Что такое позитивная психология, ее концепции и влияние на жизнь человека


Удивительная формула счастья, если детальнее разобраться в этой теме, находится прямо перед нами. Все, что нужно делать, – это получать удовольствие от жизни, поддерживать других людей и помогать им, стараться жить полной жизнью, развиваться и как можно чаще проявлять свои лучшие качества. Все это относится к области позитивной психологии – направлению, не просто берущему за основу академические исследования и их результаты, но и использующему практические методы достижения благополучия и счастья. В этой статье мы поговорим именно о нем.

Что такое «процветание»?

Слово “процветание” выбрано не случайно, так как до этого основными словами были счастье и благополучие. Счастье не подошло из-за его субъективности. Ведь и бездомный может быть счастлив, если получил только-то теплую одежду и деньги на обед, но процветающим или благополучным его не назовешь. Слово “благополучие” используется в позитивной психологии достаточно активно, так как оно хорошо отражает понимание людей об качественной жизни и оптимальном функционировании. Процветающие люди — это те, кто максимально благополучны в важных сферах жизни человека. Таких примерно около 20 процентов населения, хотя эта цифра варьирует в зависимости от страны и системы оценки.

Сегодня позитивная психология исследует факторы благополучия и процветания, позитивные аспекты личности (сильные стороны характера, позитивные эмоции, эмоциональный интеллект, состояние потока, осознанности и пр.). Классическая психология отличается от позитивной психологии тем, что ориентация первой направлена главным образом на решение проблем и избавление от патологий, тогда как вторая, наоборот, изучает то хорошее, что есть в человеке, способы активации и реализации потенциала для достижения возможного в индивидуальной ситуации благополучия и процветания.

Теория и концепции

Самое важное, что нужно понять о позитивной психологии — что это действительно наука. Это подраздел психологии, и хотя ее иногда высмеивают как «мягкую науку» или «лженауку», она все же основана на научном методе оценки теорий, основанных на доказательствах. Как сказал профессор Мичиганского университета и легенда позитивной психологии Кристофер Петерсон:

…Позитивную психологию не следует путать с непроверенной самопомощью, безупречным утверждением или светской религией — независимо от того, насколько хорошо они могут заставить нас себя чувствовать. Позитивная психология не является ни переработанной версией силы позитивного мышления, ни продолжением The Secret. (2008)

Петерсон продолжает обрисовывать теории и концепции, которые возникли в результате исследований. По крайней мере, до 2008 года:
  • По большей части большинство людей счастливы.
  • Счастье — одна из причин хорошего в жизни, а также способствует большему счастью.
  • Большинство людей довольно устойчивы.
  • Счастье, сильные стороны характера и хорошие социальные отношения служат буфером от разочарований и неудач.
  • Кризисы раскрывают характер.
  • Другие люди имеют значение (с точки зрения того, что делает жизнь достойной жизни).
  • Работа имеет значение с точки зрения того, что жизнь стоит того, чтобы жить. Пока мы заняты и черпаем из нее смысл и цель.
  • Деньги приносят убывающую отдачу от нашего счастья после определенного момента. Но мы можем купить немного счастья, потратив деньги на других людей.
  • Eudaimonia (благополучие, более глубокая форма удовлетворения, чем счастье) более важна, чем гедонизм (единственное сосредоточение на удовольствии и положительных эмоциях) для хорошей жизни.
  • «Сердце» имеет большее значение, чем «голова». Это означает, что сочувствие и сострадание, так же важны, как и критическое мышление.
  • Почти все хорошие дни имеют три общие черты: чувство автономии, компетентности и связи с другими.
  • Хорошей жизни можно научить.


Image by Наталья Данильченко from Pixabay

ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПРОТИВ ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Хотя их названия схожи, позитивная психология и позитивная психотерапия – это два разных подхода. Один подход основан на теории позитивной психологии, разработанной Селигманом в 1998 году. Другой – кросс-культурный подход, разработанный в 1968 году Носратом Пешкяном. Он включает в себя психодинамические и гуманистические влияния.

Позитивная психология Селигмана и позитивная психотерапия Пешкяна в чем-то схожи. Они оба предполагают, что люди изначально здоровы. Они также пытаются поощрять личностное развитие. Тем не менее, между этими подходами все еще существуют некоторые ключевые различия.

  • Подход Селигмана не отрицает негативный опыт. Но подход Песешкяна рассматривает все негативные переживания в позитивном свете. Он рассматривает их как возможности для роста.
  • Подход Селигмана в основном западный. Подход Пешкяна более транскультурен.
  • Подход Селигмана дистанцируется от его гуманистических влияний. Между тем, подход Пешкяна охватывает его гуманистический и психодинамический фон.

Позитивный, конструктивный, восприимчивый лидер

Если вы когда-нибудь сталкивались с позитивной психологией (например, во время учебы, на работе, на мероприятиях по развитию персонала) и вас просили рассказать об успехах, тогда как вам хотелось обсудить досадную проблему, то вы, возможно, чувствовали неловкость, хотя и не понимали почему. Кому же не хочется быть продуктивным и компетентным специалистом и развиваться дальше? Во всяком случае, современные руководители охотно оценивают и поощряют своих подчиненных. […]

Современный руководитель уже не выступает как жесткий и сильный авторитет, который отдает распоряжения и принимает решения. Он практикует форму мягкой власти, «приглашая» сотрудников к разговору об «успехах», чтобы «достичь максимального удовольствия от работы». Забудьте о том, что до сих пор существует четкая асимметрия власти между руководством и подчиненными, а одни цели намного более реальны, чем другие. Например, недавно на моей (в остальном замечательной) работе предложили сформулировать «видение» развития нашего института. Когда я сказал, что нам нужно стремиться стать средним институтом, это не вызвало воодушевления. Я имел в виду, что это реалистичная и достижимая цель для маленького университета в датской провинции. Но теперь все должно быть «мирового уровня» или входить в «топ-5», а путь туда, несомненно, доступен только тем, кто сосредоточен на возможностях и успехах. Это можно назвать принудительным позитивом. Годится только лучшее, а чтобы его добиться, надо просто не бояться мечтать и мыслить позитивно.

Основные направления

В настоящее время, существуют три школы позитивной психологии:

Центр позитивной психологии

Центр позитивной психологии (англ. Positive Psychology Center, PPC) находится в Соединенных Штатах Америки. Первым этапом работы центра было создание классификации сильных сторон и положительных черт индивида (по аналогии с «классификацией патологий», которой является нозологическая система DSM-IV). В 2004 году Селигман и Петерсон опубликовали список из 24 положительных черт человека, разделённых на 6 групп:

  • Добродетели мудрости и знания: креативность, любопытство, открытость, любовь к обучению, перспектива.
  • Добродетели смелости: храбрость, усердие, целостность, жизнеспособность.
  • Добродетели человечности: любовь, доброта, социальный разум.
  • Добродетели справедливости: гражданственность, справедливость, лидерство.
  • Добродетели воздержания: милосердие, умеренность, умение предвидеть, самоконтроль.
  • Добродетели трансценденции: умение ценить красоту, благодарность, надежда, чувство юмора, духовность

Список Селигмана и Петерсона был составлен на основе того, какие черты характера имеют наибольшую ценность в различных культурах и религиях.

На основе ответов на вопросник VIA-Survey было выявлено, какие черты характера наиболее способствуют преодолению депрессии и достижению счастья. Этими чертами характера являются:

  • Надежда
  • Благодарность
  • Любознательность
  • Любовь.

Опросник VIA-Survey может использоваться в психотерапии следующим образом: клиенту предлагается оценить свои сильные стороны с помощью вопросника VIA-Survey, а затем попытаться использовать эти сильные стороны различными новыми способами (например, каждый день недели пробовать новый способ). Рекомендуется также каждый день отмечать в своем дневнике три счастливых события, которые произошли в этот день, а также записывать, какие действия привели к этим счастливым событиям.

Какое влияние направление оказывает на психику человека?

Положительное восприятие мира позволяет человеку мобилизовать внутренние ресурсы. Направление энергии на решение проблемы, а не погружение в отрицательное влияние повышает шансы на успешное преодоление кризисной ситуации. Умение находить позитивные моменты помогает избежать отчаяния, сохранить устойчивый здравый рассудок.

Позитив способствует еще одной важной составляющей человеческих отношений — созданию новых социальных связей. Людям, настроенным положительно, преодолевающим трудности с улыбкой, гораздо проще устанавливать контакты. В малой социальной группе (классе, рабочем коллективе, спортивной команде) индивид имеет более высокий социальный статус. У него больше шансов на создание успешной карьеры и благополучной семьи.

«Мысли позитивно»

Культ позитивного мышления, который профессор психологии Барбара Хелд называет «тиранией позитива», популярен сейчас как никогда. Даже от людей, которые серьёзно болеют или переживают жизненный кризис, ожидается, что они «извлекут опыт» из своей ситуации и станут сильнее. Мы не только испытываем стресс и переживаем свои личные трагедии, но ещё и обязаны светиться энтузиазмом.

А что остаётся тем, у кого не получается мыслить позитивно нон-стоп? Чувство вины за то, что они недостаточно счастливы, и ещё один повод для самокритики. Но ведь наша жизнь наполнена отнюдь не только радужными событиями. Все мы ошибаемся, грустим, ссоримся с близкими, разочаровываемся, болеем — и никакие аффирмации этого не изменят. Смысл заключается в том, чтобы научиться видеть плохое без прикрас.

«На боль я отвечаю криком и слезами, на подлость — негодованием, на мерзость — отвращением. По-моему, это, собственно, и называется жизнью».А.П. Чехов

Радоваться жизни без фильтра розовых очков и быть благодарным за то, что имеешь учат философы-стоики. Сенека пишет, что всё в жизни дается нам «взаймы», и фортуна может забрать это в любой момент. «Всё, что вообще может произойти в любой другой момент, может произойти сегодня». Иными словами, memento mori — помни о смерти. Это помогает ценить жизнь во всех её проявлениях.

Значение таких тем, как поток и процветание

Говоря о процветании, это концепция, которую мы уже затрагивали в этой статье, но еще не определили. Мы также упомянули тему потока, хотя и косвенно, что также является важным понятием в позитивной психологии.

Понимание этих концепций жизненно важно для понимания области позитивной психологии. Прочтите, чтобы узнать о них больше.

Процветание

Процветание — одно из самых важных понятий в позитивной психологии, поскольку оно охватывает и распространяется на многие другие позитивные концепции.

Короче говоря, «процветание» относится к тому состоянию, в котором мы находимся, когда обращаем внимание на каждый аспект модели PERMA и укрепляем чувство благополучия. Мы процветаем, когда развиваем свои таланты и сильные стороны. Развиваем глубокие и значимые отношения, испытываем удовольствие и удовольствие и вносим значимый вклад в мир.

Мы процветаем, когда находим удовлетворение в жизни вместе с достижением более традиционных целей, связанных с успехом, когда мы действительно живем «хорошей жизнью».

Позитивный психолог и профессор доктор Линн Соутс описывает процветание следующим образом:

Процветание — это результат поиска и участия в подлинной жизни, которая приносит внутреннюю радость и счастье через достижение целей. Связь с жизненными страстями и наслаждение достижениями через вершины и спады жизни.

Кроме того, Соутс подчеркивает, что процветание — это не черта, характеристика или то, что у вас «либо есть, либо нет». Скорее, процветание — это процесс, требующий действий. Хотя может быть неприятно, что это непросто, отрадно знать, что на самом деле любой может процветать!


Image by Victoria_Borodinova from Pixabay

Поток

Еще одна известная тема в позитивной психологии — это поток.

Концепция потока была впервые научно исследована и определена Михаем Чиксентмихайи (нашим вторым «отцом-основателем» позитивной психологии).

В последние несколько десятилетий 1900-х годов Чиксентмихайи заметил, что многие художники впадали в определенное состояние во время работы. Это состояние характеризовалось особенно интенсивной сосредоточенностью и большой концентрацией на выполняемой задаче. Вплоть до потери счета времени на несколько часов.

Он продолжал заниматься этой темой и замечал это и в других. Профессиональные спортсмены, музыканты, писатели и люди из самых разных художественных и творческих профессий часто сообщали, что теряли себя в своей работе аналогичным образом.

По мере того, как он собирал больше описаний этого явления, он наблюдал шесть факторов, характеризующих переживание потока:

  1. Интенсивная и сфокусированная концентрация на настоящем моменте.
  2. Слияние действия и осознания или полное присутствие в ваших действиях.
  3. Утрата рефлексивного самосознания (недостаток внимания к себе).
  4. Чувство личного контроля или свободы воли в ситуации.
  5. Искаженное ощущение течения времени.
  6. Переживание деятельности или ситуации как по существу полезного.

Те, кто входят в состояние потока, полностью погружаются в то, что они делают. Это погружение возникает, когда задачи, стоящие перед нами, значительны и примерно равны нашим навыкам.

Когда у нас высокий уровень мастерства и низкий уровень сложности, нам скучно. Высокий вызов и низкий уровень навыков, мы ошеломлены. Когда у нас «низкий уровень навыков и низкий уровень сложности», мы апатичны. Только когда и наши навыки, и наши проблемы высоки, мы входим в состояние потока.

Вхождение в поток по сути своей является полезным и часто приятным опытом. Поток также, по-видимому, связан с большим счастьем и благополучием, более академическим (а впоследствии и карьерным) успехом и более позитивными и здоровыми отношениями.


Image by Oluwaseyi Aiyeobasan from Pixabay

Примечания

  1. Seligman M.
    Using the New Positive Psychology to Realize Your Potential for Lasting Fulfillment.— New York: Simon and Schuster, 2002. — 275 p. — ISBN 0-7432-2297-0.
  2. Peterson C., Seligman M. E. P.
    Character strengths and virtues: A handbook and classification. — Oxford University Press, 2004. — ISBN 0-19-516701-5.
  3. Park N., Peterson C., Selimgan M. E. P.
    Strengths of character and well-being // Journal of social and clinical psychology. — Vol. 23. — P. 603—619.
  4. (недоступная ссылка). Дата обращения: 4 ноября 2012.
  5. . medportal.ru
    . Медновости (27 июля 2012). Дата обращения: 27 августа 2020.
  6. . Высшая школа экономики (2020). Дата обращения: 27 августа 2020.
  7. Schneider, K.
    Toward a Humanistic Positive Psychology. Existential Analysis: Journal of the Society for Existential Analysis. — 2011. — С. 32—38.
  8. Seligman, Martin E.
    The Optimistic Child. Houghton Mifflin Company. — 1995. — С. 295—299.
  9. Barbara S. Held.
    .

Как адлеровская индивидуальная психология повлияла на наше видение личности

В адлеровской психологии все проблемы личности — это межличностные проблемы. Адлер никогда не считал себя учеником или последователем Фрейда. Его куда больше интересовали наши отношения с другими людьми, а не бессознательные травмы и комплексы. Поэтому он назвал собственную теорию «индивидуальной психологией» — от слова individuum, то есть «неделимый». Личность здесь действует не как поле бесконечной борьбы между сознанием и бессознательным, а как единое целое

Если Фрейд основное внимание уделял прошлому, то Адлер подчеркивал значение целей на будущее. Именно наши цели определяют то, как мы живем сегодня

Адлер действительно некоторое время был дружен с Фрейдом и в 1910 году даже возглавлял Венское психоаналитическое общество. Но их взгляды быстро разошлись. Адлеру не нравилась сосредоточенность Фрейда на сексе и бессознательных мотивах поведения. Фрейд считал индивидуальную психологию слишком простой и поверхностной, а самого Адлера называл не иначе как предателем психоанализа.

Некоторые считают, что именно Адлер, а не Фрейд, больше всего повлиял на развитие современных психотерапевтических подходов. В книге «Открытие бессознательного» психиатр Генри Элленбергер писал: «Непросто найти другого автора, у которого так много заимствовали, не воздавая ему при этом никакой благодарности, как Альфред Адлер». Абрахам Маслоу и Виктор Франкл, Карл Роджерс, Ролло Мэй, Карен Хорни и Эрих Фромм — все эти знаменитые психологи очень многое взяли именно у Адлера.

Негативизм воспоминаний

Память хранит все события, оказавшие негативное или позитивное влияние на личность. Травмирующие воспоминания скрыты в подсознании: человек может не осознавать их, но влияние воспоминаний не прекращается.

Отрицательное воздействие снижает когнитивные функции: человек видит все события в отрицательном свете, теряет способность замечать положительные моменты. Его жизнь становится пустой, он теряет смысл жизни, боится строить планы на будущее.

Ученые позитивистского направления придерживаются мнения, что развитие депрессии происходит из-за преобладания негативных воспоминаний над позитивными. Негативизм мешает человеку фокусироваться на проживании момента. Он застревает в негативе, и со временем у него искажается адекватное восприятие действительности. Неудачи воспринимаются как обыденность, самооценка падает, и человек учится жить с депрессией, считая ее нормальным состоянием.

Чтобы облегчить симптомы депрессии, больному следует работать с травмирующими воспоминаниями, а не избегать их. Положительный пересмотр событий, вызвавших негативное восприятие мира, помогает создать новое видение, концентрироваться на настоящем и не бояться строить планы на будущее.

Выгода от позитивного мышления

Фокусировка внимания. Позитивное мышление позволяет не расходовать энергию на негатив, а способствует концентрированию на решении проблем. То есть, вы быстрее входите в привычное русло. Задумываетесь о том, что же можно предпринять, вместо пребывания в подавленном состоянии долгое время. В вашей голове перестают ходить по кругу негативные эмоции – сожаление, раздражение. Отныне, вы сконцентрированы на приобретенном опыте и устремляете ваши мысли в направлении поиска решений.

Самоконтроль. Умение мыслить позитивно отгоняет мрачные мысли. Это не позволяет совершать безрассудных поступков, о которых можно пожалеть. Когда пребываешь в плохом настроении или охватывает злоба, порой ведешь себя глупо или теряешь над собой контроль. В большинстве случаев, отвечая негативом на ситуацию, она только усугубляется. Худшее действие – это зарывать себя в проблемы еще глубже.

Мысли материальны

Вы получаете от вселенной то, на чем сфокусировано ваше внимание. Если вы имеете негативные мысли и зациклены на дурных событиях, то ваша жизнь наполнится одними проблемами. А при позитивном мышлении вы всегда притягиваете положительные ситуации в вашу жизнь

А при позитивном мышлении вы всегда притягиваете положительные ситуации в вашу жизнь.

Позитивное мышление создает реальность, а не просто направляет ваши мысли в нужное русло. Научившись позитивно мыслить, вы окунетесь в позитивную жизнь, потому как такие мысли способствуют положительным действиям, которые приводят к осуществлению поставленных целей.

Выработав в себе позитивное мышление, вы сможете видеть то, что не способны увидеть остальные, взгляните на ситуацию в другом ракурсе. Это произойдет потому, что вы измените склад ума и перенаправите фокус

Например, всегда в любой приключившейся неприятности вы будете замечать не только лишь один негатив, вы сможете посмотреть на ситуацию с другой стороны, научитесь заострять внимание на положительных сторонах происходящего

Преимущества позитивного мышления

Если человек всегда настроен негативно, то он сможет разглядеть в происходящих событиях только лишь плохое, упуская положительные аспекты, даже если они очевидны. Сформировав мировоззрение, вещи, которые находятся вне его пределов, воспринимаются очень тяжело. Суть в том, что вы будете постоянно пребывать в состоянии душевного покоя и расценивать все происходящие события в вашей жизни не более, чем просто опыт, пусть даже и очень горький.

Изложенные преимущества – это далеко не полный список плюсов, которые вы получаете, овладев позитивным мышлением. В некотором роде вы сделаетесь практически бесстрашным, сформировав определенный склад ума и научившись мыслить позитивно.

Бесстрашие исходит от осознания того, что, что бы с вами не произошло, в любой период вашей жизни, вы будете в силах принять это, не теряя позитива.

Жить, не имея страхов, и обладать решительностью, чтобы жить наперекор всему, – это бесценное качество в наше время. Овладев им, вы станете сильнее как личность, и ничто не сможет сломить вас на пути к желаемым целям.

Учения и исследования

Позитивная психология учит, как использовать силу изменения точки зрения, чтобы максимизировать потенциал счастья во многих сферах нашего повседневного поведения.

Каждый из этих результатов дает нам конкретное представление о том, как улучшить качество нашей жизни:

  1. Люди очень сильно переоценивают влияние денег на их счастье. Это действительно имеет некоторое влияние, но не такое большое, как мы могли бы подумать. Поэтому меньшая концентрация внимания на достижении богатства, вероятно, сделает вас счастливее.
  2. Трата денег на приятные переживания приносит больше счастья, чем трата денег на материальные блага.
  3. Благодарность вносит большой вклад в счастье, предполагая, что чем больше мы развиваем благодарность, тем счастливее мы будем.
  4. Окситоцин может вызывать у людей большее доверие, сочувствие и нравственность. Это означает, что объятия или другие проявления физической привязанности могут значительно улучшить ваше общее самочувствие.
  5. Те, кто намеренно культивирует позитивное настроение, извлекают выгоду из более искреннего переживания позитивного настроения. Другими словами, «сделав счастливое лицо», вы не обязательно почувствуете себя счастливее, но приложив немного усилий, вы, скорее всего, сделаете это.
  6. Счастье заразительно. Те, у кого есть счастливые друзья и близкие, с большей вероятностью будут счастливы в будущем.
  7. Люди, которые проявляют доброту по отношению к другим, не только улучшают свое самочувствие, но и больше принимаются своими сверстниками.
  8. Время, проведенное волонтером для дела, в которое вы верите, улучшает ваше благополучие и удовлетворенность жизнью и может даже уменьшить симптомы депрессии.
  9. Трата денег на других людей приносит больше счастья дарителю.


Image by Victoria_Borodinova from Pixabay

Позитивная психология также способствует улучшениям на рабочем месте, исследования на местах показали, что:

  1. Положительные эмоции повышают эффективность нашей работы.
  2. Положительные эмоции на рабочем месте заразительны. Один положительный человек или команда могут иметь волновой эффект, который распространяется на всю организацию.
  3. Маленькие простые действия могут иметь большое влияние на наше счастье. Не нужно много времени, чтобы побудить ваше рабочее место стать более счастливым и позитивным местом.

Одним из преимуществ позитивного психологического мировоззрения является, в широком смысле, успех! Успех не только делает нас счастливее, но и положительные эмоции на самом деле увеличивает наши шансы на успех.

Однако не думайте, что отказ от любых негативных эмоций или взглядов поможет вам достичь успеха. Важный вывод исследования позитивной психологии заключается в том, что принуждение людей, не являющихся оптимистами от природы, «просто мыслить позитивно», может принести больше вреда, чем пользы.

Еще одно широкое преимущество движения за позитивную психологию — это более четкое представление о том, что такое «хорошая жизнь».

Некоторые из их более конкретных выводов включали следующее:

  1. Удовлетворение своих желаний и потребностей повышает счастье, но практически не влияет на осмысленность. Это указывает на то, что сосредоточение внимания на получении того, чего вы хотите, увеличит ваше счастье. Но вам, возможно, придется принимать добавки, чтобы получить более глубокое ощущение смысла.
  2. Счастье ориентировано на настоящее, уходит корнями в данный момент, в то время как осмысленность больше сосредоточена на прошлом, будущем и на том, как они связаны с настоящим. Это открытие предполагает, что вы можете сосредоточиться на настоящем, чтобы увеличить свое счастье. Но вы можете больше думать о своем прошлом и будущем, чтобы найти смысл.
  3. «Дающие» ощущают больше смысла, а «берущие» — больше счастья. Если вы обнаружите, что вам не хватает смысла, попробуйте отдать что-то другим. Если вам не хватает счастья, попробуйте принять щедрость других, чтобы поддержать себя.
  4. Беспокойство, стресс и тревогу с большей вероятностью будут испытывать те, чья жизнь полна смысла и мало счастлива. Это указывает на то, что вам не следует слишком переживать из-за негативных эмоций. Если у вас есть сильное чувство смысла — небольшая негативная эмоция может быть действительно хорошей вещью!
  5. Намерение выразить свое подлинное «Я» и чувство сильной личности связаны со смыслом, но не со счастьем; если вы ищете смысл, попробуйте поработать над своей практикой аутентичности.

Подобные открытия привели к появлению ряда интересных теорий, которые дополняют литературу по позитивной психологии.


Image by Afishera from Pixabay

Критика

По словам Кирка Шнайдера, позитивная психология не может объяснить прошлые негативные события, например, действия нацистской партии или сталинские репрессии. Кроме того, Шнайдер указал на исследование, где позитивная иллюзия искажает реальность. Позитивное настроение может стать неспособным к психологическому росту и склонным удерживать расовые предубеждения. Негатив, иногда проявляющийся в легкой и умеренной депрессии, напротив, коррелирует с меньшим искажением реальности. Поэтому негатив может сыграть важную роль в динамике человеческого процветания. Селигман признавал в своей работе точку зрения о положительной иллюзии.

Ян Семпел в издании The Guardian, о. Семпел цитирует Стивена Волина, клинического психиатра, что исследование положительной психологии — это просто повторение более старых способов мышления, и что существует не так много научных исследований, которые могут поддержать эффективность этого метода.

Барбара Хелд утверждала, что, хотя позитивная психология вносит вклад в область психологии, она имеет свои недостатки. Она предложила разобраться в таких темах, как отрицательные побочные эффекты положительной психологии, негатив в позитивном психологическом движении и нынешнее разделение в области психологии, вызванное различными мнениями психологов о положительной психологии. Она также подняла проблему упрощенного подхода некоторых психологов в применении позитивной психологии.

Брюзжание

Барбара Хелд предлагает альтернативу принудительному позитиву — жалобы. Она даже написала книгу, где рассказывает, как научиться брюзжать. Это что-то вроде литературы по саморазвитию для жалобщиков. Книга называется «Хватит улыбаться, начинайте брюзжать» (Stop Smiling, Start Kvetching). «Кветч» — слово из идиша, и точнее всего оно переводится как «брюзжание». Я не специалист по еврейской культуре (почти все знания о ней я почерпнул из фильмов Вуди Аллена), но мне кажется, что традиция жаловаться на все и вся способствует счастью и удовлетворенности. Как приятно собраться вместе и побрюзжать! Это дает обширные темы для разговоров и определенное чувство солидарности.

Основная мысль книги Хелд заключается в том, что в жизни никогда не бывает хорошо все абсолютно. Иногда все просто не так плохо. Значит, причины для жалоб всегда найдутся. Падают цены на недвижимость — можно посетовать на обесценивание капитала. Если же цены на недвижимость растут, можно пожаловаться на то, как все вокруг поверхностно обсуждают растущий капитал. Жизнь трудна, но, по мнению Хелд, это само по себе не проблема. Проблема в том, что нас заставляют думать, что жизнь не трудна. Когда спрашивают, как дела, ожидается, что мы скажем: «Все отлично!». Хотя на самом деле все очень плохо, потому что вам изменил муж. Учась фокусироваться на негативном — и жаловаться на него, — можно выработать в себе механизм, который помогает сделать жизнь более сносной. Однако брюзжание — это не только способ справляться со сложными ситуациями. Свобода жаловаться связана с умением смотреть в лицо реальности и принимать ее такой, какая она есть. Это дает нам человеческое достоинство, в отличие от поведения вечно позитивного человека, который яростно настаивает, что не бывает плохой погоды (только плохая одежда). Бывает-бывает, мистер Счастливчик. И как приятно жаловаться на погоду, сидя дома с кружкой горячего чая!

Нам нужно вернуть себе право брюзжать, даже если это не ведет к положительным изменениям. Но если может к ним привести, то тем более важно. И обратите внимание, что брюзжание всегда направлено вовне. Мы сетуем на погоду, политиков, футбольную команду. Виноваты не мы, а они! Позитивный подход, напротив, направлен вовнутрь — если что-то не так, надо работать над собой и своей мотивацией. Во всем виноваты мы сами. Безработные не должны жаловаться на систему социальной помощи — а иначе можно прослыть лентяем, — ведь можно просто взять себя в руки, начать мыслить позитивно и найти работу. Надо просто «поверить в себя» — однако это однобокий подход, который сводит важнейшие социальные, политические и экономические проблемы к вопросу мотивации и позитивности отдельного человека. […]

Примечания

  1. Seligman M.
    Using the New Positive Psychology to Realize Your Potential for Lasting Fulfillment.— New York: Simon and Schuster, 2002. — 275 p. — ISBN 0-7432-2297-0.
  2. 123Forest J. et al.
    La psychologie positive et l’approche basée sur les forces : : // Le magazine de l’Ordre des psychologues du Québec. — 2011. — Vol. 28, № 1 (juillet).
  3. Fredrickson B. L.
    The value of positive emotions // American Scientist, 2003. — Vol. 91. — P. 330—335.
  4. Positive Psychology Center
  5. 12Peterson C., Seligman M. E. P.
    Character strengths and virtues: A handbook and classification. — Oxford University Press, 2004. — ISBN 0-19-516701-5.
  6. Park N., Peterson C., Selimgan M. E. P.
    Strengths of character and well-being // Journal of social and clinical psychology. — Vol. 23. — P. 603—619.
  7. Centre of Applied Positive Psychology (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения 4 ноября 2012. Архивировано 15 октября 2012 года.
  8. Пресс-конференция, посвященная открытию VI Европейского конгресса по позитивной психологии (неопр.)
    .
    medportal.ru
    . Медновости (27 июля 2012). Дата обращения 27 августа 2021. Архивировано 27 августа 2021 года.
  9. Магистерская программа «Позитивная психология» (неопр.)
    . Высшая школа экономики (2020). Дата обращения 27 августа 2021. Архивировано 27 августа 2021 года.
  10. Schneider, K.
    Toward a Humanistic Positive Psychology. Existential Analysis: Journal of the Society for Existential Analysis. — 2011. — С. 32—38.
  11. Barbara L. Fredrickson, Marcial F. Losada.
    Positive affect and the complex dynamics of human flourishing // The American Psychologist. — October 2005. — Т. 60, вып. 7. — С. 678—686. — ISSN 0003-066X. — doi:10.1037/0003-066X.60.7.678.
  12. Seligman, Martin E.
    The Optimistic Child. Houghton Mifflin Company. — 1995. — С. 295—299.
  13. Sample, Ian
    . How to be happy (англ.),
    The Guardian
    (19 November 2003). Дата обращения 5 июля 2021.
  14. Barbara S. Held.
    The Negative Side of Positive Psychology
    (неопр.)
    .

Новая позитивная психология: пути и методы достижения счастья в российской действительности

 В статье дается определение счастья в рамках новой позитивной психологии, описываются возможные типы счастья и условия достижения длительного состояния счастья с учетом российского менталитета. Приведены результаты пилотного исследования, проведенного с целью определения типов счастья, к которым стремятся люди, их удовлетворённости жизнью, а также возможной потребности в психотерапии.

Ключевые слова: счастье, типы счастья, новая позитивная психология, пути достижения счастья.

The article defines happiness within the new positive psychology, describes the possible types of happiness and the conditions for achieving a long state of happiness, taking into account the Russian mentality. The results of a pilot study to determine the types of happiness to which people aspire and their satisfaction with life, the possible need for psychotherapy.

Keywords: happiness, types of happiness, the latest positive psychology, ways to achieve happiness.

Каждый из нас хотя бы раз в жизни задумывался о том, как стать счастливым, что такое счастье на самом деле, что нужно делать, чтобы быть счастливым или кто нам в этом может помочь? Продолжительный ли это период времени в жизни или кратковременное явление, переживание момента? Феномен счастья был предметом исследования многих наук: философии, психологии, физиологии, социологии и экономической теории. Позитивная психология ближе всего подошла к его разгадке, и с её помощью люди способны не только справляться с трудностями в жизни, но и становиться счастливее.

В 2008–2013 гг. проводилось исследование о влиянии психотерапии на понимание счастья мужчин и женщин в возрасте 19–48 лет, оказавшихся в кризисной ситуации. Тестирование проходило в два этапа: до психотерапии, продолжавшейся 2,5 месяца, и после нее. В работе использовались следующие психологические подходы: рационально-эмотивная психотерапия (А. Эллис), гештальт-терапия, арт-терапия, позитивная психотерапия (Н. Пезешкиан), когнитивная психотерапия (А. Бэк), и телесно-ориентированная психотерапия. На основе результатов исследования, можно предположить, что после обращения к психологу представления о счастье стали масштабнее, желания и потребности конкретизировались. Раскрылись личностные ресурсы, появилась уверенность в собственных силах по управлению своей жизнью, что и было целью психотерапии [2].

«Последние полвека наука психология, по существу, занималась одной-единственной проблемой — психическими расстройствами человека. … Занимаясь исцелением больных, врачи-психотерапевты совсем забыли, что их помощь нужна и здоровым. Ведь люди хотят не только избавиться от недугов, им необходимо найти цель и смысл своей жизни», — так начинается книга М. Селигмана «Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни». В ней он говорит о том, что предупредить психическое заболевание легче, чем его лечить. Он разработал новую науку, изучающую позитивные чувства для развития положительных качеств характера. «Распространенное убеждение, будто бы счастье мимолетно и неудержимо, — первое препятствие на пути к научным разработкам (и, конечно, практическим результатам) в этой области. Вторым и более серьезным препятствием является убежденность в том, что счастье и любые другие жизнеутверждающие настроения на самом деле обманчивы».

Подлинное счастье мы обретаем, открывая в себе положительные качества, используя индивидуальные добродетели (наши достоинства). «Истинное счастье приносят положительные чувства, возникающие в результате проявления лучших черт нашего характера, а не при помощи искусственных уловок, т. е. счастье нужно заслужить», — говорит М. Селигман. Его слова основаны на экспериментах со студентами, когда их просили сделать что-то полезное для себя и для собственного удовольствия, а потом поделиться своими впечатлениями. В результате, чувства от добрых поступков превосходили по силе и значимости радость от обычных ежедневных удовольствий [6].

Причин становиться счастливыми множество, об этом свидетельствуют научные труды, написанные разными учеными. В западных исследованиях постоянно воспроизводимой закономерностью является взаимосвязь между субъективным благополучием и близкими отношениями [2]. Супружество может быть источником положительных эмоций и счастья, самореализации и удовлетворенности жизнью в целом. Так, гарвардское исследование, проводившееся в Америке на протяжении 75 лет, говорит о том, что самым главным фактором счастья являются хорошие отношения в семье: счастливые люди более успешны, обладают лучшим здоровьем и долголетием [18]. Кроме того, счастливые люди более конкурентоспособны в современном мире, они легче сходятся с людьми, более работоспособны, добиваются больших высот в карьере, а, следовательно, и финансово благополучны. Б. Фредриксон разработала в 2000 году теорию позитивных эмоций и доказала, что позитивные эмоции повышают интеллектуальные, физические и социальные возможности и создают резервы, всегда доступные в случае угрозы или необходимости [9,13,14].

Ученые из университета Миннесоты доказали передачу из поколения в поколение уровня жизнерадостности [17]. Любой из нас обладает определенным уровнем позитивных и негативных эмоций, соответствующим унаследованному уровню счастья [15]. Учитывая этот факт, М. Селигман [7], как основоположник позитивной психологии, предложил свою формулу счастья: С=И+О+В, где С — счастье, И — индивидуальный диапазон, предопределенный генетически, определяющий счастье примерно на 50 %; О — обстоятельства, которые отвечают примерно за 10 % счастья и В — факторы, поддающиеся волевому контролю, то есть сознательные, намеренные действия, которые человек может выбрать для себя, отвечающие примерно за 40 % счастья.

Целью позитивной психологии является сделать человека устойчиво счастливым, в течение продолжительного периода времени, а не кратковременно, от проходящих радостей и удовольствий (еда, физические нагрузки, материальные блага и т. д.).

Если генетическую предрасположенность изменить невозможно, то некоторые внешние факторы поддаются корректировке и при этом составляют 10–15 % переживания счастья. К примеру, для счастья человеку желательно:

  1. Жить в богатой демократической стране, а не в нищем государстве с диктаторским режимом (важный фактор).
  2. Иметь семью (тоже важный фактор, но не главный).
  3. Избегать неприятностей и отрицательных эмоций (фактор средней важности).
  4. Как можно больше общаться с людьми (важный, но не основной фактор).
  5. Верить в Бога (фактор средней важности).

Для того чтобы чувствовать себя счастливым и радоваться жизни, вовсе не обязательно:

  1. Много зарабатывать.
  2. Быть здоровым (субъективно воспринимаемое здоровье).
  3. Иметь превосходное образование.
  4. Переезжать в страну с более жарким климатом.

Далее переходим к факторам, поддающимся контролю и составляющим по мнению М. Селигмана 40 % счастья. Сюда относятся положительные чувства, связанные с прошлым (удовлетворенность, чувство выполненного долга, гордость, спокойствие), настоящим (радость, восторг, спокойствие, энтузиазм, возбуждение, удовольствие и, самое главное, любовь к жизни) и будущим (оптимизм, надежда, уверенность в себе и вера). Желательно, чтобы человек испытывал их в равной мере.

«Именно эмоции обычно являются следствием мышления», — заявил Аарон Т. Бек, ведущий теоретик когнитивной терапии. Сторонники З. Фрейда утверждают противоположное — чувства приводят в движение мысль. Скорее всего, чувства появляются в ответ на внешние события, воспоминания, представления своего будущего, но человек способен отследить процесс появления чувств и запустить в нужном направлении процесс мышления, снизив, или наоборот, повысив, уровень своих переживаний, дав им ту или иную окраску. Отечественные научные исследования из раза в раз показывают, что субъективное благополучие зависит от стилей и стратегий поведения человека [3,8]. Следует помнить, что от выбора той или иной стратегии поведения зависит наше будущее, наше здоровье. К примеру, если адепты психодинамики считали необходимым ярко выражать свои эмоции, «выплескивать» их наружу, то сейчас доказано, что вспышки гнева и мстительных эмоций как раз и приводят к сердечным заболеваниям и еще большей гневливости, а подавленный гнев не приводит к развитию болезней сердца [11,12].

Изучение всех особенностей, делающих разных людей счастливыми, позволяет в будущем расширять научный взгляд на феномен счастья и формировать эффективные стратегии психологической и психотерапевтической помощи. К примеру, люди, которые практиковали благодарности, записывая их каждый день, чувствовали себя менее подавленными, более счастливыми, у них улучшалось качество сна, они чаще занимались физическими упражнениями. Люди всех возрастов становятся более счастливыми, когда они концентрируются на переживании позитивных эмоций, когда в их жизни появляется смысл, служение высшим целям, чему-то большему, чем они сами (филантропия, эвдемонизм), когда они живут в состоянии «потока» (когда человек полностью поглощён интересным делом, в котором максимально реализует свой потенциал, максимально сконцентрирован, время для него останавливается [7]), развивая свои сильные стороны и трансформируют свое мышление в позитивном направлении.

Стремление к удовольствию само по себе не влияет на удовлетворенность жизнью, ввиду того что к удовольствиям и наслаждениям человек быстро привыкает, теряется яркость ощущений. Наибольшее удовлетворение приносит стремление к осмысленности, служению другим людям. Только в случае наличия высокого стремления к осмысленности и всепоглощающему занятию, удовольствие превращается в истинное наслаждение. Наличие только стремления к осмысленности жизни или только к всепоглощающему занятию дает высокую удовлетворенность, но при полноценной жизни эффект от всех трех составляющих приводит к самому высокому показателю. Если у человека нет ни одного из стремлений, жизнь его пуста [18] (Таблица № 1).

Таблица 1

Уровни удовлетворенности жизнью и соответствующие им типы счастья

Уровень удовлетворенности Тип счастья
Высший Позитивные эмоции +Эвдемоническая поглощенность + Осмысленность жизни
Высокий Эвдемоническая поглощенность Осмысленность жизни
Низкий/отсутствие Позитивные эмоции

Мы провели пилотное исследование среди жителей одного из городов России. Выборку составили 70 человек (31 мужчина и 39 женщин) старше 18 лет, среднего уровня достатка, не обращавшиеся за психологической помощью и не проходившие психотерапию. Респондентам был задан один открытый вопрос: «Что вы делаете, чтобы быть счастливыми». Целью исследования было определение их типа счастья по М.Селигману («позитивные эмоции», «эвдемоническая поглощенность», «осмысленность жизни») и уровня удовлетворенности жизнью, а как следствие, возможной потребности в психотерапии. Ответы без эмоциональной окраски и смыслового содержания были исключены из выборки, например: «живу…», «ничего не делаю», ввиду сложности их интерпретации. Остальные данные были проанализированы, редуцированы и распределены по типам счастья (рис. № 1).

Результаты.

Позитивные эмоции и увлеченность своей деятельностью мужчины и женщины испытывают примерно одинаково (50 % и 47,36 % соответственно), но только женщины (7,89 %) испытывают осмысленность жизни, 2,63 % из которых совмещены с позитивными эмоциями, а два типа счастья (позитивные эмоции и эвдемоническую поглощенность) женщины испытывают в 7 раз чаще мужчин (21,05 % и 3,33 % соответственно). 46,67 % мужчин и 23,68 % женщин живут только стремлением к удовольствиям, а, следовательно, имеют самый низкий уровень удовлетворенности жизнью. Таким образом, женщины чаще находятся в состоянии длительного счастья, больше счастливы, чем мужчины (рис. 1). Этот вывод совпадает с результатами исследования Д. Галати [10], проведенного в Италии. Обращает на себя внимание тот факт, что ни один из ответов опрошенных нельзя отнести сразу с ко всем трем типам счастья, следовательно, все люди нуждаются в позитивной психотерапии и повышению уровня удовлетворенности жизнью, обучению пребывания в состоянии счастья длительное время.

Рис. 1. Результаты опроса (мужчины и женщины)

В некоторых странах счастью уже учат. Например, в США, в Гарвардском университете популярен новый «Курс Счастья», в Калифорнии был введен новый учебный предмет «Самопознание» (Self-Science). В Кембридже образован «Факультет Благоденствия» (Department Of Wellbeing). В рамках национального проекта там был разработан курс Счастья на основе позитивной психологии (Мартин Селигман и др.). В экономической гимназии Гейдельберга (Германия) по два часа в неделю подростки также изучают предмет «Счастье». В программе курса указаны темы: «Душа», «Тело», «Общество», «Готовность к успехам» и «Позитивное мышление» [5].

В условиях современной России одним из первостепенных акцентов психологической просветительской, коррекционной и образовательной работы необходимо сделать формирование и развитие программ психологически грамотной и позитивной коммуникации. Большая часть межличностных и даже межгрупповых конфликтов происходит сначала на уровне неадекватной коммуникации, порождающей массу вторичных, не имеющих реальных, кроме коммуникативных, оснований проблем, которые, в свою очередь, порождают третичные и т. д. проблемы. Только развития разнообразных способностей и навыков человека недостаточно. Нам до крайности необходимы программы формирования чести и совести человека и гражданина. Такие программы не акцентированы в американской и европейской позитивной психологии. В условиях отечественной действительности, где существует многолетний опыт размывания религиозных, моральных, нравственных, правовых и иных норм, где постмодернистская традиция смешения границ добра и зла, праведного и неправедного достигла своеобразного апогея, при котором ничего не страшно и ничего не стыдно (врать, воровать, убивать, быть равнодушным и т. п.), данное направление является насущно необходимым и наиболее актуальным [4].

Таким образом, толчок к началу счастливой жизни могут дать методы, разработанные и протестированные в рамках новой позитивной психологии, с учетом специфики российского общества.

В докладе А. С. Огнева, доктора психологических наук, профессора «Об итогах II Международного конгресса по позитивной психологии, состоявшемся летом 2011 г. в Пенсильванском университете» прозвучало, что идея «счастья» как основного понятия данного направления уже значительно трансформировалась: наиболее употребительными понятиями на «знаменах» позитивной психологии уже числятся «процветание» и «жизненный успех». Такая замена может означать, что значительная часть людей может просто не желать быть счастливыми [4].

В дальнейшей своей работе мы постараемся выяснить уровень желания и мотивации россиян быть счастливыми, а также их готовность прилагать к этому усилия, как это коррелирует с их возрастом, полом и семейным положением.

Литература:

  1. Аргайл М. Психология счастья. // СПб.: Питер, 2003. — 271 с.
  2. Виничук Н.В Динамика образа счастья в процесс психотерапии у людей, оказавшихся в кризисной ситуации // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. Издательство: Центр клинической и прикладной психологии (Владивосток), 2013.
  3. Джидарьян И.А., Антонова Е. Проблема общей удовлетворенности жизнью. Теоретическое и эмпирическое исследование // Сознание личности в кризисном обществе. М.: Изд-во ИП РАН, 1995. — С. 76—93.
  4. Розенова М.И., Киселев С.Н. Позитивная психология в России: проблемы терминологии и целей // Вестник московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология // Издательство: Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова (Москва) 2013.
  5. Рябова Н.М. Счастье как жизненная компетентность: где учат счастью? Вестник костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. // Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова (Кострома), 2013.
  6. Селигман М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни // ООО Издательство «София», 2006.
  7. Чиксентмихайи М. Поток. Психология оптимального переживания // Альпина нон-фикшн, 2011.
  8. Чурило Н.В. Субъективное благополучие юношей и девушек в контексте реализации индивидуальной жизненной стратегии // Психологический журнал, 2009. № 2(22).
  9. Estrada, C, Isen, A., and Young, M. (1997) Positive affect facilitates integration of information and decreases anchoring in reasoning among physicians. Organizational Behavior and Human Decision Processes, 72,117–135.
  10. Galati, D., Sotgiu, I., & Iovino, V. (2006) What Makes Us Happy? A Study on Subjective Representation of Happiness Components. In A. Delle Fave (ed.) Dimensions of Well-Being. Research and Intervention (pp 60-75). Milano: FrancoAngeli.
  11. Hokanson, J., and Burgess, M. (1962). The effects of status, type of frustration, and aggression on vascular processes. Journal of Abnormal and Social Psychology, 65, 232–237.
  12. Hokanson, J., and Edelman, R. (1966). Effects of three social responses on vascular processes. Journal of Abnormal and Social Psychology, 442–447.
  13. Isen, A. M., Rosenzweig, A. S., and Young, M. J. (1991). The ifluence of positive affect on clinical problem solving. Medical Decision Making, 11,221–227.
  14. Isen, A.M. (2000). Positive affect and decision making. In M. Lewis and J.M. Haviland-Jones (Eds.), Handbook of emotions (2d ed, pp. 417–435). New York: Guilford Press.
  15. Lykken, D, and Tellegen, A. (1996). Happiness is a stochastic phenomenon. Psychological Science, 7,186–189.
  16. Maruta, Т., Colligan, R., Malinchoc, M, and Of ford, K.(2000). Optimists vs. Pessimists: Survival rate among medical patients over a 30-year period. Mayo Clinic Proceedings, 75,140–143.
  17. Tellegen, A., Lykken, D. Т., Bouchard, T.J., Wilcox, K.J., Segal, N.L., and Rich, S. (1988). Personality similarity in twins reared apart and together. Journal of Personality and Social Psychology, 54,1031–1039.
  18. Seligman M. The new era of positive psychology // TED 2004 URL.: https://www.ted.com/talks/martin_seligman_on_the_state_of_psychology?language=en (дата обращения: 07.09.2018).
  19. Waldinger R. What makes a good life? Lessons from the longest study on happiness // TED 2021 URL.: https://www.youtube.com/watch?time_continue=28&v=8KkKuTCFvzI (дата обращения: 07.09.2018).

Критика

По словам Кирка Шнайдера, позитивная психология не может объяснить прошлые негативные события, например, действия нацистской партии или сталинские репрессии. Кроме того, Шнайдер указал на исследование, где позитивная иллюзия искажает реальность. Позитивное настроение может стать неспособным к психологическому росту и склонным удерживать расовые предубеждения. Негатив, иногда проявляющийся в легкой и умеренной депрессии, напротив, коррелирует с меньшим искажением реальности. Поэтому негатив может сыграть важную роль в динамике человеческого процветания. Селигман признавал в своей работе точку зрения о положительной иллюзии.

Ян Семпел в издании The Guardian, о. Семпел цитирует Стивена Волина, клинического психиатра, что исследование положительной психологии — это просто повторение более старых способов мышления, и что существует не так много научных исследований, которые могут поддержать эффективность этого метода.

Барбара Хелд утверждала, что, хотя позитивная психология вносит вклад в область психологии, она имеет свои недостатки. Она предложила разобраться в таких темах, как отрицательные побочные эффекты положительной психологии, негатив в позитивном психологическом движении и нынешнее разделение в области психологии, вызванное различными мнениями психологов о положительной психологии. Она также подняла проблему упрощенного подхода некоторых психологов в применении позитивной психологии.

Законы

На самом деле освоить концепцию совсем не сложно. Существуют законы позитивного мышления — их всего 4. Придерживаясь их, можно кардинально изменить жизнь на 280°.

Закон притяжения

Все вещи и живые существа в этом мире притягивают к себе подобное. Злое стремится к злому, плохое — к плохому, хорошее и доброе — соответственно. Чем негативнее мысли и отвратительнее настроение, тем хуже становится жить. Если же думать о светлом, верить в позитив, быть оптимистом — всё вокруг будет таким же: окружение, обстоятельства, везение.

Закон дарения

Прежде чем что-то получить, нужно сначала отдать. Если хочется, чтобы вас любили, полюбите сами. Нужны деньги — жертвуйте. Чувствуете себя одинокими — проявите внимание и нежность к окружающим сами. Не ругайтесь дома, а обнимите своих близких. Не устраивайте интриг на работе, а помогите кому-нибудь. Оказывайте клиентам только качественные услуги. И тогда Вселенная вернёт вам всё сполна.

Закон обратного действия

Когда в душе поднимается раздражение и с языка готовы сорваться обвинения и обидные слова, нужно сделать всё с точностью до наоборот. Улыбнуться и сказать что-то приятное. Хочется плакать — смейтесь. Ненавидите кого-то — посочувствуйте этому человеку. Это позволит создать позитивный мир вокруг себя. Если тренироваться, негативные эмоции и мысли будут приходить всё реже.

Закон позитивных мыслей

Нужно сесть и подумать о своей жизни. Но не в том русле, как раньше: всё плохо, ничего не получается, ничего не хочу. Сначала ставится позитивная, яркая цель. Затем прописываются задачи, которые необходимо решить для её достижения. Все эти установки должны быть оптимистичными. Никакого негатива и отрицательных частиц. Если ежедневно перечитывать (желательно вслух) свою цель и задачи, вскоре сама Вселенная будет помогать вам достичь желаемого.

Позитивная психология: полезные приемы

Повторимся: несмотря на то что сама по себе позитивная психология вызывает достаточно жаркие споры, из этой теории можно вывести полезные практические советы. Они помогут изменить способ мышления, стать оптимистичнее, сильнее и почувствовать себя более счастливым.

Ищите плюсы во всем

Допустим, вам предстоит сделать устный доклад по работе, а мысль выступать перед публикой ужасает. Прежде чем эмоции захлестнут вас, абстрагируйтесь и подумайте о ситуации с холодной головой. Вы будете делать доклад перед коллегами. О чем это говорит? Например, о том, что начальник ценит ваше мнение и доверяет вам. Какие плюсы можно извлечь из этого? У вас появляется возможность зарекомендовать себя с положительной стороны и продвинуть свои идеи.

Когда вы увидите преимущества, то ощутите прилив сил и оптимизма

, который поможет справиться с задачей.

Определите свои сильные стороны

Вместо того чтобы зацикливаться на слабостях, потратьте силы и ресурсы на культивирование талантов и сильных сторон своей личности

. Если у вас явная склонность к программированию, соответствующие курсы помогут открыть двери к работе мечты. Возможно, то, что вы считали недостатком, сработает на вас. Дотошность и придирчивость можно обратить в пунктуальность, которая очень ценится во многих сферах работы.

Ведите дневник эмоционального состояния

Установите сигнал на смартфоне и несколько раз в день фиксируйте эмоции и чувства на бумаге. Так вам будет легче проанализировать свое состояние и совершенствоваться

Написать письмо с благодарностью

Посвятите его конкретному человеку. Лучше всего передать письмо лично в руки или проговорить содержимое вслух. Это позволит избавиться от негатива и почувствовать себя счастливее

Заведите дневник благодарностей

Если каждый день перед сном записывать три вещи, за которые вы благодарны прошедшему дню, то уже через пару недель удовлетворенность жизнью значительно повысится

. Это может быть что-то обыденное, но приятное: хорошая погода, вкусный ужин или помощь от близкого человека.

Простите обиды

Прощение нужно не столько человеку, который вам навредил, сколько вам самим, чтобы перестать тяготиться негативными эмоциями

. Это не всегда просто, особенно когда требуется простить того, кто причинил вам много боли. Для сложных случаев Селигман предлагает пошаговую методику.

Воссоздайте в памяти произошедшие события, но при этом абстрагируйтесь от эмоций . Ни в коем случае не жалейте себя и отстранитесь от негатива по отношению к окружающим, превратитесь в бесстрастного наблюдателя. Представьте себя на месте обидчика, подумайте о его чувствах в тот момент, когда он совершает поступок, приносящий вам обиду. Это будет нелегко, но нужно посочувствовать ему . Третий шаг – альтруистический жест . Нужно подарить обидчику прощение

Важно, чтобы вы сделали это не для себя, а для него. Достигните того состояния, чтобы можно искренне сказать: «Обида и месть не для меня». Следующий момент – символ того, что вы действительно простили

Он может быть выражен творчески: через рисунок или письмо. Будет хорошо, если вы расскажете о своем решении близкому человеку. Самое главное – не откатываться к негативным эмоциям . Это не значит, что вам удастся забыть произошедшее, но вам будет гораздопроще двигаться дальше , потому что изменится ваш эмоциональный отклик на событие.

Мы не можем сказать, что полностью согласны с данным подходом к обиде и прощению. Прочитайте нашу статью об обиде, чтобы понять, какой она бывает, каким бывает прощение и что делать в различных ситуациях

Подтвержденные исследованиями тезисы, которые гарантированно повысят качество жизни

  1. Если притвориться, что вы чувствуете себя хорошо, так и случится.
  2. Эмоции не менее заразны, чем вирусы – вы невольно перенимаете образ мышления окружающих. Если вокруг будут позитивные люди, то и вы станете одним из них.
  3. Гормон окситоцин, который вырабатывается благодаря объятиям и прочим физическим контактам, действительно влияет на самочувствие и улучшает его.
  4. Счастье можно купить, если потратить деньги на других людей. Чем больше безвозмездных добрых дел вы будете посвящать другим, тем лучше будете себя чувствовать.
  5. Стремление к хорошей и качественной жизни повышает удовлетворенность жизнью в целом.
  6. Развитие сильных сторон характера и счастье работают как буфер против неудач и негативных жизненных ситуаций.

Позитивная психология приобрела большую известность и даже применялась при обучении более 1 млн солдат армии США.

Позитивная психология: концепция и влияние на жизнь человека

Итак, Селигман указывает на то, что важнейшее значение психология должна придавать упорству в достижении целей, надежде и вере в лучшее, способности к творчеству и другим позитивным аспектам человеческой жизни. Исходя из этого, он указал три направления, на которые нужно ориентироваться:

  • Социальные институты, которые помогают развивать человека и способствуют его счастью. Здесь речь идет о здоровых локальных социальных сообществах, здоровой среде на рабочем месте, свободных СМИ, здоровой семье, демократии и т.д.
  • Позитивные черты характера человека. К ним относятся эмпатия, альтруизм, щедрость, юмор, прощение, поиск смысла, творчество, доброта, честность, любовь, духовность, мудрость и т.д.
  • Позитивные эмоции и индивидуальное ощущение счастья. Имеются в виду конструктивные мысли, наполненность жизненной энергией, уверенность в себе, оптимизм, удовлетворенность жизнью и т.д.

В современной классической психологии можно найти просто невероятное количество самых разных психических недугов, и она в обязательном порядке должна искать их причину и устранять. Но устранение причин – это далеко не все, ведь после этого «внутри» человека возникает пустота, которая не заполняется ничем другим.

Помимо этого, в большинстве случаев индивидуальный жизненный опыт, а также опыт прошлых поколений учит человека тому, как жить именно в состоянии постоянного несчастья и как принять причины этого состояния. Это и есть та самая формула выученной беспомощности, которую вывел Мартин Селигман.

Сотни лет людей никто, кроме отдельных выдающихся личностей, активно не учил, как становиться счастливыми. По этой причине пустота, которая появляется после стандартного лечения, скорее всего, снова заполнится деструктивными и мешающими нормально жить мыслями и ощущениями.

Однако можно направить людей по другому пути, показав им сильные стороны ума и научив пользоваться ими; показав, как можно самостоятельно формировать чувства счастья и радости. В результате люди избавятся от выученной беспомощности и обретут сознательный оптимизм, и от этого их жизнь начнет в корне меняться.

Позитивная психология – это уход от устаревающей концепции повышения самооценки человека. Приверженцы этого направления считают, что причина множества психических расстройств кроется далеко не в ней, как и высокая самооценка совершенно не гарантирует счастливой жизни. Самооценка является всего лишь показателем того, насколько человек удовлетворен своей жизнью. Так что и вкладывать все свои силы в работу над самооценкой не имеет какого-то особенного смысла.

Как профессиональные психологи, так и сами люди должны устремлять свои усилия в трех направлениях, о которых мы уже сказали выше (социальные институты, черты характера, эмоции). Исходя из этого, перед каждым человеком, независимо от обстоятельств, которые его окружают, появляется несколько выборов.

Первый выбор:

  • Продолжать мыслить негативно, винить себя и других в своих неудачах, фокусироваться на проблемах, опускать руки и переставать верить в свои силы, культивировать желание отомстить и т.д.
  • Начать мыслить позитивно, научиться делать выводы, основываясь на своем опыте, искать выход из сложных ситуаций, культивировать веру в свою способность что-либо изменить, и делать все возможное для реализации радостных и вызывающих положительные эмоции событий.

Второй выбор:

  • Смириться с обстоятельствами.
  • Стараться изменить обстоятельства и искать другие варианты действий.

Третий выбор:

  • Общаться с пессимистически настроенными людьми, быть участником конфликтов с окружающими, принять все плохое, как есть, заниматься бесполезными делами.
  • Сменить круг общения и окружить себя позитивными людьми, стараться понимать других людей и их взгляды, пытаться вызвать положительные перемены, найти для себя более полезное занятие – нечто развивающее и заставляющее расти.

Попробуйте сами вглядеться в эти выборы и задуматься о них – вероятнее всего вы заметите, что это именно то, о чем еще в древние времена нам пытались сказать великие мыслители и светлые умы. У человека есть выбор – он может сам решать, как лучше ему жить, а не продолжать существовать так, как это делали его предки, и не следовать кем-то предначертанной ему судьбе. И здесь можно указать на еще один мощнейший посыл: любой человек, взявший на себя ответственность за происходящее в своей жизни, становится тем, кто сам определяет свой дальнейший путь!

Звучит все это классно и здорово, но как же этого добиться? Какие есть реальные методы или упражнения, позволяющие достичь таких выдающихся результатов и наполнить свою жизнь счастьем и радостью?

Практическая позитивная психология предполагает индивидуальный подход к каждому отдельно взятому человеку. Разрабатываются специальные программы, использующие методы визуализации, метод вопросов и ответов, метод проговаривания ключевых идей, методы арт-терапии и т.д.

Но, естественно, далеко не каждый может вот так просто взять и обратиться к специалисту за помощью. И для людей, у которых этой возможности нет, Селигман и его коллеги разработали пособия, где содержатся самые подробные описания наиболее эффективных методик и упражнений для самостоятельного применения и выполнения. Обо всех мы, конечно же, не расскажем, но все же рассмотрим несколько популярных.

А для более глубокого изучения темы позитивной психологии и соответствующих практик советуем вам почитать книги Селигмана «Путь к процветанию», «В поисках счастья» и «Новая позитивная психология»

«Не сомневайся в себе»

Позитивная психология основывается на постулате о том, что высокая самооценка — это очевидное благо. Вот только это утверждение не имеет под собой достаточно веских оснований. По словам писателя и журналиста Уилла Сторра, подробно изучавшего этот вопрос, уверенность в себе — палка о двух концах. С одной стороны, люди с низкой самооценкой застенчивы и не уверены в своих силах. Они не любят выделяться и поэтому могут упускать хорошие возможности или страдать от синдрома самозванца. С другой — высокое мнение о себе нередко приводит к агрессивному поведению и нарциссизму.

При этом не стоит путать причину и следствие. Не высокая самооценка способствует повышению успеваемости в школе и продвижению по карьерной лестнице, но наши успехи подкрепляют самооценку. Как бы сильно человек ни был уверен в себе, это не сделает его отличным профессионалом без необходимого образования и опыта работы. Думать, что можно добиться всего, чего захочешь, достаточно только поверить в успех, — вредное заблуждение.

Сомнения в себе — это нормально. В конце концов, даже Сократ сомневался в собственной мудрости. Непоколебимая уверенность, основанная не на объективных заслугах, а на позитивных аффирмациях, предлагаемых коучами, снижает критичность к собственным действиям. Завышенная самооценка увеличивает вероятность неудачи, а те, кто обладает ей, не признают собственных слабостей или некомпетентности. «Кроме того, такие люди чаще бросают сложные задачи, ведь возникающие трудности мучительно противоречат их представлениям о себе», — подчёркивает Уилл Сторр.

Как улучшить свой день?

Человеку в депрессивном эпизоде очень сложно перестать фокусироваться на негативных моментах жизни. Изменение мировоззрения требует времени и усилий. Кажется, что новый день будет таким же серым и безрадостным, как предыдущие, и ничто в мире не может это изменить.

Но воздействие позитивной психологии невозможно без желания самого человека. Отсутствие внутренней мотивации нельзя привить извне. Поэтому следует постараться для начала попробовать простые техники, которые могут улучшить обычный день, сделать его особенным. К повседневным методикам относятся:

  1. Выполнение неприятного дела. После выполнения неприятного дела появляется чувство удовлетворения. Маленькая победа задаст тон дню, настроит на успех.
  2. Добавление серотонина. Депрессия снижает уровень серотонина — гормона, отвечающего за чувство радости и удовлетворения. Его нужно добавить самостоятельно, употребляя в пищу продукты, богатые серотонином: шоколад, бананы, зеленый горошек.
  3. Водные процедуры. Вода помогает взбодриться и почувствовать себя лучше. Если днем ванну или душ принять нельзя, следует умыться и вымыть руки. А вечером постараться организовать полноценное расслабление с использованием любимого мыла, геля для душа, ароматизированной соли. Приятные запахи также благотворно сказываются на психике, повышают общий тонус.

Упражнения можно использовать для улучшения эмоционального состояния сразу же, как только возникнет чувство апатии, психологической усталости, появятся сомнения.

Исследования Селигмана

Эксперименты с положительным влиянием на психику начались с подачи Селигмана, благодаря которому позитивная психология стала академической дисциплиной. В американском исследовательском центре он работал с добровольцами над созданием классификатора положительных черт личности. Основываясь на результатах опросов, Селигман выделил 6 групп положительных черт, объединяющих схожие черты характера:

  • мудрость и знание;
  • смелость;
  • человечность;
  • справедливость;
  • воздержание;
  • трансцендентность;

Список черт пополнялся и дорабатывался, поскольку Селигман проводил анкетирование представителей разных слоев населения, и высшие ценности для них были разными. Сопоставив результаты, он вывел 4 основные черты характера, способствующие достижению счастья:

  • любовь,
  • надежда,
  • благодарность;
  • любознательность.

Для выявления доминирующей черты личности испытуемого Селигман создал опросник, состоящий из 240 вопросов и типовых вариантов ответов. На основании полученных результатов можно не только определить сильные стороны характера, но и помочь человеку развить их.

Методология

Развитие позитивной психологии позволило выделить 3 принципа, необходимых для полноценного использования этого метода:

  1. Надежда. Позволяет принять ответственность за свои поступки, и благодаря этому научиться смотреть в будущее уверенно, выстраивать реалистичные жизненные сценарии.
  2. Баланс. Он необходим, чтобы упорядочить ключевые аспекты жизни: физическое существование, психику, самоощущение, планы на будущее. Достижение счастья возможно через стремление к полной гармонии.
  3. Самопомощь. Принцип самопомощи помогает достичь личностной целостности, объедения отдельных взглядов и принципов в общую картину самоопределения и видения мира.

Важный принцип позитивной психологии — принятие негатива, а не отрицание его. Человек не может преодолеть проблему, если будет игнорировать ее. Негативное восприятие погружает личность в стагнацию, заставляя постоянно проживать травмирующую ситуацию и не имея возможности выйти из нее. Позитивное восприятие создает условия для поиска оптимального выхода. Используя метод позитивной психологии, человек учиться избегать травмирующего воздействия стресса и находить личностную гармонию.

Как проникнуться позитивным мышлением

Так как же увеличить количество позитивных эмоций в жизни и применить на себе действие теории расширения границ и развития?

Непременно своё дело сделает любая искорка радости, удовлетворённости и любви. Но только вы точно знаете, что сработает на вас. Может быть, это будет игра на гитаре, прогулка с близким человеком или вырезание деревянного гномика для любимого цветника.

Тем не менее стоит обратить внимание на некоторые занятия, подходящие многим землянам. Медитация

Недавнее исследование Фредриксон показало, что ежедневно медитирующие люди испытывают больше положительных эмоций, чем те, кто не практикует медитацию

Как и ожидалось, занятие медитацией благоприятно сказывалось на долгосрочных навыках

Например, через три месяца после окончания эксперимента ежедневно медитирующие люди обладали повышенным вниманием и целеустремлённостью, а состояние их здоровья улучшалось. Медитация

Недавнее исследование Фредриксон показало, что ежедневно медитирующие люди испытывают больше положительных эмоций, чем те, кто не практикует медитацию. Как и ожидалось, занятие медитацией благоприятно сказывалось на долгосрочных навыках

Медитация. Недавнее исследование Фредриксон показало, что ежедневно медитирующие люди испытывают больше положительных эмоций, чем те, кто не практикует медитацию. Как и ожидалось, занятие медитацией благоприятно сказывалось на долгосрочных навыках

Например, через три месяца после окончания эксперимента ежедневно медитирующие люди обладали повышенным вниманием и целеустремлённостью, а состояние их здоровья улучшалось

Письмо. Исследованием, опубликованным в журнале Journal of Research in Personality, рассмотрены две группы студентов по 45 человек. Первая группа на протяжении трёх дней писала о сильных положительных чувствах. Другая — на обычную тему.

Спустя три месяца у членов первой команды было отмечено лучшее настроение, они реже болели и обращались за помощью к врачам. Всего три дня письма о позитивных вещах повлияли на улучшение здоровья.

Игра. Впихните игровые виды спорта в свой жизненный график. Вы планируете встречи, переговоры, мероприятия и разнообразные обязанности, занося их в календарь, но почему не находите время на любительский спорт?


Фото: chaoss / Фотодженика

Когда в последний раз вы предавались эксперименту и открывали новые для себя вещи? Когда в последний раз вы планировали развлечения? Разве счастье менее важно, чем планёрка по вторникам?

Разрешите самим себе улыбаться и радоваться преимуществам положительных эмоций. Запланируйте мини-футбол с друзьями или небольшое приключение со своей второй половинкой. Тем самым вы испытаете удовлетворение и радость, а также изучите и разовьёте новые для себя навыки.

Введение в модель PERMA

Модель PERMA — широко признанная и влиятельная модель в позитивной психологии. Селигман предложил эту модель, чтобы помочь более глубоко объяснить и определить благополучие.

По Селигману, «PERMA» — это аббревиатура от пяти аспектов благополучия:

  • P — Положительные эмоции. Хотя поиск только положительных эмоций — не очень эффективный способ улучшить ваше самочувствие, позитивные эмоции по-прежнему остаются важным фактором. Часть благополучия — это получать удовольствие от настоящего момента, т. е. испытывать положительные эмоции.
  • E — Вовлеченность. Чувство вовлеченности, при котором мы можем потерять счет времени и полностью погрузиться в то, что нам нравится и в чем мы преуспеваем, является важным элементом благополучия. Трудно иметь развитое чувство благополучия, если вы по-настоящему не заняты тем, что делаете.
  • R — (Позитивные) отношения. Люди — существа социальные, и мы полагаемся на связи с другими, чтобы по-настоящему процветать. Глубокие, значимые отношения с другими жизненно важны для нашего благополучия.
  • M — Значение. Даже тот, кто большую часть времени безумно счастлив, может не иметь развитого чувства благополучия, если не находит смысла в своей жизни. Когда мы посвящаем себя делу или признаем нечто большее, чем мы сами, мы испытываем чувство смысла, которому просто нет замены.
  • A — Достижение. Все мы процветаем, когда добиваемся успеха, достигаем своих целей и улучшаем себя. Без стремления к достижению мы упускаем один из кусочков пазла подлинного благополучия.

Эта модель дает нам всеобъемлющую основу для понимания благополучия, а также основу для улучшения благополучия.

Если вы хотите усилить собственное чувство подлинного счастья и благополучия, все, что вам нужно сделать, это сосредоточиться на:

  1. Испытывать больше положительных эмоций. Делайте больше того, что делает вас счастливым и приносит удовольствие в повседневную жизнь.
  2. Работаем над повышением вовлеченности. Заниматься увлечением, которое вас интересует. Развивать свои навыки и при необходимости искать работу, более соответствующую вашим увлечениям.
  3. Улучшить качество (и / или количество) ваших отношений с другими людьми. Работать над построением более позитивных и поддерживающих отношений с друзьями, семьей и значимыми людьми.
  4. Ищите смысл. Если вы не находите этого в своей работе, ищите в возможностях волонтерства. Личные хобби, развлечения или в качестве наставника для других.
  5. Сосредоточьтесь на достижении своих целей, но не сосредотачивайтесь слишком сильно. Постарайтесь сбалансировать свои амбиции со всеми другими важными вещами в жизни.

Эти пять аспектов модели PERMA поддаются измерению. Они также жизненно важны для общего ощущения благополучия. Эта модель опережает старую модель подлинного счастья, рассматривая нечто большее, чем просто счастье или положительные эмоции. Конечно, положительные эмоции важны — в конце концов, они являются частью самой модели PERMA. Но сосредоточение только на положительных эмоциях не поможет вам развить всеобъемлющее чувство благополучия, включая вовлеченность, значимость, успех и позитивные отношения с другими.

Само по себе счастье, скорее всего, не приведет вас к процветанию, а благополучие будет.


Image by batoadrovic from Pixabay

Критика позитивной психологии

Внешняя лёгкость учения осознанного оптимизма имеет свою тёмную сторону. Не все могут без помощи специалистов перевернуть сознание. По мнению критика позитивной психологии профессора Барбары Хелд ,это учение ни что иное, как «тирания позитива». Большинство оказывается в ловушке: снаружи им приходится проявлять любовь и любопытство, а миллион нерешённых проблем внутри не находит выхода, разрушая личность психологически и физически. В итоге получается огромное количество улыбок и такое же количество самоубийств.

Мы имеем право думать о плохом, утверждает Хелд. Худший совет человеку, испытывающему страдания — «мысли позитивно!» Не всегда всё зависит только от взаимоотношения личности и окружающей обстановки.

Критика

По словам Кирка Шнайдера, позитивная психология не может объяснить прошлые негативные события, например, действия нацистской партии или сталинские репрессии. Кроме того, Шнайдер указал на исследование, где позитивная иллюзия искажает реальность. Позитивное настроение может стать неспособным к психологическому росту и склонным удерживать расовые предубеждения. Негатив, иногда проявляющийся в легкой и умеренной депрессии, напротив, коррелирует с меньшим искажением реальности. Поэтому негатив может сыграть важную роль в динамике человеческого процветания. Селигман признавал в своей работе точку зрения о положительной иллюзии.

Ян Семпел в издании The Guardian, о. Семпел цитирует Стивена Волина, клинического психиатра, что исследование положительной психологии — это просто повторение более старых способов мышления, и что существует не так много научных исследований, которые могут поддержать эффективность этого метода.

Барбара Хелд утверждала, что, хотя позитивная психология вносит вклад в область психологии, она имеет свои недостатки. Она предложила разобраться в таких темах, как отрицательные побочные эффекты положительной психологии, негатив в позитивном психологическом движении и нынешнее разделение в области психологии, вызванное различными мнениями психологов о положительной психологии. Она также подняла проблему упрощенного подхода некоторых психологов в применении позитивной психологии.

Обвинение жертвы

Как утверждают критики принудительного позитива, в том числе и вышеупомянутая Барбара Хелд, чрезмерная сосредоточенность на позитиве может привести к такому явлению, как «обвинение жертвы». Это значит, что всевозможные человеческие страдания или неприятности объясняются тем, что человек недостаточно оптимистично и позитивно относится к жизни или что у него недостаточно «позитивных иллюзий», которые защищают некоторые психологи, включая Селигмана. Позитивные иллюзии — это внутренние представления человека о самом себе, немного искаженные в лучшую сторону. То есть человек считает себя немного умнее, способнее и эффективнее, чем есть на самом деле. Результаты исследования (хотя они не вполне однозначны) говорят о том, что люди, страдающие от депрессии, на самом деле смотрят на себя более реалистично, чем те, кто от депрессии не страдает. Однако существуют опасения, что из-за позитивного подхода общество требует от людей быть позитивными и счастливыми и это парадоксальным образом создает страдания, так как многие чувствуют вину, если не всегда счастливы и успешны. […]

«Жизнь трудна, но это само по себе не проблема. Проблема в том, что нас заставляют думать, что жизнь не трудна»

Другая причина критики, которая тем не менее связана с предыдущей, — это преуменьшение роли контекста, что характерно для некоторых аспектов позитивного подхода. Если утверждается, что счастье человека зависит не от внешних факторов (социально-экономическое положение и так далее), которые якобы играют очень незначительную роль, а от внутренних, то вы сами виноваты, если несчастливы. Как пишет Селигман в своем бестселлере «В поисках счастья», уровень счастья лишь на 8–15% определяется внешними обстоятельствами — например, живет человек при демократии или диктатуре, богат он или беден, здоров или болен, образован или нет. Важнейший источник счастья, утверждает Селигман, кроется во «внутренних факторах», которые поддаются «сознательному контролю». Например, можно создавать позитивные чувства, благодарность, прощать обидчиков, быть оптимистом и, конечно, полагаться на свои ключевые сильные стороны, которые есть у каждого человека. Получается, что для того, чтобы стать счастливым, нужно найти свои сильные стороны, реализовать их и вырабатывать в себе позитивные чувства. Подчеркнутое значение «внутреннего», которое якобы поддается сознательному контролю, ведет к возникновению проблематичной идеологии, согласно которой нужно просто не отставать от других и развиваться — в частности, развивать способность к позитивному мышлению, чтобы выжить в культуре ускорения.

Чем отличается позитивная психология от психотерапии Пезешкиана?

Позитивную психотерапию основал Н.Пезешкиан в 1968 году. Это очень интересный и несомненно заслуживающий внимания метод, который очень трудно охарактеризовать кратко. Благодаря своему происхождению Пезешкиан умело сочетал восточную мудрость и потребности современного западного общества, например, он применял притчи для исцеления своих пациентов и стремился к пониманию психики как единства. Несмотря на близость подхода, позитивная психология и позитивная психотерапия существенно отличаются друг от друга. Во-первых, уже по самому называнию метода можно сделать вывод, что основное назначение его — это помощь людям с психическими отклонениями (психотерапия). Позитивная психология в основном помогает психически здоровым людям

Во-вторых, знания Пезешкиана — это, по большей части, его наблюдения и инсайты, которые лишь частично подтверждены научно (в 1997 году было проведено важное исследование, подтвердившее наличие психотерапевтического эффекта на группе пациентов с психическими отклонениями, но в нем отсутствовала рандомизация, что является одним из важнейших критериев научности современных исследований). На сегодня позитивная психотерапия не получают дальнейшего эмпирического развития в той мере, как это происходит в современной позитивной психологии, в особенности в сфере психически здоровых людей (около 40 публикаций по данным англоязычного сайта ассоциации позитивной психотерапии против тысяч публикаций по современной позитивной психологии, данные базы научных публикаций EBSCO).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]