Нейролингвистическое программирование является популярным и бурно обсуждаемым направлением практической психологии. Актуальность данного предмета обусловлена рядом причин.
Во-первых, методы НЛП находятся на стыке нескольких дисциплин: психологии, психотерапии, программирования и языкознания. Во-вторых, НЛП представляет собой новое исследовательское направление, нацеленное, главным образом, на практическое применение в жизни человека. Кроме того, хотя нейролингвистическое программирование часто критикуется академическим сообществом, данная дисциплина содержит большое количество полезных и «работающих» приёмов, о которых и пойдёт речь в уроках этого раздела.
В данном онлайн-тренинге вы бесплатно научитесь пользоваться ключевыми техниками НЛП: метамоделью, фреймингом, рапортом, якорением, работой с состояниями и репрезентативными системами, а также познакомитесь с лучшими практиками, играми, книгами, видеороликами данной тематики.
Что это такое?
НЛП (Нейролингвистическое программирование) – это область практической психологии, разрабатывающая прикладные техники, моделирующие приёмы и практики знаменитых психотерапевтов и мастеров коммуникаций.
Другими словами, НЛП занимается изучением положительного опыта специалистов в области психотерапии, гештальтпсихологии, психоанализа, лингвистики, гипноза, с целью в дальнейшем использовать этот опыт. По сути, НЛП представляет собой моделирование приёмов успешных людей для того, чтобы сделать эти приёмы общедоступными.
Стоит отметить, что НЛП не является наукой, а знания, в силу особенностей их получения, не могут быть полноценно научно верифицированы. Более того, научное сообщество скептически относится к данному направлению, и в вузах редко можно встретить курсы по НЛП. Но важно понимать, что у создателей НЛП не было цели сделать полноценную научную теорию. Им важно было найти общедоступные техники, раскрывая сложные методики известных практиков психологии.
[править] Суть кидалова
Офисный планктон, быдло и школьники невозбранно веруют в то, что при помощи неких методик, специальных слов и жестов они смогут легко убеждать и зомбировать людей, легко достигать успеха и вообще быть круче обычных жалких людишек. В результате, они добровольно отдают сотни нефти мошенникам, обещающим их обучить. На самом деле, «знания», полученные ими, есть дешёвое враньё, не имеющее практической пользы. В результате изучения, пытаясь состроить свои движения и речь «под собеседника», они начинают двигаться как паралитики или марионеточные куклы, заикаться и нервно реагировать на каждое движение глаз. Единственный, кто имеет с этого обещанный мошенниками профит — сами мошенники. В тех случаях, когда НЛП срабатывает, оказывается, что всё сработало бы и без НЛП, но адепту учения на это насрать, ибо проще поверить, что ты не зря потратил уйму бабок и весь мир у твоих ног, чем признаться себе в своём идиотизме.
Краткая история
Совместная работа по созданию нейролингвистического программирования была начата в конце 1960-х годов группой специалистов Калифорнийского университета: Ричардом Бендлером, Джоном Гриндером, Фрэнком Пьюселиком во главе с их научным попечителем знаменитым ученым-антропологом Грегори Бейтсоном. Система НЛП была разработана с целью ответить на вопрос, почему определённые психотерапевты так эффективно взаимодействуют со своими клиентами.
Вместо того чтобы исследовать данный вопрос с точки зрения психотерапевтической теории, Бендлер и Гриндер обратились к анализу методов и техник, применяемых этими психотерапевтами, путем наблюдения за ходом их работы. Затем ученые сгруппировали изученные методы в различные категории и представили их в виде общих моделей межличностных отношений и влияния людей друг на друга.
Знаменитыми специалистами, чей профессиональный опыт было решено преобразовать в модели, были выбраны:
✔ | Вирджиния Сатир — семейная терапия. |
✔ | Милтон Эриксон — эриксоновский гипноз. |
✔ | Фриц Пёрлз — гештальттерапия. |
Первые результаты изучения практических навыков этих психотерапевтов появились в 1975 году и были опубликованы в работе «Структура Магии. Том 1» (1975). Затем расширенные материалы исследования модели были представлены в книгах «Структура Магии. Том 2» (1976) и «Изменения в семье» (в соавторстве с Вирджинией Сатир, 1976).
Результатом проведенной работы стала так называемая Метамодель, о которой вы узнаете из первого урока нашего тренинга. Эта модель послужила фундаментом для дальнейших исследований в данной области и привела к созданию целого направления практической психологии. Сегодня НЛП является открытой методологией, имеющей множество последователей, дополняющих ее авторскими разработками.
Подробнее про историю НЛП можно прочитать в Википедии.
Первые группы 1972 — 1973 годов
В начале семидесятых годов в Калифорнийском Университете Санта Круз царила исключительно либеральная атмосфера, на занятиях не доминировали исключительно научно-ортодоксальные взгляды. Особенно большой популярностью, среди студентов психологии пользовался Кресж Колледж, где тогда работал Грегори Бейтсон. Там было возможно проводить экспериментальные групповые действия.
Ричард Бендлер
Весной 1972 года Бендлер, разочарованный чуждым обычному опыту содержанием академического curriculum, организовал в Кресж Колледж занятия по практике гештальт-терапии, используя возможность, предоставленную студентам последних курсов самим планировать и проводить занятия. Студенты, участвующие в таких занятиях, получали документы об их прохождении, которые также признавались, как и выданные профессорами.
Работа с теорией гештальта была в то время абсолютной новостью в бихевиористски ориентированном учебном процессе. И хотя, существовали две группы, занимающиеся вопросами человеческих ощущений, однако их принципы выходили главным образом из концепции Карла Роджерса — создателя терапии, центрированной на клиенте. Он был одним из отцов, так называемой, гуманистической психологии, которая родилась в 1962 году в Обществе Гуманистической Терапии, как третья сила в психологии, наряду доминирующими тогда школами психоанализа и бихевиоризма. В это время недирективные и направленные на личностный рост взгляды Роджерса вошли в салоны также и в передовых академических кругах. Это, кроме прочего, выражалось большой активностью групп встреч (encounter), создание которых было модно во многих высших учебных заведениях.
Несмотря на многие программные сходства с основами гештальт-терапии Перлза (относящейся к так называемой гуманистической терапии), работа этих групп, в семидесятых годах, в принципе была направлена скорее на групповую динамику и сконцентрирована на движении аутентичности. Поэтому группа Бендлера существенно отличалась от обычных групп встреч. С самого начала его интересовал анализ терапевтического воздействия гештальт-теории в рамках группы. Кроме этого, упражнения на семинарах открыли перед ним возможность развить собственную, до этого времени остающуюся лишь в теории, практическую компетентность.
Применение навыка НЛП
НЛП пытается научить людей наблюдать, понимать и воздействовать на себя и окружающих так же эффективно, как это делают опытные психотерапевты и мастера коммуникаций. Поэтому у НЛП широкий спектр применения, в который можно включить такие направления как:
- психотерапия,
- управление временем,
- ораторское мастерство,
- обучение,
- менеджмент и управление,
- продажи,
- актерское мастерство,
- юриспруденция,
- писательство и журналистика.
НЛП позволяет развивать коммуникативные навыки, необходимые каждому человеку. Кроме того, НЛП помогает личному развитию: способности правильно понимать свои эмоциональные состояния, разносторонне воспринимать окружающий мир, достигать гибкости в поведении. Продвинутые техники НЛП позволяют лечить фобии и психологические травмы, сохранять хорошую психическую форму и поддерживать высокий уровень работоспособности.
Если вы хотите узнать, насколько сейчас, пусть даже на интуитивном уровне, вы владеете техниками НЛП и сможете их применить для развития своей карьеры, предлагаем вам решить кейс:
Cтатистика На весь экран
Как этому научиться
В соответствии с главными принципами НЛП, практически любой человек способен освоить все техники этой теории. Как правило, популярные тренинг-центры выделяют три основных ступени обучения нейролингвистическому программированию:
1 | Курс НЛП-практик: изучение навыков НЛП и умение применять их на практике. |
2 | Курс НЛП-мастер: углубленное изучение техник НЛП. |
3 | Курс НЛП-тренер: умение работать с аудиторией и знание особенностей преподавания НЛП. |
Часто тренинги могут длиться по несколько недель и стоить достаточно дорого, однако очные курсы не являются единственным способом освоения азов нейролингвистического программирования. Исследовав опыт обучения данному навыку, мы пришли к выводу, что всем техникам НЛП (или, по крайней мере, большинству из них) можно научиться самостоятельно. Мы подготовили ряд уроков, которые помогут вам развить полезные компетенции для полноценного овладения приёмами этого психологического направления.
Хотите проверить свои знания?
Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.
Cтатистика На весь экран
Уроки НЛП
Цель нашего онлайн-курса состоит в том, чтобы научить вас использовать основы нейролингвистического программирования, которым обучают на базовых занятиях НЛП. В нашем тренинге вы не найдете полного курса гипноза и «высшего пилотажа» НЛП, однако мы постарались представить все ключевые приемы и понятия, которые лежат в основе гипноза и продвинутых концепций.
Если вы пока просто хотите познакомиться с основами НЛП, тогда можете пройти уроки представленные ниже. Уроки 1 и 2 посвящены языковым моделям, уроки 3 и 4 содержат материал о невербальных техниках коммуникации, а урок 5 расскажет об эффективных методах саморазвития.
Урок 1. Модель языка или метамодель НЛП
Одной из самых первых и популярных концепций НЛП является модель языка или, как ее называют, метамодель. Эта модель помогает лучше понять смысл речи человека. Всё дело в том, что высказывая свои мысли, мы не можем абсолютно точным образом передать собеседнику то, о чем думаем. Что-то мы упускаем, считая, что это и так понятно, что-то неумышленно искажаем. Но может ли нас правильно понять собеседник, коллега, подчиненный?
Не всегда, если вы не хороший психотерапевт или психоаналитик. Чтобы правильно понять человека, профессиональные психотерапевты задают ему специальные вопросы, которые помогают им войти в глубинную структуру человеческих мыслей. Метамодель нейролингвистического программирования, описанная в данном уроке, поможет вам лучше понимать человека, а в некоторых случаях даже менять его собственное восприятие путем применения специальных техник психотерапии.
Урок 2. Фрейминг и позиции восприятия
В этом уроке вы познакомитесь с двумя полезными НЛП-техниками. Первая из них, фрейминг, научит вас обрамлять свои мысли в различные рамки (frame, в переводе с английского — рамка), что, несомненно, поможет вам развить коммуникационные способности. Вторая техника, позволит вам работать пятью позициями восприятия и репрезентации действительности. Обе эти модели способны активно воздействовать на вашу речь, делая ее более гибкой.
Урок 3. Репрезентативные системы
В двух предыдущих уроках вы познакомились с ключевыми лингвистическими техниками НЛП. Однако не менее важными в нейролингвистическом программировании являются модели понимания нейропроцессов и их воздействия на психику человека. В данном уроке речь пойдет о влиянии органов чувств на интерпретацию получаемого человеком опыта.
Урок 4. Рапорт, калибровка, подстройка
Физиологические процессы, сопровождающие момент коммуникации не менее важны, чем сама речь. Известно, что невербальные приёмы являются существенной составляющей любого акта общения. Техники этого урока позволят вам влиять на свои физиологические характеристики во время коммуникации, что поможет вам быть «удобным» собеседником при общении с разными людьми.
Урок 5. Результативность, работа с состояниями, якорение
В данном уроке будут рассматриваться техники НЛП, направленные на повышение эффективности человека, а также на его воздействие на собственные нервные процессы. Не многим известно, что популярные сегодня методы улучшения результативности, например, SMART, появились именно в рамках НЛП. В уроке будут представлены базовые модели, помогающие людям управлять своей мотивацией и эмоциональными состояниями.
Ричард Бендлер
Ричард Вейн Бендлер родился в 1950 в Нью Джерси. Пару лет спустя его семья переехала в Калифорнию, где он рос в одной из беднейших частей города Сан Хосе, Бей Эриа, на север от Сан Франциске
В середине шестидесятых годов Бендлер был одним из длинноволосых детей-цветов, каких часто можно было встретить на улицах городов американского Западного Побережья. Как активный член протестующей общественности хиппи, он участвовал в организации нескольких самых больших в те годы рок-концертов.
Эти времена отличались негативным отношением к традициям. Материалистическая основа американского общества, все более абсурдальная эскалация гонки вооружений и военное вмешательство Соединенных Штатов во вьетнамский конфликт, вызвали оппозиционное течение, отрицающее нормы общества успеха. Многие молодые люди видели решение наиважнейших проблем своего времени в том чтобы занять позицию крайнего индивидуализма. Способ выхода из глобального кризиса они видели в переоценке ценностей. Не Родина, семья и успех, а любовь, мир и личное счастье должны были стать лозунгом новых времен. Выражением такого подхода к жизни стали бегство из городов, наркотические переживания, религиозная мистика и прежде всего новая рок-музыка.
Лето 1967 года — известное как лето любви (Sammer ofLove) это расцвет, так называемой, музыки Западного Побережья, с которой были связаны такие известные исполнители как: The GratefulDead, JeffersonAirplane, Santana, The Steve MillerBand, The Birds, Coyntry Joe andthe Fish, JanisJoplin iQuicksilver MessengerService. Множество людей встретились под открытым небом, чтобы послушать звуки, сегодня легендарных групп, и чтобы под влиянием психоделических наркотиков, таких как ЛСД, псилоцибиновые грибы и гашиш, совместно праздновать мирную революцию движения Flower Power.
Ричард Бендлер
Эта культурная революция достигла своей кульминации во время культового фестиваля в Вудстоке. В сентябре 1969 года впервые в истории на Восточном Побережье собрались почти полмиллиона людей, чтобы отметить вступление в новую эпоху любви, согласия и мира. Все казалось возможным. Неожиданный конец этой идеи наступил шестого декабря 1969 года, когда член Ангелов Ада, во время одного из концертов Ролинг Стоунз на Алтамонт Спидвей около Сан Франциско, убил перед сценой восемнадцатилетнего негра Мередита Хантера. Таким образом погибла мечта о Нации Вудсток.
Однако в 1967 году вера молодежи в будущее и убеждение в возможность изменить обличив мира была еще не сломлена. Беки, жена Роберта С. Спитцера, реномированого психиатра и президента издательского дома Sciens & Behavior Books в Пало Альто, обратила в это время внимание мужа на удивительные таланты семнадцатилетнего ученика Средней Школы Фримонт, которого она наняла, чтобы учить своего сына Дана игре на барабанах. Тем, что восхитило Беки Спитцер в Ричарде Бендлере, была его открытость к философским вопросам и манера в которой он обучал музыке.
Ричард Бендлер
Спитцеры старались как могли поддержать способности Бендлера. Роберт Спитцер описал его как необыкновенно ловкого и всесторонне талантливого. Поэтому он доверял ему различные задания и привлёк к работе в издательстве. К обязанностям Бендлера относилась работа в магазине, а также подготовка магнитофонных и видео записей для терапевтических семинаров.
Бендлер начал свою бурную академическую карьеру двухлетним обучением в Футхилл Колледж в Лос Альтос Хиллс. Согласно информации Спитцера, ему удавалось довести некоторых своих преподавателей до отчаяния. Он не шел на компромисс, даже если вопрос затрагивал лишь детали, совершенно не подчиняясь ритуалам академической жизни4.
После того как Бендлер закончил колледж, он поступил в Калифорнийский Университет в Санта Круз. Спитцер и его жена, которые по мере течения времени, становились все более влиятельными менторами Бендлера, владели тогда небольшой дачей в деревне, недалеко от Санта Круз. Они позволили ему построить на своей земле домик. Некотороевремя Бендлер жил там с подругой и собакой.
Санта Круз — маленький городок на севере Монтерей Бей, на юге от Сан Франциско. В городе есть университет, очень красиво расположенный. В те времена в городе было около сорока тысяч жителей, ведущих богатую на эксперименты культурную жизнь. Здесь жили многие известные личности из мира культуры: режиссер Альфред Хичкок, актриса Ширли Темпл, автор фантастической литературы Френк Херберт, а также члены группы Сантана и Дуби Бразерс.
Грегори Бейтсон
Ричард Алперт, бывший коллега Тимоти Лири по Гарвардскому Университету, вернувшись из Индии также жил в Санта Круз, уже будучи духовным мастером — под именем Баба Рам Дасс. Алперт был наряду с Ральфом Метцнером и Лири, соавтором классической работы психоделического движения, какая должна была служить проводником в мире экспериментов с ЛСД. Грегори Бейтсон также жил в это время в Санта Круз. Он является создателем кибернетической эпистемологии, концепции которая стала основой современного холистического взгляда на мир.
В эзотерических кругах, по сей день, Санта Круз считают особенным «местом силы». Это определение указывает на разнородность действий, которые предпринимались там в последние десятилетия, для познания духовного, личностного и общего жизненного измерения.
Как проходить занятия
Для успешного освоения базовых техник НЛП вам потребуется:
- Изучать теорию, а не только стремиться запоминать последовательность действий.
- Тренироваться самостоятельно, выполняя упражнения курса.
- Стараться аккуратно использовать выученные техники на практике.
Именно постоянное применение полученных знаний в жизни позволит вам по-настоящему овладеть нейролингвистическим программированием. Также важно отметить, что применение знаний НЛП повысит вашу внимательность во время коммуникации и научит вас самостоятельно моделировать (создавать) успешные приёмы и техники.
Кроме того, для изучения НЛП рекомендуется освоить несколько общих правил, так называемых пресуппозиций нейролингвистического программирования.
Пресуппозиции – базовые принципы НЛП
Во время моделирования техник известных психотерапевтов разработчики НЛП вычленили несколько общих простых правил, которые использовали эти специалисты в своих трудах. Ученые объединили исследованный материал в общую систему пресуппозиций.
Пресуппозиции в нейролингвистическом программировании (НЛП) — это аксиоматические убеждения, используемые как инструмент, облегчающий достижение максимально эффективных результатов от применяемых техник. Суть применения пресуппозиций состоит в том, что для наиболее эффективного обучения НЛП, их необходимо принять априори (как аксиому). Основными пресуппозициями НЛП являются:
1 | Карта не есть территория (the map is not the territory). Также как самая подробная карта никогда не будет точным отображением территории, так и используемые нами слова не заключают в себе абсолютно точного отображения нашего опыта, репрезентацией которого они являются. В НЛП есть два уровня явлений: внешняя реальность и внутренняя субъективная реальность. Другими словами, в НЛП работают не с реальностью, или «территорией», а с субъективными восприятиями и убеждениями относительно реальности («картами»). |
2 | Человек, обладающий наибольшей гибкостью, имеет наибольшее влияние в системе. В любой системе человек, обладающий наиболее гибким поведением, способен рассматривать больше вариантов выбора и, следовательно, будет иметь в системе большее влияние. Соответственно, чем больше вариантов вы имеете в своем наборе инструментов коммуникации, тем меньше вероятность того, что вы окажетесь в тупиковом положении. |
3 | Не бывает поражений, есть только обратная связь. Эта пресуппозиция заимствована у Уильяма Росса Эшби из принципа важности петель обратной связи в теории информации. В нейролингвистическом программировании ничто не рассматривается в рамках понятий «успеха» и «неудачи». Неудачные результаты, следующие за какими-то действиями, представляют собой не повод для разочарования и отчаяния, а ценную информацию в виде обратной связи, которая определяет эффективность того, что вы делаете. |
4 | Разум и тело неизбежно влияют друг на друга. Это происходит потому, что в теле человека содержится примерно 100 миллиардов нервных клеток. Большинство этих клеток находятся в мозге. Каждый из ста миллиардов нейронов соединен, по крайней мере, с тысячей других. И, следовательно, в нас всё взаимосвязано, особенно, разум и тело. |
5 | Личность и поведение – это различные явления. Мы представляем собой нечто большее, чем наше поведение. В различных ситуациях мы можем совершать разные поступки, и часто делать это ненамеренно. Таким образом, поведение людей не определяет самих людей. |
6 | В основе любого поведения человека лежит позитивное намерение. Данная пресуппозиция заимствована из системы убеждений Вирджинии Сатир. Ее суть заключается в том, что даже кажущееся отрицательным поведение человека рассматривается в НЛП как попытка осуществить позитивное намерение (которое он может не осознавать). |
Это далеко не все основные принципы, которые выделяются в учебниках по НЛ программированию. Если собрать воедино все пресуппозиции знаменитых авторов НЛП, можно составить следующий список:
Исходные предпосылки, касающиеся ментальной обработки:
- «Карта» – не «территория».
- Реакции людей соответствуют их картам.
- Значение зависит от контекста.
- Разум и тело неизбежно влияют друг на друга.
- Индивидуальные навыки являются результатом совершенствования и установления последовательности использования репрезентативных систем.
- Мы уважаем модели мира других людей.
- Личность и поведение – это различные явления. Мы представляем собой нечто большее, чем наше поведение.
- Каждый вид поведения практичен и полезен в определенном контексте.
- Мы оцениваем поведение и изменения в терминах контекста и экологии.
Коммуникативные пресуппозиции:
- Мы не можем не общаться.
- Способ коммуникации влияет на наше восприятие.
- Смысл коммуникации заключается в той реакции, которую она вызывает.
- Человек, задающий фрейм коммуникации, контролирует ее.
- Не бывает поражений, есть только обратная связь.
- Человек, обладающий наибольшей гибкостью, имеет наибольшее влияние в системе.
- Сопротивление указывает на отсутствие раппорта
.
Пресуппозиции, касающиеся обучения, выбора и изменения:
- Люди обладают необходимыми для достижения цели внутренними ресурсами.
- Люди способны научиться чему-либо с одной попытки.
- Любая коммуникация должна увеличивать количество доступных альтернатив.
- Совершая какой-либо поступок, люди выбирают наилучший из имеющихся у них в данный момент вариантов.
- Мы можем управлять своим мозгом и контролировать результаты.
Подробнее прочитать о пресуппозициях в НЛП вы сможете в учебнике «НЛП-практик», а также в Википедии.
Упражнения
Многие люди, лишь поверхностно знакомые с НЛП, считают, что это в первую очередь техника манипулирования людьми. К сожалению, такое мнение сформировалось в условиях современного общества, в котором каждый успешный человек должен уметь добиваться своих целей любыми путями. Изначально же нейролингвистическое программирование было разработано как методика помощи тем, кто страдает от собственного несовершенства, комплексов и самоедства. Оно активно используется многими психологами для восстановления душевного равновесия и повышения самооценки. Но можно это сделать и самостоятельно.
Найдите для НЛП полезное практическое применение — избавьтесь от собственных тараканов в голове, освоив всего несколько упражнений.
«Это не слон — это муха!»
Согласитесь, что большинство проблем на самом деле представляют собой снежный ком. Человеку свойственно постоянно думать о том, что его тревожит, рассматривать это нечто со всех сторон, отыскивая какие-то новые грани. Домыслы, сомнения, страхи нарастают и любое незначительное неприятное происшествие превращается в огромный неразрешимый клубок трудностей.
В НЛП есть упражнение, которое предлагает пройти обратный путь и сделать из этого страшного раздутого слона маленькую и ничего не значащую муху.
- Создайте расслабляющую атмосферу. Позаботьтесь, чтобы вам никто не мешал.
- Во всех подробностях представьте волнующую вас вещь (событие): как вас уволили, как вы потеряли кошелёк, как разводились. Это должна быть максимально яркая картинка.
- Теперь обесцветьте её, чтобы она напоминала старинную чёрно-белую фотографию.
- Начните мысленно отодвигать её от своего внутреннего взора всё дальше и дальше, пока она не превратится в точку на горизонте.
- Всматривайтесь в неё, пытайтесь рассмотреть детали вплоть до того, пока не устанете и вам это не надоест.
Последний шаг. Теперь найдите в своей жизни нечто положительное, что гораздо глобальнее этой проблемы. Например, вас уволили, но дети-то живы и здоровы. Если б с ними что-то случилось, это было бы во сто раз больнее. Потеряли кошелёк? Зато у вас есть на карточке солидный НЗ. Вы же не стали после этого нищим и бомжом. Развелись? А разве после этого не стало легче дышать и не появилось больше свободного времени для себя любимой?
Одним словом, НЛП предлагает превращать плохих слонов в своей жизни в никчемных мух. Попробуйте сами и убедитесь в невероятной эффективности упражнения.
«Большая стирка»
Данное упражнение отлично работает, если какая-то отдельная картинка не даёт вам спокойно жить. Бывает так, что после неприятной ситуации хочется поскорее забыть про неё, но в сознании она то и дело всплывает в мельчайших подробностях, как это всё происходило. Из-за этого люди не могут засыпать, спокойно есть, общаться. Никакие отвлекающие манёвры (уйти с головой в работу, например) не помогают. Значит, пришла пора нейролингвистической практики.
- Не вызывайте тревожное воспоминание искусственно. Дождитесь того момента, когда оно само всплывёт в памяти.
- Не гоните его, не пытайтесь спрятаться от проблемы.
- Мысленно представьте себе эту картинку в виде грязного пятна на одежде. Поставьте себе задачу отстирать его.
- Представляя всё детально, в мыслях достаньте таз с водой, налейте туда самого лучшего отбеливателя, насыпьте порошка и начните рьяно отстирывать эту картинку.
- Представьте себе, как пятно становится всё более светлым, а затем и вовсе исчезает.
Психологи и психотерапевты предлагают выполнять нейролингвистическое упражнение «Большая стирка» при паранойе и навязчивых мыслях.
«Мушкетёры 20 лет спустя»
Одно из самых простых и действенных упражнений НЛП, позволяющих увидеть, насколько незначительна та проблема, которая сейчас не даёт спокойно жить и мешает счастью. Многие практикуют его, даже не подозревая, что оно относится к технике нейролингвистического программирования.
- Переживите заново волнующее событие. Например, сын принёс «двойку» из школы. Или у вас течёт крыша, а денег на ремонт пока нет.
- Представьте себя спустя 20 лет. Это должна быть красивая мечта, но максимально приближенная к реальности. Т. е. не стоит представлять себя женой олигарха или Президентом, если для этого нет никаких предпосылок.
- Насладитесь созданной иллюзией.
- А теперь найдите в своей мечте сегодняшнюю проблему. Как вы думаете, через 20 лет эта «двойка» будет такой же актуальной? Она повлияет на развитие вашей жизни, помешает двигаться к своей мечте? Да и про крышу вы вряд ли вспомните спустя годы.
Так что всё относительно. Даже если ребёнок завалил экзамен, это ещё ничего не значит. Пересдаст через год, пойдёт работать, добьётся в этой жизни всего сам через эту трудность. Не говоря уже о никчемной двойке за урок по математике. Да, неприятно. Но проведите воспитательную работу (в спокойных тонах) и забудьте об этом навсегда.
Для восстановления душевного равновесия и достижения гармонии внутри себя НЛП предлагает и другие упражнения:
- «Спасибо, Господи, что взял деньгами!» (для решения финансовых проблем).
- «Ретроспектива» (изучение ужасов военного времени для осознания собственного счастья).
- «Техника взмаха» (изменение отрицательного образа на положительный).
- «Кинотеатр» (взгляд на проблему со стороны).
- Техника от Уолта Диснея (произошедшее нужно увидеть глазами мечтателя, реалиста и критика).
Дополнительные материалы
В рамках одного онлайн курса невозможно описать все возможные модели и техники нейролингвистического программирования. Это связано и с тем, что данное исследовательское направление продолжает развиваться, моделируя новые психологические и лингвистические техники. Многие из этих техник достаточно специфические, поэтому они будут интересны далеко не всем читателям 4brain. Чтобы вам было легче найти нужную информацию, мы решили дать ссылки на дополнительные материалы (книги, видео, статьи), которые не вошли в наш курс.
Книги
В магазинах можно встретить множество учебников по НЛП, но часто эти книги содержат мало полезной информации. Чтобы вы могли лучше ориентироваться в литературе по нейролингвистическому программированию, мы подобрали список наиболее популярных и проверенных книг. В него вошли:
- «Фокусы языка». Роберт Дилтс.
- «Из лягушек — в принцы». Джон Гриндер.
- «НЛП-практик: полный сертификационный курс. Учебник магии НЛП». Боденхамер Б., Холл М.
- «Искусство убеждать». Ричард Бендлер.
- «77 лучших техник НЛП». Майкл Холл.
- И некоторые другие.
Видео
В силу того что многие техники НЛП представляют собой конкретные речевые приёмы и способы поведения, всему этому сложно научиться, только лишь читая текстовое описание. Важной составляющей обучения являются наглядные примеры людей, которые уже освоили нужную технику, а также мастер-классы и лекции ведущих специалистов. Видеоролики с такими примерами и выступлениями мы тоже постарались включить в наш тренинг и дополнительные материалы.
Другие материалы
Кроме того, обратите внимание на другие наши онлайн-тренинги, которые дополняют знания НЛП:
- Тренинги по ораторскому искусству и писательскому мастерству – помогут вам лучше овладеть своими устными и письменными языковыми средствами.
- Курс уроков по психологии человека – познакомит вас с базовыми понятиями психологии: личность, мотивация, социум, развитие.
- На занятиях по лидерству – вы узнаете о качествах настоящих лидеров и стилях управления.
И напоследок еще немного полезной информации.
[править] Алсо
Во всех
университетах нашей необъятной родины НЛП преподают под видом «социологии» и «психологии» (в том числе клинической — для обработки страдающих ФГМ). Жаль, что об этом ничего не знают ни студенты, ни преподаватели, ни деканы, ни ректоры профильных вузов. В технических же обычно всем похуй, что будут читать студентам раз в неделю в течение одного семестра, поэтому там действительно могут вбивать в дубовые студенческие головы НЛП, психотронику, соционику и прочую лженаучную бредятину.
Ко всему вышеперечисленному можно лишь добавить, что хуита типа НЛП базируется на другой хуите, именуемой «Эриксоновский гипноз», один из аспектов которого — «забалтывание». Милтон Эриксон компенсировал свою глухоту и обездвиженность ног неебической силой хитрости и разработал многочисленные методики недирективного гипноза. По сути Бэндлер и Гриндер спиздили/испоганили/оскорбили/развили его идеи.
Кроме того, существует другое NLP. Чьи адепты искренне радуются, когда их НЛП путают с сабжем.