Воображение как психический процесс — Понятие воображения, его типы, функции, механизмы, физиологическая основа


Понятие воображения, его типы, функции, механизмы, физиологическая основа

Как субъект действия, человек не только созерцает и познает, но и изменяет мир, преображает природу, создает объекты, которых там нет. Но человек не смог бы сделать все это, если бы он не представлял себе результат своих действий. Чтобы преобразовать мир на практике, необходимо уметь преобразовывать его ментально, представляя.

Сначала человек глубоко знакомится с образом создаваемой вещи, формирует свой ментальный образ, а затем воспроизводит его при изготовлении подобной вещи. Но когда делается совершенно новая вещь, такой репетиции не бывает. Тогда создается новый образ. Эта способность создавать новые изображения называется фантазией.

Процесс воображения проявляется в создании чего-то нового — мыслей и образов, на основе которых создаются новые действия и объекты. Это создание чего-то, чего еще не существовало в реальности.

Образы, с которыми оперирует человек, включают в себя не только воспринимаемые процессы и явления. Это могут быть события, факты, явления, свидетели, которых у человека не было и не могло быть. Изображения воображения могут содержать неотвратимые, желаемые, возможные события и явления. И в то же время что-то новое, созданное в воображении, всегда связано с реально существующим. Изображения воображения основаны на представлениях памяти, но подвержены трансформации в воображении. По мнению Р.С. Немова, воображение — это способность воображать отсутствующий или нереальный объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.

Воображение связано со всеми аспектами человеческой деятельности, с памятью, восприятием, мышлением. Таким образом, восприятие произведений искусства становится более осмысленным, более эмоциональным, когда оно включает в себя воображение. Л.С. Выготский сказал: «Творческая деятельность воображения напрямую зависит от богатства и разнообразия предыдущего опыта человека, потому что опыт — это материал, из которого возникают конструкции воображения. Чем богаче опыт человека, тем больше материала имеет его воображение». Связь между воображением и мыслью отчетливо проявляется в проблемной ситуации. Столкнувшись с неизвестным, человек начинает анализировать, синтезировать, соотносить воспринимаемое с предыдущим опытом, пытаясь проникнуть в суть соответствующих фактов, явлений. В этом процессе ему помогают не только мышление и память, но и воображение, потому что оно создает целостную картину, заполняет недостающие элементы. Процесс воображения свойственен только человеку и является предпосылкой его трудовой деятельности.

Типы воображения отличаются степенью активности и сознания, с помощью которых человек создает новые образы. В зависимости от этого различают непроизвольное (пассивное) и добровольное (активное) воображение. В недобровольном воображении новые образы формируются под влиянием малореализованных потребностей, стремлений, установок. Такое воображение работает, когда человек спит, в сонном состоянии, в задумчивости и т.п.

Добровольное воображение — это процесс сознательного построения образов в связи с целью, преследуемой тем или иным видом деятельности. Произвольное (активное) воображение возникает в раннем возрасте, оно наиболее развито в детской игре. В ролевой игре дети берут на себя различные роли, во время игры необходима активная работа воображения, так как необходимо правильно выстраивать свое поведение в соответствии с взятой на себя ролью. Кроме того, необходимо представить себе недостающие объекты и действие игры.

Произвольное воображение делится на воссоздаваемое и творческое. Восстановительное воображение характеризуется тем, что в его процессе субъективно формируются новые образы, которые являются новыми для человека, а объективно они уже существуют, воплощенные в определенных объектах культуры. Суть воссозданного воображения заключается в том, что человек воспроизводит, воспроизводит то, что он не воспринимал, а то, что другие люди передают ему через язык, рисунки, схемы, знаки и так далее.

Здесь должна быть связь между изображениями и обычными символами, а также декодирование сигналов, символов и знаков.

Таким образом, реконструктивное воображение — это создание нового образа на основе словесных описаний, восприятие изображений в виде картинок, диаграмм, карт, рисунков, мысленных и материальных моделей.

Творческое воображение играет важную роль в жизни человека. Она позволяет обмениваться опытом, помогает каждому человеку овладеть опытом и достижениями других людей.

Сущность воображения


Что представляет из себя воображение

Каждый образ, воспроизведенный человеком, — это воплощение видоизмененной реальности.

Воображение – это процесс создания новых образов путем преобразования представлений, полученных в окружающей действительности.

Когда человек создает что-то новое, он имеет в своем сознании несуществующий наяву образ, построенный благодаря своему опыту.

Воображение тесно связано с памятью, мышлением и восприятием. Благодаря связи мышления с воображением, возможен выход из тяжелых жизненных ситуаций и решение задач с неопределенными условиями.

Если необходимо воспроизведение ситуаций из прошлого опыта, то человек находит в своей памяти определенные образы, сохраненные им ранее.

Восприятие жизни было бы не таким ярким и эмоциональным без участия воображения. На протяжении эволюции человека процесс создания образов участвовал не только в развитии труда, но и в мечтах и планах.

Этапы развития воображения в онтогенезе

Способность к воображению дана не с рождения. Воображение развивается с накоплением практического опыта, приобретением знаний, улучшением всех психических функций. В современной психологии.

Существует большое количество исследований, посвященных развитию воображения в онтогенезе. В основном изучались возрастные периоды развития и вид деятельности, в котором он развивался. Есть следующие стадии развития воображения:

Первый этап (от 0 до 3 лет) — предпосылками воображения являются представления, которые появляются на втором году жизни. Ребенок в возрасте около полутора лет распознает образ. Именно ее воображение помогает ей распознать картину. Она строит то, что не совсем вписывается в память представления. Признавая, ребенок не создает ничего нового. Поэтому воображение — это пассивный процесс. Он существует в рамках других ментальных процессов, и его основа заложена в них. Способность ребенка действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми объектами свидетельствует о первых проявлениях воображения. Первые имитационные игры, которые появляются на втором году жизни, еще не содержат элементов воображения. Одной из причин возникновения фантазии является психологическая дистанция между ребенком и взрослым, ребенком и объектом его желания. Ребенок воспринимает основные действия взрослого, но отражает их обобщенно и условно, передавая только их смысл и внешний рисунок.

Развитие первых форм воображения в раннем детстве связано с обобщением игровых действий и игровых объектов, а также

Репертуар игровых действий прочно включает замены.

По словам В.А. Скоробогатова и Л.И. Коноваловой, малыш не сразу реагирует на предлагаемые взрослым замены, а играет только с настоящими игрушками. Переломный момент наступает тогда, когда ребенок отказывается от использования любой замены, предлагаемой взрослыми. Важнейшим фактором, обеспечивающим возможность передачи смысла другим объектам, является появление языковых форм. Освоение языка приводит к появлению первых самостоятельных замен в игре. Появляется новый способ работы с объектами-заменителями — полное использование замен. Выбор объектов-заменителей

заменителей приходит в сознание и сопровождается подробными высказываниями. Таким образом, в игровой деятельности детей младшего возраста возникают творческие элементы. Ребенок, на фоне интереса к новому виду деятельности, быстро начинает отклоняться от образов действий, данных взрослыми, привносит в них свои нюансы. Но воображение имеет репродуктивный характер.

Второй этап (от 3 до 4 лет) — формирование вербальных форм воображения. На третьем году жизни потребность в игровой деятельности становится самостоятельной потребностью ребенка, хотя и требует поддержки и поощрения со стороны взрослого. Основой игры является разворачивающаяся ориентация на сюжетную сторону человеческой деятельности. Эта ориентация начинается с имитации действий взрослого и развивается по пути самостоятельного творческого построения образов действия с объектами, еще с обращением к реальным объектам. Следовательно, показателями развития воображения в игре являются: разнообразие действий, действующих в воображаемой ситуации, самостоятельный выбор заменяющего объекта, гибкость в изменении функций и названий объектов, оригинальность подмены игровых действий, критичность к подменам партнера.

Развивается аффективное воображение, которое связано с сознанием ребенка его «я» и дифференциацией от других людей. Воображение уже становится самостоятельным процессом.

Третья стадия (от 4 до 5 лет) — в этом возрасте повышается активность творческих проявлений, особенно в игре, рукоделии, повествовании и пересказе. Появляются мечты о будущем. Они являются ситуативными, не редко непостоянными, вызванными событиями, которые спровоцировали эмоциональную реакцию у ребенка. Воображение становится особой интеллектуальной деятельностью, направленной на преобразование окружающего мира. Изображение основано не только на реальном

Воображение как фундаментальная составляющая творческого процесса

Далее мы уже упоминали о прямой связи между воображением и творчеством. Поэтому мы считаем необходимым подробно остановиться на психологии творчества.

Психология творчества как науки начала формироваться на рубеже XIX-XX веков. Наука началась со стадии созерцательного психологического познания. Психологи подробно описали обстоятельства возникновения великих творений науки и искусства, используя биографии, автобиографии, мемуары, литературные произведения. Изучал природу творчества, этапы творческого процесса, творческие способности и качества творческой личности. Присваивались черты гения, выраженные в характеристиках восприятия (интенсивность внимания, большая впечатлительность, восприимчивость), интеллекта, характера, мотивации и ценностной ориентации. Однако не было средств для того, чтобы проникнуть в суть описанных явлений: Поскольку психологические методы получения исходных данных ограничивались интроспекцией, сущность творчества признавалась бессознательными процессами.

До середины ХХ века психология связывала творческие способности с интеллектуальным развитием. Необходимость определения интеллектуальных способностей привела к разработке IQ-тестов — тестов умственных способностей. Однако исследования многих психологов показали отсутствие прямой зависимости творческих способностей от интеллекта и суммы знаний, то есть отсутствие корреляции между коэффициентом интеллекта и способностью создавать что-то новое — творчество.

Изучение феномена творчества осложняется тем, что при оценке творческих качеств исследователь в первую очередь заботится о качестве феномена. Исследование творчества на собственном научном материале проводилось в 1959 году группой ученых под руководством Дж. Гилфорда с помощью факторного анализа на материале точных наук. Одновременно и независимо от Гилфорда серия экспериментов на материале искусства была проведена в том же 1959 году В.Лёфельдом и К.Бейттелем. Сравнение результатов исследований позволило выявить 8 основных критериев, являющихся естественными для проведения различия:

» * Способность распознать проблему.

  • Беглость, способность видеть как можно больше сторон и соединений в проблеме.
  • Гибкость как способность
  • чтобы понять новую точку зрения;
  • отвергнуть выученную точку зрения.
  • Оригинальность, способность отходить от шаблона.
  • Способность перегруппировывать идеи и связи.
  • Способность к абстракции или анализу.
  • Способность к бетонированию или синтезу.
  • Чувство упорядоченной организации идей».

Более того, творчество в искусстве и науке имеет общие черты, что позволяет переносить творчество из одного материала в другой.

Область творчества трудно изучать и является спорной, так как эмпирическая область фактов по этой проблеме очень широка. Однако творчество как явление имеет много сторонников. Эти исследователи часто рассматривают вместе 4 основных аспекта: творческую среду, творческого человека, творческий продукт и творческий процесс.

Творческая среда. Творчество проявляется через личное ощущение, мышление, знание, ощущение, действие как поведение в состоянии относительной безопасности свободы от окружающей среды. Творчество — это восприятие, реакция, действие или общение человека, не подверженного влиянию других людей и находящегося в естественной среде.

Творческая личность. Понимание важности субъективных личностных факторов при их взаимодействии с объективными факторами при изучении творческих процессов привело к учету личностного фактора в последние десятилетия. Таким образом, следуя за другими науками, психология творчества, изучающая личность со всем спектром ее качеств, вводит в свою методологию принцип систематики.

См.также

  • Игра
  • Мечта
  • Творчество
  • Фантазия
  • Конфабуляция
  • чувственное восприятие , мечта ,
  • психические процессы , психический процесс ,
  • мышление , виды мышления ,
  • [[b6911]
  • память , психические процессы ,
  • эмоции , эмоция ,
  • психические процессы , психический процесс ,
  • воля , волевые процессы ,
  • представление , развтие представлений ,
  • внимание , развитие внимания ,
  • память , психические процессы ,
  • восприятие , физиологические механизмы восприятия ,
  • внимание , развитие внимания ,
  • развитие памяти ,

А как ты думаешь, при улучшении воображение, будет лучше нам? Надеюсь, что теперь ты понял что такое воображение, фантазия, грезы, психические процессы, концепции воображения и для чего все это нужно, а если не понял, или есть замечания, то нестесняся пиши или спрашивай в комментариях, с удовольствием отвечу. Для того чтобы глубже понять настоятельно рекомендую изучить всю информацию из категории Общая психология

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]