Мышление человека, что это такое и как человек мыслит

Здравствуйте, любимые читатели. Давненько я не выкладывала на сайте свои новые посты. Тема данной публикации — Роль мышления в жизни человека.

Главная особенность, отличающая человека от других млекопитающих – способность мыслить. Это умение лежит в основе развития науки, разных видов искусства, определяет политику и религию.

В сравнении с иными формами познавательной деятельности мышлению принадлежит одна характерная особенность. Она заключается в том, что личность, используя умения думать, наблюдать и изучать какие-либо явления, получает возможность анализировать, сравнивать и делать выводы.

Простыми словами, мышление – это высшая степень познавательного процесса. Основные его формы – понятие, суждение и умозаключение.

Без мышления невозможен ни один вид человеческой деятельности. Будь то работа, обучение или общение. Оно тесно связано с такими качествами личности как воля, мотивация, способности и эмоции.

Системное мышление

Системное мышление помогает видеть взаимосвязи между предметами и явлениями, понимать контекст, корреляцию и каузальность событий.

Системное мышление обычно применяется для эффективного решения каких-либо проблем. Суть такого мышления состоит в том, что чтобы понять, как решить проблему, нужно не только осознать саму проблему, как следствие, а понять, что привело к ее возникновению, какие явления и факторы были причиной ее возникновения. Такой подход к решению проблемы заключается в том, что системное мышление развивается нелинейно, а во многих направлениях одновременно [Донелла Медоуз, «Азбука системного мышления», 2018].

Исследование развития понятийного мышления в школе Л.С.Выготского. Методика Выготского-Сахарова.

Понятийное мышление — (словесно-логическое), один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Понятийное мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления.

В структуре понятийного мышления формируются и функционируют различные виды обобщений. Мышление рассматривается как процесс, обличенный в слова. Мышление безобразное – в мышлении нет образов, есть только слова или логические операции. Последовательность мыслительных умственных операций и есть процесс мышления.

Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

Н. Ах высказал мысль о том, что мышление осуществляется не в образах, а в понятиях. У взрослых людей есть сформировавшаяся система понятий, и эти понятия представлены в свернутом виде. В своей методике Ах ввел прием формирования искусственных понятий. Для этого он использовал объёмные геометрические фигуры, различающиеся по форме, цвету, размеру, весу, — всего 48 фигур.

К каждой фигуре прикреплена бумажка с искусственным словом: большие тяжёлые фигуры обозначены словом «гацун», большие лёгкие — «рас», маленькие тяжёлые — «таро», маленькие лёгкие — «фаль». Эксперимент начинается с 6-ти фигур, и от сеанса к сеансу их количество увеличивается, достигая в конце концов 48-ми. Каждый сеанс начинается с того, что фигуры расставляются перед испытуемым, и он должен по очереди приподнять все фигуры, читая при этом их названия вслух; это повторяется несколько раз.

После этого бумажки снимают, фигуры перемешиваются, и испытуемого просят отобрать фигуры, на которых была бумажка с одним из слов, а также объяснить, почему он выбрал именно эти фигуры; это также повторяется несколько раз. На последней стадии эксперимента проверяется, приобрели ли искусственные слова значение для испытуемого: ему задаются вопросы вроде «Чем отличается “гацун” от “рас”?», просят придумать фразу с этими словами.

Л. С. Выготский и его сотрудник Л. С. Сахаров изменили методику Аха с целью более глубокого изучения значений слов и самого процесса их (значений) формирования. Методика Аха не позволяла изучать этот процесс, поскольку слова были связаны с обозначаемыми ими фигурами с самого начала; «слова не выступают с самого начала в роли знаков, они принципиально ничем не отличаются от другого ряда стимулов, выступающих в опыте, от предметов, с которыми они связываются».

Поэтому в то время как в методике Аха названия всех фигур даны с самого начала, задача же даётся позже, после их заучивания, в методике Выготского-Сахарова, напротив, задача даётся испытуемому в самом начале, а названия фигур — нет. Перед испытуемым в случайном порядке ставятся фигуры разной формы, цвета, плоскостных размеров, высоты; на нижней (невидимой) стороне каждой фигуры написано искусственное слово. Одна из фигур переворачивается, и испытуемый видит её название.

Эта фигура откладывается в сторону, а из остальных фигур испытуемого просят отобрать все, на которых по его мнению написано то же слово, а потом предлагают объяснить, почему он выбрал именно эти фигуры и что искусственное слово означает. Затем отобранные фигуры возвращаются к оставшимся (кроме отложенной), открывается и откладывается ещё одна фигура, давая испытуемому дополнительную информацию, и его снова просят отобрать из оставшихся фигур все, на которых написано слово. Эксперимент продолжается до тех пор, пока испытуемый правильно не отберёт все фигуры и не даст правильного определения слова.

Этапы развитие мышления в онтогенезе. Теория Ж. Пиаже.

Теория развития мышления ребенка, разработанная Ж. Пиаже, получила название «операциональной». Операция представляет собой «внутреннее действие, продукт преобразования («интериоризации») внешнего, предметного действия, скоординированного с другими действиями в единую систему, основным свойством которой является обратимость (для каждой операции существует симметричная и противоположная операция.

Характеризуя понятие обратимости, Пиаже приводит в качестве примера арифметические действия: сложение и вычитание, умножение и деление. Они могут быть прочитаны как слева направо, так и справа налево, например: 5 + 3 = 8 и 8 — 3 = 5.

Мышление как пункт назначения

Если рассматривать потребность в мыслительном процессе в более широком ключе, то выяснится, что мы склонны ходить по кругу. Достаточно составить перечень тем, о которых мы думаем регулярно, каждый день. Будут ли в этом ежедневном потоке мысли оригинальные, полезные и по-настоящему прорывные идеи для жизни?

Если представить образно в виде пункта назначения идею, которая могла бы качественно повлиять на нашу жизнь вплоть до коренных изменений, то дорога до нее имела бы множество препятствий.

Реферат по учебной дисциплине «Психология»

на тему: «Значение памяти, мышления и речи в жизни человека»

План

1. Введение.

2. Память человека. Определение, методы успешного запоминания, значение памяти в жизни человека.

3. Определение понятия «мышление». Особенности процесса мышления и его типы.

4. Определение понятия «речь». Связь мышления и речи в повседневной жизни человека.

5. Заключение.

6. Список литературы.

1. Введение.

Мышление, речь и память являются познавательными процессами человека, которые обеспечивают ему возможность запечатленное сохранить в сознании, выразить второе и передать его другому человеку.

За каждым словом в системе языка закреплено определенное значение. Значение слова — это обобщение, т.е. соотношение слова с определенными явлениями действительности. Человек, пользуясь словами, мыслит с помощью языка. Речь является одной из форм мышления. Мысли всегда выражаются в речевой форме.

Память обусловлена связью с речью и мышлением, потому как, мышление в его высшей форме — это словесно-логическое мышление. Обусловленность речи и памяти выражается органическим соединением речи и мышления, а также тем, что в долговременной памяти человека хранение информации происходит в виде смыслов и образов слов. Иными словами, внутренняя речь человека — это некая форма речи, хранящая информацию, которая имеет конкретный смысл.

Согласно сказанному, можно сформулировать закономерность связи речи и памяти — переход информации с языка органов чувств на базисный язык, который в качестве мышления и средства общения использует человек, способствует перемещению информации из памяти кратковременной в долговременную, чем способствует ее запоминанию. Речь также участвует в обратном порядке — информация извлекается из долговременной памяти, затем происходит ее припоминание.

Таким образом, при применении речи в процессе запоминания материала, а также его припоминания, способствует улучшению памяти человека. Так, у детей раннего возраста одновременно при освоении речи прослеживается основательное улучшение их памяти. Следовательно, качество памяти человека зависит от того, как совершенно он владеет разными видами речи. Развитость речи особенно проявляется в деятельности человека, для которого она является профессионально необходимым, обязательным качеством. Такой человек может сохранить и воспроизвести непомерный объем информации, выраженной в речевой форме.

2. Память человека. Определение, методы успешного запоминания, значение памяти в жизни человека.

Память — это одна из форм психического отражения, которая заключается в сохранении, закреплении, и дальнейшем воспроизведении прошлого опыта, способствующая возможности повторно его использовать в деятельности или вернуть в область сознания.

Память является связующей меж прошлым, настоящим и будущим человека, и играет важнейшую познавательную роль, в основе его развития, обучения.

Память, ее значение. Образы явлений и предметов, возникающих в мозгу в следствии их влияния на анализаторы, полностью не пропадают после окончания этого влияния. Образы имеют свойство сохраняться и в недоступности данных явлений и предметов в виде представлений памяти. Представления памяти — это мысленное воспроизведение образов, ранее воспринятых человеком явлений и предметов. Представления бывают слуховые, зрительные, осязательные, обонятельные, вкусовые. Представления памяти бледнее, не так насыщены разнообразием деталей и менее устойчивы, но они являются важным элементом прошлого опыта, закрепленного человеком.

Память — это отображение опыта человека посредством сохранения, запоминания, воспроизведения. Существенное влияние на запоминание оказывает эмоциональное расположение человека к запоминающемуся. То, на что у человека возникает яркая эмоциональная реакция, оставляет существенный след в сознании, на долгое время и основательно запоминается. Также, на продуктивность памяти во многом влияют волевые качества человека.

Следовательно, память обусловлена особенностями личности человека. Он осознанно настраивает процессы своей памяти и координирует их, основываясь на задачах и целях, поставленных в своей деятельности.

Память — это узнавание предметов, этим объясняется ее связь с восприятием, потому как восприятие невыполнимо без узнавания. Также, следует отметить, что память есть самостоятельный психический процесс, не связанный с восприятием, при воспроизведении предмета в его отсутствие.

Память процесс сложный. В качестве основы для выделения процессов памяти, рассматриваются функции памяти. К процессам памяти относят воспроизведение, запоминание, сохранение, забывание материала.

В результате запоминания осуществляется закрепление нового через связывание его с прошлым. Следует отметить избирательность запоминания — в памяти хранится далеко не все, что влияет на органы чувств человека. Запоминание – это процесс сохранения в сознании подающейся информации в виде мыслей, образов, действий и переживаний. Различают произвольное и непроизвольное запоминание.

Непроизвольное запоминание происходит само по себе, в результате непреднамеренного стремления что-либо запомнить. Эффективное непроизвольное запоминание происходит при активной умственной деятельности. К примеру, в большинстве случаев артист запоминает текст роли в ходе репетиции, не заучивает его, т.к. основная цель репетиций — это вживание в образ, а не усвоение слов.

Произвольное запоминание для человека является ведущим. Его возникновение, развитие происходит при общении людей, в их трудовой деятельности. Произвольное запоминание — целенаправленный процесс — что именно запоминается, для чего, на какой временной отрезок, где и как использовать — это приводит к организованности и планомерности запоминания. Заучивание является особенной формой произвольного запоминания. Используется оно при необходимости что-либо сохранить в памяти чрезвычайно точно и прочно.

Воспроизведение – это извлечение материала, сохраненного в памяти. Аналогично запоминанию, существует произвольное и непроизвольное воспроизведение. Процесс непроизвольного воспроизведения не является целенаправленным, и обычно, не происходит сам по себе. В основном, побуждением к непроизвольному воспроизведению являются какие-либо причины, которые вызывают надлежащие ассоциации. Воспроизведение является произвольным, в случае его организации путем сознательно поставленной целью и применения волевых усилий. Осознаваемый мотив является главной особенностью произвольного воспроизведения. Припоминание одно из преобразований произвольного воспроизведения.

Сохранение в памяти — это удержание в течении долгого срока и усвоение того, что запомнилось и отложилось. В памяти сохраняется значимый материал, который неоднократно повторяется, используется в деятельности на постоянной основе, ясно понятен или запечатлен с целью «запомнить на длительное время». Применение использования в деятельности, на практике, является основой сохранения. Относится это как к знаниям, так и к умениям и навыкам.

Забывание — это процесс, который имеет большую значимость в работе памяти. Забывание способствует избавлению от многочисленных наличествующих деталей и упрощает осуществление обобщения. Процесс забывания неизбежен, протекает в основном непроизвольно. Иногда, легко узнать, но тяжело воспроизвести отчасти забытое. Все то, что не подкрепляется регулярно повторением и восприятием, теряет важность для человека, редкостно применяется в его деятельности — быстро забывается. Это является положительной стороной забывания.

Память — это сложная психическая функция, которая имеет различные формы и виды. Главным образом выделяют прижизненный и генетический (наследственный) вид памяти. Генетическая память в основном включает в себя инстинкты и практически не обусловлена жизнедеятельностью человека. Хранится генетическая память в генотипе, воспроизводится и передается по наследству. Данный вид памяти единственный, на который человек не может влиять через воспитание и обучение. Необходимые биологические, поведенческие и психологические свойства передаются из поколения в поколение генетическим путем. Прижизненная память хранит информацию, которую человек получает с первых дней жизни и до смерти.

Классифицировать прижизненную память можно по прилагаемым на запоминание усилиям и наличию целевой установки память разделяют на произвольную и непроизвольную. По степени осмысленности память подразделяется на смысловую и механическую.

Рассматривают несколько причин для выделения видов памяти:

1) продолжительность сохранения;

2) степень сознательной активности при воспроизведении и запоминании;

3) психологическое содержание запоминаемого.

По степени сознательной активности выделяется память произвольная и непроизвольная. Произвольная, также, разделяется на механическую и логическую. По психологическому содержанию запоминаемого выделяют словесно-логическую, образную, двигательную, эмоциональную память — она свойственна каждому человеку. По продолжительности сохранения память делится на долговременную, кратковременную и оперативную.

Также, различают индивидуальные качества между людьми по точности памяти, готовности памяти, объему, длительности сохранения, быстроте запоминания. Их сочетание способствует возможности разделять людей по индивидуальным различиям памяти на четыре группы:

1) быстро забывающих, но скоро запоминающих;

2) медленно забывающих, прочно и быстро запоминающих;

3) быстро забывающих и медленно запоминающих;

4) долго помнящих, но медленно запоминающих.

3. Определение понятия «мышление». Особенности процесса мышления и его типы.

Мышление – это психологический процесс, социально обусловленный, имеющий прочную связь с речью, процесс открытия и поисков кардинально нового, а также, обобщенного и опосредованного отображения действительности при её синтезе и анализе. Возникновение мышления основывается на практической деятельности из сенситивного познания, основательно выходящий за его грани.

В первую очередь, мышление — это высший познавательный процесс, который являет собой образование нового знания, активностную форму творческого преобразования и отражения человеком действительности. Мышление также понимают, как приобретение новых знаний, творческая модификация имеющихся представлений.

Одна из особенностей мышления — это его опосредованный характер. Если у человека нет возможности познать что-либо прямо (непосредственно), то познаёт косвенно (опосредованно): неизвестное — через известное, одни через другие свойства. Мышление постоянно опирается на данные сенситивного опыта — восприятия, представления, ощущения — и на теоретические знания, приобретённые ранее. Еще одной особенностью мышления является его обобщённость. Обобщение возможно посредством связи всех свойств существенного и общего в объектах действительности при их познании. Общее проявляется и существует только в конкретном, в отдельном.

Итоги познавательной деятельности человека фиксируются в форме понятий. Понятие — это отражение значительных признаков предмета. На основе многочисленных умозаключений и суждений о предмете возникает понятие о нем. Объекты действительности, в их отношениях и связях, отражаются в форме суждения. Обособленная мысль о чем-то является суждением. Умозаключение — это заключение из различных суждений, дающее человеку новое знание о явлениях и предметах объективного мира. Умозаключения различают по аналогии, а также существуют дедуктивные и индуктивные.

Кроме того, мышление прочно связано с практической деятельностью человека. Каждый вид деятельности предусматривает учёт условий действия, наблюдение, обдумывание, планирование. В действии, человек занимается решением различных задач. Критерием истинности мышления, а также основным условием развития и возникновения мышления является практическая деятельность. Мыслительная деятельность человека — это решение многообразных мыслительных задач, которые направлены на выявлении сущности чего-либо. Способ мыслительной деятельности, при помощи которого человек решает мыслительные задачи является мыслительной операцией.

Мыслительные операции разнообразны — это сравнение, абстрагирование, синтез и анализ, классификация, конкретизация, обобщение. Которые логические операции будет применять человек, завис от характера и задачи информации, подвергающейся мыслительной переработке.

Синтез — это объединение частей, отношений, свойств, действий в одно целое. Анализ — полярный синтезу, это — процесс мысленного выделения из целого его действий, отношений, сторон или же мысленного разложения целого на части. Синтез и анализ являются взаимосвязанными логическими операциями. Человек в трудовой деятельности непрерывно взаимодействует с явлениями и предметами. Их практическое освоение и приводит к образованию мыслительных операций синтеза и анализа.

Сравнение — это определение различий и сходства явлений и предметов. Основано сравнение на анализе. Перед сравнением объектов, выделяются их признаки, по которым произведется сравнение. Сравнение бывает, как многосторонним — более полным, так и односторонним — неполным. Сравнение, как синтез и анализ, бывает глубоким и поверхностным.

Абстрагирование — мысленное отвлечение от сторон конкретного, некоторых признаков для его лучшего познания. Мысленно, человек выделяет любой признак предмета, рассматривает его отдельно от других признаков, на некоторое время от них отвлекаясь. При помощи абстракции человек смог обособиться от конкретного и единичного и приблизиться к наивысшей точке познания — научному теоретическому мышлению.

Конкретизация — это непрерывно взаимосвязанный с абстрагированием, но обратный ему процесс. Конкретизация — это реверсия мысли от абстрактного к опосредованному, для раскрытия содержания. Мыслительная деятельность непрерывно направлена на получение какого-либо результата.

Относительно места в мыслительном процессе, которое занимают образ, действие и слово, как они сопоставляются друг другу, определяют три вида мышления: абстрактное, конкретно-образное и конкретно-образное. Эти виды мышления еще выделяют и на основе характерностей задач — теоретических и практических. Абстрактное — словесно-логическое — осуществляется посредством логических операций с понятиями. Конкретно-образное — наглядно-образное — опирается на образы и представления. Конкретно-действенное — наглядно-действенное — опирается на прямое восприятие предметов. Данные виды мышления являют собой тесную взаимосвязь. У многих людей в равной степени развиты конкретно-образное, теоретическое и конкретно-действенное мышление, но относительно характера решаемых человеком задач, на передний план выступают поочередно все три вида мышления.

Наглядно-образное, теоретически-отвлеченное и практически-действенное — таковы связанные меж собой виды мышления. В ходе исторического развития человечества развитие интеллекта человека изначально происходило с помощью практической деятельности. Первоначальным видом мышления является практически-действенное, которое определяют действия с предметами. На основе манипуляционного мышления проистекает наглядно-образное, ему свойственно оперирование наглядными образами в уме. Самая высокая степень мышления — отвлеченное — абстрактное мышление. Но и здесь сохраняется связь с практикой. Мышление отдельных людей также подразделяется на образное, абстрактное и практически-действенное.

И все же, в процессе жизнедеятельности человека на головной план поочередно выступают оба вида мышления. Например, при докладе на научную тему человек применяет теоретическое мышление, а в бытовых делах — практически-действенное.

По содержанию мыслительная деятельность подразделяют на художественную, научную и практическую. Структурная единица художественного мышления — образ, научного — понятие, практически-действенного — действие.

Согласно глубины обобщенности выделяют теоретическое и эмпирического мышление. Теоретическое мышление исследует объект познания в совокупности его необходимых связей, выявляет общие отношения. Эмпирическое мышление выдает начальные обобщения основываясь на опыте. Эти обобщения производятся на низком уровне абстракции. Эмпирическое познание — это самая низкая простая ступень познания.

Согласно стандартности — нестандартности операциональных процедур и решаемых задач различают эвристическое, алгоритмическое, творческое и дискурсивное мышление. Эвристическое мышление — продуктивное мышление — направлено на разрешение своеобразных задач. Алгоритмическое мышление направлено на общепринятую последовательность действий, заранее назначенные правила, требующиеся для решения стандартных задач. Творческое мышление — приводит к принципиально новым результатам, к новым открытиям. Дискурсивное мышление основывается на построении связанных меж собой умозаключений.

Также выделяют мышление продуктивное и репродуктивное. Продуктивное — направляет к новым познавательным результатам. Репродуктивное — это воспроизведение прежде полученных результатов — здесь мышление соприкасается с памятью.

4. Определение понятия «речь». Связь мышления и речи в повседневной жизни человека.

По своему определению речь имеет многофункциональный характер. Она является основой средства общения людей, средства регуляции своего поведения и поведения другого человека, средства мышления, обладателем памяти и сознания, носителем информации — письмо. Речь — процесс словесного общения, выражение определенной мысли.

Язык — это система условных знаков, которые передают сочетания звуков, имеющие определенное значение и смысл для человека. Речь является выражением психологии конкретного человека, а язык отражением психологии всего народа, изъясняющегося на данном языке. Значение слова выражается в единицах речи и в единицах языка, и является объединяющим звеном меж ними.

Значение слова всегда едино, а смысл может быть различным. Возникла речь в процессе исторического развития вместе с мышлением. Имеет для людей изначально значение общественное, коммуникативное. Тем не менее, человек использует речь как при желании привести логические аргументы по отношению к разнообразным жизненным ситуациям, так и при ежедневном общении, взаимодействии в учебной, трудовой, игровой или другом виде деятельности. Желание совместной деятельности приводит к общению.

Общение — это обмен информацией, язык — система знаков. Переживания и мысли человека сначала облачены (закодированы) в письменные (буквы, изображения) или устные (звуки) знаки, для передачи их другому человеку. Значение (смысл) переживаний и мыслей будет понятно человеку, при знании языка, на котором происходит общение. Общение меж людьми проистекает не только при помощи языка, но и посредством других знаков: знаков искусства, научных символов, знаков дорожного движения, морской сигнализации. Наука о знаках, знаковых системах, а также языковые знаковые, называют семиотикой.

Диалог является наипростейшей разновидностью устной речи. Диалог — речь, в которой активно участвует собеседник, и она свернута, в силу понимания и знания ситуации партнером.

Монологическая речь — развернутая речь человека, которая обращена к другим людям. Говорящий обязан владеть умениями последовательно, связно изъяснять свои мысли в законченной форме. Монологическая речь несет в себе коммуникативную, и выраженную экспрессивную функцию — паузы и интонации, мимика и жесты, подчеркивающие отношение беседующего к содержанию разговора. Письменная речь — это вид монологической речи — выстраивается посредством письменных знаков.

В качестве основных видов разделяют импрессивную и экспрессивную речь, имеющие различное психологическое строение.

Экспрессивная речь — процесс высказывания — письменная или устная речь, берет свое начало с замысла — план высказывания, затем переходит в состояние внутренней речи, обладающей свернутым характером, и наконец проходит в состояние развернутого внешнего высказывания — письменного или устного.

Импрессивная речь — понимание речевого высказывания — письменного или устного. Берет свое начало с восприятия информации через зрение или слух, после переходит к декодированию и заканчивается созданием во внутренней речи модели подачи информации и ее понимания.

Внутренняя речь закрыта от прямого наблюдения и различается свернутостью, она намеренно приспособлена к исполнению мыслительных операций, действий в уме.

Связь мышления и речи. Мышление нормального, взрослого человека непреложно связано с речью. Мысль обусловлена возникновением, протеканием, существованием в речи и языке. Человек мыслит словами, которые проговаривает про себя или произносит вслух, т.е. мышление протекает в форме речи. Люди, в единой степени владеющие несколькими языками, ясно осознают, на каком языке они мыслят в конкретный момент. В речи мысль не только выстраивается, но и образовывается, развивается.

Особыми приборами возможно зафиксировать скрытые речевые — артикуляционные микродвижения языка, губ, гортани, непременно сопутствующие мыслительной деятельности человека, к примеру, при решении разнообразных задач. Лишь глухонемые с рождения люди, которые не владеют даже кинетической — «ручной» — речью, мыслят основываясь на образах.

Временами кажется, что мысль протекает вне словесной оболочки, что какую-либо мысль тяжело облачить в слова. Однако, это значит, что мысль пока туманна, что скорее это расплывчатое общее представление. Ясная мысль непрерывно связана с четким словесным определением.

Неверно и обратное мнение о том, что речь и мысль фактически одно и то же, что мышление — это речь, которая лишена звучания, а речь — озвученное мышление. Данное мнение неверно, потому, как одну и ту же мысль возможно высказать на различных языках многочисленностью разных звукосочетаний. Общеизвестно также, что существуют слова-омонимы — одно и то же слово может выражать разные понятия, разные мысли — слова с разным смыслом, но одинаковым звучанием: корень, коса, реакция, ключ.

5. Заключение.

Связь познавательных процессов и речи человека несет в себе исторический характер. Данная связь создается лишь на предопределенном этапе истории развития целесообразных познавательных процессов. При достижении высшего уровня в своем развитии процессы преобразовываются в высшие психические функции, тогда данная связь оказывается настолько органичной, естественной для них, что кажется, будто она от природы присуща данным познавательным процессам.

Каждая мысль создается и развивается в прочной связи с речью. Чем основательнее и глубже обдумана мысль, тем яснее и четче она высказывается в словах, в письменной и устной речи. В слове, в образовании мысли заложены важные нужные предпосылки дискурсивного, то есть логически расчлененного, осознанного и рассуждающего мышления. Вместе с тем, в раннем возрасте, с освоением речи значительно улучшается память. Человек может хранить, воспроизводить бесчисленное количество информации, выраженной в речевой форме.

Следовательно, мышление и память человека неделимо связаны с речью, с языком. Мышление потребностно находится в словесной, материальной оболочке, а в памяти информация сохраняется в виде смыслов и образов слов.

6. Список литературы.

1. А.Г. Маклаков, Общая психология. — СПб: Питер, 2001. — 592 с. — Серия «Учебник нового века».

2. И. В. Дубровина, Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб, заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Издательский , 2004. — 464 с.

3. Р. Аткинсон, Человеческая память и процесс обучения / Пер. с англ. под общей ред. Ю. М. Забродина, Б. Ф. Ломоца. — М.: Прогресс, 1980. – 528 с.

4. Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская, Психология человека: Лекция 10 – Мышление. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 232 с.

5. О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина, Речевая коммуникация. М.: ИНФРА-М, 2003. — 272 с.

Функции и процессы мышления

Любая разновидность мышления реализует определённый набор процессов, которые обеспечивают познание окружающего мира

:

  • Сравнение – сопоставление предметов и явлений, выделение у них сходств и различий;
  • Анализ – разделение предмета или явления на составляющие;
  • Синтез – обратный анализу процесс, при котором из отдельных элементов восстанавливается целое с помощью установления связей и отношений;
  • Абстракция – выделение одного отличительного свойства предмета при игнорировании всех остальных, менее значимых;
  • Обобщение – отбрасывание единичных признаков для сохранения и осмысления общих, установление существенных связей.

При этом маленькому ребёнку необходимо производить указанные действия буквально: разбирать, складывать предметы, раскладывать их по определённым признакам. Взрослому человеку достаточно мысленно представить все эти действия.

По своим функциям разновидности мышления в психологии разделяются на репродуктивное, продуктивное и творческое. Первый вид – повторение усвоенных правил по заданному алгоритму; таким образом, например, решаются типовые задачи в учебниках. Здесь мыслительные процессы направлены не на получение нового знания, а на закрепление имеющегося материала. Вторая разновидность – продуктивное мышление, при котором человек выходит за рамки имеющихся знаний и получает некие новые сведения; при этом новыми они являются только для данного индивида, но не для человечества. Если же полученная таким способом информация является новой и для человечества, то здесь задействована третья разновидность – творческое мышление. Мыслительные процессы в данном случае приобретают особую сложность и структуру.

Наглядно-образное мышление подчиняется единому алгоритму. Сначала человек приводит одно суждение, потом добавляет к нему другое, и на их основе делает третье суждение – умозаключение. Оно и является целью мыслительных процессов.

Подведем итоги


Значение мышления в жизни человека для формирования успешной личности огромно. Без него ни один индивидуум не сможет воспользоваться необходимыми ему знаниями. И наоборот, максимальную пользу даже из минимума информации можно извлечь при достаточно развитой мыслительной деятельности.
Человеческая природа уникальная. Мы достаточно молодой вид живых существ, который смог встать на вершину пищевой цепи на планете Земля. Только интеллектуально развиваясь, мы сможем покорить новые пределы досягаемости и добиться успеха. Дерзайте!

На этом заканчиваю повествование. До скорых встреч. Пока!

Зачем нужно абстрактное мышление

Абстрактное мышление развивает творческую сторону человека. Креативность нужна людям любых профессий. Она помогает придумывать новые идеи, проекты, искать неожиданные инструменты для выполнения сложных или повседневных задач. Креативный подход улучшает общее качество жизни человека и повышает его эффективность. Абстрактное мышление считают продвинутым навыком.

Люди, которые умеют мыслить абстрактно:

  • успешно сдают тесты на развитый интеллект;
  • решают сложные проблемы;
  • расположены к разным видам искусства;
  • генерируют новые идеи и направления;
  • смотрят на проекты в перспективе;
  • мыслят вне установленных рамок;
  • находят несоответствия.

Объясним абстрактное мышление через юмор. Комики наблюдают за собой и окружающим миром, собирают, анализируют информацию и превращают ее в стендапы и миниатюры. Их шутки часто строятся на неочевидных связях, подмеченных при помощи абстрактного мышления. Люди других профессий могут пользоваться этим инструментом, чтобы привносить в свою работу идеи из смежных или далеких областей.

Благодаря абстрактному мышлению комик Нурлан Сабуров сравнивает УЗИ ребенка с общением по скайпу

Классификация интеллекта по Гарднеру

Американский ученый Говард Гарднер стал автором теории “множественного интеллекта”. Согласно ей, человек обладает большим спектром познавательных способностей, которые мало зависят друг от друга. Например, человек, которому легко дается математика не обязательно умнее того, который испытывает трудности в этом предмете. Тот, кто тратит больше времени и усилий, чтобы решить задачу или пример, имеет определенные преимущества:

  1. он учится приходить к решению другими путями;
  2. получает возможность успешно реализоваться в других сферах, которые не связаны с математикой;
  3. нередко ищет ответ к задаче, задействовав механизмы, отличные от тех, которые использует “математик”.

Часто такое понимание предмета (в описанной ситуации — математики) со стороны может показаться медлительностью. Однако, такое определение в корне неверно. За ним часто скрывается интеллект очень сильного математика, который видит возможности решения на более глубоком уровне, чем тот, кто “щелкает” задачи по заученной схеме.

В своих книгах Гарднер подробно рассказывает о том, как он видит разные типы интеллекта

человека. Рассмотрим коротко их и мы.

Логико-математический

Люди с доминирующим логико-математическим интеллектом легко справляются с заданиями, связанными с необходимостью производить математические действия, оперировать цифрами и конкретными понятиями. Те, у кого преобладает логико-математический интеллект, с большим желанием проводят время наедине с цифрами, за созданием кодов, головоломок, логических задач. Область применения способностей очень широкая. Часто люди становятся:

  • программистами;
  • математиками;
  • специалистами по логистике;
  • финансистами;
  • инженерами;
  • аналитиками;
  • композиторами.

Талантливые детективы, способные находить незаметные для других взаимосвязи между фактами и событиями, тоже имеют логико-математический интеллект.

Вербально-лингвистический

Преобладание этого типа интеллекта дает возможность очень четко и грамотно излагать мысли, преобразовывать в связный и понятный текст даже самые сложные идеи и мысли. Люди, у которых доминирует вербальный интеллект, обожают общение. Они разговаривают так, что собеседникам всегда очень интересно, обладают даром убеждения, умело используют факты. Нередко вербальный интеллект помогает человеку стать лидером.

Доминирующий тип интеллекта отражается на том, какой профессиональный выбор делают люди. Они часто становятся:

  • писателями;
  • журналистами;
  • историками;
  • актерами.

Среди тех, у кого доминирует вербальный интеллект, немало людей с дислексией. Это расстройство не мешает им быть очень успешными в профессиях, связанных с общением, умением красиво и понятно изъясняться.

Визуально-пространственный

Этот тип интеллекта по-другому называют образным. Тем, у кого он доминирует, легко удается запоминать увиденные картинки. Люди обладают исключительной зрительной памятью. Они способны увидеть один раз целую страницу текста и спустя время воспроизвести ее содержание или вспомнить черты лица человека, увиденного лишь однажды. Зато материал, который пришлось выучить наизусть, у них очень быстро забывается.

Зачастую люди с пространственно-визуальным интеллектом становятся:

  • строителями и архитекторами;
  • художниками, скульпторами;
  • инженерами;
  • моряками, летчиками.

Добиваться успехов на выбранном поприще им помогает способность замечать даже самые незначительные детали, которые другим незаметны, способность представить, как могут выглядеть или располагаться в пространстве разные предметы. Хорошо развитый пространственный интеллект позволяет легко ориентироваться на местности, делать эскизы, опираясь на словесное описание.

Натуралистический

Натуралистический или природоориентированный тип интеллекта проявляется у людей, которые легко взаимодействуют с животным и растительным миром. Они замечают все вокруг, с интересом исследуют животных и растения, их особенности, происходящие с ними процессы, легко дают описания и систематизируют виды.

Среди людей с природным интеллектом много:

  • биологов;
  • фермеров;
  • ветеринаров;
  • химиков;
  • агрономов;
  • садоводов;
  • поваров;
  • химиков.

Многие реализуют свой природный натуралистический интеллект в общении с природой — создавая интересные композиции из растений, гуляя в лесу, возле реки.

Межличностный или интерперсональный интеллект

Он преобладает у людей, которые хорошо чувствуют настроение, эмоции, понимают желания других. При развитом интерперсональном интеллекте очень заметна способность легко налаживать взаимодействие даже с незнакомцами.

Люди с хорошо развитым межличностным интеллектом становятся:

  • учителями;
  • психологами;
  • специалистами по работе с кадрами;
  • социальными работниками.

Вне рабочей обстановки они проявляются, как интересные собеседники, те, на чью помощь всегда можно рассчитывать.

Внутриличностный или интраперсональный интеллект

Люди с хорошо развитым внутриличностным интеллектом ориентированы на свой внутренний мир. Они много размышляют, рефлексируют, зачастую хорошо понимают причины собственных эмоций и поступков, сравнительно легко справляются со стрессовыми ситуациями.

Тех, у кого доминирует этот тип интеллекта, выбирают профессию:

психолога;

философа;

писателя;

историка.

Интраперсональный тип мышления считается самым сложным. Те, у кого он преобладает, активно интересуются глобальными проблемами, много размышляют о смысле бытия и других экзистенциальных вопросах.

Музыкально-ритмический

Способности этого типа проявляются уже в первые годы жизни, когда ребенок заслушивается музыкой, пытается напевать мелодии, с удовольствием раскачивается в такт музыке или отбивает ритм. Из таких малышей вырастают талантливые музыканты или просто ценители музыки.

Кинестетический (телесный)

Для людей с преобладанием телесного интеллекта познание мира происходит через тактильные ощущения. Они помогают понять свойства предметов, их форму, сформировать свое отношение к ним. Среди ярких кинестетиков очень много спортсменов;

  • танцоров;
  • массажистов;
  • врачей.

Способность очень чутко реагировать через прикосновения сочетается у них с хорошо развитым пространственным мышлением.

Эмоциональный

Этот тип интеллекта называют едва ли не самым важным для эффективного взаимодействия с другими людьми и достижения хороших результатов во всех сферах жизни. Эмоциональный интеллект связывают с умением глубоко понимать свои и чужие эмоции, их происхождение и способы управлять ими максимально экологично.

Хорошо развитый эмоциональный интеллект помогает в работе людям помогающих профессий — медикам, психологам, социальным работникам. Он необходим педагогам, специалистам по кадрам и всем тем, кто работает в контакте с другими людьми.

В идеале, работать над “прокачкой” своего эмоционального интеллекта стоит каждому человеку независимо от его возраста и профессии. Тогда отпадут многие трудности и проблемы, которые мешают двигаться по жизни уверенно и испытывать удовлетворение.

Ирина Шербул

Как развивать мышление

Как можно было понять из нашей статьи, мышление – это навык, который можно и нужно развивать постоянно. Чтобы улучшить свои аналитические, творческие и стратегические способности, нужно, прежде всего, поставить перед собой четкие цели. Полезные советы по развитию мышления вы найдете в наших статьях «Как изменить мышление» и «Развитие мышления: способы тренировки мозга».

Более того, у нас есть отличные курсы для развития разных типов мышления. В курсе «Когнитивистика» мы подготовили более 20 методик, которые научат вас эффективно и логично рассуждать, быстро принимать решения и находить нестандартные решения разных задач, а программа «Нейробика» улучшит вашу память, визуальное мышление и способность к концентрации.

Также обязательно обратите внимание на программы, статьи и курсы, ссылка на которые мы давали, а ниже вы найдете ссылки на материалы, использованные при написании статьи – они тоже могут вам пригодиться:

  1. Мария Фаликман, «Виды мышления».
  2. Роэм Дэн, «Визуальное мышление: как продавать свои идеи при помощи визуальных образов», 2013.
  3. Барри Бьюзен, «Супермышление. Измените свою жизнь с помощью интеллект-карт», 2021.
  4. Билл Бернетт, Дейв Эванс, «Дизайн вашей жизни. Живите так, как нужно именно вам», 2021.
  5. Донелла Медоуз, «Азбука системного мышления», 2021.
  6. Иан Макдермотт, Джозеф О’Коннор, «Искусство системного мышления. Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем», 2021.
  7. Барри Дж. Нейлбафф, Авинаш Диксит, «Теория игр. Искусство стратегического мышления в бизнесе и жизни», 2021.
  8. Павел Авраамов, «Стратегия Го. Древняя игра и современный бизнес, или как победить в конкурентной борьбе», 2021.
  9. Стивен Сломан, Филип Фернбах, «Иллюзия знания. Почему мы никогда не думаем в одиночестве», 2021.
  10. Даниэль Канеман, «Думай медленно, решай быстро», 2014.
  11. Том Чатфилд, «Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение», 2021.
  12. Говард Гарднер, «Мышление будущего. Пять видов интеллекта, ведущих к успеху жизни», 2015.
  13. Майкл Микалко, «Креативный взрыв», 2013.
  14. Тони Бьюзен, «Интеллект-карты. Полное руководство по мощному интеллекту», 2021.

Экспериментальные исследования мышления животных в бихевиоризме.

Американский ученый Эдвард Торндайк (1874-1949) наряду с И. П. Павловым считается основателем научного метода исследования процесса обучения у животных в контролируемых лабораторных условиях. Он первым из психологов применил к изучению психики животных экспериментальный подход. Такой подход несколько ранее был предложен немецким ученым Вильгельмом Вундтом (1832-1920) для изучения психики человека в противовес господствовавшему в тот период методу интроспекции, основанному на самонаблюдении.

Э. Торндайк в своих исследованиях применил метод так называемых «проблемных клеток» — универсальных задач для животных. Животное (например, кошку) помещали в запертый ящик, выйти из которого можно было, только совершив определенное действие (нажать на педаль или рычаг, открывающие задвижку). Для мышей и крыс был придуман еще один тип базовой задачи – лабиринт.

Поведение животных было однотипным, они совершали множество беспорядочных движений: бросались в разные стороны, царапали ящик, кусали его – пока одно из движений случайно не оказывалось удачным. При последующих пробах животному требовалось все меньше и меньше времени, чтобы найти выход, пока оно не начинало действовать безошибочно. Полученные данные («кривая научения») дали основание утверждать, что животное действует методом «проб и ошибок», случайно находя верное решение. Об этом говорило и то обстоятельство, что, сделав однажды правильное действие, животное и в дальнейшем совершало много ошибок.

Таким образом, основным выводом экспериментов стало то, что образование новых связей происходит постепенно, для этого нужно время и множество проб.

Экспериментальные исследования мышления в гештальтпсихологии. Этапы развития мыслительного процесса.

Гештальтпсихологи считали, что мышление зависит не от опыта, а только от образа ситуации. Для ученых, принадлежавших к этому направлению, понятие инсайта стало ключевым, основой объяснения всех форм мыслительной деятельности.

Феномен инсайта был открыт В. Келлером при исследовании интеллекта шимпанзе. Исходя из того, что интеллектуальное поведение направлено на решение проблемы, Келлер создавал такие «проблемные ситуации», в которых подопытное животное для достижения цели должно было найти обходные пути. Операции, которые совершали обезьяны для решения поставленной задачи, были названы «двухфазными», т.к. состояли из двух частей.

В первой части обезьяне нужно было при помощи одного орудия получить другое, необходимое для решения проблемы (например, при помощи короткой палки, которая находилась в клетке, получить длинную, лежащую на некотором расстоянии от клетки). Во второй части полученное орудие использовалось для достижения искомой цели, например, для получения банана, находящего далеко от обезьяны.

Мышление рассматривалось не только как установление новых связей, но и как переструктурирование ситуации. Для решения задачи все предметы должны были находиться в поле зрения.

Эксперименты Келлера показали, что решение задачи (переструктурирование ситуации) происходит не путем слепого поиска правильного пути (по методу проб и ошибок), а мгновенно, благодаря спонтанному схватыванию отношений, пониманию (инсайту). Т.о. инсайт рассматривался как способ образования новых связей, способ решения задач, способ мышления. Келлер доказывал, что в том момент, когда явления входят в другую ситуацию, они приобретают новую функцию.

Соединение предметов в новых сочетаниях, связанных с их новыми функциями, ведет к образованию нового образа (гештальта), осознание которого составляет суть мышления. Этот процесс Келлер и назвал переструктурированием гештальта и считал, что такое переструктурирование происходит мгновенно и зависит не от прошлого опыта субъекта, а только от способов расположения предметов в поле.

Были выделены следующие этапы решения задачи (мышления):

1) Принятие задачи и изучение условий.

2) Применение старых способов решения.

3) Скрытая фаза (сопровождается негативными эмоциями).

4) Инсайт, «ага-реакция» (сопровождается позитивными эмоциями).

5) Завершающая стадия (получение результата, оформление решения задачи).

К. Дункер провел экспериментальные исследования со взрослыми людьми, в ходе которых предлагал испытуемым решить различные оригинальные творческие задачи (задача с X-лучами). Испытуемых просили озвучивать все, что приходит им в голову, экспериментатор находился в условиях взаимодействия с испытуемыми.

В результате были подтверждены основные положения Келлера о решении задачи на основе инсайта и этапах решения задачи. Однако, по мнению Дункера, инсайт не является мгновенным, а является предуготовленным. В процессе обнаруживаются два типа решения: функциональное и окончательное.

Медленная мысль

Согласно оценкам исследователей, качественно медленно мыслить человек может недолго — этот процесс занимает всего 2% от общего времени, в котором задействуется интеллектуальная нагрузка. В качестве причины столь низкого процента называется фактор той самой когнитивной лени. Глубокие медленные размышления, анализ и сравнение требуют слишком много энергии, которую мы не даем.

Искажающие факторы

Теперь стоит подробнее рассмотреть, что именно нам мешает качественного мыслить:

  • Отвлечения и низкая способность концентрировать внимание на мысли.
  • Глубокое и длительное размышление требует энергии, которую мы просто не хотим тратить.
  • Страх негативных мыслей влияет на объективную оценку ситуации.
  • Прежний опыт принятия неправильных решений тоже довлеет, постоянно ориентируя нас на те же привычные и неэффективные модели действий.
  • Влияние убеждений и установок, которые нарушают даже логические цепочки в процессе мышления, но мы не можем от них избавиться в силу укоренившейся привычки.

Можно задать простой вопрос: «Почему мы не видим и поддаемся подобным сбоям и искажениям?» По той же причине, что у нас нет времени даже подумать над этим. К тому же мы стремимся все решать более простыми и короткими путями, требующими меньше ресурсов, в том числе напряжения нейронов.

Сладкие сендвичи для семейного чаепития: готовим десерт из печенья и бисквита

Кто помог Пугачевой стать популярнее Ротару: мнение Сергея Соседова

Почему иностранцы восхищаются нашими бабушками: 5 причин, о которых надо помнить

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]