- 10 Октября, 2018
- Психологические термины
- Сергей КостюченкоЖелязков
Перцептивность – это отображение ситуаций действительности, при котором многое зависит от индивида. Такое отображение необходимо, чтобы формировать образ предметов. Что касается психологии, подобное явление позволяет понять, как человек видит проблему и какие выводы он делает в результате общения с окружающими людьми.
Понятие перцепции в психологии
Перцепция в психологии – это изучение реакций человека. Люди получают миллионы сенсорных стимулов в день, не зная при этом, что нужно игнорировать, а что нет. Заметит ли человек летящий лист с дерева, либо уделит внимание только тому, что важно.
Термин произошел от лат. рercipere – воспринимать. Изучение восприятия человеком информации началось еще в античности, оно нашло свое место в разных науках, включая философию, физику и искусство.
Немецкий логик и математик Готфрид Лейбниц еще в XVII в. внес большой вклад в изучение природы перцепции, проливая свет на сознательное и бессознательное. Философ пытался ответить на вопрос, есть ли душа в неживой природе. Эту теорию уже в конце XIX в. начал развивать австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд.
Собирая и анализируя информацию из внешнего мира, человек ее интерпретирует согласно своему жизненному опыту. На основе этих данных он и взаимодействует с внешним миром. Восприятие относится к тому, как сенсорная информация организована, интерпретируется и осознанно воспринимается.
Один из способов осознать эту концепцию состоит в том, что ощущение — это физический процесс, а восприятие — психологический.
Хотя восприятие построено на ощущениях, не все ощущения приводят к восприятию. На самом деле, мозгом часто не воспринимаются внешние раздражители, которые остаются относительно постоянными в течении продолжительного периода времени. Этот процесс известен как сенсорная адаптация.
Перцепция в психологии
Есть еще один фактор, который влияет на ощущение и восприятие – внимание. Что доказывает довольно интересная демонстрация, которую провели Дэниел Саймонс и Кристофер Чабрис в 1999 г.
В этом исследовании участники смотрели видео про людей с баскетбольными мячами в руках. Испытуемых попросили посчитать, сколько раз команда в белом передаст друг другу мяч из рук в руки. В это время среди игроков ходит человек, одетый в костюм гориллы.
Почти половина людей, которые смотрели видео, вообще не заметили гориллу несмотря на то, что он был хорошо виден в течение 9 сек. Участники полностью отключили другую визуальную информацию, сосредоточившись на подсчетах. Такое явление в психологии называется слепота невнимания или перцептивная слепота.
Мотивация также может влиять на восприятие. Ожидая важный телефонный звонок и принимая душ, можно вообразить, что человек его действительно слышит. Выявление значимого стимула может изменить способность различать истинный раздражитель и фоновый шум.
Мир психологии
Человек не может жить обособленно. На протяжении всей своей жизни мы вступаем в контакт с окружающими нас людьми, формируем межличностные взаимоотношения, целые группы людей образовывают связи между собой и таким образом каждый из нас оказывается субъектом бесчисленных и многообразных отношений. То, как мы относимся к собеседнику, какие отношения с ним формируем, чаще всего зависит от того, как мы воспринимаем и оцениваем партнера по общению. Человек, вступая в контакт, оценивает каждого собеседника, как по внешнему виду, так и по поведению. В результате сделанной оценки формируется определенное отношение к собеседнику, и делаются отдельные выводы о его внутренних психологических свойствах. Данный механизм восприятия одним человеком другого является непременной составной частью общения и относится к социальной перцепции. Понятие социальная перцепция было впервые введено Дж. Брунером в 1947 году, когда был разработан новый взгляд на восприятие человека человеком. Социальная перцепция – процесс, который возникает при взаимоотношении людей друг с другом и включает восприятие, изучение, понимание и оценку людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп или социальных общностей. Процесс социальной перцепции является сложной и разветвленной системой формирования в сознании человека образов общественных объектов в результате таких методов постижения людьми друг друга как восприятие, познание, понимание и изучение. Термин «восприятие» не является наиболее точным при определении формирования представления наблюдателя о своем собеседнике, так как это более специфический процесс. В социальной психологии иногда применяется такая формулировка как «познание другого человека» (А.А. Бодалев) в качестве более точного понятия для характеристики процесса восприятия человека человеком. Специфика познания человеком другого человека заключается в том, что субъект и объект восприятия воспринимают не только физические характеристики друг друга, но и поведенческие, а также в процессе взаимодействия происходит формирование суждений о намерениях, способностях, эмоциях и мыслях собеседника. Кроме того создается представление о тех отношениях, которые связывают субъекта и объекта восприятия. Это придает еще более значительный смысл последовательности дополнительных факторов, которые не играют столь важной роли при восприятии физических объектов. Если субъект восприятия активно участвует в общении, то это означает намерение лица установить согласованные действия с партнером с учетом его желаний намерений, ожиданий и прошлого опыта. Таким образом, социальная перцепция зависит от эмоций, намерений, мнений, установок, пристрастий и предубеждений.
Социальную перцепцию определяют как восприятие внешних признаков человека, сопоставление их с его личностными характеристиками, толкование и прогнозирование на этом основании его действий и поступков. Таким образом, в социальной перцепции непременно присутствует оценка другого человека, и вырабатывание в зависимости от этой оценки и произведенного объектом впечатления определенного отношения в эмоциональном и поведенческом аспекте. Этот процесс познания одним человеком другого, оценивание его и формирование определенного отношения является неотъемлемой частью человеческого общения и может быть условно назван перцептивной стороной общения.
Существуют основные функции социальной перцепции, а именно: познание себя, познание партнера по общению, организация совместной деятельности на основе взаимопонимания и установление определенных эмоциональных взаимоотношений. Взаимопонимание это социально-психическое явление, центром которого является эмпатия. Эмпатия — способность к сопереживанию, желание поставить себя на место другого человека и точно определить его эмоциональное состояние на основе поступков, мимических реакций, жестов.
Процесс социальной перцепции включает в себя взаимоотношения между субъектом восприятия и объектом восприятия. Субъектом восприятия называется индивид или группа, осуществляющие познание и преобразование действительности. Когда субъектом восприятия выступает индивид, он может воспринимать и познавать свою собственную группу, постороннюю группу, другого индивида, который является членом или своей или иной группы. Когда субъектом восприятия выступает группа, то тогда процесс социальной перцепции становится еще более запутанным и сложным, так как группа осуществляет познание, как самой себя, так и своих членов, а также может оценивать членов другой группы и саму иную группу в целом.
Существуют следующие социально — перцептивные механизмы, то есть способы, с помощью которых люди понимают, интерпретируют и оценивают других людей:
- Восприятие внешнего облика и поведенческих реакций объекта
- Восприятие внутреннего облика объекта, то есть набора его социально-психологических характеристик. Это осуществляется через механизмы эмпатии, рефлексии, атрибуции, идентификации и стереотипизации.
Познание других людей зависит также и от уровня развития представления человека о самом себе (Я — концепция), о партнере по общению (Ты – концепция) и о группе, к которой принадлежит или думает, что принадлежит индивид (Мы – концепция). Познание себя через другого возможно через сравнение себя с другим индивидом или через рефлексию. Рефлексия это процесс осознания того, как собеседник понимает его самого. В результате между участниками общения достигается определенный уровень взаимопонимания.
Социальная перцепция занимается изучением содержательного и процессуального компонентов процесса общения. В первом случае изучаются атрибуции (приписывания) различных характеристик субъекту и объекту восприятия. Во втором осуществляется анализ механизмов и эффектов восприятия (Эффект ореола, первичности, проекции и другие).
В целом процесс социальной перцепции представляет собой сложный механизм взаимодействия социальных объектов в межличностном контексте и находится под влиянием множества факторов и особенностей, таких как возрастные особенности, эффекты восприятия, прошлый опыт и личностные свойства.
Структура и механизмы социальной перцепции.
«Идентификация» (от позднелатинского identifico – отождествлять), является процессом интуитивного отождествления, сравнения субъектом самого себя с другим человеком (группой людей), в процессе межличностной перцепции. Термин “идентификация” является способом распознания объекта восприятия, в процессе уподобление ему. Это, конечно, не единственный способ восприятия, но в реальных ситуациях общения и взаимодействия, люди часто используют данный прием, когда в процессе общения, предположение о внутреннем психологическом состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. Существует множество результатов экспериментальных исследований идентификации — как механизма социальной перцепции, исходя из которых, выявлена взаимосвязь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением, – эмпатией.
«Эмпатия» — это понимание другого человека путем эмоционального чувствования его переживания. Это способ понимания другого человека, основанный не на реальном восприятии проблем другого человека, а на стремлении эмоциональной поддержки объекта восприятия. Эмпатия – это аффективное “понимание”, основанное на чувствах и эмоциях субъекта перцепции. Процесс эмпатии в общих чертах сходен с механизмом идентификации, в обоих случаях присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на проблемы с его точки зрения. Известно, что эмпатия тем выше, чем больше человек способен представить себе одну и ту же ситуацию, с точки зрения разных людей, а следовательно и понять поведение каждого из этих людей.
«Аттракция» (от лат. attrahere – привлекать, притягивать), рассматривается как особая форма восприятия одного человека другим, основанная на устойчивом положительном отношении к человеку. В процессе аттракции люди не просто понимают друг друга, но формируют между собой определенные эмоциональные взаимоотношения. На основе различных эмоциональных оценок, образуется разнообразная гамма чувств: начиная от неприятия, чувства отвращения, к тому или иному человеку, до симпатии, и даже любви к нему. Аттракция также представляется механизмом формирования симпатии между людьми в процессе общения. Присутствие аттракции в процессе межличностной перцепции, указывает тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений (как общественных, так и межличностных), и в основном аттракция более проявляется в межличностных отношениях. Психологи выделили различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь. Дружба, представляется как вид устойчивых, межличностных отношений, характеризующийся устойчивой взаимной привязанностью их участников, в процессе дружбы усиливается аффилиация (стремление быть в обществе, вместе с другом, друзьями) и ожидание взаимной симпатии.
Симпатия (от греч. Sympatheia – влечение, внутреннее расположение) это устойчивое, положительное, эмоциональное отношение человека к другим людям или к группам людей, проявляющееся в доброжелательности, приветливости, оказанию внимания, восхищении. Симпатия побуждает людей к упрощенному взаимопониманию, к стремлению познавать собеседника в процессе общения. Любовь, наивысшая степень эмоционально-положительного отношения, воздействуя на субъект восприятия, любовь вытесняет все другие интересы субъекта, а на первый план выводятся отношение к объекту восприятия, объект становится центром внимания субъекта.
Социальная рефлексия — это понимание другого человека путем размышления за него. Это внутреннее представительство другого во внутреннем мире человека. Представление о том, что думают обо мне другие, — важный момент социального познания. Это и познание другого через то, что он (как я думаю) думает обо мне, и познание себя гипотетическими глазами другого. Чем шире круг общения, чем больше разнообразных представлений о том, как он воспринимается другими, тем больше в конечном счете человек знает о себе и других. Включение партнера в свой внутренний мир — самый эффективный источник самопознания в процессе общения.
Каузальная атрибуция — это интерпретация поведения партнера по взаимодействию через выдвижения гипотез о его эмоциях мотивах, намерениях, качествах личности, причинах поведения с дальнейшим их приписыванием этому партнеру. Каузальная атрибуция тем больше обусловливает социальную перцепцию, чем больше недостаток информации о партнере по взаимодействию. Наиболее смелую и интересную теорию построения процесса каузальной атрибуции выдвинул психолог Г. Келли, он выявил, каким образом человек осуществляет поиск причин для объяснения поведения другого человека. Результаты приписывание могут стать основой для создания социальных стереотипов.
«Стереотипизация». Стереотип – это устойчивый образ или психологическое восприятие, какого либо явления или человека, свойственное членам той или иной социальной группы. Стереотипизация — это восприятие и оценка другого человека путем распространения на него характеристик какой-либо социальной группы. Это процесс формирования впечатления о воспринимаемом человеке на основе выработанных группой стереотипов. Наиболее распространены этнические стереотипы, иначе говоря, образы типичных представителей определенной нации, наделенных национальными чертами внешности и особенностями характера. Например, существуют стереотипные представления о педантичности англичан, пунктуальности немцев, эксцентричности итальянцев, трудолюбие японцев. Стереотипы являются инструментами предварительного восприятия, позволяющие человеку облегчить процесс перцепции, и каждый стереотип имеет свою социальную сферу применения. Стереотипы активно используются для оценки человека по социальным, национальным, или профессиональным характеристикам.
Стереотипное восприятие возникает на основе не достаточного опыта в распознавании человека, в результате чего выводы строятся на базе ограниченной информации. Стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например, по его принадлежности к профессии, тогда ярко выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякому представителю этой профессии ( все бухгалтеры педантичны, все политики харизматичны). В этих случаях проявляется предрасположенность извлекать информацию из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим опытом, не обращая внимания на его ограниченность. Стереотипизация в процессе социальной перцепции может привести к двум различным следствиям: к упрощению процесса познания одним человеком другого и к возникновению предубеждения.
Характеристики и свойства перцепции
В современной психологии перцепция – это многогранное понятие, обладающее свойствами и характеристиками. Организация процесса восприятия происходит в виде преображения получаемых стимулов в осмысленные и понятные модели. После того, как мозг определил, к какому из миллионов стимулов он будет обращаться, ему необходимо упорядочить информацию, которую он принял.
Перцепция включает в себя множество атрибутов, но 3 наиболее признанные особенности восприятия включают в себя:
- Постоянство или константность восприятия. С точки зрения восприятия постоянство относится к способности идентифицировать один и тот же объект среди множества другой сенсорной информации. Например, монета выглядит круглой, когда ее держат вверх, и эллиптической, когда ее держат горизонтально. Но постоянство позволяет идентифицировать объект как монету, вне зависимости от ее положения. Причем, эта характеристика является приобретенной, а не врожденной. В основе этого процесса перцепции – опыт, получаемый от окружающего мира. Постоянными будут форма, яркость, размер объекта.
- Группирование. Это особенность восприятия, которая следует принципам, в основном предложенным гештальт-психологами. Эти принципы были сформулированы для анализа естественного восприятия человеком объектов как организованных, так и в виде шаблонов. Они включают в себя близость, сходство, завершение образа, закон непрерывности, закон фигуры и формы.
- Эффект контраста. Эффект контраста относится к увеличению или уменьшению перцепции в связи с нормальной интенсивностью, степенью, частотой или другими атрибутами. Так называемое «нормальное восприятие» основано на предыдущем опыте человека. Джон Локк, философ XVII в., был одним из первых ученых, который наблюдал эффект контраста. Коснувшись чашки с горячей водой, человек ощутит тепло, коснувшись другой чашки, где может быть холодная вода, и наоборот. Эффекты контрастов влияют на визуальные качества, такие как яркость и цвет, а также вес и легкость.
Перцепция в психологии – это еще и совокупность свойств, среди которых:
- предметность и целостность, когда предметы воспринимаются в их реальном образе;
- структурность определяет совокупность всех качеств предмета, их целостность без разбора на детали;
- избирательность предполагает выделение одного объекта из массы других в зависимости ситуации;
- апперцепция определяет восприятие, воздействие и зависимость психики, в том числе от индивидуальных особенностей человека и его опыта;
- контекстность выражает окружение и обстоятельства;
- осмысленность предполагает полную осознанность и понимание сущности предметов и объектов.
Уровни и разновидности перцепции
Существует несколько уровней перцепции, которые в свою очередь делятся на восприятие и осознание:
- Обнаружение. Первый уровень, на котором происходит обнаружение стимула.
- Различение или перцепция. Происходит формирование образа.
- Идентификация. Начинается этап осознания, образ, хранящийся в памяти, сличается с предметом.
- Опознание. В конце концов происходит классификация и соотнесение объекта в группу.
В процессе перцепции участвуют разного вида анализаторы, но, как правило, они работают в комплексе.
Это:
- зрительные;
- слуховые;
- обонятельные;
- осязательные;
- вкусовые.
Кроме того, в зависимости от предмета перцепции, который обладает некими точками отсчета, выделяют восприятие:
- Времени. Его перцепция не является врожденной и зависит от суммы факторов, это отражение действительности в рамках последовательности происходящих явлений. Восприятие времени может быть необъективным, например, под воздействием лекарств, которые могут возбуждать, менять или тормозить процессы.
- Движения. При возбуждении стимулов в сетчатке глаз воспринимается движение, которое происходит на каком-то фоне, однородном или нет, или при его отсутствии, например, в темноте. Движение глаз мозгом воспринимается и как движение предметов.
- Пространства. Умение ориентироваться в пространстве является одним из самых важных качеств человека при взаимодействии с внешней средой. Перцепция включает в себя систему координат самого человека, то, как он занимает свое место в этом пространстве, обладающем рельефом и направлением.
Перцепция классифицируется также на произвольную и непроизвольную. Произвольная или преднамеренная формируется в виде наблюдательности, которая, в свою очередь, складывается из опыта человека и его знаний об объекте наблюдения.
Основные понятия
Перцептивность – это основной биологический процесс человеческой психики. Приобретается такая функция через органы чувств, которые принимают участие в формировании полноценного образа предметов. Перцепция воздействует на анализаторы за счет ряда ощущений, вызываемых восприятием.
Также стоит сказать, что перцептивность – это популярный предмет исследования психологов. Ведь подобное отображение действительности позволяет сформировать в человеческом сознании полноценный образ определенного явления.
Законы и факторы перцепции
Перцепция в русской психологии – это замена общего восприятия предмета на более конкретное явление.
Открыл данный закон психолог Н.Н. Ланге:
- Любое восприятие человеком образа начинается с предмета, который воспринимается им как фигура на фоне, при этом эти понятия относительны. При перцепции могут быть задействованы любые органы из чувств, не только зрение, например, в шумной аудитории была произнесена фамилия человека, эта фамилия станет на фоне шума фигурой. Перцепция будет зависеть от уровня ожиданий и намерений людей. Если показывать фото обычных людей, но снятых в тяжелой обстановке, например, на войне, восприниматься они будут в негативном ключе. Такие опыты проводились А. Маслоу.
- Целостность. Элементы образа обязательно будут достроены мозгом в целостную картину, даже если не хватает информации. Так музыка не будет восприниматься фрагментами, а только единым произведением.
- Ожидания и предположения. При предъявлении теста испытуемым было предложено изображение, которое может быть истолковано, как цифра 13. Видя этот знак в процессе тестирования, каждый участник воспринял его именно как 13.
Гештальт-психология была основана немецкими мыслителями М. Вертхаймером, В. Колером и К. Коффкой и сосредоточена на том, как люди интерпретируют мир. Согласно гештальт-теории, законы перцепции основаны на той идее, что глаз видит вещи как единое целое, прежде чем различать отдельные компоненты.
Другими словами, в гештальт-теории целое не равно сумме всех его частей. В основном, наш мозг пытается навести порядок в хаосе.
Из этой теории рождаются законы организации восприятия:
- Закон подобия или схожести. Группировка подобных объектов является организационным инструментом подсознания. Сходство играет важную роль в создании единства — чем больше похожи два элемента, тем больше вероятность того, что они образуют группу. Разнородные предметы — противостоят группировке. Три основных способа создать сходство или различие — это форма, размер и цвет.
- Закон близости. Разум группирует элементы на основе их близости друг к другу.
- Закон простоты. Также называемый законом Праньянца или законом хорошей фигуры, который является центральным для гештальта. Люди воспринимают объекты в среде таким образом, чтобы объект казался максимально простым.
- Закон непрерывности. Разум не видит отдельных изогнутых линий, они рассматриваются, как принадлежащие друг другу, как единое целое.
- Закон завершения образа. Ум ищет завершения. Сложное расположение элементов преобразовывается в простые, узнаваемые шаблоны даже при наличии противоречий. Во многих случаях наш разум восполняет недостающую информацию, чтобы создать связные формы.
Технология развития перцепции
Перцепция создает картину реальности на основе деятельности целой системы анализаторов головного мозга. Процесс восприятия – физиологический. Советские психологи Л. Выготский, А. Запорожец говорят о моторике и о зрении, как о важных факторах развития перцепции. В развитии зрительного восприятия немаловажную роль играет движение глаз.
Неподвижный глаз не может воспринимать предметы в комплексе. При кинестетической перцепции возникают связи, в том числе пространства и времени. При таком виде восприятия происходит обратный процесс, обеспечивающий контроль над руками, которые совершают разнообразные действия: от микродвижений до моделирующих.
Для человека первые существенные изменения в восприятии мира и перцептивных действий происходят в первые годы жизни. Одну из решающих ролей несет сенсорное восприятие, с детства начинается накопление представлений о цветовой палитре, форме, свойствах и размере окружающих предметов.
Технологии развития могут быть самыми разнообразными. Обучающие игры, доводящие до автоматизма действия, например, сравнение величины путем игровых манипуляций, в которых усваивается новая информация. Постепенно сопоставление фигур переходит в зрительное восприятие, а движение рук становится более сложными, подключается осязание.
Активные поисковые действия и формирование связей между зрением, слухом и осязанием дает возможность воспринимать сложные сигналы, различать их, строить связи, узнавать и интерпретировать.
Таким образом, перцептивное развитие важно не только само по себе, но и является примером поведенческой и нейронной пластичности — мощных механизмов, которые могут поддержать изменения в развитии во многих областях, начиная с раннего возраста.
Когда и как формируются перцептивные навыки
Развитие перцептивных действий гарантирует человеку полноценное познание окружающего мира и максимальное приспособление к нему. Чувственное восприятие предметов, действия с ними, наблюдения расширяют и совершенствуют, пополняют личный опыт индивидуума.
Формирование перцептивных действий начинается у детей в 2-3-летнем возрасте. Старший дошкольный возраст и школьный в этом отношении — особо важные периоды. Развитие перцептивных действий детей происходит в условиях специально организованных систематических и последовательных занятий в детском саду и в школе.
Дети под руководством воспитателей и школьных учителей открывают для себя предметный мир, знакомясь с различными объектами и их свойствами, учатся анализировать их, выделять наиболее значимые, которые становятся сенсорными эталонами. Они дополняются системой двигательных, или моторных, навыков, что обеспечивает ребенку всестороннее «открытие мира». Моделирование (рисование, ручной труд, игры со строительным материалом) позволяет преобразовывать мысленные образы в реальные.
Механизмы социальной перцепции
Перцепция в психологии — это еще межличностное общение. При совместной деятельности должно существовать взаимопонимание. При первом наблюдении включаются механизмы социальной перцепции.
Механизмы социальной перцепции | |
Идентификация | Происходит процесс сличения себя и партнера по общению. |
Эмпатия | Подразумевает умение посочувствовать другому человеку. Данное качество важно и в деловой сфере, например, в среде социальных работников или педагогов. Могут быть и негативные последствия, поскольку слишком глубокое погружение в не свои проблемы может вызвать депрессию. Бывает также адекватная и не адекватная эмпатия, например, люди, радующиеся чужому горю. |
Аттракция | Это уже дружба или что-то более личное. |
Социальная перцепция и ее эффекты
Социальная перцепция – процесс индивидуальный, зависящий от возраста, предпочтений и уровня развития. Восприятие других может быть оценено, как, нормально. Но по мнению многих специалистов, нормально – это результат медленного осознания и наличие нечетких понятий.
Образы под влиянием обстоятельств, накопления знаний и опыта будут меняться, это живой процесс, поскольку мозг учится, возникают эффекты:
- Эффект ореола. Может быть положительным или отрицательным. Все будет зависеть от тенденции человека приписывать собеседнику позитивные или благоприятные качества.
- Эффект первого впечатления.
- Эффект новизны. Перцепция новой информации, становящейся важной и значительной.
- Эффект роли. Перцепция личностных особенностей человека, его поведения, определяемого ролевыми функциями.
- Эффект присутствия. Имея какой-то талант или достижение, индивид будет его больше демонстрировать на публике, чем в одиночестве.
- Эффект авансирования. Приписывание несуществующих достоинств.
- Эффект снисходительности. Позитивные качества, например, работника могут превозноситься, при этом негативные оставляться без внимания.
- Эффект гипервзыскательности. Акцент только на негативных качествах человека.
- Эффект физиогномической редукции. Оценка человека производится только на основании его внешности.
- Эффект красоты. Только у приятного внешне человека в наличии положительные качества.
- Эффект ожидания. Если человек не дает реакции, то его будут провоцировать на нее.
- Презумпция взаимности. Другие относятся к человеку так, как он или она относится к ним.
- Эффект проекции. Качество и свойства характера примерно у всех одинаковые.
Перцептивная сторона общения
Определение 1 Перцептивная сторона общения (от латинского «perceptio» ‒ восприятие) ‒ процесс, появляющийся при взаимодействии людей на основании естественного общения и проходящий в форме понимания и восприятия человека человеком.
Определение 2
Перцепция ‒ это отображение индивидом на когнитивном уровне тех явлений и объектов, с которыми он встречается.
С точки зрения психологии под перцептивной стороной общения рассматривается восприятие другого индивида, осознание качеств другой личности.
Восприятие собеседника может совершаться через представление его установок, целей, взглядов и мотивов. В данном случае совершается развитие объективной оценки другой личности, качества которой не перекликаются с особенностями самого познающего субъекта.
Помощь со студенческой работой на тему Перцептивная сторона общения в психологии
Курсовая работа 460 ₽ Реферат 240 ₽ Контрольная работа 220 ₽
Получи выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
С другой стороны, в ходе восприятия собеседника может совершаться не только его понимание, но и принятие. В данном случае все установки и ценности разделяются, согласовываются людьми.
Когда совершается такое принятие, появляются близкие межличностные отношения разного уровня: привязанность, дружба, любовь и т.д.
С помощью перцептивной стороны общения мы «читаем» другого человека. От уровня точности тех заключений, к которым мы приходим, зависит эффективность коммуникации с индивидом. Неверное прочтение личности собеседника может спровоцировать недопонимание, конфликтную ситуацию.
Все три стороны процесса общения могут легко сочетаться друг с другом.
Поверхностные взаимодействия между посторонними людьми, которые продолжаются непродолжительное время, как правило, представлены только интерактивной или коммуникативной стороной либо их сочетанием.
Гендерные особенности перцепции
Перцепция в психологии – это принятие людей разного пола и гендера, их особенностей внешности, взглядов на жизнь, опыта и знаний. Понятие гендер описывает статус человека, его социальную перцепцию, это своего рода социальный пол.
В обществе широко распространены гендерные стереотипы, которые по сути своей признаются как социальные нормы для обоих полов. Идет разделение и на эмоциональном уровне, считается, что мужчины более склонны к логике и самоорганизации, в то время как женщины исключительно эмоциональны.
При этом женщины на своих плечах сейчас несут и построение карьеры, и воспитание детей, и ведение домашнего хозяйства. Но и на мужчину распределение гендерных ролей может влиять негативно.
Заставлять быть успешным – подавить личность и привести к депрессии мужчину. Личность должна развиваться индивидуально исходя их своих психофизиологических особенностей. Чувство долга также не должно мешать при раскрытии индивидуального потенциала.
Родителям на заметку
Формирование системы перцептивных действий у ребенка — забота в первую очередь родителей. Во-первых, им надо пристально следить за здоровьем органов чувств малыша, иначе их недостаточное функционирование затруднит восприятие особенностей объектов познания. Во-вторых, не следует полагаться только на воспитателей и учителей: развитие перцептивных действий — это одна из целей семейного воспитания на ранних стадиях жизни ребенка. Для этого надо помогать ему всесторонне обследовать предметы (как звучит, как устроен, из каких частей состоит, каков на ощупь, на вкус и запах), учить действиям с ним, обогащать словарь за счет существительных (что это?), прилагательных (какой?), глаголов (что делает?).
Детям следует показывать картинки и приемы рисования, лепки, конструирования, упражнять в сравнивании предметов по разным параметрам.
Основной метод обучения детей младшего и раннего возраста — игровой. Дети любят совместные игры и занятия с родителями. Эмоциональное предметное общение с ними стимулирует у ребенка развитие перцептивных действий.
Суть межличностного восприятия
Межличностная перцепция при вопросах взаимодействия людей друг с другом становится ключевым моментом. Это уже реальное общение и практическое взаимодействие, обмен опытом и впечатлениями.
Психологу-наблюдателю необходимо выделить первостепенные и второстепенные роли для проведения анализа, методики уже выработаны:
- положительные эмоции – согласие и солидарность;
- отрицательные эмоции – отрицание, создание напряженности;
- постановка проблемы – просьба высказать мнение, предоставить аргументы;
- ее решение – компромисс, ориентация на мнение других.
Конструктивен ли был разговоров, будет зависеть от участников межличностной перцепции.
Может случиться и конфликт. Конфликт, если он еще и острый, связан с интересами, которые будут несовместимы у сторон межличностного общения и скорее всего будет непреодолим. Многое зависит от деталей, возник ли спор на уровне внутриличностного, межличностного или межгруппового конфликта, насколько все объективно.
Проявления в отношениях с окружающими
У всех людей разные перцептивные способности. Это зависит, в частности, от генетики и культуры. Также это качество можно развить, что особенно важно для людей, чья работа связана с общением, педагогической деятельностью. Например, способности перцептивные педагога – это умения наблюдения, найти индивидуальный подход к каждому ученику, вне зависимости от его успеваемости, характера, национальности. В отношениях с окружающими перцептивные личности демонстрируют высокий уровень эмпатии – эмоционального сопереживания собеседнику.
Человек с высоким уровнем развития чувственного восприятия легко находит общий язык с окружающими
Характеристика и особенности стереотипизации
Социальный стереотип всегда лежит в основе формирования первого впечатления, будь то представитель той или иной профессии, или иностранец, представляющий свою нацию. Этнические стереотипы одни из самых интересных. Итальянцы – излишне эксцентричны, а англичане — чопорные.
Важно понимать, если индивид воспринял стереотипы своей группы и на себя, то ему легче воспринимать другого человека. Механизм перцепции другого человека в данном случае запуститься легче и быстрее, экономя время и психологические ресурсы.
Но стереотипы должны применяться не всегда, есть так называемая разрешенная сфера, это может быть профессиональная деятельность или групповой национальный признак. Одним из самых ярких примеров может служить педагог. Спокойный ученик, стремящийся к знаниям – идеал.
А вот другие дети — безразличные, нестоящие внимания, в целом отрицательные люди, на которых не стоить тратить время. Эти ярлыки, появляющиеся у неуверенного в себе взрослого, мешают ребенку формировать собственное я и правильно презентовать себя миру.
Взаимодействие с социумом при помощи восприятия
Взаимодействие с социумом при помощи восприятия происходит следующим образом:
- Императивное общение. Это желание подчинить, установить контроль, использовать различного рода манипуляции. Это незавуалированное желание принудить. Такой вид общения иногда оправдан, например, уставные отношения, экстремальные ситуации.
- При наличии скрытых мотивов при перцепции наступает очередь манипуляции, задача которой скрыть истинные причины, подменить их при необходимости, и также добиться контроля и над человеком, и над ситуацией. Партнер по общению воспринимается только как средство достижения цели. В целом манипулятора характеризует жестокость, апатия, потеря интереса к жизни. Профессия преподавателя отчасти манипулятивна, поскольку педагогу необходимо замотивировать, преподать урок как можно более интересно. Такая установка может пагубно повлиять на межличностной перцепции педагога и других людей.
- Диалог. Диалог и есть реальное равноправное взаимодействие с социумом при помощи восприятия, это фиксация на другом человеке, на его интересах.
Анализ общения и взаимодействие с социумом при помощи восприятия разнообразно и многофункционально. Оно важно для каждого человека и общества в целом. Структура такого взаимодействия не заканчивается на перцепции, это еще коммуникация и интерактивность. Перцепция – это познание друг друга, установление межличностных отношений, обмен эмоциями и идеями, которую можно назвать обратной связью.
Понятие перцепции – это целый процесс в психологии, посредством которого стоит обратить внимание на некоторые стимулы в нашей среде, а не на другие. Поскольку невозможно уделить внимание всем стимулам, которые преподносит мозг, разум обладает удивительной бессознательной способностью выбирать, что важно, а что нет.
Автор: Елена Гупта