Умственное развитие и успешность учебной деятельности


Статья:

С самого раннего возраста дети проявляют необычайное стремление к познанию окружающего мира.
Словно губка, впитывают в себя любую информацию, постоянно осваивают новые знания и умения в процессе игры, при общении с окружающими, во время занятий с родителями или педагогами. В это время очень важно создать наиболее подходящие условия для интеллектуального развития ребенка, придать нужное направление деятельности малыша. Самое ценное в этих занятиях — то, что инициатива, тяга к узнаванию нового исходит непосредственно от ребенка, а не от взрослых. Так закладывается фундамент для последующего всестороннего развития и формирования гармоничной, самостоятельной, образованной личности.

Чтобы правильно организовать умственное воспитание детей, необходимо учитывать возрастные особенности, способности, интересы конкретного ребенка, не допуская перегрузок, учить ребенка тому, что он в состоянии понять и осмыслить на данном этапе, одновременно стимулируя его стремление к новым знаниям. Правильно поставленное обучение способствует нормальному своевременному умственному развитию ребенка.

Как развивать мозг ребенка, чтобы он стал умным и успешным

Интеллектуальное развитие ребенка — многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребенка. Оно является важнейшей составляющей общего психического развития, подготовки ребенка к обучению и дальнейшей жизни.

Успешность развития интеллекта во многом зависит от систематичного интеллектуального воспитания.

Интеллектуальное воспитание — это целенаправленное и системное воздействие на ребенка с целью развития его умственных способностей. Соответственно, уровень интеллектуального развития зависит от действий воспитателей, учителей, друзей и, в большей степени, родителей.

Задача родителей дошкольников и школьников, стремящихся максимально развить интеллект своего чада, — создать максимально комфортные психологические и физические условия и периодически проводить занятия.

С какого возраста начинать умственное воспитание ребёнка

Умственное воспитание представляет собой педагогический процесс, который направлен на развитие познавательной активности. Целью является повышение уровня развития детей. Важным условием является не то, чтобы дать как можно больше знаний. Главное – выработать способы познавательной деятельности.

Мозг человека проявляет высокую активность в первые 7 лет жизни. Ребёнок от природы очень любопытен и усваивает огромное количество самой разной информации. Задача родителей – поддерживать любознательность малыша и всячески стимулировать мышление. Пробелы в умственном развитии тяжело восполнить в более старшем возрасте.

При поступлении в школу дети, с которыми активно занимались взрослые, быстрее адаптируются к новым условиям, умственным нагрузкам. Дети, умственное развитие которых не было в приоритете у взрослых, тяжело адаптируются к школе и испытывают сильнейший стресс.

Что влияет на успешность развития интеллекта?

Степень развития умственных способностей ребенка зависит от ряда факторов:

  • наследственность — набор генов, полученных от родителей;
  • протекание беременности — прием лекарств, алкоголя, курение, болезни, эмоциональное состояние матери во время вынашивания ребенка;
  • образ жизни ребенка — возможность и стимулы его двигательной и познавательной активности;
  • темперамент и характер ребенка;
  • социальное окружение — влияние семьи, друзей, педагогов;
  • количество и качество дополнительной подготовки и развития ума;
  • психологическая обстановка.

Многие из вышеописанных факторов являются заранее определенными. Изменить их трудно, однако скорректировать их под силу каждому родителю.

Теперь разберем некоторые моменты, влияющие на уровень умственных способностей

Нет четкого определения данного термина, ученые спорят, от чего зависит уровень. Зато существует три критерия, которые его определяют:

  1. Познавание. Это способность к пониманию и анализу речи иного индивида либо осознанию прочитанной книги, допустим;
  2. Здравомыслие. Характеризуется умением трезво оценивать ситуацию, выделять положительные и отрицательные моменты, и сохранять объективность в экстремальных обстоятельствах;
  3. Память. Возможность к запоминанию нужной и важной информации. Умение воспроизвести ее в требуемый момент времени.

Мы разобрались, что влияет на уровень умственных способностей, а теперь узнаем, как их измерить.

Когда начать развивать ум малыша?

Так как протекание беременности — один из факторов, влияющих на становление умственных способностей ребенка, будущая мама может позаботиться о своем ребенке еще до того, как он появился на свет. Заложить основы будущего интеллекта помогут простые действия:

  • прослушивание спокойной классической музыки;
  • общение с малышом;
  • умеренная физическая активность;
  • сбалансированный рацион питания;
  • духовное обогащение матери.

В период младенчества и раннего детства родителям необходимо создать гармоничную психологическую обстановку в доме и регулярно общаться, играть с малышом.

Стоит помнить о том, что мышление тесно связано с движением. Не ограничивайте подвижность крохи: пусть младенец ворочается и ползает, подросший малыш ходит, взаимодействует с различными предметами, а затем и прыгает, бегает, занимается физкультурой.

Специальные занятия стоит начинать проводить с ребенком от 2 до 8 лет. В этом возрасте мыслительная и эмоциональная сфера находятся в стадии становления, а значит все затраченные Вами усилия принесут пользу детскому интеллекту. Занимайтесь с ребенком: играйте в логические игры, читайте ему книги, расширяйте кругозор и пополняйте словарный запас.

Умеренная

При умеренной (средней) форме умственной отсталости у детей уровень IQ варьируется от 35 до 49 баллов. Дети с умеренной формой умственной отсталости внешне отличаются от здоровых детей: их лицо практически лишено мимики, глаза мигают очень редко. Часто у детей с умеренной формой умственной отсталости встречаются оттопыренные уши и приросшие мочки, дефектный прикус, грубые черты лица, микро- или гидроцефалия, широко расставленные глаза. Походка у таких детей медлительная и скованная, очень плохо развита мелкая моторика. Возможны дефекты речи: заикание, шепелявость. У детей с умеренной формой умственной отсталости есть серьезные проблемы с восприятием и выражением информации, собственных эмоций (испытывают страх, радость, привязанность, могут отличить похвалу от порицания). Память очень ограниченная и избирательная. Детей с умеренной формой умственной отсталости возможно научить навыкам самообслуживания, а вот со школьным обучением уже возникают серьезные проблемы. Даже чтение и простейший счет могут стать невыполнимой задачей. Общий словарный запас не превышает 200 – 300 слов. Конечно, о получении какого-либо образовании речи уже не идет, но в дальнейшем люди с умеренной формой умственной отсталости могут выполнять какую-то простую работу, не требующую принятия решений. Жить они могут и дома, в семье, под присмотром близких. По мере взросления их определяют в специальные школы или социальные учреждения, где они могут жить и заниматься какой-то простой работой. При развитии проблем с неврологией и психикой может потребоваться госпитализация в психиатрическую клинику. – С ребенком, страдающим умеренной формой умственной отсталости, нужно заниматься комплексно. Невролог и психиатр назначат медикаментозную терапию, улучшающую мозговые процессы, психостимуляторы, противосудорожные препараты. Также необходимы занятия с логопедом-дефектологом, обучение возможно только на дому, – уточняет олигофренопедагог.

Этапы формирования мышления

Первый этап развития интеллектуальных способностей выпадает на 2-3 год жизни малыша. В это время стоит обратить внимание на словарный запас малыша. Чтобы его обогатить, родителям необходимо как можно чаще разговаривать с малышом и выразительно читать.

Также стоит поработать над основами логики, для этого малышу предлагают различные упражнения:

  • Знакомство с предметами различных размеров, формы, текстуры и материала. Ощупывая, покусывая, кидая и ломая их, ребенок постепенно осознает, что различные предметы имеют различные свойства.
  • Знакомство с запахами, вкусами и звуками. При этом у малыша развивается умение различать вкусы, запахи, звуки и присваивать определенные характеристики ряду предметов. «Яблоко имеет свою форму, свой вкус, свой запах, а роза выглядит, пахнет и ощущается совершенно по-другому.»
  • Формирование основ психики. Совершенствование интеллектуальных способностей происходит посредством воздействия на сферу психики, в этом случае проверенным помощником являются сказки.

Второй этап наступает в 3-4 года. В этом возрасте просыпается «Я» ребенка: он осознает себя полноценной личностью, у которой есть свои мысли и планы. Не стоит препятствовать самостоятельности трехлетних малышей, пусть они проявляют активность и познают мир в комфортной для них манере.

Чтобы повлиять на умственные способности ребенка, родителям стоит:

  • поощрять инициативу ребенка. Пусть он делает обычные для Вас действия хуже и дольше, но он делает это сам и по собственному желанию — это важно.
  • давать посильные поручения. В это время можно приучать ребенка к обязанностям и ответственности за их выполнение.
  • относиться серьезно и внимательно к маленьким победам малыша. Понимание со стороны родителей позволит сформировать адекватный уровень самооценки ребенка.
  • развивать креативность и творческое мышление ребенка. Пусть малыш рисует, лепит, играет на музыкальных инструментах — делает то, что ему по вкусу.

Третий этап проходит в 4-7 лет. Когнитивное развитие малышей дошкольного возраста должно проходить в игровой форме, при которой они наиболее эффективно усваивают информацию. Настольные, компьютерные и подвижные, одиночные и групповые игры позволяют развить логику и повысить эрудированность в ненавязчивой обстановке.

В этом возрасте необходимо увеличить акцент на общении с друзьями, родственниками, знакомыми — это позволит развить социальные умения ребенка. Помните: развитие интеллектуальных и социальных способностей детей дошкольного возраста является базой для обучения в школе.

Сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет)

Первая стадия называется сенсомоторной потому, что на данном этапе у детей наблюдается особая связь между двигательной (моторной) активностью и мышлением (сенсорным восприятием). На этой стадии малыши овладевают различными моторными двигательными навыками – хватать, держаться за предметы, бросать, мять, ударять и т.п. В процессе таких действий они постигают, как ведут себя объекты, и что будет, если с ними так поступать.

Ребенок начинает осознавать себя как носителя действия, а также то, что он отдельный субъект. Он замечает результат своих действий и научается действовать произвольно, с намерением получать определенный эффект. Например, младенец трясет погремушку, чтобы извлечь звук.

Важнейшим открытием на данном этапе является понятие о постоянстве объекта – ребенок усваивает, что предмет продолжает существовать, даже если он становится недоступен органам чувств, т.е. невидим или вне обозрения. Так, детям в возрасте от 5 до 8 месяцев открывается, что даже если игрушка спрятана, например, под одеялом или за чем-то, то, хоть ее и не видно, она там есть и ее можно взять. Однако ребенок в возрасте около года тем не менее будет искать игрушку там, где в последний раз ее находил, а не там, где он видел, что ее спрятали.

Чтобы лучше понять, как это выглядит, посмотрите это короткое видео на английском языке, демонстрирующее разную способность детей понимать принцип постоянства объекта.

Другое значительное явление, наблюдающееся приблизительно в то же время у детей на сенсомоторной стадии развития, – это боязнь посторонних людей. Она вызывается тем, что ребенок не способен ассимилировать чужих и незнакомых людей в свои существующие схемы.

За первой стадией развития, охватывающей возраст от рождения до примерно 2 лет, следует дооперациональная.

Способы развития интеллектуального потенциала

Развитие интеллекта у дошкольников можно осуществлять с помощью различных методов. Наиболее привычными методами считаются игры: шашки, шахматы, настольные игры-ходилки и т.д. Они направлены непосредственно на умственное напряжение, а значит позволяют получить видимый результат достаточно быстро. Единственный минус — быстрая утомляемость ребенка, к которым они приводят.

Чтобы сменить занятие и при этом не прекратить формирование интеллекта, предложите ребенку творческие занятия. В процессе рисования, лепки, конструирования и украшения развивается креативность, внимание и усидчивость.

Также отличной альтернативой может стать чтение. Читая, ребенок учится выстраивать абстрактные образы, без опоры на какие-либо органы чувств. К тому же регулярное чтение позволяет развить эрудированность и расширить словарный запас.

Тренировать мозг можно, и отвечая на вопросы викторин, разгадывая загадки, справляясь с головоломками. Сделайте кроссворды, ребусы, лабиринты, шарады — своим общим хобби.

Легкая

При легкой форме умственной отсталости у детей уровень IQ колеблется от 50 до 69 баллов. Дети с легкой степенью умственной отсталости внешне практически ничем не отличаются от своих здоровых сверстников. Проблемы, как правило, начинаются в школьном возрасте: детям тяжело воспринимать и запоминать информацию от учителя, им трудно сконцентрироваться на выполнении задания, они постоянно отвлекаются. Даже запоминание четырехстрочного стихотворения может даваться ученику очень тяжело. – Часто у детей с легкой степенью умственной отсталости появляются некоторые странности поведения. Они могут быть замкнутыми, нелюдимыми, тяжело идти на контакт и панически бояться всего нового, в частности новых знакомств. А бывает, что такой ребенок напротив гиперактивен, он излишне дурачится, совершает какие-то странные поступки, таким образом пытаясь проявить себя, привлечь к себе внимание. В любом случае, может возникнуть проблема социальной адаптации, – говорит олигофренопедагог. Ребенок с легкой степенью умственной отсталости в состоянии испытывать всю гамму эмоций, но сложные, смешанные эмоции ему уже выразить сложнее. Также такие дети могут слишком наивными и внушаемыми, поэтому могут попасть под дурное влияние. Как правило, дети с легкой степенью умственной отсталостью могут учиться в коррекционной школе по специальной облегченной программе. При регулярных занятиях с дефектологом и психотерапевтами они добиваются неплохих результатов в обучении. В дальнейшем они могут получить средне-специальное образование и найти себе достойную рабочую профессию, обзавестись семьей и детьми.

Игры для развития интеллекта

Ведущий вид деятельности дошкольников и младших школьников — игра. Соответственно, занятия в игровом формате будут восприниматься в разы легче и позитивнее. Мы предлагаем Вам игры, которые позволят развить все сферы интеллекта.

Кто пропал?

Простая игра, в которой ребенку сначала нужно запомнить несколько предметов (стоит начинать с 3-4), а затем указать выбывший предмет.

Например: положите перед малышом 4 игрушки: медведь, кот, собака и заяц. Попросите ребенка назвать все предметы, а затем отвернуться. Когда ребенок не будет смотреть, уберите одну игрушку и попросите его назвать пропажу.

С помощью такой нехитрой игры Вы сможете не только развить внимательность и память, но и изучить цвета, формы, названия предметов, животных и растений. Постепенно игру стоит усложнять: использовать все больше предметов; не убирать вещи, а менять их местами; проводить игру без предупреждения и т.д.

Моя большая сумка

Игра, в которой ребенку необходимо оценить цель поездки и выбрать наиболее важные предметы для ее осуществления. Позволяет развить логическое мышление, наблюдательность и самостоятельность.

Например: положите перед ребенком большую сумку и сообщите, что любимая игрушка хочет навестить бабушку/сходить в магазин/в школу/поиграть с друзьями и т.д. Ребенку нужно помочь игрушке собрать сумку и положить туда только 5 вещей (число предметов в сумке должно быть ограничено). Собирая багаж малыш должен объяснять свой выбор, вести счет упакованным предметам и аккуратно собирать сумку.

Поиски клада

Эта игра станет настоящим приключением, которое поможет получить навыки ориентации в пространстве и внимания.

Например: спрячьте интересный предмет в доступном для ребенка месте и предложите ему найти «клад». Для этого он должен исполнять Ваши команды, построенные по типу: «Сделай два шага вперед!», «Повернись направо!», «Загляни под стол!» и т.д.

Усложнять эту игру можно бесконечно: добавляйте на пути малыша загадки; предлагайте идти не по Вашим командам, а ориентироваться по карте; предложите нарисовать карту самостоятельно под Вашу диктовку и т.д.

Буква в гостях

Отличная возможность надолго занять ребенка и познакомиться с алфавитом, развить навыки чтения.

Например: посвящайте каждый день определенной букве алфавита. Читайте про нее сказки, находите ее в тексте, разговаривайте только словами, начинающимися на эту букву и т.д. Наибольший эффект можно достичь, если привлечь к игре всех членов семьи.

Найди лишнее

Предлагайте ребенку различные наборы предметов, чтобы он выбрал среди них один лишний. Главное — обосновывать свою точку зрения, так как достаточно часто правильных ответов может быть несколько. Игра позволит развить логику, знания об окружающем мире и словарный запас.

Постепенно можно предлагать ребенку найти общие характеристики у разнородных предметов, постепенно предлагая все более необычные комбинации.

Дооперациональная стадия (от 2 до 6 лет)

Вторая стадия в целом соответствует дошкольному возрасту (нужно учитывать, что возраст в данной теории указывается приблизительный). Она получила название дооперациональной, т.к. на этом этапе дети не понимают операций – логических манипуляций, и не умеют мыслить логически. Под операциями понимаются такие процедуры, как разделение, объединение и другие преобразования, требующие логического мышления. Другими словами, ребенок на этой стадии, особенно в ее начале, не способен пользоваться логическими категориями и операциями: классифицировать, сравнивать, оценивать, измерять и т.п.

Тем не менее, на этом этапе наблюдается очень важная особенность – дети осваивают речь и начинают активно пользоваться символическим мышлением. Т.е. они используют слова и символы для репрезентации предметов, групп предметов, образов и идей, активно пользуются воображением и символической игрой. Так, кубики могут стать подданными царства или зданиями, а руки ребенка – крыльями самолета. Такие игры и способность «притворяться» на самом деле являются важным когнитивным достижением – данная степень абстрагирования не доступна высшим приматам и другим животным.

Жан Пиаже считал, что дети на этой стадии неспособны удерживать внимание на более чем одном аспекте ситуации или характеристике, и вдобавок детская логика основана на личном опыте, а не общепринятых правилах и законах. Так, в возрасте 3-4 лет дети не в состоянии понять понятие о сохранении вещества. Принцип сохранения представляет собой понимание того, что количество вещества будет оставаться тем же, даже если изменить его форму. К примеру, если перелить воду из низкого и широкого стакана в высокий и узкий, воды в нем будет столько же. А если шар из пластилина раскатать в продолговатую колбаску, количество пластилина не изменится. Такие операции становятся доступны детям лишь на следующей стадии когнитивного развития.

Чтобы увидеть, как выглядит в жизни логика детей на раннем этапе дооперациональной стадии развития (еще не освоивших принцип сохранения массы и количества), посмотрите данное видео. (https://www.youtube.com/watch?v=ZDNi4z5tdqU)

Другая отличительная черта данного этапа – это детский эгоцентризм. В данном контексте это значит, что ребенок в возрасте приблизительно до 3 лет воспринимает мир как продолжение себя, именно таким, каким он его видит, не осознавая и часто с трудом принимая точки зрения, отличающиеся от его собственной. На данной стадии для детей естественно считать, что все видят и воспринимают мир точно как же, как и они, и имеют те же чувства, мысли, предпочтения и желания.

Примерно между 3 и 5 годами жизни дети начинают осознавать, что у других людей свои точки зрения, чувства и мысли, и они воспринимают мир иначе, по-своему. Это явление получило название модели психики человека (или теории разума, по-английски theory of mind).

На смену дооперациональной приходит стадия конкретных операций, на которой дети демонстрируют большую способность к логическому мышлению. Ее, а также четвертую стадию – формальных операций, мы подробно рассмотрим в следующий раз, так же как и ценные практические соображения и рекомендации для родителей.

Ну а пока приглашаем вас на нашу программу «Когнитивистика. Развитие мышления». Данный онлайн-тренинг будет полезен всем тем, кто желает научиться логично и последовательно рассуждать, быстро принимать эффективные решения и находить нестандартные подходы в трудных задачах.

Удачи!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Теории мышления
  • Генетическая психология
  • Факторы интеллектуального развития ребёнка
  • Теория когнитивного развития Пиаже
  • Подборка курсов для детей и родителей
  • Понятийное мышление: по ступеням познания
  • Как научить ребенка читать: правила, советы и рекомендации
  • Когнитивная сфера личности
  • Речевое мышление у детей и взрослых: что это такое и зачем оно нужно?
  • Когнитивное развитие. Часть 2

Ключевые слова:1Когнитивистика

Как мы можем помочь?

Чтобы развить интеллектуальные способности ребенка, с ним нужно регулярно заниматься, ежедневно придумывать самые неожиданные и интересные занятия, включаться в игру. К сожалению, многие родители не могут уделить своему малышу достаточно внимания. Если Вы находитесь в такой же ситуации и желаете дать максимум своему ребенку, Вы можете обратиться в детскую студию «Поколение». Здесь с Вашим малышом будут заниматься опытные педагоги, психологи и логопеды — мы позаботимся о том, чтобы максимально развить способности ребенка.

Вывод

Методики раннего развития предлагают большое количество детских учреждений и родителям тяжело выбирать среди всего этого многообразия. Некоторые организации обучают детей по какой-то конкретной методике. Другие организации совмещают разные направления.

Детские рекомендуют отдавать предпочтение варианту совмещения разных направлений развития детей. На занятиях мы уделяем вниманием сразу 10 навыкам, описанным учеными и психологом Тони Бьюзеном, автором методики запоминания и организации мышления. Записывайтесь в наши детские клубы и сады. Мы поспособствуем всестороннему развитию вашего ребенка.

Тяжелая

Тяжелая форма умственной отсталости у детей характеризуется серьезным органическим поражением головного мозга и интеллектом, не превышающим 34 балла. При этой форме умственной отсталости практически полностью отсутствует речь и мышление – больные общаются только при помощи мычания и нечленораздельных звуков. Чаще всего, дети с идиотией не могут ходить самостоятельно, имеют множественные внутренние пороки. Дети с тяжелой формой умственной отсталости практически не способны испытывать осознанные эмоции, но во время неконтролируемых вспышек гнева могут быть агрессивны и опасны для окружающих. Часто причиняют вред себе – царапают лицо, вырывают волосы, в спокойном состоянии – вялые и малоподвижные. Как правило, идиотия выявляется еще в раннем возрасте – ребенок очень поздно начинает держать голову, переворачиваться и сидеть. У ребенка с идиотией характерное выражение лица с гримасой злобы или напротив отстраненное. Язык может быть очень большим и вываливаться изо рта. Ребенок с глубокой степенью умственной отсталости совсем необучаем, не способен даже на элементарные навыки самообслуживания, не контролирует процессы мочеиспускания и дефекации, не отличает съедобное от несъедобного, холодное от горячего, не способен чувствовать насыщение, открыто занимается онанизмом. К сожалению, дети с идиотией не могут жить и воспитываться в обычной семье, и их определяют в специализированные интернаты, где при должном уходе и медикаментозной коррекцией они вполне способны дожить до 40 лет.

Синдромы, скомбинированные с разными степенями УО

Синдром Дауна – самая частая генетическая причина интеллектуального расстройства. Вызывается хромосомной аномалией – если в норме их 46, то в этом случае существует непарная 47 хромосома. Людей с таким синдромом можно определить по аномально укороченному черепу, плоскому лицу, коротким рукам и ногам, низкому росту, маленькому рту. Они плохо перерабатывают полученную информацию и запоминают ее, у них отсутствует понятие времени и пространства, речь скудная. При этом такие индивиды хорошо адаптируются в социуме.

Синдром Мартина-Белл(ломкой Х-хромосомы). Вторая по распространенности генетическая причина умственной отсталости. Распознается по таким внешним особенностям: повышенной подвижности суставов, лицо удлиненное, подбородок увеличен, лоб высокий, уши большие, оттопыренные. Говорить начинают поздно, но плохо, или вообще не разговаривают. Очень стеснительны, гиперактивны, невнимательны, постоянно двигают руками и кусают их. У мужчин такой категории когнитивных нарушений больше, чем у женщин.

Синдром Уильямса («лица эльфа»). Возникает вследствие наследственной хромосомной перестройки, потерей генов в одной из них. У больных весьма интересная внешность: лицо узкое и длинное, глаза голубые, нос плоский, губы крупные. Обычно страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями. Словарный запас богатый, хорошая память, отличные музыкальные способности, имеют навыки социального взаимодействия. Но существуют проблемы с психомоторикой.

Синдром Ангельмана (счастливой куклы или Петрушки). Вызван изменением в 15 хромосоме. Очень светлые глаза с характерными пятнами на радужке и волосы, голова небольшая, подбородок выдвинут вперед, рот крупный, зубы редкие и длинные. Сильное отставание в психомоторном развитии, значительное нарушение речи, движения (плохо держит равновесие, ходит на негнущихся ногах). Часто улыбается и даже смеется без повода.

Синдром Прадера–Вилли. Характеризуется отсутствием отцовской копии хромосомы 15 и рядом других нарушений. Низкий рост, руки и ноги маленькие, страдает компульсивным перееданием, и, как следствие, ожирением. Проблемы с кратковременной памятью, речью, обработкой информации.

Синдром Лежёна (кошачьего крика или 5p синдром). Очень редкое и тяжелое заболевание, причиной которого является отсутствие короткого плеча 5 хромосомы. Голова маленькая, лицо круглое, нижняя челюсть недоразвита переносица широкая, потому глаза расположены далеко друг от друга. Ступни вывернуты, руки маленькие. Гортань недоразвита, имеются проблемы со зрением, в частности, косоглазие. Часто плачет, при этом издает звук, похожий на мяуканье котенка. Моторное развитие происходит с задержкой, способность к вниманию ограничено.

Кроме упомянутых синдромов, интеллектуальная инвалидность может сосуществовать с ДЦП, глухотой и слепотой, аутистическими расстройствами, эпилепсией и другими соматическими и психическими заболеваниями.

Методы лечения

После диагностики состояния, в зависимости от показаний, специалист может назначить медикаментозную терапию, но самое главное, что он подключает ребенка к системе психолого-педагогической помощи, которая включает в себя коррекционные занятия, в большинстве случаев, с тремя специалистами. Это дефектолог, логопед и психолог. Очень часто один педагог имеет две специализации, например логопед-дефектолог. Помощь данных специалистов можно получить в коррекционных центрах или в рамках дошкольного образовательного учреждения. В последнем случае ребенок, в сопровождении родителей, должен пройти психолого-медико-педагогическую комиссию. Ранее выявление и своевременное подключение ребенка к психолого-педагогической коррекции напрямую влияют на дальнейший прогноз и уровень компенсации выявленных нарушений развития. Чем раньше выявили и подключили – тем лучше результат!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]