Понятие идентификации в психологии: как проходит процесс в жизни


Великое «эго»

Отношение к личности в советских и западных школах психологии находилось под давлением идеологии. В СССР психология должна была представить доказательства правильности идей коллективизма.

В Европе и Америке психологи были востребованы как частные и корпоративные консультанты. Поэтому личности и её самоидентификации посвящено гораздо больше исследований.

Сформировалось несколько основных направлений:

  1. Психоанализ.
  2. Бихевиоризм.
  3. Когнитивизм.
  4. Символический интеракционизм.

Существование разных школ и конкуренция между ними отражает сложность проблемы. Человек обращается к психотерапевту и психоаналитику при осознании того, что в его жизни что-то «не так». Утрата самоидентификации служит причиной дискомфорта и стрессов.

Каждый человек индивидуален. Различия в подходах к диагностике и терапии позволяют каждому найти специалиста, методы которого наиболее эффективны в конкретной ситуации.

Уровни самоидентификации

В психологии выделяют следующие уровни самоидентификации:

  • Социально-профессиональный. Он определяется, например, такими утверждениями: «я – учитель», «я – успешный и уважаемый», «я – богатый и знаменитый». К примеру, самоидентифицируя себя как учителя, человек имеет в виду, что он учит подрастающее поколение, в связи с чем неосознанно рассчитывает на уважение со стороны окружающих.
  • Семейно-клановый. Здесь самоидентификация выражается, например, как «я – мама», «я – супруг», «я – член племени».
  • Национальная самоидентификация. На этом уровне каждый человек может определять себя сразу несколькими понятиями, например: «я – русский, живу в Архангельской области, я – северодвинец».
  • Ценностно-идеологический. Здесь личность определяет себя как человека, относящегося к таким группам, как мусульмане, православные, атеисты, пацифисты, демократы и другие.
  • Эволюционно-видовой. Каждый может сказать про себя: я – человек. И это – тоже самоидентификация, так как индивид осознает себя принадлежащим к определенному виду живых существ.

Кроме этих больших уровней, существуют и другие критерии самоидентификации, например: по хобби, любимой музыке, интересам, здоровью, вредным привычкам и даже по предпочтениям в еде – вегетарианцы и мясоеды. В чем заключается особенность самоидентификации личности? В том, что со временем человек может относить себя к разным частям общества, а также одновременно определять себя участником сразу нескольких групп.

Психоанализ

Фрейд рассматривал процесс самоидентификации как два противоположных процесса. Принятие того, что создаёт ощущение комфорта («анаклитическая» идентификация). И защиту от всего пугающего и непонятного («идентификацию с агрессором»).

На иллюстрации – структура личности по Фрейду. Эго – подсознательно, Ид – сфера получения удовольствий, Супер-Эго – самоограничения (этика, мораль).

Фрейд выдвинул теорию пяти стадий развития человека. Он связал их с преобладанием физиологических реакций в разные периоды детства. По его теории, слишком сильная фиксация на функциях организма в начале жизни приводит к нарушениям самоидентификации зрелой личности.

Эрик Эриксон, последователь Фрейда, предложил теорию 8 стадий психосоциального развития, от младенчества до старости. Она получила широкое распространение, так как в основных положениях соответствует «здравому смыслу» и личному опыту большинства.

Младенчество. Формирование доверия к матери и к окружению. Согласно наблюдениям за детьми в семьях и приютах, для младенцев важно наличие человека, с которым установлен эмоциональный контакт. Дети, лишенные общения, начинают отставать в развитии даже при правильном уходе и кормлении. Во взрослой жизни им сложно общаться, идентифицировать себя как независимую, самодостаточную личность.

Раннее детство до 3 лет. По Фрейду – это анальный период, когда ребёнок осознаёт контроль над испражнениями. По Эриксону, в этом возрасте формируются самостоятельность и осознание физических возможностей. Ребёнок осваивает первые навыки самообслуживания: еда, одевание и т.д. Ограничение активности в этом возрасте приводит к слабоволию.

Возраст игры от 3 до 6 лет. Ребёнок активно познаёт мир, осваивает системы норм и ограничений. Появляется осознание вины за нарушение запретов, стыд, гордость, инициатива в играх и общении. Формируется Супер-Эго. По Фрейду, это компонент личности, отвечающий за нормы поведения и нравственные установки. На уровне житейского опыта давно известно, что жесткие запреты или вседозволенность в детстве формирует искаженные представления человека о себе.

Школьный возраст до 12 лет. Период первого столкновения с социумом без поддержки родителей. Обретение навыков общения, осознание своего статуса в иерархии сверстников. Несоответствие ожиданий взрослых и реальных успехов ребёнка формируют комплекс неполноценности. Его проявления во взрослой жизни становятся поводом для обращения к психотерапевтам.

Подростковый возраст. Происходят физиологические и гормональные изменения. Подросток стремится уйти от семьи и социализироваться в обществе. Так как в современном мире подросток считается ребёнком и продолжает материально зависеть от родителей, процесс порождает конфликты. Идентификация себя среди других, формирование самостоятельных целей и желаний откладывается. Это выражается в инфантилизме, который предстоит преодолеть в зрелости.

Период молодости продолжается до 25 лет. От того, как были пройдены предыдущие стадии формирования личности, зависит способность человека создать семью. Отсутствие в предыдущей жизни опыта эмоциональной близости приводит к одиночеству, разочарованию, психологическим проблемам.

Зрелость. Продолжается до 60-65 лет. Человек реализует себя в профессии и других формах общественной жизни. Очень важна самоидентификация личности как родителя. Весь период зрелости человек переживает различные кризисы самоидентификации. Это служит источником развития (карьерный и профессиональный рост, смена деятельности, творчество).

Старость. Исчерпание ресурсов, принятие себя и своей роли в обществе, семье.

Э. Эриксон видел нормальное развитие личности в последовательном преодолении кризисов перехода от одной психосоциальной стадии к следующей. Все задачи периода должны быть отработаны. Иначе взрослый человек остаётся в стадии «ребёнка», «подростка». Его приоритетом становится поиск эмоциональной привязанности или своей социальной группы. По Эриксону, идентичность – признак зрелой личности.

Механизм развития

Идентификация развивается в несколько этапов. Первый происходит в возрасте около 3 лет, когда ребенок начинает понимать, что он и мама — не одно целое, что на внимание мамы претендует еще один человек — отец. Соревноваться с ним за мать ребенок не может, поэтому ему необходимо развить в себе отцовские качества. Это позволит позже, уже во взрослом возрасте завоевать “мать” — женщину, которая станет спутницей.

Второй этап развития идентификации происходит в подростковом возрасте. Период сепарации — это время, когда подросток все больше отдаляется от родителей и остается один на один с большим миром. Чтобы найти внешнюю опору, ему нужен другой человек или группа, с которой можно идентифицироваться.

В процессе идентификации человек получает новый опыт, приобретает качества, которые позже помогают ему определить собственный вектор развития. У маленького ребенка с помощью идентификации формируются личностные характеристики и поведенческие шаблоны, он начинает понимать свою половую принадлежность. Ориентир на значимый образ помогает преодолеть ощущение собственной слабости и неполноценности.

Личностная идентификация в бихевиоризме

Бихевиоризм – практическое приложение и развитие идей И. Павлова. Поведение людей рассматривается как система реакций на окружение. Личностная идентификация, осознанное поведение согласно выбранной стратегии считается высшим развитием человека.

Большинство людей не пытаются понять себя как индивидуальность. Они живут и действуют в соответствии с подсознательными программами, усвоенными в раннем детстве путём копирования. Их социальная идентификация сводится к усвоению шаблонов поведения и стереотипов, принятых в их окружении. Социальное одобрение – форма подкрепление.

Сугубо материалистический, почти биологический подход к мотивации человеческих поступков вызывал отторжение в научной среде. Но применение методов бихевиоризма в педагогике, в маркетинге и пропаганде даёт ожидаемый результат.

Определение понятия

Самоидентификация – это основа своего «Я», оценка собственных способностей, свойств личности, личностных, физических и нравственных особенностей. Каждый человек сам для себя определяет, насколько он способен к выполнению той или иной деятельности, достижению целей, проявлению чувств или физических качеств. На основе этих данных личность может причислить себя к той или иной группе: религиозной, спортивной, интеллектуальной и другим. Например, человек, осознающий свою способность к рисованию, может причислить себя к группе художников, а тот, кто видит в себе отличные физические данные, самоидентифицируется как спортсмен. Единственный способ самоидентификации личности – рефлексия: лишь глубоко поразмышляв о самом себе, человек может понять, кто он такой, чего он желает и куда движется.

Когнитивный подход

В противоположность бихевиоризму, при изучении личности проводится аналогия мозга с компьютером. Теория получила развитие на стыке психологии, кибернетики и лингвистики. Считается, что все впечатления от взаимодействий с внешним миром структурируются. Формируются так называемые «конструкты» — модели реальности. У каждого человека свой набор конструктов и связей между ними. Они регулируют поведение и самоидентификацию.

Из когнитивной психологии в широкий обиход пришло выражение «когнитивный диссонанс». Это расхождение между объективной реальностью и личным опытом индивидуума.

В когнитивизме проработана теория социальной идентичности (ТСИ). Для любой личности социализация связана с процессом категоризации, или сравнения свих качеств с качествами представителей какой-либо группы. Такое сопоставление возможно только при общении. Межличностное и межгрупповое взаимодействие рассматривается как познавательный процесс. В результате расширяется количество моделей поведения, упрощающих социальную адаптацию.

История открытия и изучения

Термин «идентификация» имеет разные трактовки, особенности. По учениям Зигмунда Фрейда, это:

  1. Защитная реакция при страхе перед наказанием за агрессивные или сексуальные влечения.
  2. Бессознательная идентичность одного субъекта с другим, мотив которой отражается в страхе потерять любовь.

В психоанализе идентификация имеет эмоциональный характер. Она является единственным механизмом, с помощью которого формируется личность. На бессознательном уровне воспроизводится родительский прототип.

С точки зрения бихевиористов идентификация связана с понятием:

  • теории ролей;
  • формирования, подкрепления вторичных потребностей;
  • когнитивизма.

Идентификация проявляется на сознательном и бессознательном уровне.

Символический интеракционизм

Приверженцы этой парадигмы в социологии считают, что человек реагирует не на непосредственные раздражители, а на их образы. Главной символической системой считается язык. «Понимание» членами группы друг друга без слов объясняется тем, что первичной интеракцией является жест и мимика.

Так как человек не может формироваться и развиваться вне социума, он самореализуется в процессе взаимодействий, «интеракций». Личность проявляется только как результат коммуникаций. Обмен представлениями людей о себе и окружающих формирует «первичную группу» с самыми тесными и результативными связями.

Личность находится в постоянной динамике: оценке ситуации, её соотнесения со знакомыми символами и во взаимодействии, или обмене символами.

Стадии

Этапы отождествления со стороны криминалистики:

  1. Подготовка. Эксперты должны изучить имеющиеся данные о конкретном человеке, оценить информацию, отсеять бесполезные, лживые сведения. Если информации достаточно, составляется план проведения исследований, подготавливаются технические средства.
  2. Аналитика. Специалист начинает изучение свойств, признаков объектов и субъектов, которые замешаны в деле.
  3. Эксперимент. Он нужен, чтобы получить образцы изучаемых субъектов.
  4. Сравнение. Этап отождествления объектов.

Последняя стадия — обобщение полученной информации, ее анализ, составление выводов, фиксация результатов. Итоги экспертизы фиксируются в специальных актах.

Социальная идентификация в современном мире

Осознавая и идентифицируя себя, человек обязательно соотносит своё «Я» с какой-либо группой. Эта идентификация может быть источником положительных эмоций. Осознание своей принадлежности к группе с низким статусом порождает чувство стыда. Например, не престижно быть «бедным», «плохо одетым», «слабаком».

Нежелание принадлежать к группе с низким статусом выражается несколькими способами:

  1. Активный протест, агрессия по отношению к представителям других групп, демонстрация «плохих» качеств.
  2. Ассимиляция, стремление внешне походить на представителей социальных слоёв с более высоким статусом.
  3. Поиски компромиссов, заимствование черт другой группы или культуры, при этом требования «уважать» отдельные нормы поведения своего социального слоя.

В основе самоидентификации – общность менталитета (цивилизационная идентичность). Это одинаковые для больших групп людей традиции и нормы, усвоенные в детстве. Люди с одним менталитетом легче понимают друг друга, даже если говорят на разных языках.

Но втором месте – этническая принадлежность. Она становится проблемой для представителей наций и народов, которые считаются или считают себя ущемлёнными.

Третья по значению – возрастная идентификация. Является проблемой для подростков, так как стремление занять более высокое положение «взрослого» не соответствует жизненному опыту. Для пожилых осознание своего возраста болезненно, потому что связано с утратой достижений предыдущей жизни.

Методы

Экспериментальные способы исследования в большинстве случаев акцентируют внимание на конкретных аспектах — социальных ролях, гендерной или групповой принадлежности, особенностях личности. Подобные исследования позволяют выявить особенности проживания определенных идентичностей, поиска значимого объекта для идентификации в разных ситуациях и сферах деятельности.

Трудности появляются, когда необходимо изучить не частные характеристики, а составить целостное представление о личности и ее идентичности.

Чтобы исследовать максимально широкий спектр проявлений идентичности, понять с кем, чем и насколько идентифицирует себя человек, применяется несколько диагностических направлений:

  • Опросники для выявления уровня отношения к себе и удовлетворенности собой. Они просты в использовании, их легко стандартизировать и валидировать на репрезентативной выборке. Ограничением для получения объективных результатов опроса могут быть когнитивные искажения, связанные с восприятием себя, а также социально желательные ответы.
  • Психосемантические методы исследования — в них оценка собственной личности рассматривается через соответствие определенному набору критериев, не всегда социально одобряемых.
  • Проективные методики — они дают возможность исследовать идентичность и самосознание.

Потеря самоидентификации личности

На любом возрастном этапе может произойти потеря самоидентификации личности. Она может иметь внешние или внутренние причины. К первым относятся такие, как потеря работы или утрата социального статуса. Ко вторым – изменение интересов, утрата прежних ценностей, глобальный пересмотр жизненных целей. Независимо от причины, при потере самоидентификации человек теряет свое место в некоторых социальных группах, в которых ранее комфортно себя чувствовал. Человек должен искать новые жизненные цели и свое новое место в обществе для успешного дальнейшего будущего. В ином случае, высок риск деградации личности, приобретение всякого рада зависимостей или развития депрессии тяжелой формы.

Болевые точки самоидентификации личности

Что такое болезненные точки самоидентификации человека? Это те особенности индивида, о которых человек знает, но считает их отрицательными чертами. К примеру, на социально-профессиональном уровне самоидентификации это может быть отсутствие конкретного умения, необходимого в профессиональной деятельности, а на уровне ценностей и идеологии – чрезмерная любовь к животным в совокупности с относительным равнодушием к бедам людей. При общении с другими людьми человек испытывает психологический дискомфорт, если приходится разговаривать на «болезненные» темы, касающиеся его личности.

Примеры

Самоидентификация личности, в том числе в западной традиции, включает самоопределение человека к той или иной группе, оценку собственных возможностей и анализ пройденного жизненного пути. При этом, человек может относиться к нескольким группам одновременно по разным критериям. Например:

  • по профессии и социальному положению: врач;
  • по семейному положению: супруга, мама, дочь;
  • по национальности и территории проживания: русская, москвичка;
  • по ценностям и идеологии: православная, приверженка мирного урегулирования конфликтов, главной жизненной ценностью считает свою семью;
  • по хобби: рукодельница;
  • по музыкальным пристрастиям: любит бардовские песни и русский рок.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]