Воображение в психологии: свойства и приемы, как развить


Что такое воображение

По определению воображение в психологии — это процесс, при котором в подсознании появляются образы, тесно связанные с жизненным опытом, фантазией и образом мышления. Оно помогает представить последствия тех или иных поступков, а также обрисовать план действий в непонятной ситуации.

По мнение ученых, воображение — это один из видов деятельности головного мозга, при котором образовываются новые дополнительные нейронные связи. Также можно сказать, что это процесс преобразования реальности, создание связанных с ней образов, переработка получаемого практического, интеллектуального и чувственного опыта. Эти образы яркие, оригинальные и при этом правдивые.

Воображение можно назвать способом познания окружающего мира. Оно оставляет в нашем сознании отпечаток. Благодаря этому вы можете не только воспроизводить то, что произошло недавно, но и представлять то, что произойдет в будущем. У вас есть возможность представить несуществующие или отсутствующие предметы, мысленно воспользоваться ими в сознании.

Интересно, что воображение есть даже уже самых прагматичных, скептически настроенных людей. Они могут жить, руководствуясь логикой, железными принципами и правилами, но все равно будут мечтать или думать творчески.

Предназначение и функции

Роль воображения представлена следующими моментами:

  • возможность представлять реальность при помощи образов, умение их использовать;
  • индивид в непредвиденном случае может формировать план действий;
  • возможность регулировать эмоциональность отношений;
  • регулировка процессов познания индивида.

Воображение позволяет выйти за пределы понимания человека, способствует предвидению будущего, оживляет прошлое.

Предлагаю Вашему вниманию функции воображения.

  1. Побуждение к активной деятельности при помощи привлекательного, яркого образа результата.
  2. Наличие определенных планов и способов осуществления задуманного.
  3. Психотерапия, эмоциональная саморегуляция, иллюзорное удовлетворение своих потребностей. На основе этой функции существует риск потери реальности. Частный пример замещения действительности образами из игр, последствие игромании.
  4. Умение регулировать свое поведение в нестандартных ситуациях, порой проблемных при помощи альтернативных поступков, новых образов, учитывая возможные последствия.
  5. Организация познания, моделирование, воссоздание объектов по детальному описанию, достройка не хватающих элементов.

Функции воображения

Значение воображения переоценить сложно. Как и любой другой психический процесс, оно имеет ряд функций:

  1. Познавательная. Это функция и мышления, и воображения. Способствует расширению кругозора, получению новой информации и знаний, составлению плана действий в незнакомой ситуации. Учит человека руководствоваться догадками, рассуждениями соображениями.
  2. Функция прогнозирования. Человек может представить, что последует за его действиями. Этот вид воображения участвует в формировании мечтаний и грез.
  3. Понимание. Проявляется в возможности предположить, что чувствует и переживает другой человек в той или иной ситуации, какие у него сейчас эмоции и ощущения. Этот тип воображения чем-то похож на эмпатию. Он позволяет заглянуть во внутренний мир собеседника и понять, что его волнует в данный момент.
  4. Защита. Когда человек проигрывает в уме какую-то ситуацию, возможный исход событий или последствия своих действий, он может предупредить неприятности, защитить себя от проблем.
  5. Саморазвитие. Эта функция воображения помогает фантазировать, придумывать что-то новое, творить.
  6. Воспоминания. В подсознании всплывают образы из прошлого.

Не у каждого человека есть все функции воображения. Их набор зависит от характера, поведения, личностных качеств.

Пассивное

Под пассивным (непроизвольным) воображением подразумевается такое возникновение образов, которое не требует от человека сознательных усилий.

При ослабленном сознательном контроле они возникают сами собой, без волевого усилия человека.

В истоке их возникновения не стоит логическая связь и осознание человеком реальной действительности.

Возникающие пассивные образы часто служат отражением его внутреннего состояния, страхов, стремлений, желаний, говорят о личностных потребностях индивидуума.

Непроизвольное воображение часто не подвергается логическому осмыслению, часто представляя собой совмещение абсолютно противоречивых образов.

Также нередко составляет сложность его вербализации после переживания, поскольку такие образы часто являются символическими, абстрактными и непонятными другим людям.

Управляется пассивное воображение двумя основными принципами:

  1. Каждый аффект стремится к сохранению, преувеличивая субъективную логическую ценность представлений. Таким образом у веселого человека чаще будут возникать позитивные образы, а у печального , наоборот, грустные.
  2. Человек стремится сохранить приятные переживания, а, значит, и приятные возникшие образы.

Виды воображения

Самые основные типы воображения человека — пассивное и активное. Каждое из них делится на подгруппы. Среди них произвольное, непроизвольное, творческое, репродуктивное воображение и т.д. Рассмотрим подробнее.

Пассивное

Такое воображение может иметь цель. Его можно регулировать и направлять, используя сознание и силу воли. Также оно бывает непроизвольным, то есть работающим на уровне подсознания.

Операции воображения имеют разную степень осознанности и неосознанности. Вы, наверное, тоже сталкивались с состоянием, когда мысли пролетают в голове одна за другой. Вместе с ними появляются какие-то образы и картинки. Они сменяют друг друга до тех пор, пока вас что-нибудь не заинтересует. В этот момент и включается осознанность. Вы начинаете контролировать процесс. Кроме того, вы осознаете грань между реальностью и вымышленным миром.

В случае с непроизвольной разновидностью воображения все происходит спонтанно, бесконтрольно. У вас не появляются образы и ассоциации.

К пассивному непроизвольному виду воображения в психологии относят сны и галлюцинации:

  1. Сны — результат работы здоровой психики. Это сочетание процессов торможения и возбуждения, протекающих в коре головного мозга. Во время торможения в игру вступает подсознание, в котором хранится огромное количество самой разной информации. Для примера вспомните детскую игрушку калейдоскоп. Так вот, образы и ассоциации из подсознания смешиваются, переплетаются между собой, вследствие чего и появляются красочные и порой необычные сны.
  2. Галлюцинации возникают в случае нарушения работы коры головного мозга. Часто они возникают при тяжелых заболеваниях, чрезмерном употреблении алкогольных напитков или наркотических веществ, при расстройствах психики. Бывает и так, что они являются следствием эмоционального перевозбуждения, состояния, когда человек не в силах себя контролировать.

Основное свойство обоих видов — невозможность их контролировать.

Пассивные произвольные виды воображения поддаются контролю. В большинстве своем они связаны с прогнозами на будущее. Человек прогнозирует вероятный, маловероятный и совсем невероятный исход событий. В этом случае фантазию можно не ограничивать.

Пассивное произвольное воображение имеет 2 формы:

  1. Мечтания — это не просто способ пофантазировать. Это возможность воссоздать образы будущего. И, что самое интересное, они вполне осуществимы. Главное свойство такого воображения в психологии — побуждение человека к активным действиям, к координации своих действий в направлении мечты.
  2. Грезы ничего общего с реальностью не имеют. Это иллюзия, плод воображения, то, что осуществить не получится.

Иногда сложно увидеть границу между мечтами и грезами. Для наглядности приведем пример. Представьте девушку, которая читает увлекательный роман. По сюжету в главную героиню влюбляется сразу три молодых человека. Если девушка хочет тоже оказаться в такой ситуации — это грезы. А если она хочет написать и издать такую же захватывающую историю — это осуществимая мечта.

Активное

Активное произвольное воображение является самым значимым в жизни человека. Оно применяется практически во всех сферах жизни. Помогает воссоздавать в реальности образы из подсознания.

Согласно классификации видов воображения, активное делится на 2 подвида: репродуктивное и творческое.

Воображение и творчество тесно связаны между собой. Творческое воображение считается высшей формой всех познавательных процессов. Оно помогает в создании как фантастических, так и вполне реальных образов. Взять хотя бы написание реалистичных пейзажей или литературных произведений. Такой тип воображения играет особую роль в науке, работе конструкторов и т. д. Можно даже сказать, что оно задействовано практически во всех сферах жизни.

Есть у творческого воображения и другая интересная особенность. Оно помогает вам видеть ситуацию с разных сторон, генерировать необычные идеи и принимать нестандартные решения.

В психологии воображение такого типа связывают с вдохновением, подсознанием, интуицией. Также разработана масса приемов творческого воображения, использование которых помогает повысить продуктивность, сделать свою деятельность более интересной, увлекательной.

Репродуктивное воображение по-другому называется воссоздающим. Оно используется, когда нужно воссоздать образы по уже готовому описанию, схеме или чертежу. Что же можно представить? Есть ряд примеров:

  • дом по составленному проекту;
  • рисунок, связанный по схеме;
  • героя, описание которого дано в книге;
  • торт или другое блюдо, которое будет приготовлено по рецепту.

Воссоздающее воображение имеет интересную характеристику. Все образы основаны на том, что человек уже знает. Взять, к примеру, вышеописанный проект дома. Понять его может только тот человек, который имеет специальные знания и умения.

Воображение его виды и формы

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение………………………………………………………………….2

  1. Общая характеристика воображения…………………………….3
  2. Способы создания образов воображения…………………………6
  3. Виды и формы воображения……………………………………….9

Заключение …………………………………………………………….12

Список используемой литературы…………………………………..13

ВВЕДЕНИЕ.

Человек постоянно вступает в контакт с окружающей его средой. Ежесекундно на наши органы чувств воздействуют десятки и сотни разнообразных стимулов, многие из которых надолго остаются в памяти человека. Причем одним из самых любопытных феноменов психики человека является то, что полученные в предшествующей практике впечатления от предметов и явлений реального мира не только сохраняются в памяти длительное время, но и подвергаются определенной обработке. Существование данного феномена обусловило возможность человека воздействовать на окружающую среду и целенаправленно изменять ее.

Следует отметить, что воздействие животного на внешнюю среду и изменение внешней среды человеком имеют принципиальные различия. В отличие от животного человек оказывает воздействие на среду планомерно, направляя свои усилия к заранее поставленной цели. Такой характер изменения действительности в процессе труда предполагает предварительное представление в сознании того, что человек хочет получить в результате своей деятельности. Например, паук совершает определенные операции, напоминающие операции ткача, и пчелы постройкой своих восковых ячеек напоминают людей-строителей. Однако любой самый плохой специалист отличается от самой хорошей пчелы или самого искусного паука тем, что он действует по заранее намеченному плану. Любой труд предполагает выработку такого плана, и лишь потом — его воплощение на практике.

Таким образом, рассматривая процесс создания человеком чего-либо нового, мы сталкиваемся еще с одним феноменом психики человека. Его

суть состоит в том, что человек создает в своем сознании образ, которого пока в реальности еще не существует, а основой создания подобного образа является наш прошлый опыт, который мы получили, взаимодействуя с объективной реальностью. Вот этот процесс — процесс создания новых психических образов — и получил название воображения.

1. Общая характеристика воображения.

Воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.

Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Как правило, слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь становления их, является средством их удержания, закрепления, их изменения.

Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения — объективная реальность. Воображение — это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само понятие (а схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение).

Для воображения характерно то, что знание еще не оформилось в логическую категорию, тогда как своеобразное соотнесение всеобщего и единичного на чувственном уровне уже произведено. Благодаря этому в самом акте созерцания отдельный факт открывается в своем универсальном ракурсе, обнаруживая свой целостнообразующий по отношению к определенной ситуации смысл. Поэтому в плане воображения целостный образ ситуации строится раньше расчлененной и детализированной картины созерцаемого.

Принято считать, что воображение зародилось в процессе труда — специфически человеческой деятельности, из-за существования потребности в преобразовании предметов реального мира. Например, имея перед глазами орудие труда, которое по своим характеристикам и свойствам было не совсем совершенным, человек мог представить себе другое орудие, которое соответствует его представлению о том, что необходимо для выполнения той или иной трудовой операции. Но потом, в ходе исторического развития человека, деятельность воображения стала проявляться не только в труде, но и в фантазиях и мечтах человека, т. е. в образах, которые вообще не могли быть созданы на практике в данный момент. Появились крайне сложные формы воображения, необходимые в научном, техническом и художественном творчестве. Однако даже в этих случаях воображение выступает как результат преобразования наших представлений, полученных из реальной действительности.

Следует отметить, что образы воображения создаются только путем переработки отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной действительности. Например, читая фантастические романы, вы, наверное, замечали, что вымышленные герои (инопланетяне, чудовища, несуществующие звери и т. д.) все равно своим обликом полностью или частично похожи на известные нам объекты, т. е. были трансформированы воображением писателя из реальной действительности.

Деятельность воображения тесно связана с мышлением.

Ориентируя человека в процессе деятельности, воображение создает психологическую модель конечного и промежуточных результатов работы и этим обеспечивает воплощение идеального образа в материальный или идеальный продукт.

Ценность воображения состоит в том, что оно помогает человеку ориентироваться в проблемных ситуациях, принимать правильные решения, предусматривать результаты своих действий в условиях, когда знаний недостаточно для непосредственной реализации познавательной потребности. Благодаря воображению становиться возможным эффективное поведение и деятельность человека в условиях неполной информации.

2. Способы создания образов воображения.

Образы, воссоздаваемые в процессе воображения, не могут возникать из ничего. Они формируются на основе нашего предшествующего опыта, на основе представлений о предметах и явлениях объективной реальности. Процесс создания образов воображения из впечатлений, полученных человеком от реальной действительности, может протекать в различных формах.

Создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представлений, на составные части. Другими словами, первый этап формирования образов воображения характеризуется анализом

полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений. В ходе такого анализа происходит
абстрагирование
объекта, т. е. он представляется нам изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагирование частей объекта.

С этими образами далее могут осуществляться преобразования двух основных типов. Во-первых, эти образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи. Во-вторых, этим образам может быть придан совершенно новый смысл. В любом случае с абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез.

Эти операции, составляющие суть синтезирующей деятельности воображения, являются вторым этапом формирования образов воображения. Причем формы, в которых осуществляется синтезирующая деятельность воображения, крайне многообразны.

Простейшей формой синтеза в процессе воображения является агглютинация,

т. е. создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому. Примерами агглютинации могут служить: образ кентавра, образ крылатого человека в рисунках североамериканских индейцев, образ древнеегипетского божества (человек с хвостом и звериной головой) и т. д.

Агглютинация широко используется в искусстве и техническом творчестве. Например, всем известны советы, которые давал Леонардо да Винчи молодым художникам: «Если ты хочешь заставить казаться естественным вымышленное животное, — пусть это будет, скажем, змея, — то возьми для ее головы голову овчарки или легавой собаки, присоединив к ней кошачьи глаза, уши филина, нос борзой, брови льва, виски старого петуха и шею водяной черепахи». В технике, в результате использования агглютинации, созданы, например, автомобиль-амфибия и судно на воздушной подушке.

Одним из наиболее распространенных способов переработки образов восприятия в образы воображения является увеличение

или
уменьшение объекта или его частей.
С помощью такого способа были созданы различные литературные персонажи.

Агглютинация может осуществляться и с помощью включения уже известных образов в новый контекст.

В этом случае между представлениями устанавливаются новые связи, благодаря которым вся совокупность образов получает новое значение. Как правило, при включении представлений в новый контекст этому процессу предшествует определенная идея или цель. Данный процесс полностью контролируем, если только это не сновидение, когда контроль сознания невозможен. При включении уже известных образов в новый контекст человек добивается соответствия между отдельными представлениями и целостным контекстом. Поэтому весь процесс с самого начала подчинен определенным осмысленным связям.

Наиболее существенными способами переработки представлений в образы воображения, идущими по пути обобщения существенных признаков, являются схематизация

и
акцентировка.
Схематизация может иметь место при различных условиях. Во-первых, схематизация может возникать в результате неполного, поверхностного восприятия объекта. В этом случае представления схематизируются случайным образом, причем в них иногда выделяются второстепенные детали, случайно обнаруженные при восприятии предмета. В результате возникают искажения, которые приводят к созданию образов воображения, извращенно отражающих действительность. Подобное явление часто встречается у детей.

Во-вторых, причиной схематизации в случае достаточно полного восприятия объекта может быть забывание каких-либо несущественных деталей или частей. В этом случае в представлении на передний план выступают существенные детали и черты. При этом представление утрачивает некую индивидуальность и становится более обобщенным.

И наконец, в-третьих, причиной схематизации может быть сознательное отвлечение от несущественных, или второстепенных, сторон объекта. Человек сознательно направляет свое внимание на существенные, по его мнению, черты и свойства объекта и в результате сводит представления до определенной схемы.

Акцентирование заключается в подчеркивании наиболее существенных, типичных признаков образа. Как правило, этот способ используется при создании художественных образов. Главной особенностью такой переработки образов восприятия в образы воображения является то, что, отражая реальную действительность и типизируя ее, художественный образ всегда дает широкое обобщение, однако это обобщение всегда отражено в конкретном образе. Причем переработка представлений при создании типического образа не совершается путем механического складывания или вычитания каких-либо черт. Процесс создания типического образа представляет собой сложный творческий процесс и отражает определенные индивидуальные особенности человека, создающего этотобраз.

3. Виды и формы воображения.

Деятельность воображения может быть охарактеризована со стороны участия в этом процессе волевой регуляции, в зависимости от характера деятельности и от содержания создаваемых образов.

В зависимости от участия воли и деятельности, воображение делят на произвольное

и
непроизвольное
.

Непроизвольное – это такое воображение, когда в основе создания новых образов не лежит специальная цель. Непроизвольное возникновение представлений тесно связано с чувствами человека. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения,

в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях.

Процесс воображения может быть произвольным, когда он направляется специальной целью создать образ определенного предмета, возможной ситуации, вообразить или предусмотреть сценарий развития событий. Произвольное создание образов имеет место, главным образом, в творческой деятельности человека.

В зависимости от характера деятельности человека его воображение разделяют на творческое

и
репродуктивное
.

Воображение, которое включается в творческую деятельность и помогает человеку создавать новые оригинальные образы, называется творческим.

Воображение, которое включается в процесс освоения того, что уже создали или описали другие люди, называется воспроизводящим или репродуктивным.

Так, у конструктора-изобретателя, который создает новую машину, воображение – творческое, а у инженера, создающего образ машины по словесным описаниям или чертежу, воображение – репродуктивное.

Важную роль в творческом воображении играет язык, который является способом осознания творческого замысла и инструментом аналитико-синтетической деятельности.

Репродуктивное воображение – это процесс создания человеком образов новых предметов на основании их словесного описания или графического изображения.

В зависимости от содержания деятельности, воображение подразделяется на техническое, научное, художественное и другие его виды, связанные с характером работы человека.

Художественное воображение имеет преимущественно чувственные образы, чрезвычайно яркие и детальные.

Для технического воображения характерно создание образов пространственных отношений в виде геометрических фигур и строения, их легкая диссоциация и объединения в новые соединения, мысленное перенесение их в разные ситуации.

Образы технического воображения наиболее часто объединяются в чертежах, схемах, на основании которых потом создаются новые машины, новые предметы.

Научное воображение находит свое выражение в построении гипотез, проведении экспериментов, выработке обобщений, осуществляемых при создании понятий. Фантазия играет важную роль в планировании научного исследования, в построении экспериментальной ситуации, в предвидении в ходе эксперимента.

Особой формой воображения является мечта.

Мечта – это процесс создания человеком образов желательного будущего.

Мечты могут быть реальными, действенными и нереальными, бесплодными. Действенность мечты – необходимое условие воплощения в жизнь творческих замыслов человека, направленных на реальное преобразование действительности. Такие мечты, в определенном понимании, являются движущей силой действий и поступков человека, помогают ему ставить цели, бороться с трудностями, противостоять неблагоприятным влияниям.

Мечты могут быть пустыми, бесплодными. Тогда они дезориентируют человека, лишают его видения реальных жизненных перспектив, делают неспособным противостоять трудностям реального бытия.

Положительное влияние на жизнь человека оказывает только активная, творческая мечта, она обогащает жизнь человека, делает ее яркой и интересной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Следует отметить, что наряду с восприятием, памятью и мышлением, воображение играет важную роль в деятельности человека. Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет это мысленно.

Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.

С деятельностью воображения связано формирование ряда морально-психологических качеств человека – гуманности, чуткости, чувства обязанности и т.д.

Функции воображения: создания новых образов – опережающее отражение действительности.

Механизмы воображения: диссоциация впечатлений и элементов в новые комбинации.

Список используемой литературы:

1. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»)

2. Максименко С.Д. Общая психология. – М.: 2004, изд. «Рефл-бук».

3. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1976. 479 с.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.1. -М.: 1989.

Создание образов

Человек создает образы в воображении несколькими способами:

  1. Агглютинация. Качества и части отдельных объектов объединяются в единое целое. Примеры: кентавр, сказочная избушка на курьих ножках, гидросамолет, аэросани.
  2. Акцентирование. Часть объекта делится на отдельные детали. Наглядный пример — карикатуры, в которых художник выделяет определенную черту.
  3. Гиперболизация. Предполагает уменьшение, увеличение или смещение отдельных частей выбранного объекта. Здесь тоже можно вспомнить сказки, например, о драконах с несколькими головами.

Еще один способ создания образов в воображении — типизация. Он считается самым сложным. Представьте любую картину. Созерцая ее, вы рисуете в подсознании образ, который передавал художник. Или возьмем, например, книгу. Автор описывает в ней черты главного героя. Благодаря этому вы можете представить, как он выглядит, мыслит, ведет себя. Вы будто переноситесь в окружающий его мир.

Что дает воображение человеку

Итак, мы выяснили, что такое воображение и какие функции оно играет. Но зачем оно нужно лично вам? Есть несколько пунктов:

  • помогает в общении с другими людьми;
  • дает возможность визуализировать цель;
  • способствует развитию творческих талантов;
  • участвует в принятии решений и создании новых идей;
  • помогает мысленно воссоздать образ предмета или явления, который вы никогда не видели.

Плюс ко всему, воображение используется при составлении прогнозов и плана действий на будущее. Оно нужно во всех сферах деятельности, в особенности в тех, которые нельзя полностью автоматизировать. Речь идет о дизайне, исследовательской работе.

А нужно ли воображение ребенку? Ответ однозначный: да. Без него невозможно полноценное развитие. Первые несколько лет жизни ребенок изучает мир вокруг него. И если по каким-либо причинам у него не работает в полную силу воображение, тормозится формирование важных способностей.

Развитое в детстве воображение в будущем поможет уже взрослому человеку стать креативным, развить в себе творческие навыки, научиться находить необычный выход из сложной ситуации. А это пригодится в жизни.

Определение воображения

Воображение — это особая форма психики, которую может иметь только человек. Это постоянно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать реальность и создавать что-то новое. М. Горький был прав, когда говорил, что «это выдумка, которая возвышает человека над животными», потому что только человек, как общественное существо, перестраивая мир, развивает настоящее воображение.

С богатым воображением человек может жить в разное время, чего не может сделать ни одно другое существо в мире. Прошлое фиксируется в образах памяти, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Каждое воображение производит нечто новое, меняет, преобразует то, что дается восприятием. Эти изменения и преобразования могут проявляться таким образом, что человек, исходя из познания и на основе своего опыта, воображает что-то, т.е. формирует картину того, чего он никогда не видел в реальности. Например, информация о полете в космос стимулирует наше воображение рисовать картины фантастической и необычной жизни в невесомости, в окружении звезд и планет.

Воображение, предвидя будущее, может создать образ, картину того, что еще не существовало. Таким образом, астронавты могли вообразить в своем воображении полет в космос и посадку на Луну, когда это была лишь мечта, еще не реализованная и не известная осуществимость.

В конце концов, фантазия может также сделать такое отклонение от реальности, что создает фантастический образ, который ярко отличается от реальности. Но в данном случае она также в некоторой степени отражает эту реальность. И воображение тем более плодотворно и ценно, чем больше оно, изменяя реальность и отклоняясь от нее, все же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые особенности.

Для изучения когнитивной роли воображения необходимо уточнить его особенности и определить его реальную природу. В научной литературе существует очень много подходов к определению воображения. Обратимся к некоторым из них и определим основные черты воображения.

С.Л. Рубинштейн пишет: «Воображение — это бегство от прошлого опыта, это преобразование данных и генерация новых образов на этой основе».

Л.С.Выготский считает, что «воображение не повторяет ранее собранных впечатлений, а строит новые серии из ранее собранных впечатлений». Таким образом, введение новых впечатлений в наши впечатления и изменение этих впечатлений таким образом, что в результате формируется новый, ранее не существовавший образ, образует основу той деятельности, которую мы называем фантазией».

По словам Е.И. Игнатьева, «главная особенность процесса воображения заключается в трансформации и обработке данных и материалов прошлого опыта, в результате чего формируется новый образ».

А «Словарь философии» определяет воображение как «способность создавать в сознании человека новые чувственные или ментальные образы на основе трансформации впечатлений, полученных от реальности».

Как видно из определений, существенной характеристикой воображения считается способность субъекта создавать новые образы. Но этого недостаточно, потому что тогда невозможно провести различие между воображением и мышлением. Ведь человеческое мышление нельзя просто отождествлять с воображением, потому что создание новых знаний и концепций может происходить без участия воображения.

Многие исследователи отмечают, что воображение — это процесс создания новых образов, который происходит на визуальном уровне. Эта тенденция связывает воображение с формами сенсорной рефлексии, в то время как другой считает, что воображение порождает не только новые сенсорные образы, но и новые мысли.

Одной из характерных особенностей воображения является то, что оно связано не только с мыслью, но и с данными чувств. Нет воображения без мысли, но и оно не сводится к логике, потому что всегда связано с преобразованием сенсорного материала.

Таким образом, очевидно, что воображение — это и создание новых образов, и преобразование прошлых переживаний, и что эта трансформация осуществляется в органическом единстве чувственного и рационального.

Как развить воображение

Психологи выделили ряд приемов для развития воображения.

У взрослых

Главное — быть готовыми к экспериментам, не стесняться и не бояться ошибок. Способов множество:

  1. Визуализация. Нужно в мыслях воспроизвести внешний вид предмета, местность или действие. Начинайте с простых заданий. Например, посмотрите на то, что лежит перед вами. После закройте глаза и представьте этот предмет в деталях.
  2. Чтение. Этот способ связан с предыдущим. Здесь также нужна визуализация. Только сделать ее намного сложнее. Вам придется запомнить сразу несколько героев, образов, пейзажей. А после этого просматривать их участие в сюжете. Все это поможет увидеть полную картину. И, кстати, чтение гораздо интереснее просмотра фильмов. В случае с чтением никто не ограничивает вашу фантазию и воображение.
  3. Ассоциации. Ассоциативное мышление есть у каждого взрослого человека. Скорее всего, при слове «зеленый» вы вспомните о траве и деревьях. А при слове «оранжевый» — об апельсине.
  4. Создание необычных зверей. Это отличный способ развития творческого воображения. Пусть это будет, например, котопес. Конечно, о нем не рассказывают в учебнике по биологии. Но вы весело поведете время. Это упражнение подходит и взрослым, и детям.
  5. Искусство. Недостаток воображения восполнят выставки или мастер-классы. Наблюдая за другими людьми, вы и сами легко создадите необычную идею или хотя бы получите вдохновение.
  6. «Коробка». Здесь придется брать пример с мультяшного персонажа — Губки Боба. Помните любимое занятие? Он садился в коробку и включал воображение. Нет, не подумайте, что вам нужно сделать то же самое. Хотя дети могут и попробовать. Зайдите в пустую комнату и мысленно оформите интерьер. Следующий раз сделайте перестановку и т. д. Так вы улучшите воображение и восприятие.

Еще один способ — ролевые игры. Вы управляете героем, соблюдая при этом определенные требования и условия. Игры бывают настольными и реальными. К последним относятся квесты.

У детей

С детьми немного легче. Они и так любят фантазировать, часто придумывают необычные истории и даже представляют рядом с собой воображаемых друзей.

Как же развить детское воображение?

  1. Читайте сказки, фантастические истории. Попробуйте дочитать, например, до середины. А после предложите малышу продолжить рассказ.
  2. Наблюдайте за окружающими людьми. Пусть ребенок подумает, как живет кто-то из тех, кто встретился на вашем пути. Если выйти на улицу не получается, воспользуйтесь фотографиями или обычными картинками. Так можно помочь развить воображение и дошкольника, и детей старшего возраста.
  3. Ходите вместе на выставки, посещайте музеи, кинотеатры.
  4. Занимайтесь совместным творчеством. Лепите из глины и пластилина, делайте аппликации, рисуйте, собирайте модели автомобилей и т.д.

Как и в случае со взрослыми, развитию воображения у детей способствуют ролевые игры с родителями или сверстниками.

Развитие


Творчество лучше всего способствует развитию воображения

Если Вы намереваетесь развивать свое воображение, то можно прибегнуть к следующим советам.

  1. Занимайтесь интеллектуальной деятельностью. Человек должен развиваться творчески и заниматься научной деятельностью.
  2. Учитесь мыслить креативно.
  3. Станьте более эмоциональным, развивайте в себе эмпатию.
  4. Обогащайте свой опыт восприятия.
  5. Продумывайте свои действия, рассматривайте возможные результаты.
  6. Старайтесь почаще фантазировать, представляйте какой бы была Ваша жизнь, если б в ее определенный момент произошли весомые изменения.
  7. Если у Вас есть детки, сочиняйте им сказки.
  8. Занимайтесь спонтанным творчеством, учитесь творить, используя различные материалы.

Теперь Вы знаете, что собой представляет развитие воображения. Человек должен понимать, что данная способность помогает лучше ориентироваться в мире, быть креативным, иметь нестандартный взгляд на привычные вещи. Нужно развивать воображение у детей и у себя, научиться планировать свои шаги, представляя возможные результаты.

Пример из жизни

Я люблю читать. Воображение помогает с головой погрузиться в сюжет. Даже, казалось бы, нудные описания местности становятся на порядок интереснее. Я стараюсь увидеть пейзаж глазами автора, услышать звуки, почувствовать ветер или аромат цветов.

То же самое касается и героев. Стараюсь представлять не только их внешность, а следить за тем, как меняется их поведение и мышление в разных ситуациях. Благодаря этому после прочтения книги создается впечатление, что я побывала в этом книжном мире.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]