Шпаргалка: Эго-идентичность. Эго идентичность это в психологии

Развитие личности человека проходит в несколько психологических этапов. В каждом из них выделяются свои особенности, каждый этап отмечается специфичным для него конфликтом. Неизменным остается непрерывность развития нашего «Я», несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста.

В классическом психоанализе по теории психосоциального развития личности, созданной профессором Эриком Эриксоном, принято выделять восемь стадий: младенчество, раннее детство, дошкольный и школьный возраст, юность, молодость, зрелость и старость. Обратим внимание на акценты, отмечаемые в каждой из них.

Биография

Судьба Эриксона своеобразна. Он родился в результате внебрачной связи его матери Карлы Абрахамсен, еврейского происхождения, с гражданином Дании (более подробной информации, помимо фамилии, об отце Эриксона нет). Карла Абрахамсен происходила из известной еврейской семьи, ведущей свой род из северных германских земель. Её отец, Иосеф, был торговцем сухофруктами в Копенгагене, братья Эйнар, Николай, Макс и Аксель занимались благотворительностью (в том числе кухней для малоимущих иммигрантов из России, преимущественно евреев). Её мать, Генриетта, умерла когда Карле было 15 лет.

Поскольку Карла официально была замужем за Вальдемаром Исидором Саломонсеном (биржевым маклером еврейского происхождения), ребёнок был записан как Эрик Саломонсен. Через некоторое время она выучилась на медицинскую сестру, перебралась в Карлсруэ и в 1904 вышла замуж за педиатра Теодора Хомбургера. В 1909 году Эрик Саломонсен превратился в Эрика Хомбургера, а в 1911 году он был официально усыновлён своим отчимом. Хотя её муж придерживался консервативного иудаизма (не ортодоксального), Карла настояла на строгом соблюдении еврейского ритуала в семье, включая кошерную пищу, праздники и еженедельное посещение синагоги по пятницам и субботам. В дополнение к светскому, дети получали еврейское образование. Более того, Карла руководила отделением лиги еврейской благотворительности Бадена при местной синагоге.

Проблема кризиса идентичности во многом связана с собственным жизненным опытом Эриксона. Информация о биологическом отце от него в детстве скрывалась. В еврейской религиозной школе его дразнили за «нордическую» внешность (он был высоким голубоглазым блондином), а в обычной школе — за еврейское вероисповедание. С годами его всё сильнее мучило подозрение, что его отец не был еврейского происхождения.

В 1930 году Эрик Хомбургер женился на канадской танцовщице и художнице Джоэн Моват Серсон (Joan Mowat Serson) и в 1933 году эмигрировал из Вены в США. Несколько позже эмигрировали его сёстры: Рут (Ruth Hirsch) поселилась в Нью-Йорке и Эллен (Ellen Katz) в Хайфе. В конце 1930-х годов Эрик Хомбургер официально сменил фамилию на Эриксон (усыновив самого себя, как он это объяснял), сохранив при этом свою прежнюю фамилию в качестве второго имени.

Эриксон противопоставил теории Фрейда, подразделявшей психологическое развитие на пять стадий, свою собственную схему, в которой насчитывалось восемь подобных этапов. Эриксон переименовал так называемую «генитальную стадию» в «юность», а также добавил ещё три стадии взрослого состояния.

Эриксону также принадлежит концепция «эго-психологии», подчёркивающая роль Эго как чего-то большего, чем «служанки Ид» (в представлениях фрейдистов). По Эриксону, именно Эго отвечает за организацию жизни, за обеспечение гармонии с физическим и социальным окружением, за здоровый личностный рост; оно является источником уверенности в себе и собственной идентичности.

В 1950 году он стал жертвой «охоты на ведьм» (маккартизма) в США, так как был заподозрен в симпатиях к коммунистам. Когда от профессоров университета Беркли потребовали подписать клятву о лояльности, Эриксон покинул университет, после чего десять лет работал в клинике в Массачусетсе и ещё десять лет в Гарварде.

В 1970 году Эриксон был удостоен Пулитцеровской премии в области нехудожественной литературы за книгу «Истина Ганди» (англ. Gandhi’s Truth).

Эго — это хорошо или плохо?

Человеческое Эго — важный компонент структуры личности. Без него невозможно существование человека как такового. Неважно, мужское Эго или женское, оно помогает воспринимать внешний мир и анализировать его с точки зрения важности для человека. Благодаря внутреннему «Я» каждый индивид адаптируется в мире, находит свое место и призвание, контактирует с окружающими людьми.

О том, хорошо ли иметь собственное Эго или плохо, можно говорить только в ракурсе уровня развития этой субстанции и взятых им на себя доминирующих функций. Если окружающий мир воспринимается только в качестве платформы для удовлетворения собственных потребностей, то можно сказать, что Эго развито на слабом уровне. Высокоразвитое «Я» стремится быть частью мира, поэтому учитывает не только личностные интересы, но и интересы окружающих.

Стадии развития личности по Эриксону

Развитие личности Эриксон разделил на восемь стадий, во время которых разворачивается процесс формирования Эго-идентичности.

  1. Первая стадия – младенчество – длится от рождения до 1 года. Базисный кризис заключается в формировании доверия или недоверия к внешнему миру. Источником энергии здесь является надежда. Отчуждение провоцирует временную спутанность.
  2. Стадия раннего детства – от 1 года до 3 лет. Базисный кризис – противопоставление автономии личности сомнению и стыду. Источник энергии – воля, а отчуждение происходит из-за искаженного самоосознания.
  3. Стадия от 3 до 6 лет, или игровой возраст. Кризис заключается в противоборстве инициативы и ощущения виновности. Источник энергии на этом этапе – это умение формировать цели и задачи. Отчуждение происходит вследствие жесткой предопределенности социальной роли.
  4. От 6 до 12 лет ребенок находится на стадии школьного возраста, когда неуспешность противопоставляется компетентности. Потенциальным источником энергии для психики здесь является уверенность, а отчуждение провоцируется застоем деятельности.
  5. Далее следует стадия юности, которую Эриксон ранжировал от 12 лет до 21 года. Именно на ней происходит противоборство идентичности и смешения ролей. Кризис выражается вопросом: кто я есть? Подросток стремится и к независимости, и желает быть свободным от ответственности за свою жизнь. Юность – это возраст, во время которого определяется будущее профессиональное развитие личности, впервые делаются попытки построить романтические взаимоотношения.
  6. От 21 года до 25 лет длится стадия ранней зрелости. Здесь интимным отношениям противопоставляется изоляция. Вопрос этого возраста – способен ли я строить доверительные отношения с другими?
  7. От 25 до 60 лет длится этап средней зрелости. На ней застой в действиях противопоставляется продуктивной жизни. Вопрос, которым выражается базисный конфликт этого возраста – что значит моя жизнь? Что я собираюсь с ней делать?
  8. Восьмая стадия называется стадией поздней зрелости. На ней происходит процесс, который теория развития личности Эриксона называет Эго-интеграцией. Вопрос этого периода – имела ли моя жизнь смысл?

Молодость

20–25 лет — это начало взрослой жизни. Возникает устойчивое влечение, любовь, привязанность. Создаются первые семьи, на короткий период или на всю жизнь. В этот период возникает потребность в интимной близости, причем всесторонней, не только на физическом уровне. Человек учится построению межличностных отношений, и здесь для него важно наличие взаимных чувств и уважения в отношениях. Но в то же время необходимо научиться сливаться с любимым человеком без потери своей идентичности. И если не удается обрести этот баланс в отношениях с противоположным полом, то появляется чувство одиночества.

В этот период человек начинает подвергать сомнению какие-то установки из детства, переосмысливает образ фигур родителей, сам становится родителем и зачастую полностью пересматривает свое мировоззрение и принципы. Под давлением нового профессионального или межличностного опыта претерпевает изменения и самооценка. Здесь важно понять свою отдельность и уникальность не только умом, но и на чувственном уровне.

Что такое интеграция эго?

Ощущение эго-интеграции представляет собой чувство целостности своего «Я». Дети до 3 лет не обладают своим «Я», они отождествляют себя с окружающим миром.

Когда человек ощущает себя комфортно в мире, когда мир становится местом для удовлетворения всех потребностей человека — это и есть интеграция. Т. е. интеграция — самая высокая степень приспособленности.

Согласно эпигенетической теории развития личности Э. Эриксона, интеграция эго проявляется в пожилом возрасте при условии, что человек узнал на собственном опыте мгновения радости и горечь поражений, воодушевлял других. Такую личность не страшит смерть, т. к. она сумела оставить след после себя (в творческих достижениях или своих потомках), тем самым обретя бессмертие.

Эго-идентичность


Эго-идентичность
Эриксон уделял особое внимание развитию эго-идентичности. Эго-идентичность — осознанное ощущение себя, которое человек развивает через социальное взаимодействие, и оно становится «центром» на стадии психосоциального развития идентификации личности и путаницы ролей

Согласно Эриксону, эго-идентичность личности постоянно меняется из-за нового опыта и информации, которую люди получают в результате ежедневных взаимодействий с другими. Личная идентичность дает интегрированное и связное чувство себя, которое сохраняется в жизни человека. Чувство личной идентичности формируется за счет жизненного опыта и взаимодействия с другими, и эта идентичность помогает человеку направлять действия, убеждения и поведение с возрастом.

Эпигенез

Эпигенез — теория, согласно которой каждый человек развивается через последовательность этапов, возникающих в естественном, заранее установленном порядке. Стадии являются последовательными, но они не иерархичны. На каждом этапе человек сталкивается с кризисом или проблемой, которая особенно важна в то время жизни и должна быть решена

Социальное окружение человека оказывает чрезвычайно важное влияние на то, как разрешается каждый кризис, но оно также не определяет порядок появления стадий

Стадии по Эриксону, постулированные в эпигенетической теории общественного развития, связаны с кризисом, который должен быть удовлетворительно разрешен, чтобы развить у человека такие качества, как доверие, автономию и инициативу и т. д. В то время как нездоровые или неудовлетворительные разрешения приводят к недоверию, стыду и сомнению, вине и т. д., что может сделать человека психологически обеспокоенным.

Теория развития личности Эрика Эриксона среди других подходов


Эрик Эриксон
Теория Эриксона непосредственно не стремится достичь обучающих, развивающих и педагогических целей; концепция описывает существующее положение как норму и выделяет нежелательные пути развития. Данную теорию можно рассматривать как руководство для психотерапевтической деятельности, отнюдь не для профессионалов по формированию личности.

Определения идентичности

В психологии эго-идентичность – это многогранное понятие. Когда говорят о нем, также упоминают понятия идентичности и идентификации. Так, Б. Г. Мещеряков и В. П. Зинченко в «Психологическом словаре» предлагают рассматривать следующие определения.

  • Касательно познавательных процессов, это установление тождественности объекта, его узнавание.
  • С точки зрения психоанализа, идентичность представляет собой процесс, выстроенный на основе эмоциональных связей. Благодаря им человек поступает так, словно он та личность, с которой себя сравнивает.
  • В социальной психологии идентификацией является процесс отождествления себя с другим человеком.
  • Это представление себя вымышленным персонажем, благодаря чему происходит более глубокое понимание художественного произведения.
  • Это приписывание какому-либо человеку своих мыслей, мотивов, чувств и черт.
  • Это один из видов психологической защиты, которая заключается в бессознательном уподоблении чему-либо, вызывающему тревогу или страх.
  • Согласно теории «Я-концепции», групповая эго-идентичность – идентичность, при которой человек отождествляет себя с какой-либо социальной группой, большой или малой общностью, принимая ее цели и ценности, считая себя ее членом.
  • Также идентичностью называют свойство психики выражать представление к принадлежности к различным национальным, языковым, расовым, социальным, религиозным, экономическим, политическим, профессиональным и прочим группам, которым присущи те или иные свойства.

Таким образом, можно сформулировать общее определение. В психологии эго-идентичность – это непрерывность и тождественность «Я», целостность личности, которая сохраняется, несмотря на изменения, происходящие в процессе ее развития и роста. То есть человек по мере взросления понимает, что он остается тем же самым, самим собой.

Детство и ранние годы

Эрик Эриксон родился в г. Франкфурт в Германии, в семье Карлы Абрахамсен и биржевого брокера, еврея Вальдемара Исидора Саломонсена. На тот момент, когда мальчик появился на свет, его родители уже несколько месяцев не видели друг друга. Записали его как Эрика Саломонсена, однако подлинной информации о его биологическом отце нет. Вскоре после рождения сына, его мать перебирается в Карлсруэ, где устраивается работать медсестрой и выходит замуж второй раз, за педиатра Теодора Хомбургера.

В 1911 г. Хомбургер официально усыновляет мальчика, и тот становится Эриком Хомбургером. Историю его рождения от него тщательно скрывают, и мальчик растёт, не зная, кто его настоящий отец.

Защитные механизмы Эго

Основоположником теории защитных механизмов является З. Фрейд. В научных работах он высказывался о защитных механизмах, как о средствах защиты психики от давления Ид и Супер-Эго. Эти механизмы работают на уровне подсознания и приводят к искажению реальности. Фрейд выделял такие Эго – защиты:

  • вытеснение – удаление из памяти информации, которая травмирует психику или является неприятной;
  • проекция — перенесение мыслей и желаний на другого человека;
  • замещение – перенесение негативной реакции с одного человека, вызвавшего реакцию, на другого;
  • рационализация – объяснение неприемлемого поведения с точки зрения логики таким образом, чтобы поведение стало казаться приемлемым или единственно возможным;
  • регрессия – возврат к поведению, характерному для более младшего возраста;
  • сублимация – перенаправление импульсов, вызывающих дискомфорт, в социально одобряемую деятельность;
  • реактивное образование – проявление поведения прямо противоположному тем желаниям, которые имеет человек;
  • отрицание – отказ осознавать неприятные события или мысли.

Научная деятельность

Эриксон преподаёт в частной школе в Вене, где знакомится с Анной Фрейд, дочерью Зигмунда Фрейда. Именно она разжигает в нём интерес к психоанализу, и Эриксон отправляется постигать эту науку в Венский институт психоанализа.

В 1933 г., во время его учёбы в институте, в Германии к власти приходит нацистская партия, и Эриксону приходится бежать из страны. Вначале он отправляется в Данию, а после переезжает в США, где становится первым детским психоаналитиком в г. Бостоне.

Проработав там некоторое время, Эриксон меняет должности в различных институтах, в том числе и Общеклинической больнице штата Массачусетс, Центре семейного воспитания судьи Бейкера, Гарвардской медицинской школе и Психологической клинике и т.д.

В 1936 г. Эриксон преподаёт в Гарвардской медицинской школе, а также трудится в Институте межличностных отношений при этом университете. Он также находит время для обучения группы детей в резервации сиу в Южной Дакоте.

В 1937 гг. Эриксон оставляет Гарвард и поступает в штат Калифорнийского университета. Он тесно сотрудничает с Институтом социальной защиты детей и занимается частной практикой. Часть своего времени Эриксон посвящает обучению детей племени юрок.

В 1950 г. его личный опыт общения с представителями разных рас, проживающих в различных социальных условиях, приводит к написанию самой известной книги за всю его научную деятельность, «Детство и общество». В этой книге автор и представляет миру собственную теорию «личностного кризиса».

Уволившись из Калифорнийского университета, Эриксон начинает работать и преподавать в Центре Остен Риггс – главном психиатрическом лечебном заведении г. Стокбридж, штат Массачусетс. Там, по роду своей деятельности, он сталкивается с психически неуравновешенными подростками.

В 1960 г. Эриксон возвращается в Гарвардский университет, где проработает до пенсии, после чего, совместно со своей женой, займётся написанием работ на различные темы в психологии.

Выводы

Эрик Эриксон, развив концепцию Зигмунда Фрейда, разработал свою неповторимую теорию. В ней акцент стоит на формировании сознательной полноценной личности. Также он первым сформулировал определение термина «эго-идентичность». В психологии это целостность личности, которая развивается от рождения до смерти. Принято выделять восемь стадий формирования идентичности, каждая из которых сопровождается определенным кризисом. От успешности их преодоления зависит, будет человек воспринимать себя целостным полноценным индивидом или нет. Главную роль в формировании этого качества играет родительское воспитание. На последующих стадиях развития влияние начинает оказывать окружающая среда.

Вклад в науку

Основная теория личности Эриксона объясняет существующие нормальные, адекватные состояния, а также поясняет патологические, нездоровые вариации возможных ситуаций. Доктрина этого исследователя — это учебное пособие для психологов, психотерапевтов и всех интересующихся вопросами психологии.

Идентичность — это центральное определение, по Эриксону. Идентичность личности — это совокупность черт или особенностей характера, помогающих человеку стать отличным от других членов общества, эти качества — «изюминка» личности.

Эго-идентичность — это присутствующее, но обманчивое ощущение целостности и независимости индивида, чувство постоянства и неизменчивости внутреннего Я.

Рекомендуем: Психология личности

Идентичность группы — ощущение принадлежности к какой-либо социальной группе. Эго-идентичность и групповая идентичность формируются и развиваются в течение всей жизни человека.

Эриксон выделил основную возрастную периодизацию развития и формирования личности:

1. Младенчество (базовое доверие или его отсутствие): протекает от рождения и до года малыша. На самом раннем этапе развития закладываются основы доверия и чувства защищенности благодаря материнской заботе. Если же мать отвергает ребенка и плохо о нем заботится, то в малыше формируются страх и недоверие.

2. Очень раннее детство (независимость или чувство стыда и сомнения): протекает от года до трех. Формируется фундамент для самостоятельности малыша, расширяется кругозор, ребенок постепенно учится контролировать себя. При слишком сильной опеке или, наоборот, неоправданных ожиданиях родственников в малыше зарождаются неуверенность, чувство стыда или сомнения.

3. Игровой период (инициативность или вина): длится от трех до шести лет. В этот возрастной период ребенок активно познает мир, приобретает новые навыки. Социум ждет от него активности, у него возникают обязанности по отношению к себе, иногда – к младшим детям или домашним питомцам. Родители, поощряющие любознательность ребенка, тем самым помогают ему стать независимым. А те, кто ограничивает, формируют в нем пассивность и вину.

4. Школьный возраст (трудолюбие или неполноценность): длится от шести до двенадцати лет. В этот период дети обучаются дисциплине, системности, приобщаются к работе, расширяют свои знания и опыт. Если не поддерживать ребенка, в нем может развиться чувство неполноценности и неуверенности перед друзьями.

Рекомендуем: Подробнее про возрастные кризисы

5. Юность/постепенное созревание (эго-идентичность или смещение социальных ролей): основная стадия, по мнению Эриксона. Это период становления основной положительной эго-идентичности. Будущее человека приобретает более четкие очертания и становится реально осуществимым. Подростки осваивают новые социальные роли, но при неудачном их освоении происходит ролевое смещение.

6. Молодость/зрелость (интимность или изоляция): длится примерно с двадцати до двадцати шести лет. Под интимностью подразумевается ощущение близости, которую мы проявляем по отношению к родным и дорогим людям. При неудачных попытках контактирования или налаживания взаимоотношений возникают одиночество и обособленность.

7. Зрелость (работоспособность/активность или инертность): длится до 64 лет. В этот возрастной период люди проявляют заботу о младшем поколении, пытаются быть полезными. При ощущении ненужности или отсутствии объекта заботы формируется инертность и пассивность.

8. Старость (эго-целостность или отчаяние): от 65 лет. Возникает ряд новых проблем: болезни, отсутствие сил, постоянная усталость, боль. Приходится привыкать к новому ментальному состоянию. Размышления о приближающейся смерти. Происходит анализ прошлых стадий жизни. В старости приходит подлинная мудрость и понимание происходящего.

Рекомендуем: Френсис Гальтон (биография)

Практически на каждом жизненном этапе индивид сталкивается с различными кризисами, которые, по мнению Эриксона, необходимо успешно преодолеть.

Эрик Эриксон и его книги внесли огромный вклад в развитие психологии. В них люди могут найти в краткой или полной формулировке ответы на многие жизненные вопросы.

Дошкольный возраст

С трех до шести лет маленький человек вдруг обнаруживает, что он девочка или мальчик. И вокруг огромное количество таких же девочек и мальчиков. С ними можно играть, совместно исследовать мир, ссориться, взаимодействовать. Появляется желание трудиться, ребенок начинает что-то понимать о работе родителей, имитировать свою трудовую деятельность. Начинает прорисовываться ответственность. Хорошо, если в семье есть младшие братья, сестры или домашние животные, так как контакт с ними дает мощную динамику в саморазвитии. Ребенок уже осознанно понимает запреты и делает попытки анализировать события вокруг. Эмоции становятся яркими и более неуправляемыми, он все еще не может их контролировать до конца, хотя уже и понимает, что сейчас происходит: злится, радуется, скучает.

Дети испытывают радость от самостоятельных действий, начинают ассоциировать себя с особыми, важными людьми, начинают ставить перед собой цели. К тому же проявляют фантазию в выборе игр и создании собственных развлечений. Стоит поощрять самостоятельные действия ребенка, что и будет основой для роста инициативности, независимости и помогать в развитии творческих способностей.

Направление в психологии

Фундаментальный труд Эрика Эриксона – «Детство и общество» (1950). Эта книга во многом опирается на практику психоанализа. Так как психоанализ всегда был направлен на исследование психических расстройств, в качестве примеров в книге описываются различные конфликтные ситуации. Этот труд о детстве и об исторических процессах.

Теория Эриксона по большей части рассматривает развитие Эго (я). Однако ученый заявил, что его теории являются продолжением психосексуальных идей З. Фрейда, и они помогут в дальнейшем психосоциальном развитии и в проведении исследований в сфере биологии и социологии.

Психолог ввел понятие «эго-психология», которое раскрывало роль Эго в жизни человека. Ученый полагал, что только Эго ответственно за качество жизни, за физическую и духовную гармонию, за здоровую социализацию человека.

Как заявлял Эриксон, Эго определяет идентичность человека и его самооценку. Внутреннее человеческое «Я» — источник всех побед и поражений, радости и горя.

Для психолога было крайне важно изучить Эго и его адаптивные способности при возникновении разных эмоций: апатии, страха, агрессии. Из-за развития у человека разных расстройств и кризисов психологического характера ученый искал и подбирал психологические методы, которые смогли бы эффективно помочь пациенту

Например, консультации с психологом, терапия, медикаменты, гипноз

Из-за развития у человека разных расстройств и кризисов психологического характера ученый искал и подбирал психологические методы, которые смогли бы эффективно помочь пациенту. Например, консультации с психологом, терапия, медикаменты, гипноз.

Рекомендуем: Идентификация — это

Эриксон описал основные 8 возрастных этапов формирования личности, и это стало значительным вкладом в исследование психики человека. Это учение знакомо любому психологу-профессионалу.

Ученый пытался продемонстрировать то влияние культуры, которое она оказывает на этапы формирования индивида, и это послужило точкой опоры для многих исследователей, изучающих модели поведения личности, создающих оригинальные методы исследования вопросов психологии, которыми задаются люди сегодня.

Ученый изобрел собственную концепцию психологического развития личности и поделил его на восемь этапов, чем-то похожих на схему развития индивидуума у Фрейда. Эриксон только добавил три новых этапа формирования.

Эриксон писал, что все проявления нужно распознавать в рамках взаимосвязи биологии, поведения, восприятия и социума.

Теоретическая направленность учения Эриксона включает:

  • Анализ перемен, сопровождающих человека в течение всей жизни, начиная с самого детства.
  • Акцент на здоровом психическом состоянии людей, а не на патологическом.
  • Изучение Эго, определяющего самоидентичность и индивидуальность человека.
  • Связь клинических выводов с культурными и историческими явлениями.
  • Толкование стадий развития и формирования психики человека.
  • Создание методов помощи другим ученым и психологам.

Средняя зрелость

Это очень обширный период, который занимает возрастные рамки от 26 до 64 лет. Здесь сутью кризиса является выбор между самопоглощенностью (инертностью) и продуктивностью (направленностью на человечество). Во втором случае человек устраивается на ту работу или занимается тем, что позволяет заботиться о будущем общества. Если же человек остается инертным, то он сосредотачивается только на себе, на собственном комфорте, удовлетворении своих нужд и потребностей. Казалось бы, для эпохи глобального потребления это должно считаться нормой. Однако выбрав такой полюс, человек зачастую ощущает бессмысленность жизни.

Теория развития личности Эриксона и Эго-идентичность

Что обозначает термин, интересовавший Эриксона настолько, что он посвятил ему большую часть своих исследований? Строго говоря, идентичность – это тождественность личности самой себе. Эриксон стремился расширить это понятие. Идентичность, считал он – это и образ себя по отношению к окружающему миру, и способность человека качественно решать возникающие перед ним трудности, и показатель зрелости личности.

Переходы между стадиями развития личности являются кризисами. Но они не носят невротический характер, а лишь являются поворотными пунктами развития. Особое отношение Эриксона к подростковому возрасту прослеживается во многих его работах. На этом этапе, считал ученый, происходит наиболее глубокий психологический кризис. К нему приводят три мощные силы – физиологическое созревание, проблемы в общении со сверстниками, профессиональный выбор.

Периоду между подростковым возрастом и зрелостью Эриксон давал особое название – психический мораторий. Протекание этого кризиса во многом зависит от предыдущих стадий. Итогом юности становится либо зрелая личность, либо личность с «диффузной идентичностью». Если кризис юношеского возраста не был преодолен, то итогом становится патологическое развитие личности. Оно выражается в следующих признаках:

  • Усиленное, не покидающее чувство тревоги;
  • Ощущение одиночества и опустошенности;
  • Нежелание брать на себя ответственность; стремление как можно на более длительный срок отсрочить обретение статуса взрослой личности;
  • Социальные страхи, а также неспособность эмоционального взаимодействия с лицами противоположного пола;
  • Отрицание ценности всех социальных ролей, вплоть до мужских и женских.

Особое значение для эго-идентичности имеет и период взрослости. Если человек занимается любимым делом, сумел построить семью, это является хорошим симптомом. Если же он одинок, у него нет хорошей работы или приносящего удовольствия хобби – начинается застой. Личность испытывает эмоциональный и физиологический стресс.

Старость

Последняя стадия развития личности наступает после 60 лет, когда происходит очередное переосмысление жизни, через воспоминания о прожитых годах, анализ правильности или неправильности своих поступков. Это период мудрости для тех, кто прошел долгий жизненный путь и произвел анализ своей жизни.

Здесь как никогда важно чувствовать себя удовлетворенным, находить радостные моменты в прожитой жизни. Тогда старость будет спокойной и уверенной, а приближение смерти уже не будет так страшить, ведь жизнь продолжается — в потомках и творениях человека.

Нейла Елена Андреевна – Психолог-консультант, гештальт-терапевт, специалист EMDR терапии. Стаж работы 13 лет.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фрейд и Эриксон: теоретические различия

Сам Эриксон настаивал на том, что его концепции являются не более, чем продолжением психоаналитической теории Фрейда. Но фактически он так далеко от нее отошел, что в современной науке теорию Эриксона рассматривают отдельно. В чем же разница между взглядами Фрейда и Эриксона на развитие личности, характер человека и его становление в процессе жизни?

  • Главную роль в развитии личности Фрейд уделял бессознательным влечениям, или Ид. Он был убежден, что именно конфликт бессознательного и социальных ограничений является причиной всех болезней и неврозов. Эриксон же настаивал на доминирующей роли Эго, за счет чего теория Эриксона и была названа «Эго-психологией». Фрейд полагал, что Эго – это компонент, который, как между молотом и наковальней, пытается свести ограничения социума и влечения Ид. Эриксон же был уверен, что Эго является отдельно функционирующей системой, которая работает с внешним миром посредством восприятия, мышления, памяти и внимания.
  • Отличаются взгляды Фрейда и Эриксона на родительскую роль в формировании характера. На развитие личности оказывают влияние в большей степени те условия, в которых родился и живет человек, историческая эпоха. К такому выводу Эриксон пришел, наблюдая за развитием детей в различных культурах. Ученый был уверен, что Эго неизбежно развивается и меняется под действием внешних условий.

Теория развития личности Эриксона отличается от концепции Фрейда в понимании психосексуальных конфликтов

Фрейд акцентировал внимание на том, какое влияние оказывает бессознательное на человеческую жизнь. Он также был уверен, что причиной конфликтов взрослого человека являются неразрешенные травмы детства

Эриксон, напротив, делал главный упор на понимание взрослого человека как личность, умеющую справляться с трудностями. Его теория центрирована на понятии Эго со всеми его достоинствами, раскрывающимися в процессе жизни.

Период юности

Ему соответствует возраст 12-19 лет. Это пора активных физиологических изменений, стремлений найти свою жизненную философию и по-своему смотреть на окружающий мир. Подросток начинает задаваться такими вопросами, как «кто я?», «кем хочу стать?».

Самая полноценная форма эго-идентичности формируется в возрасте 12-19 лет. Также на этом этапе начинает самый глубокий кризис. Если его не удастся преодолеть, то произойдет ролевое смешение. Его можно охарактеризовать неприкаянностью и дезориентацией в самом себе. Поэтому важно помочь подростку создать непротиворечивый и единый образ себя. Ведь именно этот период Эриксон считал самым центральным в развитии социального и психологического благополучия.

Примечания

  1. Ср. также Онто Ин-се в терминологии онтопсихологии
  2. Зинченко В. П., Мещеряков Б. Г.
    Психологический словарь. — 2-е. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 440 с. — ISBN 5-7155-0720-0.
  3. Литвинов Н. Н. Бренд-культура: завоевание расположения клиента (Справочник бренд-менеджера). // Бренд-менеджмент. — 2007. — №5(36) — С. 338–343.
  4. Англо-русский толковый словарь. Маркетинг и торговля. — М.: Экономическая школа, ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005. — 83 с.
  5. Рудая Е. А. Основы бренд-менеджмента. — М.: Аспект Пресс, 2006.
  6. Литвинов Н. Н. Бренд-стратегия территорий. Алгоритм поиска национальной идентичности (часть 1) // Бренд-менеджмент. — 2010. — №4(53). — С. 244–255.
  7. Речевое общение: Проблемы и перспективы: Сб. науч.-аналитич. обзоров. М., 1983, с. 192—193.

Как усмирить свое Эго?

Борьба с собственным Я является одной из самых трудных задач каждого личности. Если человек имеет Эго, раздутое страстями, злобой, завистью, материальными желаниями, то ему придется долго и тяжело сражаться с этой частью своей личности. Первое, что необходимо для усмирения своего Эго, — это осознание того, что оно является эгоистичным, низшим. Следует понять, к чему оно ведет, распознать все свои стремления, желания, мотивы и побуждения. После этого необходимо выбрать способ, с помощью которого можно будет работать над своим Эго. Для этого можно использовать духовные практики или же психологические программы работы над собой.

Использование в экономике

Элементы идентичности бренда — его атрибуты (англ. Brand Identify). Например, сигнатура бренда (англ. Brand Signature): символ (англ. Brand Mark), логотип (англ. Brand Logotype), слоган бренда (англ. Brandline или англ. Brand Slogan), поддерживающая бренд графика (англ. Supergraphic).

Идентичность бренда — (англ. Brand Identity). Отличительные особенности бренда, его индивидуальность (англ. Brand Personality). Метафора идентичности бренда — «ДНК» бренда (англ. Brand DNA). Имеет несколько дефиниций: 1) стратегическая концепция персоналии бренда, его внешнее выражение, совокупность его идентификаторов; отражение уникальных для бренда характеристик, которые мотивируют покупателя; играет ключевую роль в процессе узнавания бренда потребителями; формирует его неповторимость; является главным элементом мотивационной вертикали бренд менеджмента, участвующим в формировании модели и имиджа бренда; 2) то, что бренд представляет собой в восприятии потребителей или по замыслу его разработчиков. Существует термин «атрибуты бренда» (англ. Brand Identify или англ. Brand Attributes).

Корпоративная идентичность — (англ. Сorporate Identity), выражается в атрибутах корпоративного стиля (англ. Сorporate style). То же, что и идентичность бренда, только по отношению к корпоративному бренду. Корпоративный бренд связывается с названием компании (и/или его символом), может использоваться для товаров компании. Часто является основой или дополнением для бренда семейства (англ. Family Brand) и индивидуального бренда (англ. Individual Brand); в азиатской модели бренд-менеджмента корпоративный бренд (англ. Сorporate Brand) играет центральную роль: большинство дочерних компаний, продуктов и услуг имеют один бренд, который может меняется, но незначительно. Т.н. монолитный бренд (англ. Monolithic brand) или Дом бренда (англ. Branded House)

В этом случае в рекламе акцентируется внимание не на брендах товаров, а на корпоративном бренде: основное преимущество – фокусирование деятельности на единстве компании и общих корпоративных ценностях, что в свою очередь позволяет оперативно выстраивать глобальную структуру бизнеса, но сопряжено с различными рисками и сложностями при диверсификации производства. В западной модели бренд-менеджмента упор делается на бренды, принадлежащие компании, а корпоративному бренду назначается поддерживающая роль в случае успеха товаров/товарных категорий под самостоятельными брендами (англ. House of Brand)

Современная модель бренд-менеджмента использует комбинированный подход, использующий достоинства азиатской и западной моделей. Также существует понятие корпоративный брендинг (англ. Сorporate branding).

Национальная идентичность — (англ. National Identity, см. Территориальная идентичность). Понятие смежных наук, в бренд-менеджменте связывают с терминами «национальный брендинг», «территориальный брендинг» или «брендинг территорий» (Wally Olins). Обозначает идентичность национального или территориального (регионального, странового и др.) бренда. Подробнее см. «Идентичность бренда», а также национальный или территориальный кобрендинг.

Кризис идентичности, его исследование и критика в условиях глобализации

Глобализация также негативно влияет на эффективность исследований в области кризиса идентичности, препятствуя возможности более детального рассмотрения частных случаев в виду непрекращающегося процесса адаптации индивидов к новым тенденциям и ценностям.

Именно особенности кризиса идентичности в условиях глобализация стали главным предметом критики основной теории кризиса идентичности Э. Эриксона немецким философом, социологом и социальным психологом Эрихом Фроммом. Э. Фромм предлагает иную трактовку проблемы идентичности, критикуя исследования Эриксона в том, что он не учитывает специфику проблем современного индустриального общества:

Таким образом, сегодня исследование понятия «кризиса идентичности» подвержено трудностям не только ввиду влияния динамично развивающейся внешней среды, но и из-за разной трактовки самого термина.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]