В каких случаях и для чего используется гипноз для детей?


Психика ребенка абсолютно непохожа на взрослую. Она формируется посредством получения массы новых знаний. Сведения не всегда удается правильно проанализировать и оценить, в силу своего возраста. При этом наблюдается повышенная впечатлительность, яркое воображение, что способствует появлению различных фобий или неврозов. Гипноз для детей позволяет избавить их от страхов, нормализовать внутреннее состояние организма, не допуская серьезных осложнений.

Рекомендации к применению

Терапия с использованием внушения показывает хорошие результаты при лечении нарушений поведенческого, психического, эмоционального направления. Это позволяет использовать ее для избавления от многих недугов.

Показания для применения детского гипноза:

  • проявления невротического характера (выдергивание волос, откусывание ногтей);
  • неусидчивость, чрезмерная активность;
  • сложности с налаживанием взаимоотношений со сверстниками в учебном заведении;
  • возникновение конфликтных ситуаций с родителями;
  • отсутствие адекватной самооценки;
  • различные страхи, перерастающие в фобии (боязнь темноты, публики, зверей);
  • сильная возбудимость;
  • зависимость от интернета или игр.

После курса гипнотерапии наблюдается снижение планки завышенной чувствительности, увеличивается уровень самосознания, нивелируются расстройства невротического характера.

Использование гипнотерапии

Родителям необходимо понимать, что гипноз для детей не является решением любой проблемы. Усилия, сделанные гипнотизером, не заменят лечение медикаментами при острых соматических болезнях. Гипнотерапию не следует использовать, если у ребенка имеются проблемы с психикой.

Гипнотический метод лечения отличают от других психологических методов его явные плюсы.

Он отлично проявил себя в разрешении проблем психологического, психоэмоционального и поведенческого спектров. Специалисты рекомендуют детский гипноз в случаях:

  • при негативных привычках, например, ребенок грызет ногти;
  • для решения проблем, от которых страдают сосредоточение, внимательность, память;
  • при затруднениях в общении с другими детьми;
  • при страхах, связанных с учебной активностью: волнение перед экзаменами;
  • при явных фобиях: боязнь высоты, темноты;
  • после психотравмирующих случаев: развод родителей, смерть домашнего питомца;
  • при расстройствах дневной активности: неоправданном проявлении агрессии;
  • при зависимости от игр.

Лечение

Гипнозы для детей предусматривают использование специальных методик. Особого подхода требуют пациенты возрастом от 3-х до 9-ти лет. Здесь наблюдается сложность с четкостью формирования мыслей ребенка, логическим донесением их к собеседнику. Дети не могут конкретно описать тревожащую их ситуацию. Взаимодействие между маленьким пациентом и гипнологом затрудняется. Гипноз для детей 10 лет и меньше требует от специалиста большого опыта, терпения, мастерства, желания добиться требуемого результата.

Еще одно важное условие — установление доверительных отношений, взаимопонимания между врачом и ребенком. Малыш должен ощущать искреннее переживание терапевта по поводу решаемой проблемы, разделение страхов,стремление к оказанию посильной помощи.

Устранение расстройств в детском возрасте при помощи внушения имеет объективные преимущества перед другими методами:

  • избавление от фобий в сложных случаях;
  • отсутствие побочных проявлений, вреда для подрастающего организма;
  • безопасность для психики.

Родителям не стоит беспокоиться, что дети под гипнозом пострадают. Актуален указанный способ для пациентов, опасающихся любого медобслуживания, включая уколы и прием таблеток. На сеансах малыши обычно ведут себя спокойно, порой с интересом.

Гипнотерапия гарантирует стабильный результат, в отличие от использования традиционных лекарственных препаратов. Для устранения симптоматики детских страхов применяют транквилизаторы, отличающиеся получением быстрого эффекта, который вскоре проходит. Внушение направлено на проработку подсознания пациента, мягко нивелируя имеющуюся проблему.

Основным плюсом детского гипноза является отсутствие побочных эффектов. С учетом этого нюанса многие родители выбирают именно его, как безопасный способ лечения ребенка.

Подготовка к сеансу

Подготовка доктора и родителей к сеансу решит напрямую результат всей терапии. Для достижения максимального эффекта нужна гарантия того, что родители на первый сеанс принесут любимые игрушки ребенка — они станут зоной, где будет сфокусировано внимание малыша и дадут возможность ввести его в состояние покоя.

Родители должны понимать, что гипноз не решает проблемы, а лишь эффективно помогает с ними справиться. Гипнолог не может просто ввести ребенка в гипнотическое состояние и внушить тому, чтобы он стал умным.

Эффективность и реальная помощь

После курса гипнотерапии ребята школьного возраста проще привыкают к коллективу, активнее включаются в обучающий процесс, развивают творческие способности и другие таланты. Дети с агрессивным нравом становятся спокойнее, адекватнее реагируют на сложные ситуации. Неуравновешенные пациенты находят общий язык с родственниками, становятся увереннее в собственных силах.

Высокий показатель эффективности простой гипноз для детей демонстрирует при избавлении от расстройств соматического характера, лечении заикания. Уместно назначение сеансов в следующих случаях:

  • невротические головные боли;
  • чувствительность к метеорологическим изменениям;
  • нарушения работы эндокринной системы;
  • заболевания, связанные с обменом веществ (диабет, лишний вес);
  • вегетососудистая дистония;
  • кожные проблемы;
  • энурез;
  • мутации речи;
  • бессонница.

Гипноз для детей 8 лет и старше помогает уменьшить проявления боли в организме, нормализовать обменные процессы. У пациентов с невротическими расстройствами курс внушения позволяет навсегда забыть свои страхи и фобии.

Еще одна сфера проведения гипноза для ребенка — стимуляция маленьких спортсменов. Сеансы внушения позволяют усилить эмоционально-волевые показатели, укрепить веру в собственную победу. Параллельно, активируется концентрация на поставленной цели, возрастает стремление к адекватной конкуренции.

Рекомендуем вам известного психолога-гипнолога Никиту Валерьвича Батурина, который не только избавляет от различных психосоматических расстройств, но и занимается спортивной гипнотерапией.

Творческим личностям детский гипнолог поможет развить имеющиеся способности, отыскать в глубинах подсознания новые идеи, потенциал для их реализации. Подросткам курс внушения даст путь к определению с будущей профессией, раскрывая стремление и желание к тому, о чем они даже не думали.

Причины неврастении


Развитию заболевания обычно предшествует психотравмирующий фактор. Психическая травма – это чувственное отражение какого-либо события в сознании ребенка, которое действует на него угнетающе, беспокоит его и продолжается довольно длительное время.
Самая распространенная причина развития неврозов в детском и школьном возрасте – это, как ни странно, чересчур «заботливые» родители. Их стремление дать своему чаду то, чего не было у них, гиперопека и постоянный контроль перегружают ребенка не только физически, но и психологически.

Дети с рождения имеют индивидуальный темперамент, возможности и ограничения. Не все родители это понимают. Желая малышу только добра, они нагружают его дополнительными занятиями, часто даже не считаясь с его интересами. День школьника может быть расписан по минутам: после школы – спортивная тренировка, музыкальная или художественная школа, бассейн, английский, репетитор, домашние задания и т. п.

Боясь огорчить родителей и понимая, что стараются они для его блага, малыш пытается все успевать: прилежно учиться, посещать кружки. Однако где-то внутри накапливается усталость и протест. Это классическое развитие неврастении. В какой-то момент чадо срывается, становится раздражительным и агрессивным или, наоборот, плаксивым и заторможенным.

Если в семье несколько детей, то проблемы могут начаться на почве ревности к младшему члену семьи. У подростков это более выражено, им кажется, что родители больше их не любят, они им не нужны, поскольку появился «новый» малыш.

Особенно ситуация усугубляется, когда старшему часто повторяют, что он уже взрослый и на нем лежит особая ответственность, а сам он упустил тот момент, когда вырос. В душе он по-прежнему маленький и все еще нуждается в родительской любви и поддержке. Стремясь соответствовать ожиданиям взрослых, ребенок переживает нервное перенапряжение, ведущее к расстройству.

Триггерами развития неврастении также выступают:

  • негативная внутрисемейная обстановка – скандалы, драки, развод родителей;
  • социально-бытовые проблемы;
  • ошибки воспитания;
  • употребление родителями алкоголя или наркотических веществ;
  • эмоциональная психологическая травма;
  • сильный испуг;
  • наследственные заболевания;
  • недосыпание;
  • сниженный иммунитет;
  • частые инфекции дыхательных путей;
  • приобретенные физические травмы;
  • расстройства пищеварительной системы.

Чаще всего присутствует не одна, а несколько причин. В связи с этим диагностирование и лечение затягивается.

Участие родителей

Успешность проведения гипнотерапии во многом зависит от готовности родителей отсутствовать на проводимых сеансах. Это не каприз врача, а логическая необходимость. Нередко поведение или индивидуальные особенности родителей относятся к первопричине психических расстройств и страхов детей. Мировоззрение взрослых иногда просто мешает отпрыскам осознать происходящее, правильно осмыслить возникшую ситуацию.

Многие отцы и матери внушают ребенку с малых лет информацию о его несостоятельности, лени либо глупости. Подобные установки закладываются в детском подсознании, провоцируя дальнейшие фобии и расстройства. Второй запрет для гипнотических сеансов с детьми — видеосъемка. Этот процесс будет отвлекать юного пациента, мешая ему внимать информации гипнолога, что негативно скажется на итоговом результате.

Проявления заболевания

При любом виде невроза не происходит повреждения мозговых центров, а лишь наблюдается функциональное расстройство. Первые признаки становятся заметны уже в раннем детстве, но лишь единицы родителей обращают на них внимание и принимают соответствующие меры.

Важнейший признак нарастания неврастении – снижение работоспособности, насколько это уместно будет сказать о детях. Если речь идет о школьниках, то учитель должен приложить немало усилий, чтобы привлечь внимание, не говоря уже о какой-либо отдаче.

Ребенку – носителю расстройства свойственно винить себя во всех бедах. Его самооценка занижена либо находится на нуле.

Замечено, что мальчики подвержены заболеванию больше, чем девочки.

Симптомы неврастении у детей:

  • повышенная нервная истощаемость;
  • рассеянность;
  • неуверенность в себе;
  • нарушение концентрации, внимания;
  • недовольство, капризность;
  • суетливость;
  • возбужденное состояние;
  • приступы агрессии;
  • слабость;
  • быстрая утомляемость;
  • нарушение режима сна.

При переходе в хроническую форму может присутствовать апатия или депрессивные признаки. Со стороны вегетативной нервной системы наблюдаются скачки сердечного ритма, блуждающие боли в животе или груди. Часто возникает чрезмерная потливость. Аппетит при неврастении практически отсутствует.

Поскольку проявления неврастении у детей бывают разные, ее симптомы можно принять за какое-либо другое психическое расстройство.

Техники гипнотизации

Как загипнотизировать ребенка 7 лет и старше? Для этого существует несколько методик. Первая из них — фасцинация (очарование взглядом). Способ может применяться в комбинации с разговорным внушением. Техника эффективна для групповых занятий, монотонные раздражители здесь не задействованы, поскольку только отвлекают детей, усложняя процедуру введения в транс.

Все популярнее становится недирективный метод внушения, предполагающий внедрение воображения, представлений, игровых и сказочных элементов. Перед началом лечения следует настроить контакт между ребенком и гипнологом. Как вариант, маленький пациент отвечает на вопросы при помощи поднятия определенного пальца. Далее приступают непосредственно к гипнозу.

Зрительные представления

Этот вид гипноза для ребенка реализуется несколькими способами:

  1. Внушение мыслей о любимом месте, куда он хочет приезжать в любое время.
  2. Счет животных. Используют образ любимого щенка или другого зверя, представляя, что ребенок находится в уютном месте.
  3. Ассоциации с длинной дорогой, начало которой символизирует старт жизни, а протяженность — будущее.
  4. Телевизионные фантазии на тему любимой передачи или мультфильма, не содержащего сцен насилия и агрессивности.

Информацию, требуемую для внушения, вставляют непосредственно в части беседы (зависит от решаемой проблемы).

Слуховое воздействие

В гипнозе со слуховым примером используют фрагменты записей любимых песен или музыки ребенка. При их прослушивании проводится сеанс внушения. В начале процедуры просто включают произведение, слушают его молча с маленьким пациентом. Затем произносят мягко и убаюкивающе слова, которые погружают клиента в транс.

Комбинированная методика

Также хорошо работает развитие представления о любимых видах спорта, например, езде на велосипеде. Гипнолог внушает ребенку, что он попал на пикник с любимыми людьми в хорошо знакомое место. С собой у них вкусная еда и напитки.

Дальнейшая установка строится на том, что пациент воображает игру с друзьями, его окружают красивые вещи. Одним из вариантов является добавление сказочной фантазии. Пусть это будет ковер-самолет, расстеленный на земле. Он очень удобный и мягкий, позволяет путешествовать в любую точку мира, а ребенок является его пилотом. Он может взлетать высоко в облака или парить низко над землей.

Терапия сказками и идеомоторная технология

Дети-гипнотизеры на начальной стадии развития своих возможностей могут вводить в транс (под присмотром специалиста) пациентов при помощи волшебного мира сказок. Для этого необходимо совместить саму историю, проблему клиента и требуемую гипнотическую фразу. Такой вариант внушения ориентирован на детей 4–12 лет, которые во сне будут менять свое представление об окружающей среде. Сказкотерапия позволяет тонко настроить сознание ребенка на отзывчивость, ласку, восприимчивость к чужому горю.

Гипнотерапия для детей не является панацеей от решения всех проблем и болезней. Однако эта процедура позволяет максимально лояльно внедриться в подсознание маленького пациента, решить ситуацию мягко, безболезненно.

Процесс гипноза

Необходимо провести заблаговременную беседу с гипнологом, где определится возможность внушаемости и подготовленности психики к сеансу.

После этого можно приступать к гипнозу, который длится около 20 мин. и состоит из нескольких этапов:

  • расслабление: ребенок устраивается в кресле, гипнолог просит его закрыть глаза и вводит его в состояние полной релаксации с помощью определенных фраз под звуки медитативной мелодии, после чего пациент впадает в легкий транс;
  • устранение проблемы: гипнотерапевт произносит специальные фразы, с помощью которых внушает пациенту нужные мысли или идеи, направленные на борьбу с проблемой;
  • вывод из состояния транса: специалист использует обратный счет от 10, при озвучивании цифры 1 пациент приходит в себя отдохнувшим и бодрым.

Прибегая к такой методике, вы сможете безболезненно избавить свое чадо от ряда проблем: страхов, депрессий, вредных привычек.

Колыбельная, или эриксоновский гипноз для детей

Как-то раз, я на спор за 10 минут уложил спать и «заснул» толпу из пятерых разбушевавшихся детей возрастом от года до семи.

В то время я открыл для себя и энергично изучал эриксоновский гипноз и пробовал его на разных безобидно-полезных примерах. Мы тогда были на дне рождении, все семейные, все с детишками. Веселятся взрослые, соответственно не отстают, а порой и хорошо обгоняют, их дети в соседней комнате. Время летит — уже поздний вечер. Знакомая всем ситуация – если «молодёжь перегуляет», то будет море слёз и нервов. И я предложил (не раскрывая тайн) уложить спать детей, сразу всех. На меня посмотрели, как на сумасшедшего, мягко говоря, с удивлением. Аргументы, что моим уже хорошо за двадцать и опыта у меня много, оптимизма не прибавили. Тогда я предложил поспорить … и выиграл!

Эта «секретная» процедура состоит из трёх частей: подготовка, снятие физического напряжения, и основное — сам рассказ, построенный по трём правилам сказочника-эриксоно-гипнотизёрщика (подсказка: вам понадобятся много слов про тепло и покой, повторы, специальное дыхание и паузы).

Конечно, возможно это случайность и мне просто повезло. Поэтому я надеюсь, что вы проверите лично и расскажите — «работает ли оно?».

Начну сразу с самого интересного.

Третья часть. Она, собственно, ключевая. Начинается с выбора сказки или песни. Для нас всё равно «какая» это будет сказка. Вам важно помнить, что как бы ни называлась ваша сказка-песня, вы можете менять её содержание во время рассказа, как угодно. И нам это понадобится.

Начните с самого себя. Глубоко вдохните-выдохните и успокойтесь, расслабьтесь, иначе это всё будет передаваться слушателям-детям. Сделайте хотя бы минимальную «подстройку»: примите такую же или похожую позу, как и дети, поговорите пару минут на их темы, посочувствуйте чему-нибудь.

Начинайте рассказывать. В сюжет сказки добавьте большое количество расслабляющего текста про тепло в теле, покой, усталость, приятность. Расслабление — один из важных моментов, вообще говоря, любого гипноза. Например:

… Убежал Колобок от Бабушки с Дедушкой. Шёл-шёл Колобок по дорожке и устал. Прилёг Колобок на тёплой полянке отдохнуть. Травка такая мягкая тёплая. Солнце такое тёплое светит. Ножки у Колобка устали. Ручки у Колобка устали. Улёгся Колобок на тёплой и мягкой травке. Ручки вытянул. Ножки вытянул. Стал Колобок согреваться. Ножки у него стали тёплые, тяжелые, приятные. Ручки у него стали… животик у него стал…

Надеюсь, что читая этот текст – вы и сами тоже почувствовали тепло в своих руках и ногах. Если нет, то перечитайте его ещё раз.

Текст этот можно и нужно повторять. Например, Колобок после встречи с каждым последующим персонажем опять «прилёг-устал», теперь уже вдвоём. Повторение — один из ключевых моментов Эриксоновского гипноза. Кроме того, для усиления ассоциирования с уставшим Колобком, можно вплетать в текст связки с самим ребёнком. Например:

Потом он встретился с Волчком. Волчёк и говорит: «Колобок, ты такую большую дорогу прошёл. Ты не устал?». А Колобок отвечает: «Устал, конечно». Мы целый день с Серёжей (Колей, Наташей, Олей, Светой, Юрой — вставьте своё) в машинки играли и та-а-ак уста-а-али.

Последний и самый важный момент — дыхание. Обратите внимание, что в момент рассказа слушатели сами «присоединяются» к рассказчику. Устанавливается раппорт, невидимая связь. И дети начинают повторять дыхание рассказчика. Если рассказчик говорит (или поёт колыбельную) быстро, без перерывов, торопится, задерживает дыхание, то и слушатели будут задерживать дыхание и оставаться в напряжении.

Это часто бывает, когда мы торопимся «выполнить обязанности» по укладыванию детишек и пытаемся быстренько спеть колыбельную, нервно надеясь на скорый результат. «Быстро», «нервно» — я думаю, что вы догадываетесь «какой» это будет результат. Поэтому, мы с вами будем всё делать нарочито медленно, уверенно и спокойно.

Забудьте о белой обезьяне качестве исполнения, о мелодии, о корректном темпе в песне или в сказке. Качество и техника никого не волнует и никто этого не заметит, и не оценит. А если даже и заметит – тогда скажите, что вы делаете это специально-нарочно, потому что такая сказка.

Делайте большие паузы в такт своему нормальному медленному дыханию. Дышите средним темпом, примерно так, как во время сна. Медленный, спокойный, шумный и громкий вдох, чтоб дети легко услышали и различили ваше дыхание, потом на выдохе вы что-то говорите, потом снова шумный вдох.

Если вас тянет зевнуть — это очень хорошо: зевайте тоже от души, медленно, громко, с удовольствием, чтобы все дети могли хорошо услышать и вовремя присоединиться.

Эриксоновский гипноз учит нас​, что задержка дыхания гипнотизёром помогает резко ввести пациента в сон. Поэтому, уже где-то в середине сказки, когда будем надеяться раппорт установлен — где то раз в 3-4 минуты начинайте делать короткие задержки дыхания. И соответственно паузы в рассказе, секунд на 5-10, не длиннее. (В Синтоне курсы интенсив и регулярный).

Если детей несколько, то первый же уснувший буквально «утаскивает» в сон всех остальных. Это тот же эффект, когда уснувший пассажир автомобиля «утаскивает» за собой в сон и водителя, поэтому пассажиру лучше держаться и бодрствовать. Результат своей работы вы легко определите по дыханию детей: уснув, они начинают шумно и часто дышать. Этот счастливый звук вы легко узнаете всегда!

Если вам интересно, тогда — продолжение. Для конкретного случая оно не обязательно, но для здоровой психики вашего ребёнка ещё важнее, чем начало.

Вторая часть. Снятие физического напряжения. Она не обязательная, и в тот вечер я этого не делал, но пишу потому, что по моему опыту это исключительно важно для ребёнка вообще и часто бывает нужным в конкретный момент укладывания спать. Расслабляющие игры для детей См.→

Сигналом, что эта часть требуется, служит то, что ребёнок много ворочается и никак не уляжется. Хотя и без сигналов я бы рекомендовал делать это каждый день. А именно — тактильный контакт с родителями. Суть этой части в том, что дитё надо помять-помассировать-погладить.

Я не специалист по массажу. То что я делал – играя во что-то наподобие «А вот пришли медведь и слон», прижимал какую-то часть тела к кроватке, отпускал, прижимал, отпускал. Очень просто. Начиная с головы, по направлению к ногам. Сначала несколько раз пройтись «с умеренной силой». Потом слабее, ещё слабее. Потом просто погладить. Вы гладите своего ребёнка хотя бы полчаса в день? Тогда это прекрасная возможность наверстать упущенное.

Кинестетическая добавка к рассказу

Иоганнес Брамс. Колыбельная

Во время самого рассказа можно и желательно ребёнка поглаживать или просто положить на него руку, это усилит эффект «присоединения». Рука «под голову» или на голове, или поглаживающая голову — усиливает эмоциональное расслабление.

Если ребёнок всё ещё проявляет активность — пытается разговаривать, то попробуйте легко-нежно-приятно хлопать-постукивать его в такт какому-то простому ритму. Таа-та-таа-та-таа-пауза-таа-та-таа… Важно выдержать ритм. Рассказывать сказку при этом очень трудно, но колыбельную петь можно. (Музыка: Иоганнес Брамс. Колыбельная).

Простые методичные ритмы препятствуют мозговой активности. Например, практически невозможно одновременно настукивать ритм и думать о чём-то. Наверное, именно поэтому, чтобы отключиться, мы втыкаем наушники с громкой и ритмичной музыкой в уши, а ещё так часто гоняют солдат на разные маршировки: «Раз! Раз! Раз-два-три!». Оба приёма эффективно блокируют мозги.

И, последнее, та часть, с которой я предлагаю начинать.

Подготовка. Я называю её – «три предупреждения».

Первое — за полчаса до «укладки», вы входите в комнату к детям и твёрдо-уверенным голосом говорите, что уже поздно и пора спать. Естественно вы встречаете сопротивление. Настроение — это поток, трудно резко остановить. Поэтому, выслушав «сопротивление потока», вы им говорите, что у них есть ещё 30 минут поиграть. То, что произойдёт через 30 минут, дети воспринимают, как будто это будет уже в следующей жизни. Они на всё согласны — главное сейчас, иди не мешай.

Но «якорь» уже установлен и начал он работать.

Второй визит, это очень важно, твёрдо уверенным тоном — что осталось 15 минут. Мысль о скором финале набирает силу. И на вашем третьем напоминании за 5 минут некоторые уже сами подскакивают, чтобы идти спать — мол уже всё?

Вы можете даже посидеть с ними пару минут. Это усилит ваше «подсоединение», которое будет так нужно в последующей части. Можно даже немного поиграть с ними.

Сам момент, что пора заканчивать, надо вставать и идти в спальню — я крайне рекомендую делать лично родителям или самым близким людям, которые сейчас здесь есть. Это всегда момент трудный, этакая маленькая-маленькая «смерть», и этот момент всегда легче принимается от близкого человека. Нужно быть добрым, любящим, но твёрдым. Каждый раз.

Подытожим. В этой статье я предложил и описал один из интересных примеров применения Эриксоновского гипноза для укладывания спать вашего ребёнка. Основное в нём было – рассказывание сказки со специальным медленным дыханием и включение в текст расслабляющих фраз. И дополнительно – про телесный контакт с ребёнком и про «три предупреждения» ко сну.

На этом всё. Сладких снов вам и вашим детям!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]