Когнитивное направление в психологии что это такое?


Когнитивная психология представляет собой психологию познания. Зародилась в 60-е годы двадцатого века. Главная идея заключается в том, что человек все полученные знания переиначивает в шаблоны и пользуется ими по мере необходимости. Благодаря этому каждый раз на одно и то же действие ответ находится быстрее. Но это вовсе не постоянно. Оно непрерывно развивается, так как человек вновь и вновь получает новые знания. Таким образом, обновляются старые схемы и шаблоны и создаются новые.

Понятие

Под когнитивной психологией понимают раздел психологии, осуществляющий исследование познавательных процессов, которые происходят в сознании индивида.

Ее сущность состоит в изучении человека в качестве своеобразного компьютера, в основе работы которого стоит мышление и разум.

Он воспринимает различные сигналы, поступающие из внешнего мира, воспринимает и преобразует их в информацию, обрабатывает, анализирует и упорядочивает ее.

Предметом когнитивной психологии выступает исследования таких элементов, как воображение, сознание, внимание, память, ощущение, а также прочие мыслительные процессы.

Когнитивный подход в психологии: познание мира, природа поступков


Основа когнитивного познания начинает создаваться еще в детском возрасте. Прежде всего оно носит чувственный и двигательный характер — никакие предметы не могут включаться в мыслительную деятельность без прохождения через чувства, либо двигательную активность. Эта концепция была высказана Брунером еще в 1966 году.

Статьи по теме

  • Невроз страха — как он подчиняет человека и отравляет ему жизнь 30.11.2021
  • Беспричинный страх: как избавиться от проблемы 21.11.2021
  • Кризисная психотерапия: реальная помощь людям на грани 15.11.2021
  • Суггестивные методы психотерапии: самая эффективная помощь 13.11.2021

Помимо указанного способа, присутствует еще иконическое восприятие мира. В этом случае в память закладываются различные образы ранее воспринятых объектов. Представления о мире осуществляются мысленными образами. А ближе к подростковому периоду происходит дополнение. Предметы начинают отражаться в форме понятий, использование речи постепенно замещает язык образов.

Джером Брунер отмечал, что язык — важнейшая часть развития когнитивных процессов.

В психологии когнитивный подход строится на теории личности, когда у каждого поступка есть несколько компонентов:

  1. Само действие.
  2. Мысли.
  3. Чувства, которые человек испытывает при исполнении действия.

При этом люди постоянно находятся в мире информации, которую нужно правильно понимать, анализировать, оценивать и использовать. Необходимо учитывать и субъективную интерпретацию ситуаций. Поэтому люди могут по-разному видеть различные события и предпринимать разные действия, испытывая совершенно другие эмоции и чувства.

В реальной ситуации у человека нет возможности всесторонне проанализировать событие, выбор делается, и происходит действие. Бихевиористы на этом завершают анализировать поведение, упуская тот факт, что когнитивная и эмоциональная часть поступка еще не окончена. Поскольку информацией выступает сам поступок. После реакции на него, человек начинает субъективно анализировать свое поведение. Определяет степень успешности, а затем корректирует поведение и делает выводы на будущее.

Неправильное поведение может вызываться иррациональными мыслями, которые порождены «активизирующей ситуацией». Согласно исследованиям психолога Эллиса, в таком случае требуется анализировать не только действие, но и ситуацию, а также выводы, извлеченные человеком после нее.


Психолог из США А. Бек описал «автоматические мысли». Они непроизвольны и бессознательны, однако именно они находятся в основе базисных посылок. Когда они окажутся дисфункциональными, то у человека могут проявляться различные психические заболевания.

История возникновения

Зародилось это направление не так давно, в середине 20 века. Исследователи стали интересоваться познавательными способностями индивида и тем, как они функционировали.

В качестве фундаментального акта основы психики человека выделили восприятие. Ученые проводили различные эксперименты для выявления границ способностей разума, внимания, памяти.

Основоположниками когнитивной психологии выступают психологи Ф. Хайдер и Л. Фестингер.

Но дальнейшему развитию направления помогла встреча, состоявшаяся в технологическом институте Массачусетса в 1956г.

На ней были рассмотрены вопросы функционирования памяти и формирования языка. Чуть позже был создан Центр когнитивной психологии, который занимался изучением процессов мышления и познания.

Что такое когнитивная психология, откуда она взялась и куда идёт? Узнайте из видео:

Как родители могут поддерживать когнитивное развитие:

Теория когнитивного развития использует метафору из строительной отрасли: строительные леса, временная структура вокруг растущего здания, чтобы помочь его строительству.

В теории когнитивного развития эшафот дает детям структуру для овладения навыком, после чего он становится избыточным. В этом контексте речь идет о поддержке детей в зоне ближайшего развития: постановке целей, регуляции их действий и подавлении нежелательных реакций, организации их действий и выборе стратегий. Это может быть так же просто, как ряд подсказок, которые подходят для уровня развития ребенка.

В последнее время многие исследователи изучают строительные леса и их влияние на когнитивное развитие, когда они применяются по-разному. Когнитивное развитие прогрессирует, когда строительные леса применяются хорошо и постоянно приспосабливаются к прогрессу ребенка.

Основные положения и методы

В качестве основного положения когнитивной психологии можно выделить протест против идей бихевиоризма, заявление, что поведение человека исходит от мыслительных способностей индивида.

В качестве главных понятий этого направления выступает процессы когнитивизма, к которым относится воображение, память, мышление. Они формируют некие понятийные схемы, с помощью которых и строится поведение.

Основным методом когнитивной психологии выступает замена личностного конструкта.

Иными словами, это сравнительный анализ того, как различные индивиды воспринимают информацию, поступающую из внешней среды, и впоследствии интерпретируют ее. Данный метод состоит из следующих этапов:

  1. Вводный этап: индивид получает некие инструменты (к примеру, дневник), благодаря которым становится возможным выявить ошибочные суждения и их причины.
  2. Эмпирический этап, когда индивид с помощью психотерапевта прорабатывает приемы корректного соотношения различных явлений. То есть формулируются аргументы за и против, рассматриваются преимущества и недостатки моделей поведения.
  3. Прагматичный этап, итогом которого становится осознание индивидом собственных ответных действий.

Когда может помочь когнитивная психотерапия

Когнитивную психотерапию используют при коррекции большинства психических и психоэмоциональных расстройств. Но наиболее часто к данной разновидности терапии прибегают при лечении депрессии. Человек, находящийся в депрессивном состоянии, испытывает преувеличенное чувство утраты, при этом она может быть реальной или мнимой.

Для депрессии характерно наличие негативных мыслей нескольких направленностей. Прежде всего, у больного формируются негативные представление о себе, он считает себя неудачником, неполноценным человеком. В то же время им дается негативная оценка окружающему миру и проходящим событиям, а также собственному будущему. Специалисты это называют когнитивной триадой депрессии. Чтобы победить данное психоэмоциональное расстройство необходимо работать в каждом из этих направлений, заменяя дисфункциональные мысли на рациональное мышление.

Кроме лечения униполярной депрессии и повышенной тревожности эту разновидность терапии также применяют для устранения обессивно-компульсивного расстройства, различных фобий, расстройств пищевого поведения, мигреней, тревожности и приступов гнева, других расстройств личности и поведения.

Когнитивные методы могут быть частью комплексной терапии при лечении шизофрении и биполярного аффективного расстройства. Сочетание психотерапии с приемом медикаментов позволяет устранить галлюцинации у больных шизофренией и смягчить другие симптомы этой патологии. Исследователи доказали ее эффективность при коррекции многих соматических заболеваний.

В ходе терапии психотерапевт работает над решением проблемы, он не изменяет личностные характеристики пациента или его недостатки. С самого начала пациент и терапевт должны прийти к некому соглашению, обозначить круг проблем, над которыми им предстоит работать. Устранить проявления выше перечисленных расстройств удается при помощи экспериментальной проверки дезаптативных мыслей.

Какие идеи изучает и рассматривает?

Как было отмечено ранее, в качестве объектов изучения в когнитивной психологии выступают различные познавательные процессы. Она также рассматривает эмоциональную сферу личности, психологию развития и распознавание образов.

Основная идея заключается в изучении познавательных процессов человеческой психики по аналогии с функциями вычислительного устройства.

Иными словами, компьютер выполняет разнообразные операции по получению, обработке, сохранению и выдаче информации.

Приверженцы когнитивизма считают, что человеческий разум работает по схожей концепции и познавательные функции психики работают по схожей схеме.

Еще одна идея состоит в поэтапной обработке информации в человеческой психике. То есть все стимулы, поступающие извне проходят по некой цепочке превращений.

Существует еще идея предельного объема систем обработки информации. Отсюда вытекает и основное направление деятельности когнитивных психологов, которое состоит в поиске естественных и максимально эффективных методов работы с информацией, которая поступает в психику индивида.

Пиаже против Выготского

Психологи пытались выяснить, как вклад Пиаже и Выготского в теорию когнитивного развития работает вместе.

На самом деле, оба они подчеркивали социальное взаимодействие до такой степени, что даже ведущие эксперты часто не могут прочитать высказывания одного или другого и быть уверены, был ли он написан Пиаже или Выготским.

Один из способов увидеть разницу — мысленный эксперимент: что произойдет с развитием ребенка, если не будет взрослых? Для Выготского не было бы никакого развития, потому что дети не могут двигаться вперед из своей зоны ближайшего развития без более квалифицированной помощи. По мнению Пиаже, развитие может иметь место, хотя и не так, как следует рекомендовать. Двое детей, взаимодействующих друг с другом, могут выучить больше, чем один.

Известные представители

Возникновению данного направлению способствовала деятельность У. Найссера, который изложил его главные положения, и Дж. Миллера, который является основателем Центра когнитивной психологии.

Также среди наиболее известных представителей когнитивной психологии называют следующих: Дж. Сперлинг, Дж. Брунер, Р. Солсо, С. Герберт, К. Прибрам, А. Ньюэлл.

Они внесли значительный вклад в изучение закономерностей познавательных процессов и познания в целом.

Исполнительная функция: основная концепция в теории когнитивного развития

Проще говоря, исполнительная функция — это набор умственных навыков, которые помогают человеку обрести контроль над своими действиями и мыслями. Ученые выделили четыре компонента:

  1. Рабочая память – способность удерживать информацию и вспоминать ее при выполнении задания.
  2. Ингибиторный контроль – подавление начальных импульсов в пользу более рационального действия.
  3. Гибкость внимания – переход от одного способа решения проблемы к другому.
  4. Планирование – использование всех вышеперечисленных навыков, создание стратегии для выполнения задач.

Эти навыки развиваются в определенной последовательности. Рабочая память обычно развивается в раннем детстве и улучшается в дошкольном возрасте и после него. Ингибиторный контроль и гибкость внимания развиваются в дошкольном возрасте. Навыки планирования развиваются в детском и подростковом возрасте.

Как и другие навыки когнитивного развития, исполнительная функция проявляется через социальные взаимодействия, в частности родительские строительные леса, которые помогают детям эффективно действовать в своей зоне ближайшего развития. Если детей специально обучают навыкам выполнения исполнительных функций на соответствующем их развитию уровне, то их навыки улучшаются.

Бедность — ключевой фактор, препятствующий развитию навыков исполнительных функций. Но его негативные последствия могут быть смягчены, если ребенок имеет больше социального взаимодействия, например, в детском саду. К сожалению, бедность сокращает родительские ресурсы и часто ассоциируется с ухудшением отношений и большим хаосом.

Модели внимания

Проблемы внимания часто исследуются именно в области когнитивной психологии.

Именно представители данной отрасли разработали наиболее интересные модели внимания. К основным из них относят:

  • селективные модели внимания,
  • внимание в качестве перцептивного действия,
  • внимание в качестве умственного усилия.

Селективные

Селективные модели внимания связаны с именами Д. Бродбента, К. Черри.

Главная идея данной теории заключается в том, что структура обработки информации имеет некое узкое место или фильтр, воронку.

Основной предмет обсуждения селективных моделей внимания состоит в выявлении местонахождения данного фильтра (на каком именно этапе обработки информации) и по каким принципам происходит отбор информации, то есть ее селекция.

Наиболее популярные техники когнитивной психотерапии

Лечение психических расстройств при помощи когнитивной психотерапии является не просто способом борьбы с определенным заболеванием. Этот подход в терапии формирует у пациента особый взгляд на все происходящее в его жизни. Тем самым удается предотвратить развитие рецидивов и других психических расстройств. Человек, обученный основам когнитивной психотерапии, способен систематически отслеживать собственные негативные эмоции и трансформировать их в рациональные мысли. Особенно эффективен этот метод при борьбе с паническими атаками.

Все техники, используемые в когнитивной психотерапии, можно разделить на две большие группы:

  • техники, направленные на выявление автоматических мыслей негативной направленности. Основным способом достижения этой цели является опрос пациента, но также психотерапевт может использовать технику проигрывания ролей. После того как автоматическая мысль будет пациентом найдена, терапевт должен проверить ее поведенческими факторами, а также логическим анализом. В некоторых случаях выявленные убеждения оказываются мифологемой, но чаще всего подобные мысли, все же, имеют место в действительности, хотя и не осознаются пациентом. Терапевт должен выявить взаимосвязь автоматической мысли с травматической ситуацией и патологическими эмоциональными реакциями;
  • техники, позволяющие выявить необоснованность автоматической мысли и когнитивно ее реконструировать. Человек сможет отказаться от неадаптивной мысли только в том случае, если будет полностью уверен в ее «неправильности». Прежде всего, обоснованность подобного мышления можно проверить следствиями из него. Эта техника называется декатастрофизация или «что, если». Пациент представляет последствия ситуации, которая его страшит, и понимает, что на самом деле ничего ужасного не произойдет. Подтолкнуть человека к проверке нерациональных мыслей можно реальными действиями. Если пациент страдает депрессией, считая, что он ни на что не способен, то ему можно давать небольшие задания. Их успешное выполнение вернет человеку веру в собственные силы. Также психотерапевт может предложить пациенту сравнить его ситуацию с другим случаем из его практики. Жалея больного с аналогичными проблемами, пациент автоматически жалеет себя. В результате негативное отношение к себе изменяется жалостью и симпатией. Аналогичного результата можно добиться при использовании метода катарсиса, когда психотерапевт побуждает пациента выговориться и поплакать. Кроме того, существует большое количество других методов, позволяющих изменить когнитивные установки.

На протяжении всего курса терапии пациент получает домашние задания. Он должен отслеживать автоматические мысли и фиксировать свои ощущения в специальную тетрадь. Психотерапевт может рекомендовать прочтение определенной литературы и прослушивание записей психотерапевтических сеансов.

Чаще всего психотерапия носит индивидуальный характер, но также может быть использована и групповая форма работы. В последнем случае разбираются ни отношения между отдельными ее членами, а оценивается рациональность их мышления и поведения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]