Гиперболизация, воображение в психологии — что это?


Специфические характеристики воображения

  1. Воображение направлено на создание чего-то нового, это процесс, заключающийся в создании новых образов, представлений и идей. В связи с этим воображение позволяет человеку выходит за рамки личного опыта.
  2. Создаваемое в процессе воображения новое связано с тем, что уже было воспринято человеком. Элементы нового, созданного воображением, представляют собой уже известное, существующее в реальной действительности, но воображение преобразует взаимосвязи между реально существующими объектами и тем самым достигается эффект новизны.
  3. Воображение неразрывно связано с личностью человека; особенно тесная связь обнаруживается между воображением и направленностью личности. Существенную роль в определении направления, по которому идет развитие воображения, играет направленность личности – интересы, создающие связанные с ними специальные очаги эмоциональной восприимчивости. Деятельность воображения порождается преобразующим воздействием направленности на образы сознания, отражающие действительность.

Приемы

Что относится к приемам воображения?

Агглютинация

Агглютинация , это операция, при которой комбинируются элементы, относящиеся к разным явлениям или объектам, так, чтобы получилось нечто новое.

Этот прием часто можно встретить в мифологии, сказках и легендах разных народов мира, в художественных произведениях, написанных в жанрах фэнтези и фантастики.

Примеры агглютинации:

  1. Морская дева. Традиционно морские девы , это привлекательные девушки, имеющие вместо ног хвост, похожий на рыбий, существующие в европейской мифологии. В русском языке их обычно называют русалками, несмотря на то, что классические русалки, взятые из славянской мифологии, хвоста не имеют.
  2. Сфинкс. Это мифическое существо стало достаточно известным, и многие народы изображали его по-разному. Наиболее известный образ сфинкса , создание с телом льва и человеческой головой.
  3. Кентавр. Известное мифическое существо , наполовину человек, наполовину конь, , перекочевавшее из мифов во многие известные фэнтезийные вселенные, например во вселенную Гарри Поттера.
  4. Избушка на курьих ножках. Зловещий атрибут множества русских народных сказок: изба, стоящая на прочных ногах (двух или четырех), напоминающих куриные, часто способная перемещаться с их помощью и ведущая себя как относительно разумное существо.
  5. Животные из популярных мультсериалов «,Аватар: Легенда об Аанге», и «,Аватар: Легенда о Корре»,. В фэнтезийной вселенной этих мультсериалов существует огромное количество животных, созданных при помощи приема «,агглютинация»,: кротобарсуки, львы-черепахи, крольгуру (кролик и кенгуру), черепахокрабы, медведи-утконосы и многие другие.
  6. Гиппогриф из серии книг и фильмов о Гарри Поттере. Согласно описанию в книгах, гиппогриф , это крупное животное, которое представляет собой смесь лошади (туловище, хвост и задние конечности) и орла (голова, крылья и передние конечности). Может иметь различный окрас.

Механизмы воображения

  1. Агглютинация (склеивание) – объединение в единое целое ряда представлений в последовательности, отличной от наших непосредственных восприятий и переживаний.
  2. Акцентирование – подчеркивание наиболее существенных, типичных признаков объекта.
  3. Гиперболизация и миниатюризация – преувеличение и преуменьшение, изменение пропорций элементов, участвующих в процессе воображения, или их частей. С.Л. Рубинштейн считал данный прием воображения одной из разновидностей акцентирования.
  4. Схематизация – выделение тех свойств элемента, которые являются значительными для содержания конкретного акта воображения, мысленное исключение каких-то свойств или качеств, присущих определенному объекту, избавление от лишних и второстепенных деталей.

Мир воображения: воображение в психологии

Воображение в психологии понимается как сложный психический процесс, который создает новые образы предметов, ситуаций и явлений на основе прошлых восприятий. Проще говоря, воображение – это создание чего-то нового из чего-то старого. Представление того, как выглядит давно разрушенный античный храм на основе его описания или же придумывание несуществующего животного с рогами и крыльями используют уже известные элементы для того, чтобы мы поняли, как выглядит то, чего на данный момент в действительности не существует.

Мышление и воображение

Специфика понятия воображения заключается в том, что его сложно отделить от того же наглядно-образного мышления (оперирование образами, а не вербальными единицами – слова, слоги, обороты, оклики и т.д – для решения задачи, без использования предметов из этой задачи в реальной жизни). Долгое время существовала идея, что воображение способно создавать мысли, которые по своей сути являются сформированными психикой связями между образами и/или знаниями. Но такой подход не мог долго существовать, ведь тогда мышление, как психический процесс, не имело бы никакого смысла. Ученые пришли к выводу, что основной отличительной чертой воображения будет создание именно новых, ранее не воспринимаемых человеком образов. А.В.Брушлинский, советский и российский психолог, подчеркивает тесную взаимосвязь мышления и воображения на основе того, что воображение оперирует продуктами мышления (общениями, умозаключениями, анализом, синтезом и абстракцией), а само мышление опирается на те чувственные образы, что создает воображение.

Виды воображения

На сегодняшний день в психологии разделяют следующие виды воображения:

  • репродуктивное создает образ, элементы которого уже известны человеку. Например, при описании литературного героя среднего возраста, у которого голубые глаза и есть усы, мы используем несколько уже известных нам элементов (в данном случае, лицо мужчины среднего возраста, голубые глаза и усы). Сюда же можно отнести воспроизведение того, как будет выглядеть дом, основываясь на его чертеже.
  • продуктивное воображение, которое также называют творческим, подразумевает создание образов, не похожих на то, что когда-либо воспринимал субъект. Тут также используются уже известные элементы, но, в отличие от репродуктивного типа, творческое воображение создает то, чего, по сути, в реальности нет. Например, у нас есть два элемента – сиреневый цвет и дикая лисица. Совмещая их, мы создаем то, чего, по нашему мнению, в реальности нет, а именно – сиреневую лисицу.
  • пассивным воображением называется то воображение, которое действует без наших волевых усилий. Примером тут служит сновидение или же галлюцинации.
  • активное воображение, соответственно, обязательно сопровождается нашим намерением что-то представить или придумать.
  • конкретное воображение базируется на наглядном представлении предметов.
  • абстрактное же воображение оперирует обобщенными образами, а именно – символами (вербальными и невербальными), схемами и идеями.
  • пластичное воображение, которое Л.С.Выготский, известный своей культурно-исторической концепцией, описывает как то, что заимствует свои элементы извне (можно назвать объективным).
  • расплывчатое – то, которое оперирует более эмоциональными образами (можно назвать субъективным).

Так же существует категоризация воображения на основе области ее применения. Например, французский психолог и педагог конца 19 столетия Теодюль Рибо приводит следующие виды:

  • мистическое, которое использует символы,
  • научное, что является более рациональным,
  • практичное и механическое, образы которого могут переходить в речевую (вербальную) форму,
  • в сфере торговли, часто опирающееся на интуицию,
  • в сфере утопии, где является зеркалом для социальных и этических отношений.

Механизмы воображения

На данный момент в психологии известны следующие механизмы воображения, позволяющие ему выполнять свои функции:

  1. Гиперболизация – преувеличение качественных или количественных свойств предмета (огромная проблема, миллиард комаров и т.д.).
  2. Литота – преуменьшение, механизм обратный гиперболизации.
  3. Заострение или акцентуация – подчеркивание отдельных признаков (примером могут служить карикатуры, где у болтуна длинный язык, а у вруна – нос).
  4. Агглютинация (комбинирование) – совмещение двух элементов (зеленое облако, собака размером с слона, книга с крыльями и т.д.)
  5. Схематизация – упорядочивание, обобщение элементов в понятную структуру (орнаменты, росписи).
  6. Типизация – выделение чего-то общего у нескольких образов и отведение их в отдельную группу (врачи, представители семейства кошачьих, художественные книги и т.д.).

Значение воображения

Значение воображения отражается в любой жизненной ситуации, а некоторые его функции присущи только людям, что делает нашу стадию развития воображения филогенезе одной из отличительных черт человека, как вида. Воображение стало важным достоянием человеческой психики благодаря следующим его функциям:

  1. Регуляция эмоциональных состояний индивида. Например, воображение может выполнять компенсаторную роль, помогая человеку избежать фрустрации – состояния, вызываемого несоответствием желаемого и возможностей его достичь. Классическим примером изучения именно этой функции воображения являются теории психоанализа.
  2. Регуляция физиологических состояний человека. Исследования показали, что процесс воображения может вызвать активность довольно многих участков мозга, в том числе и гипоталамо-лимбической системы. Поэтому вполне логично сделать вывод о влиянии этого процесса на наш организм. Ярким примером может послужить то, что в каждую годовщину Варфоломеевской ночи у знаменитого философа Вольтера поднималась температура при единственной мысли о тысячах убитых гугенотов в 1572 году.
  3. Решение задач на основе оперирования образами. При решении задач с достаточным количеством известных данных мы используем мышление, но, когда этих данных слишком мало, и нам надо выйти за рамки привычной системы решения задачи, мы используем воображение. Таким образом можно сказать, что мышление создает теории, а воображение – гипотезы.
  4. Антиципация. Для того, чтобы придумать план действий, который мы хотим исполнить в будущем, необходимо использовать воображение. Ведь, как говорилось ранее, для решения задачи со многими неизвестными, которым и является наше будущее, мы задействуем не столько мышление, сколько воображение. Для того, чтобы быть уверенным в своем плане, необходимо сначала проиграть его в своей голове. Можно сказать, что наша память – это взгляд в прошлое, мышление – в настоящее, а воображение – в будущее.
  5. Планирование и программирование деятельности. Выстроив и проиграв план действий в своей голове, мы также с помощью воображения настраиваемся на эту деятельность. Этот процесс является симбиозом функций антиципации (предугадывания) и регулирования. А.Р.Лурия, один из основателей нейропсихологии, описал ситуацию, которая произошла с Соломоном Шершевским, известным своей феноменальной памятью, когда тот готовился выступать в суде. Он воображал судебный процесс в своей голове, представляя, что судья находится справа. Но, когда Шершевский прибыл в суд, судья сидел слева от него, из-за чего вся его логика пропала, он растерялся, и дело было проиграно.

Помимо функций, как психического процесса, воображение также выполняет свою роль, как причина индивидуальных особенностей человека. То, как и сколько человек использовал свое воображение, влияет на проявление творческой деятельности, воли, склонности и желанию к конкретному виду активности. В рамках своей социо-исторической концепции Выготский посвящает проблеме роли воображения в становлении личностных особенностей индивида целую книгу – «Воображение и творчество в детском возрасте».

Фантазия и воображение

Некоторые авторы рассматривают фантазию и воображение, как синонимичные понятия, однако их стоит разделить. По своей сути, фантазия является продуктом воображения, отличительной чертой которого можно назвать его нереализованность. Она призвана выполнять компенсаторную функцию для регуляции эмоциональных состояний; может быть активной или пассивной, в основном, рассматривается, как репродуктивный процесс. Фантазируя, мы не направлены на осуществление содержания наших фантазий, которые являются для нас интимными, а их источник находится в нашем бессознательном. Однако, фантазии могут подтолкнуть нас к действиям, для которых будет использоваться уже продуктивное воображение. Такая цепочка является основой для многих произведений искусств и научных открытий.

Виды воображения

  1. Активное (произвольное) воображение – это осознанный, целенаправленный процесс, всегда направленный на выполнение творческой или личностной задачи. Участие волевых процессов в данном случае максимально: процесс активного воображения контролируется и направляется самим человеком. Активное воображение разделяется на активное воссоздающее и активное творческое воображение. Активное воссоздающее воображение заключается в представлении чего-либо, не воспринимаемого органами чувств непосредственно, а создаваемого в сознании в соответствии с описанием (например, в процессе слушания собеседника, чтения книг).
  2. В отличие от активного воссоздающего, процесс активного творческого воображения происходит без опоры на описание. Этот процесс осуществляется человеком самостоятельно (например, работа художника, писателя).
  • Пассивное (непроизвольное) воображение – в отличие от активного (произвольного) воображения, происходит без участия волевого контроля, не направлено на реальное решение проблемы. Его сущность заключается в отвлечении от конфликта, от затруднительной ситуации. Пассивное воображение разделяется на пассивное преднамеренное и пассивное непреднамеренное.
      Пассивное преднамеренное воображение– это такой вид воображения, продуктами которого являются мечты и грезы. Это создание образа желаемого будущего, которое может выступать в виде своеобразной формы психологической защиты, обеспечивающей временный уход от возникших проблем, что способствует определенной нейтрализации негативного психического состояния и обеспечению сохранности механизмов регуляции при снижении общей активности человека. То, в чем человек нуждается, но чего он не может достичь в реальной действительности, имея при этом сильную потребность, достигается в пассивном произвольном воображении с целью выхода из состояния фрустрации.
  • Пассивное непреднамеренное воображение – это такой вид воображения, продуктами которого являются сновидения и галлюцинации. Это филогенетически наиболее ранний вид воображения.
  • Основные понятия

    Воображение , орудие не только творческого человека.

    Оно ценно для представителя любой профессии, поскольку позволяет мыслить креативно и выходить за рамки стандартных представлений.

    Фантазия дает возможность не только творить с нуля, но и без ошибок представлять образы, схемы в процессе чтения научной и художественной литературы, решать задачи, напрямую связанные с задействованием наглядно-образного мышления, планировать дальнейшую деятельность, эффективнее запоминать информацию.

    Активное (то, которое работает произвольно) воображение подразделяется на:

    1. Воссоздающее. Это умение человека воссоздавать в своей голове образы, модели, схемы на основе описания, которое обычно подается либо в устном, либо в письменном виде.
      К примеру, воссоздающее воображение активно задействуется во время чтения художественных книг: читатель детально представляет себе персонажей, обстановку, действия, интонации и так далее.
    2. Творческое. Это способность создавать оригинальные образы, концепты, схемы. Безусловно, любой творческий человек опирается на уже существующие концепты, правила, идеи, создавая что-то свое, но при этом продукт работы его фантазии будет отличаться в той или иной мере от всего, что существовало ранее.

    Приемы или, иначе говоря, операции воображения напрямую связаны с творческим воображением.

    Творческое воображение во многом работает на основе схемы «,анализ-синтез»,: вначале образы, существующие в памяти человека, анализируются, определяются их характеристики и взаимосвязь, после происходит процесс расщепления с целью сконструировать из полученного материала нечто новое.

    Операции воображения , это методы, при помощи которых фантазия осуществляет процесс анализа и синтеза.

    Основные операции воображения , это агглютинация, гиперболизация, придача, типизация, акцентирование, перенос, аналогия.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]