Ощущение, восприятие, представление, внимание, память, воображение, мышление, речь.

Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь — выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты

Восприятие

– отражение предметов, ситуаций или событий в их целостности, которая возникает при непосредственном воздействии объектов на органы чувств. Восприятие– совокупность ощущений.

Ощущения

— процессы отражения лишь отдельных объектов окружающего мира.

Когда чел держит в руке цветок, то целостное впечатление от цветка – восприятие.

А отдельными ощущениями будут- аромат цветка, осязать впечатление руки, держащей стебель, т е – восприятие состоит из 1 или нескольких ощущений, которое создают полное впечатление об объекте.

Для возникновения ощущений необходимо :

1.объект внешнего воздействия

2. анализаторы , способные это воздействие воспринять.

Анализатор

— анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения.

Анализатор состоит из 3 основных частей:

1.Рецепторно- периферическая часть.

Рецепторы- нервные окончания, расположенные над органами чувств, непосредственно воспринимающие внешние раздражения .

2. – Проводящие пути, по которым передается возбуждение от периферии к центру.

3. – Центральная часть анализатора- участки головного мозга, отвечающие за распознавание соответствующего раздражителя. (зрительного, вкусового, и т д )

Мыслительные операции

Выделяют основные мыслительные операции:

  • анализ,
  • сравнение,
  • синтез,
  • обобщение,
  • абстрагирование и др.

► Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики.

► Сравнение — мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.

► Синтез — мыслительная операция, позволяющая в едином процессе мысленно переходить от частей к целому.

► Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

► Абстрагирование (отвлечение) — мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Характеристика воображения

Воображение — это особая форма человеческой жизни, стоящая отдельно от других технических процессов и в то же время занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Воображение — это особая форма отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки существующих представлений и понятий. Воображение развивается по линии совершенствования операций замещения реальных объектов воображаемыми и воссоздающего воображения. Ребенок постепенно начинает создавать все более сложные образы и их системы на основе имеющихся описаний, текстов. Содержание этих образов развивается и обогащается. Воображение становится опосредованным и преднамеренным.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. А.С. Выготский выделяет три функции воображения [Выготский Л.С. Избранные психологические исследования — М., 1966]:

  1. Последовательная. Для того чтобы вызвать у ребенка яркое представление о предмете, необходимо найти все элементы, из которых это представление будет построено в реальной жизни.
  2. эмоциональный. Каждая эмоция имеет свое внутреннее и внешнее состояние, а это значит, что фантазия является тем аппаратом, который непосредственно осуществляет работу наших эмоций.
  3. Воспитательная. В игре эмоциональная функция позволяет организовать такие формы среды, которые позволяют развивать и реализовывать свои способности. Видно, что все функции воображения полностью соответствуют его психологическому свойству — поведению, направленному на формы, которых еще не было в нашей деятельности, и это подчеркивает необходимость развития воображения.

Воображение характерно связано с деятельностью всего организма, являясь в то же время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Не что иное, как воображение, раскрывает идеальную и таинственную природу психики. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся материальная и духовная культура человека является продуктом его воображения и творчества. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разных временах.

Воображение — это психический процесс создания образов предметов, ситуаций путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся материальная и духовная культура человечества является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разных временах, чего не может позволить себе ни одно живое существо в мире.

Воображение отличается от восприятия тем, что образы не всегда соответствуют действительности, в них есть элементы фантазии, если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует. В реальности это называется фантазией. Если, кроме того, воображение направлено на будущее, то это называется сном.

Воображение бывает: непроизвольное или пассивное: сны, дневные грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); добровольное или активное воображение: воссоздающее или репродуктивное и творческое, музыкальное. К творческому относятся сновидения и фантазии.

Активное воображение характеризуется тем, что, используя его, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает соответствующие образы. К активному воображению относятся творческое и музыкальное воображение.

Творческое воображение — это вид воображения, в процессе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, имеющие ценность для других людей или общества в целом и воплощенные («кристаллизованные») в конкретных оригинальных продуктах деятельности. Образы творческого воображения создаются с помощью различных приемов и интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения выделяют два типа таких интеллектуальных операций:

1-й тип операций, посредством которых формируются идеальные образы;

2-й тип операций, на основе которых происходит обработка готовых продуктов

Взаимодействие внимания и памяти

Без таких важных психологических процессов как память и внимание практически не возможна нормальная человеческая жизнь. Эти процессы помогают получать информацию из окружающего мира и сохранять ее в течении длительного времени.

На память опирается вся психическая деятельность человека. Память помогает нам оживить в сознании прошлый опыт, знания, явления, образы. Самое динамичное развитие памяти происходит в школьном возрасте.

Проблема взаимодействия памяти и внимания одна из самых актуальных в современной психологии. Насколько хорошо человек запоминает информацию, зависит от того насколько он внимателен. Внимание позволяет человеку успешно выполнять свою работу, контролировать внешние условия.

Замечание 3

Следует отметить что при снижении одной из этих функций вторая также начинает страдать.

Способы построения новых образов

Преобразование действительности в воображении проводится методами; называемых «техниками» воображения. К ним относятся:

Комбинирование, Сочетание данных в опыте элементов в новых, более или менее необычные комбинации. Это наиболее простая техника воображения, именно ее имели в виду исследователи прошлого дня, когда считали механизмом воображения ассоциации.

Агглютинация, Вариант комбинирования, в котором сочетанию подлежит не случайный набор черт, проходит цилепрямований их подбор согласно определенного замысла, концепции.

Акцентирование, подчеркивание определенных черт явления, которое превращает его общий вид. Оно должно выделять характерное, существенное, важное.

Гипербола и литота — Изменения величин, количественный рост и уменьшение — являются особенными вариантами акцентирование (акцентируется очень большое или очень малое по отношению к действительности. Когда в воображении сразу происходит увеличение одних сторон и уменьшение других, идет речь о поляризацию.

Идеализация, Построение свободных от всего мелочного идеализированных образов, которые иногда вызывают иллюзию исключительности и совершенства определенного явления. В стремлении к идеалу заключается главная суть мечты.

Типизация, Специфическое обобщение. Через конкретное в образе, который выступает типу, выделяется общезначимое.

Алегоризация, Создание аллегории — использование образа в переносном смысле. Образ выступает лишь условно выбранным знаком какого-либо явления действительности.

Метафоризация, Построение метафор. Метафора является более глубоким мысленным отображением явления, чем аллегория, поскольку между метафорическим образом и его значением существует определенное сходство, аналогия.

Символизация, использование символов, является наиболее глубоким по смыслу, сущностным наполнением техникой воображения. Понимание языка символов помогает человеку сознательно получать послания от собственного бессознательного (сновидения и др.). Символ отличается от знака тем, что он является не условно выбранным для обозначения, а глубинно, сущностно единым с тем, что он обозначает. В отличие от понятия символ имеет неограниченный объем значения. Выражению через символы подлежит только общечеловеческое, должное к самому способу существования человека.

В технике воображения всегда создается сложная динамическая единство сознательного и бессознательного.

Взаимодействие памяти и речи

Речь и память тесно связаны между собой. Если память и речь функционируют должным образом, человек может делится опытом и воспроизводить накопленные знания и навыки. Речь является мыслительным процессом, высшая мыслительная функция, которая обеспечивает общение людей между собой. Память в свою очередь накапливает, хранит, а затем воспроизводит полученную ранее информацию. Следует отметить тот факт, что именно речь и наряду с ней память активно развиваются в дошкольном возрасте.

Следует отметить что в большей степени речь связана с логической памятью. Запомнить легче то что было выражено в языковой форме.

Речь помогает сенсорной памяти, которая чаще всего не долговременна.

Когда человек воспринимает или порождает речь он обращается к своей памяти. Не имея памяти человек бы не мог общаться, так как не помнил бы значения слов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]