Память в психологии. Свойства, виды, процессы, функции, определение, нарушения, классификация, механизмы


Личностное развитие предполагает накопление индивидуумом экзистенциального опыта, что требует актуализации человеком всех мыслительных процессов, включая процессы запоминания. Принимая во внимание многоаспектность памяти как психологического феномена, дать однозначную дефиницию психологического свойства достаточно проблематично.

Определение 1

В наиболее общем виде под памятью понимают психическое свойство личности, ее способность к накоплению, хранению и воспроизведению информации и опыта; способность к воспоминанию и воспроизведению отдельных переживаний прошлого, осознавая не только само переживание, но и его место в индивидуальной истории личности.

Определение

Память вовлечена в обработку огромного количества информации. Эта информация принимает много разных форм, например, изображения, звуки или значения.

Для психологов термин «память» охватывает 3 важных аспекта обработки информации:

  • Кодировка памяти. Когда информация поступает в систему памяти (из сенсорного ввода), её необходимо преобразовать в форму, с которой система может справиться, чтобы ее можно было сохранить.
  • Ёмкость памяти. То, как хранятся данные, влияет на процесс их обработки в будущем. Миллер в 1957 г. выдвинул эту идею и назвал ее магическим числом 7. По его мнению, объём кратковременной памяти составлял 7-9 предметов, поскольку в нем было только определённое количество «слотов», в которых предметы могли сохраняться.
  • Восстановление памяти. Это относится к получению информации из хранилища. Когда человека просят извлечь что-то из памяти, различия между краткосрочной (STM) и долгосрочной (LTM) памятью становятся очень ясными. STM хранится и извлекается последовательно. LTM хранится и извлекается ассоциацией.

Существует 3 основных способа кодирования (изменения) информации:

  • визуальный (картинка);
  • акустический (звук);
  • семантический (смысл).

Большая часть исследований памяти основана на экспериментах, проводимых в лабораториях. Психологи используют термин «экологическая достоверность» для обозначения степени, в которой результаты научных исследований могут быть обобщены в других условиях.

Память в психологии (свойства долгосрочной и краткосрочной памяти до сих пор плохо изучены) была проверена посредством экспериментов. Они имеют высокую экологическую достоверность, если результаты могут быть обобщены, применены или расширены для параметров за пределами лаборатории.

Часто предполагается, что если эксперимент является реалистичным или правдоподобным, то существует большая вероятность того, что его результаты могут быть обобщены. Если это нереально (если лабораторные условия и задачи являются постановочными), то вероятность того, что результаты могут быть универсальны для разных ситуаций, меньше.

Законы памяти

Рассмотрим основные факты, полученные в ходе различных теорий памяти.

Немецкий ученый Г. Эббингхаус был одним из тех, кто уже в прошлом веке получил некоторые интересные данные, ориентированные на ассоциативную теорию памяти. В частности, он обнаружил закономерности в памяти, обнаруженные в исследованиях, в которых для запоминания использовались бессмысленные слоги и другой плохо организованный семантический материал.

Т. Анализируя случаи амнезии — временной потери памяти, которые важны для понимания психологии памяти, Т. Рибо отмечает еще две закономерности:

  • Память человека связана с его личностью таким образом, что патологические изменения личности почти всегда сопровождаются нарушениями памяти;
  • Потеря памяти и ее восстановление следуют одному и тому же закону: при потере памяти в первую очередь затрагиваются самые сложные и свежие воспоминания; при восстановлении памяти в первую очередь восстанавливаются самые простые и старые воспоминания, за которыми следуют самые сложные и свежие воспоминания.

Обобщение этих и многих других фактов позволило вывести набор законов памяти. Давайте перейдем к самым важным. Установлено, что при запоминании, хранении и воспроизведении материала, вовлеченного в различные операции по обработке, перекодированию его, включая такие мыслительные операции, как анализ, систематизация, синтез и другие. Они обеспечивают семантическую организацию материала, определяющую его запоминание и воспроизведение. Когда любой текст воспроизводится для того, чтобы запомнить его, в памяти запечатлеваются не столько слова и фразы, сколько содержащиеся в нем мысли. Это первые вещи, которые приходят на ум, когда речь заходит о запоминании конкретного текста.

Этому способствует и отношение к запоминанию, т.е. запоминание происходит лучше, когда человек ставит перед собой соответствующую мнемоническую задачу. Если такое отношение направлено на запоминание и хранение информации за определенный период времени, что и происходит при использовании оперативной памяти, то именно в этот период функционируют механизмы памяти.

То, что занимает место ее цели в структуре деятельности, запоминается лучше, чем то, что представляет собой средства осуществления этой деятельности. Поэтому, чтобы увеличить производительность материала памяти, необходимо каким-то образом связать его с основной целью деятельности.

Виды

Память была предметом исследования среди многих психологов 20-го в., и остаётся активной областью изучения для современных когнитивных учёных:


Создатель Характеристика экспериментов
Модель нескольких отделов (Аткинсон и Шиффрин, 1968)В 1968 г. Ричард Аткинсон и Ричард Шиффрин предложили влиятельную теорию памяти, известную, как модель нескольких отделов. Эта модель предполагает, что информация существует в одном из 3 состояний памяти: сенсорном, краткосрочном и долгосрочном хранилищах. Информация поступает в память от органов чувств – например, глаза видят картинку, обонятельные рецепторы в носу могут учуять кофе или слух – услышать музыкальный фрагмент. Этот поток информации хранится в хранилище сенсорной памяти, и поскольку он состоит из огромного количества данных, нужно запомнить только небольшую его часть.
Уровни обработки (Craik & Lockhart, 1972)Фергус Крейк и Роберт Локхарт критиковали объяснение памяти, обеспечиваемой моделью с несколькими отделами, поэтому в 1972 г. они предложили альтернативное объяснение, известное, как уровни эффекта обработки. Согласно этой модели, воспоминания хранятся не в 3 отделениях; вместо этого сила следа памяти зависит от качества обработки или репетиции стимула. Другими словами, чем больше человек думает о чём-то, тем дольше сохраняет память об этом.
Модель рабочей памяти (Baddeley & Hitch, 1974)В то время как модель нескольких отделов предоставила убедительное понимание того, как сенсорная информация фильтруется и становится доступной для отзыва в соответствии с ее важностью, Алан Бадделей и Грэм Хитч рассматривали хранилище краткосрочной памяти (STM), как законченное упрощённое явление, и предложили модель рабочей памяти, которая заменит STM.
Она опирается на 2 компонента – визуально-пространственный «блокнот» («внутренний глаз») и артикуляторно-фонологический цикл («внутреннее ухо»), которые фокусируются на различных типах сенсорной информации.

Визуально-пространственный «блокнот» также позволяет человеку вспомнить и рассмотреть визуальную информацию, хранящуюся в долговременной памяти. Артикуляторная-фонологическая петля обрабатывает звуки и голоса, которые слышны.

Магическое число Миллера (Миллер, 1956)До модели рабочей памяти американский когнитивный психолог Джордж А. Миллер поставил под сомнение пределы способности кратковременной памяти. В известной статье 1956 г., опубликованной в журнале «Психологическое обозрение», Миллер сослался на результаты предыдущих экспериментов с памятью, заключив, что люди, как правило, могут хранить в среднем только 7 блоков информации в краткосрочной перспективе.
Миллер понял, что мозг способен «объединять» элементы информации, и эти фрагменты учитываются в пределе 7-значного блока STM. Например, длинное слово состоит из множества букв, которые образуют многочисленные фонемы. Вместо того, чтобы запомнить слово из 7 букв, разум «перекодирует» его, объединяя отдельные элементы данных. Этот процесс позволяет увеличить пределы памяти до списка из 7 отдельных слов.
Распад памяти (Петерсон, 1959)Следуя статье «магического числа» Миллера о способности кратковременной памяти, Петерсон решил измерить долговечность воспоминаний. В эксперименте, использующем задачу Брауна-Петерсона, участники получили список триграмм – бессмысленные списки из 3 букв (например, GRT, PXM, RBZ) – для запоминания. После того, как триграммы были показаны, участников попросили отсчитать число и вспомнить триграммы в разные периоды после их запоминания.
Несмотря на то, что почти все участники изначально могли вспомнить триграммы, через 18 сек. точность эксперимента упала примерно до 10%. Исследование Петерсона продемонстрировало удивительную краткость воспоминаний в краткосрочном отделении мозга, прежде чем распад повлиял на способность вспомнить их.
Вспышка воспоминаний (Браун и Кулик, 1977)Когда в мире прошла новость о смерти известного человека, люди стали «вспоминать» о своих занятиях в тот момент. Психологи Роджер Браун и Джеймс Кулик признали этот феномен памяти еще в 1977 г. Человек может вспомнить мельчайшие подробности личных обстоятельств, участвуя в других мирских действиях. Более того, не нужно быть лично связанным с событием, чтобы оно повлияло на жизнь людей.
Память и запахСвязь между памятью и обонянием помогает многим видам живых организмов выживать. Способность запоминать и позже распознавать запахи позволяет животным обнаруживать находящееся поблизости присутствие членов той же группы, потенциальных жертв и хищников.
Исследователи из Университета Северной Каролины проверили обонятельные эффекты на кодирование и извлечение памяти в эксперименте 1989 г. Студентам мужского пола были показаны серии слайдов с фотографиями женщин, чью привлекательность им было предложено оценить по шкале.

Результаты показали, что участники могли лучше вспомнить воспоминания, когда запах во время кодирования информации совпадал с запахом во время её пересмотра (Cann and Ross, 1989). Эти результаты предполагают, что связь между обонянием и воспоминаниями сохраняется.

Ложные ВоспоминанияЭта идея может звучать, как основа антиутопической научной фантастики, но факты свидетельствуют о том, что воспоминаниями, которыми человек уже обладает, можно манипулировать ещё долго после их кодирования.
Если группе людей показать видео с трагической концовкой, он обязательно назовёт виновника, исходя из мыслей, которые у него сложились внутри мозговой активности.

Память в психологии, свойства которой объясняют процесс кодирования и хранения информации, можно быть разделена на несколько видов. В зависимости от типа мозгового процесса, человек используют недавно полученную информацию или старую, которая хранилась на протяжении нескольких лет.

Процессы

Люди сначала обрабатывают стимулы своей сенсорной памятью – эта информация, как правило, хранится в мозгу менее секунды. Затем информация передаётся в кратковременную память или рабочую, что позволяет обдумывать вещи и хранить ключевые моменты в разуме. Наконец, прошлые события попадают в долговременную память (эпизодическая или семантическая).

Разные области мозга влияют на аспекты памяти.

Например, гиппокамп связан с пространственной памятью, которая помогает мозгу отобразить окружающий мир и обойти негативные эмоции:

  • Чтобы сформировать новые воспоминания, информация должна быть преобразована в пригодную для использования форму, которая происходит посредством процесса, известного как кодирование. Как только информация была успешно закодирована, она должна быть сохранена в памяти для последующего использования. Большая часть этой хранимой памяти лежит вне сознания большую часть времени, за исключением тех случаев, когда действительно нужно ее использовать. Процесс поиска позволяет вносить сохранённые воспоминания в сознательную часть мозга.
  • Сенсорная память – самая ранняя стадия обработки информации. На этом этапе сенсорная информация из окружающей среды хранится в течение очень короткого периода времени, обычно не более ½ сек. для визуальной информации, и 3 или 4 сек. для слуховой информации. Кратковременная память, также известная как активная, – это информация, о которой человек сейчас знает или думает. Во фрейдовской психологии эту память называют сознательным умом.

  • Если уделять внимание сенсорным воспоминаниям, это порождает информацию в кратковременной памяти. Большая часть информации, хранящаяся в активной памяти, будет там находится в течение примерно 20-30 сек.
  • Долгосрочная память относится к постоянному хранению информации. Во фрейдовской психологии долговременную память можно назвать предсознательной и бессознательной. Эта информация в значительной степени находится за пределами понимания, но может быть переведена в рабочую память и использоваться при необходимости. Часть этой информации довольно легко вспомнить, в то время как к другим воспоминаниям гораздо сложнее получить доступ.

Кластеризация используется для организации связанной информации в группы. Информацию, которая классифицируется, становится легче запомнить и вспомнить.

Особенности слуховой памяти

Многим людям гораздо легче запомнить информацию на слух, нежели при зрительном контакте. Так, при разучивании стихотворения некоторым детям необходимо, чтобы родители сначала несколько раз прочитали им его. Слуховая память – это способность человека запоминать и усваивать, сохранять и впоследствии воспроизводить звуковую информацию.

Каждый человек в той или иной степени обладает слуховой памятью. Кто-то с легкостью дословно воспроизведет мельком услышанную им информацию. Кому-то же это дается труднее. Но даже если, внимательно прослушав лекцию, вы из нее ничего не запомнили, не стоит думать, что данный вид памяти вам совершенно не свойственен. Возможно, ваш мозг просто не хочет воспринимать информацию, которая вам не интересна, ведь в разговоре с товарищем практически каждый запомнит, о чем именно он вам рассказывал.

Характеристики и свойства

Память в психологии разделяют на краткосрочную и долгосрочную. Это 2 основных типа, которые следует анализировать на предмет общих характеристик.

Их свойства также зависят от критериев:

  • Краткая продолжительность, которая может длиться до 20 сек.
  • Её емкость ограничена 7 ± 2 «порциями» независимой информации (закон Миллера) и уязвима для помех и прерываний.
  • Угасание такой памяти происходит на фоне приёма лекарства или в результате травмы.

Кратковременная память отвечает за 3 операции:

  • Зрительная интерпретация, которая является способностью хранить изображения.
  • Акустическое воображение, которое является способностью хранить звуки.
  • Рабочая память, которая является способностью хранить информацию до ее использования.

Информация в долговременной памяти хранится в виде сети схем, которые затем преобразуются в структуры знаний. Именно поэтому человек вспоминает соответствующие знания, когда натыкается на подобную информацию.

Существует 2 типа долговременной памяти:

  • Явный: сознательные воспоминания, которые включают восприятие мира, а также собственный личный опыт.
  • Неявный: бессознательные воспоминания, которые были использованы неосознанно.

Долгосрочная память отвечает за 3 операции:

  • Кодирование, которое представляет собой способность преобразовывать информацию в структуру знаний.
  • Хранение, которое является способностью накапливать порции информации.
  • Поиск, то есть, способность вспомнить вещи, которые уже известны человеку.

Постановка задач перед человеком провоцирует запоминание – план работы, дальнейшее запоминание и использование полученных навыков. По мнению С. Л. Рубинштейна, память помогает вспомнить моменты, которые зависят от обстановки, в которой они были запомнены. А исследования П. И. Зинченко доказывают, что установка на запоминание – прямая цель к действию мозга.

Если информация запоминается сама собой, то человек лучше будет пользоваться данными мозга. Произвольное запоминание картинок, телефонов говорит о том, что мозг не боится задач, поставленных перед ним. В противном случае, если заставить выучить стихотворение, человек сложнее поддаётся этому процессу.

Исследование А. А. Смирнова было посвящено основной проблеме запоминания. Продуктивное неосознанное мышление было проанализировано в ходе эксперимента. Созданы конкретные условия, в которых человек запоминал все детали происходящих событий, но его об этом не просили.

В этих же условиях ему дали задание выучить правила организации, с чем он не справился. Эти учения позволили внедрить в систему образования процесс разбора ситуаций, чтобы работники и ученики могли быстрее вливаться в процесс происходящих действий.


Память в психологии. Свойства

Психолог Эббингауз изучал объёмы такой памяти, и пришёл к выводу, что испытуемому проще запомнить 5-7 слов непонятного значения. «Чистая» память выдала результат на ½ меньше начального. При этом спустя несколько дней человек не вспомнил ни одного слова.

Этот эксперимент породил новое определение – механическое и осмысленное запоминание:

  • В первом случае механические действия направлены на то, чтобы человек запоминал, с какой ноги он сделал шаг, чтобы повторить его в дальнейшем. Такой принцип помогает работать со спортсменами. Связь нейронов позволяет прокручивать информацию в голове, которая потом «работает» на результат. Сложные элементы в спорте выполнялись, как отточенные движения, благодаря тому, что человек несколько раз в голове «прокрутил» их технику выполнения. Обманутый мозг думал, что человеческое тело умеет работать в этом направлении.
  • Осмысленное запоминание предполагает выделение главной и важной информации из чистого потока знаний. Такой приём до сих пор применяется на теориях и практиках в университетах. При чтении лекции преподаватель указывает на важные моменты, которые нужно запомнить. Они позволяют студентам оттолкнуться от них, развивая мысль до конкретных событий. Они же, в свою очередь, остаются в бессознательной части памяти. Когда нужно данными воспользоваться, мозг «открывает» дверь к ним.
  • Логический комбинированный приём запоминания был основан М. Н. Шардаковым, который обеспечил людей возможностью равномерно и в нужной последовательности запоминать события. При нарушении хронологии воспроизведения информации менялась тактика запоминания. Цель задачи была в том, чтобы дети и взрослые дозированно учили информацию, запоминая её в полном объёме. Целые стихотворения без дробления выучить никто не смог, несмотря на попытки передать звуки через музыку.

Комбинированный тип можно использовать для выучивания иностранного языка. Бессознательный и логический метод позволяет запомнить теорию и применить её на практике, а намеренный (заставлять) способ практически не даёт результатов.

Развитие, тренировки и упражнения

Если память не развивать и не тренировать она угасает или исчезает совсем, и человек теряет свою личность. Для жизни это необходимая задача. Функционирует в быту, в творчестве и любых сферах деятельности. Развивать ее надо с самого детства, а уже взрослым продолжать тренировать.

  • Для развития зрительной памяти подойдёт таблица немецкого психотерапевта Шульте. Суть метода развития такова: пять минут смотреть на таблицу, затем закрыть ее и воспроизвести содержание по памяти.
  • Для развития памяти есть еще метод «Айвазовского» – выбрать любой объемный объект, смотреть внимательно на него 5 минут, закрыть глаза и мысленно воспроизвести увиденное.
  • Учить стихи наизусть. Этот метод тренирует как зрительную, так и слуховую память.
  • Есть техника с использованием образов и ассоциаций. Так называемая «мнемоническая» (искусство запоминания). На доске или на листке, кто-то посторонний должен написать несколько разных слов. Изучив их, отвернитесь и повторите.
  • Симулировать воспроизведение помогает произношение слов наоборот.
  • Еще один способ воспроизведения игры со словами «Города» и «Слово из слов».
  • Кроссворды, ребусы, сканворды и т.д.
  • Повседневные дела. Составлять в уме список покупок. Считать в уме покупки в магазине. Пересказывать фильмы и книги. Ходить разными маршрутами и сохранять в памяти дорогу (магазины, парки и т.д.). Запоминание новых слов и терминов.

Функции и роль

Память в психологии (свойства памяти непосредственно связаны с её ролью и функциями, выполняемыми ею) делится на несколько видов в зависимости от выполняемых функций в жизни человека:

ФункцияОсобенность
ОтражательнаяПамять способна отражать события, которые в ней хранятся для того, чтобы напомнить человеку о последствиях. Здесь же можно привести пример «дежавю», когда человеку вспоминается ряд ситуаций и момент его поведения при определённых обстоятельствах.
РегулятивнаяИ. П. Павлова в своих исследованиях говорит об ассоциациях, которые помогают установить прочность между событиями разного времени.

Современная наука в трудах П. К. Анохина исследует гипотезы о механизме памяти. Биотоки, которые самостоятельно возобновляются в нервных клетках, помогают создать эффект зрительного восприятия. Это эксперимент, проведённый П. П. Блонским, в основе которого лежит психическое явление. Акт познания ситуации происходит за счёт ориентации в информации в недрах головного мозга.

Роль памяти в человеческой жизни занимает главенствующую нишу в работе нервных окончаний коры головного мозга. Юрист должен помнить сведения всех лиц-участников процесса, адвокат – запоминать теорию и правдивость ситуаций. Простой рабочий должен определять логику последовательных действий. В науке выделяют:

Явная памятьОтносится к знаниям или опыту, которые можно сознательно запомнить.
Эпизодическая и семантическаяЭпизодическая память относится к непосредственному опыту, который был получен. Семантическая память относится к знаниям фактов и понятий о мире.
Неявная памятьПод неявной памятью подразумевается влияние опыта на поведение, даже если человек не осознает этих влияний.
Процедурная памятьОна относится к часто необъяснимым знаниям о том, как делать что-либо. Например, приготовить чай или открыть дверь.

Существует другой тип неявной памяти – это эффекты, помогающие без усилий воспроизвести то, о чём нейтральные раздражители в мозге помогают вспомнить благодаря ассоциациям. Человек может неосознанно оборачиваться на звук или яркий свет.

Кратковременная память

Выделяя виды памяти в психологии, чаще всего в первую очередь упоминают долговременную и кратковременную память. Последняя представляет собой способ хранения информации в течение небольшого промежутка времени, как правило, от 20 до 30 секунд. Очень часто с ней сравнивается физическая память компьютера.

Кратковременная память сохраняет обобщенный образ предмета, который воспринял человек. Она акцентируется на самых основных и выделяющихся чертах, наиболее запоминающихся элементах. Кратковременная память функционирует без предварительной установки на запоминание. Однако при этом она направлена на воспроизведение только что полученной информации.

Основным показателем, характеризующим кратковременную память, является ее объем. Он определяется количеством единиц информации, которые человек будет способен воспроизвести с абсолютной точностью через 20-30 секунд после того, как некие данные один раз были представлены перед ним. Чаще всего объем кратковременной памяти людей варьируется в промежутке между 5 и 9 единицами.

Информация удерживается в кратковременной памяти за счет повторения. Данные сканируются нашим мозгом с помощью зрения, а затем проговариваются внутренней речью. После этого начинает работать кратковременная слуховая память. При отсутствии повторения сохраненные элементы со временем забываются либо вытесняются вновь поступившими данными.

Нарушения

Память в психологии, свойствами которой являются также неконтролируемые события и их последствия, может подвергаться незначительным и серьёзным сбоям:

  • Забывание – удивительно распространённое событие, которое может произойти по ряду причин, включая невозможность вспомнить временной отрезок.

  • Деменция также влияет на мышление, суждения и поведение (болезнь Альцгеймера, прогрессирующий надъядерный паралич, гидроцефалия нормального давления, болезнь Крейцфельдта-Якоба).
  • Инфекции мозга (болезнь Лайма, сифилис или ВИЧ) могут породить полную амнезию.
  • Болезнь Паркинсона или Хантингтона (рассеянный склероз) приводят к разрушению связи между нейронами.

Чтобы выявить на ранней стадии вероятность психических отклонений, нужно провести диагностику.

Диагностика

Для диагностики психических и психологических особенностей памяти проводят тестирования:

  • А. Р. Лурия – «заучивание 10 слов». Целью эксперимента является проверка уровня развития памяти.
  • Методика «определения кратковременной памяти» по разработке Г. И. Невельского позволяет определить точность и идентичность запоминаний. В эксперименте лицам даются числа, расположенные хаотично. Их нужно с нужной скоростью воспроизвести устно или письменно.
  • Проверка «зрительной памяти» по методу И. Мельникова подразумевает вычитку рассказа. Испытуемый должен записать слова, которые он запомнил. Таким же образом проводится оценка уровня слуховой памяти.

Провести диагностику можно в Москве в Геронтологическом клиническом центре, в центре психологической диагностики и клинической психиатрической больнице. Процедура может повторяться в зависимости от точности и чистоты эксперимента. Если результаты не были получены, проводится повторное обследование. Стоимость тестирования может варьироваться от 2300 до 8900 руб.

Методы управления

Методы реализации функций памяти может подразумевать конкретные события и действия, которые поставлены в виде задачи перед испытуемым.

Методика мнемонических приёмов

Суть метода заключается в использовании локальной привязки словесных посредников и разбиения их на группы.

Человек заучивает ряд элементов, сопоставляет их и запоминает. Дж. Бруно разработал методику для установления возможностей интерпретировать результат, полученный в рамках исследования. Мнемонический приём позволяет научить человека оценивать способности мозга к скрытию неполезной информации.

Метод ассоциаций в нейронных сетях

Методика была разработана П. И. Зинченко. Суть заключается в том, чтобы человек сумел компоновать при помощи ассоциативного мышления предметы, запоминая их роль в жизни человека. Например, нужно соединить ряд полезных действий, соотнеся их функции к ряду предметов. Таким образом, человек запоминает больше слов, интерпретируя результат за счёт воспоминаний в действии.

Летатехника для забывания и подавления воспоминаний

Её разработал О. Л. Подлиняев, который заставлял психически больных людей забывать о прошлых негативных событиях из жизни.

Целью методики является возможность управлять долгосрочной частью памяти в условиях работы нейронных сетей. Подавление обсессивно травмирующих событий происходит посредством написания «горящего письма», эмоций, которые были вызваны в годах прошлого, и сжигания эмоциональных комплексов.

В такой методике могут участвовать люди, у которых простые сюжеты памяти вызывают нарушения сознания. Например, человек не может смириться с потерей близкого, и негативно реагирует на огонь (пожар унёс жизни родных). Методика позволяет «отпустить» воспоминания и подавить их реакцию на нынешнее событие (костёр, горящая свеча) за счёт сжигания листа, на котором записаны эмоции.

Мнемонические приёмы Харриса (1980 г.)

Когда-то Харрис создал удивительную методологию для тренировки памяти. Метод помог людям настолько быстро запоминать и долго хранить информацию в разделе сенсорной и краткосрочной памяти, что неизбежно они становились мишенью для окружающих. Они были способны запоминать колоду карт, приёмы фокусников, от чего их считали мошенниками.

Развенчать миф об этих людях Харрис не смог, так как создал лишь приём для тренировки памяти. Чтобы управлять такими возможностями и научиться подавлять синдромы быстрого запоминания, мнемонист Шерешевский создал синестезию, которая помогала нарушить процесс обмена информации в сфере феноменального приёма запоминания всего вокруг.

Суть метода заключалась в том, чтобы при раздражении 1 участка мозга, активизировались импульсы, характерные работе другого участка. Таким образом, толкнув человека в пропасть, он должен быть не путаться, а радоваться.

Такая подмена импульсов в работе нейронов помогла Шерешевскому ассоциировать числа и слова с образами людей. Он же создал методику забывания этого приёма, возвращая человека к привычным реакциям организма.

Сумев поменять свойства всех отделов памяти, Шерешевский создал психологическое оружие, при помощи которого мог управлять памятью. В психологии есть много метод, позволяющих управлять эмоциями, мыслями и ассоциативным мышлением. При изучении и интерпретации работы этих отделов мозга можно управлять человеком и манипулировать его чувствами для лечения заболеваний.

Как развить память?

У каждого из нас свои особенности памяти. Кому-то легче дается усвоение информации на слух, кто-то же обязательно должен видеть перед глазами объект запоминания. Для некоторых людей не представляет сложности выучить длинные стихотворения, кому-то для этого требуется приложить немалые усилия. Различные особенности людей не являются нарушениями, и каждый при желании может усовершенствовать свою способность сохранять и воспроизводить информацию.

Существует несколько советов, с помощью которых развитие памяти станет более доступным каждому человеку. Прежде всего, нужно знать, что мозг запоминает быстрее ту информацию, которая нам интересна. Также важным фактором является полное сосредоточение внимания на изучаемом объекте. Чтобы быстрее что-то запомнить, нужно создать вокруг себя среду, которая способствовала бы максимальной концентрации. К примеру, готовясь к экзамену, можно выключить компьютер и телефон, попросить родственников не шуметь и не отвлекать вас.

Быстрее запоминать помогают ассоциации. Научившись строить их, сопоставлять то, что необходимо усвоить, с уже знакомыми понятиями, вы существенно облегчите процесс запоминания.

Немаловажным считается умение человека систематизировать полученную информацию. Сознание преобразует исходные данные в схемы и графики, которые проще и быстрее запомнить.

Развитие памяти человека невозможно без повторения. Чтобы информация со временем не забывалась, ее необходимо периодически повторять, вновь и вновь возвращаться к ней.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]