БИХЕВИОРИ́ЗМ (от англ. behavio[u]r – поведение), направление психологии, ограничивающееся изучением поведения, под которым понимаются телесные реакции на изменения среды. Возникло в США в нач. 20 в. Предпосылками Б. были позитивизм и прагматизм в философии; исследования поведения животных (Э. Торндайк и др.); физиологич. и психологич. идеи И. П. Павлова и В. М. Бехтерева (прежде всего концепция условных рефлексов, послужившая естеств.-науч. базой Б.); многочисл. прикладные проблемы, которые не могла решить господствовавшая в то время интроспективная психология.
«Манифестом» Б. считается статья его основателя Дж. Б. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста» («Psychology as the behaviorist view it», 1913, рус. пер. 2002). Уотсон отказывается от общепринятого метода интроспекции (самонаблюдения) и от любого изучения внутреннего опыта. Психология должна стать естеств. наукой, основанной на объективных методах: эксперименте и наблюдении за поведением. Понятию «сознание» нет места в науч. теориях и исследованиях, поскольку оно не поддаётся внешнему объективному наблюдению. Уотсон провозглашает предметом психологич. науки поведение человека и животных, понимаемое как совокупность всех внешне наблюдаемых реакций организма на воздействия извне (стимулы). Единицей анализа поведения в Б. выступает простейшая схема «стимул – реакция» (S – R), в её рамках рассматриваются все психич. процессы. Целью Б. является не только изучение, но и предсказание и изменение поведения: изучив связи S – R, можно, исходя из ситуации (сочетания стимулов), предсказать поведение (цепь реакций), а изменив эти стимулы, можно его изменить.
Б. различает реакции наследственные (безусловные рефлексы, простейшие эмоции) и приобретённые (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, условные рефлексы). Кроме того, реакции делятся на внешние и внутренние: внешние (речь, эмоции, двигательные реакции и т. п.) открыты для наблюдения невооружённым глазом, внутренние доступны лишь для наблюдения, опосредствованного спец. приборами (напр., мышление рассматривается в Б. как скрытые речевые и телесные реакции).
Развитие поведения (научение) заключается в приобретении новых реакций на основе врождённых реакций на безусловные стимулы через механизмы обусловливания. Так, напр., у маленьких детей реакцию страха (замирание, затем громкий плач) могут, согласно исследованиям Уотсона, вызвать всего два безусловных стимула: резкий звук и потеря опоры. Сочетание одного из этих стимулов с показом, напр., кролика может привести к тому, что впоследствии предъявление одного только кролика вызывает реакцию страха.
Дальнейшее развитие Б. получил в «радикальном бихевиоризме» Б. Ф. Скиннера. Его концепция оперантного обусловливания, в отличие от более ранних версий Б., подчёркивает роль не только внешних причин поведения, но и спонтанных проявлений собств. активности индивида, которые вызывают изменения во внешнем окружении. Эти изменения физич. и социального окружения оказывают обратное воздействие на индивида, увеличивая или уменьшая вероятность повторного воспроизведения поведенческих реакций (оперантов), вызвавших эти изменения среды. Т. о., в оперантной концепции понятие «подкрепление» удалось определить без явного обращения к субъективным (представленным в сознании действующего) целям. Центральный для Скиннера тезис о рекурсивной взаимообусловленности поведения и окружения гласил, что в основе осмысленного поведения лежит обратная связь между действиями и их объективными последствиями.
Механицизм Б., отрицание различий в поведении животных и человека (б. ч. экспериментов в Б. проводилась на белых крысах, а их результаты часто переносились на человека) вызвали критику со стороны оппонентов Б., что повлияло на возникновение необихевиоризма. До 1960-х гг. Б. и необихевиоризм были господствующими направлениями в амер. психологии, оказав существенное влияние на теории и методы обучения (см. Программированное обучение), психотерапию (см. Бихевиоральная психотерапия), социально-психологич. концепции (см. Социального научения теория) и др., а также на философию науки, лингвистику, антропологию, социологию, семиотику, кибернетику и др. науки. С нач. 1950-х гг. под влиянием Б. социальные науки стали часто называть науками о поведении.
Что такое бихевиоризм
Это Behaviorism / American Psychological Association направление психологии, которое изучает только объективные наблюдаемые явления в поведении человека (в первую очередь реакции на стимулы), а не субъективные вроде чувств или сознания. Согласно бихевиоризму, отношения «стимул — реакция» обуславливают все наши поступки и действия.
Эта концепция возникла на основе работ российского биолога Ивана Павлова об условных рефлексах. Вдохновлённый его трудами психолог Джон Уотсон в 1913 году написал статью о принципах бихевиоризма. Американец предложил Watson J.B. Psychology as the Behaviorist Views it / Psychological Review по‑новому взглянуть на человека через наблюдаемые явления: стимулы, рефлексы и инстинкты.
Так как чувства, мотивы, сознание и разум невозможно исследовать экспериментальным путём, их бихевиористы считают непознаваемыми. Они также выступают против рассмотрения любого внутреннего опыта, называя его субъективным. Важно только Behaviorism / Stanford Encyclopedia of Philosophy то, как человек реагирует на окружающий мир, а не то, что он думает о нём.
Так бихевиористы хотели придать психологии больший вес и перевести её в разряд естественных наук. И во многом это получилось. Например, сторонникам этого подхода удалось использовать математические и статистические методы, а также подтверждать результаты экспериментов при повторных опытах.
На волне подъёма доказательной науки в первой половине XX века бихевиоризм стал Бихевиоризм / Новая философская энциклопедия очень популярным, особенно в США.
Плюсы и минусы бихевиоризма
Любое учение или система, какими бы стройными они не казались имеют свои ограничения в применении, и со временем стали видны все достоинства и недостатки бихевиоризма, где уместным будет применение методик этого направления, а где лучше применить более современные методы. В любом случае, практикующим специалистам не стоит отказываться от этого замечательного инструмента в своей практике и использовать методы бихевиоризма там, где это может дать наилучший эффект. Плюсы бихевиоризма:
- все что можно узнать, изучить и применить в поведении – бихевиоризм полно и наглядно продемонстрировал;
- направление в сочетании с научным теоретическим подходом, подкрепленное огромным практическим опытом позволило расширить психологию, как науку;
- бихевиоризм установил закономерности формирования поведенческих навыков.
Минусы:
- игнорирование участия сознания человека, все поведенческие навыки, сводится к механистичности реакций;
- мотивация, воля, формирование психического образа действия, и саморефлексия также не учитываются бихевиористами;
- человек в условиях эксперимента рассматривается как животное, с набором инстинктов для выживания;
- бихевиоризм не дает объяснений тяги человека к новым изобретениям и творчеству.
Почему бихевиоризм подвергся критике
С самого начала подход был Бихевиоризм / Новая философская энциклопедия очень ограничен. Бихевиоризм полностью исключал фактор наследственности, игнорировал роль процессов мышления и принятия решений, не считал существенными открытия нейробиологии.
Представители последней, например, установили Behaviorism / Stanford Encyclopedia of Philosophy , что зоны мозга, закрепляющие определённое поведение, не совпадают с областями, отвечающими за наше удовольствие. Поэтому даже у животных кормление не всегда приводит к обучению новым навыкам, или, проще говоря, дрессировке.
Также бихевиористы считали, что различий в поведении людей и животных нет. Это сыграло с ними злую шутку, ведь большинство их опытов проводилось Соколова Е.Е. Девятко И.Ф., Леонтьев А.А. Бихевиоризм / Большая российская энциклопедия на крысах, а результаты распространялись на поведение людей. Конечно, такой подход не совсем научен.
Поэтому сегодня бихевиоризм в чистом виде практически не применяется Behaviorism / Stanford Encyclopedia of Philosophy .
Представители и основные идеи
Основатель бихевиоризма – Дж. Уотсон
Основателем бихевиористического подхода является Дж. Уотсон. Кроме этого ученого, были и другие представители данной психологической школы. Например:
- У. Хантер, который в 1914 году разработал отсроченную схему для изучения поведения. Работы этого автора впоследствии были отнесены к необихевиоризму. Он занимался изучением поведения обезьян: животное видело, в какой ящик человек кладет банан, после чего между обезьяной и ящиком на 40 секунд устанавливали непрозрачную перегородку. Когда перегородку убирали, обезьяна безошибочно открывала тот ящик, куда экспериментатор положил банан. Его опыты с обезьянами доказали, что животное продолжает реагировать на стимул, даже если он уже прекратил действовать.
- К. Лешли формировал у животных простые навыки методом дрессуры, затем удалял тот или иной отдел мозга, чтобы определить, участвовал ли он в выработке тренируемого навыка. Как выяснилось в ходе экспериментальной деятельности, несмотря на удаление того или иного отдела мозга, навык, сформированный в результате дрессуры, сохранялся. В случае исключения из комплексной мозговой деятельности одного структурного звена его функции компенсируются работой других отделов мозга. Исследователь пришел к выводу, что сложный поведенческий акт – это результат совокупной работы отделов мозга. Он доказал, что при необходимости отделы мозга могут быть взаимозаменяемыми.
Исследования Торндайка
Э. Торндайк на основе бихевиористских идей разработал теорию оперантного научения, в основе которой лежит метод проб и ошибок. Положительные формы поведения он предлагал закреплять похвалой и выражением одобрения, а отрицательные – пресекать с помощью порицания, наказания, осуждения.
Кроме того, он доказал наличие связи между идеями в сознании человека и его движениями. Согласно его подходу, стимулом для реакции служит не просто раздражитель, а проблемная ситуация. Она вынуждает человека приспосабливаться к изменившимся условиям, вырабатывая новую форму реагирования.
Теория Павлова
Важно! Корни бихевиоризма находятся в биологии и зоологии. Разница между данными науками и психологическим течением, изучающим поведение, заключается в том, что специалисты в области фундаментальных наук проводили опыты только на животных, а бихевиористы стали привлекать к участию в экспериментах людей.
Биология и зоология
Идеи отечественного физиолога И.П. Павлова оказали существенное влияние на понимание того, что такое бихевиоризм. Исследователь доказал, что в основе поведенческих реакций лежит безусловная рефлекторная деятельность. Если изменять условия проявления поведенческих особенностей, то изменится реакция животного на стимул. Так, И.П. Павлов пришел к выводу о том, что у человека есть возможность формирования необходимой модели поведения животного.
Чему бихевиоризм может нас научить
Несмотря на критику, некоторые его положения не утратили актуальности.
Окружающая среда сильно воздействует на нас
Этот принцип и сегодня, когда бихевиоризму уже больше 100 лет, остаётся одним из основополагающих в психологии. Во внешних причинах психологи находят источники комплексов, страхов и переживаний.
Окружающая среда во многом определяет наши действия. Например, один из известнейших бихевиористов — Бернес Фредерик Скиннер считал B. F. Skinner. Beyond Freedom and Dignity , что человек запоминает реакцию окружения на своё поведение, и в дальнейшем поступает тем или иным образом в зависимости от возможных последствий. То есть мы усваиваем, какие условия приводят к положительному результату, а какие — к отрицательному, и действуем соответственно. Поэтому, если хотите оставаться собой, не забывайте анализировать свои действия: действительно ли вы поступили так, как хотели, и не было ли сторонних факторов.
На поведение людей можно влиять
Бихевиористы чересчур абсолютизировали идею внешнего воздействия на поведение человека и практически отрицали роль личности. Например, заявляли, что в полностью контролируемых условиях смогут вырастить из ребёнка кого угодно. При этом его врождённые способности, склонности и желания не должны были бы иметь особого значения.
Сегодня мы знаем, что это не так. Например, дети в детских домах воспитываются примерно в одних и тех же социальных условиях, но всё равно обладают разными характерами.
Тем не менее доля истины в воззрениях бихевиористов есть. Например, с помощью назойливой рекламы маркетологи могут 1. R. Sama. Impact of Media Advertisements on Consumer Behaviour / Journal of Creative Communications 2. L. Uusitalo. Advertising and consumer behavior / Consumer Behavior — a Nordic Perspective формировать у нас желание приобрести продукт. По сути это чуть более сложное отношение «стимул — реакция»: герой рекламного ролика многократно призывает купить товар, и у нас появляться мысль о потребности в этом. Так что надо внимательнее относиться к таким мыслям — вполне возможно, подобные траты не так уж и необходимы.
Бороться нужно не с последствиями, а с причиной психологических проблем
Ориентацию на поиск источника проблем, а не на исправление последствий, переняли когнитивисты. На этом принципе основана когнитивно‑поведенческая терапия. Она помогает человеку изменить свои привычки, образ действий и мыслей так, чтобы не испытывать негативных психологических эффектов. Например, беспокойства из‑за поведения других людей.
Поощрение работает, а наказание — не очень
Награда закрепляет определённые поступки, а наказание отталкивает от них. Именно так работает система школьных отметок.
Однако бихевиористы предложили чуть более сложный взгляд. Скиннер писал B. F. Skinner. Beyond Freedom and Dignity , что пряник важнее кнута. Психолог считал, что награда лучше всего стимулирует человека, а наказание не отвращает от плохих поступков, но лишь заставляет искать иные способы их совершать. Например, учиться врать. Поэтому, если хотите развить в себе или в ком‑то другом хорошие привычки и минимизировать плохие, активнее используйте похвалу.
Бихевиоризм: ниша в педагогике
Итак, бихевиоризм за столетие вырос из «безобидной» естественнонаучной дисциплины, исследующей поведение животных, в мощную систему по управлению массовым и индивидуальным сознанием. Его методы, впрочем, применяются не только в интересах политиков и крупных бизнесменов. Анализ поведения и его коррекция сами по себе не несут ничего плохого. Поэтому принципы радикального бихевиоризма нашли своё применение, например, в педагогике. Здесь осуществляется стимулирование школьной успеваемости, побуждение молодёжи к здоровому образу жизни, физическому и интеллектуальному развитию. С помощью приёмов бихевиоризма удаётся лечить ряд психических расстройств, избавляться от психологических проблем.
Впрочем, методы, которыми оперируют бихевиористы для осуществления «благих намерений», время от времени подвергаются критике. Избавляясь от одних проблем, их пациенты зачастую приобретают другие, обусловленные этой самой «промывкой мозгов». Бывает, что человек становится полностью управляемым и не может принимать самостоятельные решения. Поведение пациента привязывается к стимулам и к авторитетам, теряя собственную значимость.
Это можно проиллюстрировать на примере религии, которая тоже является радикальной бихевиористской конструкцией. С помощью известных стимулов (обещание награды на небесах и «божественной помощи» в земных делах, запугивание «карой небесной» и т. д.) у верующего формируются определённые установки и модели поведения, которые тесно связаны с религиозным учением и необходимостью веры в Бога. Если же человек отходит от религии, он чувствует, что теряет смысл жизни, он начинает всё больше деградировать.
Можно также вспомнить, как кардинально изменилось поведение жителей бывшего Советского Союза, как только этот Союз перестал существовать. Миллионы советских людей существовали в своей стране, по сути, в виде управляемых биороботов; они производили впечатление образованных, трудолюбивых и интеллигентных людей, реагируя на создаваемые государством стимулы, причём чаще всего даже нематериальные. Когда исчез источник стимулов, пропало и соответствующее поведение. И когда появились источники других стимулов, изменилось и поведение людей.
Любопытно, что для европейских соцстран (Польша, Чехословакия, Венгрия) это было характерно гораздо меньше: несмотря на то, что после войны там установились коммунистические режимы, направленные на формирование «нового человека», поведением людей продолжали управлять привычные «внутренние» механизмы, унаследованные от капиталистической эпохи, традиционного воспитания и культуры.