Глава 1. Активное воображение в психологии Карла Густава Юнга


Лекция 9

Каким бы действенным не был метод анализа сновидений, в юнгианской традиции это не единственная практика. В обычной ситуации нет метода лучше анализа сновидений, который позволяет понять, что происходит у вас в глубинном бессознательном, однако в ситуациях наплыва в бодрствующее сознание бессознательных содержаний необходимы более быстрые меры.

Таким методом и является активное воображение, которое очень чётко различается с пассивным фантазированием невротика. Активное воображение – это процесс, требующий должной концентрации и осознанности.

Юнг называл активное воображение «западным аналогом йоги» и придавал ему очень большое значение. Отличие метода Юнга от йоги и любых других духовных практик весьма существенно. В активном воображении мы активируем бессознательное и работаем с теми образами, которые рождаются спонтанно в нашем сознании; тогда как практически в любой духовной практике главная задача – концентрация на конкретных и заранее заданных образах (что также важно для развития и можно назвать направленным воображением).

Первым шагом активного воображения является концентрация на актуальном симптоме. Это может быть страх, навязчивая идея, чувство тоски и любая другая негативная эмоция. По мере того, как мы наблюдаем за ней, мы обретаем над ней власть силою логоса, о чём мы говорили в предыдущих лекциях. Эта концентрация должна приводить к тому, что симптом оформляется в некий образ, который имеет свои конкретные описываемые черты. Здесь нет никаких инструкций и предписаний – у каждого бессознательное выдаёт свои символы и образы, с которыми впоследствии мы и будем работать. В некоторых случаях в воображении начинают разыгрываться целые баталии. Как только мы добиваемся персонификации симптома, нетрудно заметить, что общий тонус начинает повышаться. Это происходит потому, что задавленная энергия, получив возможность выразиться через образ, освободилась и стала более осознанна. Произошла некоторая разрядка.

Однако на этом не следует останавливаться. На следующей ступени мы активно взаимодействуем с появившимися персонажами нашего воображения. Ни в коем случае не стоит пытаться что-либо им навязывать искусственно, в противном случае связь с актуальными образами прекратится, и активное воображение превратиться в пассивное фантазирование. При этом необходимо пытаться раскрыть образ как можно более подробно и в рамках воображаемой реальности работать на то, чтобы исход был бы позитивнее. То есть в воображаемой ситуации вы должны по мере возможностей пытаться реагировать так же, как реагировали бы в физическом мире. Юнг приводил пример молодого человека, который увидел в воображении, что тонет его невеста, и никак не отреагировал на это. Такой подход признаётся неправильным, ибо отличие активного воображения от сна – в возможности влиять на процессы бессознательного. В практике активного воображения необходимо избегать обеих крайностей – как полностью пассивного принятия образа (как в сновидении), так и искусственного привнесения образов, не имеющих отношения к данной динамике. Во втором случае искусственно создаваемые образы, конструируемые сознанием, оказываются тусклы и лишены жизненности, и теряется связь с актуальными образами бессознательного. Необходимо помнить, что у бессознательного есть принципиально свой вариант решения, и от нас требуется изрядное терпение, чтобы найти это решение.

В приведенной ниже цитате дано максимально чёткое и ясное изложение сути метода активного воображения: «Возьми бессознательное в самой подходящей форме (скажем, в форме спонтанной фантазии, сновидения, сильной эмоции) и оперируй им. Удели ему особое внимание, сосредоточься на нём и объективно следи за происходящими изменениями. Посвяти решению этой задачи все свои силы, внимательно наблюдай за процессом трансформации спонтанной фантазии. Самое главнее: не позволяй пробраться в неё ничему из внешнего мира, ибо у неё уже есть всё, что нужно» (Юнг «МС», пар. № 749).

Далее я приведу пример из собственной практики. Три года назад мои пути полностью разошлись с путями моего бывшего учителя и аналитика С.Б., и он, желая воспрепятствовать моей дальнейшей самостоятельной психоаналитической деятельности, разгласил некоторую информацию обо мне, которая, как я был уверен, на корню уничтожала мою репутацию. В первый момент, когда я узнал, что он нарушил принцип неразглашения тайн, полученных во время психологического анализа, я испытал шок. Мне казалось, что я погружаюсь на предельную глубину депрессии и безнадёжности. Придя домой от гостей, я решил попробовать метод активного воображения и сконцентрировался на своих чувствах. Через минуту перед моим внутренним взором появилась картинка – зимнее замёрзшее озеро и под стеклом льда – утонувший, но ещё живой мужчина, из последних сил пытающийся пробить лёд. Как только появился первый образ, я почувствовал себя несколько лучше. Затем я сосредоточился на картинке и попытался ввести какие-нибудь позитивные образы, в частности, я пытался призвать Аниму, чтобы она вытащила его из-под льда. Однако любые позитивные образы выглядели поверхностными и неестественными – реальной выразительностью обладал только человек под льдом.

Я не успокаивался и концентрировался на этом образе дальше. Где-то через пять минут я почувствовал нежелание работать – этот феномен известен в психологии как «сопротивление», и поскольку тогда я уже имел некоторые представления о психологической работе, я поборол это чувство и продолжил концентрацию.

В этом состоянии необходимо как можно более чутко реагировать на сокрытые токи бессознательного. И точно – примерно через десять минут я почувствовал некий внутренний ритм, словно мерные удары кузнеца. Вернувшись к образу, я обнаружил, что он сменился, и теперь я видел небольшой круг мрачных мужчин в тулупах, бьющих огромными молотами по замёрзшему льду. Я обрадовался изменению и продолжил сосредоточение. Мне казалось, что теперь-то можно внести туда свои образы спасения, однако воображение действовало, точно заевшая на одном месте пластинка – в течение следующих десяти минут оно проигрывало всё тот же внутренний ритм, который в какой-то момент даже стал действовать на мой спинной мозг, гипнотизируя единым ритмом.

И только через десять минут напряженного внимания я наконец-то достиг следующей смены образа – я увидел спасённого, которого положили на санки, укрыли и замотали в тулупы и везли куда-то к самолёту.

Закончив сеанс активного воображения, я с удовлетворением отметил, что хотя объективно ничего не изменилось, моё психологическое состояние повысилось на насколько пунктов и дошло до нормального состояния. Даже больше – я чувствовал некоторый энергетический подъём: если мне придётся начинать всё с начала – я готов к этому, в конце концов, путь, который был проделан до этого, гораздо труднее, и с моим нынешним опытом начать с нуля будет не так трудно. Как оказалось, этого не понадобилось, и публичное обнародование моих комплексов моим же аналитиком практически не подействовало.

Я с уверенностью могу определить этот опыт как сеанс предельно правильной практики активного воображения. Однако теперь пришло время поговорить о том, что не является активным воображением.

Самая большая ошибка, которую Юнг определял, как «пассивное фантазирование», – самонаркотизация фантазией. То есть предаваться красивым и несбыточным фантазиям, уходя от реальности. Помните – образы воображения всегда должны носить характер, быть отражением актуального состояния. Если бы придя домой я стал предаваться приятным фантазиям о смерти господина С.Б., то всё, что я бы получил – это подавление конфликта и уход в фантазии.

В этой главе я нахожу необходимым более подробно поговорить об опасной стороне бессознательного. В юнгианской традиции принято выделять прежде всего позитивный аспект бессознательного – как бесконечного источника энергии и знания. Однако это только половина истины, которая у настоящих юнгианцев уравновешивается знанием опасной стороны бессознательного. Например, Эдвард Эдингер в работе «Сотворение сознания» подчёркивал, что Самость зачастую бессознательна и нуждается в человеческом эго, чтобы увидеть себя в зеркале. В одной из прошлых лекций мы говорили о всесвязности, которая может вызвать некоторый восторг у неподготовленного человека, предполагающего абсолютную благость единого бытия. Эту иллюзию активно поддерживало большинство ранних мистиков. Однако предельное бытие не является ни добрым, ни злым, оно просто стоит по ту сторону добра и зла в своей творческой игре, порождающей и то, и другое. Самой удачной аналогией в мировой литературе будет «Солярис» Лема – сила мыслящей планеты, с которой столкнулись люди, одних доводила до самоубийства, тогда как главному герою дала возможность глубочайшего самопознания. Все элементы бытия, включая и зло, входят в эту причудливую игру единого, находящегося по ту сторону любых противоположностей.

Сознание и бессознательное образуют взаимодействующую диалектическую пару, и от ориентации сознания зависит то, как будет проявляться по отношению к нему бессознательное. Знать об опасных сторонах взаимодействия с бессознательным необходимо, ибо путь индивидуации – это путь льва, ослы же должны остаться жевать колючки традиционных религий.

Во тьме бессознательного сокрыты совершенно разные силы, соприкосновение с которыми может привести к различным результатам. Эрих Нойманн в превосходной работе «Происхождение и развитие сознания» определял то, против чего приходится противостоять сознанию, как «Великую мать», которая желает обратить эго назад к состоянию зависимого ребёнка. «Невротик стремится вернуться в детство» – вот формула любой постыдной слабости сознания. Очевидно, Алистер Кроули считал Иисуса Христа чёрным магом за коварную фразу «будьте, как дети», которая даёт оправдание различной инфантильной сентиментальности.

Начав взаимодействовать с бессознательным, мы должны знать, что там нам придётся встретиться с силой, которая направлена на возвращение нас в детство и отказ от Эго. Здесь Арго нашего сознание должно проплыть между Сциллой и Харибдой. «Сними шляпу, поклонись, но не вставай на колени» – этот девиз должен стать ключевым для всякого, кто активно исследует глубины психики. Вставший на колени мгновенно теряет себя. Вы, вероятно, встречали множество представителей разного рода псевдооккультных организаций, наблюдая за которыми возникает ощущение какой-то двухмерной плоскости их психической жизни. В нашем кругу подобные существа определяются как «кастратики», и, кстати говоря, весьма метко. Обращённый обратно в детство становится лишен пола, у него нет полноценных страстей, его чувственность смазана, а то и вовсе растворена и, кажется, само его бытие лишено полнокровия. Разумеется, человек, всецело одержимый неконтролируемыми страстями, находится в положении не намного лучшем, чем «кастратик», однако у него по крайней мере остаётся возможность для развития Эго. Кастратики же находятся в цепких объятиях материнского бессознательного, так что их дальнейшее развитие маловероятно. Нойманн в «Происхождении и развитии сознания» рассматривал кастрацию, исходящую от Великой матери, как символ лишения сознания и уничтожения индивидуального я. Думаю, что Юнг в «Тавистокских лекциях», говоря о «головах с крылышками», имел в виду примерно то же.

Мы можем определять, сколь заслуживает внимания конкретная традиция, по её отношению к сексуальности. Те, кто призывают к «умерщвлению страстей», по сути, дают оправдание невротикам, устрёмлённым назад в детство. Кстати говоря, Алистер Кроули разочаровался в ордене Золотой Зари и полностью порвал с ним всякие отношения именно потому, что почувствовал общий антижизненный настрой.

В бессознательном находится сила, способная поглотить, унести в другие миры, лишая малейшей связи с земным (эту опасность поэтически великолепно отразил Бродский в стихотворении «Осенний крик ястреба»), и это никогда не следует недооценивать. По-настоящему сильный мастер может позволить себе отдаться потоку, но обычно это происходит на очень высоких ступенях развития. Мы должны помнить, как аксиому: задачей является не бегство в миры духа, а посильное объединение духовного и материального.

Что роднит аналитическую психологию Юнга и учение Телемы Кроули – так это возможная и посильная ориентация на объединение противоположностей, которое и является целью индивидуации. Разумеется, в теоретическом плане эта идея не нова: начиная от Лао Цзы и заканчивая Николаем Кузанским высшая Самость определялась как объединение противоположных начал в парадоксальное единство, однако только Юнг и Кроули перевели эту мистерию объединения в сферу практического применения.

Активное воображение является одной из действеннейших практик, позволяющих объединить противоположности, но неправильное применение этой техники приводит к ещё большей регрессии. Подобное существо я наблюдал на анализе у С.Н. – одна женщина была не способна говорить о своих детских комплексах прямо и пользовалась огромным набором защитных символизаций.

Без сомнения, сталкиваясь с невротиком, не стоит рекомендовать ему технику активного воображения, на первых порах достаточно ограничиться анализом сновидений и самым внимательным разбором детства со всеми фрейдистскими и адлеровскими мотивами. И лишь потом, в случае, если оный успешно пройдет этот уровень, рекомендуется осторожно приступать к активному воображению.

Активное воображение

Обычно выделяют такие виды воображения в психологии: активное и пассивное. Они отличаются не только внутренним наполнением, но и основными формами своего проявления. Активное воображение – это осознанное построение в своём уме различных образов, решение задач и воссоздание связей между субъектами. Одним из способов его проявления является фантазия. Например, автор пишет сценарий к фильму. Он придумывает историю, вкладывая в основу реальные факты, которые приукрашены выдуманными деталями. Полёт мысли может так далеко увести, что в итоге написанное получается фантасмагорическим и фактически невозможным.

криминальные авторитеты)

Особым проявлением активного воображения является мечта – мысленное создание образов будущего. Так, мы часто представляем, как будет выглядеть наш домик у моря, какой автомобиль купим на скопившиеся деньги, как назовём детей и кем они станут, когда вырастут. От фантазии она отличается своей реальностью, приземленностью. Мечта всегда может сбыться, главное — приложить к этому все свои старания и умения.

Исцеление с помощью воображения

Психологи утверждают, что самый лучший способ стать здоровым — это представить себя таковым. Цветущий и полный сил образ в нашем сознании довольно быстро становится реальным фактом, и болезнь отступает. Этот эффект детально описывают и медицина, и психология. Тема «Воображение и его влияние на онкологию» была детально изучена доктором Кэлом Саймонтоном, ведущим специалистом по раковым недугам. Он утверждал, что медитация и аутотренинг помогали пойти на поправку даже тем пациентам, у которых была диагностирована последняя стадия заболевания.

Результат поразил всех: через полтора года у некоторых больных не осталось даже следов недуга. Доктор Саймонтон уверен, что позитивные картинки в нашем мозге, воля и стремление способны творить настоящие чудеса. Воображение всегда готово воплотиться в реальную форму. Поэтому там, где война, стоит представлять мир, где ссоры – гармонию, где болезнь – здоровье. У человека много скрытых способностей, но только воображение даёт нам возможность подняться над всеми ограничениями, преодолевая пространство и время.

Пассивное воображение

Как и другие познавательные процессы, воображение может быть произвольным, то есть целенаправленным и регулируемым нашим сознанием и волевыми процессами. Но есть и непроизвольное воображение, которое связано не с сознательной мыслительной деятельностью, а с процессами подсознания.

Степень неосознанности и непроизвольности воображения может быть разной. Думаю, все из нас переживали состояние, когда мысли, образы, представления появляются как бы сами по себе, независимо от наших желаний. Мысль свободно «блуждает в извилинах» головного мозга. В голове всплывают картинки, идеи, они комбинируются, видоизменяются, вызывают новые ассоциации. Иногда на каком-то этапе мы можем заинтересоваться спонтанно возникшей мыслью и взять контроль над процессом воображения.

В такой ситуации мы не только вполне способны управлять этим психическим процессом, но и отличаем его образы от реальных, то есть осознаем их фантастичность. Но бывают иные ситуации, когда воображение абсолютно спонтанно, непроизвольно и пассивно, то есть участие образов в какой-либо активной деятельности даже не предполагается.

Пассивное непроизвольное воображение

К этому виду воображения относятся сны и галлюцинации.

  • Сны – это порождение здоровой психики, их видения – результат сложных процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Торможение позволяет активизироваться нашему подсознанию, где хранится огромное количество образной информации. На уровне подсознания образы переплетаются, перемешиваются, рождая новые комбинации, как в детском калейдоскопе. И такие необычные картины и замысловатые сюжеты становятся содержанием наших снов.
  • Галлюцинации, в отличие от снов, являются порождением болезненных состояний, когда деятельность головного мозга нарушена. Это может быть бред во время тяжелой болезни, следствие алкогольного и наркотического опьянения или результат психических отклонений. Иногда галлюцинации возникают в ответ на сильные эмоциональные потрясения, когда у человека резко снижается уровень рационального контроля.

Несмотря на различия, эти два вида воображения объединяет неспособность человека контролировать их. Но есть виды пассивного, непродуктивного воображения, которые вполне осознанные и управляемые, хоть нередко возникают спонтанно и в определенной степени непроизвольно.

Пассивное произвольное воображение

К этому виду относятся два очень близких и похожих психических явления – мечты и грезы. Одна из важнейших функций воображения – прогностическая. Благодаря ей мы можем предвидеть развития событий в будущем, причем не только вероятные, но и маловероятные и даже совсем уж невероятные. Почему бы нет? Сила нашей фантазии такова, что мы способны навоображать себе что угодно: хоть принца на белом Мерседесе, хоть выигрыш в лотерею, хоть головокружительный успех на службе.

Не всегда воображаемое сбывается – принцев на всех не хватает. Но почему бы не помечтать?

  • Мечты – это не просто фантазии, а образы желаемого будущего. Они могут быть в той или иной степени реалистичными, многие из них требуют определенных условий и приложения сил для своего осуществления, но вполне достижимы. А главное, даже будучи видом пассивного воображения, мечта побуждает человека к активности.
  • Грезы, в отличие от мечты, к реальности отношения не имеют, это исключительно продукт нашего воображения, и, как правило, человек даже не предполагает что-то делать, чтобы грезы стали реальностью. Это пусть и приятное, но иллюзорное восполнение действительности.

Граница между мечтой и грезой очень зыбкая, иногда ее трудно заметить, но различия можно понять на простом примере. Девушка, читая книгу в жанре фэнтези, представляет себя на месте героини, попавшей в сказочный мир, где в нее влюбляются сразу три принца или темных властелина. Это греза. А если девушка думает, что она когда-нибудь тоже напишет и даже издаст подобную книгу, то это мечта. И при должных усилиях вполне осуществимая.

Свойства и характеристики

Исследованием свойств и характеристик воображения активно занимались В. Штерн и Д. Дьюи. Они рассматривали его как изначально присущую человеку, «заданную» способность.

Своеобразие воображения понималось ими в присущем ему свойствах:

  • это мысленный выход личности за пределы непосредственно ею воспринятого и пережитого;
  • это образ желаемого будущего либо «зримый» результат определенной деятельности;
  • это возможность «оживить» и «переиграть» произошедшее.

По мнению тех же исследователей, воображение обладает следующими характеристиками:

  • Яркость и отчетливость. Они принимали за аксиому то, что у детей оно более яркое и оригинальное чем у взрослых, ведь у последних полет воображения сильно ограничивается критичностью мышления.
  • Реалистичность. Степень совпадения воображаемых образов и представлений с реальной действительностью.
  • Контролируемость. Возможность сознания влиять на течение процесса воображения и управлять им, изменяя определенные параметры или общую направленность по усмотрению человека.
  • Уровень активности образов. Общепринятая точка зрения – чем эмоционально насыщеннее создаваемые образы, тем они активнее. Например, страх невротика может полностью «заменить» реально произошедшее воображаемым развитием событий. Степень активности – возможность образов быть мотивами деятельности и поведения, их регуляторами. Максимальная побудительная сила присуща идеалам и фобиям, минимальная – грезам, фантазиям.

Воображение в психологии, виды которого не обладают устойчивыми характеристиками (даже индивидуальными) – это объективная данность. Они сильно варьируются в зависимости от того, насколько создаваемый образ значим для конкретного человека.

Что психологи понимают под воображением

Если попытаться собрать некое «среднее арифметическое» из определений, которое дают воображению разные специалисты в области психологии, то его можно описать как более или менее контролируемую способность сознания и подсознания индивида к «конструированию» образов, представлений, идей, предметов, которые им лично не воспринимались (или в принципе не могли восприниматься) с помощью органов чувств, и манипулировать ими.

По сути, это «база» для образного мышления – воображение оказывает человеку неоценимую помощь, когда сделать что-то на практике невозможно, проблематично или нецелесообразно.

Первую попытку дать феномену определение сделал Т. Рибо. Основной тезис его работ – «воображать – значит изображать». Соответственно, воображение – это процесс создания образов, идей и представлений, «перекраивание» и «комбинирование» собственного опыта и получение на его основе чего-то совершенно нового.

Воображение в психологии (виды его сначала не выделялись) первыми российскими исследователями тоже трактовалось как процесс. По их мнению, любой процесс, сопровождающийся созданием образов и мысленным управлением ими, можно было считать таковым. Этой точки зрения придерживались А. Петровский и М. Ярошевский, из современных авторов ее продолжают разделять В. Казаков и Л. Кондратьева.

Далее очень «расплывчатое» определение было сужено и конкретизировано в работах М. Гамезо и И. Домашенко. Воображение понималось ими как происходящий в психике процесс сотворения новых образов и представлений на базе оценки и переработки предшествующего опыта.

Позже появились трактовки воображения как способности (В. Кудрявцев), специфической деятельности нервной системы (Б. Теплов, Л. Столяренко)

Принимая во внимание сложность его функционирования, Л. Выготский говорил даже о «психологической системе», в которой воображение неразрывно связано с мышлением и эмоциями

Оригинальную идею высказал Э. Ильенков, по мнению которого, описываемый процесс – это лишь «производная», «побочный эффект» самого воображения. А его суть – возможность глазами видеть реальность (то есть способность организма создавать на поверхности сетчатки образ предмета из окружающей действительности). Воображение автором гипотезы рассматривается как оптическое явление.

В последнее время «фокус» исследования этого феномена несколько сместился. Особо актуальными признается изучение сути творчества, поиск принципов и методов диагностирования, позволяющих в раннем возрасте выявить и развить соответствующие способности у детей. Из занимающихся этим специалистов можно отметить А. Брушлинского, А. Пономарева, В. Крутецкого, А. Петровского.

Из зарубежных специалистов огромный вклад в развитие феномена воображения внес Дж. П. Гилфорд, который, по сути, является создателем психологии творчества. Он заменил термин «воображение» словами «дивергентное мышление», под которым понимал создание новых, оригинальных и уникальных идей, основная цель которых – самовыражение. Такое мышление отличается беглостью, гибкостью и точностью.

С точки зрения физиологов, воображение – это актуализация, перегруппировка и распад связей нейронов, создание из них новых систем. В итоге появляются образы, не являющиеся пережитым опытом, но тесно с ним связанные.

Сложность, спонтанность и непредсказуемость феномена, его связь с эмоциональной сферой дает основания полагать, что процесс идет не только в коре мозга, но и в гипоталамо-лимбической системе.

Психология воображения и ее возможности

У каждого из нас немало скрытых способностей. Они подавляются множеством ограничений. Справиться с ними – преодолеть время и пространство, лень и апатию, инерцию и предубеждения – позволяет сила воображения. Без нее многое в нашей жизни осуществить было бы невозможно, в том числе:

• познавать себя и окружающий мир с помощью ярких образов и различных манипуляций ими;

• достигать эмоциональной разрядки, в том числе при медитативных тренингах, например, при выполнении практики набора энергии;

• регулировать отношения с людьми: убеждать их, влиять на их решения, устранять конфликты;

• добиваться улучшения здоровья в ходе релаксационной терапии;

• наслаждаться творчеством великих художников, композиторов, литераторов.

Сила воображения способна преобразовывать реальность до неузнаваемости. Конечно, многое зависит от направленности этой силы. Не будем забывать о вреде бесплодных иллюзий и больных фантазий, навязчивых идей и бредовых мыслей.

Но будем помнить, что воображение – это великий дар, сделавший прямоходящего примата венцом природы

По словам Анатоля Франса, оно способно превратить чувствительного человека – в художника, а отважного – в героя. А по мнению Дени Дидро, без воображения вообще не может быть ни мыслителя, ни поэта, ни просто человека

Как проявляется воображение

В зависимости от вида воображения, оно проявляется в разных формах.

Для активного воображения это:

  • Мыслительный эксперимент. Характерен в основном для ученых. Считается, что первым стал «ставить» такие опыты Аристотель, а широко популяризировал их Галилей. При отсутствии возможностей провести эксперимент в реальности – это единственный вариант поведения для того, кто желает спрогнозировать результат собственных действий.
  • Фантазия. Не имеет ничего общего с реальностью. Воплотить ее в жизнь не получится просто потому, что предметы, о которых можно фантазировать, не существуют в реальности. Зато итогом может стать, например, роман в жанре научной фантастики.
  • Мечта. Четкий образ желаемого, того, что можно получить в реальности. Может быть и полезной, и вредной. В первом случае – это стимул к действиям, направленным на ее достижение, во втором – склонность «витать в облаках», ничего полезного не предпринимая.

Пассивное воображение проявляется как:

  • Сновидение. Порождается здоровой психикой. Отражает эмоциональное отношение к пережитому. Другие варианты их трактовки – «перевод» информации из оперативной в долговременную память либо удовлетворение подсознательных потребностей.
  • Галлюцинация. Характерно для бодрствующего человека с нарушениями психики, либо находящегося под воздействием алкоголя, наркотиков, психотропных веществ. Реальностью не является, но им воспринимается именно в таком качестве.
  • Греза. Отличается от мечты тем, что не имеет практически или вообще никакого отношения к объективной реальности. Это приятная, но иллюзорная альтернатива действительности.

Соответственно, отсутствие у человека воображения означает для него полную невозможность любого прогресса.

Предназначение и функции

Роль воображения представлена следующими моментами:

  • возможность представлять реальность при помощи образов, умение их использовать;
  • индивид в непредвиденном случае может формировать план действий;
  • возможность регулировать эмоциональность отношений;
  • регулировка процессов познания индивида.

Воображение позволяет выйти за пределы понимания человека, способствует предвидению будущего, оживляет прошлое.

Предлагаю Вашему вниманию функции воображения.

  1. Побуждение к активной деятельности при помощи привлекательного, яркого образа результата.
  2. Наличие определенных планов и способов осуществления задуманного.
  3. Психотерапия, эмоциональная саморегуляция, иллюзорное удовлетворение своих потребностей. На основе этой функции существует риск потери реальности. Частный пример замещения действительности образами из игр, последствие игромании.
  4. Умение регулировать свое поведение в нестандартных ситуациях, порой проблемных при помощи альтернативных поступков, новых образов, учитывая возможные последствия.
  5. Организация познания, моделирование, воссоздание объектов по детальному описанию, достройка не хватающих элементов.

Пассивное

Под пассивным (непроизвольным) воображением подразумевается такое возникновение образов, которое не требует от человека сознательных усилий.

При ослабленном сознательном контроле они возникают сами собой, без волевого усилия человека.

В истоке их возникновения не стоит логическая связь и осознание человеком реальной действительности.

Возникающие пассивные образы часто служат отражением его внутреннего состояния, страхов, стремлений, желаний, говорят о личностных потребностях индивидуума.

Непроизвольное воображение часто не подвергается логическому осмыслению, часто представляя собой совмещение абсолютно противоречивых образов.

Также нередко составляет сложность его вербализации после переживания, поскольку такие образы часто являются символическими, абстрактными и непонятными другим людям.

Управляется пассивное воображение двумя основными принципами:

  1. Каждый аффект стремится к сохранению, преувеличивая субъективную логическую ценность представлений. Таким образом у веселого человека чаще будут возникать позитивные образы, а у печального — наоборот, грустные.
  2. Человек стремится сохранить приятные переживания, а, значит, и приятные возникшие образы.

Часто пассивно возникшие образы не привязаны ко времени. Таким образом, наблюдающий их человек также теряет ощущение времени.

Подвиды

Пассивное воображение делится на два подвида:

  • непреднамеренное. Включает в себя галлюцинации, сновидения и грезы. Возникают сами по себе, без волевого участия человека;
  • преднамеренные — гипнотические состояния, вызванные другим человеком.

Описание

  1. Сновидения. На шкале произвольности они занимают самую дальнюю от осознанности позицию. Часто в сновидениях нам являются причудливые образы и странные сюжеты.
    Тем не менее, они имеют значение для регуляции психоэмоционального состояния человека, так как являются не только отголосками ранее услышанного и увиденного человеком, но и представляют собой очень глубоко переработанный психикой материал.
  2. Грезы. Грезы, как и мечты часто являются уходом от реальности с той разницей, что мечты направлены в будущее, а грезы замещают собой настоящее. К примеру, школьник, обиженный товарищами, может представлять, как он мстит обидчикам. В этом случае возникающие образы будут представлять собой альтернативную реальность, приносящую школьнику некоторое удовлетворение, но одновременно уводящие его от реального состояния дел.

Гипнотически состояния. Чем глубже гипнотический транс, тем меньше внимания человек уделяет внешним раздражителям, тем меньше настоящая реальность значит для него. Также может изменяться субъективное ощущение времени, возникать отрицательные галлюцинации — когда человек не видит реальных предметов. Сохраняется только лишь связь с гипнотизером, наводящим транс. Гипнотический транс довольно часто используется в психотерапии.

Галлюцинации. Галлюцинации обычно возникают у людей с врожденным физиологическим поражением головного мозга, в результате черепно-мозговых травм, вирусных инфекций, а также приема психотропных веществ. Часто воспринимаются, как подлинная реальность.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]