Доклад на тему «Воображение как психический процесс»


Такой психический процесс, как воображение, играет особую роль в жизни человека. Оно способствует не только творческой деятельности, как многие могут подумать, но и задействуется в решении более приземленных и бытовых вопросов, хотя сам субъект может этого и не осознавать. Как утверждал выдающийся теоретик психологии Л.М. Веккер, воображение является сквозным процессом, который тесно связан со всеми другими психическими функциями, например, памятью, мышлением и волей. Такая точка зрения дает нам понять, что развитое воображение в целом является хорошим помощником в любой жизненной ситуации.

Мир воображения: воображение в психологии

Воображение в психологии понимается как сложный психический процесс, который создает новые образы предметов, ситуаций и явлений на основе прошлых восприятий. Проще говоря, воображение – это создание чего-то нового из чего-то старого. Представление того, как выглядит давно разрушенный античный храм на основе его описания или же придумывание несуществующего животного с рогами и крыльями используют уже известные элементы для того, чтобы мы поняли, как выглядит то, чего на данный момент в действительности не существует.

Мышление и воображение

Специфика понятия воображения заключается в том, что его сложно отделить от того же наглядно-образного мышления (оперирование образами, а не вербальными единицами – слова, слоги, обороты, оклики и т.д – для решения задачи, без использования предметов из этой задачи в реальной жизни). Долгое время существовала идея, что воображение способно создавать мысли, которые по своей сути являются сформированными психикой связями между образами и/или знаниями. Но такой подход не мог долго существовать, ведь тогда мышление, как психический процесс, не имело бы никакого смысла. Ученые пришли к выводу, что основной отличительной чертой воображения будет создание именно новых, ранее не воспринимаемых человеком образов. А.В.Брушлинский, советский и российский психолог, подчеркивает тесную взаимосвязь мышления и воображения на основе того, что воображение оперирует продуктами мышления (общениями, умозаключениями, анализом, синтезом и абстракцией), а само мышление опирается на те чувственные образы, что создает воображение.

Виды воображения

На сегодняшний день в психологии разделяют следующие виды воображения:

  • репродуктивное создает образ, элементы которого уже известны человеку. Например, при описании литературного героя среднего возраста, у которого голубые глаза и есть усы, мы используем несколько уже известных нам элементов (в данном случае, лицо мужчины среднего возраста, голубые глаза и усы). Сюда же можно отнести воспроизведение того, как будет выглядеть дом, основываясь на его чертеже.
  • продуктивное воображение, которое также называют творческим, подразумевает создание образов, не похожих на то, что когда-либо воспринимал субъект. Тут также используются уже известные элементы, но, в отличие от репродуктивного типа, творческое воображение создает то, чего, по сути, в реальности нет. Например, у нас есть два элемента – сиреневый цвет и дикая лисица. Совмещая их, мы создаем то, чего, по нашему мнению, в реальности нет, а именно – сиреневую лисицу.
  • пассивным воображением называется то воображение, которое действует без наших волевых усилий. Примером тут служит сновидение или же галлюцинации.
  • активное воображение, соответственно, обязательно сопровождается нашим намерением что-то представить или придумать.
  • конкретное воображение базируется на наглядном представлении предметов.
  • абстрактное же воображение оперирует обобщенными образами, а именно – символами (вербальными и невербальными), схемами и идеями.
  • пластичное воображение, которое Л.С.Выготский, известный своей культурно-исторической концепцией, описывает как то, что заимствует свои элементы извне (можно назвать объективным).
  • расплывчатое – то, которое оперирует более эмоциональными образами (можно назвать субъективным).

Так же существует категоризация воображения на основе области ее применения. Например, французский психолог и педагог конца 19 столетия Теодюль Рибо приводит следующие виды:

  • мистическое, которое использует символы,
  • научное, что является более рациональным,
  • практичное и механическое, образы которого могут переходить в речевую (вербальную) форму,
  • в сфере торговли, часто опирающееся на интуицию,
  • в сфере утопии, где является зеркалом для социальных и этических отношений.

Механизмы воображения

На данный момент в психологии известны следующие механизмы воображения, позволяющие ему выполнять свои функции:

  1. Гиперболизация – преувеличение качественных или количественных свойств предмета (огромная проблема, миллиард комаров и т.д.).
  2. Литота – преуменьшение, механизм обратный гиперболизации.
  3. Заострение или акцентуация – подчеркивание отдельных признаков (примером могут служить карикатуры, где у болтуна длинный язык, а у вруна – нос).
  4. Агглютинация (комбинирование) – совмещение двух элементов (зеленое облако, собака размером с слона, книга с крыльями и т.д.)
  5. Схематизация – упорядочивание, обобщение элементов в понятную структуру (орнаменты, росписи).
  6. Типизация – выделение чего-то общего у нескольких образов и отведение их в отдельную группу (врачи, представители семейства кошачьих, художественные книги и т.д.).

Значение воображения

Значение воображения отражается в любой жизненной ситуации, а некоторые его функции присущи только людям, что делает нашу стадию развития воображения филогенезе одной из отличительных черт человека, как вида. Воображение стало важным достоянием человеческой психики благодаря следующим его функциям:

  1. Регуляция эмоциональных состояний индивида. Например, воображение может выполнять компенсаторную роль, помогая человеку избежать фрустрации – состояния, вызываемого несоответствием желаемого и возможностей его достичь. Классическим примером изучения именно этой функции воображения являются теории психоанализа.
  2. Регуляция физиологических состояний человека. Исследования показали, что процесс воображения может вызвать активность довольно многих участков мозга, в том числе и гипоталамо-лимбической системы. Поэтому вполне логично сделать вывод о влиянии этого процесса на наш организм. Ярким примером может послужить то, что в каждую годовщину Варфоломеевской ночи у знаменитого философа Вольтера поднималась температура при единственной мысли о тысячах убитых гугенотов в 1572 году.
  3. Решение задач на основе оперирования образами. При решении задач с достаточным количеством известных данных мы используем мышление, но, когда этих данных слишком мало, и нам надо выйти за рамки привычной системы решения задачи, мы используем воображение. Таким образом можно сказать, что мышление создает теории, а воображение – гипотезы.
  4. Антиципация. Для того, чтобы придумать план действий, который мы хотим исполнить в будущем, необходимо использовать воображение. Ведь, как говорилось ранее, для решения задачи со многими неизвестными, которым и является наше будущее, мы задействуем не столько мышление, сколько воображение. Для того, чтобы быть уверенным в своем плане, необходимо сначала проиграть его в своей голове. Можно сказать, что наша память – это взгляд в прошлое, мышление – в настоящее, а воображение – в будущее.
  5. Планирование и программирование деятельности. Выстроив и проиграв план действий в своей голове, мы также с помощью воображения настраиваемся на эту деятельность. Этот процесс является симбиозом функций антиципации (предугадывания) и регулирования. А.Р.Лурия, один из основателей нейропсихологии, описал ситуацию, которая произошла с Соломоном Шершевским, известным своей феноменальной памятью, когда тот готовился выступать в суде. Он воображал судебный процесс в своей голове, представляя, что судья находится справа. Но, когда Шершевский прибыл в суд, судья сидел слева от него, из-за чего вся его логика пропала, он растерялся, и дело было проиграно.

Помимо функций, как психического процесса, воображение также выполняет свою роль, как причина индивидуальных особенностей человека. То, как и сколько человек использовал свое воображение, влияет на проявление творческой деятельности, воли, склонности и желанию к конкретному виду активности. В рамках своей социо-исторической концепции Выготский посвящает проблеме роли воображения в становлении личностных особенностей индивида целую книгу – «Воображение и творчество в детском возрасте».

Фантазия и воображение

Некоторые авторы рассматривают фантазию и воображение, как синонимичные понятия, однако их стоит разделить. По своей сути, фантазия является продуктом воображения, отличительной чертой которого можно назвать его нереализованность. Она призвана выполнять компенсаторную функцию для регуляции эмоциональных состояний; может быть активной или пассивной, в основном, рассматривается, как репродуктивный процесс. Фантазируя, мы не направлены на осуществление содержания наших фантазий, которые являются для нас интимными, а их источник находится в нашем бессознательном. Однако, фантазии могут подтолкнуть нас к действиям, для которых будет использоваться уже продуктивное воображение. Такая цепочка является основой для многих произведений искусств и научных открытий.

История открытия и изучения

В отечественной психологии интерес к феномену возник наряду с изучением других функций психики. Основной вклад в процесс изучения внес Л. Выготский. Он посвятил воображению книгу, десятки статей — фундаментальное изложение находок, теорий относительно развития способности к представлению в онтогенезе.

Выготский уделял большое внимание развитию познавательных процессов в дошкольном возрасте. Ученый полагал, что этот период — критический

Способность к представлению в дошкольном возрасте он рассматривал как умение создавать целое из элементов.

Выготский отмечал сложность мыслительной деятельности, постепенность развития. По его теории, творческая деятельность зависит от приобретенного опыта. Ребенок через творчество выражает накопленные знания. На процесс накопления влияют разные факторы: интересы, потребности, желания. От скорости их удовлетворения зависит способность к самовыражению в детском, взрослом возрасте. Негативный опыт, приобретенный в детстве, влияет на взрослого индивида.

Развитие воображения

Как уже было показано, воображение – важный компонент психической деятельности. Его развитие способствует личностному росту. Поэтому не удивительно, что многие хотят улучшить его показатели. Именитый режиссер Константин Станиславский, разрабатывая свою актерскую систему, уделил внимание способам развития воображения.

  1. Расширение кругозора и базы знаний. Как следует из определения воображения, для его большего разнообразия необходимо пополнять свою библиотеку образов и знаний для того, чтобы можно было создавать более оригинальные и сложные образы воображения.
  2. Способность четко представлять предмет. Чем четче мы представим предмет, тем более подробно мы можем использовать его характеристики.
  3. Целенаправленное воображение. Умея контролировать поток образов, создаваемый воображением, мы тем самым подчиняем его себе. Так в проблемной ситуации мы сможем быстрее и легче использовать наше воображение.
  4. Постоянное использование воображения. Не стоит лениться и делать на автомате то, где можно использовать свою креативность. Чем чаще мы используем какую-то психическую функцию, чем больше внимания ей уделяем, тем развитее и гибче она становится.

Развивая свое воображение, нам не просто становится легче решать творческие задачи. Наше воображение, тесно взаимосвязанное со всеми психическими процессами, является важной составляющей, которая помогает найти выход из любой сложной ситуации.

Мы постоянно выявляем плагиат на наши материалы без указания кликабельной follow ссылки на них. В таком случае без предупреждения мы обращаемся в
DMCA Google, что приводит к пессимизации плагиатора. Наоборот, мы приветствуем популяризацию наших материалов, но с обязательной активной follow ссылкой на эту страницу psyhosoma.com/voobrazhenie-i-ego-rol-v-zhizni-cheloveka/.

Основные виды

В истории немало примеров, когда фантазии в дальнейшем находили отражение в реальности. Писатели-фантасты и изобретатели активно изучали окружающий мир и смогли спрогнозировать развитие человечества.

Например, компьютеры, видеозвонки, полеты в космос встречаются в работах писателей XX века. В XXI веке это все стало повседневными вещами.

Ярче всего воображение проявляется у детей во время игр

Поэтому у фантазии есть свои функции, ее нельзя считать бесполезным процессом. Психологии точно не знают, почему у некоторых людей эта способность проявляется сильнее, чем у других. Выделяют несколько видов воображения.

Активное

Именно с его помощью была создана вся культура. Активная фантазия служит мотивацией для человека, так как он ясно представляет результат своей продуктивной деятельности. С помощью неких действий происходит приближение образа будущего.

Например, скульптур задумал статую. Он берет обычный кусок камня и начинает понемногу обтесывать его. В результате получается какая-то определенная фигура.

В таком виде воображения человек ориентируется на свое представление объекта, которого не существует в природе. Поэтому подобные фантазии позволили создать все предметы искусства.

Пассивное

Для этого вида характерны мечты и фантазии. Человек только выдумает разные образы, но не торопится воплощать их в реальность. Подобный процесс не является опасным, но некоторые люди отдают ему все время и отказываются от реальных дел.

Сами по себе грезы помогают отвлечься от проблем

Человек сам вызывает образы, предается мечтаниям и представляет, что и как он изменит. Простой пример пассивного воображения – это Обломов из романа Гончарова. Он лежал на диване, мечтал о том, как женится, улучшит поместье. Но даже ради любимой женщины он не решился что-то исправить, так и остался со своими мечтами.

Альтернатива

Существует еще одна классификация фантазий. Она выделяет произвольное и непроизвольное воображение. Чем характеризуется произвольное воображение – появлением при решении конкретных проблем. Например, при выполнении заданий по математике нужно представить решение наглядно

Особенно важно это для выполнения упражнений по геометрии

В снах и случайных видениях – вот где обычно можно найти произвольное воображение. Особенно часто это бывает при медитациях или других трансовых практиках.

Есть еще одна классификация, которая выделяет репродуктивное и продуктивное воображение. Для первого характерно создание образов, которые максимально приближены к реальным объектам. Для второго – материал максимально обрабатывается в мыслях автора, после этого реализуется в жизни. Разные классификации позволяют иначе взглянуть на один и тот же термин.

Функции и роль


Задачи:

  1. Передача действительности через фантазии. Представление помогает воспроизводить увиденные явления, предметы, запоминать их, использовать для преобразования действительности.
  2. Регуляция поведения. Сталкиваясь с проблемной ситуацией, индивид может спрогнозировать программу действий. Выбрав сценарий, он корректирует поведение в соответствии с необходимым результатом.
  3. Управление эмоциями. При возбужденном эмоциональном состоянии человек с помощью воображения может снять напряжение, представив успокаивающие образы.

Невозможность планировать вызывает фрустрацию: индивид не может приступить к работе, откладывая на потом. Люди с неразвитым воображением не могут сосредоточиться даже на срочном деле. Они сами не понимаю, что им мешает.

Суть и механизм действия

Воображение тесно связано с памятью, вниманием, мышлением. Сформировано в результате появления общественного сознания, к которому личность обращается в проблемной ситуации

Способность относится к познавательным процессам, отражающим объективную действительность. Основа отражения — образы восприятия, памяти, представления.

Если мышление исследует мир обобщенно, воображение позволяет создавать конкретные формы. Представление создает полноценные картины, основанные на реальности или порожденные фантазией. Индивид придумывает, не имея исходных данных, представляет явления, которые никогда не видел. Интеллект связан с воображением. Чем выше уровень интеллекта, тем активнее работа психических процессов.

Сущность воображения — создавать новые образы на основе существующих. Интенсивность, полнота результата зависит от опыта, знаний. Воображение возникает в процессе труда, когда появляется потребность прогнозировать действия. Представляя образы, индивид выходит за рамки действительности, предвосхищает результат работы, оживляет воспоминания.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]