Поведение — это что такое? Понятие, типы, принципы и нормы поведения

  • 29 Ноября, 2018
  • Психологические термины
  • Ольгерд Семенов

Что такое поведение? Ответ на этот вопрос не так прост, как может показаться на первый взгляд. Поведение — это реакция системы или организма на различные стимулы или действия. Будь они внутренние или внешние, сознательные или подсознательные, открытые или скрытые, а также добровольные или непроизвольные.

Понимая перспективу информатики поведения, оно состоит из действий, операций, взаимодействия с окружающими существами и средой и его свойств. Поведение может быть представлено как вектор существования. Правила поведения — это то, что этот самый вектор определяет.

Биологический контекст

Биология очень тесно связана с вопросом, описанным в этой статье. Социальное поведение — это не что-то такое, что свойственно лишь людям. Оно возникло в результате длительного естественного отбора. Несмотря на некоторые разногласия относительно того, как точно определить поведение в биологическом контексте, одна общая интерпретация, основанная на метаанализе научной литературы, гласит, что «поведение — это внутренне скоординированные ответы (действия или бездействия) целых живых организмов (индивидуумов или групп) на внутренние и/или внешние стимулы».

Более широкое определение поведения, применимое к растениям и другим организмам, аналогично понятию фенотипической пластичности. Оно описывает его как ответ на событие или изменение окружающей среды в течение жизни человека, отличающееся от других физиологических или биохимических изменений, которое происходит быстрее. При этом оно исключает изменения, которые являются результатом развития (онтогенез). Поведение может быть врожденным или узнанным из окружающей среды. Принцип поведения — это то, зависит ли оно от окружающей среды или является выученным извне. То есть на него влияет как окружающая среда, так и окружение из других существ и воля самого субъекта.

Что такое поведение? Его можно рассматривать как любое действие организма, которое меняет отношение к окружающей среде. Оно обеспечивает выход за пределы организма в окружающую среду.

Гуманистическая психология

В центре гуманистического подхода – присущая человеку внутренняя свобода и его стремление реализовать себя. Он рождается одиноким, его самые насущные потребности не удовлетворены. Но он растет физически и духовно.

Ощущая себя в безопасности, накормленным, напоенным, он начинает тянуться к общению с людьми, испытывает к ним глубокие чувства. С возрастом осознает смысл самореализации и создания чего-то уникального, что позволяет удовлетворить внутреннюю мотивацию и сделать что-то полезное для людей.

Но, бывает, и наоборот. Даже в ситуации фрустрации потребности в безопасности, еде, сне, человек не теряет себя и смысл жизни, стремится реализовать себя, как свободную, творческую личность. Вспомни В. Франкла – в условиях концлагеря он сумел остаться думающим, помогающим человеком. Впрочем, в этой ситуации можно предположить, что сознательная борьба за жизнь, поиск ее смысла связан с тем, что однажды самые насущные потребности его было удовлетворены.

Психологические теории объясняют поведение человека с самых разных позиций. Для одних оно – результат воздействия стимулов. Для других – попытка скрыть неприемлемое, используя средства защиты. Гуманисты же выставляют человека открытым перед самим собой, дарят свободу понять, кем он является.

Экология

Экология поведения — это изучение эволюционной основы нрава животных из-за экологического давления. Поведенческая экология возникла из этогологии после того, как Нико Тинберген изложил четыре вопроса, которые следует рассмотреть при изучении поведения животных,среди которых ближайшие причины, онтогенез, выживаемость и филогенез.

Если у организма есть черта, которая обеспечивает избирательное преимущество (то есть имеет адаптивное значение) в окружающей среде, то естественный отбор благоприятствует этому. Адаптивное значение относится к выражению признака, который влияет на фертильность, измеряемую репродуктивным успехом человека. Адаптивные признаки — это те, которые производят больше копий генов человека в будущих поколениях. Маладаптивные черты — это те, которые заставляют производить меньше. Например, если птица, которая может петь более громко, привлекает больше партнеров, и громкое пение является адаптивным признаком для этого вида, потому что более громкая птица встречается чаще, чем менее громкие птицы, тем самым отправляя более громкие гены в будущие поколения.

История и последователи учения

Психология, как наука о поведении, возникла сотни лет назад. О ней начали говорить еще античные исследователи. Отдельным направлением психологической науки, которое начало заниматься изучение поведения, является бихевиоризм. Это наука, цель которой — изучение особенностей поведения животных, людей. Его последователи уверены, что поведение строится на рефлексах.

Основные последователи бихевиоризма:

  • Б. Ф. Скиннер;
  • Джон Уотсон;
  • Фред Келлер;
  • Сидней Бижу.
  • Владимир Бехтерев;
  • Кларк Халл;
  • Дональд Байер;
  • Нил Миллер;
  • Жак Фреско;
  • Эдвард Торндайк.

Главный недостаток бихевиоризма в том, что его последователи не признавали высших эмоций, влияния области бессознательного на изменение реакции на различные раздражители.

Наука выживания

Лица всегда конкурируют с другими людьми за ограниченные ресурсы, включая продукты питания, территории и помощников. Конфликт происходит между хищниками и жертвами, между соперниками и товарищами, между братьями и сестрами, партнерами и даже между родителями и потомками. Роли поведения — это особая ниша, которую субъект занимает в этом перманентном конфликте со всеми.

Значение социального поведения частично зависит от соседей животного. Поведение — это то, что часто согласуется с окружающими представителями того же вида. Например, чем больше вероятность того, что соперничающий самец откажется от угрозы, тем большая ценность возникает у второго самца из-за угрозы, которую он якобы собой представляет. Впрочем, для защиты группы самцы могут действовать и в команде. Когда население проявляет ряд взаимодействующих социальных форм поведения, таких как это, оно может выработать стабильную модель, известную как эволюционно стабильная стратегия (или ESS). Этот термин, полученный из экономической теории игр, стал заметным после того, как Джон Мейнард Смит (1982) признал возможное применение концепции равновесия Нэша для моделирования эволюции стратегий поведения.

Классификация

Поведение можно разделить на две больших группы:

  • врожденное — к нему относятся основные инстинкты, действия, которые малыш смог выучить в первые часы после рождения;
  • выученное — развивается на протяжении жизни, формируется благодаря различным методика обучения, воспитания.

Симонов выделял отдельную классификацию врожденного поведения:

  • рефлексы саморазвития;
  • ролевые — проявляются при взаимодействии с другими людьми;
  • витальные — рефлекс экономии сил, регуляции сна.


Ролевое поведение

Человеческое общество

Поведение человека — это ответы людей или групп людей на внутренние и внешние стимулы. Оно относится к массиву каждого физического действия и наблюдаемой эмоции, связанной с людьми. А также с человечеством. Хотя специфические черты личности и темперамента могут быть более последовательными, другие виды поведения будут меняться, когда человек переходит от рождения к взрослой жизни. Помимо продиктованных возрастом и генетикой шаблонов, поведение — это то, что, в частности, обеспечивается мыслями и чувствами. Это понимание индивидуальной психики, выявление среди прочих вещей отношений и ценностей. Социальное поведение — это подмножество человеческого поведения, которое изучает значительное взаимное влияние социального взаимодействия и культуры. Дополнительные влияния включают этику, окружение, авторитет, взаимопонимание, гипноз, убеждение и принуждение. Моральное поведение — это то, что согласуется с общественной этикой и моралью.

Поведенческий инстинкт

Врожденным (инстинктивным) поведением называют действия, которые практически невозможно отменить. Это тесная совокупность психических и физиологических процессов. Например, хищники, почувствовав голод, используют целый ряд поведенческих форм, чтобы добыть пропитание.

Врожденные формы поведения (инстинкты) — это генетически заложенные типы поведения, которые работают безошибочно. Это рефлексы, необходимые нам для выживания, наше животное «Я». Образование брачных союзов, рождение потомства, добывание пропитания и т. д. Вот какая форма поведения человека является врожденной.

Безусловные инстинкты, или, как их еще называют, рефлексы (от лат. reflexus — отраженный), регулируют низшие отделы центральной нервной системы и спинного мозга. Они обеспечивают выживание вида и во многом очень полезны, ведь им не нужно учиться. Они были заложены генетически в ходе эволюции человечества. Например, отдергивание руки от огня при ожоге — это рефлекс, который не требует времени на раздумья. Однако недавно учеными были обнаружены нейронные связи, которые позволяют контролировать инстинктивное поведение.

Термин «безусловный рефлекс» был введен И. П. Павловым для обозначения инстинктивного поведения, возникающего при воздействии определенных стимулов на рецепторы. Например, выделение слюны при попадании пищи в рот. Набор рефлексов одинаков у особей одного вида. Так, волк охотится при потребности в еде, а некоторые виды стрекоз защищают себя, выделяя железами едкую жидкость, разъедающую кожу.

Социальные нормы

Поведение людей (и других организмов, или даже механизмов) находится в пределах диапазона, причем какое-то является обычным, а какое-то — необычным. То есть некоторые виды поведения — это приемлемые его формы, а некоторые — неприемлемые. В социологии оно в целом включает действия, не имеющие смысла, не направленные на других людей и, следовательно, все основные человеческие действия. Поведение в этом общем смысле не должно путаться с социальным поведением, которое представляет собой более продвинутое социальное действие, специально направленное на других людей. Приемлемость поведения во многом зависит от социальных норм. И регулируется различными средствами социального контроля. Поведение человека изучается специализированными академическими дисциплинами психиатрии, психологии, политологии, социологии, экономики и антропологии. Нормы поведения — это то, что нужно соблюдать, живя в социуме.

Поведение человека ощущается на протяжении всей его жизни. Оно включает в себя действия на основе различных факторов, таких как генетика, социальные нормы, религиозная вера и отношения. На поведение влияют определенные черты, присущие каждому человеку. Характеристики варьируются от человека к человеку и могут производить разные действия или поведение в зависимости от каждого человека. Социальные нормы также влияют на поведение. Из-за присущего им конформистского характера человеческого общества в целом на людей оказывают давление с опорой на определенные правила и на правила проявления определенного поведения в обществе. Которое обусловливает взаимодействие людей. Разные виды поведения считаются приемлемыми или неприемлемыми в разных обществах и культурах. Основная вера может быть воспринята через религию и философию этого человека. Она формирует то, как человек думает. А это, в свою очередь, приводит к разному поведению людей. Отношение может быть определено как «степень, в которой человек имеет благоприятную или неблагоприятную оценку рассматриваемого поведения». Отношение человека в основном является отражением поведения, которое он или она будет изображать в конкретных ситуациях. Таким образом, на поведение человека в значительной степени влияют привычки, которые мы используем ежедневно. Девиантное поведение — это то, что получает отрицательную оценку от общества.

Наши заблуждения


Мы считаем, что наши оценки и само наше поведение исходят от нас самих. Только вот принципы наших оценок, поступков и явлений у нас внешние.

Возьмем пример, калькулятор выполняет сложные математические вычисления сам, но для того чтобы получить результат вычислений мы производили с ним некоторые манипуляции. Так и у нас, в нас вводит информацию окружающий мир, а мы стараемся вычислить свое отношение к этому современному миру и создать свое поведение.

Никому не захочется тратить свои силы на действия, которые не будут хоть одним человеком оценены. Нет, попробовать сделать что-либо человек может, но если он не найдет поддержки хотя бы одного человека, то все усилия прекратятся. Мы работаем, если эта работа оценивается, и не работаем, если не находим поддержку окружающих.

Наша любознательность тоже смысла бы не имела, если бы об ее результатах не сообщалось еще кому-нибудь. Мы обучаемся в надежде на то, что это даст возможность произвести впечатление. Мотивы действий личности регламентируются приобретенными общественными нормами и средой ее воспитания.

Влияние генетики

Задолго до того, как Чарльз Дарвин опубликовал свою книгу «О происхождении видов» в 1858 году, селекционеры животных знали, что модели поведения каким-то образом зависят от наследования от родителей. Исследования идентичных близнецов по сравнению с менее близкими людьми и детьми, воспитанными в приемных домах, помогли ученым понять влияние генетики на поведение человека. Изучение человеческой поведенческой генетики все еще неуклонно развивается с использованием новых методов, таких как исследования ассоциации генома.

Иерархия равенства

В семействах животных существует иерархия в различной степени. Особь ищет среди своих собратьев специфической реакции для того, чтобы стать вожаком.

Если бы добиться эмоций признания от членов семейства не представлялось бы возможным, то особь не стала бы напрягаться. Получается, если особь добивается внимания окружающих, то любыми путями пытается стать вожаком, то есть воинственным поведением добивается своих целей.

Поведение людей практически такое же — как только окружающие предоставляют свои эмоции признания, один из членов общества становится вожаком. Например, эмоции признания достаются авторитетным людям, которые каким-то образом привлекли внимание общества. У людей, воспитанных в жестких условиях домашней иерархии, проявляется агрессивное поведение к членам их семьи или к более слабым людям.

Роль группы

Социальные нормы, часто невысказанные правила группы, формируют не только наше поведение, но и наши отношения. Поведение индивида варьируется в зависимости от группы, частью которой он является, а также характеристики общества, которые позволяют его нормам сильно влиять на общество. Без социальных норм человеческое общество не будет функционировать, как это видно на примере некоторых стран в настоящее время. Люди должны были бы быть более абстрактными в своем поведении, поскольку не было бы предварительно проверенного «нормального» стандартизованного образа жизни, и люди могли бы делать гораздо больше выбора для своего личного блага. Однако институционализация норм присуща человеческому обществу. Возможно, как прямой результат желания быть принятым другими, что заставляет людей манипулировать своим поведением, чтобы «вписаться» к другим. В зависимости от своего характера нормы могут воздействовать на различные слои общества как положительно (например, есть, тепло одеваться зимой), так и отрицательно (например, расизм, употребление наркотиков).

Иерархия отличий

От животных людей отличает то, что получить признание они могут разнообразными способами. Человек может добиваться эмоциональной поддержки, то есть уважения окружающих демонстрацией своих талантов. Это развивает в личности самоуважение, так как оно невозможно без признания общества, которое их окружает.

Именно на этих принципах живет современное общество. Остается добавить только то, что человек, который добивается эмоционального признания общества, начинает владеть мнением этого общества, а значит, становится авторитетом, который в последствие может повлиять на поведение общества в целом.

Люди отыскивают любые возможности для получения уважения, и если им не удается получить признание собственными способностями, то для достижения цели в ход идут любые способы.

Некоторые пытаются получить уважения в своем вероисповедании или в названии национальности, а другие демонстрируют уровень своих автомобилей и брендов одежды или же неприемлемым обществом поведением.

Эти вещи ничего не говорят об умственном уровне их обладателей, хотя производят впечатления на многих членов общества. Есть люди, которые покоряют горы или бросаются в пропасти, греются на пляжах или едут в путешествия, лишь бы их действия хоть кто-то оценил как достижения.

Творчество и креативность

Предполагается, что творчество в той или иной степени свойственно каждому человеку. Творчество подталкивает людей выходить из зоны комфорта. Например, изобретение братьями Райт первого практического самолета. Самолет впервые совершил полет в 1903 году, а пятьдесят лет спустя был введен первый пассажирский реактивный авиалайнер. Творчество помогло людям жить в суровых условиях, а также сделало некоторых из них богатыми. Мы также используем креативность в нашей повседневной жизни, например, при нахождении какого-либо пункта назначения.

Врождённые и приобретённые формы поведения

Поведение человека

– это совокупность целенаправленных действий, которые определяются биологическими потребностями и социальными мотивами.

Сочетание биологических и социальных потребностей придаёт его поведению уникальные черты, которые позволяют противопоставить человека всему остальному животному миру.

Возникновение любой потребности связано с появлением в структурах центральной нервной системы очага возбуждения

. В случае устойчивого возбуждения этот очаг становится доминантным и определяет дальнейшее поведение человека.

Человек не задумывается, как ему проглотить кусочек банана и не ставит себе задачу выделить после этого желудочный сок. Также все вы сегодня не задумываетесь над таблицей умножения или над тем, на какой сигнал светофора переходить дорогу. Но сразу поле рождения никто из нас не был знаком ни с Пифагором, ни с правилами дорожного движения.

Люди рождаются с определённым, уже готовым набором поведенческих актов – безусловных рефлексов

.
Они представляют собой видовые, стереотипные реакции организма на действие различных (внутренних и внешних) раздражителей
. Эти реакции играют важную роль в поведении, обеспечивают поддержание условий для нормальной жизнедеятельности, а также лежат в основе непроизвольных движений.

Все безусловные рефлексы можно разделить на группы

. Это пищевые, такие, как жевание, сосание, глотание, слюноотделение, выделение желудочного сока и защитные. Из которых можно выделить отдёргивание руки от горячего предмета, кашель и чихание.

Но для полноценной жизни одних безусловных рефлексов нам недостаточно. Хотя для поддержания жизнедеятельности в каких-либо идеальных комфортных условиях их вполне хватит.

У человека, как и у всех животных с определённым уровнем нервной системы в процессе индивидуального развития, то есть в течении всей жизни формируются новые, более сложные приспособительные поведенческие реакции – условные рефлексы

. Как следует из названия для их образования нужны определённые условия. Условные рефлексы строго индивидуальны и отличаются даже у близнецов.

Биосоциальное значение условных рефлексов выражается в своевременном уходе от опасности, ориентировании в пространстве и времени, то есть элементарной адаптации организма к воздействию окружающей среды

.

Какие различают условные рефлексы, каково их значение – давно известно науке. А вот механизм их образования до сих пор доподлинно не выяснен.

Согласно представлениям выдающегося русского физиолога Ивана Петровича Павлова, образование условного рефлекса связано с установлением временной связи между разными группами нервных клеток, либо нервными центрами коры больших полушарий головного мозга

. В последнее время выявлено, что в образовании временной связи участвуют подкорковые структуры.

В случае предъявления условного, а после сразу безусловного раздражителя на уровне коры больших полушарий возбуждаются сразу два нервных центра. Считают, что доминантный очаг возбуждения, который возникает в центре безусловного рефлекса, как магнит якобы притягивает к себе возбуждение из центра условного раздражителя

.
В результате между ними возникает функциональная временная связь.
После многократных предъявлений условного и безусловного раздражителей она становится настолько устойчивой

, что потом даже один условный раздражитель, действующий изолированно, способен вызвать возбуждение в обоих нервных центрах.

Чтобы выработать условный рефлекс, необходимо подкреплять условный раздражитель безусловным

. То есть таким, который вызывает безусловный рефлекс.

Базой условного рефлекса

являются
нейроны коры
и
подкорковых образований головного мозга
. Выявлена возможность разных уровней замыкания рефлекторной связи. Кора – кора, кора – подкорка и подкорка – подкорка. При этом роль коры является доминирующей.

Выработка условного рефлекса происходит поэтапно.

Первоначальный этап

характеризуется тем, что
рефлексвозникает не только в ответ на предъявление того условного раздражителя, на который он выработался, но и других раздражителей, схожих по физическим параметрам
.

На следующем этапе

, в процессе закрепления условного рефлекса, реакцию в ответ вызывает только тот раздражитель, который использовался в качестве условного.

Обладая огромным количеством условных рефлексов, человек не проявляет их все в каждый момент времени, несмотря на то, что находится под воздействием раздражителей, способных их вызывать. Это происходит потому, что условные рефлексы могут тормозиться

.

Если мы перестанем употреблять в пищу любимое блюдо, только от вида которого у нас текли слюнки, то через некоторое время оно перестанет вызывать такую реакцию. Условный рефлекс затормозиться. И это будет внутренним торможением. Так как процесс произошёл внутри самого рефлекса.

Существует и внешнее торможение

. Оно вызывается неожиданным побочным воздействием и всегда начинается с ориентировочной реакции «Что такое?»

В основе этого торможения лежит возникновение в коре больших полушарий нового временно доминантного очага возбуждения

, который вызывает понижение возбуждения всех других активных до этого момента участков коры. В результате имеющаяся условнорефлекторная реакция ослабевает, либо исчезает совсем.

Ведя разговор о психической деятельности, нельзя не обратиться к истории её изучения. Начало было положено французским учёным Рене Декартом. Фундаментальным открытием которого стало его суждение об организме как работающем механизме.

При таком понимании живое тело не требует более вмешательства души; функции «машины тела», к которым относятся «восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутренние стремления… совершаются в этой машине как движения часов».

В дальнейшем природу психических явлений объяснил русский учёный и мыслитель-материалист Иван Михайлович Сеченов. В его работе «Рефлексы головного мозга», которая стала классической, объяснена универсальность принципа рефлекторной деятельности. Он экспериментально доказал, что работа головного мозга носит такой же рефлекторный характер, как и работа любого другого органа.

Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, под которой он понимал деятельность коры больших полушарий и ближайших к ней подкорковых центров, что обеспечивает наиболее доскональную приспособленность животных и человека к окружающей среде.

Для людей внешний мир – это не только биологическое окружение, а мир явлений и предметов, созданных в ходе их общественной истории. Именно внешний мир, с которым взаимодействует человек, определяет содержание его психики.

А под психикой понимают функции головного мозга, которые отражают явления внешнего и внутреннего мира человека. Психика

находится в тесном единстве с различными процессами, которые происходят в организме. Она характеризуется активностью, целостностью, развитием, саморегуляцией, адаптацией, изменчивостью. Через психические процессы осуществляется познание окружающего мира, освоение знаний и навыков, обучение. На этой основе формируется индивидуальное поведение человека.

Практически все виды деятельности так или иначе связаны с психикой. Основой, для которой является кора больших полушарий головного мозга толщиной всего несколько миллиметров…

Поведение человека делят на две группы взаимосвязанных форм

:
врождённыеи приобретённые
.

К врождённым

относятся безусловные рефлексы, о которых мы уже поговорили, инстинкты и запечатление.

Инстинкты

– это сложная форма врождённого поведения, которая включает в себя цепочку последовательно связанных друг с другом рефлекторных актов.

«Instinctu” в переводе с латинского означает “побуждение”. Примером инстинкта может служить первый вдох новорождённого ребёнка.

Когда в результате разрыва с материнским организмом, в ответ на накопление углекислого газа в крови дыхательный центр побуждает расширяться грудную клетку. Такой инстинкт

считается
положительным
, так как вызывает активные действия. Но существуют и
отрицательные
, которые прекращают какое-либо действие. Вспомните, как мы замираем от неожиданного прикосновения.

Запечатление

, или
импритинг
– это врождённая способность к запоминанию всей поступающей к нам информации в определёный период жизни.

Запечатление было открыто лауреатом Нобелевской премии по физиологии и медицине Конрадом Лоренцом.

Показывая только вылупившимся утятам самые разные предметы, исследователь наблюдал, как они следовали за ними, как за матерью-уткой.

К приобретённым

формам поведения можно отнести условные рефлексы и рассудочную деятельность.

Условные рефлексы

мы с вами разобрали, а рассудочная деятельность – это то, что отличает поведение человека от животных. Хотя в той или иной мере животные способны принимать правильные решения в новых для них ситуациях. В которые они не попадали и условные рефлексы не могли быть выработаны. Самыми рассудительными представителями дикой фауны считаются некоторые обезьяны и дельфины.

Роль веры

Другой важный аспект поведения человека — это «основная вера» людей. Такая вера может проявляться в религии, философии, культуре и/или личных убеждениях, и часто влияет на способ поведения человека. По состоянию на 2012 год около 80 % общественности Соединенных Штатов идентифицировано с религией, а религия может играть большую роль в обществе. Естественно, что что-то, что играет большую роль в обществе, влияет на поведение человека. Мораль — еще один фактор основной веры, который влияет на то, чему посвящена эта статья. Эмоции, связанные с нравственностью, включают в себя стыд, гордость и дискомфорт — и это может изменить поведение человека. Самое главное, что позор и чувство вины оказывают большое влияние на поведение.

Ошибки и условия


Легко наблюдать за поведением подростков, которые своими не всегда адекватными действиями стараются произвести впечатление, показать свою особенность или привлечь внимание окружающих.

Если человека лишить свободы действий, где ему не доступен цивилизованный способ достижения признания общества, то он, подобно диким предкам, старается получить эмоции признания своим агрессивным поведением.

Ученые проводили множество экспериментов, которыми они пытались объяснить поведение людей в различных ситуациях. Психолог Милгрем доказал, что не только в экстремальных условиях даже самый принципиальный человек может повести себя неадекватно под давлением авторитета.

Роль культуры

Наконец, культура так же сильно влияет на поведение человека. Дети поглощают убеждения определенных культур с такого раннего возраста, что они сильно меняются по мере своего роста. Эти убеждения принимаются во внимание в повседневной жизни. Что приводит к тому, что люди из разных культур действуют по-разному. Эти различия влияют на то, как взаимодействуют и проявляют себя разные культуры и регионы мира.

Способности личности

Способности

– индивидуальные особенности человека, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления отдельных видов деятельности. Способности имеют биологическую основу в форме
задатков
. Главным условием развития способностей является практическая деятельность человека.

Виды способностей:

  1. природные способности – связаны с врождёнными задатками (повышенная гибкость суставов, острый слух);
  2. общие интеллектуальные способности (развитая память, воображение, логическое мышление);
  3. специальные способности – определяют успех человека в специфических видах деятельности (математические, музыкальные, спортивные).

По уровню развития способностей различают людей: – способных; – с выдающимися способностями; – талантливых; – гениальных. Гении
– люди, обладающие необыкновенным творческим потенциалом, способные к уникальным качественно новым открытиям и творениям. Признаки гениальности: – оригинальность; – глубокий смысл, значение; – это результат «озарения свыше».

Способности определяют жизнь человека – его вид деятельности, уровень образования, профессию, круг общения, образ жизни, физическое и психическое здоровье. Развитие способностей позволяет человеку повышать свой статус, самооценку и уровень жизни.

Маркетинг

Поведение потребителей относится к процессам, в которых участвуют потребители. И к реакциям, которые они оказывают на продукты или услуги. Это связано с потреблением и чувствами, которые потребители испытывают во время покупки и потребления товаров и услуг. Потребители признают потребности или желания и проходят определенный процесс для удовлетворения этих потребностей. Потребительское поведение личности — это процесс, которому они подвергаются как клиент, который включает в себя типы приобретенных продуктов, количество потраченных средств, частоту покупок. И то, что влияет на него при принятии решения о покупке.

Существует много факторов, влияющих на поведение потребителей, при этом имеются как внутренние, так и внешние факторы. Внутренние факторы включают отношения, потребности, мотивы, предпочтения и процессы восприятия, в то время как внешние факторы включают маркетинговую деятельность, социальные и экономические факторы и культурные аспекты. Доктор Ларс Пернер из Университета Южной Калифорнии утверждает, что существуют также физические факторы, которые влияют на поведение потребителей. Например, если потребитель голоден, тогда это физическое чувство голода будет влиять на него, заставляя пойти и купить сэндвич, чтобы удовлетворить голод.

Свобода и ответственность в человеческой деятельности

Свобода

– способность и возможность человека осознанно выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками.
Ответственность
– объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью и обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Условия существования свободы

Человек делает выбор на свой страх и риск, т. е. свобода неотделима от ответственности за пользование ею. Свобода одного не должна вредить свободе и интересам другого, т. е. свобода не может быть абсолютной.

Свобода в деятельности человека
Относительная
свобода во внешних условиях жизни
Абсолютная
свобода во внутренней жизни
Человек ограничен природными условиями и общественными нормами. Отсутствует выбор объективных условий деятельностиВ деятельности человека отсутствуют внешние препятствия для выбора цели и средств достижения, т. е. человек должен сам выбирать цель, сам развивать свои способности и направлять это развитие в соответствии со своими желаниями и мыслями

Модель принятия решений

Что такое поведение в маркетинге? Существует модель, описанная Ларсом Пернером, которая иллюстрирует процесс принятия решений в отношении поведения потребителей. Оно начинается с признания проблемы, когда потребитель признает потребность или желание, которое не было удовлетворено. Это приводит потребителя к поиску информации. Если же это продукт с низким уровнем участия, тогда поиск будет внутренним, с поиском альтернатив исключительно из памяти. Если продукт имеет большое участие — поиск будет более тщательным. Например, потребитель будет читать отзывы или отчеты, или же просить друзей. Затем потребитель оценивает свои альтернативы, сравнивая цены, качество, делая компромиссы между продуктами и сужая выбор, устраняя менее привлекательные продукты, пока не останется только один вариант. После того, как это будет определено, потребитель будет покупать продукт. Наконец, он будет оценивать решение о покупке и приобретенный продукт, ссылаясь на такие факторы как соотношение цены и качества, внешний вид товаров и опыт покупки. Девиантное поведение — это то, что, в свою очередь, выходит за пределы всех правил, перечисленных в статье.

Поведение формируется от общения с другими

Чарльз Дарвин однажды говорил, что человек – существо социальное. Можно заметить это в его отвращении к одиночеству, а также в его стремлении к компании за пределами семьи.


Giphy

Однако это не просто желание компании, а очевидная необходимость того, чтобы люди нуждались в социальных контактах для духовного и психологического развития. Помимо психологических определений, социальное поведение – это ни что иное, как умение вести себя или манеры:

  • Как человек относится к другим людям?
  • Он внимателен или эгоистично продвигается вперед?
  • Быстро ли он усваивает информацию в роли новичка или медленно?
  • Умеет ли обратиться за помощью?

Пока ничего из этого не перерастает в крайности, все в порядке – иногда быть немного замкнутым, иногда думать в первую очередь о себе – это абсолютно нормально.

Хорошее социальное поведение характеризуется тем, что человек предлагает помощь своему коллеге, например, если он замечает, что тот сильно устает на работе. Или даже предложит ему взять на себя дополнительную смену, если коллега должен уйти домой раньше.


Фото автора Yan Krukov: Pexels

Готовность помочь и, следовательно, хорошее социальное поведение проявляется, когда сильные помогают более слабым людям и защищают их. Конечно, это не означает, что все должны использовать свои ресурсы в чужих интересах и быть рядом с другими, отказавшись от себя. Это больше о проявлении ответственности и отношении к другим с уважением и добротой.

Как проявляются социальные расстройства в раннем возрасте

Расстройства поведения могут проявляться по-разному. Но, чтобы классифицировать социальное поведение ребенка или подростка соответствующим образом, одного факта, что кто-то ведет себя агрессивно или непослушно, недостаточно.

Скорее должен быть представлен постоянный образец поведения, нарушающего нормы:

  • агрессия,
  • умышленное уничтожение имущества,
  • мошенничество,
  • кража,
  • серьезные нарушения правил,
  • пропуск школьных занятий,
  • вспышки гнева,
  • небрежное обращение с вещами,
  • издевательства над более слабыми,
  • споры.

Родители также должны обращать внимание, если они наблюдают у своего ребенка такие симптомы, как анорексия, нарушения сна или слабый социальный контакт, потому что это также указывает на нарушение социального взаимодействия.


Фото автора SHVETS production: Pexels

Ребенок должен понимать, что такое агрессивное поведение и отсутствие сочувствия нежелательны не только в социальном плане. Взрослые могут апеллировать к совести и собственным чувствам детей, объясняя, что никому не хочется подвергаться агрессии.

Если дети не учатся распознавать и регулировать свои эмоции с помощью руководства взрослых, это оказывает огромное влияние на самоконтроль и, следовательно, на всю оставшуюся жизнь.

Игры, особенно соревнования, имеют важную функцию, поскольку именно тогда дети учатся сравнивать себя с другими. Здесь можно развить свою личность и независимость, изучая правила и соображения, просто осваивая социальное поведение.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]