Психоделики, танцы и отлеты в астрал. Чем занимается трансперсональная психология и почему ее называют новым шаманизмом

Пять лет. Именно столько я лечила тревожное расстройство. За это время я успела посидеть в кресле гештальтиста, когнитивно-поведенческого терапевта, психиатра и даже ведической женщины.

Я выпила гору таблеток, научилась не отождествлять себя со своими мыслями, узнала, где в теле «живет» тревога, и вызубрила свои детские психотравмы наизусть.

Но несмотря на все эти успехи, до недавнего времени я жила с фоновым чувством беспокойства, которое усиливалось от незначительного стресса или слишком сильной радости. Поэтому когда мне предложили сходить к трансперсональному психотерапевту, который использует «иные» методы, я согласилась. Мне было нечего терять, и я устала загадывать на Новый год «спокойствие» — хотелось его наконец обрести.

У 40-летней Ольги был другой запрос. Несколько лет она страдала депрессией, причинами которой стали профессиональное выгорание и бесконечные переживания за сына. Каждый день она захлебывалась слезами, женщина практически не вставала с кровати. В какой-то момент ей в руки попал контакт специалиста, который был готов помочь в такой ситуации.

Так, с разницей в несколько месяцев мы с Ольгой оказались на приеме у психотерапевта Владислава Матреницкого, работающего в рамках трансперсонального подхода.

Новые рубежи человеческой природы

Возросший интерес общества к восточным духовным практикам и доступность психоделических веществ сподвигли ученых 1960-х годов заняться изучением измененных состояний сознания.

Психоанализ, бихевиоризм и гуманистическая психология не могли полноценно описать опыт, который получали люди, принимавшие ЛСД и практиковавшие йогу и медитацию.

Поэтому появилась трансперсональная психология, адепты которой сконцентрировались на духовном мире человека и техниках трансформации, которые могут помочь ощутить свою целостность и единение с космосом.

В основу этого направления легли идеи психолога Уильяма Джеймса и психоаналитиков Карла Густава Юнга и Отто Ранка. Без Джеймса изучение духовного опыта вообще не началось бы: именно он стоял у истоков психологических исследований религиозности. У Юнга была позаимствована концепция архетипов, а у Ранка — понятие первой психической травмы, которую человек получает при рождении.

Абрахам Маслоу, автор модели иерархии человеческих потребностей («пирамида Маслоу»), был одним из пионеров трансперсонального подхода. Он первым заговорил о стремлении личности познать свои возможности и достичь их предела, а трансперсональную психологию считал «четвертой силой» американской психологии, которая будет исследовать «более далекие рубежи человеческой природы».

Смысл такой терапии заключается в том, чтобы с помощью различных методик добраться до глубинных слоев психики в обход рационализирующего ума. Считается, что именно там хранятся все ответы на вопросы, мучающие пациента, найдя которые — он исцелится.

Что такое трансперсональная психология

Суть термина «трансперсональная психология» (ТП) напрямую можно свести к эквиваленту психологии «вне пределов личности», «сквозь личность». Она занимается рассмотрением особенных (трансперсональных) состояний нашей психики и сознания. Здесь создаются методы, способные решить проблемы, существующие вне и внутри личности, а также – методики познания себя, самосовершенствования и самореализации, обеспечения роста духовного потенциала.

ТП имеет интересный и широкий предмет изучения:

  • особенности расширенного состояния сознания;
  • феномены парапсихологии;
  • духовные практики в разрезе психиатрии и психологии, в т.ч., религиозные (в буддизме, индуизме, христианском мистицизме, шаманизме и т.п.);
  • психофармакология и действие препаратов психоделического плана;
  • методы дыхательного воздействия на психическое состояние (холотропное дыхание, ребефинг); исцеляющие практики народов (индейцев и проч.);
  • медитация и практика йоги;
  • процессы старения, смерти и умирания;
  • особенности духовного роста.

ТП «замахивается» именно на охват интегративной, полной картины всего сущего: ведь парадигма и все разработки различных наук описывают лишь ограниченную часть реальности.

Продышать психотравмы

Самая известная фигура трансперсональной психологии — чешско‑американский психолог Станислав Гроф. По его мнению, психические расстройства человека — это личностные и духовные кризисы, а не болезни. И чтобы выйти из них, необходимо расширить сознание. Что, в свою очередь, поможет открыть бессознательное, обнаружить подавленные переживания, перепрожить их и тем самым избавиться от них.

До ужесточения политики в отношении психотропных веществ такой «вылет» за пределы пространства и времени осуществлялся с помощью ЛСД. После того как его запретили в США, Гроф и его жена в качестве альтернативы начали использовать разработанный ими метод холотропного дыхания.

Этот метод основан на сочетании ритмической музыки (нью-эйдж и этно) и учащенного дыхания и реализуется только в присутствии ситтера, наставника, который помогает человеку входить в необходимое состояние и выходить из него.

Во время практики у человека происходит гипервентиляция легких, он впадает в предобморочное состояние — возникает эйфория, звон в ушах, летают мушки перед глазами, появляются судороги, которые сторонники метода называют «зажимами», имеющими психологическую природу. Последователи Грофа считают, что таким образом на поверхность «выходят» психотравматические моменты жизни, которые и являются причиной дисгармонии.

«В холотропных состояниях мы имеем возможность переживать в ярких подробностях все стадии своего биологического рождения, воспоминания пренатальной жизни и даже информацию о зачатии, записанную на клеточном уровне. Трансперсональные переживания могут вывести нас к эпизодам из жизни близких и далеких предков, в сферу расового и коллективного бессознательного, а также обеспечить доступ к эпизодам, которые относятся к воспоминаниям о прошлых воплощениях…» — пишет Гроф.

Помимо холотропного дыхания, применяется ребефинг («перерождение») — техника осознанного дыхания, которую изобрел Леонард Орр. Он советует практиковать его всем без исключения, потому что верит, что ребефинг поможет преодолеть травму рождения, которая есть у каждого. Также в инструментарий трансперсоналистов входят телесно-ориентированные практики (йога, цигун), анализ снов, медитация, гипноз, рисование мандал, депривация сна, ограничение потребления воды, длительное обездвиживание, чрезмерные физические нагрузки и употребление ПАВ. Многие из этих методов позаимствованы из различных религиозных течений, оккультизма и мистицизма, поэтому трансперсональную психологию иногда называют новым шаманизмом.

Отличие трансперсональной психологии от других наук

Современные направления в психологии претендуют на роль сугубо научных и объективных, их исследования подтверждаются фактами и через проведение исследовательских экспериментов. Но традиционная наука о человеке несколько игнорирует отдельные феноменологические проявления личности – трансперсональный опыт.

Трансперсональный подход в психологии более сосредоточен на специфических сферах знаний о человеке:

  • на особенном понимании психики, которая «соразмерна всей вселенной (всему сущему)» и не должна ограничиваться личностным опытом;
  • на вдохновляющих для творчества явлениях – их природе, формах, причине и следствии; на изучении человеческого сознания в сочетании с творческим разумом Вселенной, когда личность рассматривается в многообразии контекстов (межличностном, межкультурном, экологическом, космическом);
  • на целостности рассудка и телесности, которые неотъемлемо существуют друг от друга и по отдельности не определяют целое (личность человека), но в сочетании позволяют жить в гармонии с собой;
  • на широте охвата и адаптивности, когда в сферу интересов ТП попадают даже диаметральные области знаний (религия и физика, к примеру).

Четко можно сформулировать чем ТП не является: ее называют скорее паранаукой, до научной дисциплины она не суживается, почти все научные общества выступают с критикой по поводу слабости научных оснований подхода и результативности применяемых в нем методов. Хотя популярность ТП от этого не уменьшается и даже растет!

Пересматривая сложившиеся традиции научного подхода, ТП удается объединять несочетающиеся с научной точки зрения психофизику и психофизиологию.

Мракобесие и смертельная опасность

Трансперсональную психологию преподают в некоторых вузах (Институт трансперсональной психологии, Высшая школа Сэйбрука, российский Институт психотерапии и клинической психологии, Калифорнийский институт интегральных исследований, Университет Джона Ф. Кеннеди и др.). Ей посвящены конференции как в США, так и в других странах, книги и учебники, научные журналы.

Тем не менее это направление не признает как научное большинство психологических ассоциаций (кроме Британского психологического сообщества) и университетов. Главная причина — отсутствие убедительной базы исследований, доказывающих эффективность методов трансперсональной психологии. Профессиональное сообщество рекомендует людям с психологическими проблемами когнитивно-поведенческую терапию, механизмы которой хорошо изучены.

Измененное сознание

Трансперсональные исследования изучают состояния измененного сознания, когда оно выходит за предел привычного «я». Основная часть материалов трансперсональной психологии взяты из толкований снов, опыта медитаций и паранормальных явлений.

Представители этого направления допускают существование высших сил, однако избегают прикрепления к какой-то определенной религии. Трансперсональная психология стремится к свободе, любви и всеобщему братству. Основная задача этого направления — преодолеть личную изоляцию, самодостаточность и центрированность. Что же говорили об этой науке ее представители?

Терапия в стиле фьюжн

С другой стороны, в лабораториях по всему миру изучают многие методы, которые использует трансперсональная терапия, например медитацию и прием психоделических веществ. А именитый нейробиолог и специалист по посттравматическому стрессовому расстройству Бессел ван дер Колк рассматривает танцы, МДМА, осознанное дыхание, йогу, ритмичную игру на барабанах и боевые искусства в качестве техник преодоления психотравмы. Исследователь объясняет, почему нетрадиционные методы могут применяться при лечении того же ПТСР:

«Рациональный исполнительный мозг отлично помогает нам понять, откуда берутся наши чувства. Вместе с тем он не способен устранить эмоции, ощущения и мысли. Понимание того, почему человек чувствует себя определенным образом, не меняет того, как он себя чувствует».

Психотерапевт Амина Назаралиева говорит, что «серьезные люди в клинической практике не используют холотропное дыхание», однако техника гипервентиляции легких применяются в КПТ.

Специалист применяет в работе с клиентом, страдающим паническим расстройством, например, экспозицию, во время которой ему нужно часто и глубоко дышать. Это искусственно вызывает панику и показывает, что от нее нельзя умереть или сойти с ума, чего часто боятся люди при панических атаках.

«Эти эффекты очень похожи на, то что я переживала, когда практиковала холотропное дыхание. Только тогда, в пору моей юности, эта практика продавалась как средство исцеления от всех болезней, способ достичь невероятного духовного роста. Но в научной литературе не приводится доказательств этому», — рассказывает Назаралиева.

Методики исследований

Трансперсональная психология применяет следующие методики:

  • Психофизиологическое исследование.
  • Психодиагностические методики.
  • Методики с использованием психоделических препаратов.
  • Дыхательные практики и техники.
  • Анализ работы органов чувств и осязания.
  • Воображение и визуализация.

Техники для инициализации изменений в сознании:

  • Изначальная фокусировка внимания на определенном предмете, внезапное переключение внимания на другой предмет.
  • Стимуляция через лишение возможности удовлетворить какую-либо потребность. В данном варианте идет отказ от удовлетворения жажды и отказ от воды во время выполнения физических нагрузок.
  • Усиление двигательной активности.
  • Воздействие температурными изменениями.
  • Воздействие при помощи акустических систем.
  • Ограничения или лишения движений.
  • Уединение. Ограничение в замкнутом, тихом и темном помещении.
  • Погружение человека в условия, при которых невозможно спать.
  • Холотропное дыхание.
  • Ребефинг. Основоположник методики и техники – Леонардо Орр.
  • Тета-хилинг.

Перепрограммирование психики

Прочитав пару работ Грофа, я решаю попробовать «шаманскую психотерапию». Мне не страшно: в детстве я зачитывалась книгами Ошо и училась медитировать. Так что в ожидании своего нового терапевта в коридоре больницы я с интересом представляю, что со мной будет происходить в течение следующих двух часов.

Открывается дверь. Из нее выглядывает Владислав Матреницкий, 50-летний стройный мужчина в очках и с широкой улыбкой, которая заставляет мгновенно довериться ее обладателю. Он проводит свои сеансы в маленьком помещении с зелеными стенами. В углу стоит помятое кожаное кресло, накрытое пледом с катышками. Мой взгляд примагничивается к необычным предметам, которые лежат на тумбочке: железная указка с деревянной рукояткой (кажется, такую использовали в «Битве экстрасенсов», чтобы найти духов), дисковый плеер и штука с электродами. Все эти вещи в скором времени я испытаю на себе.

Перед тем как рассказать свою историю, я расспрашиваю врача о том, как он пришел в трансперсональную психологию и что меня ждет. Оказывается, Матреницкого с ранних лет интересовали вопросы смерти, старения и здоровья. Поэтому он выучился на врача, несколько лет проработал участковым терапевтом и параллельно защитил диссертацию. Но ни традиционный подход к лечению людей, ни разглядывание клеток под микроскопом не приблизили его к ответам на интересующие вопросы. В итоге Матреницкий оставил медицинскую практику и занялся духовными поисками. Знания он черпал в книгах, на семинарах, у турецких шейхов и в степях Средней Азии; изучал буддизм, герметическую алхимию, звукотерапию, шаманское целительство.

«В итоге я понял, что буддисты правы: все проблемы от ума, и любую из них можно свести к вопросам „Кто я в этом мире?“ и „В чем смысл моего существования?“. Трансперсональная психология как раз работает с этой духовной составляющей и позволяет изжить личностные конфликты».

В своей практике Матреницкий столкнулся с тем, что не всем пациентам с депрессией помогают антидепрессанты, а разговорная терапия лишь немного улучшает общее состояние, но не решает глубинных проблем. Поэтому он начал проводить с клиентами трансовые медитации, которые пробивают психологические защиты человека, позволяя ему оказаться на уровне подсознания и перепрограммировать психику. Кроме медитативных техник врач прибегает к гипнозу и транскраниальной магнитной стимуляции: она подавляет избыточную активность мозга, возникающую во время стресса.

Техника ребефинга

Ребефинг помогает справиться с негативными эмоциями и выплеснуть отрицательную энергию из себя, при помощи проработки родовых травм, в течение переживания процесса рождения. Ребефинг состоит из пять этапов:

  1. Организация дыхания по определенной цикличности. Беспауное чередование вдохов и выдохов.
  2. Расслабление мышц, погружение в расслабленное состоянии психики человека.
  3. Внимательность, запоминание всего, что происходит до мельчайших подробностей. Восприятие окружающей обстановки с последовательной точностью.
  4. Трансформация восприятия и настроения. Устранение негативных эмоций и приобретение позитивных.
  5. Доверительное отношение ко всему, что происходит во время техники ребефинга.

Это не панацея

У меня было три сессии с Матреницким, во время которых я попробовала все техники, которыми он владел. Каждый раз он помогал мне сформулировать запрос, с которым я хочу поработать в состоянии транса. Затем просил меня сосредоточиться на телесных ощущениях: сфокусироваться на том, как бьется сердце, как тело становится тяжелее по мере его расслабления. Дальше по его указанию я представляла, как выглядит моя тревога. Она была и красным шаром, и скалой, и облаком пыли. Думаю, эти картинки зависели от моего общего настроения. Оставшееся время врач молчал, лишь изредка задавал вопросы типа «Что ты видишь теперь?», «Что хочешь сделать?». А я описывала ему всё, что рисовало мое воображение.

Есть медитации, в процессе которых нужно представлять, как внутри тебя растет цветок или дерево. В трансовой медитации, которую я практиковала с психотерапевтом, я делала то же самое, но без намерения увидеть определенную картинку. Я давала волю фантазии и иногда «смотрела» фильм про свое детство, иногда — про настоящее, а бывало, видела, как летаю в космосе и с гневом бью планеты. Но я всегда сама управляла визуальным рядом. Видимо, именно это помогло мне убрать тревогу — в воображаемых мирах я могла всё, если была максимально расслаблена и сконцентрирована.

Тревожность исчезла через месяц. И я была в восторге! Представьте, если бы вы всю жизнь жили с закрытыми глазами, а потом их вам открыли — и вы впервые увидели, как цветет сакура. Примерно так я себя ощущала.

Другая пациента Матреницкого, Ольга, тоже перестала беспокоиться. На сессиях она долго не могла расслабиться — настолько была сильна ее привычка контролировать себя и всё вокруг. Поэтому дома она дополнительно училась медитировать. В итоге самый главный опыт, который Ольга приобрела за время терапии с врачом, — это отпускание контроля.

«Раньше я не могла спокойно сидеть и смотреть фильм: мне было необходимо параллельно делать что-то „полезное“. Я гиперопекала своих близких, впадала в истерику, если сын или мама не отвечали мне, когда я звонила. А после терапии я будто выдохнула, впервые в жизни расслабилась. У меня улучшились отношения с родными, я начала работать с удовольствием и научилась отдыхать», — описывает свое новое состояние Ольга.

Полгода в моей жизни вообще не существовало беспокойства. Но затем тревога вернулась, хотя интенсивность ее значительно снизилась. Если раньше она была похожа на назойливую муху, то сейчас — на уставшую.

А справляться с ней мне помогали навыки, приобретенные на бессчетных сессиях когнитивно-поведенческой терапии.

Ольга тоже уверена, что одной трансперсональной терапии недостаточно: «Да, я откопала кучу глубинных проблем, получила другой жизненный опыт. Но мое поведение не изменилось. Чтобы освоить эти „ископаемые“ и интегрировать их в жизнь, мне приходится ходить к другому терапевту-гештальтисту».

Владислав Матреницкий говорит, что его подход не панацея. А Амина Назаралиева заключает, что начинать разбираться с ментальной проблемой нужно с методов, эффективность и безопасность которых научно доказана.

Тета-хилинга

Основа тета-хилинга – сосредоточение и работа на обусловленной волне для достижения трансформации мозговой активности.

На помощь приходят постоянные тренировки и медитации, которые учат состояние человека прочувствовать в первую очередь свое энергетическое поле.

Техника исполнения тета-хилинга: человек визуализирует пульсирующий сгусток света и энергии у себя в груди, затем этот сгусток превращается в поток и стремиться подняться вверх над головой. Через установленное время поток необходимо вернуть назад и сгруппировать его в сгусток в изначальном положении. Техника повторяется до тех пор, пока не будет потеряна связь с мыслительными процессами – такое действие и приводитв состояние тета. Состояние тета характеризуется сосредоточенной работой на определенной волне.

Результат – спокойствие и умиротворенность от проделанных действий, наравне с этим возникает концентрация внимания.

Уильям Джеймс

В джиффордских лекциях, которые назывались «Многообразие религиозного опыта», У. Джеймс акцентировал внимание на том, что для понимания духовных переживаний необходимо пользоваться эмпирическими методами. Ученые допускают ошибку, когда начинают делить реальность на объект наблюдения и субъект, потому что все зависит от внешнего наблюдателя. То, как человек интерпретирует видимую им реальность, должно стать предметом исследования. В результате можно будет исследовать, каким уровнем сознания обладает индивид и насколько ему нужна духовная трансформация.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]