поведения и его коррекция сами по себе не несут ничего плохого. Поэтому принципы радикального бихевиоризма нашли своё применение, например, в педагогике. Здесь осуществляется стимулирование школьной успеваемости, побуждение молодёжи к здоровому образу жизни, физическому и интеллектуальному развитию. С помощью приёмов бихевиоризма удаётся лечить ряд психических расстройств, избавляться от психологических проблем.

Впрочем, методы, которыми оперируют бихевиористы для осуществления «благих намерений», время от времени подвергаются критике. Избавляясь от одних проблем, их пациенты зачастую приобретают другие, обусловленные этой самой «промывкой мозгов». Бывает, что человек становится полностью управляемым и не может принимать самостоятельные решения. Поведение пациента привязывается к стимулам и к авторитетам, теряя собственную значимость.

Это можно проиллюстрировать на примере религии, которая тоже является радикальной бихевиористской конструкцией. С помощью известных стимулов (обещание награды на небесах и «божественной помощи» в земных делах, запугивание «карой небесной» и т. д.) у верующего формируются определённые установки и модели поведения, которые тесно связаны с религиозным учением и необходимостью веры в Бога. Если же человек отходит от религии, он чувствует, что теряет смысл жизни, он начинает всё больше деградировать.

Можно также вспомнить, как кардинально изменилось поведение жителей бывшего Советского Союза, как только этот Союз перестал существовать. Миллионы советских людей существовали в своей стране, по сути, в виде управляемых биороботов; они производили впечатление образованных, трудолюбивых и интеллигентных людей, реагируя на создаваемые государством стимулы, причём чаще всего даже нематериальные. Когда исчез источник стимулов, пропало и соответствующее поведение. И когда появились источники других стимулов, изменилось и поведение людей.

Любопытно, что для европейских соцстран (Польша, Чехословакия, Венгрия) это было характерно гораздо меньше: несмотря на то, что после войны там установились коммунистические режимы, направленные на формирование «нового человека», поведением людей продолжали управлять привычные «внутренние» механизмы, унаследованные от капиталистической эпохи, традиционного воспитания и культуры.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]