Предмет и задачи психологии. Основные вопросы психологии

В чем суть психологии? Говоря несколько метафорически, в разработке и усовершенствовании подробной инструкции к человеку и для человека, чтобы он мог эффективно и экологично управлять собой, своей жизнью, своим счастьем. Различают житейскую и научную психологию. Последняя дает более объективные и рациональные знания, позволяющие пребывать в ладу со своей внутренней природой и находить подходящие способы для успешной ее реализации в социуме.

Место психологии в системе наук о человеке

Методологической основой психологии является философия и анатомия и физиология.

Основа психологии — общая психология.

Современная психология тесно связана со многими наука­ми, занимая «промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными — с другой, соци­альными — с третьей.

Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого зани­маются и названные выше науки, но в других аспектах.

Согласно классификации наук академика А. Кедрова, пси­хология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их фор­мирования и развития.

Психология интегрирует все эти данные наук, и в свою оче­редь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Существует тесная связь психологии с литературой, поэзи­ей, музыкой и другими видами искусств, выражающих сущ­ность и особенности человеческой души и личности.

Основные категории психологии:психика, сознание, личность, деятельность, общение.

Основа психологии — общая психология. Современная психология тесно связана со многими наука­ми, занимая… Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого зани­маются и названные выше…

Проблема человека в психологии: личностный аспект

Основной объект интереса представителей этой науки — проблема личности, в психологии изучаемая разными отраслями. Личностное рассматривается психологами преимущественно в социальном ракурсе, без учета биологической составляющей человеческой сущности. На формирование личности — многоуровневой системы психологических характеристик — оказывает влияние немало факторов, особенно исторический базис, окружение, существующие в социуме морально-этические установки. Что получится из конкретного человека, зависит от его собственных волевых качеств, способности противостоять или поддаваться обстоятельствам.

Многие актуальные проблемы психологии остаются неразрешенными из-за отсутствия единства мнений. Не пришли пока представители разных ответвлений психологической науки к согласию по ответам на следующие вопросы:

  • какой возраст критичен для формирования личности;
  • что превалирует в ее структуре — бессознательное или же сознательное (рациональное);
  • насколько человек способен контролировать собственное поведение, обладает ли свободой воли;
  • из чего и в каких пропорциях складывается личность — врожденных или обретенных качеств и свойств.

Предмет психологии, её задачи

Психология – это наука о фактах, закономерностях и механизмах психики, как складывающегося в мозгу образа объективной реальности, на основе которого происходит управление поведением и деятельностью человека, имеющим у него личный характер.

Предметисследования психологии — факты, законо­мерности, механизмы психики.

Задачипсихологии:

-научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

-научиться управлять ими;

-использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех

отраслей практики, на пересечении с которыми лежат оформившиеся

науки и отрасли;

-быть теоретической основой практики психологической службы.

Предметисследования психологии — факты, законо­мерности, механизмы психики. Задачипсихологии: -научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

4 стр., 1954 слов

Психология — наука о душе

… происхождения психики человека. Представление о возникновении психики в психологии Ответ на вопрос о моменте возникновения психики должен определять и представление о психике в целом: определение понятия «психика», критерии ее отличия от «не психики» и как …

Предмет

На сегодня предмет изучения психологии — это психика, психические явления человека и психические явления в коллективах и группах. В рамках общей психологии, изучающей наиболее общие закономерности на основе обобщения теоретических и экспериментальных психологических исследований, описываются психические процессы: ощущение, внимание, восприятие, воображение, представление, мышление, память, речь, эмоции, воля, а также психические состояния и свойства личности.

Особенности психологии как науки

1.Материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур

понимали душу человека как разновидность материи, как телесное

образование.

2.Платонпонимал душу человека как что-то божествен­ное, отличающееся от

тела.3. Великий философ Аристотель в трактате «О душе» выде­лил психологию

как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости

души и живого тела.

4. Основные этапы развития психологии:

I этап — психология как наука о душе. Та­кое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап — психология как наука о поведении. Возникает в XX в.

Задача психологии — ставить эксперименты и наблю­дать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

5. История психологии как экспериментальной науки начина­ется в 1879 г. в

основанной в Лейпциге немецким психологом Вильгельмом Вундтом первой в

мире экспериментальной пси­хологической лаборатории.

В 1885 г., Бехтерев В. М. организовал подобную лабораторию в России.

6. Слово «психология» образовано из двух греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), оно впервые появилось в XVII веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование. 2.Платонпонимал душу человека как что-то божествен­ное, отличающееся от

Психология памяти человека

И еще хотелось бы остановиться на таком объекте изучения психологии как память. Почему именно она?

Память – самая интригующая способность человека. Она делает личность личностью. Если откажет функционал любого из органа чувств, человек все равно останется самим собой. Но без памяти он утратит свое «Я».

Память – всеобъемлюща: любой психический процесс обязательно станет памятью.

Кто-то подсчитал, что человеческий мозг может хранить 1 млн гигабайт информации. Для сравнения, оперативная память компьютера 4-8 гигабайт, крохи по сравнению с мозгом.

Но как работает память – загадка, над которой ломают голову армии ученых. Распространена теория (и на ней построен психоанализ), что человек не забывает ничего, в его мозгу закодировано все его прошлое. И если найти код, то можно воскресить мельчайшие детали прошлого. Подтверждают эту теорию гипноз и феноменальные примеры абсолютной памяти – они есть.

Нейробиологи говорят, что процесс запоминания – это результат запечатления в десятках миллиардов клеток мозга человека. Но как именно работают связи в этой смеси молекул, ионов, белков и липидов? До разгадки этой тайны еще далеко. Основной парадокс в том, что каждая молекула тела в течение жизни несколько раз перерождается, связи между ними образуются и разрушаются миллионы раз, а память при этом сохраняется.

Какая от психологии памяти практическая польза? Память можно развивать.

Например, ты слышала о методе запоминания Цицерона, который еще называют системой римской комнаты? Это интересно. Известный римский политик был мастером ораторского искусства и выступал без записей. А запоминал он свою речь перед выступлением следующим образом. Ходил по дому и мысленно размещал основные тезисы в разных местах. Попробуй и ты расставлять мысли в определенном порядке, представляя какое-нибудь знакомое помещение и как бы обходя его по определенному маршруту.

Но это частность. Если обобщить, то самые популярные способы развития памяти – это:

  • ассоциативные ряды,
  • словесные игры,
  • механическое заучивание наизусть,
  • чтение вслух,
  • логические задачи, решение уравнений и примеров в уме,
  • некоторые компьютерные игры и онлайн-тренажеры.

Тренируй память! Она отражает прошлое, но служит будущему. То есть то, что было, закрепляется в памяти постольку, поскольку оно необходимо тому, что будет. Сложно? Но захватывающе!

Зарубежные теории

1. Структурализм — В.Вундт, Э.Титченер (расчленение сознания на отдельные

элементы).

2. Функционализм — Ф. Гальтон, У.Джеймс, Д.Дьюи (функционирование психики)

3. Бихевиоризм — Э.Л.Торндайк, Дж.Уотсон (изучается поведение).

4. Психоанализ — З.Фрейд (роль бессознательного, сексуального).

5. Неофрейдизм — К.Хорни, Г.С.Салливен, К. Юнг (открыл экстравертов и

интровертов).

6. Гештальтпсихология — К.Коффка, К.Келер(психология свойства целого

определяют свойства его частей).

7. Генетическая психология — Ж.Пиаже (изучение психического развития

ребенка, его интеллекта).

8. Когнитивная психология -Дж. Брунер, Г. Саймон, Ф. Хайдер (знание, познание,

компьютерная техника, кибернетика).

9. Гуманистическая психология — К.Роджерс, А.Маслоу (творческие возможности

человека)

10. Ассоциативные теории (ассоциации – связи)

элементы).

2. Функционализм — Ф. Гальтон, У.Джеймс, Д.Дьюи (функционирование психики) 3. Бихевиоризм — Э.Л.Торндайк, Дж.Уотсон (изучается поведение).

Отечественные теории

1. Культурно-историческая теория — Л.С.Выготский.

2. Теория деятельности — А.Н.Леонтьев.

3. Теория ведущей деятельности — П.Я. Гальперин, А.Р.Лурия, Д.Б. Эльконин,

А.В. Запорожец.

4. Единство сознания и деятельности — С.Л.Рубинштейн

5. Психология индивидуальных различий – Б.М. Теплов, В.С. Мерлин.

6. Психология отношений – В.Н. Мясищев.

7. Человекознание – Б.Г. Ананьев.

Возрастная психология

Знакомство с возрастной психологией весьма интересно тем, что в ней психологические кризисы рассматриваются как необходимые этапы для перехода на новый виток развития, и на ряду с этим описываются естественные пути их преодоления. В целом она занимается изучением закономерностей развития человека и возрастной динамики его психики. Согласно Шаповаленко И. В., основные задачи возрастной психологии следующие:

  • Исследовать возрастное развитие личности с учетом исторической ситуции.
  • Изучить закономерности и особенности протекания психических процессов в разных возрастных периодах.
  • Установить возрастные возможности, особенности, закономерности усвоения знаний и осуществления разного рода деятельности.
  • Изучить движущие силы, их источники и механизмы психического развития человека на протяжении всей его жизни.
  • Определить возрастные нормы развития психических функций, выявить психологические ресурсы и творческий потенциал человека.
  • Составить наиболее точную периодизацию психического развития.
  • Создать методы возрастной и клинической диагностики.
  • Содействовать созданию служб для обеспечения систематического контроля за состоянием психического здоровья в процессе развития детей.
  • Разработать программы по психологическому сопровождению и оказанию помощи людям в кризисные периоды их жизни.
  • Разработать наиболее оптимальную организацию учебно-образовательных процессов для представителей любых возрастных категорий.

На сегодня существует множество возрастных периодизаций, например, зарубежных авторов — З. Фрейда, К. Юнга, К. Хорни, Ж. Пиаже, Э. Эриксона, Д. Бромлей, и отечественных — Выготского Л. С., Эльконина Д. Б., Божович Л. И., Лисина М. И., Леонтьева А. Н. Решению задач возрастной психологии уделяется достаточно много внимания, поскольку она выявляет пути гармоничного и всестороннего развития человека.

Научная психология, благодаря широкой отраслевой сети, содержит колоссальный объем знаний о личности человека и о том, как эти знания приложить к различным сферам его жизнедеятельности. Они только и ждут, чтобы им воспользовались, как инструкцией по улучшению качества жизни каждого человека.

Отечественная психология

Направления:

1.Филосовско-религиозное – Н. Грот (1852 – 1899), Л. Лопатин (1855 – 1920), Г. Челпанов (1862 – 1936).

2. Естественно-научное – И.М. Сеченов (1829 – 1905), В.М. Бехтерев (1857 – 1927), И.П. Павлов (1849 – 1936).

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960), Лев Семенович Выготский (1896-1934), Александр Романович Лурия (1902-1977) и ряд других. Именно их работам мы в первую очередь обязаны тем, что в настоящее время психологам в нашей стране не приходится начинать с нуля.

А.Ф. Лазурский (1874 – 1917) – основатель естественного эксперимента, вопросы личности и характера человека.

М.Я. Басов (1892 – 1931) – метод наблюдения.

Алексей Николаевич Леонтьев, Борис Герасимович Ананьев (1907-1972), Александр Владимирович Запорожец (1905-1981), Даниил Борисович Эльконин (1904-1984), Петр ЯковлевичГальперин(1902-1988) и др.

1.Филосовско-религиозное – Н. Грот (1852 – 1899), Л. Лопатин (1855 – 1920), Г. Челпанов (1862 – 1936).

2. Естественно-научное – И.М. Сеченов (1829 – 1905), В.М. Бехтерев (1857 –… Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960), Лев Семенович Выготский (1896-1934), Александр Романович Лурия (1902-1977) и…

4 стр., 1867 слов

Диагностический подход на основе теории ж.Пиаже; теории развития …

… Кейз: 1) решение задачи, 2) исследовательская деятельность, 3) подражание, 4) кон­троль, 5) созревание. Диагностический подход на основе теории ж.Пиаже Теория развития мышления ребенка, предложенная Ж.Пиаже, … задач (р. Кейз). Наряду с внутренними операционными схемами, которые проецируются на психику, возникли теории развития, в которых операционные схемы стали проецироваться на внешнюю среду, т.е. …

Б.Г.Ананьев — изучение вопросов восприятия, психологии педагогической оценки, общих интегральных вопросов человекознания.

А.Н. Леонтьев – разработка проблем восприятия, памяти, сознания, личности и развития психики. Им была разработана теория психологической теории деятельности. А.В. Запорожец совместно с Д.Б. Элькониным заложил основы детской психологии.

Алекса́ндр Влади́мирович Запоро́жец (1905- 1981) — разрабатывал вопросы общей и детской психологии, психологии сенсорных процессов и движения; внёс вклад в психологическую теорию деятельности.

Д.Б. Эльконин — автор теории детской игры, концепции периодизации возрастного развития. П.Я. Гальперин — теория планомерного (поэтапного) формирования умственных действий. А.Р.Лурия — исследования нейрофизиологических основ памяти и мышления человека.

Психофизиолог Е.Н. Соколов — создал теорию цветового зрения, теорию, объясняющую восприятие человеком формы предметов, нейрофизиологическую теорию памяти.

Задачи

Как и любая другая наука, психология решает ряд уникальных и специфических задач. Исходя из определения предмета выделяют следующие задачи психологии:

  1. Исследование психических явлений.
  2. Исследование закономерностей их формирования и развития.
  3. Исследование физиологических процессов, обуславливающих психические явления.
  4. Внедрение психологических знаний в жизнедеятельность людей.

Решение задач психологии позволяет выявить способы правильного овладения практическими инструментами для формирования и развития психических процессов, состояний и свойств личности, а также разработать научные и практические методики по воспитанию и обучению, рационализации трудовых процессов и взаимодействия людей в различных видах деятельности.

Требования, предъявляемые к методам психологического исследования

Для достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы психодиагностические методы отвечали ряду требований.1. Валидность – “полноценность”, “пригодность”, “соответствие” — определяется по соответствию показателей исследуемого качества, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым с помощью других методик.2. Надежность – характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей.Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами:—путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми—путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же методике вразличных условиях.3.Однозначность методики – характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно итолько того свойства

, для оценки которого данная методика применяется.4.
Точность – отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента.
19 стр., 9287 слов

Структура психики человека. Сознание как высший уровень развития психики

… (и избирательности) к релизерам. Социальное поведение К социальному поведению относятся проявления психической деятельности, непосредственно связанные с взаимодействием между отдельными особями и их группировками. Выделяют два …

Тема 1.2. Психика и ее развитие

Понятие о психике, её структуре и функциях

Психикаэто системное каче­ство мозга

Психика — это сущность, где многообразие природы со­бирается к своему единству, это виртуальное сжатие приро­ды, это отражение объективного мира в его связях и отношениях.

Психика — это «субъективный образ объективного мира».

Существуют разные подходы к пониманию того, кому присуща психика:

1) антропопсихизм (Декарт) — психика присуща только человеку;

2) панпсихизм (французские материалисты) — всеобщая одухотворенность природы, т. е. всей природе, всему миру присуща психика (и камню в том числе);

3)биопсихизм — психика — это свойство живой природы (присуща и растениям);

4)нейропсихизм (Ч. Дарвин) — психика свойственна толь­ко организмам, которые имеют нервную систему;

5)мозгопсихизм (К. К. Платонов) — психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих го­ловной мозг (при таком подходе у насекомых психики нет, так как у них узелковая нервная система, без выра­женного головного мозга).

Человеческая психика формируется у человека только прижизненно в про­цессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.

Таким образом, психика человека включает в себя 3 составляющих: внешний мир (природа, ее отражение); полноценная деятельность мозга; взаимодействие с людьми(активная передача новым поколениям человечес­кой культуры, человеческих способностей).

1) антропопсихизм (Декарт) — психика присуща только человеку; 2) панпсихизм (французские материалисты) — всеобщая одухотворенность природы,… 3)биопсихизм — психика — это свойство живой природы (присуща и растениям);

Структура психики человека

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям.

Обычно выделяют три крупные группы психических явлений:

1) психические процессы (познаватель­ные, эмоциональные, волевые);

2) психические состояния;

3) психические свойства.

История и теории – кто ввел понятие интеллекта

Впервые термин «интеллект» прозвучал в 20 веке, ввел его немецкий психолог Уильям Стерн.

Тесты на определение уровня IQ создал Альфред Бене. Основная задача – выявить уровень интеллекта у школьников, свойства интеллекта учащихся, понять, кто из них отстает по программе, кому требуется дополнительная помощь. Тест стал использоваться очень широко, появились различные его варианты. Сегодня такое тестирование оспаривается учеными, не все признают его достоверность и эффективность.

А как вы относитесь к тестированию на проверку интеллекта? Хоть раз в жизни проходили подобные тесты? Поделитесь в комментариях своим мнением и опытом.

Существует много теорий интеллекта, но наибольшей популярностью и распространенностью пользуются лишь несколько.

Теории интеллекта.В чем ее суть.
Общая теория интеллекта.Автор – Чарльз Спирмен. Считает, что интеллект имеет двухфазный характер. Состоит из общего интеллекта и g-фактора. Суть концепции в том, что между определенными видами интеллектуальной деятельности существует связь. Например, связаны между собой способности к математике и музыке. Если человек плох в музыке, то повышается вероятность, что и математические способности у него довольно посредственны.
Основные умственные способности.Предложил Луи Терстон. Он анализировал результаты различных тестов на умственные способности, выделил 7 основных: ассоциативная память, числовые способности, скорость восприятия, рассуждение, пространственная визуализация, вербальное восприятие, свободное владение словами.
Теория интеллекта Пиаже.Это поэтапная теория развития, освоения окружающего мира ребенком. Пиаже не согласен в тем, что интеллект – врожденная черта личности. Ученый считал, что его можно развивать в результате биологического созревания и контактов с окружающей средой. Согласно теории стадий Пиаже, каждый ребенок в интеллектуальном развитии проходит определенные этапы, всегда одинаковые (сенсомоторный интеллект, дооперациональные представления, период конкретных операций, период формальных операций).
Теория множественного интеллекта.Автор – Говард Гарнер. Предположил, что тестирование умственных способностей на основании IQ не отражает реальной картины происходящего. По его мнению, у человека существуют отдельные, множественные интеллекты, которые не зависят друг от друга. По Гарднеру, существует 7 типов интеллекта: телесно-кинестетический, межличностный, внутриличностный, логико-математический, музыкальный, натуралистический, вербально-лингвистический, визуально-пространственный.
Триархическая теория интеллекта.Создатель – Роберт Штенберг. Определяет интеллект как целенаправленную адаптацию и формирование тех качеств, которые имеют непосредственное отношение к жизни человека. Типы интеллекта, по его мнению, стоит рассматривать как индивидуальные таланты. Доказательство теории в том, что одни люди в чем-то талантливы, но в других вопросах не демонстрируют высоких способностей. По мнению Штенберга, существует «успешный интеллект». Он включает в себя аналитические, творческие, практические способности.
Теория эмоционального интеллекта.Разработчик – Питер Саловей Джон Майер. Эмоциональный интеллект – это способность контролировать свои эмоции, понимать чувства других людей, давать эмоциям соответствующие названия. Эмоциональный интеллект включает в себя эмпатию, самосознание, самоуправление, социальную осведомленность, навыки общения, навыки управления отношениями.
Подвижный и кристаллизовавшийся интеллект.Автор – Раймонд Кеттел. По его мнению, интеллект бывает подвижным и кристаллизовавшимся. Гибкий интеллект помогает решать проблемы, не обращаясь к предыдущим знаниям, задействовать абстрактное мышление. Гибкость интеллекта увеличивается по мере того как ребенок взрослеет. После 20 лет этот показатель идет на спад, это обусловлено психологией интеллекта и объемом жизненного опыта. Кристаллизовавшийся интеллект задействует уже имеющиеся знания и опыт (конкретные факты, знания, полученные в школе, мышечная память).

Функции психики

1. Отражение окружающего мира

2. Регуляция поведения и деятельности живого существа в це­лях обеспечения его выживания.

Этапы развития психики (А.Н.Леонтьев)

1. Чувствительность (критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности).

2. Инстинктивное поведение (врождённая форма поведения)

12 стр., 5573 слов

Типы высшей нервной деятельности и темперамент

… определенную организацию, структуру, характеризующую 3 темперамента. Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, …

3. Навыки (приобретённая форма поведения)

4. Интеллектуальное поведение животных (зачатки мышления)

2. Регуляция поведения и деятельности живого существа в це­лях обеспечения его выживания. Этапы развития психики (А.Н.Леонтьев) 1. Чувствительность (критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности).

Понятие отражения

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира, оно сопряжено с поиском, выбором.

Психическое отражение – это активное отражение.

Структура интеллекта человека

Структура представляет собой следующие составляющие интеллекта:

  • общий интеллект (совокупность психических свойств, которые обеспечивают успех любой деятельности);
  • вербальный и невербальный человеческий интеллект (невербальный интеллект опирается на наглядно-действенное мышление, вербальный – использование словесно-логических форм);
  • частные интеллектуальные навыки (школьные знания, уровень обще эрудиции, обобщение, абстрактное мышление и т.д.).

Понятие сознания. Функции, структура

Сознание— высшая, свойственная человеку форма обоб­щенного отражения объективных устойчивых свойств и зако­номерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего дости­гается познание и преобразование окружающей действитель­ности.

Свойства сознания: построение от­ношений, познание и переживание

Функции сознания:

1) от­ражательная,

2) порождающая (творчески-креативная),

3) регулятивно-оценочная,

4) рефлексивная — основная функция, характеризует сущность сознания.

Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко).

I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы.

II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), вклю­чающее в себя: 1) значение; 2) смысл.

Сознание развивается у человека только в социальных кон­тактах. В филогенезе сознание человека развивалось и стано­вится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возмож­но лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

Свойства сознания: построение от­ношений, познание и переживание Функции сознания: 1) от­ражательная,

Способы психологического воздействия на людей

Общество — это люди, находящиеся в постоянном общении. Они воздействуют друг на друга, сознательно или бессознательно. Методы воздействия на окружающих имеют ряд вариантов:

  1. Заражение. Это передача эмоционального состояния между людьми. Паника, плачь одного человека портит настроение всем присутствующим. «Заразиться» можно как отрицательными, так и положительными эмоциями.
  2. Внушение. Побуждение к конкретному действию внушается посредством вербальной или невербальной речи. Каждая личность характеризуется различной степенью внушаемости. Неуверенные в себе люди, равно детям до 13 лет, более склонны к внушению, чем независимые люди.
  3. Убеждение. Действие со стороны человека вызывается путем логического размышления. Чем выше интеллект, тем менее склонность к убеждению.
  4. Подражание. Люди часто копируют манеры окружающих (сознательно, бессознательно). Частые примеры для подражания — успешные, состоятельные личности.

Манипуляция — это еще один способ воздействия. Манипулятор получает желаемое, оппонент остается с иллюзией самостоятельно принятого решения.

Психология человека — это занимательная наука. Понимание ее основ под силу каждому. Но не все способны практически применять полученные теоретические знания. Разобраться в тонкостях этой сложной дисциплины поможет психолог.

ВАЖНО! Статья информационного характера! Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

Структура самосознания, самооценка

Эпицентром сознания является сознание собственного «Я». Образ «Я» – выделение самого себя из среды.

Самосознание – осознание себя, своих потребностей, мотивов, своих качеств; высшая форма сознания.

Самосознание включает в себя самопознание и самоотношение.

Структура самосознания:

1) Осознание своих целей и мотивов.

2) Осознание: Я – реальна, Я – идеальна.

3) Познавательные представления

4) Эмоционально-чувственное самопознание и самоотношение.

Самооценка – оценивание человеком самого себя.

Самосознание – осознание себя, своих потребностей, мотивов, своих качеств; высшая форма сознания. Самосознание включает в себя самопознание и самоотношение. Структура самосознания:

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

… к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Специфика бессознательного, его структура.

Тема 1.3. Деятельность как способ существования

Понятие деятельности

Деятельность— это активное взаимодействие человека со средой, в результате которого он достигает сознательно постав­ленной цели, возникшей в результате появления у него опре­деленной потребности, мотива.

Теория деятельности в трудах А.Н. Леонтьева

А.Н. Леонтьевым была выдвинута концепция деятельности, являющаяся в настоящее время одним из признанных теоретических направлений современной психологии. Схема деятельности: (деятельность – действие – операция – психофизиологические функции), соотнесенная со структурой мотивационной сферы (мотив–цель–условие).

Основными понятиями данной теории являются деятельность, сознание и личность.

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких неравновесных уровней. Верхний уровень – это уровень особых видов деятельности, затем следует уровень действий, за ним – уровень операций, и самый низкий – уровень психофизиологических функций. Центральное место в этом иерархическом построении занимает действие, которое является основной единицей анализа деятельности.

Основными понятиями данной теории являются деятельность, сознание и личность. Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из…

Психология человеческой памяти

Память играет важную роль в психологии человека. Сохранение в памяти информации способствует развитию, обучению, формированию личности. Фундаментальный камень памяти — изменение нервных клеток под влиянием раздражителей, длительное сохранение возбуждения. Это приводит к ряду биохимических изменений в нейронах. При восстановлении вещей в памяти нервные клетки возбуждаются, несмотря на отсутствие раздражителей.

Психология памяти ассоциируется с качествами воды. Это неудивительно, т. к. человеческое тело на 80% состоит из этой жидкости. Вода запоминает условия, в которых пребывала ранее. Это качество обусловлено поглотительной способностью, возможностью преобразовать, перераспределять энергию.

Структура деятельности

Потребности— источник активности личности, они за­ставляют человека активно действовать. Это осознание человеком нужды в чем-либо, что ему необходимо для поддержания организма и развития его личности.

Виды потребностей:

— естественные (природные) и социальные (духовные);

— осознанные и неосоз­нанные.

Цель — то, на что непосредственно направлена деятельность.

Мотив — это форма проявления потребности, побужде­ние к определенной деятельности, тот предмет, ради ко­торого осуществляется деятельность.

Движение— это моторная функция живого организма, самая простая составная часть деятельности.

Виды движений:

— непроизвольные и произвольные,

— врожденные и приобретенные.

Действия представляют собой совокупность движений, которые имеют цель и направлены на определенный объект (предмет).

Действия всегда социальны, выполняются, как правило, осознанно.

Виды действий:

— предметные;

— умственные, волевые;

— действия, направленные на других людей, — поступок (или проступок).

Виды потребностей: — естественные (природные) и социальные (духовные); — осознанные и неосоз­нанные.

Основные виды деятельности: общение, игра, труд, учение

Присутствуют в жизни каждого человека, в них происходит развитие психики и личности. Понятие о ведущей деятельности А.Н. Леонтьева.

Важность уроков психологии

Знание психологии человека применимы практически во всех областях человеческой жизни. Иногда случаются ситуации, требующие от людей принятия важного решения, определения правильного подхода. Сделать безошибочный шаг помогают уроки психологии социального направления. Они будут полезны всем людям, желающих адаптироваться в социуме, достичь взаимного понимания с окружением, осознать причинные факторы происходящих событий, мотивы, движущие другими людьми. Психологические знания помогают в решении личных жизненных задач, противостоянии проблемам, сопровождающим человека в жизни. Кроме специализированной литературы по психологии для начинающих, обучиться этой науке можно с помощью экспертных рекомендаций.

Разработанные для обучения уроки психологии воплощают знания, взятые из различных теоретических материалов. Над ними работают профессиональные психологи, задача которых заключается не только в привнесении ряда научных выводов к учащимся, но и в их адаптации к практическому использованию. Каждый урок содержит полезные рекомендации, различные тематические советы.

Первый шаг в обучении — изучение личности человека. Исследование причинных факторов, воздействующих на поведение людей, требует определения причинных факторов, влияют на их психическое состояние. Практически психологическая теория применяться благодаря специальным методам. Изучив все о психологии, будущий специалист учится воздействовать на других людей, создавать с ними дружеские отношения.

Избавиться от страхов и быть уверенным в себе можно у специалиста. Например, у психолога Батурина Никиты Валерьевича.

В чем заключается преимущество специализированных уроков психологии перед самостоятельным обучением с помощью литературы? Обучающий курс специально создается для новичков в этой науке, желающих быстро обучиться пониманию людей. Опытный специалист наряду с теоретической информацией указывает на возможности их практического применения. Без этого обучение с помощью психологических книг может длиться годами без результата — человек не научится вести себя в конфликтной, сложной ситуации.

Кроме теоретического материала, специалист на занятиях применяет тематические игры, упражнения. Это способствует закреплению полученных знаний, улучшению понимания не только окружающих, но и самого себя. На уроках учащиеся могут участвовать в психологических тестах, просматривать тематическое видео.

Освоение деятельности: умения, навыки, привычки

Умение — это успешный способ выполнения деятельно­сти.

4 стр., 1886 слов

Ученые разделяют возраст человека на такие виды: хронологический, …

… дайте понятие социальной ситуации развития, ведущего вида деятельности, психических новообразований. Возрастная периодизация — периодизация развития человека от рождения и до смерти, определение … за возрастом полового созревания. П. П. Блонский указывает на неустойчивость нервной системы и неуравновешенное, немотивированное поведение детей в критические периоды. Л.С.Выготский …

Навыки — это частично автоматизированные действия, которые образуются в результате упражнений.

Виды навыков: ходьба, бег, письмо, мыслительные, сенсорные, навыки поведения и др.

Привычка— это потребность произвести соответствующее действие.

Виды привычек: профессиональные, моральные, гигиенические, эстети-ческие, учебные, куль­турного поведения и др. Полез­ные и вредные привычки.

Тема 1.4. Человек как индивид

Понятия «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность».

Навыки — это частично автоматизированные действия, которые образуются в результате упражнений. Виды навыков: ходьба, бег, письмо, мыслительные, сенсорные, навыки поведения и… Привычка- это потребность произвести соответствующее действие.

Темперамент как характеристика индивидных свойств человека

Темперамент — свойство лич­ности, придающее своеобразную окраску всей деятельно­сти и поведению людей.

Темперамент — это индивидуальные особенности чело­века, которые определяют динамику его психической де­ятельности и поведения.

Тер­мин «темперамент» в переводе с латинского означает «над­лежащее соотношение частей».

Свойства темперамента:активность и эмоциональность.

Теории темперамента

Интересные факты в области психологии

Образованность в области человеческой психологии облегчает личностный рост, способствует налаживанию позитивных отношений с окружением, помогает достичь успеха в профессиональной деятельности. Научный прогресс в этой сфере открыл перед людьми новые, неизвестные ранее интересные факты о психологии человека, объяснил причины конкретных действий или их отсутствия.

Интересные факты в психологии, заставляющие взглянуть на душу человека с другой стороны:

  1. Счастье заключается в постоянной занятости мозга. Отсутствие новой информации, возможности переключения мышления между отдельными темами действует удручающе.
  2. Во время сна мозг сохраняет рабочую активность. В результате после пробуждения человек помнит только действительно важный факты.
  3. Серое мозговое вещество — это «датчик» возможной опасности. Но большинство людей часто игнорируют посылаемые ним сигналы, полагаясь на счастье.
  4. При начале новой деятельности человеку необходимо 2 месяца для привыкания. Спустя это время все инновации становятся автоматическими, не вызывают дискомфорта.
  5. Людям, страдающим ночными кошмарами, обычно во сне холодно.
  6. Лучший метод избавления от тревожности — книга. Чтение поможет переключить мышление быстрее и результативнее, чем музыка, спортивная деятельность, спиртное, просмотр телевизора.
  7. Слишком большие ожидания = болезненное поражение. Чем более приземленные планы, тем тише реакция на неудачу.
  8. Заметный факт интересной психологии: оказавшись в неизвестном месте, люди склонны придерживаться правой стороны. Поэтому очередь слева всегда короче очереди справа.
  9. Склонность к нарушению порядка проявляется при наличии проявлений царящей анархии.
  10. Мало кто желает спорить со спокойным человеком. Большинство людей отдают предпочтение эмоциональным оппонентам.
  11. Чем дольше сон, тем ниже риск психического расстройства.
  12. Для создания позитивных отношений важно назвать имя собеседника.
  13. Способ быстрого засыпания: в положении на спине закройте глаза, закатите вверх зрачки. Это положение способствует сну.
  14. Самый громкий оратор часто побеждает в дебатах. Хотя часто эмоционально выступающий человек оказывается неправ.
  15. Интересный психологический факт — отсутствие способности оценить последствий ошибочных действий является причиной, почему некомпетентные люди часто достигают высот. Для них характерно упрямство, самоуверенность, обусловленная непрофессионализмом.
  16. Внешняя красота реже встречается среди преступников. Красивые люди получают от жизни желаемое в любом случае: либо благодаря обаянию, либо за чужой счет.
  17. Люди, сосредоточенные на решении проблемы, часто не замечают происходящего рядом с ними.
  18. Несколько секундный взгляд характерен для обычных собеседников. Продолжительный взгляд указывает на физическое влечение или скрытую агрессию.

Гуморальная теория.

Еще в Древней Греции врач Гиппократ предложил кон­цепцию темперамента. Темперамент зависит от соотношения четырех жидкостей организма и того, ка­кая из них преобладает: кровь (по-латински «сангве»), слизь (по-гречески «флегма»), красно-желтая желчь (по-гречес­ки «холе»), черная желчь (по-гречески «мелайн холе»).

Смесь этих жидкостей, утверждал Гиппократ, и лежит в основе основных типов темпераментов: сангвинического, холе­рического, меланхолического и флегматического.

Дав, в общем, правильное описание основных темпера­ментов, Гиппократ не мог дать научного их обоснования.

Смесь этих жидкостей, утверждал Гиппократ, и лежит в основе основных типов темпераментов: сангвинического, холе­рического, меланхолического и… Дав, в общем, правильное описание основных темпера­ментов, Гиппократ не мог…

Конституционная теория.

Возникла в XX веке (Кречмер, Шелдон).

Главная идея — установление связи темперамента с телосложением человека.

Шелдон утверждал, что тип телосложения зависит от того, как протекало внутриутробное развитие человека.

Кречмер соотнёс с типами строения тела определённые типы личности.

Физиологическая теория.

И.П. Павлов, изучая работу больших полушарий голов­ного мозга, установил, что все черты темперамента зави­сят от особенностей высшей нервной деятельности человека. Он доказал, что у представителей различных темперамен­тов изменяются типологические различия силы, уравно­вешенности и подвижности процессов возбуждения и тор­можения в коре головного мозга.

Различные соотношения указанных свойств нервных процессов были положены в основу определения типа выс­шей нервной деятельности.

В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможе­ния И.П. Павлов выделил четыре типа нервной систе­мы, которые соответствуют четырем темпераментам:

8 стр., 3956 слов

Типы темперамента человека

… факторами, в том числе и типом темперамента людей. Темпераментом называются индивидуальные психологические особенности, характеризующие личность человека со стороны динамики его психических … и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной клетки. Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение …

1. Сангвиник — сильный, уравновешенный, подвижный.

2. Флегматик — сильный, уравновешенный, малопод­вижный

3. Холерик — сильный, неуравновешенный.

4. Меланхолик — слабые процессы возбуждения и тор­можения.

Различные соотношения указанных свойств нервных процессов были положены в основу определения типа выс­шей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов… 1. Сангвиник — сильный, уравновешенный, подвижный.

Методология

Методы научных исследований представляют собой приемы и средства, помогающие получать сведения, нужные для построения научной теории и составления практических рекомендаций. Развитие науки любой отрасли напрямую зависит от совершенства, надежности и валидности используемых ею методов. Все это справедливо и по отношению к психологии.

Она изучает явления сложные, многообразные и весьма трудные для научного познания. Поэтому ее успехи на протяжении всего периода развития самым непосредственным образом находились в зависимости от качества используемых методик исследования.

Поскольку психология — наука относительно молодая, то довольно часто опирается на методы либо более «взрослых» наук, таких как философия, история, физика, биология, математика, медицина, физиология, либо прибегает к методам более современных — информатики и кибернетики. В то же время, любой самостоятельной науке присущи свойственные только ей методы, такие есть и у психологии. Все методы общей психологии можно разделить на три группы:

  1. Субъективные: различные виды наблюдения — стандартное, свободное, внешнее, включенное, самонаблюдение; опросы — устные, письменные, свободные, стандартные; два вида тестов — тесты-задания и тесты-опросники;
  2. Объективные: тесты — проективные и объективные; эксперименты — естественные и лабораторные;
  3. Моделирование: логическое, техническое, математическое, кибернетическое.

Также существуют и другие методы исследования психических явлений, такие как беседа — как один из вариантов опроса, предполагающий большую свободу проведения процедуры, или метод изучения документов, анализа деятельности человека. Для повышения эффективности изучения психических явлений рекомендуется комплексное применение различных методов.

Психологическая характеристика людей разных типов темперамента

Сангвиник — быстрый, подвижный, отклика­ется эмоционально на все впечатления; чувства ярки, но неус­тойчивы и легко сменяются противоположными чув­ствами. Сангвиник быстро устанавливает социальный контакт. Он почти всегда — инициатор в общении, немедленно от­кликается на желание общаться со стороны другого чело­века, но его отношение к людям может быть изменчивым и непостоянным. Он как рыба в воде чувствует себя в боль­шой компании незнакомых людей, а новая, необычная обстановка его только возбуждает

Флегматик— медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его почти никак не проявляются вовне. В отношениях с другими людьми они спокойны, устойчивы в своих эмоциях. Но в опреде­ленных условиях может развиться безразличие к труду, к окружающей жизни, безволие. Социальные контакты флегматик устанавливает медленно, свои чувства прояв­ляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повод всту­пить с ним в знакомство. Зато он устойчив и постоянен в своем отношении к человеку. Он любит находиться в уз­ком кругу старых знакомых, в привычной обстановке.

Холерик— быстрый, порывистый, с сильны­ми, загорающимися чувствами, которые ярко отражают­ся в выразительной мимике, жестах, речи. Он часто склонен к бурным эмоциональным вспышкам. У холериков наблюдаются быстрая смена настроений, неуравновешен­ность. С увлечением начиная дело, холерик быстро остывает, интерес к работе пропадает, и он без воодушевления про­должает, а иногда и бросает ее. В общении люди холерического темперамента бывают трудны.

Меланхолик — эмоционально откликается далеко не на все. У него небольшое разнообразие эмоциональных пере­живаний, но эти переживания отличаются значительной глубиной, силой и длительностью. Он откликается не на все, но уж когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает вовне свои чувства. В привычной, спокойной обста­новке люди этого типа работают очень продуктивно, от­личаются глубиной, содержательностью своего эмоцио­нально-нравственного поведения и отношения к окружа­ющим людям. Меланхолики очень обидчивы, тяжело переносят неудачи, обиды. Они расположены к замкнуто­сти, одиночеству, чувствуют себя неловко в новой, не­привычной обстановке, часто смущаются.

В большин­стве случаев — сочетание особенностей одного темперамента с чертами другого. Тип темперамента не может быть «хорошим» и «плохим».

Флегматик- медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его почти никак не… Холерик- быстрый, порывистый, с сильны­ми, загорающимися чувствами, которые… Меланхолик — эмоционально откликается далеко не на все. У него небольшое разнообразие эмоциональных пере­живаний, но…

Роль психологии в человеческой жизни

Формирование человеческой личности происходит уже в детстве путем поглощения информации, поступающей из окружения. Под воздействием этих познаний строится характер. В соответствии с доминирующими чертами характера, наличием желания, человек может справиться с проблемами или поддаться им.

Самоконтроль — важный фактор в решении всех проблемных ситуаций. Человека, способного держать под контролем эмоции, сложно вывести из равновесия. Он осведомлен о надлежащем поведении в социуме, умеет найти подход к людям, необходимый для достижения целевого результата.

Психология человека в этом отношении поставлена на ряде правил. Их соблюдение — гарантия успеха:

  • понимание людей;
  • положительные взаимоотношения с окружающими, независимо от их социального статуса;
  • уважение интересов окружающих;
  • принятия трудностей, их преодоление;
  • отстаивание своих интересов, независимо от ситуации;
  • оставление в прошлом ошибок, неудач после обучения на них;
  • постоянные действия, нацеленные на достижение успеха;
  • отсутствие страха перед новыми делами, ответственностью.

Все люди иногда оказываются в ситуациях, требующих определенных, ранее не предпринимаемых, действий. Одни сразу начинают действовать. Другие отчаиваются. Третьи выжидают «удобного» момента. Отличная реакция на аналогичную ситуацию обусловлена индивидуальными личностными характеристиками, нравственными принципами, образованием, воспитанием.

Морально нестабильный человек пасует перед опасностью, т. к. не знает, как себя вести. Вместо действия (напр., побега), он теряет ясность мышления, вследствие чего становится уязвимым.

Успешное решение проблем, встречающихся в жизни, требует подготовки к ним, закалки воли, психики. Осведомленность в области психологии поможет решить большинство таких задач. Психологическая готовность к трудным ситуациям минимизирует страх, поддерживает адекватную реакцию на нестандартную ситуацию, правильность действий.

Диагностика темперамента

Первая группа включает методики, основанные на естественной зависимости между свойствами нервной системы человека и его темпераментом. С их помощью на основе изучения отдельных свойств нервной системы человека судят о тех или иных врождённых особенностях его темперамента, тесно связанных именно с данными свойствами нервной системы.

Вторую группу представляют опросники, которые позволяют судить о свойствах темперамента по его практическим действиям и реакциям человека на различные жизненные ситуации.

К третьей группе методик относятся разного рода тесты — опросники, проективные и др., позволяющие детально исследовать те или иные черты характера человека, давая им развёрнутую содержательную (качественную) характеристику и количественную оценку степени их развитости.

Наконец, четвёртая группа включает в себя тесты, в основу которых положено то или иное теоретическое представление о структуре личности. Они обычно содержат в себе множество подшкал, позволяющих одновременно оценивать различные личностные качества, входящие в соответствующую структуру.

Для изучения темперамента применяется и эксперимент. Экспериментальная методика, разработанная Ю.А. Самариным «Перенос кубиков»

Вторую группу представляют опросники, которые позволяют судить о свойствах темперамента по его практическим действиям и реакциям человека на… К третьей группе методик относятся разного рода тесты — опросники, проективные… Наконец, четвёртая группа включает в себя тесты, в основу которых положено то или иное теоретическое представление о…

Общая психология

Лишь в людях себя познать способен человек.
Иоганн Вольфганг фон Гёте

Общая психология – это дисциплина, которая занимается сбором общих сведений о человеческой психике с помощью теоретических и экспериментальных исследований. Она выявляет наиболее общие методы психологии и психологические закономерности, а также объясняет ее основные понятия. Общая психология – это отличная точка входа в процесс изучения психологии и хороший источник знаний для психолога-специалиста, который позволяет ему усовершенствовать свои профессиональные навыки. Любая наука, если начать в нее углубляться, начинает казаться достаточно сложной, но вместе с тем и интересной. Но перед тем, как начать углубляться в ту или иную науку, человеку нужно по поверхностным знаниям ее оценить, чтобы понять, что она ему может дать. Я считаю, что в этом плане, общая психология – это прекрасная закуска для тех, кто хочет войти в аппетит, занявшись углубленным изучением психологии. В этой статье я расскажу вам о наиболее значимых моментах общей психологии, о которых вам полезно знать.

Введение в общую психологию

Итак, первым делом нам нужно понять – что она изучает общая психология. Общая психология традиционно исследует такие психические процессы как: мышление, память, внимание, эмоции, мотивации, ощущения. Она также исследует такие психические состояние как: сон, бодрствование, фрустрированность, настроенность, функциональные состояния, транс. И еще она изучает такие психические свойства как: черты характера, темперамент, направленность, интеллект, способности. В целом общая психология собирает знания о самых общих закономерностях психической жизни, таких как: психика, личность, сознание, деятельность, навыки, знания, умения, привычки, высшая нервная деятельности и многих других. Как видите – это все очень важные для нашей жизни исследования и закономерности, о которых полезно знать, как можно больше. Стоит также сказать, что общая психология собирает данные о человеческой психике, как из разных прикладных отраслей психологии, так и из непсихологических наук. Этими данными могут пользоваться не только психологи, но и другие заинтересованные в них ученые, а также все, кому интересна психология. Стоит заметить, что общая психология изучает не только теорию, она также занимается и экспериментальными исследованиями. Таким образом, с помощью этой дисциплины можно подчерпнуть полезные и практичные знания о человеческой психике, благодаря которым любой человек сможет решить различные повседневные проблемы и задачи.

Для таких смежных наук как: философия, социология, педагогика, юриспруденция, физиология, языкознание, информатика, искусствоведение, общая психология имеет очень важное значение. Она находит и объясняет основные закономерности, как в поведении человека, так и в протекании и развитии его психических процессов. Теоретическое исследование общей психологии включает в себя изучение – истории этой науки, различных психологических исследований, проблем, направлений, а также определенных тематических разделов психологии. А практический курс включает в себя освоение методов научно-исследовательской, практической психологической и педагогической работы. Общая психология в большей степени является психологией теоретической, а уже на ее основе строится практическая психология, — это психотерапия, прикладная психология, психология развития личности, а также психология нормальной жизнедеятельности.

Методы общей психологии

В общей психологии, как и в большинстве других наук, для получения различных фактов используют разнообразные методы. Базовыми методами являются: наблюдения, беседа и эксперименты. Также могут быть использованы модификации каждого из этих методов для получения более лучших результатов. Давайте рассмотрим более подробно каждый из этих методов.

Наблюдение – является самым относительно простым и наиболее древним методом познания. В самой простой форме этот метод представляет собой – житейские наблюдения. Им может пользоваться любой человек в своей повседневной жизни. Мы все можем наблюдать за людьми и делать определенные выводы на основе своих наблюдений. В общей психологии существуют несколько видов наблюдения: кратковременное, долговременное, сплошное, выборочное и специальное. Долговременное наблюдение может проходить в течении нескольких лет, вы наверняка слышали о том, как какой-нибудь ученый в течении нескольких лет наблюдал за каким-то явлением, после чего сделал определенные выводы. Что касается специального наблюдения, то его еще можно назвать включенным наблюдением, когда наблюдатель сам погружается в исследуемую им группу.

Процедура наблюдения состоит из следующих этапов:

1. Необходимо поставить цель, задачу. 2. Необходимо определить ситуацию, предмет и объект наблюдения. 3. Необходимо определить способ, который будет оказывать наименьшее влияние на исследуемый объект и позволит получить необходимые данные. 4. Необходимо определить способ ведения данных. 5. В конце необходимо обработать полученные данные.

Существует внешнее наблюдение и самонаблюдение. Внешнее наблюдение, осуществляемое посторонним человеком, называется объективным. Оно бывает прямым и косвенным. Самонаблюдение может быть непосредственным – осуществляется в текущем моменте, и отсроченным – оно основывается на воспоминаниях, мемуарах, записях из дневников, видео и аудиозаписях и так далее. В этом случае человек самостоятельно анализирует свои мысли, переживания, чувства, ощущения. Стоит заметить, что и для двух других методов – беседа и эксперименты, наблюдение является неотъемлемой частью исследования. Оно позволяет получить необходимые данные.

Беседа. С помощью беседы можно собрать необходимые сведения об обследуемом человеке и его деятельности. Это можно сделать прямым или косвенным, устным или письменным образом. Благодаря этим сведениям можно определить характерные для этого человека психологические явления. Для сбора сведений о человеке и его жизни используют такие виды бесед, как: беседа с самим человеком, например, с помощью интервью, при котором он отвечает на заранее подготовленные для него вопросы, беседа с знакомыми с ним людьми, когда они рассказывают все, что знают об этом человеке, а также использование опросников и разных видов анкет, когда человек письменно отвечает на задаваемые ему вопросы.

Самые лучшие результаты можно получить с помощью личной беседы исследователя с обследуемым человеком. Для этого необходимо, или во всяком случае желательно, предварительно продумать беседу, составить подробный план ее проведения, определить те проблемы, которые необходимо выявить и решить, какие вопросы для этого нужно задать обследуемому человеку. В общем, нужно подготовиться к беседе. Не стоит также исключать и вопросы от обследуемого человека, поэтому по возможности нужно определить наиболее вероятные из них и подготовиться к ним. Обычно, двусторонняя беседа дает самый лучший результат и предоставляет намного больше информации для анализа, чем просто ответы на вопросы. Чем более открытым будет разговор, тем больше человек может поведать исследователю о себе и своей жизни.

Эксперимент. Этот метод подразумевает активное вмешательство исследователя в процесс деятельности обследуемого человека для создания определенных условий, которые помогут выявить психологический факт. Эксперимент может быть лабораторным, при котором используется специальная аппаратура и он протекает в особых условиях. В этих условиях действия испытуемого направляются интуицией. Человек может знать о том, что над ним проводится психологический эксперимент, но при этом об истинном смысле этого эксперимента он может не догадываться, если только ему о нем не сообщат. Некоторые эксперименты могут многократно проводиться на целой группе людей, это дает возможность установить определенные важные закономерности в развитии психических явлений.

Существует еще один метод – тесты. Человеку устраивают специальные испытания для установления у него каких-либо психических качеств. Тесты являются – кратковременными и аналогичными для всех испытуемых заданиями, и по результатам выполнения этих заданий у испытуемых определяется наличие определенных психических качеств, а также уровень их развития. Тесты создаются для того, чтобы делать определенные прогнозы с их помощью или ставить диагноз. Они всегда должны быть очень надежными, иметь научное обоснование и выявлять максимально точные характеристики.

Также существует еще генетический метод. Этот метод основывается на наблюдениях и на экспериментах, и строится на результатах этих наблюдений и экспериментов. А суть его заключается в изучении развития психики с целью раскрытия общих психологических закономерностей.

Следует сказать, что при использовании различных методов, всегда необходимо принимать во внимание все особенности изучаемой проблемы. Поэтому в некоторых случаях наряду с основными, описанными здесь методами, используются специальные вспомогательные и промежуточные методики.

Я рекомендую всем, кто собирается начать изучать психологию человека – почитать книги по общей психологии. Они помогут вам познакомиться с этой наукой наиболее интересным образом. Конкретные книги рекомендовать я не буду, потому что разным людям подходят разные книги, все-таки у всех разный базовый уровень развития, и кому-то проще понять одну книгу, кому-то другую. Поищите, посмотрите, почитайте разные книги по общей психологии – какая из них, что называется, пойдет, ту и начинайте подробно изучать. Общая психология – наука интересная, она многое объясняет в поведении человека, многое помогает понять, многому позволяет научиться. С ее помощью вы научитесь разбираться во многих важных для нашей повседневной жизни моментах, связанных со всем тем, с чем мы часто сталкиваемся, когда взаимодействуем с другими людьми, но что нам не всегда удается понять. Так что не жалейте времени и сил на ее изучение.

Методика «Наконечник» разработанная В.А. Горбачёвым.

Эксперимент «Перенос кубиков» проводится в форме игры. Смысл заключается в том, что испытуемые дошкольники получают небольшую лопатку, на которую один на другой ставятся кубики (3, 4, 5 и т.д. кубиков).

Ребёнок должен пронести эти кубики, держа лопатку в правой руке, от одного стола до другого на расстоянии 3 метра, затем он должен повернуться на 180° (продолжая держать лопатку в руке), принести кубики обратно, поставить лопатку с кубиками на стол, не уронив ни одного кубика.

Экспериментальная игра «Наконечник» имеет несколько вариантов. В первом — педагог в присутствии детей прячет в правой или левой руке наконечник от авторучки. Дети должны разжать кулак, чтобы найти его. После 30-45 секунд «сопротивления» воспитатель-экспериментатор расслабляет руку и дети овладевают наконечником.

Второй вариант — проводится для изучения подвижности нервной системы. Наконечника в руке экспериментатора нет. Пока дети обследуют кулак, он опускает наконечник в карман кого-то из ребят. Когда дети обнаруживают, что наконечника в руке воспитателя нет, можно предложить им угадать, у кого он. Владелец наконечника должен постараться не выдать себя, а дети по выражению лица и по поведению должны определить, у кого наконечник.

Экспериментальная игра «Наконечник» имеет несколько вариантов. В первом — педагог в присутствии детей прячет в правой или левой руке… Второй вариант — проводится для изучения подвижности нервной системы.…

Опросник Айзенка по определению темперамента

Опросник Русаловой , Стреляу.

Леонгард- Шмишек (у детей).

Наблюдение за детьми 1-3 лет Лаврентьевой и Титаренко.

Примеры похожих учебных работ

Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность.

… ним. Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность. Психика – совокупность психических процессов, … Компоненты: Темперамент, Характер, Способности, Мотивация Индивид — отдельно взятый человек, представитель …

Психика. Сознание и бессознательное

… и деятельности, типичный для данного человека (это качества личности, индивидуальности) Темперамент Характер Способности Социальные установки Потребности Мотивы Цели Ценности и др. Все эти основные формы проявления психики взаимодействуют …

Категории психологии. (образ, мотив, отражение, психика, сознание, деятельность, …

… его практическую деятельность; как высшая форма отражения действительности, использующая системы понятий, категорий. Психология изучает происхождение, структуру, функционирование и развитие сознания индивида. Сознание характеризуется: активностью; …

проблема человека и его психики

… сознание. Актуальность психологического исследования проблемы человека и его психики связана с тем, что человек является субъектом всего многообразия видов деятельности, … – 400 с. 15. Панферов, В. Н. Психология человека: учебное пособие [текст] / В. Н. …

Мышление, сознание определяются реальным бытием, жизнью людей и существуют только …

… индивидуальной психики – это анализ деятельности индивидов в данных общественных условиях и конкретных обстоятельствах, которые выпадают на долю каждого их них. 2. Теория сознания. Сознание неизменно выступало в психологии …

Житейская психология

Понятие психологии имеет житейский и научный смыслы, и они существенно отличаются. Житейская психология располагает знаниями точечного характера, так как она описывает конкретные ситуации, задачи и конкретных людей. Такие знания очень приблизительны и расплывчаты. Формируются и накапливаются стихийным образом.

Способ их получения — случайный опыт и его субъективная интерпретация причем, как правило, на бессознательном уровне. Знания житейской психологии обычно передаются с большим трудом. По мнению отечественного психолога Гиппенрейтер Ю. Б., извечная проблема «отцов и детей» в том и заключаются, что дети не желают перенимать опыт отцов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]