Мотив это в психологии? Мотивация это в психологии?

Мотив это в психологии? Мотивация это в психологии? Примеры мотивов. Иерархия мотивов. Что хочет человек? Научный эксперимент. Свобода выбора мотива.

Здравствуйте, друзья!

Сегодня мы с Вами рассмотрим еще одну важную составляющую психической сферы человека!

В нашей жизни мы порой сталкиваемся с трудными ситуациями, когда поведение другого человека, а в некоторых случаях собственное, вызывает недоумение и мы задаем себе вопросы:

– Почему он так сделал?

– Что им двигает?

– Каковы истинные причины его поведения?

– Что его побуждает так себя вести?

В переговорах участник также задает себе подобные вопросы с целью понять оппонента, причины его поступков. Такие вопросы актуальны даже в тех случаях, когда противоположная сторона с удовольствием сама сообщает о причинах своего поведения. Почему? Потому что ответы оппонента могут не отражать подлинную виртуальную реальность, которой руководствуется человека.

Статья «Картина мира это? Виртуальная реальность, определение.»

Предъявленные ответы могут быть частью манипуляции и ложью.

Статья «Манипуляция что это такое? Как люди манипулируют?»

Правильные ответы, полученные на вопросы, позволяют лучше понять человека и соответственно эффективнее управлять процессом взаимных отношений.

Блок 1. Мотив. Что это?

Мотив – это побуждение к деятельности, удовлетворяющей потребности, желания личности.
Мотивация – это совокупность побудительных факторов, определяющих поведение человека.

Мотив – это побудитель! Состояние побуждения, которое испытывает человек, можно назвать в том числе ВЛЕЧЕНИЕМ. Собственное влечение не всегда осознается человеком и порой остается «в темноте».

Источником побуждения человека к деятельности является доминирующая потребность. Потребность в большинстве случаев, но не во всех, является причиной мотива. Мотив является причиной деятельности, но не всегда. Деятельность в основном определена мотивом. Немотивированная деятельность имеет место быть тогда, когда субъект не осознает своих мотивов.

Специфичности связей между мотивом, потребностью и деятельностью нет.

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО “Переговоры с покупателем. Как договориться по оплате?!”


Responsive WordPress Gallery Plugin

Примеры

Рассмотрим основные мотивы на практике , как они прослеживаются в современной жизни, приведем конкретные примеры.

  1. Внешний мотив: покупка статусного автомобиля, полет в другую страну (поскольку в нее модно летать, а не потому, что человек сам этого хочет), приобретение брендовой одежды.
  2. Внутренний мотив: желание написать книгу, освоение новой профессии, получение образования (потому что человек сам этого хочет).
  3. Мотив избегания неудач: работать (избегание увольнения), заниматься в тренажерном зале (избегание ожирения), бросить пить или курить (избегание потери здоровья).
  4. Познавательный мотив: чтение научных книг или статей, просмотр документальных фильмов, интервьюирование или общение с эрудированными людьми, специалистами, самостоятельная добыча информации на практике.
  5. Эстетический мотив: чтение художественной литературы, просмотр фильмов, поход в музей или галерею, в театр.

Знание закономерностей формирования мотива позволяет стимулировать деятельность, делать ее продуктивной и продолжительной.

Благодаря правильной мотивации человек может достигать максимальных успехов в работе и развить собственный потенциал.

Виды мотивов и механизм мотивации:

Блок 3. Мотив. Иерархия.

1. Мотивы между собой могут конкурировать, что проявляется в проблеме выбора, иногда острой и хорошо всем известной. Вы сталкивались с ситуацией, когда не могли быстро выбрать, какую маечку надеть на улицу? А есть ситуации и посложней, это выбор между смертью и жизнью собственной, близкого родного человека и какой-то группы людей. Это уже класс моральных дилемм.

2. В ситуациях выбора мотив определяется той ценностной категорией, которая доминирует в данный период времени у личности.

3. Мотивы выстраиваются в иерархическом порядке по степени значимости в каждом конкретном контексте жизненной ситуации. Один из мотивов становится лидером, «ДИРИЖЕРОМ». Весь этот сложный процесс происходит на фоне постоянного эмоционального сопровождения и далеко не всегда доступен для осознания субъекту.

4. Часто происходит рационализация мотивов, подключается рассудочное объяснение. Но иррационализм может главенствовать в поведении.

5. Ведущий мотив является главным регулятором деятельности человека, придавая таким образом личностный смысл поступкам. Однако поступки субъекта далеко не всегда «проливают свет» на ведущий мотив и поэтому преждевременные выводы о мотивах оппонента в переговорах представляют собой зачастую «гадание на кофейной гуще».

6. Декларируемый субъектом так называемый смысл может быть «ширмой», «завесой», «маской», скрывающей истинные мотивы. Человек может не осознавать ложность актуализированного внутреннего смысла поступка, не совпадающего с действительным мотивом. Быть при этом в тисках когнитивных заблуждений. Придание внутреннего смысла чему-либо – это способ объяснить самому себе и окружающим причины своего поведения. Это способ внести рациональность в собственные поступки.

7. Субъект, осознающий собственную иерархию мотивов в различных контекстуальных ситуациях, управляет мотивами и способен сдвигать «лидеров», открывая путь для тех мотивов, которые соотносятся с главными ценностными ожиданиями человека, формирующими глубокий личностный и надличностный смысл.

Мотивы побуждают смыслоподкрепляющую и смыслоформирующую деятельность.

Теории: кратко

Мотивации Маслоу

Основана на описанной им же пирамиде потребностей.

Маслоу считал, что первичны в иерархии , простейшие потребности, им человек уделяет большое внимание.

Также ученый акцентировал внимание на том, что удовлетворение более высшей потребности невозможно без удовлетворения предыдущей (человек не сможет заниматься саморазвитием, если голоден или находится в дискомфортной обстановке).

Ожиданий

Согласно данной концепции, самого факта наличия потребности недостаточно для формирования мотива. Человек ожидает, что тот способ, который он выбрал для реализации потребности , эффективен.

Он надеется, что конкретный метод поможет ему достичь цели. Теория мотивации рассматривает проблему выбор человека из множества альтернативных способов достижения цели. Согласно теории, чем отчетливее личность видит будущий результат, тем больше замотивирована на его получение.

Справедливости

Согласно ей, человек сравнивает потраченные усилия с конечным результатом. И если он затратил больше ресурсов, чем получил на выходе, то возникает дискомфорт.

Дискомфорт трансформируется в чувство справедливости. Простыми словами, возникает вопрос: «,Почему я столько работал, а получил так мало?»,.

Тогда человек начинает искать способ восстановить справедливость: либо заведомо прилагать меньше усилий (поскольку труд все равно не оценят по достоинству), либо требует «,доплатить», за усилия (повышение зарплаты, повышение в должности, выдача премии или других статусных атрибутов).

Данная теория мотивов применяется в менеджменте и рассматривает, в первую очередь, мотивацию сотрудников.

Блок 4. Мотив. Что хочет человек?

Конечный целевой ресурс, к которому хочет получить доступ переговорщик, является мотивом его поведения. Группа зарубежных авторов во главе с Ритой Л. Аткинсон полагают, что человек хочет «и рыбку съесть, и косточкой не подавиться».

Человек хочет получить желаемое и при этом не нести никакой ответственности за совершенные действия, и вместе с тем не хочет получать нецелевые результаты, которые вызовут отрицательные эмоциональные переживания. При этом, чтобы такая идиллия продолжалась бесконечно долго, всю его жизнь.

Статья «Предательство что это такое? Стратегия теории игр.»

Фактически, генеральные потребности, желания, они же и мотивы – это получать УДОВОЛЬСТВИЕ и избегать БОЛЬ.

Способы получать удовольствие существенно разнятся. Желания человека всего лишь предметы, с помощью которых осуществляется доступ к главному ресурсу, который является мотивирующим фактором – эмоцией, переживанием.

1. Для одного индивида способ обрести «рай» – это употребление стимуляторов: никотина, алкоголя, наркотиков, энергетиков, когда моментально в синаптическую щель осуществляется выброс дофамина, серотонина, а затем следует незамедлительная реакция организма, сопровождаемая удовольствием.

2. В другом случае, секс заканчивается оргазмом.

3. В третьем, субъект бежит суточный марафон или участвует в триатлоне на IRONMAN и тем самым получает свою долю эмоционального заряда.

4. В четвертом случае, «посвященный» слушает сонаты великого композитора на органе в соборе и вместе с дрожью в теле накатывает религиозное блаженство.

5. Пятый одевает специальный костюм-крыло (вингсьют) и прыгает в нем с километрового утеса, пролетая в одном метре от края каменной глыбы.

6. Шестой поедает каждый день шоколад и торты с пирожными.

7. Седьмой стремиться обрести максимально возможную ВЛАСТЬ в цифровом мире хакеров, чтобы уподобиться творцу и пережить экстаз.

8. Восьмой разрезает «на ремни своего пленника» и обретает большую радость освобождения от гнетущего психического дискомфорта.

Итог во всех случаях один – ПОЛУЧЕНИЕ УДОВОЛЬСТВИЯ, после которого очень хочется получить еще раз удовольствие, а потом еще раз и еще.

Артур Шопенгауэр годы жизни: 22 февраля 1788 — 21 сентября 1860 весьма точно заметил:

«То же, наконец, замечается и в человеческих стремлениях и желаниях: они всегда обманчиво внушают нам, будто их существование есть конечная цель воли; но стоит только удовлетворить их, как они теряют свой прежний облик и потому скоро забываются, делаются для нас стариной, и мы в сущности всегда отбрасываем их как исчезнувшие призраки, хотя и не сознаемся в этом. И наше счастье, если еще у нас осталось, чего желать и к чему стремиться, чтобы поддерживать игру вечного перехода от желания к удовлетворению и от него к новому желанию, — игру, быстрый ход которой называется счастьем, а медленный — страданием; чтобы не наступило то оцепенение, которое выражается ужасной, мертвящей жизнь, томительной скукой без определенного предмета, убийственным languor.»

Холистико-динамическая теория личности А. Маслоу

Холистико-динамическая теория личности А. Маслоу

Либо вы делаете шаг вперед к личностному росту, либо выделаете шаг назад – в безопасность.

Теория личности Абрахама Маслоу (Абрама Самуиловича Маслова) по — разному называлась гуманистической теорией, трансперсональной теорией, третьей силой в психологии (первая сила – психоанализ и его модификации. Вторая сила — бихевиоризм и его модификации), теорией потребностей и теорией самоактуализации. Однако сам Маслоу называл теорию холистико-динамической, потому что она предполагает, что человек постоянно мотивируется той или иной потребностью и тем, что у людей есть потенциал расти в направлении обретения полной самоактуализации. Чтобы достичь самореализации, люди должны удовлетворять потребности более низкого уровня, такие как голод, безопасность, любовь и уважение. Только после того, как они будут относительно удовлетворены в каждой из этих потребностей, они могут достичь самореализация в потребностях высшего уровня.

А. Маслоу критиковал как психоанализ, так и бихевиоризм за их ограниченные взгляды на человеческую природу и их неадекватное понимание психологически здорового человека. Маслоу считал, что люди обладают более возвышенной природой, чем ее описывали психоанализ или бихевиоризм.

Теория личности Маслоу основывается на нескольких основных предположениях:

  • Во-первых, это целостный подход к мотивации: целая личность, а не какая-то отдельная ее часть или функция, мотивирована.
  • Во-вторых, мотивация обычно сложна, что означает, что поведение человека может проистекать из нескольких отдельных мотивов. Например, желание сексуального соития может быть мотивировано не только фрейдистской психосексуальной генитальной потребностью, но и потребностью в доминировании, общении, любви и чувстве собственного достоинства. Более того, мотивация поведения может быть бессознательной или неизвестный человеку. Например, мотивация для студента колледжа получить высокую оценку может маскировать потребность в доминировании или власти. У Маслоу признание важности бессознательной мотивации представляет собой один важный аспект. Любое действие кроме явной и осознанной мотивации может иметь другие скрытые и основополагающие мотивы.
  • Третье предположение состоит в том, что люди постоянно мотивированы той или иной потребностью. Когда одна потребность удовлетворена, она обычно теряет свою мотивационную силу и затем заменяется другой потребностью. Например, до тех пор, пока потребности людей в обеспечении пропитанием остаются неудовлетворенными, они будут стремиться к его добыче. Но когда у них будет достаточно еды, они переходят к удовлетворению потребностей более высокого порядка, таким как потребности в безопасности, дружбе и самоуважении.
  • Четвертое предположение теории состоит в том, что все люди во всем мире мотивированы одними и теми же основными потребностями. Способы, которыми люди в разных культурах добывают пищу, строят дома и отношения могут варьироваться в широких пределах, но основные потребности, такие как пища, безопасность и дружба являются общими для всего человечества.
  • Последнее предположение относительно мотивации состоит в том, что потребности могут быть организованы в виде иерархии, где внизу находятся базовые физиологические потребности, а наверху – потребности самоактуализации.

Природа мотивирующих потребностей

Маслоу выдвинул гипотезу о том, что некоторые человеческие потребности изначально детерминированы инстинктами, но могут быть изменены путем обучения. Секс, например, является, прежде всего, физиологической потребностью в рамках инстинкта размножения, но способ, которым эта потребность выражается, зависит от обучения.

Одним из критериев для отделения инстинктивных (инстинктоидных) потребностей от неинстинктивных является уровень нарушений при их неудовлетворенности. Подавление инстинктоидных потребностей приводит к развитию патологии, тогда как фрустрация неинстинктоидных потребностей – не производит такого негативного эффекта. Например, когда людям отказывают в достаточном количестве любви, они заболевают, так же, как и когда им не хватает еды или безопасной среды.

Второй критерий для различения инстинктоидных и неинстинктоидных потребностей заключается в том, что инстинктоидные потребности являются стойкими и их удовлетворение необходимо для поддержания психического здоровья. Неинстинктоидные потребности, напротив, обычно носят временный характер, и их удовлетворение это не является обязательным условием для здоровья.

Третье различие заключается в том, что инстинктоидные потребности являются видоспецифичными. Следовательно, животные инстинкты нельзя использовать в качестве модели для изучения человеческой мотивации. Например, только человек может быть мотивирован чувством собственного достоинства и самоактуализацией.

В-четвертых, хотя инстинктоидные потребности трудно изменить, они могут быть сформированы, подавлены, или изменены под воздействием окружающей среды. Многие инстинктоидные потребности (например, любовь) являются более слабыми, чем внешние силы общества (например, агрессия в форме преступления или войны). Поэтому Маслоу настаивал на том, что общество должно “защищать слабые, тонкие и нежные инстинктоидные потребности, чтобы они не были подавлены более жесткой и более мощной культурой”. Иначе говоря, инстинктоидные потребности могут быть изменены и даже уничтожены более мощными силами природы и цивилизации. Следовательно, здоровое общество должно искать способы, с помощью которых его члены могут получать удовлетворение не только физиологических потребностей и потребностей в безопасности, но и любви, уважения, а также потребности в самоактуализации.

Низшие и высшие потребности

Важные сходства и различия существуют между потребностями более высокого уровня (любовь, уважение, потребность в самоактуализации) и потребности более низкого уровня (физиологические и безопасность). Высшие потребности сходны с низшими в том, что они также инстинктоидны. Маслоу настаивал что любовь, самоуважение и самоактуализация так же биологичны, как жажда, голод и секс и любовь. Различия между высшими и низшими потребностями лежат в другой плоскости.

Во-первых, потребности более высокого уровня находятся позже на филогенетическом или эволюционном уровне. Например, только люди (относительно недавний биологический вид) имеют потребность в самоактуализации. Кроме того, более высокие потребности появляются позже в ходе индивидуального развития. Более низкие потребности должны быть безусловно удовлетворены у младенцев и детей, чтобы они смогли продвигаться до более высокого уровня потребностей.

Во-вторых, удовлетворение потребностей высшего порядка дает людям больше ощущения счастья и больше пиковых переживаний. Пиковые переживания – это введенный Маслоу термин для описания внезапных интенсивных ощущений счастья, полноты существования, которые нередко сопровождаются также чувством единения с миром, природой, другими людьми, произведениями искусства, осознанием некоторой «абсолютной истины», единства всех вещей. Гедонистическое удовольствие, порождаемое удовлетворением низших потребностей, обычно бывает временным и несравнимым с качеством и уровнем переживания счастья при удовлетворении высших потребностей. Кроме того, удовлетворение более высокого уровня потребностей является более субъективно желательным для тех людей, которые испытали потребности как высшего, так и низшего уровня. Другими словами, человек, который достиг уровня самоактуализации, не будет иметь мотивации для возвращения на более низкую ступень развития.

Концепция иерархии мотивов

Концепция иерархии потребностей Маслоу предполагает, что потребности более низкого уровня должны быть удовлетворены или, по крайней мере, частично удовлетворены до того, как потребности более высокого уровня смогут стать действующими регуляторами поведения. Эти потребности по иерархии (пирамида или лестница), где каждый последующий уровень отражает более духовные (высшие) и все менее необходимые для выживания потребности. Например, кто-нибудь, чтобы быть мотивированным чувством собственного достоинства или самоактуализацией должны заранее удовлетворить свои потребности в еде и безопасности. Удовлетворение физиологических потребностей приоритетно для выживания. Маслоу перечислил потребности в порядке их преобладания: физиологические потребности, потребности в безопасности, любви и принадлежности, потребности в уважении и самоактуализации. Маслоу подсчитал, что гипотетический средний человек имеет удовлетворенность в своих потребностях примерно до следующих уровней:

  • Физиологический — 85%
  • Безопасность — 70%
  • Любовь и принадлежность — 50%
  • Самоуважение — 40%
  • Самоактуализация -10%.

Чем больше удовлетворяется потребность на более низком уровне, тем больше возникает потребность следующего уровня. Количественное соотношение выраженности потребностей графически удачно отображается в виде слоеной пирамиды. Например, если потребности в любви удовлетворяются только на 10%, тогда потребности в уважении могут вообще не появиться. Но если потребности в любви удовлетворяются на 25%, тогда потребность в уважении может развиться на 5%. Если любовь удовлетворяется на 75%, то потребность в уважении расширяется до 50%, и так далее. Поэтому потребности возникают постепенно, и человек может быть одновременно мотивирован потребностями с двух или более уровней.

Например, самоактуализирующийся творческий человек может быть почетным гостем на обеде, подаренным ему близкими друзьями в тихом уютном ресторане. Акт приема пищи удовлетворяет физиологическую потребность, но в то же время почетный гость может быть удовлетворен безопасностью, любовью, уважением и потребностями в самоактуализации.

Хотя базовая иерархия потребностей является наиболее распространенной, иногда 10.1, иногда потребности могут меняться местами. Для некоторых людей стремление к самоуважению или творчеству (потребность в самоактуализации) может иметь приоритет над безопасностью и физиологическими потребностями. Энтузиаст художник может рисковать безопасностью и здоровьем, чтобы завершить важную работу. Человек, считающий человеческое достоинство и общегуманистические ценности абсолютом, способен выступать против превосходящих сил тоталитарных государств и диктататур, рискуя своей безопасностью. В некоторых случаях кажущаяся инверсия иерархии потребностей таковой не является, так как в основе поведения лежат скрытые мотивы базовой иерархии.

Физиологические потребности

Самыми основными потребностями любого человека являются физиологические потребности, в том числе в пище, воде, воздухе, поддержание постоянной температуры тела и так далее. Физиологические потребности – самые сильные мотиваторы. Вечно голодные люди мотивированы добывать еду и есть, а не заводить друзей или обретать самоуважение. Когда люди не удовлетворяют свои физиологические потребности, они живут, прежде всего, для удовлетворения этих потребностей и постоянно стремятся их удовлетворить. Голодающие люди становятся озабоченными едой и готовы сделать почти все, чтобы получить ее.

Физиологические потребности отличаются от других потребностей, по крайней мере, в двух важных аспектах:

Во-первых, это единственные потребности, которые могут быть полностью удовлетворены или даже чрезмерно удовлетворены. Люди могут насытиться настолько, что пища полностью теряет свою мотивационную силу. Для того, кто только что объелся, мысль о большем количестве пищи может иметь даже тошнотворный эффект.

Второй характеристикой, свойственной физиологическим потребностям, является их рекуррентный характер. После того, как люди поели, они в конечном итоге станут голодными. Также люди постоянно нуждаются в пополнении своих запасов пищи и воды, а за самым глубоким вдохом придется сделать еще и еще вдохи. Потребности высшего уровня не нуждаются в постоянном удовлетворении. Например, люди, которые хотя бы частично удовлетворили свои потребности в любви и уважении в норме будут сохранять уверенность в том, что они могут удовлетворить эти свои потребности.

Потребность в безопасности

Когда люди частично удовлетворяют свои физиологические потребности, они становятся мотивированными в обеспечении своей безопасности, включая физическую безопасность, стабильность, независимость, и свободу от таких угрожающих сил, как война, терроризм, болезни, страх, тревога, опасность, хаос и стихийные бедствия. Потребности в законе, порядке и регламентации также являются потребностями в безопасности.

Потребности в безопасности отличаются от физиологических потребностей тем, что они не могут быть чрезмерно насыщены. Люди никогда не могут быть полностью защищены от опасных действий других людей и чрезвычайных ситуаций. В демократических обществах, не находящихся в состоянии войн или социально-политических потрясений, большинство здоровых взрослых людей могут легко удовлетворить свои потребности в безопасности, так что с течением времени они становятся относительно неважными. Однако дети в любом обществе практически постоянно мотивируется потребностями безопасности, потому что для них существует множество субъективных и объективных угроз: темнота, животные, незнакомцы и наказания от родителей. Кроме того, некоторые взрослые тоже чувствуют себя относительно небезопасно, потому что они сохраняют иррациональные страхи с детства, которые заставляют их вести себя так, будто они до сих пор боятся родительского наказания. Такое состояние определяется приобретенной базовой тревогой, которая развивается из-за неудовлетворенной потребности в безопасности в детском возрасте.

Потребности в любви и принадлежности

После того, как люди частично удовлетворяют свои физиологические потребности и потребности в безопасности, они приобретают возможность мотивироваться такими потребностями как желание дружбы и любви, желание вступить в брак и завести детей, потребностью принадлежать к семье, клубу, сообществу или нации. Любовь и принадлежность также включают некоторые аспекты секса и привязанности, а также потребность как отдавать, так и получать любовь. Люди, у которых с ранних лет были адекватно удовлетворены потребности в любви и принадлежности, не испытывают страхов и тревог, когда им отказывают в любви или дружбе. Такие люди уверены, что они безусловно принимаются теми, кто важен для них, поэтому, когда другие люди отвергают их они не чувствуют себя опустошенными. Смотрите пример того, как проявля.тся потребности в любви и принятии в психологическом анализе диалога Маленького принца и Лиса.

Другая группа людей состоит из тех, кто никогда не испытывал любви и чувства принадлежность, и, следовательно, они сами не способны дарить любовь. В детстве таких людей никто не обнимал и не выражал своей любви в словесной форме. Маслоу считал, что эти люди со временем обесценивают значение любви и принимают ее отсутствие как само собой разумеющееся.

Третья категория включает в себя тех людей, которым досталось лишь немного любви и общности. Такие люди знают вкус любви и будут сильно мотивированы, чтобы обрести ее. Другими словами, люди, которые получили только небольшое количество любви, имеют более сильную потребность в привязанности и принятии другими, чем люди, получившие либо достаточное количество любви в детстве, либо вообще ее не получали.

Дети нуждаются в любви для того, чтобы расти психологически, и их попытки удовлетворить эту потребность обычно прямолинейны и непосредственны. Взрослые тоже нуждаются в любви, но их попытки достичь ее чаще искусно маскируются. Взрослые могут заниматься саморазрушительным поведением, притворяясь отчужденными, циничными, холодными или грубыми в межличностных отношениях. Они создают видимость самодостаточности и независимости, но на самом деле они имеют сильную потребность быть принятыми и любимыми другими людьми.

Другие взрослые, чья потребность в любви остаются в значительной степени неудовлетворенной, могут предпринимать слишком очевидные шаги, прилагая слишком много усилий для «поимки любви», чем подрывают свой собственный успех. Их постоянные мольбы о принятии и навязчивая привязанность делают других настороженными, недружелюбными и заставляют отдаляться от такого человека.

Потребности в уважении

В той мере, в какой люди удовлетворяют свои потребности в любви и принадлежности, они становятся способны следовать реализации потребностей в уважении, которые включают в себя самооценку, самоуважение, компетентность и знание того, что другие высоко их ценят. Маслоу выделил два уровня из потребностей в уважении — репутация и самоуважение. Репутация — это то, как мир воспринимает человека, уровень престижа, признания или известности, которых человек достиг в глазах других. Самоуважение — это чувство собственного достоинства и уверенности в себе человека. Самоуважение отражает стремление человека к достижениям, к мастерству и компетентности, уверенность перед лицом общества, а также стремление к независимости и свободе. Другими словами, самоуважение основывается на реальной компетентности человека, а не только на мнении о нем других. Рано или поздно люди достигают желаемого уровня самоуважения и оказываются на пороге высшей потребности — самоактуализации.

Потребности в самоактуализации

Когда потребности более низкого уровня удовлетворены, люди переходят более или менее автоматически на следующий уровень выше. Однако, после того как потребности в уважении удовлетворяются, люди далеко не всегда переходят на уровень реализации самоактуализации – таких людей в популяции не более 10%. К самоактуализации переходят лишь люди, которые разделяют такие ценности как абсолютные ценности как истина, красота, справедливость и другие ценности высшего духовного порядка. Люди, не разделяющее эти ценности, не переходят на уровень самоактуализации, даже если все их остальные потребности удовлетворились. Кроме блоков на предыдущих стадиях удовлетворения потребностей, Маслоу выделил комплекс Ионы, как значительное внутреннее сопротивление своей полной реализации. Комплекс Ионы характеризуется попытками убежать от своей судьбы точно так же, как библейский Иона. Комплекс Ионы, который находится почти в каждом человеке, представляет собой страх перед успехом, страх быть лучшим и страх благоговения перед красотой и совершенством.

Самореализация должна включать реализацию потенциала личности, и желание стать творческим человеком в полном смысле этого слова. Люди, достигшие уровня самоактуализации, становятся настоящими людьми в полном смысле этого слова, способными удовлетворять духовные потребности высшего порядка, которые другие люди не испытывают и никогда испытают. Самоактуализированные люди естественны в жизни в том же смысле, в каком естественны в мире животные и младенцы. Они способны выражать свои основные человеческие потребности и не позволяют другим людям подавлять их. Самоактуализирующиеся люди сохраняют чувство собственного достоинства даже тогда, когда их презирают или отвергают другие люди. Другими словами, самоактуализаторы не зависят от удовлетворения потребностей в любви или уважении. Такие люди становятся независимыми от потребностей более низкого уровня.

Критерии самоактуализированных личностей

Во-первых, самоакутализировашиеся люди свободны от психопатологии. Они не являются ни невротиками, ни психопатами, не имеют психических расстройств. Это очень важный критерий, потому что некоторые невротические и психотические индивидуумы могут испытывать переживания и иметь опыт, внешне схожие с пиковыми состояниями самоактуализированных личностей: повышенное чувство реальности, мистические переживания, творчество и отстраненность от других людей. Маслоу исключил из списка возможных самоактуализирующихся людей любого, кто проявлял явные признаки психопатологии — за исключением некоторых психосоматических заболеваний.

Во-вторых, самоактуализирующиеся люди продвинулись по иерархической лестнице развития потребностей, и поэтому живут выше обычного прожиточного минимума существования и не имеют угроз для их безопасности. Кроме того, они испытывали любовь и имеют хорошо развитое чувство собственного достоинства. Из-за того, что у них удовлетворены потребности более низкого уровня, самоактуализирующиеся люди лучше способны переносить лишения и разочарования в удовлетворении более низких по уровню потребностей, даже перед лицом критики, презрения и опасностей. Они способны любить самых разных людей, но не чувствуют себя обязанными любить каждого.

Третьим критерием самоактуализации Маслоу является принятие высших духовных ценностей. Только разделяющие их люди способны стать самоактуализированными. Среди популяции развитых демократических государств таких людей не более 1% населения. Они должны разделять и инкорпорировать высшие «B-ценности»: истина, доброта, красота, целостность или трансценденция, естественность или спонтанность, уникальность, совершенство, завершенность, справедливость и порядок, простота, наполненность, непринужденность, игривость или юмор, самодостаточность или автономия.

Самоактуализированные люди отличаются:

  • Более эффективным восприятием, анализом и оценкой окружающей реальности.
  • Принятием себя, окружающих и мира вокруг такими, как они есть.
  • Спонтанностью, простотой и естественностью.
  • Проблемо-центрированностью в отличие от эгоцентрированности.
  • Потребностью в приватности при способности не быть в одиночестве наедине с собой.
  • Автономностью и знанием своей ценности.
  • Искренностью признательности.
  • Способностью переживать пиковые эмоциональные состояния.
  • Чувство общности и единства с человечеством.
  • Глубиной личных отношений.
  • Демократичными взглядами и поведением.
  • Умение хорошо различать средства и цели.
  • Философскими взглядами.
  • Дружественным (не враждебным) чувством юмора.
  • Креативностью.
  • Устойчивостью к инкультуринации (навязывания культурных ценностей извне).
  • Способностью к «дающей» любви, особой глубиной интимных отношений.

Четвертым критерием достижения самоактуализации является “полное использование и эксплуатация талантов, способностей, потенциальных возможностей и т. д.”. Иначе говоря, его самоактуализирующиеся личности полностью удовлетворяют свои потребности в росте и постоянном развитии, чтобы стать теми, кем они способны стать.

Для оценки ценностей и повдения самоктуализированных людей существует опросник Personal Orientation Inventory (POI) [Э. Шостром, 1974].

Дополнительные потребности

В дополнение к основным пяти потребностям Маслоу выделил еще три категории потребностей: эстетические, познавательные и невротические. Удовлетворение эстетических и когнитивных потребности обеспечивает психологическое благополучие, тогда как депривация этих потребности приводят к развитию дезадаптации или психической патологии. Сформированные невротические потребности приводят к нарушению психического функционирования вне зависимости от того удовлетворены они или нет.

Эстетические потребности

Эстетические потребности не являются универсальными, но, по крайней мере, некоторые люди в каждой культуре мотивированы потребностью в красоте и переживании эстетического удовольствия. Со времен пещерных жителей до наших дней люди создавали искусство ради искусства. Люди с сильными эстетическими потребностями желают красивого и упорядоченного окружения, и когда эти потребности не удовлетворяются, они страдают точно так же, как и люди, страдающие, если не удовлетворяются их основные конативные потребности. Люди предпочитают красоту уродству, и они могут даже стать физически и духовно больными, когда их заставляют жить в условиях убогого беспорядочного окружения.

Познавательные (когнитивные) потребности

У большинства людей есть потребность получать знания и информацию, разгадывать тайны, понимать явления и проявлять любознательность. Маслоу назвал эти желания познавательными потребностями. Когда они блокируются, все потребности в иерархии Маслоу оказываются под угрозой, так как когнитивные способности необходимы для удовлетворения каждой из пяти основных конативных потребностей. Люди могут удовлетворить свои физиологические потребности, только владея информацией как добыть еду, потребности в безопасности — зная, как построить укрытие, любовь нуждается в знании, как относиться к людям, уважение нуждается в знании как приобрести некоторый уровень уверенности в себе, а самоактуализация требует полного когнитивного ресурса.

Маслоу считал, что здоровые люди хотят знать больше, чтобы теоретизировать, проверять гипотезы, раскрывать тайны или выяснять, как что-то происходит. Однако люди, познавательные потребности которых не удовлетворились, которым постоянно лгали, любопытство которых подавляли, ограничивали доступ к достоверной информации, приобретают определенные деформации личности, которые проявляются в недоверии, скептицизме, пессимизме и цинизме.

Невротические Потребности

Удовлетворение конативных, эстетических и когнитивных потребностей является основой здорового физического и психического развития человека. Неудовлетворенность потребностей приводят к формированию патологии, как на физическом, так и на психическом уровне. Наличие же у человека невротических потребностей приводит только к застою в развитии и к развитию патологии. По определению, невротические потребности контрпродуктивны. Они фиксируют нездоровый образ и стиль жизни, не имеют никакой адаптивной функции и подрывают здоровое стремление к самоактуализации. Невротические потребности обычно являются реактивными, то есть появляются и служат компенсацией при неудовлетворении базовых потребностей. Например, у человека, который не удовлетворяет потребности в безопасности, может развиться сильное желание копить деньги или имущество, чтобы защитить себя. Накопительный инстинкт — это невротическая потребность, которая приводит к патологии, удовлетворена она или нет. Точно так же невротик с неудовлетворенными потребностями в безопасности, любви и привязанности может стремиться установить близкие отношения с другим человеком, но эти отношения могут быть невротическими, потребительскими, которые не приведут к настоящей любви. Невротик нуждается либо в удовлетворении своих потребностей, либо в разочаровании в них (например, люди, которые хотят убедиться, что любви или дружбы не существует, или психолог не сможет им помочь).

Неудовлетворенные потребности

Отсутствие удовлетворения какой-либо из основных потребностей приводит к тому или иному виду патологии. Лишение пищи приводят к недоеданию, усталости, потере энергии. Угрозы собственной безопасности приводят к страху, неуверенности и ужасу. Когда потребности любви остаются неудовлетворенными, человек становится оборонительным, чрезмерно агрессивным или социально робким. Недостаток самоуважения приводит к болезненной неуверенности в себе, самоуничижению. Лишение возможности в самоактуализации также приводит к патологии, или, точнее, метапатологии: отсутствие ценностей, отсутствие самореализации и потеря смысла жизни

Немотивированное поведение

Маслоу считал, что некоторые виды поведения не являются мотивированными. Существует экспрессивное поведение, которое вызвано другими факторами, такими как условные рефлексы, процесс созревания или воздействие психоактивных веществ (наркотики, алкоголь).

Экспрессивное и совладающее поведение

Экспрессивное поведение, которое часто бывает немотивированным, отличается от совладающего (coping) поведения, которое всегда мотивировано и направлено на удовлетворение актуальной потребности.

Экспрессивное поведение часто является самоцелью и не служит никакой другой цели. Это часто бессознательное поведение, которое происходит естественно и без особых усилий. Она не имеет никаких целей, но является просто способом выражения личности. Выразительное поведение включает в себя такие действия, как сутулость, глупый вид, расслабленность, гнев или радость. Экспрессивное поведение может продолжаться даже в его отсутствие его подкрепления или вознаграждения. Например, хмурый взгляд, румянец или блеск глаз обычно специально не подкрепляется. Экспрессивное поведение также включает в себя походку, жесты, интонации голоса и улыбки. Человек, например, может демонстрировать компульсивное поведение просто потому, что он является обессивно-компульсивной личностью, а не потому, что ему это необходимо (хотя такой вариант нельзя полностью исключать). Другие примеры экспрессивного поведения включают занятия искусством, игры, наслаждение, признательность, удивление, благоговение, волнение. Экспрессивное поведение обычно не требует обучения, происходит спонтанно и определяется состояниями внутри человека, а не окружающей средой.

Совладающее поведение обычно сознательно, требует усилий, обучения и определяется внешней средой. Она включает в себя попытки индивида справляться с окружающей средой, обеспечивать себе пищу и кров, заводить друзей и быть принятым, обеспечить самоуважение. Совладающее поведение служит какой-то цели или задаче (хотя и не всегда осознанной или известной самому человеку), и оно всегда мотивируется какой-то дефицитной потребностью.

Использование в психотерапии

По Маслоу цель терапии состоит в том, чтобы клиенты приняли ценности бытия, то есть стали ценить истину, справедливость, доброту, простоту и так далее. Для достижения этой цели клиенты должны быть свободны от своей зависимости от других, чтобы их естественный импульс к росту и самоактуализации может стать активным, так как каждый человек имеет врожденную тенденцию стремиться к лучшему, к позитивной полноте жизни и чувств.

Цели вмешательства проистекают из положения клиента в иерархии потребностей. Если у человека преобладают низшие физиологические потребности и потребности в безопасности, то такие люди обычно не будут мотивированы работать с психологом, чтобы идти к более возвышенным жизненным целям. Вместо этого они будут стремиться получить пропитание и защиту. Большинство людей, которые обращаются за терапией, имеют удовлетворенные низшие потребности, но испытывают некоторые трудности в достижении любви и принадлежности. Следовательно, психотерапия, по мнению Маслоу, это в значительной степени межличностный процесс. Через теплое, любящее, межличностное общение в отношениях с психологом, клиент получает удовлетворение потребности в любви и принадлежности, тем самым продвигаясь к обретению чувства уверенности и самоуважения. Поэтому здоровые межличностные отношения между клиентом и психологом сами по себя являются значительным терапевтическим фактором. Обретение принятия другими дает клиентам ощущение, что они становятся достойны любви, что облегчает их способность устанавливать другие здоровые отношения вне терапии. Этот взгляд на психотерапию почти идентичен взгляду Карла Роджерса.

Литература

Psychology.Theories of Personality, Seventh Edition. McGraw−Hill Primis, 2008

Андрей Демкин

Блок 5. Мотив. Научный эксперимент.

В эксперименте с лабораторной крысой был открыт центр удовольствия в 1954 году Джеймсом Олдсом и Питером Милнером в лимбической системе.

(Olds J., Milner P., Positive reinforcement produced by electrical stimulation of the septal area and other regions of rat brain, «Journal of Comparative and Physiological Psychology», 1954, Vol. 47, pp. 419–427.)

Крысы нажимали на педаль, подсоединенную к механизму, замыкающему ток в электродах, вживленных в мозг. В результате крыса отказывалась от еды, сна, секса и постоянно, каждую секунду нажимала на педаль, доводя себя до истощения, изнурения, судорог, но не расставаясь с педалью. Экспериментаторам приходилось буквально спасать жизнь крысам, прерывая подачу тока в электроды. И только после прекращения стимуляции крыса с трудом возвращалась к обыкновенной своей жизнедеятельности. В тоже время в гипоталамусе существуют и центры неудовольствия, при раздражении которых крысы резко отпрыгивали и категорически не приближались к «плохой» педальке.

Блок 6. Мотив. Удовольствие и Боль.

В случае с человеком доступ к «хорошей педальке» – это реализация желания, которое является мечтой, «раем» на земле, в то время как доступ к «плохой педальке» вызывает ужас и боль, становясь «адом» на земле. И только регулярная обратная связь от условно объективной реальности напоминает, что у субъекта есть ответственность перед другими людьми за получение доступа к удовольствиям и не получение доступа к неудовольствиям. Это в какой-то степени прерывает жесткую ориентацию на получение «рая» и избегания «ада».

Статья «Социальная зависимость это? Стэнли Милгрэм эксперименты.»

В переговорах участник стремиться получить целевой результат, а как вознаграждение – положительное эмоциональное переживание.

Статья «Эмоции что это такое? Классификация эмоций в психологии.»

При этом субъект хочет выглядеть хорошо, как человек моральный, этически правильный, не нарушающий границ дозволенного, как он это субъективно понимает. Также индивид вовсе не желает получить еще и нецелевой результат, когда кто-либо на него злиться, испытывает гнев. Это чревато тем, что могут и отомстить, и обидеть в следующий раз. А это уже неудовольствие.

Статья «Теория игр для чайников. Стратегия поведения человека это?»

Совокупность двух векторов противоположно направленных, движение к удовольствию и движение от боли являются конечными целевыми ресурсами – мотивами человека.

Промежуточные желания лишь определяются количеством и качеством предметов «маслят и поганок в корзине жизни». Хорошо, чтобы «маслят» было больше, чем «поганок», но одна «поганка» может собственно прервать саму жизнь, поэтому еще более важным фактором является качество промежуточных желаний – результатов. При этом не стоит забывать, что один «масленок» перед смертью может выглядеть итоговым счастливым результатом всей жизни, в то время, как в корзинке наблюдались одни лишь «поганки». И одна «поганка» может перечеркнуть весь урожай «маслят», поскольку «ложка дегтя бочку меда испортит».

Устойчивость личности к «аду» и «раю», т.е. умение осознанно контролировать свои ключевые мотивы, позволяет балансировать между «Сциллой» и «Харибдой».

Однако ни один из двух векторов не является истинно свободным выбором, а лишь детерминирует поведение, фактически предоставляя ложный выбор как проявление иллюзии свободы.

Заказать услугу “Переговоры – Посредничество.”


ЗАКАЗАТЬ обучение

Методы изучения и диагностики мотивации

Кратко обозначим наиболее популярные методики изучения и диагностики мотивации:

  1. Q-сортировка Ф. Стефансона. Тест подходит для изучения поведения человека в группе. Методика выявляет выраженность шести основных мотивов: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие «борьбы», избегание «борьбы». Суть теста в том, что испытуемому нужно распределить список утверждений относительно себя на предмет соответствия: от «совершенно верно» до «совершенно неверно».
  2. Тест юмористических фраз А.Г. Шмелева и А.С. Бабиной. Это проективный тест. Испытуемому предлагается распределить афоризмы по группам и дать название каждой группе. Это и будет мотивационный портрет личности. А по количеству карточек в каждой группе видно насколько преобладает каждый из мотивов.
  3. Список личностных предпочтений А. Эдвардса. Испытуемому нужно выбрать одно утверждений из пары. Всего дано несколько пар. В итоге получается иерархия мотивов.

Существуют тесты для определения групповой мотивации, мотивации успеха и неудачи, иерархии мотивов и потребностей, изучения учебной мотивации и многие другие. В целом же для диагностики мотивации используются анкеты, личностные опросники и проективные методики. Мотивация отдельных видов деятельности, ее экспериментальные исследования

Существует несколько теорий относительно мотивации видов деятельности. Рассмотрим наиболее популярную.

С. Л. Рубинштейн выделили такие виды деятельности и мотивации: • игровая, • трудовая, • учебная, • творческая.

Среди мотивов игровой деятельности можно выделить: • стремление к удовольствию (З. Фрейд, К. Юнг); • желание «быть как взрослый» (А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин).

Теории относительно трудовой мотивации: • чем больше люди удовлетворены своей работой, тем лучше и охотнее они ее выполняют, важно поощрять работников (В. Врум и Э. Диси); • все люди ленивы, нужно запугивать их, принуждать работать, но в то же время труд сам по себе может приносить удовлетворение, это так же естественно, как игра или отдых (Д. Макгрегор); • для женщин важнее отношения внутри коллектива, для мужчин важнее значимость труда (В.А. Ядов и А.Г. Здравомыслов).

Экспериментальные исследования учебной мотивации можно разделить на группы:

  1. Мотивация первоклассников. Привлекает само посещение школы, а не обучение (Л.И. Божович).
  2. Мотивация младших дошкольников. Преобладает мотивация из-за чувства долга (И.М. Вереникина). Иногда заметна социальная мотивация, то есть желание порадовать маму, папу, учителя (М.В. Матюхина).
  3. Мотивация учеников средних классов. Преобладает интерес к конкретному предмету. Вместе с этим заметен мотив заслужить свое место среди сверстников (Л.И. Божович).
  4. Мотивация старшеклассников. Главный мотив – подготовка к дальнейшему обучению (В.Л. Мунтян).
  5. Мотивация студентов. Мотивация связана с желанием получить престижную работу, а также с интересом к веселой студенческой жизни. Интерес к учебе встречается редко, чаще заметно стремление получить «корочки» (А.Н.Печников и Г.А.Мухина).

Осталась рассмотреть творческую деятельность. Ее главный мотив – потребность в самореализации, самоактуализации, самовыражении и самосовершенствовании. Как правило, истинного творца не интересует материальная сторона вопроса или признание его трудов обществом. Хотя последнее было бы приятным бонусом.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]