Статья №4: «Как формируется ум? Концепция интеллекта Жана Пиаже»

Теория Пиаже создана швейцарским психологом, который занимался вопросами когнитивных функций и интеллектуального развития детей. Жан Пиаже разработал собственную периодизацию формирования психики ребенка, главным критерием которой стал интеллект. Также он один из первых заговорил о тесной взаимосвязи между мышлением и речью: чем лучше развито одно, тем качественнее функционирует другое. Центральное направление интеллектуального развития — это формирование когнитивных функций, которые, по мнению автора, определяют общее развитие ребенка.

Сущность метода

В молодом возрасте Жан Пиаже увлекался биологией, постоянно осуществлял наблюдения за животными. Полученные выводы будущий ученый в области психологии подробно излагал в статьях. Основой его научной жизни стало выявление особенностей детского и подросткового мышления.

Молодой исследователь стал преподавателем в школе для мальчиков в Париже. Директором учебного заведения был Бине, изобретатель тестирования IQ. Пиаже сотрудничал с руководителем, постоянно помогая ему в обработке результатов.

По наблюдениям психоаналитика дети одной возрастной категории допускали примерно одинаковые ошибки, которых никогда не делали взрослые люди. Это и стало основой будущей теории, заключающейся в том, что мышление человека претерпевает определенную трансформацию на каждом возрастном этапе.

Пиаже наблюдал не только за школьниками, но и за родными детьми. Основу научной работы ученого составляли опыты. Также психолог использовал метод беседы, который давал ему широкое представление о детской логике.

Согласно теории Пиаже, основным стержнем развития психической сферы является интеллект.

Постепенно у ребенка развивается более адекватная схема понимания определенной ситуации, прослеживается адаптация, которая происходит при взаимодействии с окружающей средой. Каждому этапу присущи типичные логические ошибки.

Что выяснил Жан Пиаже

Если говорить кратко, Жан Пиаже разработал свою теорию развития личности, обрабатывая тесты интеллекта людей разного возраста. Однажды заметил, что некоторые дети допускают в них одни и те же ошибки, которые не свойственны старшему поколению. Это привело его к мысли, что когнитивные процессы и способы мышления у детей отличаются от таковых у взрослых. Через некоторое время он разработал теорию, согласно которой люди, находящиеся на одной ступени развития, имеют похожие общие формы когнитивных и познавательных способностей.

Операциональная концепция

Стадии развития интеллекта по Пиаже включают различные индикаторы.

В таблице представлено четыре основных показателя:

ПоказательОсобенности
Гомеостаз (равновесие с окружающей средой)Жизнь является примером постоянного нарушения процесса. Организмом проявляется активность с целью компенсации. Основным продуктом деятельности выступает стремление к равновесию.
Биологическое созреваниеЯвляется основой развития, но не выступает основополагающим фактором при определении закономерностей роста мышления.
Проявление личной активностиИсточником постижения окружающего мира является непрерывное взаимодействие между субъектом и объектом.
Социальный опытРебенок овладевает языком, ценностями интеллектуального и социального характера. Однако усвоение опыта происходит в зависимости от развития и умственных способностей. Интеллект является основным рычагом освоения социального опыта. Воззрение в корне отличается от научных трудов советских психологов, по мнению которых социализация является психическим продуктом.

Стадии развития интеллекта основаны на главном механизме. По Пиаже в его роли выступает равновесие. Чем более высокую эволюционную ступень занимает человек, тем чаще он прибегает к предвосхищению, помогающему обрести утраченное равновесие.

Интеллект служит главным средством при адаптации, выступает основой структурирования отношения между индивидуумом и миром.

В ранних трудах психолог большое значение уделял наследственности и окружающей среде, однако в поздних научных изысканиях все чаще обращался к такому детерминанту, как активность субъекта. Структура является плодом действий, в то время как стремление к этому процессу определяется генетическими предпосылками.

Интеллектуальное развитие предполагает последовательную смену логических механизмов, конечной целью которой выступает формирование формально-логических операций. Все исследования ученого базировались на объяснении возникновения определенных стереотипов мышления в конкретной возрастной группе.

Важнейшей единицей в учении Пиаже выступает адаптация. Полное равновесие обеспечивается интеллектуальными возможностями. Процесс представляет уравновешивание и дальнейшую ассимиляцию и аккомодацию. Первое понятие предполагает включенность объекта в схемы действия.

К примеру, такой безусловный рефлекс, как сосание, предполагает расширение числа объектов. Аккомодация является изменением принципа действия в соответствии с интеллектуальными особенностями индивида.

Когда ребенок сосет пустышку и пытается то же самое проделать с одеялом или пальцем, то он трансформирует личную схему действия с учетом появления новых объектов. Аккомодация предполагает расширение приобретенных навыков, тогда как ассимиляция отвечает за их сохранность.

Сенсормоторный этап

Возраст: от рождения до 2 лет.

Младенец познает мир своими движениями и ощущениями. Дети узнают о мире посредством основных действий, таких как сосание, схватывание, поиск и прослушивание. Младенцы узнают, что вещи продолжают существовать, хотя они не могут быть замечены (вопрос постоянства объекта). Они — отдельные существа от людей и предметов вокруг них. Они понимают, что их действия могут привести к тому, что что-то произойдет в окружающем их мире.

На этой ранней стадии когнитивного развития младенцы и малыши приобретают знания через сенсорный опыт и манипулирование объектами. Весь опыт ребенка в самый ранний период этого этапа происходит через основные рефлексы, чувства и двигательные реакции.

Именно на сенсомоторном этапе дети переживают период резкого роста и обучения. Когда дети взаимодействуют со своей средой, они постоянно делают новые открытия о том, как работает мир.

Когнитивное развитие, которое происходит в этот период, длится в течение относительно короткого периода времени и связано с большим ростом. Дети не только учатся выполнять физические действия, такие как ползание и ходьба, они также много узнают о языке от людей, с которыми взаимодействуют. Пиаже также разделил этот этап на несколько разных подпунктов. Именно во время заключительной части сенсомоторной стадии возникает ранняя репрезентативная мысль.

Пиаже считал, что стабильное постоянство объекта, понимание того, что они продолжают существовать, даже когда не могут быть замечены, было важным элементом на данном этапе развития. Осознав, что объекты являются отдельными и разными сущностями и что у них есть собственное существование вне индивидуального восприятия, дети могут начать прикреплять имена и слова к объектам.

Стадии развития детского интеллекта

Стадии развития интеллекта (по Пиаже предполагается 4 уровня) описаны в когнитивной теории ученого. Изначально происходит формирование сенсомоторных структур, предполагающих обратимость действия.

Затем зарождаются дооперациональные представления, являющиеся основой для развития конкретных мыслительных операций, предполагающих системность действий. Зачастую они осуществляются при опоре на наглядные данные. И завершающим этапом выступает формальный пласт интеллекта.

Это период основан на гипотетико-дедуктивных рассуждениях. Согласно учению Пиаже, развитие является переходом от низшей ступени к высшей. Предыдущая стадия выступает основой для последующего уровня. В развитии происходит не замещение одного пласта другим, а их интеграция.

Каждый этап трансформируется в более совершенный уровень, который характеризуется уникальной структурой. Но у всех стадий имеются общие функциональные индикаторы. Для характеристики уровней ученым использовалась логическая модель.

Пиаже отмечал, что при анализе структур не используются какие-либо количественные измерения. Основой выступает качественная характеристика умственных способностей. Логическая модель являлась инструментом анализа психологической реальности.

Сенсомоторный период (0-2 года)

Посредством органов чувств и двигательной способности ребенок познает окружающий его мир, начинает устанавливать простейшие связи между своими действиями и последствиями.

Он осознает, что является отдельным субъектом. Но внутренний план детскому мышлению не доступен. Он может манипулировать только конкретными предметами.

Определяющий тест

В первую очередь ребенок понимает, что объекты остаются сохранными и изменяются во времени и пространстве. Если спрятать игрушку под покрывалом, к которой тянется 6-месячный малыш, то он остановится и утратит к предмету интерес, как будто игрушка престала существовать.

На основе опыта Пиаже умозаключил, что ребенок не обладает врожденным пониманием постоянства объекта и приобретает его в течение первого года жизни. Осознание постоянства, по мнению ученого, является медленным процессом.

И действие малыша — крупное достижение интеллекта на уровне сенсомоторного восприятия мира.

Период дооперациональных представлений (2-7 лет)

Стадии развития интеллекта по Пиаже включают дооперациональный уровень. С него начинается формирование детского внутреннего плана. Ребенок учится символизировать предметы. К примеру, карандаш представляется термометром, а крышка от коробки — лодкой.

Но некоторые явления детским сознанием не осмысливаются. К примеру, по мнению ребенка, предметов в одном ряду становится больше, если они расставляются с большими промежутками, а веревка становится короче, когда изгибается.

Определяющий тест

Пиаже показывал ребенку макет из трех гор. На каждом возвышении находился отличительный знак: дом, река и вершина, покрытая снегом. Детям раздавались фотоснимки, на которых возвышенности были сняты в разном ракурсе. Участник опыта должен был выбрать ту фотографию, на которой они изображены так, как он их видит.

Выбор был безошибочным. После этого на противоположную сторону сажалась кукла, и Пиаже просил выбрать изображение, исходя из того как его видит игрушка. И дети опять-таки выбирали прежнюю фотографию. Они не могли визуализировать картину со стороны другого предмета.

Второй опыт состоял в том, что ребенку показывалось два стакана, которые были наполнены водой до одинаковой отметки. Затем испытуемого спрашивали, считает ли он, что объем жидкости в двух емкостях одинаков, так как было важно осознание этого факта. Затем вода переливалась из узкого высокого стакана в широкий и низкий.

Обычно экспериментатор акцентировал внимание на своем действии. После этого участника спрашивали, одинаково ли количество жидкости в обоих стаканах. Обычно ребенок возрастом до 7 лет с подобной задачей на сохранение не справлялся.

Ребенок был уверен, что в одном из сосудов жидкости больше, так как отсутствует осознание сохранности предметов при его изменении на перцептивном уровне.

Дошкольник мыслит эгоцентрически, опираясь исключительно на личное восприятие. Он сосредоточен на настоящем моменте, фокусирует внимание только на показателях высоты жидкости, не учитывая форму стакана. Пиаже расценивает отсутствие сохранения как индикатор неспособности детского мышления к децентрации и построению логической цепочки.

Ученый подчеркивал, что ребенок начинает избавляться от эгоцентризма с расширением опыта и осознанием того, что его точка зрения является возможной, но не единственной. Это переход к децентрации психолог считал механизмом развития.

Период конкретных операций (7-11 лет)

На этом этапе ребенок не только используется символы, но и применяет их при решении логических задач. К примеру, проявляет способность к классификации предметов. Начинает осознавать сохранение вещества и обратимость операций.

Логические операции являются мыслительным действием, которое характеризуется обратимостью. К примеру, данное понятие применимо к вычитанию и сложению в математике. К обобщению детское мышление еще не готово.

Решив задачу про мальчика и яблоки, ребенок допускает ошибку при исчислении аналогичной задачи про девочку и груши, так как воспринимает условия как различные. Учащийся второго класса уже осознает, почему квадрат является разновидностью четырехугольника, а курица — птицы.

Но для взаимосвязи отношений между частью и целым требуется развитая логика, которая формируется позже.

Дети, достигшие конкретного мышления способны рассуждать о мире, в котором живут. Они в состоянии рассуждать о будущих событиях, строить догадки и проверять свои доводы.

Однако они могут судить только о конкретных объектах и социальных явлениях, которые наблюдают и проверяют. Абстрактное мышление отсутствует. Оно развивается на стадии формальных операций в возрасте 11—12 лет.

Определяющий тест

Дети, достигшие уровня конкретных операций, приходят к осознанию, что различия между схожими предметами можно подвергнуть измерению. В известном опыте Пиаже показывал две кривые линии: одна из них была выложена из 6 спичек, а другая — из 5. Ребенок мог понять, что первая фигура длиннее второй.

Переход от дооперациональной стадии к конкретно-операциональному мышлению происходит не сразу. Эта цель развития достигается путем накапливаемого годами опыта, манипулирования различными предметами и материалами в окружении ребенка, а также познанием их свойств.

Согласно Пиаже, дети приобретают более сложную и тонкую форму мышления в процессе активного исследования физической среды, задавая себе вопросы и в основном находя на них ответы.

Период формальных операций (после 12 лет)

На этом этапе подростку под силу мыслить конкретно и абстрактно.

Он в состоянии рисовать в воображении несуществующие объекты или мыслить по аналогии, осознавать суть метафорических значений, принимать точку зрения другого человека. Операции переходят во внутренний план.

Определяющий тест

Пиаже был проведен знаменитый опыт с маятником. Группе подростков был показан предмет, который висел на нитке. Надо было решить, что влияет на скорость колебания маятника.

Исследованию подвергалось изменение:

  • уровня подвеса;
  • массы мятника;
  • высоты;
  • силы, приложенной к маятнику.

Проблема могла быть решенной любым способом. Это гипотетико-дедуктивный пласт мышления, при котором применяется научный способ. При этом варьируется один показатель, остальные остаются неизменными.

Формальная стадия является завершающей. Она предполагает развитие абстрагирования, не зависящего от конкретики.

В поведении испытуемых ученым были отмечены следующие особенности:

  • был составлен систематический план (решался вопрос, какова длина нитки и вес груза);
  • велись точные и объективные записи полученных результатов;
  • приведены логические доводы.

Подростки на интуитивном уровне понимали, что следует изменять один показатель маятника в определенный момент, так как при смене нескольких характеристик одновременно, они не смогут решить, какая из них вызвала изменения в скорости.

Философские и теоретические основы

Теория Пиаже отмечает, что реальность — это динамичная система непрерывных изменений. Реальность определяется со ссылкой на два условия. В частности, он утверждал, что реальность включает в себя преобразования и состояния.

Преобразования относятся ко всем способам изменений, которые может претерпеть вещь или человек. Состояния относятся к условиям или явлениям.

Люди меняются по своим характеристикам по мере взросления: например, малыш не ходит и не бегает без падений, но после 7 лет сенсорно-моторная анатомия ребенка хорошо развита и теперь приобретает новые навыки быстрее. Таким образом, теория Пиаже утверждает: если человеческий интеллект должен быть адаптивным, он должен иметь функции, чтобы представлять как трансформационный, так и статический аспекты реальности.

Он предположил, что оперативный интеллект отвечает за представление и манипулирование динамическими или трансформационными аспектами реальности, а образный интеллект отвечает за представление статических аспектов реальности.

Как интеллект связан с речью

Пиаже первым внес предположение о том, что мыслительный процесс не связан с речевой деятельностью. Неумение говорить, по мнению ученого, не является помехой для развития малыша. Основой интеллекта являются не слова, а навык соединения предметов и понятий в логическую цепочку.

Развитие всегда направлено извне вовнутрь и от конкретики к абстракции. Многие воззрения психолога подверглись усовершенствованию, а выводы — неоднократной проверке и коррекции. В настоящее время аналоги проведенных опытов используются при диагностике развития детей.

Следует отметить, что ни одну из вышеперечисленных стадий невозможно опередить или ускорить. Хотя в конце предыдущего этапа перед ребенком можно ставить задачи последующего уровня. К примеру, играть с малышом 2-х лет в «телефон», прикладывая ненастоящий мобильный к уху.

Можно показать детям 5 лет, что крупный предмет может быть небольшого веса и наоборот, писать с ребенком 10 лет сочинение с точки зрения его друга.

Центрирование

Центрирование — это акт сосредоточения всего внимания на одной характеристике или измерении ситуации, игнорируя при этом все остальные. Сохранение — это осознание того, что изменение внешнего вида вещества не меняет его основных свойств. Дети на этом этапе не знают о сохранении и выставочной концентрации. Как центрирование, так и сохранение можно легче понять, ознакомившись с гипотезой на практике. А сделать это можно, просто понаблюдав за своими детьми после прочтения этой статьи.

Критика основных положений теории

К представлению Пиаже о природе интеллектуальных возможностей и факторах их развития многие ученые отнеслись критически. В своем научном труде исследователь не отрицал социальной роли, но решающим считал биологический фактор.

По мнению психолога, благоприятные условия могут лишь ускорять смену стадий, но не более. В этом вопросе с ученым не соглашались Л. Выготский, М. Коул, Алексей Леонтьев и многие другие. Часто разногласия в ученых кругах вызывало разграничение возрастных периодов и этапов мышления.

Психолог считал, что возрастные рамки определены с точностью, однако их вариативность находится в зависимости от конкретной выборки ребенка. По Пиаже, формальный пласт логики становится доступным уже подросткам.

Но многие эксперименты других исследователей показали, что юноши и девушки зачастую не справляются с поставленными перед ними задачами.

Исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, М. Коула, Дж. Верча не противоречат научным воззрениям Пиаже в том, что формальная логическая стадия развития считается высшим звеном, однако психологи, в частности Даниил Эльконин, сомневались в том, что после 15 лет интеллект престает претерпевать изменения.

Ведь сложный навык или деятельность требуют постоянного совершенствования, а мышление молодого человека в корне отличается от логики опытного руководителя.

Уточнения

Важно отметить, что Пиаже не рассматривал интеллектуальное развитие детей как количественный процесс. То есть дети не просто добавляют больше информации и знаний к своим существующим, поскольку они становятся старше. Вместо этого Пиаже предположил, что есть качественные изменения в том, как дети думают, как они постепенно проходят через эти четыре этапа. Ребенок в возрасте 7 лет не только имеет больше информации о мире, чем в возрасте 2 лет; есть фундаментальное изменение в том, как он думает о мире. Это главный критерий периодизации Пиаже.

Схемы

Схема описывает как умственные, так и физические действия, связанные с пониманием и изучением. Схемы — это категории знаний, которые помогают нам интерпретировать и понимать мир.

Согласно периодизации психического развития Пиаже, схема включает как категорию знаний, так и процесс получения этих знаний. По мере того, как это происходит, эта новая информация используется для изменения, добавления или корректировки ранее существующих схем.

Например, у ребенка может быть схема о типе животного, например, о собаке. Если единственный опыт ребенка был во взаимодействии исключительно с маленькими собаками, он может поверить, что все собаки маленькие, пушистые и имеют четыре лапы. Предположим, что ребенок встречает огромную собаку. Ребенок примет эту новую информацию, изменив ранее существующую схему, чтобы включить эти новые наблюдения.

Уравновешивание

Пиаже считал, что все дети пытаются найти баланс между ассимиляцией и размещением, что достигается с помощью механизма, называемого уравновешиванием. Поскольку дети продвигаются по этапам когнитивного развития, важно поддерживать баланс между применением предшествующих знаний (ассимиляция) и изменением поведения для учета новых знаний (размещение). Уравновешивание помогает объяснить, как дети могут перейти от одного этапа мысли к другому. В этом, если вкратце, и заключается суть периодизации интеллектуального развития по Ж. Пиаже.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]