10 правил дзен – философия дзен-буддизма для повседневной жизни

Философия дзен-буддизма

Дзен — это учение о полном осознании природы реальности, о просветлении. Считается, что эта разновидность буддизма была принесена в Китай индийским монахом Бодхидхармой, а уже оттуда распространилась в Японию, Корею и Вьетнам, а в 19-м и 20-м веках и на Запад. Сам Бодхидхарма определил дзен-буддизм как «непосредственный переход к пробужденному сознанию, минуя традицию и священные тексты».

Считается, что истина дзен живет в каждом из нас. Нужно просто заглянуть внутрь и найти ее там, не прибегая к посторонней помощи. Практика дзен останавливает любую мыслительную деятельность при помощи концентрации мысли на том, чем вы заняты в настоящий момент, здесь и сейчас.

Как практиковать?

Все практики осознанности чрезвычайно просты. Сложность состоит в том, чтобы изменить наши привычки.Собственно, практика осознанности и направлена на изменение привычек. В первую очередь, на смену привычки быть неосознанным привычкой быть осознанным.

Как показывает опыт многих поколений медитаторов со времён Будды Гаутамы, инкорпорировать практику в повседневную жизнь не очень легко.

Так что же им, поколениям, помогало?

Вне зависимости от школы и направления, для любого Буддиста существуют 3 главных опоры в жизни и практике. Традиционно они называются тремя драгоценностями, или тремя прибежищами, но для меня это всё же три опоры. Я считаю их просто полезными и не собираюсь держать в бронированном сейфе, доставая время от времени, чтобы любоваться бормоча под нос: “Моя прелесть, моя прелесть”. Так же они мне не интересны как способы убежать и спрятаться от мира. Я использую их как трёхногую табуретку для медитации, вот и всё.

Так вот, три опоры – это:

Сидячая медитация

Медитация – это работа с собственным умом.

Главное преимущество – тренируется осознанность. Осознанность применима для использования в любой другой деятельности. Когда тренируется баскетболист – то он тренирует навык броска мяча в корзину. И этот навык применим только в баскетболе.

Навык осознанности – это универсальный навык. Он послужит вам и когда вы общаетесь с другим человеком, играете в баскетбол или управляете авиалайнером.

Метод сидячей медитации очень простой. Но эффект вы получаете пропорционально вашей концентрации на практике. То есть сколько вы вложите в практику, столько и получите.

Будда, Дхарма и Сангха

Как и все остальные слова в языках человеческих, эти тоже можно трактовать очень по-разному. Я скажу, как я их понимаю.

ДХАРМА – это буддийское учение во всей своей теоретической и практической совокупности. Судя по сутрам, Будда не разделял теорию и практику – и то, и другое одинаково важно на пути. Практика важна как ноги, которыми мы шагаем, теория – как голова, чтобы понимать, куда, собственно, идём. Сразу хочу предупредить, что я вскормлен грудью Тхеравады с добавками из молочной кухни Дзэн, поэтому преимущественно мои источники обращены к этим традициям.

САНГХА – это сообщество единомышленников. Это люди, идущие тем же или близким путём, которые могут поддержать словом и делом друг друга.

Так как Будда, по сути, всегда с нами, то о нём и говорить нечего, а вот на Дхарме и Сангхе я остановлюсь подробнее.

Да, вы можете!

Школа Риндзай – это японская линия китайской школы Линчжи, которая была основана во времена династии Тан Линчжи Иксуаном. Школа Риндзай делает акцент на кэнсё, понимании своей истинной природы. Затем следует так называемая практика постсатори, или дальнейшая практика для достижения состояния Будды. Хотя дхьяна в строгом смысле относится к четырем дхьянам в китайском буддизме, дхьяна может относиться к различным видам медитационных техник и подготовительных практик, которые необходимы для практики дхьяны. Пять основных видов медитации в сутрах Дхьяны: анапанасмрити (внимательность к дыханию); медитация патикуламанасикара (внимательность к нечистотам тела); медитация майтри (любящая доброта); созерцание двенадцати соединений пратисамутпада; и созерцание Будды. По словам современного мастера Чан Шенг Янга, эти практики называются “пятью методами утихомиривания или успокоения ума” и предназначены для заземления и очищения ума и способствуют развитию стадий дхьяны. Чань также разделяет практику четырех основ внимательности и Трех врат освобождения (пустота или шуньята, отсутствие признаков или анимита и отсутствие желаний или апрасих) с ранним буддизмом и классической Махаяной.

Философия буддизма

«Мир Вам!». Вступайте в наше новое сообщество в инстаграме Молитвы на каждый день. Нам важна ваша поддержка, подписывайтесь. «Ангела Хранителя Вам!»

Буддийское вероучение как одна из основ жизненного миропонимания приносит с собой свет понимания и притягивает к себе внимание с каждым годом все большее количество приверженцев. В этом религиозном учении сторонники пытаются отыскать знания о людях, о собственных возможностях и о мире. Таким образом вероучение повествует людям о них же самих и поэтому и вызывает к себе такой интерес, будоража человеческий разум. Узнать об учении о сознании, учении о страдании в буддизме, его основах, понятии вероучения, истории появления, об особенностях и не только — вы сможете в этой статье.

Дзен – что это?

В буддизме существует несколько ключевых принципов – таких, как вера, стремление к самоопределению и уважение природы. Большинство буддийских школ имеют общее понятие о понимании того, что такое энергия дзен. Они считают, что она раскрывается в таких аспектах, как:

Дзен-буддизм – важнейшая школа восточно-азиатского буддизма, процесс формирования которой завершился в Китае в V-VI веках. У себя на родине, а еще во Вьетнаме и Корее он по сей день остается самой популярной монашеской формой религии. Дэен-буддизм – это постоянно меняющееся верование, которое имеет три направления:

  1. «Интеллектуальный дзен»
    — философия жизни, максимально удалившаяся от религии и ставшая популярной среди художников, философов и ученых.
  2. Психоделический дзен
    – учение, предполагающее употребление наркотиков ради расширения границ сознания.
  3. Битническое направление
    – оно известно среди молодежи благодаря упрощенным правилам, пропагандирующим моральную и сексуальную свободу.

Кратко об учении

Дзен-буддизм – симбиоз китайских и индийских верований, помноженный на японскую традицию. Он содержит в себе следующие элементы:

  • цзинту (буддизм Чистой Земли);
  • мадхьямаки и махасангхики;
  • тэндай, сингон и кэгон (японские учения).

Несмотря на смешение стилей и различных школ, учение Бодхидхармы имеет свои отличия. Для этого религиозного течения свойственно «легкое» отношение к священным текстам. На первое место выходит постоянная практика, именно поэтому он так популярен, в отличие от других верований.

Центральной сутью учения является постижение сатори

. Для нее свойственны следующие черты:

  • нерациональность, необъяснимость;
  • интуитивное ощущение природы вокруг;
  • чувство восторга, эйфории как следствие реализации чего-то неуловимого;
  • краткость и внезапность.

Чем дзен-буддизм отличается от буддзима?

Желание достичь дзен означает готовность жертвовать собою на пути к нему – например, показывать кротость и смирение перед учителем. Дзен-буддизм настаивает на соблюдении системы правил учеником, когда классическое направление не требует какого-либо поклонения и проверок во имя религии. Дзен похож на технику, которая подходит людям, не желающим тратить много времени на религиозную составляющую учения.

На русском языке я посоветовал бы такие книги о практике осознанности и Буддизме:

Последняя книжка, кроме практических рекомендаций, хороша ещё и тем, что по ней можно увидеть, что не существует единственного “правильного” пути. Даже в рамках традиции Тхеравады мы можем обнаружить целый спектр вариантов, каждый из которых подходит для одного человека и не подходит для другого.

Ещё я недавно узнал, что перевели книжку Стивена Бэчелора на русский. Я её читал на английском и ничего не могу сказать про перевод. Но название предложено “политкорректное”. Оригинальное название: Confession of a Buddhist Atheist в этом переводе звучит как Что такое буддизм? Как жить по принципам Будды

То есть интригующее, парадоксальное и многозначное название превратили в пресное словосочетание ни о чём. По-видимому, издатели побоялись, что русскому читателю недоступно британское чувство юмора. Я возмущен, в общем!

Стивен Бэчелор – это один из основных моторов Секулярного Буддизма, а книжка – это одновременно и его автобиография, и его версия жизни Будды Гаутамы, и изложение его взглядов на Буддизм. Так что почитайте, если интересно. Возможно, убив название, издатели оставили, всё же, содержание в живых.

Наконец, классика всех времён и народов:

Эти книги послужили воротами в Дхарму для тысяч людей, в том числе и для меня.

Книги о Практике Осознанности без буддизма или с минимальными его примесями:

В международной Сети на английском языке, разумеется, огромное количество ресурсов.

Вот несколько моих любимых учителей, организаций и их сайтов:

  • Ассоциация Секулярных Буддистов– сообщество людей, практикующих Буддизм как путь улучшения и оздоровления непосредственной и конкретной жизни в “Этом Мире”, не очень-то заботясь о “Том Свете”.
  • Буддистские гики. Основной вопрос, который они поднимают, – это как буддийская практика может помочь нам жить в современном технологическом мире, и наоборот, как современные технологии могут помочь развивать нашу практику.
  • Мартин и Стивен Бачелоры– основные моторчики и идеологи Секулярного Буддизма.
  • Шинзэн Янг– учитель медитации с большим стажем как медитации, так и учительства, совмещающий различные подходы буддизма и науки.
  • Рик Хенсон– психолог, нейролог и буддист.
  • Dharma Seed. – Здесь очень много аудиозаписей бесед буддийских учителей различных традиций.
  • D.I.Y. Dharma sangha– сообщество фриков, гиков, чудаков, людей всевозможной “неправильной” ориентации, бунтарей, изгоев, бродяг и их друзей, которые медитируют вместе на буддийской платформе.
  • The Interdependence Project– ещё один большой секулярно-буддийский проект, очень много материалов, подкастов и пр.
  • Орден Дзэн-Миротворцев, который основал один из важных для меня учителей – Берни Глассман Роши.
  • Упайя Дзэн центр, основанный знаменитой Джоан Халифакс Роши. На сайте можно послушать много интересных подкастов.

Так мы незаметно подошли к третьей Драгоценности, или Ножке Табуретки.

Практика

В практическом понимании Дзен – это медитация, погружение в особое состояние созерцания. Для этого могут использоваться самые разные инструменты – все определяется практикой каждого конкретного человека, поэтому часто применяются довольно нестандартные пути достижения просветления. Это могут быть резкие выкрики учителя, его смех или удары палкой, занятия восточными единоборствами и физический труд.

Согласно Дзен-учению, лучшей практикой является монотонная работа, которую следует выполнять не ради достижения какого-то конечного результата, а ради самой работы.

Наглядный пример такого подхода приводится в одной из легенд об известном дзен-мастере, который определял мытье посуды в обычной жизни как стремление сделать ее чистой, а то же действие в философском понимании – как самодостаточное, предлагая ученикам мыть посуду только ради самого действия.

Еще одна важная философская практика – это коан. Так называется логическое упражнение по решению парадоксальной или абсурдной задачи. Ее нельзя осмыслить «обычным» (непробудившимся) рассудком, но потратив достаточное время на ее созерцание, можно однажды поймать ощущение понимания, то есть достичь искомого состояния мгновенно, в один момент, чаще всего неожиданно – без какой либо к этому подоплеки.

Например, одним из классических коанов является поиск «хлопка одной ладонью», то есть «беззвучного звука».

Где и с кем практиковать

“Мой ум, словно опасный район. Я стараюсь не ходить туда в одиночку”.

—Энн Ламотт

Если вы знаете английский язык и у вас есть деньги и время, то, пожалуй, вы уже обладаете одной из лучших карм из всех возможных. Но карма на месте не стоит – её всегда есть куда улучшать. Самый же лучший способ её улучшить – это повысить свою осознанность. Способ повысить осознанность – это практиковать её. А самый быстрый и эффективный способ освоить практику – это пройти интенсивный ритрит.

Дзенские повествования

Особенностью любого религиозного течения дзен является непризнание возможности передачи знаний в письменной форме. Только просветленный или пробужденный гуру способен научить тому, как понимать мир. И он может сделать это разными способами, вплоть до того, чтобы ударить вас палкой. В Японии классические боевые искусства (будо) и практика дзэн вступили в контакт друг с другом после принятия дзэн Риндзай кланом Ходзё в 13 веке, который применил эту дисциплину в своей боевой практике. Одной из влиятельных фигур в этих отношениях был священник Риндзай Такуан Сохо, который был хорошо известен своими трудами по дзэн и будо, предназначенными для самурайского сословия (особенно его “Свободный разум”). Школа Риндзай также перенимает некоторые даосские энергетические практики. Они были введены Хакуином (1686-1769), который научился различным техникам у отшельника по имени Хакую, который помог Хакуину вылечить его “болезнь дзен”. (состояние и физическое умственное истощение). Эти энергетические практики, известные как найкан, основаны на сосредоточении ума и своей жизненной энергии (ки) на тандэн (точка чуть ниже пупка).

Понятие философии буддизма

Буддизм представляет собой философско-религиозное учение, мировое верование, указывающее на личность мудреца в качестве просветленного человека и затрагивает его переворотный подход к отношению между Господом и человеком в сравнении с существовавшей в тот период религиозной системой.

Стоит заметить, что буддийское учение сконцентрировано на человеческой точке зрения то бишь главных положениях вероисповедания. В котором, в частности в нынешнем его веянии идет речь о том, что человек сам должен быть в ответе за собственную судьбу, причем не только в данном бытие, но и во всех последующих воплощениях незабвенной души.

Интересна история возникновения буддизма. Считается, что Сиддхартха Гаутама является первым человеком, кто смог погрузиться в нирвану. После чего отправившись в город близ Бенареса Сарнатх, просветленный окружил себя пятью монахами, которые в свою очередь и стали его первыми учениками и изложил им свои наставления. Сама проповедь содержала кратко изложенные четыре мысли, которые составляли основу его учения. Такого рода «символ верования» стал именоваться «арья сатьи», то есть возвышенные истины. По Индии довольно быстро стало распространять известие о новом пророке.

Высказываемые им идеи на деле оказались очень привлекательными. Согласно же красочной легенде пророческий путь мудреца был победным шествием, в особенности в тот период, когда он смог обратить в свое вероучение известного затворника и пророка Кашьяпу, а также его 600 последователей. Примечательно, что даже большое количество популярным брахманов отступили от собственного вероучения, становясь проповедниками буддийского учения. Однако, все же большее количество приверженцев пророк имел в вайшьев, варнах и кшатриев.

Дзен-буддизм – основные идеи

Глубина и сила этого учения поражает, особенно если человек лишь начинает знакомство с ним. Не представляется возможным до конца понять, что означает дзен, если отрицать тот факт, что пустота – настоящая суть и цель просветления. Это учение опирается на природу ума, которую невозможно выразить словами, но можно осознать. Его основные принципы:

  1. По своей натуре каждый человек равен Будде и он может открыть в себе просветляющую основу.
  2. Состояние сатори можно достичь только через полный покой.
  3. Получение отклика от своего Будды, который находится внутри человека.

Коаны – короткие поучительные истории или диалоги, схожие с сурами Корана. Они раскрывают сущность вопросов, возникающих как у новичков, так и у опытных религиозных последователей. Коаны дзен создавались с целью придать психологический толчок ученику, мотивировать его. Ценность каждого из таких рассказов раскрывается в его решении:

Медитация – особое психо-физическое состояние человека, которого проще всего достичь в атмосфере глубочайшей тишины и сосредоточенности. В буддистских монастырях необходимости в предварительной подготовке к погружению в нее не было, потому что члены общин изначально ограждали себя от всяких соблазнов. Монахи отвечая на вопрос о том, что такое дзен-медитация, говорят, что это ощущение чистого сознания без содержания. Достигнуть его можно, выполнив следующую очередность действий:

  1. Сначала нужно сесть на полу, лицом к стене, подложив под ягодицы подушку или сложенное в несколько слоев одеяло. Его толщина не должна помешать принять удобную устойчивую позу. Одежда для медитации подбирается свободная, чтобы не стеснять движения.
  2. Для удобной посадки рекомендуется принять позу полного лотоса или полулотоса.
  3. Следует закрыть глаза и абстрагироваться от проблем и мыслей.
  4. Когда пустота заменит ментальный шум, появится чувство ни с чем не сравнимой расслабленности и удовлетворенности.

Желающий найти ответ на интересующий его вопрос обращается к этой восточной технике, как правило, находясь в отчаянии. Он стремится познать дзен после того, как простые способы разрешения дилеммы были исчерпаны. Для некоторых этот процесс представляет собой своеобразный пост с воздержанием от еды, взаимоотношений с противоположным полом и активной трудовой деятельности. Большинство же буддистов придерживаются более традиционных способов осознания тонкой материи дзен:

Каков механизм работы Дзэн?

Человеческое познание идет посредством его восприятия, на которое действуют все ложные установки, что лежат внутри него. Такая суть человеческой природы образует некий замкнутый круг в понимании любой проблемы: «Я хочу понять, что за проблема, но все мое понимание подвержено действию восприятия этой проблемы на меня». Таким образом, получается, что осознание проблемы невозможно!

Пробиться через закостенелое восприятие проблемы разумом — задача психологов и медитации Дзэн-буддизма.

Как уже упоминалось ранее, медитация Дзэн — это некое отключение потока мыслей ума. Можно даже сказать, что Дзэн — это еще и снижение силы переживаний. Срабатывает простой механизм: «Если я об этом переживании не думаю, то оно на меня не действует». Отсюда разрывается цепочка: «Я хочу понять, что за переживание у меня, и я это понимаю вне влияния переживания на меня». В Дзэне человек наблюдает за миром вне своего восприятия этого мира!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]