Понятие идентичности в психологии
Среди исследователей идентичности до сих пор нет единого мнения о том, кому принадлежит открытие этой концепции для психологической науки. Если в философии можно проследить преемственность развития понятия «идентичность» от античности через немецкую классическую философию до постмодернизма, то в психологии это достаточно сложно, поскольку понятие, войдя в терминологический аппарат психологической науки, приобрело множество значений в силу множественности теоретических парадигм его интерпретаций.
Интерес к проблемам идентичности связан с формированием гуманистической парадигмы в гуманитарных науках, которая охарактеризовала проблемы свободы и ответственности, осмысленности жизни. Появление понятия «идентичность» в психологии обычно ассоциируется с Э. Эриксоном. Однако современные ученые находят истоки этого понятия в работах Z. Фрейд «Интерпретация сновидений» и «Психология группы и анализ эго». В «Толковании снов», опубликованном на рубеже XX века, Фрейд впервые использовал термин «идентификация», который он определил как бессознательное отождествление собственного субъекта с другим субъектом и рассматривал как механизм ассимиляции поведения значимых других и формирования суперэго. К моменту публикации «Психологии группы и эгоанализа» в 1914 г. Фрейд уже придал понятие идентификации более широкий смысл, определив ее не только как бессознательную связь ребенка с родителями, преимущественно эмоциональную по характеру, но и как важный механизм взаимодействия личности и социальной группы. Использование одного и того же термина — «идентификация» — для двух разных уровней человеческих отношений было вполне оправдано с теоретической точки зрения Фрейда, поскольку, по его мнению, ранний детский опыт амбивалентных эмоциональных отношений, который впоследствии переходит в сферу социального взаимодействия, лежит в основе как любви к собственной группе, так и агрессии по отношению к другим.
Следует отметить, что в современной психологии принято отличать понятие «идентификация» от понятия «идентичность». Если идентичность понимается сегодня, вслед за Э. Эриксоном, как определенное состояние самоидентификации, то идентификация — это совокупность процессов и механизмов, ведущих к достижению этого состояния.
E. Сам Эриксон считал У. Джеймса создателем концепции идентичности. Хотя Иаков не употреблял этот термин и вместо него использовал слово «характер», именно он впервые подробно описал острое и убедительное чувство идентичности и полноты, которое современная психология называет идентичностью, задав знаменитый вопрос: «Может ли человек встать с постели утром и с уверенностью утверждать, что он тот же самый человек, который ложился спать вчера вечером»?
Среди теоретических предвестников концепции Эриксона об идентичности нельзя не упомянуть К. Джасперса, чьи идеи отражают размышления об отношениях между «Я» и «Ты», возникшие в то время в экзистенциалистски-ориентированных философских и антропологических исследованиях. В своей диссертации «Общая психопатология», опубликованной в 1913 году, Ясперс определил идентичность как один из четырех формальных аспектов самосознания — осознание того, что я остаюсь тем, кем всегда был, и что все события в моей жизни происходят именно со мной, а не с кем-то другим. Примером расстройства личности, по словам Ясперса, являются заявления больных шизофренией о том, что то, что случилось с ними до наступления психоза, на самом деле было не с ним, а с кем-то другим.
И все же, несмотря на обширную историю анализа категории «идентичность», она приобрела статус отдельной научной концепции в работах Э. Эриксона. Эриксон начал свои исследования в 1940-х годах для изучения «военных неврозов» армии США, а в 1967 году он обобщил результаты своих многолетних исследований идентичности в своей книге «Идентичность: молодость и кризис». В нем он представляет идентичность как внутреннюю преемственность и идентичность, которая существует в контексте непрерывного развития личности и выполняет адаптивные функции. Идентичность — это динамическая сущность, которая меняется на протяжении всей жизни человека. Она дает возможность увидеть свою жизнь с точки зрения ее непрерывности, органично переплетая прошлое и будущее, и интегрируя их в опыт настоящего, приспосабливаясь к изменениям в жизненных ситуациях.
Э. Эриксон считал, что идентичность личности, помимо естественных склонностей, потребностей и способностей, объединяет значимую идентичность и прочные, стабильные социальные роли. Впоследствии, благодаря творчеству Г. Тайфеля и его последователей, социальные аспекты идентичности приобрели относительно самостоятельный статус в психологической литературе, что привело к дебатам о связи между личной и социальной идентичностью, которые продолжаются и по сей день. На сегодняшний день нет четкого решения этой проблемы.
Традиционное для современной психологии толкование идентичности личности как совокупности характеристик, отличающих конкретного человека от других людей, и социальной идентичности как результата осознания своей принадлежности к группе с принятием характеристик, характерных для этой группы, подразумевает противопоставление этих аспектов идентичности.
В последнее время многие исследователи склонны принимать «модель одной корзины» и делать свои гипотезы чисто теоретическими или подтверждать их эмпирически. В рамках когнитивной психологии идея о том, что за каждой социальной категорией стоит конкретное содержание, основанное на тех атрибутах, которые обычно интерпретируются как содержание личной идентичности, получила признание. С другой стороны, описывая себя как «счастливых» или «хороших», индивидуумы отождествляют себя с группами «счастливых» и «хороших» людей и выделяют себя из «грустных» и «плохих», что делает личностные характеристики не полностью индивидуализированными.
Идея о том, что социальные и личностные идентичности не противоречат друг другу, а являются взаимодополняющими элементами идентичности человека, характерна и для представителей теории социального восприятия С. Московича. Таким образом, У. Дойс отмечает, что личность можно рассматривать не только как набор уникальных особенностей, сводя индивидуальный уровень только к различиям. Как различия, так и сходства можно обнаружить как на уровне личной идентичности, так и на уровне социальной идентичности. Кроме того, он выдвигает эмпирически обоснованную гипотезу о том, что личностная идентичность может рассматриваться как социальная репрезентация, являющаяся результатом ассимиляции социально распространенных представлений о человеческой личности.
Как видно из двух подходов, описанных выше, один из ключевых вопросов, на которые пытаются ответить исследователи, заключается в том, какой тип идентичности является первичным по отношению к другому. В целом, исследователи признают примат социальной идентичности и ее опосредованное влияние на формирование личностной идентичности.
Таким образом, можно констатировать, что на современном этапе развития социальной психологии проблемы корреляции социальной и личностной идентичности остаются нерешенными. Наиболее широко распространенное сегодня мнение заключается в том, что социальная и личностная идентичность являются взаимодополняющими, а не противоречащими друг другу компонентами человеческой идентичности.
Как написать курсовую работу по логопедии
07.09.2010 244865
Данные методические рекомендации составлены с целью помочь студентам получить представления о содержании и структуре курсовых работ по логопедии.
Логопедия (от греч. lógos — слово, речь и paideía — воспитание, обучение) — это отрасль педагогической науки, которая изучает аномалии развития речи при нормальном слухе, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.
Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.
Объект изучения — человек, страдающий нарушением речи.
Основной задачей логопедии как науки является изучение, предупреждение и устранение различных видов нарушений речи.
Курсовая работа по логопедии представляет собой научно-экспериментальное исследование студента. Этот вид учебной деятельности, предусмотренный образовательно-профессиональной программой и учебным планом, способствуют приобретению навыков работы с литературой, анализа и обобщения литературных источников с целью определения круга недостаточно изученных проблем, определения содержания и методов экспериментального исследования, навыков обработки и качественного анализа полученных результатов. Необходимость выполнения курсовой работы по логопедии обусловлена актуализацией знаний, касающихся содержания, организации, принципов, методов и приемов логопедической работы.
Как правило, за время обучения студенты должны написать две курсовые работы — теоретическую и практическую.
Первая курсовая работа должна быть посвящена анализу и обобщению общей и специальной литературы по выбранной теме. На основании данного анализа следует обосновать и разработать методику констатирующего (диагностического) эксперимента.
Во второй курсовой работе необходимо привести анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, а также определить направления и содержание логопедической работы, подобрать адекватные методы и приемы коррекции.
Итак, представим общие требования к содержанию и оформлению курсовой работы по логопедии.
Начальным и самым важным этапом работы над курсовым проектом является выбор темы, которая либо предлагается научным руководителем, либо выбирается студентом самостоятельно из перечня тем, созвучных направлениям научных исследований кафедры.
Каждая тема может быть модифицирована, рассмотрена в разных аспектах, но с учетом теоретического и практического подхода. Выбрав тему, студенту необходимо детально продумать ее конкретное содержание, направления работы, практический материал и др., что должно найти свое отражение как в формулировке темы, так и в дальнейшем построении исследования. Следует напомнить, что выбранная тема может иметь не только сугубо теоретическую направленность, например: «Дизартрия. Характеристика дефекта», «Классификация дисграфий», но и учитывать практическое значение рассматриваемой проблемы, например: «Логопедическая работа по коррекции речи при дизартрии». Также следует учитывать, что при формулировании темы следует избегать чрезмерной детализации, например: «Формирование просодических компонентов речи у дошкольников шестого года жизни, посещающих дошкольное учреждение для детей с тяжелыми нарушениями речи».
Курсовая работа включает в себя такие обязательные части как: введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.
Текст курсовой работы начинается с титульного листа. Пример его оформления можно посмотреть здесь.
Затем дается содержание работы, в котором формулируются названия глав, параграфов, разделов в точном соответствии с содержанием дипломной работы. Пример его оформления можно посмотреть здесь.
В тексте каждая последующая глава и параграф начинаются с новой страницы. В конце каждой главы обобщаются материалы и формулируются выводы.
Во введении раскрывается актуальность рассматриваемой проблемы в целом и изучаемой темы в частности, определяются проблема, предмет, объект, цель исследования. В соответствии с целью и гипотезой должны быть определены задачи и комплекс методов исследования, направленных на реализацию поставленных задач.
Актуальность темы заключается в отражении современного уровня педагогической науки и практики, отвечать требованиям новизны и полезности.
Определяя проблему исследования, важно указать, реализацию каких практических задач обучения и воспитания лиц с речевой патологией она поможет осуществить.
Под объектом исследования понимаются те или иные аспекты педагогической действительности, воспринимаемые через систему теоретических и практических знаний. Конечная цель любого исследования — совершенствование этого объекта.
Предмет исследования — это какая-то часть, свойство, элемент объекта, т.е. предмет исследования всегда указывает на конкретную сторону объекта, которая подлежит изучению и о которой исследователь хочет получить новое знание. Предмет – это часть объекта.
Можно привести пример формулировки объекта, предмета и проблемы исследования:
– Объект исследования — речевая деятельность детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи.
– Предмет исследования — особенности интонационного оформления речи детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.
– Проблема исследования — определение эффективных направлений логопедической работы по формированию интонационной выразительности речи в системе коррекционного воздействия.
Цель исследования способствует конкретизации изучаемого объекта. Цель любого исследования — решение определенной проблемы. Цель конкретизируется в задачах с учетом предмета исследования.
Задачи исследования формулируются в определенной последовательности, что определяет логику исследования. Задачи исследования ставятся на основе теоретического анализа проблемы и оценки состояния ее решения в практике.
Первая глава представляет собой анализ литературных источников, где рассматривается состояние данной проблемы в историческом и современном аспектах, представлены важнейшие теоретические положения, составившие основу исследования.
При написании первой главы следует обратить внимание на то, что текст курсовой работы должен быть выдержан в научном стиле. При изложении научного материала необходимо соблюдать такие требования, как:
– Конкретность – обзор только тех источников, которые необходимы для раскрытия только данной темы или решения только данной проблемы;
– Четкость – которая характеризуется смысловой связностью и цельностью отдельных частей текста;
– Логичность – которая предусматривает определенную структуру изложения материала;
– Аргументированность – доказательность мыслей (почему так, а не иначе);
– Точность формулировок, исключающая многозначное толкование высказываний авторов.
Литературный обзор состояния изучаемой проблемы не должен сводиться к последовательному изложению литературных источников. Он должен представлять обобщенную характеристику литературы: выделять основные направления (течение, концепции, точки зрения), подробно анализировать и оценивать наиболее фундаментальные работы представителей этих направлений.
При написании работы студент должен корректно использовать литературные материалы, делать ссылки на авторов и источники, откуда заимствуются результаты научных исследований. Отсутствие необходимых ссылок снижает оценку за курсовую работу.
Как правило, в курсовых работах по логопедии ссылки на литературные источники оформляются следующим образом: в квадратных скобках ставится номер цитируемого источника в общем списке литературы. Например: Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики [17].
При использовании цитат, в квадратных скобках, помимо указания номера источника, указывается номер страницы, с которой взята эта выдержка, например: Речевой ритм опирается на физиологическую и интеллектуальную основу, поскольку, во-первых, непосредственно связан с ритмом дыхания. Во-вторых, являясь элементом, выполняющим коммуникативную функцию, «соотносится со смыслом, т.е. управляется интеллектуально» [23, С.40].
Однако курсовая работа не должна носить сугубо реферативный характер, поэтому не следует злоупотреблять необоснованным обилием цитат. Цитирование должно быть логически оправданным, убедительным и применяться лишь тогда, когда это действительно необходимо.
Во второй главе, посвященной экспериментальному исследованию, следует описать организацию и представить программу констатирующего эксперимента. Методика обследования, как правило, состоит из описания нескольких серий заданий, с подробным указанием инструкций, наглядного и лексического материала, процедуры выполнения заданий участниками эксперимента, критериев балльной оценки. В данной главе также приводится качественный и количественный анализ полученных результатов.
При анализе результатов эксперимента необходимо использовать систему балльной оценки. Примеры разнообразных критериев количественно-качественной оценки представлены в следующих работах:
– Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: Аркти, 2002. — 144 с.
– Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. — М.: Аркти, 2000. — 56 с.
– Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М.: Академия, 2000. — 232 с.
Для того чтобы наглядно представить результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, рекомендуется использовать таблицы, графики, диаграммы и др. Гистограммы могут использоваться самые разные – столбчатые, цилиндрические, плоскостные, объемные и т.п. Пример оформления таблиц, рисунков, гистограмм можно посмотреть здесь.
В третьей главе дается обоснование предлагаемых методов и приемов, раскрывается содержание основных этапов коррекционной работы.
Заключение содержит обобщение изложенного материала и основные выводы, сформулированные автором.
В списке литературы должно быть обозначено не менее 25 источников. В список включаются библиографические сведения об использованных при подготовке работы источниках. Пример его оформления можно посмотреть здесь.
В приложении можно представить громоздкие таблицы или иллюстрации, протоколы обследования, записи наблюдений, продукты деятельности (рисунки, письменные работы детей), конспекты логопедических занятий и т.п.
Объем одной курсовой работы должен быть не меньше 30 страниц машинописного текста.
В целом, курсовые работы по логопедии являются основой будущей дипломной работы, в которой может быть продолжено изучение начатой проблемы, но с позиций другого подхода или сравнительного анализа изучаемых нарушений у разновозрастных категорий лиц с различными видами речевых расстройств.
О содержании и оформлении дипломных работ по логопедии можно ознакомиться здесь.
Литература:
1. Как написать курсовую работу по логопедии: Методические рекомендации. Учебно-методическое пособие / Сост. Артемова Е.Э., Тишина Л.А. / Под ред. Орловой О.С. – М.: МГОПУ, 2008. — 35 с.
2. Научно-исследовательская работа студентов в системе высшего профессионального педагогического образования (по специальности 031800 — Логопедия). Методические рекомендации к выполнению дипломной работы / Сост. Л.В. Лопатина, В.И. Липакова, Г.Г. Голубева. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 140 с.
Личная социальная идентичность
Обратимся теперь к характеристике непосредственного объекта нашего исследования — социальной идентичности.
Понятие социальной идентичности описывает, как другие люди определяют человека на основе широких социальных категорий или признаков, таких как возраст, род занятий или этническая принадлежность. Именно компоненты «я» человека переживаются на уровне осознания его принадлежности к группе.
Социальная идентичность является результатом процесса социальной идентификации, который относится к процессу определения себя через членство в социальной группе.
Социальная идентификация выполняет важные функции как на групповом, так и на личностном уровне: через этот процесс общество получает возможность включить индивида в систему социальных связей и отношений, а индивид осознает основную потребность в членстве в группе, что обеспечивает защиту, возможности для самореализации, оценки другими и влияния на группу.
Одним из первых о важности социальной идентичности заговорил Курт Левин, который считал, что человеку необходимо сильное чувство групповой идентичности для поддержания чувства внутреннего благополучия.
Практически ни одна из основных теоретических ориентаций социальной психологии ХХ века не проигнорировала этот феномен и не предложила свои взгляды на проблему социальной идентичности.
Психоанализ, конечно, внес очень важный вклад в развитие проблемы социальной идентичности. И здесь тоже нельзя не упомянуть имя Эрика Эриксона — психоаналитика, благодаря которому понятие «идентичность» получило статус независимой научной категории.
Э. Эриксон разработал концепцию психосоциальной идентичности, которая близка к современному пониманию феномена социальной идентичности. Согласно Эриксона (1976), только часть личности находится в сознании, часть — в предсознании, а большинство — в бессознательном состоянии и даже может быть подвергнуто репрессиям. Психосоциальная идентичность является продуктом взаимодействия общества и личности. Посредническим инструментом идентификации является «идеология» — систематизированный набор идей и идеалов.
Социальная идентичность является частью самосознания, которое возникает от осознания человеком своей принадлежности к социальной группе (или группам) наряду с ценностью и эмоциональным смыслом, ассоциируемыми с этой принадлежностью.
Идентичность и идентификация: в чем разница
Если говорить коротко и простыми словами, то идентификация – это процесс отождествления человеком себя с какой-то группой, подражание ей, стремление соответствовать, а идентичность – результат идентификации, представления человека о себе как участнике какой-либо группы. Иногда, даже довольно часто, эти понятия используют как синонимы. Однако с точки зрения психологии, это неправильно. Как отмечал, Эриксон, идентичность (результат) начинается там, где заканчивается идентификация (процесс).
Характеристики межгрупповых отношений
При изучении членства в группах (межгрупповые отношения) необходимо различать категории «идентичность» и «идентификация». Считается, что они близки по смыслу, но значительно отличаются как научные термины.
Идентификация в общем смысле — это уравнение чего-то с чем-то. В гуманитарных и социальных науках, особенно в психологии, принято рассматривать различные виды идентификации. Например, его часто определяют как идентификацию неизвестного материального объекта с уже известным объектом, основанную на соответствии их соответствующих значимых характеристик.
Существует также такая категория, как личная идентификация (самоидентификация). Она заключается в развитом отношении человека к самому себе. З. Фрейд, как основатель психоанализа, первым ввел это понятие в науку, но оно наиболее широко используется в социальной психологии.
Фрейд изначально определил идентификацию как бессознательный процесс имитации. Он считал, что это один из психологических механизмов защиты человека. В социальной психологии идентификация является важнейшим условием социализации и усвоения схем и моделей социального поведения человека (особенно детей).
В процессе социализации человек должен принимать свои социальные роли, осознавая, что он принадлежит к определенной группе:
- Возраст,
- Профессионал,
- Религиозный,
- Политический,
- Расовой,
- Этнический.
Самоидентификация — это понятие, представленное в традиционном смысле системой личностных характеристик. Они отличают конкретного человека от других. Что касается социальной идентичности, то она в первую очередь рассматривается как результат осознания человеком своей принадлежности к определенной социальной группе.
В процессе такого сознания люди могут приобретать характерные только для данной группы характеристики. На эмпирическом и практическом уровне часто трудно провести различие между личной и социальной идентичностью. Ученые вынуждены думать о том, с чем имеют дело.
Виды социальной идентичности
Понятие «идентичность» довольно широко используется в современных гуманитарных и социальных науках. Следует понимать, что это качество изначально не свойственно индивидууму. Идентичность — это отношение человека к себе внутри мира. Он формируется и развивается во времени в условиях взаимодействия.
Ученые отдельно рассматривают этническую, профессиональную, политическую, региональную, возрастную и гендерную идентичность. Их типы различаются, так как роль каждого из них в структуре личности различна. Она полностью зависит от временных и ситуационных факторов, таких как место жительства, род занятий, возраст, образование, мировоззрение и т.д.
Этническая идентичность активируется или ослабевает в процессе изменения отношения человека к национальному сообществу, к которому он принадлежит. Чаще всего она формируется не путем «приписывания» окружающим какого-либо национального атрибута. Как правило, его проявление происходит в процессе осознания и индивидуального самоопределения.
Например, если фамилия человека имеет очевидные этнические характеристики, это не означает существования идентичности. Не всегда достаточно идентифицировать лицо как представителя соответствующей национальности. Тем не менее, его можно встретить даже в обществе, характеризующемся явными этническими противоречиями.
Гендерная идентичность формируется в раннем детстве в процессе биологического развития человека. Видимо, это определяется не только биологическими, но и социальными факторами. Таким образом, нетрадиционная сексуальная ориентация (сексуальная идентичность) является очень трудным для понимания явлением. Это связано с тем, что в современном обществе идет активная борьба за определение норм и условий такой идентичности.
Эта проблема не решается отдельно в рамках психологии, так как требует проведения системного анализа. Для этого необходимо учитывать мнения различных специалистов, в том числе ученых в области культуры, биологов, психиатров и правоведов. Человек и группа должны найти компромисс, так как нетрадиционная социальная идентичность может вызвать дискомфорт у многих членов общества.
Потеря идентичности
«Потерял себя», «Не знаю, кто я», «Запутался в себе», «Не знаю куда иду, чего хочу» – такие мысли посещают человека, который утратил идентичность. Человек теряет веру в себя, понимание своего места в мире, целостность своего Я. Утрированный пример потери идентичности – психически больные люди, которые считают себя Наполеонами, Иисусами и т.д. Этот пример относится к патологической крайности, ими разбирается психиатрия. Мы же поговорим о том, с чем работают психологи.
Причины
Причины потери идентичности (личностного кризиса):
- резкие перемены в обществе (например, многие люди столкнулись с этой проблемой, когда развалился СССР);
- серьезные и неблагоприятные изменения в жизни самого человека (увольнение, банкротство, развод, чья-то смерть);
- возрастной кризис, например, кризис среднего возраста.
В общем, причина потери личностной идентичности – стресс. Притом это может быть как неприятное переживание, так и весьма приятное. Например, свадьба, долгожданный переезд в другую страну, рождение ребенка тоже может вызвать потерю идентичности. Это происходит из-за любого сильного психологического потрясения.
Симптомы и признаки
Симптомы потери идентичности:
- частые сомнения типа «Почему я не уйду с этой работы?», «Что я здесь делаю?», «Почему я живу с этим человеком?»;
- постоянные размышление о смысле жизни и предназначении;
- чувство неопределенности;
- фрустрация;
- хроническая тревожность;
- неспособность сформировать систему ценностей и устойчивых убеждений;
- сомнения в правильности своих действий;
- боязнь будущего;
- нерешительность в поступках.
У некоторых людей кризис заметен невооруженным глазом. Они бесцельно проводят время, скитаются, у них нет работы или они часто меняют ее, либо застревают на одной должности (как правило, низкой). Кто-то не может даже получить образование. Кто-то попадает в плохую компанию, кто-то в тюрьму. Но большая часть людей просто существует. Они несчастны, не понимают, чего хотят и что могут, куда им нужно двигаться. В общем, человек в таком состоянии не знает, кто он, а потому не может быть собой и сильно страдает от этого.
Опасность состояния
Чем опасно такое состояние:
- истощение,
- дезадаптация,
- десоциализация,
- изоляция,
- депрессия,
- неврозы,
- суицид,
- зависимости.
Некоторые люди пытаются утешить себя алкоголем, наркотиками или случайными сексуальными связями. Кто-то начинает хвататься за все подряд (любые виды деятельности), но это только усиливает ощущение пустоты и фрустрацию. Другие просто впадают в тоску и запираются дома, выжидая смерти.
Что делать
Вспомните, где вы видели себя в последний раз. Попробуйте вспомнить, когда вы чувствовали себя хорошо. Каким человеком вы были в тот момент, где находились, кто был рядом. Начните с анализа детства и постепенно двигайтесь к настоящему. Вспомните, что вы умели, о чем мечтали, чего хотели. А почему отказались от этого? Может быть, пора снова к этому вернуться? Подумайте, что раньше приносило вам радость, что было смыслом жизни, стимулом. Если вы не можете вернуть именно это, то подумайте, чем можно заменить, что похоже на это.
Таким образом, нужно найти причину (то, что вас подкосило) и работать с этой сферой. Нужно заново пройти все этапы развития, начиная с детства. Лучше обратиться к специалисту. В некоторых случаях бывает достаточно всего одной консультации.