Психика в психологии. Что это, понятие, определение, структура, функции, расстройства, свойства, болезни


Наша психика – это сложноорганизованная структура. Не до конца изученная, она порой выдает нам не очень приятные сюрпризы в виде различных нарушений и сбоев. Они дезорганизуют нашу личность, поведение и эмоциональное состояние, внося в жизнь немалые трудности. Поэтому лечение психики – важный и сложный путь к восстановлению нашего «Я», требующий комплексного и длительного подхода.

Что такое психика в человеческой психологии?

Психика в человеческой психологии — это одна из активных форм отображения объективной реальности, которая осуществляется конкретным субъектом, интегрированным в социум. Восприятие и обработка информации происходит путём взаимодействия с предметами окружающей среды и высокоорганизованными живыми существами.

Отличительной особенностью наличия здоровой психики в психологической составляющей психологии является действие регулятивной функции, которая принимает участие в координации поведенческой деятельности и соблюдении общепринятых правил. Фактически это внутренний мир человека, формирование которого происходит на протяжении всей его жизни.

Научная трактовка

Психика в психологии — это индивидуальное свойство человеческого организма, заключающегося в способности к самостоятельному восприятию окружающего мира, построению объективной реальности, а также регуляции своего поведения и деятельности.

С научной точки зрения психика характеризуется наличием основных качеств в виде целостности, психоэмоциональной активности, стремления к развитию и познанию окружающего мира, саморегуляции своих действий, коммуникативности с другими высокоорганизованными существами, способностью к быстрой адаптации в новых условиях.

Изучением психики и процессов, которые она охватывает, занимается самостоятельная наука психология.

Тело или психика: что первично?

Согласно общепринятой научной теории, такое свойство человеческого организма, как психика, появилось на определённом этапе биологической эволюции.

Тело было первичной материей, которая на протяжении нескольких тысяч лет проходила множественные этапы своего усовершенствования и адаптации к новым условиям постоянно меняющейся окружающей среды. По мере увеличения и развития головного мозга центральная нервная система человека приобретала новые функциональные возможности.

Высокоорганизованные организмы получили возможность более широкого восприятия мира, осмысливать полученную информацию, налаживать новые коммуникативные связи, создавать собственную картину объективной реальности, а также принимать самостоятельные решения в условиях сложившейся ситуации.

Появление психики сыграло важную роль в дальнейшем развитии человечества. С религиозной точки зрения люди изначально были созданы с развитыми центрами головного мозга, отвечающими за наличие психического аспекта и сознания.

Люди с нарушением психики

Как уже было сказано, заболеваниям психического характера в разной мере подвержен каждый человек. К сожалению, не всегда правильный здоровый образ жизни и бережное отношение к нервной системе могут гарантировать эффект «вакцинации» от подобных заболеваний. Люди с нарушением психики – это не всегда те, кого можно часто наблюдать в фильмах. Не все носят белые смирительные рубашки, слышат голоса и видят то, чего не замечают остальные. Большинство людей, страдающих расстройствами психики – обыкновенные прохожие, которых можно встретить по пути на работу, соседи за ближайшим столиком в кофейне и даже друзья и родные. Однако есть и более серьезные формы заболеваний.

Свойства психики

Свойства психики — это совокупность индивидуальных психологических особенностей, присущих отдельному человеку, которые определяют его уже сформировавшиеся способы коммуникации с объектами окружающей среды. Данный аспект включает в себя взаимодействия с неодушевлёнными предметами, а также другими людьми.

Свойства психики являются индивидуально выраженными качествами, которые считаются неизменными в условиях временного пространства. В тот же момент они могут подвергаться радикальным изменениям под влиянием жизненного опыта, ряда биологических факторов, рода деятельности конкретного человека.

В таблице ниже перечислены, а также подробно описаны основные свойства психики, наличие которых характерно для каждого человека.

Свойства психикиОписание
ТемпераментДанное свойство психики характеризуется непосредственным влиянием на душевные и психоэмоциональные качества человека. Выделяют 4 основных вида темперамента, среди которых меланхолический, сангвинический, флегматический и холерический. Это психическое свойство свидетельствует о степени возбудимости личности, уровне её жизненной энергии и способности к быстрому принятию решений. В большинстве случаев конкретный вид темперамента человека сохраняется на протяжении всей его жизни, но также может меняться под воздействием биологических факторов. Например, нарушение баланса половых гормонов, возникновение психических расстройств и заболеваний внутренних органов, влияющих на психоэмоциональную составляющую поведения.
ХарактерЭто свойство психики отличается структурой постоянных и стойких качеств конкретной личности, которые влияют на её отношение к окружающему миру, людям, а также определяют её поведенческие нормы. На формирование характера влияют условия, в которых рос и воспитывался человек, наследственная составляющая, факторы окружающей среды. Темперамент и характер имеют тесную связь
Индивидуальные способностиДанное свойство психики заключается в умении человеком реализовывать свои приобретённые навыки в процессы выполнения определённого рода деятельности. Индивидуальные способности личности развиваются на протяжении всей её жизни, но при условии обучения и изначального наличия соответствующих задатков.

Свойства психики — это личностные качества людей, которые подлежат обязательному изучению при составлении психологического портрета. Характер, темперамент и индивидуальные способности взаимосвязаны между собой, а также формируют индивидуальную особенность каждого человека.

Нарушение психики у детей

Проходя определенные этапы своей жизни, каждый ребенок сталкивается с большим количеством проблем и испытаний. Некоторые стойко переносят все тяжелые периоды, но есть и те, кто оказывается не готовым к подобным условиям. Нарушение психики у детей может начаться под давлением различных факторов.

  1. Процесс формирования часто сопровождается неприятиям ребенком самого себя и собственного тела. Это вызывает различные поведенческие реакции, как например, переедание или наоборот отказ от еды. Такое расстройство пищевого поведения может привести к анорексии или булимии.
  2. Травля сверстников. Стоит кому-то одному выделиться, и он становится мишенью для остальных. Школьная травля вызывает нервозы, психозы, депрессию. Могут появиться суицидальные мысли.
  3. Напряженная ситуация в семье. Очень частой причиной нарушения психики детей становится нездоровая обстановка. Если на глазах ребенка происходит постоянное насилие, то психическое расстройство гарантировано и в последующем может служить причиной развития шизофрении. В попытках убежать от реальности, дети придумывают себе другую жизнь, и остановить этот процесс, особенно в запущенной стадии. Бывает крайне сложно.
  4. Врожденные психические расстройства детей могут быть вызваны генетической предрасположенностью, а также недопустимым поведением родителей в момент вынашивания малыша.

Функции

Психика в психологии — это самостоятельная отрасль знаний, которая занимается изучением внутреннего мира человека, его поступков и отношения к своим действиям.

Известные советские учёные Голиков Ю.Я., а также Костин А.Н., выделяли 3 основных функции человеческой психики. Это когнитивную, отражательную и регулятивную способность.

Отражательная способность

Отражательная функция психики заключается в построении индивидуального способа взаимодействия с окружающим миром.

Взрослый человек со здоровой психикой обладает способностью к построению коммуникаций с другими людьми, изучает объекты, находящиеся в его среде обитания, осмысливает полученную информацию, а затем вырабатывает для себя совокупность норм и правил, которыми руководствуется в процессе ежедневной жизнедеятельности.

Отражательная способность психики играет ключевую роль в период адаптации человека к новым условиям окружающего мира. Например, смена работы, знакомство с большим количеством людей, переезд на постоянное место жительства в другой город. Отражательная функция позволяет успешно преодолевать стрессовые ситуации, а также справляться с их последствиями.

Регулятивная способность

Регулятивная функция психики включает в себя способность человека к организации своей деятельности, контроль над психоэмоциональным состоянием, соблюдение поведенческих правил и норм, которые характерны для конкретного социального коллектива или общества.

Под воздействием регулятивной способности человек вырабатывает собственное отношение к условиям объективной реальности, которая его окружает.

По своему содержанию регулятивную функцию человеческой психики можно разделить на эмоциональную и осмысленную составляющую.

В первом случае речь идёт о психоэмоциональных реакций, присутствующих в поведении конкретной личности. Осмысленная составляющая регулятивной функции предусматривает обдумывание своих действий и поступков перед их совершением, во время активной деятельности или после её завершения.

Когнитивная способность

Когнитивная функция психики заключается в способности человека к мышлению и планированию сложных задач, выполнение которых требует использования предметов окружающей среды, приобретение новых знакомств, налаживание коммуникаций, соблюдение правил очерёдности и этапности действий.

Когнитивная способность развивается только в процессе ежедневного обучения, получения новой информации из условий окружающей среды.

Данная функция психики тесно связана с интеллектуальной ступенью развития личности. Одни люди имеют высокие, а другие более низкие генетические задатки к когнитивным способностям, но все они без исключения требует их дополнительного развития.

Без наличия данной функции психики человек не может руководствоваться здравым сознанием, выполнять действия и принимать решения, соответствующие общепринятым правилам и нормам.

Семейная и групповая психотерапия


Групповая терапия подразумевает образование группы людей, которая находится под контролем психотерапевта. Участники группы общаются между собой о самом сокровенном, о чем не решались сказать ранее никому. Участники беседы рассказывают о своих проблемах, чувствах и переживаниях. Раскрываясь перед другими, они познают себя, свой мир, ищут решения своих проблем. Основа успешной групповой терапии – это искренность в высказываниях.
Семейная терапия основывается на мнении, что семья – это целостная структура, которая живет по своим законам. Взаимоотношения ее членов между собой играют особенную роль в динамике психического расстройства одного из них.

Семейная психотерапия позволяет проанализировать отношения в семье и выяснить, что именно накладывает отрицательный отпечаток на пациента, и заставляет его включать компенсаторные механизмы, чтобы пережить конфликтность в семье.

Установлено, что самая частая проблема семейных отношений – копирование супругами моделей поведения их родителей. Они перекладывают на супруга и детей те же действия, которые осуществляли их матери или отцы. То есть, это своего рода перенос. И партнер по браку или ребенок воспринимается в особом, в основном, не лестном свете (капризный, требовательный, тиран и т.д.). Из-за этого потом появляются трудности в семейных отношениях, накладывающие деструктивный отпечаток на психику одного из ее членов.

Наряду с психотерапией, пациентов с психическими расстройствами в стадии ремиссии подвергают социальной реабилитации. Она дает им возможность выработать элементарные навыки поведения. Например, уход за своим внешним видом, уборка в квартире, поход в магазин, поездки в транспорте, а также получение знаний, которые помогут пациентам окончить школу или получить профессию.

Структура психики

Психика в психологии — это сложная и целостная структура, базовые элементы которой описаны в таблице ниже.

Составляющие компоненты психической структурыХарактеристика отдельных элементов структуры психики
Психический процессЭто один из наиболее динамичных компонентов, который присутствует в психике любого человека. Психические процессы возникают и развиваются во время взаимодействия личности с предметами окружающей среды, общения с другими людьми, изучения и сбора новой информации. Отличительной особенностью данного компонента психики является то, что психические процессы являются непрерывными. Они продолжаются даже в то время, когда человек спит. Импульсы нервных окончаний, влияние внешних и внутренних факторов, появление новых потребностей, все это составляющие психических процессов различной направленности.
Психическое новообразованиеЭто отдельный структурный элемент психики, который включает в себя приобретаемые людьми навыки, знания и новые умения. Психические новообразования являются результатом продолжительной работы, обучения, жизненного опыта отдельного индивида. Массовая доля этого структурного элемента психики зависит от каждого человека в отдельности. Люди, занятые на производстве, работающие со сложным оборудованием, программным обеспечением, постоянно обновляют свои психические новообразования, приобретая дополнительные знания.
Психическое состояниеЭто часть общей структуры психики, которая характеризуется наличием общего психоэмоционального состояния человека. Это может быть бодрость, усталость, радость, гнев и порывы ярости, злоба, сожаление, усталость. Различные психические состояния индивида возникают не случайно, а создаются влиянием совокупности факторов, которые являются важными для конкретного человека. Например, состояние здоровья, успешность в бизнесе и на работе, потеря близкого человека, поощрение или наказание за содеянное. Общее психическое состояние разделяют на пессимизм и оптимизм.

Полноценное развитие всех структурных элементов психики позволяет человеку получать дальнейшее образование, приобретать новые навыки и способности, налаживать социальные связи, а также жить в соответствии с общепринятыми нормами поведения.

Лекция по теме » Психика и организм. Биологические основы психики»

Тема №2. Психика и организм. Биологические основы психики.

Лекция 2

1. Специфика законов психики.

2. Рефлекторные принципы

3. Функции головного мозга. Сознание и бессознательное

  1. Специфика законов психики.

Психика — общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. В соответствии с идеалистическим пониманием психики в мире различают не одно, а два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они тем не менее развиваются по своим законам. В представлениях материалистов психические явления возникли намного позднее того, как на Земли появилась жизнь. Поначалу живое существо обладало лишь биологическими свойствами раздражимости и самосохранения, проявляющееся через механизмы обмена веществ с окружающей средой, собственного роста и размножения. Позднее, уже на уровне более сложно организованных живых существ, к ним добавились чувствительность и готовность к научению. В связи с этим выделился специальный орган – нервная система, взявший на себя функцию управления развитием, поведением и воспроизводством.

Улучшение структуры и функции нервной системы послужило основным источником развития психики. Механизм данного процесса, по-видимому, тот же самый, с помощью которого описывается и представляется эволюция живых существ: приобретение организмом новых свойств и органов в результате изменений, происходящих в генотипе; приспособление к среде и выживание тех существ, чьи свойства и органы оказались наиболее полезными с точки зрения жизнеобеспечения, выживания и адаптации.

Вместе с тем имеется множество фактов, которые определенно свидетельствуют о зависимости, существующей между мозговыми и психологическими процессами, материальными и идеальными состояниями.

Сознание — структура и эта структура состоит из определенным образом организованных элементов.

Свойства сознания

1) Ограниченность (оно вмещает ограниченное число простых впечатлений). Измерение объема сознания — объем внимания -7+-2 элементов, объем сознания – 16-40 элементов.

2) Неоднородность: две области: область смутного сознания и ясного сознания и точка фиксации, которая находится в центре области ясного сознания (это область наиболее яркого сознания). Это поле внимания и периферия.

3) Ритмичность. Отдельные элементы сознания имеют тенденцию к образованию групп элементов, связанных между собой. Это м.б. непроизвольно или управляемо вниманием. За счет группировки объем внимания и сознания могут увеличиваться.

Основные процессы сознания.

  • Перцепция — это процесс вхождения какого-либо содержания в поле сознания.
  • Апперцепция (связана с областью ясного видения) — сосредоточение сознания (внимания) на каком-либо содержании, т.е. содержание попадает в область ясного сознания. Организация единицы более высокого порядка — акт апперцепции (буквы — в слова, слова — во фразы и т.д., т.е. объединение мелких единиц сознания в крупные).

3 цели программы Вундта:

  1. Расчленение сознания на элементы, далее не делимые.
  2. Выяснить в каких взаимоотношениях находятся эти элементы.
  3. На этой основе сформулировать общие законы душевной жизни.

1. Элементы сознания:

  • Объективные (пришедшие извне, от объекта) – простые впечатления, ощущения и представления. Имеют свойства: качество, интенсивность, (Титченер добавил еще протяженность во времени, протяженность в пространстве).
  • Субъективные (связанные с испытуемым, его внутренние переживания) – чувства, эмоции. 3 параметра: удовольствие-неудовольствие; возбуждение-успокоение; напряжение-разрядка. Из этих элементов состоят более сложные чувства. Чувства обеспечивает связь между элементами, синтез элементов сознания.

2. Законы связи этих элементов.

1) Принцип градации элементов (простые чувства в более сложных образованиях)

2) Принцип цельности (цельное чувство воспринимается как единое целое, неразложимое на части, не сумма, добавляется эмоциональная ценность).

Отношения: Принцип ассоциаций (Юм: по сходству, по смежности в пространстве и времени, причинность); (Гербарт: слияние сходных представлений, ассимиляция, диссимиляция, компликация – соединение отдельных ощущений без потери в своем качестве в некоторое целостное образование.

3. Законы душевной жизни:

  1. Закон психических отношений – все элементы сознания находятся в связи друг с другом и друг от друга зависят.
  2. Закон контраста – если эти отношения – отношения контраста, то они воспринимаются отчетливо.
  3. Закон творческого синтеза – сложные психические образования несводимы к своим частям.
  4. Гетерогония (разнородность) целей – промежуточная цель может приобрести статус главной.

В некоторых областях психологии (физиологическая психология) теория Вундта работает до сих пор.

История гештальтпсихологии начинается с выхода работы М.Вертгаймера “Экспериментальные исследования восприятия движения” (1912г.).

Причина их неудовлетворенности была в том, что высшие психические процессы оставались вне точного экспериментального анализа, который ограничивался сен сорными элементами и принципом ассоциаций.

1. Основные понятия:

Гештальт – целостная структура, обладающий особым качеством по сравнению с суммой своих частей. Специфический признак гештальта – свойство транспозиции (переноса). Эксперимент – 2 точки на некотором расстоянии друг от друга зажигаются попеременно с разным интервалом в 200, 30 и 50 мс. При некотором временном интервале (50 мс) возникает кажущееся движение, стробоскопический эффект, фи-феномен. Движение как особое качество нельзя свести к сумме двух точек.

Инсайт — целостное понимание ситуации — такая целостная организация проблемной ситуации, которое позволяет разрешить проблему, устранить содержащийся в ней конфликт. Инсайт в мышлении (понимание) — гештальт в восприятии.

Исследования охватывали восприятие, мышление, память, аффекты, волю.

Метод – феноменологический метод – непосредственное описание наблюдателем содержания своего восприятия, своего переживания (описание предметного восприятия таким, каким они видят его в данный момент). Позволяет описывать не только субъективные явления, но и внешне наблюдаемое поведение (опыты на животных). Нет разницы между описанием и объяснением (описание и есть объяснение).

2. Основные принципы:

Принцип изоморфизма (выражение структурного единства мира: физического, физиологического и психологического: психический мир есть точная структурная репродукция динамической организации соответствующих мозговых процессов).

Принцип структурности (целое, которое определяет свойства и значение своих частей, называется структурой): элемент не имеет значения, а получает его в определенной структуре, в которую он включен.

3. Исследования зрительного восприятия.

В качестве первичного в восприятии выступает целое. Ощущение не элемент, единицей считается зрительный образ, фигура на фоне. Элементы зрительного поля объединяются в структуру в зависимости от ряда факторов (близость элементов друг к другу, сходство элементов, замкнутость, симметричность и т.д.).

Целостный образ – это динамичная структура, которая образуется по специальным законам организации. В зрительном поле при восприятии действуют связывающие и сдерживающие перцептивные силы.

Свойства фигуры и фона:

  1. фигура выглядит интенсивнее, чем фон
  2. контур воспринимается как принадлежащий фигуре
  3. фигура кажется феноменально ближе (и больше), чем фон, а фон непрерывно простирается за фигурой.

Законы восприятия:

  1. Закон фигуры и фона (Рубин) (фигура более сильная и более устойчивая структура, нежели фон);
  2. Закон прегнантности (тенденция перцептивной организации к внутренней упорядоченности, ведущей в ситуации неоднозначной стимульной конфигурации к “хорошей фигуре”, к упрощению восприятия;
  3. Закон дополнения до целого (“амплификация”, если фигура не закончена, в восприятии мы стремимся видеть ее как целое).

Эта феноменология объяснялась с помощью принципа изоморфизма. Структуры являются непосредственным отражением в сознании физиологическим процессом в мозгу, возникающим в результате внешних воздействий, которые в виде афферентных импульсов достигают кортикальных полей. Физиологические закономерности объяснялись физическими законами электромагнитного поля.

Бихевиоризм – «наука о поведении» возник в США (1913 г.) в противовес психологии сознания.

Переход к новому предмету в психологии произошел по следующим причинам:

  1. Соображения здравого смысла (психолог должен заниматься поведением)
  1. Запросы практики
  1. Стремление к построению психологии как естественнонаучной дисциплины, введению объективного научного метода.

Основоположник бихевиоризма, Дж.Уотсон: «психология как наука о сознании принципиально невозможна». Она необъективна:

  • В естественных науках субъект и объект познания разделены, от факта наблюдения результат эксперимента не меняется, в интроспекции сам факт наблюдения меняет протекание психических процессов).
  • Субъективность наблюдателя. Невозможно повторить опыт с теми же результатами.

Психология как наука о поведении – всех внешних проявлениях человека и животных — свободна от этих недостатков.

Предмет бихевиоризма – изучение поведения объективным путем; цель – служить практике.

Философская основа бихевиоризма – позитивизм и прагматизм.

Практическая задача бихевиоризма – целенаправленное изменение человеческого поведения.

Научные предпосылки: исследования по психологии животных Торндайка, объективная психология, работы Павлова и Бехтерева.

  1. Классический бихевиоризм

Все формы поведения можно представить в виде сложных комплексов, состоящих из элементарных и неразложимых простейших поведенческих актов – реакций, связанных между собой законами.

Основные проблемы (задачи) классического бихевиоризма:

  1. Изучение поведения. Установление связей между стимулом и реакцией;
  1. Управление поведением (моделирование таких стимулов, которые позволяют получить определенную реакцию)

Реакция – поведенческое изменение вызываемое внешним стимулом. S — R – единица поведения. Стимул – физическое воздействие, реакция – элементарная (безусловная, рефлекторная) двигательная реакция. Если под стимулом понимать стимульную ситуацию, то реакцией будет определенный способ поведения. Уотсон считал, что человек рождается с определенным набором врожденных реакций из которых в дальнейшем развиваются все элементы поведения. Врожденные реакции: чихание, икание, сосание, улыбка, плач, движения туловища, конечностей, головы. Приобретенные реакции образуются из элементарных путем обуславливания.

Классификация реакций:

  • Приобретенные — наследственные,
  • внутренние (скрытые) — внешние (наружные).

Внешние приобретенные – игра в теннис, открывание двери;

Внешние наследственные – хватание, чихание, инстинкты и эмоции;

Внутренние приобретенные – мышление;

Внутренние наследственные – реакции желез внутренней секреции, изменения в кровообращении.

Инстинкт – приспособления вызванные стимулами внешнего порядка.

Эмоции – приспособления вызванные стимулами внутреннего порядка и относятся к телу субъекта (например покраснение).

Практически поведение является результатом обучения. Отсюда навык и научение – главные проблемы бихевиоризма. Речь и мышление рассматриваются как виды навыков.

Навык – индивидуально приобретенное или заученное действие. Его основа – элементарные движения, которые являются врожденными. Новый элемент в навыке – это связывание воедино или объединение отдельных движений, таким образом, чтобы произвести новую деятельность.

  1. Рефлекторные принципы

Конец 18 в. — развитие естествознания — окрепло строго причинное мировоззрение. Попытка перейти к новым эмпирическим методам. Порождение нового объекта и предмета. Происходит выделение учения о психическом из учения о душе. Нужно было выделить критерий отличия психического от непсихического. Таким критерием стало сознавание (отождествление психики и сознания) –Декарт

. Сознание (дух) — мир духовного, мышления (чувства, побуждения ….). Это духовная субстанция, которая изначальна; мир духовный и материальный существуют изначально и взаимодействуют с другими жр. через шишковидную железу. Душа не возникает из материального мира, и материя из духа. Психика – особый мир, качественно отличающийся от всего окружающего. Есть два вида нашего существования: реальная жизнь и познание. В жизни решимость к поступку (действовать как решил). В познании метод сомнения (цель сознания – стремление к истине). Сомнение акт мышления => мышление познается нами прежде и достовернее, чем какая бы то ни было телесная вещь. Мышление — все то, что совершается в нас осознанно. Т.о., Декарт нашел достоверное познание души в непосредственном переживании психических процессов. Декарт избирает новый способ исследования: отказывается от объективного описания и обращается к рассмотрению только своих мыслей, т.е. субъективных состояний. Строгое деление души и тела. Тело превращается в машину, которая взаимодействует с душой. У животных психики нет. Нет ее у младенцев. Бог приносит душу в тело ребенка. Животные — рефлекторные машины. Именно у Декарта впервые появляется понятие рефлекса.
Локк
— предложил метод исследования сознания. Два вида опыта: объекты ощущения и внутреннее восприятие действий нашего ума (размышление и рассматривание этих действий – рефлексия). Ввел понятие рефлексии – получение идей, которые приобретаются умом при помощи размышления о своей собственной деятельности. Ум может одновременно заниматься приобретенными идеями и рефлексировать эту свою деятельность = > метод изучения собственно психической деятельности – метод «внутреннего восприятия», «самонаблюдения».

3. Функции головного мозга.

Для того чтобы поведение человека было успешным, необходимо, чтобы его внутреннее состояние, внешние условия, в которых человек находится. На физиологическом уровне функцию объединения всего этого обеспечивает нервная система. Она и анатомически расположена, устроена так, чтобы иметь прямой доступ и выход на внутренние органы, на внешнюю среду, соединять их, управлять органами движения. Нервная система человека состоит из двух разделов: центрального и периферического. Центральный включает головной мозг, промежуточный и спиной мозг. Вся остальная часть нервной системы относится к переферической.

Благодаря работе головного мозга, человек может мыслить, чувствовать, слышать, видеть, осязать, двигаться. Большой (конечный) головной мозг управляет всеми жизненно важными процессами, происходящими в организме человека, а также является «вместилищем» всех наших интеллектуальных способностей. Из мира животных человека, прежде всего, выделяет развитая речь и способность к абстрактному мышлению, т.е. способность мыслить нравственными или логическими категориями. Только в человеческом сознании могут возникнуть различные идеи, напр., политические, философские, теологические, художественные, технические, творческие. Кроме того, головной мозг регулирует и координирует работу всех мышц человека (и тех, которыми человек может управлять усилиями воли, и тех, которые не зависят от воли человека, например, сердечная мышца). Мышцы получают из центральной нервной системы серию импульсов, на что мышцы отвечают сокращением определенной силы и длительности. Импульсы поступают в головной мозг из различных органов чувств, вызывая необходимые реакции, например, поворот головы в ту сторону, откуда слышится шум.

Левое полушарие головного мозга управляет правой половиной тела, а правое — левой. Два полушария дополняют друг друга.

Головной мозг напоминает грецкий орех, в нем выделяют три больших отдела — ствол, подкорковый отдел и кору больших полушарий. Общая поверхность коры головного мозга увеличивается за счет многочисленных борозд, которые делят всю поверхность полушария на выпуклые извилины и доли. Три главные борозды — центральная, боковая и теменно-затылочная — делят каждое полушарие на четыре доли: лобную, теменную, затылочную и височную. Отдельные области коры головного мозга имеют разное функциональное значение. В кору больших полушарий поступают импульсы от рецепторных образований. Каждому периферическому рецепторному аппарату в коре соответствует область, называемая корковым ядром анализатора. Анализатор — это анатомо-физиологическое образование, обеспечивающее восприятие и анализ информации о явлениях, происходящих в окружающей среде и (или) внутри организма человека, и формирующее специфические для определенного анализатора ощущения (напр., болевой, зрительный, слуховой анализатор). Области коры, где находятся корковые ядра анализаторов, называются сенсорными зонами коры больших полушарий. С сенсорными зонами взаимодействует моторная зона коры больших полушарий, при ее раздражении возникает движение. Это можно показать на простом примере: при приближении пламени свечи, болевые и тепловые рецепторы пальцев руки начинают посылать сигналы, тогда нейроны соответствующего анализатора идентифицируют эти сигналы как боль, вызванную ожогом, и мышцам «отдается приказ» отдернуть руку.

Ассоциативные зоны — это функциональные зоны коры головного мозга. Они связывают поступающую сенсорную информацию с полученной ранее и хранящейся в памяти, а также сравнивают между собой информацию, получаемую от разных рецепторов. Сенсорные сигналы осмысливаются, интерпретируются и, если это необходимо, передаются в связанную с ней двигательную зону. Таким образом, ассоциативные зоны участвуют в процессах мышления, запоминания и обучения.

Доли конечного мозга

Конечный головной мозг делится на лобную, затылочную, височную и теменную доли. В лобной доле имеются зоны интеллекта, способности к концентрации внимания и моторные зоны; в височной — слуховые зоны; в теменной — зоны вкуса, осязания, пространственной ориентации; а в затылочной — зрительные зоны.

Зона речи

Обширные повреждения левой височной доли, например, в результате серьезных травм головы и различных заболеваний, а также после инсульта, обычно сопровождаются сенсорными и моторными нарушениями речи.

Конечный мозг — это наиболее молодая и развитая часть головного мозга, которая обуславливает умение человека мыслить, чувствовать, говорить, анализировать, а также управляет всеми процессами, происходящими в организме. К функциям других частей головного мозга, прежде всего, относятся управление и передача импульсов. Определенные части головного мозга обеспечивают множество жизненно важных функций — они регулируют обмен гормонов, обмен веществ, рефлексы и др.

Для нормального функционирования головного мозга необходим кислород. Например, если при остановке сердца или травме сонной артерии нарушается мозговое кровообращение, то уже спустя несколько секунд человек теряет сознание, а по истечении 2 мин. начинают погибать клетки головного мозга.

Функции промежуточного мозга

Зрительный бугор (таламус) и подбугорье (гипоталамус) являются частями промежуточного мозга. Импульсы от всех рецепторов организма поступают в ядра таламуса. Поступившая информация в таламусе перерабатывается и направляется к большим полушариям мозга. Таламус соединяется с мозжечком и т.н. лимбической системой. Гипоталамус регулирует вегетативные функции организма. Влияние гипоталамуса осуществляется через нервную систему и железы внутренней секреции. Гипоталамус также участвует в регуляции функций многих эндокринных желез и обмена веществ, а также в регуляции температуры тела и деятельности сердечно-сосудистой и пищеварительной систем.

Лимбическая система

В формировании эмоционального поведения человека большую роль играет лимбическая система. К лимбической системе относят нервные образования головного мозга, расположенные на срединной стороне конечного мозга, около верхнего ствола мозга. Эта часть головного мозга еще не вполне изучена. Предполагается, что лимбическая система и управляемое ею подбугорье являются ответственными за множество наших чувств и желаний, например, под их воздействием возникают жажда и голод, страх, агрессивность, половое влечение.

Функции ствола головного мозга

Ствол головного мозга — это филогенетически древняя часть мозга, состоящая из среднего, заднего и продолговатого мозга. В среднем мозге имеются первичные зрительные и слуховые центры. С их участием осуществляются ориентировочные рефлексы на свет и звук. В продолговатом мозге расположены центры регуляции дыхания, сердечно-сосудистой деятельности, функций пищеварительных органов, а также обмена веществ. Продолговатый мозг принимает участие в осуществлении таких рефлекторных актов, как жевание, сосание, чихание, глотание, рвота.

Функции мозжечка

Мозжечок контролирует движения тела. К мозжечку приходят импульсы от всех рецепторов, которые раздражаются во время движений тела. Функция мозжечка может нарушаться при принятии алкоголя или других веществ, вызывающих головокружение. Поэтому под действием опьянения люди не способны нормально координировать свои движения. В последние годы появляется все больше доказательств, что мозжечок имеет значение и в познавательной деятельности человека.

Черепно-мозговые нервы

Помимо спинного мозга очень важны и двенадцать черепно-мозговых нервов: I и II пары -обонятельный и зрительный нервы; III, IV VI пары — глазодвигательные нервы; V пара -тройничный нерв — иннервирует жевательные мышцы; VII — лицевой нерв — иннервирует мимические мышцы, содержит также секреторные волокна к слезной и слюнным железам; VIII пара — преддверно-улитковый нерв — связывает органы слуха, равновесия и гравитации; IX пара — языкоглоточный нерв — иннервирует глотку, ее мышцы, околоушную железу, вкусовые почки языка; X пара — блуждающий нерв -разделяется на ряд ветвей, которые иннервируют легкие, сердце, кишечник, регулируют их функции; XI пара — добавочный нерв — иннервирует мышцы плечевого пояса. В результате слияния спинномозговых нервов образуется XII пара — подъязычный нерв — иннервирует мышцы языка и подъязычный аппарат.

Функции мозга включают обработку сенсорной информации, поступающей от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память. Мозг человека выполняет высшую функцию— мышление. Одной из важнейших функций мозга человека является восприятие и генерация речи.

Стадии развития психики человека

Психика человека имеет 4 основных стадии развития, на каждой из которых индивид расширяет спектр своих возможностей, получает новую информацию, знания, меняет своё отношение к обществу и окружающему миру.

Элементарная сенсорная ступень

Элементарная сенсорная ступень характеризуется минимальным количеством навыков, необходимых для выживания. На данном этапе развития психика человека представляла собой совокупность сложных поведенческих норм, большая часть из которых основывалась на приобретённых инстинктах.

Без специального обучения человек мог приспосабливаться к различным условиям окружающей среды, добывать себе пищу, конкурировать за ареал существования, продолжать род, защищать свою жизнь в случае возникновения опасности.

Перцептивная ступень

Перцептивная ступень развития психики уже не основывается на основе инстинктивного восприятия мира и связанных с ним ощущений. На данном этапе эволюции человек приобретает новые способности к более тщательному изучению объектов окружающей среды, сбору и анализу информации.

Появляются первые признаки индивидуального поведения, которое напрямую зависит от условий окружающей среды. Переход на перцептивную ступень развития психики связан с усложнением структуры центральной нервной системы и развитием коры головного мозга. На данном этапе человек не просто приобретает жизненный опыт, но также получает способность к самообразованию и обучению новым способностям.

Интеллектуальная ступень

Интеллектуальная стадия развития психики выводит людей на новый более конкурентный уровень.

Отличительные особенности этой ступени заключаются в том, что человек больше не руководствуется инстинктивными мотивами или первичными навыками, а получает способность анализировать сложившуюся ситуацию, находить взаимосвязь между определёнными предметами, искать пути решения конкретных задач.

На данном этапе развития психики происходит усиление когнитивной функции, улучшается память, обучаемость и усвоение новой информации.

Ступень сознания

Ступень сознания — это особенное состояние психики, которое характерно только для человека. Данная стадия развития позволяет индивиду иметь собственное субъективное мнение, переживать события, происходящие в окружающем мире, делать логические умозаключения и формировать внутреннее отношение к произошедшему.

Сознание является наивысшей формой психического отражения окружающей реальности.

С чего начать лечение

При подозрении на развитие психического расстройства требуется помощь психиатра. На приеме, после тщательного обследования, врач выбирает, каким образом больной будет получать лечение:

  • амбулаторно;
  • в стационаре;
  • диспансерный учет.

Согласно Статье 29 УК РФ, пациент может быть госпитализирован без согласия его и родственников в стационар, если его состояние обуславливает:

  • нанесение вреда себе и окружающим;
  • отсутствие возможности осуществлять элементарные действия самообслуживания;
  • ухудшение состояния, если больной не будет госпитализирован.

Раньше лечение душевнобольных не отличалось гуманизмом и деликатностью. Например, в 1936 году португальский врач Эгаш Мониш предложил способ лоботомии. То есть удаление некоторых частей мозга. После 20 проведенных операций, он огласил результаты. семь подопытных полностью излечились от душевного недуга, еще семь показали заметные улучшения. У остальных состояние осталось на прежнем уровне.

Удивительно, но этот метод приобрел большую популярность, а ее автор даже был награжден Нобелевской премией в области медицины.

В настоящее время терапия душевнобольных проводится в нескольких направлениях и имеет более щадящий подход:

  • фармакотерапия;
  • психотерапия;
  • социальная реабилитация.

Психические процессы

Психика в психологии — это целостная структурированная система, элементами которой являются психические процессы. Последние представляют собой группу ежедневных событий, которые объединены по функциональному признаку.

Выделяют следующие виды психических процессов:

  • воображение;
  • мышление;
  • речевая активность;
  • ощущения;
  • физиологическая рефлексия;
  • эмоции;
  • нахождение в состоянии стресса;
  • аффект;
  • постановка и преследование заданной цели;
  • принятие самостоятельного решения;
  • сомнения в выборе;
  • борьба мотивов;
  • концентрация внимания;
  • способность к запоминанию информации.

В отличие от других структурных элементов психики вышеперечисленные процессы присутствуют в жизни человека ежедневно. Наиболее востребованными являются психические процессы познавательного типа, связанные с мыслительным процессом, общением с другими людьми, концентрацией внимания, работой воображения.

Паническое расстройство

Панические атаки — вот главный признак этого вида расстройства. Это обычно кратковременные мучительные приступы тревоги, беспокойства, страха. Сопровождаются они физиологическими проявлениями — учащением пульса, головокружением, одышкой, тошнотой. Руки и ноги немеют, а человек испытывает сильный страх от того, что не может контролировать себя в такой момент.

Из-за чего случаются панические атаки? Причинами могут быть стрессы, злоупотребление алкоголем и психотропными веществами, истощение. Также выявлена закономерность генетического наследования данного расстройства. Испытав один или несколько раз паническую атаку, человек начинает бояться, что приступ повторится снова. Многие начинают избегать большого скопления народа, некоторые совсем перестают выходить из дома. Игнорирование симптомов панической атаки может привести к другим расстройствам психики. Поэтому самое лучшее в такой ситуации — как можно скорее обратиться к психотерапевту.

Состояния психики

Состояния психики — это совокупность режимов жизнедеятельности человеческого организма, которые отличаются между собой энергетическими характеристиками, эмоциональной составляющей, физиологической активностью внутренних органов и систем. Изменение состояний психики напрямую связано с влиянием внешних и внутренних факторов.

Существуют следующие психические состояния, свойственные человеку:

  • ситуативно-обусловленные, возникающие в качестве ответной реакции на временный раздражитель (непринятие брани, плохих поступков окружающих людей);
  • поверхностные, связанные с переменчивым настроением;
  • положительные, которые вызваны чувством вдохновения, эмоциями радости, счастья, любви;
  • неосознанные, которые присущи людям, находящимся в состоянии сна или транса;
  • астенические, возникающие при усталости, потере жизненных сил, мотивации к действиям;
  • физиологические, сопровождающиеся чувством голода, боли.

В зависимости от разновидности состояний психики их продолжительность может носить краткосрочный, среднесрочный или длительный характер. Скорость изменения психических состояний зависит от особенностей характера и темперамента отдельного индивида.

Детская психика

Отличительные особенности детской психики заключаются в том, что на разных этапах развития ребёнка происходит формирование её структурных составляющих.

Качество и состояние здоровья детской психики напрямую зависит от того, в каких условиях происходит воспитание, какие методы при этом используются, получает ли ребёнок дошкольное образование, полноценное питание и заботу близких людей.

Формирование детской психики происходит путём возникновения внутренних и социальных кризисов, которые проявляются по мере достижения определённого возраста.

Лечение нарушения психики у детей

Большая часть расстройств психического характера у детей вызвана подростковым возрастом и этапом становления личности. При обнаружении симптомов, указывающих на развитие отклонений, необходимо максимально стабилизировать атмосферу в семье, проводить больше времени с ребенком, разговаривать на волнующие его темы и поддерживать в первых неуверенных шагах без критики и запугиваний. Поход к психологу и получение экспертной точки зрения также не будут лишними и помогут правильно составить процесс борьбы с нежелательным недугом.

Некоторые заболевания, такие как, например, шизофрения, которые проявляются уже в подростковом возрасте, требуют обязательного медикаментозного вмешательства. Однако множество других расстройств не предполагают добавление в лечение нарушения психики у детей лекарств, поэтому, создание гармоничных отношений с самим собой и социумом должно быть взято в руки родителей или профессионалов психологического направления.

Что такое психологическая устойчивость и неустойчивость?

Психологическая устойчивость — это индивидуальная способность личности к преодолению стрессовых ситуаций и сложных жизненных обстоятельств, используя при этом только конструктивные методы решений.

Это свойство человеческого организма является врождённым, но также может быть развито с помощью специальных психологических тренингов. Психологическая неустойчивость индивида выражается в его неспособности адекватно противостоять возникающим трудностям, восстанавливаться после стрессовых ситуаций, возвращаясь к привычному ритму жизни.

Депрессия

Депрессия связана прежде всего с расстройством эмоциональной сферы. Основным симптомом депрессии является, с одной стороны, чувство вины и неудовлетворенности жизнью, но при этом отсутствие мотивации, сил и желания к изменениям этой тягостной ситуации. Человек в депрессии часто не чувствует никаких эмоций, в том числе утрачивает способности получать удовольствие. Он становится вялым, апатичным, не испытывает потребности в развлечениях и делах. Обычно депрессия влияет и на физическое состояние — может появиться бессонница, упадок сил, быстрая утомляемость, нарушение пищеварения.

Причины депрессии могут быть как физиологическими (нехватка серотонина), так и психологическими (проблемы в отношениях с близкими людьми, кризис самооценки, резкая смена образа жизни). Лечат депрессию чаще всего комбинированными методами — с помощью лекарств и психотерапии.

Психические расстройства и болезни

Психиатрия является развивающейся наукой, которая изучает виды заболеваний психики, причины их возникновения и способы излечения.

Выделяют следующие виды психических расстройств и болезней:

  • шизофрения и бредовые состояния;

  • поведенческие и психические расстройства, связанные с употреблением алкоголя, наркотических и психоактивных веществ;
  • аффективные расстройства, вызванные резкими перепадами настроения;
  • невротические, связанные с пережитой стрессовой ситуацией и продолжительным психоэмоциональным перенапряжением;
  • умственная отсталость;
  • расстройства эмоциональной составляющей;
  • патологии психического развития, проявляющиеся ещё в раннем детском и подростковом возрасте.

Тяжесть психического заболевания определяется в индивидуальном порядке путём обследования пациента. В процессе диагностики устанавливаются причинные факторы, повлиявшие на неправильное формирование психики.

Лечение нарушения психики у взрослых

Расстройства психического характера для разных возрастных категорий во многом отличаются, поэтому правильный подход к оздоровлению также подбирается с учетом различий. К примеру, лечение нарушение психики у взрослых часто сопровождается применением группы препаратов антидепрессантов, что совсем недопустимо при лечении детей.

Каждое расстройство, будь то аутизм или начальный невроз, требует своих методик.

  1. Депрессия. Методы лечения стоит подбирать исходя из степени тяжести заболевания. Депрессия на ранних стадиях может быть вылечена при помощи народных методов, а также благодаря процессам социализации, введения активного образа жизни и периодического посещения психолога. Если говорить о запущенных случаях, то лечение включает в себя постоянное наблюдение у психотерапевта, глубинную проработка причин возникновения с психологом, гипноз и медикаментозное вмешательство.
  2. Биполярное расстройство на первых этапах развития врачи предлагают лечить с помощью восстановлению режима сна, отказа от всех веществ, оказывающих на организм человека психотропное действие (алкоголь, наркотики, табак). Также существуют эффективные лекарственные препараты, помогающие в профилактике рецидивов. Они призваны стабилизировать настроение, ограждая человека от гнетущих мыслей. Немаловажную роль в лечении биполярного аффективного расстройства играет психосоциальная поддержка.
  3. Деменция относится к тем видам психических заболеваний, которые не поддаются полному излечению. На сегодня существует большое количество медикаментозных препаратов, которые пока только проходят клинические исследования. Методы лечения этого расстройства сводятся к комплексному подходу и тщательному уходу за человеком.
  4. Шизофрения и неврозы в современной медицине также поддаются лечению с помощью лекарственных препаратов, постоянных визитов к психологам и программ социализации человека. Благодаря правильному ведению процесса оздоровления, люди, страдающие данным видом расстройств, могут вести полноценную счастливую жизнь.

Как сделать психику устойчивее?

Для того, чтобы сделать свою психику более устойчивой в условиях стрессовых ситуаций, необходимо руководствоваться следующими правилами:

  • развивать интеллектуальные способности;
  • всегда сохранять уверенность в своих силах;
  • не вступать в споры с неприятными людьми;
  • принимать решения на основании потенциальных плюсов и минусов;
  • в случае поступления невыгодного предложения необходимо всегда уметь ответить отказом;
  • не позволять страху завладеть рассудком;
  • уметь принимать поражение, воспринимая его в качестве начала новой деятельности;
  • не зацикливаться на уже совершенных ошибках;
  • не подавлять свои эмоции;
  • всегда держать себя в форме, укрепляя не только психику, но и опорно-двигательный аппарат;
  • обеспечивать организму полноценный отдых, не допуская физического и умственного переутомления;
  • ограничить употребление кофеина, спиртных напитков и табачных изделий.

Психика человека — это сложное понятие, которое изучается в отдельных разделах психологии, медицины и философии. Сама по себе психика представляет совокупность беспрерывных душевных процессов и физиологических явлений, связанных с ощущениями, положительными и отрицательными эмоциями, восприятием окружающей среды, способностью запоминать и накапливать полезную информацию.

Психика имеет свою уникальную структуру, в состав которой входят психические процессы, новообразования и состояния. Люди с удовлетворительным психическим здоровьем имеют возможность адаптироваться к любым жизненным условиям, выходить из стрессовых ситуаций более сильными, способны принимать волевые решения без нарушения общепринятых поведенческих норм.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]