Общение: понятие, функции, виды и типы (императивное, манипулятивное, диалогическое)

Общение — процесс, построенный на взаимодействии людей, при котором они имеют возможность обмениваться информацией. Виды общения в психологии подразумевают выступление участников процесса в качестве исполнителей конвенциональных, заранее обусловленных ролей, на которые наложены проекции их личностей, то есть индивидуальные особенности каждого. Участники общения, как правило, ограничены определенными социальными нормами и потребностями, зависящими от рода их совместной деятельности.

Вопрос 2

Коммуникативная сторона общения:

Основная цель информационно обменного общения – это выработка общего смысла и единой точки зрения, согласия по поводу различных ситуаций и проблем. В процессе коммуникации перед участниками общения стоит задача не только обменом информацией, но и добиться ее адекватного понимания. В связи с этим говорят о существовании барьера, возникающего в процессе коммуникации.

Коммуникационный барьер – это психологическое препятствие на пути от нехватки передачи информации между партнерами по общению (быстрая речь).

В процессе общения обмен информации осуществляется как на вербальном, так и на невербальном уровне. На вербальном уровне используется человеческая речь. Невербальные средства общения необходимы для того, чтобы создавать и поддерживать психологический контакт, регулирующий процесс общения, придавать новые смысловые оттенки словесному тексту и направлять толкование слов в определенную сторону, выражать эмоции, оценки, смысловые ситуации, принятую роль.

10 стр., 4700 слов

Социально-психологические особенности общения в группах и коллективах.

… бизнеса. Деловое общение в рабочей группе – процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и … Психологическое признание участниками друг друга на основе общности интересов, идеалов, принципов. Специфика отношений между … в круг постоянного или периодического общения, регулярно рассматриваются только официальные вопросы. Обычно в него входят руководитель, …

Виды невербальных средств общения:

  1. Визуальный вид (кинесика – движения рук, головы, походка, выражение лица, глаз, поза, направление взгляда, кожные реакции, проксемика – это пространственная не временная организация общения – расстояние между собеседниками).
  2. Акустический вид (качество голоса, диапазон, тональность).
  3. Тактильный вид (тапесика – прикосновения, пожатия руки, объятия, поцелуи).
  4. Ольфакторный вид (приятные и неприятные запахи окружающей среды, естественные и неестественные запахи человека).

Ритуальное общение

Стили общения включают в себя и ритуальный диалог. Он решает основную задачу при поддержании взаимосвязи с социумом, а также представления себя, как члена этого сообщества. Здесь важным является наличие партнера во время диалога в виде необходимого атрибута, чтобы выполнить ритуал. Реальная жизнь наполнена огромным количеством разного рода ритуалов, в которых участие каждого подразумевается в виде некой «маски», которой заранее заданы какие-то свойства. В таких ритуалах от их участников требуется лишь одно — ознакомление с правилами игры.

Подобный стиль отличается множеством контактов, в которых, глядя со стороны, а в некоторых случаях и изнутри, нет никакого смысла и содержания, ибо при первом впечатлении они не несут никакой полезной информации, и не смогут достичь определенного результата.

Кажется, что бессмысленно тратится драгоценное время, вызывая лишь раздражительность. Но бывают случаи, когда люди от таких встреч получают удовольствие.

Вопрос 3.

Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения):

Интерактивная сторона общения – условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Если придерживаться определенной схемы, то можно сказать, что общение в широком смысле слова как реальность межличностных и общественных отношений включает в себя коммуникацию как обмен информацией. Если коммуникационный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что допустимое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Другая сторона вопроса фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность.

Виды взаимоотношений:

Кооперация – необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой.

Конкуренция – конфликтная ситуация, основанная на разных позициях участников, пусковой механизм, развитие и разрешение конфликта.

Деструктивный конфликт переходит на личности, порождает интересы, независимые от причины.

Продуктивный конфликт возникает, когда столкновение основывается на несовместимости личностей, порождается различие в точках зрения на какую либо проблему.

Разговорно-бытовой стиль

Стили общения включат в свой перечень и разговорно-бытовой. Ему присущи неформальные отношения, которые связанны не только с бытом, семьей, дружеским кругом, но и с профессиональной средой. Разговорной речью пользуются при межличностном общении. Именно из-за этого ее проявление имеет в большинстве случаем устную форму при ведении спонтанных диалогов. Предварительно обдумывать сказанное во время такого разговора не всегда приемлемо.

Еще разговорную речь используют для самовыражения, с ее помощью проявляются индивидуальные способности личности, так как она имеет эмоциональную окраску.

Большая роль здесь отводиться невербальным средствам взаимодействия и экспрессивным сигналам тела. Также неформальное общение нашло широкое применение в обиходно-бытовой лексике:

  1. Просторечие.
  2. Слова, имеющие субъективную оценку.
  3. Экспрессивно-эмоциональными высказываниями.
  4. В виде сокращений.
  5. В виде разговорно-бытовой фразеологии.
  6. Разнообразием частиц и др.

Также широко практикуют применение восклицательных и побудительных предложений. Этим стилем речи пользуются лишь в некоторых определенных случаях.

Вопрос 4.

Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения):

Процесс восприятия одним человеком другого выступает, как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. Социальной перцепцией стали называть процесс восприятия социальных объектов, под которыми имеются в виду определенные люди, социальные группы, большие социальные общности. Когда субъектом восприятия выступает индивид, то он может воспринимать другого индивида, принадлежащего к его группе, индивида, принадлежащего к другой группе, собственную группу, чужую группу, также может воспринимать общности. Сложнее обстоит дело, когда в качестве субъекта восприятия интерпретируется не только отдельный индивид, но и вся группа. Тогда к этому процессу стоит еще добавить: восприятие группой своего собственного члена, представителя другой группы, восприятие группой самой себя, восприятие в целом другой группы.

19 стр., 9492 слов

Вопрос7 Общение и деятельность

… так как общающиеся индивиды обмениваются и, следовательно, взаимно обогащаются знаниями. Виды и функции общения. Известны два основных вида социальных контактов: деятельность и общение. Между общением и деятельностью, как видами человеческой …

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций – 3-е изд. – М.: Омега-Л, 2006. – 352 с; табл., илл. — (Библиотека высшей школы.).
2. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов. – 4-изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 415 с.

3. Морозов А.В. Деловая психология: Курс лекций. – СПб.: Издательство СОЮЗ, 2000 – 576 с.

4. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. Учебник. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 416 с.

5. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: Учебник для нач. проф. образования. — 7-е изд., стер. — М.: Издательский , 2007. — 160 с.

6. https://ru.wikipedia.org/ — Ошибки восприятия.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+3

Размер: 42.42K

Скачано: 118

11.06.11 в 15:19 Автор:НАГЛОСТЬ

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно

, а нам
приятно
).

Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу

Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Вопрос 5

Способы оптимизации общения:

Коммуникация – это обмен информацией между двумя и большим количеством людей. При коммуникации мы совершаем взаимные поставки эмоциональных переживаний и ценностных представлений. Жесты, мимику, интонацию громкость нашего голоса, одежду, манеры поведения и т. д. Получатель информации анализирует с целью выяснения, что чувствует собеседник по отношению к нему: симпатию или антипатию. В зависимости от результатов такого анализа он принимает или отвергает собеседника как партнера по общению.

Посягательства на чувство собственного достоинства или столкновение с какими-либо ценностными представлениями в общении приводят к трудностям в восприятии содержания информации, которую один из собеседников хотел бы донести до сведения другого. Также в общении важную роль играет создание определенного образа человека, своеобразного имиджа.

Известно, что в сфере деятельности деловых людей важную роль выполняют различные переговоры. К достаточно эффективным относятся методы не директивного ведения переговоров.

Для прояснения смысла сообщения важную роль играет установление правильной обратной связи. Обратная связь – это реакция воспринимающего (словесная или несловесная) на поведение партнера. Это информация не о том, что представляет собой тот или иной человек, а в большей мере о нас самих в связи с этим человеком. Иногда контакт с партнером по общению устанавливается очень медленно. Для того чтобы без особого напряжения создавать доброжелательную атмосферу в общении, позволяющую содержательно углубить контакт, необходимо пройти через четыре этапа:

  1. Переключение от общения самим собой на общение с партнером.
  2. Установление контакта.
  3. Поддержание контакта во время передачи основного сообщения.
  4. Разрыв контакта.

Следует отметить, что в процессе коммуникации могут возникать различные преграды, связанные с непониманием. Преградой для понимания может служить характер восприятия партнеров по общению, обусловленный их личностными установками. Существенной преградой являются также смысловые барьеры, связанные с различием смыслов, вкладываемые разными людьми, а одни и те же слова, символы (вербальные и невербальные атрибуты общения).

Хотя словесные символы являются основными для передачи идей, важную роль в общении выполняют невербальные символы, к которым относятся мимика, жесты, взгляды, расстояние до партнера и т. д. Неодинаковые их прочтения разными людьми могут создавать проблемы в общении. Непонимание между людьми возникает также из-за наличия плохой обратной связи, которая позволяет определить, действительно ли сообщение истолковано в том смысле, который в него первоначально вкладывали.

Общение как специфический вид человеческой активности является одним из ведущих факторов развития личности. В связи с этим оптимизация общения приобретает очень важную роль (диагностика).

Разновидности стилей ведения диалога

Стили общения бывают разными, и для каждой отдельной ситуации выбирается наиболее подходящий, как по поведению, так и по взаимодействию. Для любой ситуации человеку свойственно «подавать» себя по-разному. Но при неадекватной самоподаче, диалог становится затруднительным.

Чтобы внести кое-какую ясность в этот вопрос, психологи предложили описания четырех стилей взаимодействий, которые состоят из:

  1. Ритуального
    . Он зависит от культуры, в которой суждено жить человеку. Это могут быть приветствия и вопросы, задаваемые во время встречи, а также ответы.
  2. Императивного
    . Он является авторитарным, директивным способом коммуникаций. Императивным стилем достигается контроль поведения собеседника, подминаются под себя его установки, либо же его принуждают совершить определенные действия и принять решения. Это достигается за счет приказов, предписаний и требований. Обычно императивный стиль используется в армии, в отношениях между начальниками и подчиненными, а также в работе с экстремальными условиями.
  3. Манипулятивного
    . Если в императивном стиле все предельно ясно и открыто, то в манипулятивном собеседник оказывает скрытное влияние. Зато цель остается прежней: взять под свой контроль поведение и мысли оппонента.
  4. Гуманистического
    . Этот способ обладает всеми разновидностями ведения диалога. Здесь уже идет равноправная коммуникация, целью которой является достижение взаимного познания и самопознания. Здесь нет места императиву, и достигается глубокое взаимопонимание.

Вопрос 6.

Определение, функции, границы, классификации малых групп:

14 стр., 6844 слов

Психология межгрупповых отношений: границы группы, чувство «мы», …

… вопросы о том, может ли группа быть рассмотрена как нечто, стоящее над индивидами, можно ли вообще прогнозировать какой-либо продукт групповой деятельности на основе знания индивидуальных … вкладов в него. Целесообразность исследования групп очевидна, т.к. они …

Малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственно-личных контактов. Принято говорить о верхнем и нижнем пределах малой группы. В части мнений считается, что нижней границей малой группы являются 2 человека, но существует другая точка зрения – 3 человека. Верхний предел малой группы – это максимальный ее объем (50-+2).

Верхний предел группы определяется критериями, которые обусловлены характером самой деятельности.

Коллектив – это особое качественное состояние малой группы, которое достигло высокого уровня социальной психологической зрелости. При таком понимании всякий коллектив представляет собой малую группу, но не всякая малая группа может быть коллективом.

Классификация:

  1. Лабораторная группа – это группа, специально созданная для выполнения заданий в экспериментальных условиях.
  2. Естественная группа – это группа, функционирующая в реальных жизненных ситуациях.
  3. Формальная группа – группа, структура и отношения в которой установлены и регулируются в административно-правовом порядке.
  4. Группа членства — в ней индивид на самом деле является участником.
  5. Референтная группа – это группа, чьи нормы и ценности личность разделяет и соотносит с ними свои установки.

Принадлежность каждого человека к определенной группе связана с реализацией некоторых потребностей индивида. Определенная часть жизненной активности этого индивида проявляется в рамках деятельности социальной группы. В этой группе определен стиль его поведения, который в свою очередь определяет межличностные отношения, статус индивида (положение индивида в обществе, занимаемое им в соответствии с его функциями, полом и т. д.) и роль индивида (совокупность усвоенных и выполненных функций и принятого поведения).

В зависимости от стиля поведения присущего большинству участников возможно принятие группового решения. Продуктивный процесс принятия решения включает в себя появление образований в виде новых целей, мотивов, установок, смыслов, способов действия.

Понятие референтной группы. Референтометрия:

Референтная группа – это группа, нормы и ценности которой личность разделяет, соотнося с ней свои установки. К функциям референтной группы можно отнести формирование у личности симпатии, эмоционального предпочтения к тем или иным людям. В такой группе лежат основные определяющие для личности – оценки, действия, поступки.

Референтная группа имеет свои стандарты и убеждения, что с точки зрения сохранения целостности очень важно, поскольку каждый индивид, состоящий в группе, идентифицирует себя, относительно этих стандартов и убеждений. При выборе и оценке своих поступков используется каждым индивидом система эталонов данной группы. Это необходимо для стабильности группы. Также индивид оценивает поведение других людей и социальные события, что позволяет возникновению последующего воспроизводства в группе.

Референтность – форма специфических межличностных отношений, опосредованных содержанием групповой деятельности и выражающих основанную на потребности в социальной ориентации зависимость субъекта от других людей, выступающую как избирательное отношение к ним в условиях задачи ориентации в объекте. Референтометрия используется для проверки того, насколько личностные ценности каждого совпадают с ценностями той группы, которая определяет социометрический статус личности.

7 стр., 3033 слов

Мотивация групповой деятельности

… она из себя представляет, каких видов, размеров и структур группа бывает, общие качества групп, мотивации групповой деятельности и персонала. Глава 1. Понятие мотивации 1.1 Понятия «мотивы» и » … устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и неконтактные. Группы состоят из людей, общества — из групп. Индивиды, группы и общества — это три современные реальности, они …

Социально-психологическая характеристика малой группы:

Рассматривается через измерения или уровни круговой структуры:

  1. Социометрическое измерение характеризует особые позиции индивида в системе внутригрупповых межличностных отношений.
  2. Формально-статусное измерение дает представление о соподчинении позиций индивида в системе официальных отношений, что зафиксировано в штатском расписании организации.
  3. Коммуникативное измерение – реализуется в коммуникативных сетях, которые фиксируют соподчинение позиций индивидов в зависимости от их расположения.
  4. Отношение к власти отражает позицию индивидов в зависимости от способности оказывать влияние внутри группы.

Существует несколько типов социальной власти:

  • вознагражденная власть способствует вознаграждению другого лица.
  • принужденная власть реализуется через принуждение и наказание другого лица.
  • лигитивная власть основана на допущении того, что один субъект имеет узаконенное право предписывать поведение другого субъекта.
  • референтная власть в своей основе имеет относительные симпатии и эмоциональные предпочтения.
  • Экспертная власть основана на превосходстве другого лица в специальных знаниях и компетентности в определенной деятельности.
  1. Лидерство определяется иерархией позиции индивидов в зависимости от их ценностного потенциала и вкладов в жизнедеятельность группы.

Типы лидеров:

  • функциональный лидер – это компетентный лидер, сосредоточенный на поставленные задачи. Он борется за достижение поставленных группой целей.
  • Аффективный лидер сконцентрирован на взаимоотношениях между участниками группы.

Лидерство в группах:

  1. Лидерство возникает преимущественно в не официальной группе, при соответствующих взаимоотношениях. Руководство же в официальных группах.
  2. Лидерство преимущественно проявляется в малых группах, лидер замкнут в ней, поскольку ему необходимо поддерживать связь с вышестоящим руководителем.
  3. Лидер выдвигается стихийно, и зависит от изменений группового настроения.
  4. Авторитет лидера основан на личном его влиянии, ответственность менее опосредована, чем руководителя.

Очень важно отметить и то, что к характеристике малой группы относятся три направления:

  1. Социометрическое направление (Дж. Морено).
    В обществе

выделяются две структуры отношений. Макроструктура – пространственное размещение индивидов в различных формах их жизнедеятельности. Микроструктура – структура психологических отношений индивида с окружающими его людьми. Все социальные конфликты направленно связаны с несовпадением микро и макро структуры. Задача состоит в перестраивании макроструктуры таким образом, чтобы привести ее в соответствие с микроструктурой.

3 стр., 1123 слов

Тема 2-3. Характеристика и особенности тренинговых групп, групповая динамика

… особенности тренинговых групп, групповая динамика План: 1. Понятие учебно-тренировочной группы. 2. Виды учебно-тренировочных групп, их отличия. 3. Структура учебно-тренировочных групп. 4. Групповые нормы (правила) в тренинговой группе. 5. Комплектование группы СПТ: качественные …

  1. Социологическое направление (Э. Мейо).
    Проводился

эксперимент о влиянии освещенности на производительность труда. В ходе эксперимента в экспериментальной группе освещенность увеличили, при этом наблюдался рост производительности труда, при обычном освещении в контрольной группе производительность не наблюдалась. На следующем этапе в экспериментальной группе были отменены условия освещенности, а производительность труда продолжала расти. В результате этого в контрольной группе начался рост. Были проведены дополнительные исследования. Увеличили заработную плату, освещенность, оборудование, Производительность труда росла, когда все это было отменено. Мейо понял, что здесь играет роль сознание важности происходящего, своего участия в каком-то мероприятии. Это было истолковано, как особое чувство стабильности – потребности ощущать себя принадлежащим какой-либо группе.

  1. Школа групповой динамики (Левин).
    Он создал теорию поля.

Центральная идея заключалась в том, что законы социального поведения следует искать через познание психологических и социальных сил. Важнейшим методом анализа психологического поля явилось создание в лабораторных условиях группы с заданными характеристиками и последующим изучением функционирования этой группы. Этот процесс получил название групповой динамики.

Авторитарный стиль

За счет авторитарного стиля лидером самолично принимаются любые решения, начиная от приказов и до дачи указаний. Им всегда в точности осуществляется определение «границ компетентности» любого человека, то есть, получается жесткое определение ранга между партнерами и подчиненными. Поэтому, стили общения включают в себя и авторитарный, использование которого способствует принятию решений верхними этажами иерархии с последующим поступлением вниз под видом директивных решений. Из-за этого стиль иногда носит название директивного. При этом, у лидера или руководителя нет ни малейшего желания поощрять обсуждение директив: он считает, что их неуклонно нужно выполнять.

Лидер оставляет за собой право контроля и оценивания насколько эффективна деятельность. руководители с подобным стилем коммуникации обычно страдают завышенной самооценкой, излишней самоуверенностью, агрессивностью и склонностью к стереотипному диалогу, черно-белому восприятию подчиненных вместе с их действиями.

Авторитарный стиль коммуникаций присущий людям с догматическим мышлением, в результате чего единственно правильным ответом будет его, а все другие могут ошибаться. Вести дискуссию с подобными людьми, анализировать принимаемые ими решения — является пустой тратой времени, так как проявление инициативы такими людьми, как правило, не поощряется.

Вопрос 7

Механизм групповой динамики:

  1. Важнейшим из процессов, относящихся к групповой

динамике, является процесс образования малых групп. Непосредственное формирование группы и психологических процессов, которые делают группу группой, является групповое давление на индивида.

  1. Процессы групповой сплоченности, лидерства и принятия

групповых решений с той поправкой, что вся совокупность процессов управления группой и руководства ею не исчерпывается лишь феноменом лидерства.

  1. Развитие совместной деятельности. Здесь стоит упомянуть о

таком понятии как коллектив, происходит его образование.

Феномены взаимодействия личности и группы:

Психические феномены выражают отношение человека к различным социально-значимым объектам: окружающим людям, группам, социальным институтам. Здесь можно выделить два класса характеристик феномена: характеристика функций и характеристика внутреннего состава и содержания таких феноменов.

  • межличностная ориентация (оценка руководством наименее

предпочтительного сотрудника).

  • авторитарность – директивное поведение, стремление к

контролю над действиями участников.

  • социальная сензитивность характеризует способность

личности к отражению состояний других людей. Включает в себя эмпатию и социальное понимание.

13 стр., 6071 слов

Научная организация и нормирование труда. Факторы, влияющие на …

… учетом особенностей их хозяйственной деятельности. Только такая организация труда может обеспечивать им наивысшую производительность труда. Но, с другой стороны, организация труда — это рациональное упорядочение трудовой деятельности работников …

  • стремление к власти соотносится с поведением членов

группы, направленных на достижение престижных внутригрупповых позиций.

  • надежность – ответственность, уверенность в себе,

самоуважение.

  • эмоциональная устойчивость включает в себя тревожность и

личное приспособление при повышении одного и понижении другого требования, проявляется личностью в группе. Личность охотнее меняет свои взгляды под влиянием группы.

Стиль общения существенно детерминирует поведение человека при его взаимодействии с другими людьми.

Конкретный выбор стиля общения определяется многими факторами: личностными особенностями человека, его мировоззрением и положением в обществе, характеристиками этого общества и многим другим. Сколько стилей общения существует? На этот вопрос трудно ответить.

Однако если исходить из того, что стиль общения – это просто большая готовность человека к той или иной ситуации, то можно говорить о трех основных стилях. Их условно можно назвать ритуальным, манипулятивным и гуманистическим.

Вопрос 8.

Эффективность групповой деятельности:

Эффективность зависит от сплоченности группы, от стиля руководства, влияния на эффективность способа принятия групповых решений.

В действительности производительность труда группы есть лишь один показатель эффективности – это удовлетворение членов группы совместным трудом.

Группы, находясь на разных стадиях развития, должны обладать разной эффективностью при решении различных по значимости и трудности задач.

Сплоченность группы:

  1. Формирование связей в группе, которые позволяют внешне

заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложную психическую организацию, живущую по своим законам.

  1. Процесс возникновения сходных ориентаций членов группы

по отношению к каким-то значимым для них ценностям.

  1. Совместная деятельность членов группы.

Примеры похожих учебных работ

Невербальные средства общения в речевой деятельности человека 2

… динамики процесса общения в группе, и проблема динамических факторов, возникающих в самом процессе общения. Невербальные компоненты общения … деятельности РАН. , — не поддается прямому управлению. Эмоции, как и другие психические процессы человека, …

Лекция 1. Общение в структуре деятельности участников образовательного процесса

… деятельности человека, прежде всего с практической и познавательной деятельностью, – все это и образует собственный предмет психологии общения» (142,С. 212). Таким образом, предметом педагогического общения является специфика процессов общения, …

Психологическое сопровождение деятельности человека

… деятельности. 7. Психологическое сопровождение семьи. 8. Психологическое сопровождение детей и подростков, попавших в сложную социальную ситуацию. 9. Психологическое сопровождение лечебного процесса. 10. Психологическое сопровождение людей …

Тема: Физиологические аспекты мыслительной деятельности человека

… недели, месяца, года. Невроз суще­ственно нарушает процесс мышления, что также свиде­тельствует об условнорефлекторной природе этого вида познавательной деятельности человека. Касаясь современных представлений о мозговых про …

влияние эмоций на познавательные процессы и деятельность человека.

… более очевидна роль эмоций в жизни человека. Объект исследования: эмоции, как психический процесс. Предмет исследования: влияние эмоций на познавательные процессы и деятельность человека. Цели курсовой работы: -изучение особенностей эмоций; …

Практикум

Соотнесите предлагаемые социально-психологические понятия и их определения:

а) стереотип;

б) предубеждение;

1) односторонний, искаженный и, как правило, предубежденный взгляд, свойственный представителям профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп или классов;

2) личная антипатия или активная враждебность по отношению к другой социальной группе; при этом индивиды могут участвовать в дискриминационной деятельности на основании своих взглядов, а могут и не участвовать

Стереотип – односторонний, искаженный и, как правило, предубежденный взгляд, свойственный представителям профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп или классов.

Примеры: Гендерные стереотипы:

  • женщины — слабый пол;
  • женщины глупее мужчин, или даже «все бабы — дуры»;
  • женщина не может быть руководителем;
  • все женщины хотят одного — выйти замуж;
  • мужчины — сильный пол;
  • мужчины не плачут;
  • все мужья изменяют женам и др.

Возрастные стереотипы:

  • все дети — чисты душой;
  • все подростки — «трудные»;
  • молодые люди страдают легкомысленностью («молодо-зелено»);
  • сорокалетние мужчины пребывают в кризисе;
  • пожилые люди — консерваторы;
  • старики — ворчуны и др.

Этнические стереотипы:

  • американцы — честолюбивы;
  • прибалтийцы — медлительны;
  • англичане — консервативны;
  • французы — любвеобильны;
  • китайцы — предприимчивы и др.

Предубеждение – личная антипатия или активная враждебность по отношению к другой социальной группе; при этом индивиды могут участвовать в дискриминационной деятельности на основании своих взглядов, а могут и не участвовать

Пример:

Мистер Х: Проблема с евреями состоит в том, что они только то и делают, что заботятся о своих соотечественниках.

Мистер У: Но записи казначейства нашего союза показывают, что евреи делают более щедрые пожертвования по сравнению с обычными благотворительными взносами не-евреев.

Мистер Х: Это показывает, что они всегда стараются купить благосклонность и вмешаться в дела христиан. Они только и думают о деньгах, поэтому так много банкиров-евреев.

Мистер У: Недавнее исследование показывает, что процент евреев среди банкиров незначительный, намного меньший, чем среди не-евреев.

Мистер Х: Может, оно и так, но, тем не менее, они не занимаются респектабельным бизнесом, а только шоу-бизнесом, казино и ночными клубами.

В приведенной беседе Мистер Х игнорирует доказательства Мистера У по причине наличия у него предубеждения против евреев. Вместо ответа он лишь продолжает свои обвинения, переходя к следующей причине того, почему он недолюбливает евреев.

Источники

  • Jiménez-Barreto J., Loureiro S., Braun E., Sthapit E., Zenker S. Use numbers not words! Communicating hotels’ cleaning programs for COVID-19 from the brand perspective. // Int J Hosp Manag — 2021 — Vol94 — NNULL — p.102872; PMID:33897084
  • Davis RA., Wolfe J., Heiman N. Increasing utilization of student mental health services on a college campus: Eight actionable tips. // J Am Coll Health — 2021 — Vol — NNULL — p.1-5; PMID:33891531
  • Bertsch TG., Denton TT., Perea NM., Ahmed A., McKeirnan KC. Drug development and the process of transitioning to team-based learning in a qualitative way. // Curr Pharm Teach Learn — 2021 — Vol13 — N6 — p.723-728; PMID:33867071
  • Dykhne M., Hsu SY., McBane S., Rosenberg E., Taheri R. Differences in learning styles, critical thinking skills, and peer evaluations between students with and without leadership engagement. // Curr Pharm Teach Learn — 2021 — Vol13 — N6 — p.659-664; PMID:33867061
  • Berens S., Schaefert R., Ehrenthal JC., Baumeister D., Eich W., Tesarz J. Different Dimensions of Affective Processing in Patients With Irritable Bowel Syndrome: A Multi-Center Cross-Sectional Study. // Front Psychol — 2021 — Vol12 — NNULL — p.625381; PMID:33854462
  • Moon K., Riege A., Gourdon-Kanhukamwe A., Vallée-Tourangeau G. The moderating effect of autonomy on promotional health messages encouraging healthcare professionals’ to get the influenza vaccine. // J Exp Psychol Appl — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33829825
  • Williams SA., Alzaher W., Mackey A., Hogan A., Battin M., Sorhage A., Stott NS. «It Should Have Been Given Sooner, and We Should Not Have to Fight for It»: A Mixed-Methods Study of the Experience of Diagnosis and Early Management of Cerebral Palsy. // J Clin Med — 2021 — Vol10 — N7 — p.; PMID:33807393
  • Fowler KR., Robbins LK., Lucero A. Nurse manager communication and outcomes for nursing: An integrative review. // J Nurs Manag — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33793022
  • Taye BT., Mihret MS., Muche HA. Risk factors of precancerous cervical lesions: The role of women’s socio-demographic, sexual behavior and body mass index in Amhara region referral hospitals; case-control study. // PLoS One — 2021 — Vol16 — N3 — p.e0249218; PMID:33770125
  • Booker JA., Ispa JM., Im J., Maiya S., Roos J., Carlo G. African American mothers talk to their preadolescents about honesty and lying. // Cultur Divers Ethnic Minor Psychol — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33719469
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]