Понятие личности в психологии: сущность и структура

В широком понимании личность – это отображение социального аспекта человека при анализе его как элемента социума, участвующего в социокультурной жизни. Психология личности рассматривает персону в качестве носителя некого неповторимого начала, постепенно открывающего себя при взаимодействии с другими людьми в рамках отношений, предусмотренных социумом. Это подразумевает общение и разные сферы деятельности.

Изучение личности в психологии начинается с определения терминологии и расшифровки понятия. Иногда словом обозначается индивид, участвующий в отношениях и действующий сознательно. Иногда слово обозначает систему черт, значимых для общества и определяющих человека как участника некоторой группы. Понятие человека как целостного субъекта и видение его в качестве набора черт отличаются по смыслу, но в повседневной жизни нередко используются как синонимы.

Суть понятия личности

Основателем психологии личности принято считать Уильяма Джеймса. Ему принадлежит философская теория прагматизма, из которой вышли многие современные направления психологии.

Джеймс – первый трансперсональный психолог. Согласно его теории, личность – взаимодействие инстинктов и привычек с волевыми качествами человека.

Однако сам термин «личность» принадлежит Н. М. Карамзину. В его понимании личность – хозяин судьбы, жизни, богатый духовно и обладающий своеобразием человек, отвечающий за свои поступки. Исходя из этого, можно утверждать, что личностью не рождаются, а становятся.

  • Личность – продукт социального в человеке. При рождении человек имеет только биологический элемент, но сразу же начинается его становление как личности, то есть он усваивает социальный опыт.
  • Однако существует множество подходов к трактовке феномена личности. Подробнее об этом можно прочитать в статье «Теории личности: отечественные и зарубежные».
  • В психологии принято выделять внутренний и внешний мир личности. О первом элементе можно прочитать в статье «Что такое внутренний мир человека». Под внешним миром подразумевают взаимоотношения личности с обществом, социальной средой, воспитание и становление как субъекта общества.

Для того чтобы стать личностью, нужно приложить немало усилий:

  • овладеть речью;
  • с ее помощью – моторными, интеллектуальными и социокультурными навыками.

Становление человека как личности – результат его социализации. Чем больше человек воспримет и усвоит информации, ценностных ориентаций, традиций, тем более развитой личностью он станет.

Понятие личности тесно связано с понятием индивида и индивидуальности:

  • Индивид – человек как представитель своего вида.
  • Индивидуальность – совокупность уникальных отличительных черт человека.

Но что интересно: человек может быть индивидуальностью, но при этом не быть личностью. Каждый человек уникален, но не каждый становится личностью.

Таким образом, если мы говорим о человеке как о личности, то подразумеваем социальный элемент в нашей природе. В то время как при обсуждении человека как индивида большую роль играет биологический элемент.

Процесс формирования личности – целостный и взаимосвязанный процесс формирования потребностей, интересов, мировоззрения, убеждений и идеалов конкретного человека.

Мир психологии

Существуют различные определения понятия «личность».

1-я группа: общечеловеческий подход, из которого выходят разные конкретные науки, например определение К. Маркса: «Личность есть совокупность всех общественных отношений».

2-ой подход: отраслевой, в котором исходят из предмета той или иной науки, например социальные науки определяют Личность, как качество субъекта.

3-ий подход: конкретные концептуальные авторские определения в рамках одной науки, но разные по-своему содержанию.

Личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих (Маклаков А.Г.)

Личность, с од­ной стороны, обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятель­ности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ро­лей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения» (И.С. Кон).

Личность — совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (Леонтьев). Личность — относительно поздний продукт общественно-исторического и развития человека в онтогенезе (Леонтьев).

Личность — совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Рубинштейн).

Личность — общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен).

Личность — субъект общественного поведения и коммуникации (Б.Г. Ананьев).

Личность — человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности (А.В. Петровский).

Личность — человек как носитель сознания (К.К. Платонов).

Личность — это интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое (Б.Д. Парыгин).

Личность является субъектом социальных отношений, т.е., Личность определяется своим отношением к окружающему миру, к другим людям, к окружению. Эти отношения реализуются в деятельности, с помощь которой, чел может проявить себя и сформироваться как Личность.

Наряду с понятием «личность» в науке нередко употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Рассмотрим их отличия.

Человек как вид – это представитель вполне определенного биологического вида (вида живых существ), отличающийся от других животных конкретными специфическими особенностями и уровнем физиологического и психологического развития, наделенный сознанием, способный мыслить, говорить и принимать решение, контролировать свои действия, поступки, эмоции и чувства.

Понятие «индивид» характеризует человека, как носителя опреде­ленных биологических свойств. Индивид – человек как целостный неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности.

В понятии человека, как индивида выражаются два основных признака:

  1. человек – это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт;
  2. отдельный представитель человеческой общности, выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.

Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество — он становится личностью. Это происходит потому, что человек, вклю­чаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта — носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.

Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся определенным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный индивидуально-психологическими особенностями.

Человек как личность с точки зрения психологии характеризуется:

  • развивающимся самосознанием, являющимся основой формирования умственной активности, самостоятельности личности в ее суждениях и действиях и ориентированным прежде всего на познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни;
  • активностью – стремлением выйти за пределы реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний, расширить сферу деятельности;
  • наличием Я-образа – системы представлений человека о себе реальном, себе ожидаемом, себе идеальном, которые обеспечивают единство и тождественность его личности и обнаруживаются в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д.;
  • направленностью – устойчивой системой мотивов: потребностей, интересов, идеалов, убеждений и т.д.;
  • способностями, свойствами и качествами, обеспечивающими успешность выполнения определенной деятельности;
  • характером, представляющим собой совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, обусловливающих типичные для него способы поведения и эмоционального реагирования.

В свою очередь, особенности развития всех этих трех уровней характеризуют неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивидуальность. Индивидуальность – своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамента и характера, эмоциональной и волевой сферах, интересах, потребностях и особенностях человека.

Таким образом, понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа.

В структуру личности обычно включают: способности, темперамент, характер, волю, эмоции, мотивацию и социальные установки. Психологическая структура личности – представляет собой целостное системное образование, совокупность социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность.

Психологическая структура Лазурского АФ. Основной задачей личности считается приспособление к окружающей среде (природа, вещи, люди, взаимоотношения, идеи, ценности). Важным является степень его активности. Личность — это единство 2-х психологических механизмов: внутренний (психические функции) и внешний (отношение к внешней среде и объектам). Механизмы взаимосвязаны.

Среди многих работ по теории личности, ее структуре в психологии особенно выделяются работы А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова.

А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:

  • темперамента (структуры природных свойств),
  • направленности (система потребностей, интересов, идеалов),
  • способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.

В.Н. Мясищев единство личности характеризует:

  • направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира),
  • общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности),
  • структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВИД), но и объективная динамика условий жизни).

С этой точки зрения структура личности — лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.

Концепция динамической структуры личности К.К. Платонова.

Направленность личности. Черты личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственно врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Данная подструктура формируется путем воспитания и включает в себя убеждения, мировоззрения, стремления, интересы, идеалы, желания. В этих формах направленности личности проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные виды потребностей. Подструктура направленности личности тесно связана с правосознанием, особенно в той части, которая определяет отношение субъекта к соблюдению норм права (нравственные принципы, ценностные ориентации, мировоззрение). Изучение направленности личности индивида позволяет определить его социальные воззрения, образ мыслей, ведущие мотивы, уровень его нравственного развития и во многом прогнозировать его поведение и поступки.

Социальный опыт. Эта подструктура объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретенные на основе личного опыта путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности (например, способность к быстрому запоминанию, физические данные, лежащие в основе образования двигательных навыков и т.п.).

Индивидуальные особенности психических процессов. Данная подструктура объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций: памяти, ощущений, восприятия, мышления, эмоций, чувств, воли, которые формируются в процессе социальной жизни. Психические познавательные процессы и другие формы отражения действительности вместе с приобретенными человеком знаниями и опытом во многом определяют такого сложное интегративное образование личности, как интеллект, положительно коррелирующий с умственным развитием. Процесс формирования и развития индивидуальных особенностей психических процессов осуществляется путем упражнений.

Биопсихические свойства. Это биологически обусловленная подструктура объединяет типологические свойства личности, ее половые, возрастные особенности и патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических морфологических особенностей мозга. Процесс формирования данной подструктуры осуществляется путем тренировки.

Различные черты и свойства личности, входящие во все названные подструктуры, образуют две наиболее общие подструктуры: характер и способности, понимаемые как общие интегративные качества личности.

Все эти подструктуры тесно связаны между собой и проявляются в виде единого целого, выражающего такое сложное интегративное понятие, как личность.

Структура личности Леонтьева. Внутренняя позиция личности или ее направленность. Ведущая сфера – аффективно-потребностно-мотивационная.

Структура личности Рубинштейна. Зависимость психических процессов от личности.

  1. психические свойства личности в ее поведении, в действиях, в поступках проявляются и формируются;
  2. психический облик личности определяется образом жизни и формируется в конкретной деятельности;
  3. психический облик личности решает 3 вопроса:
  • Чего хочет личность (направленность, установки, потребности, интересы)?
  • Что может личность (способности)?
  • Что есть личность (характер)?

Структура личности Петровского А.В.:

  1. личность — как социальное свойство рассматривается как индивидуальность.
  2. личность является субъектом деятельности и отношений с другими людьми.
  3. личность оказывает воздействие на других людей.

Структура личности Ядова В.А. — Сознательное поведение Личности. Установки формируются при наличии потребностей (психофизиологических; семейных; включенных в коллективы; в социальную систему). Важны условия деятельности или ситуации при реализации потребностей (по возрастающей значимости: предметные ситуации; условия группового общения; условия деятельности в социальной сфере; общие социальные условия жизнедеятельности). Важна регуляция социального поведения Личности:

  1. поведенческие акты, контакт индивида со средой;
  2. привычное действие или поступок, соответствие между социальной ситуацией и социальной потребностью;
  3. профессиональное поведение;
  4. целостность поведения в жизнедеятельности человека.

В зарубежной психологии существует много различных теорий Личности в рамках разных школ. Обобщая концепции выделяют:

  1. Личность имеет свою структуру
  2. Важное значение имеет индивидуальное различие между людьми
  3. Личность формируется под воздействием внешних и внутренних факторов, включающих в себя генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и внешнюю среду.
  4. Личность влияет на поведение, благодаря ее содержанию человек обладает постоянством долгое время и при разных условиях.

Активность и направленность личности.

Основой человека, как личности является его собственная активность. Она не тождественна деятельности. Активность и деятельность независимы друг от друга. Деятельность имеет предметный характер в отличие от активности, которая символична. Активность проявляется в отношениях, в которые включается и которые выстраивает человек, выполняя некоторую деятельность.

Выделяют произвольную и непроизвольную активность. Произвольная активность проявляется в достижении определенного результата, в виде предварительно поставленных целей, контролируемых в ходе самого процесса. Непроизвольная активность связанная с переживаниями, со сном, с грезами. При этом виде активности человек пассивно размышляет. К непроизвольному поведению относятся: рефлекторные ответы (например мигательный рефлекс); ориентировочная реакция; ошибочные действия.

Источником Активности человека являются потребности. Потребности характеризуются следующими признаками:

  • любая потребность имеет свой предмет;
  • всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется;
  • потребность обладает способностью воспроизводиться.

Поскольку потребности всегда сопровождаются субъективными переживаниями (желанием, тревогой), то они побуждают человека к определенным действиям, поступкам, направленным на удовлетворение потребностей, а потребности порождают мотив.

Мотив-это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта и определяющее направление действия.

Направленность личности.

Несмотря на существование разных научных подходов к личности, везде в качестве ведущей характеристики выделяется ее направленность. В разных концепциях Направленность рассматривается по-разному:

  • Как динамическая тенденция (Л.С. Рубинштейн);
  • Как смыслообразующий мотив (А.Н. Леонтьев);
  • Как доминирующее отношение (В.Л. Мясищев);
  • Как основная жизненная направленность (А.С. Прангишвили).

Тем не менее, Направленность выявляется в процессе изучения всей системы психических свойств и состояний личности: потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций и т.д.

Направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психический склад.

Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности, независимо от конкретных условий.

Основная роль Направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется благодаря воспитанию. Направленность проявляется в иерархически связанных между собой формах:

  1. Влечение — первичное эмоциональное, еще неосознанное проявление потребности человека в чем-либо.
  2. Желание – это психическое состояние, выражающее осознание потребности, ее объектов и возможных путей удовлетворения или вполне осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному.
  3. Стремление – связано с волевым компонентом, проявляющееся в том, что человек способен преодолеть все препятствия, трудности, невзгоды на пути объекта потребности. Стремление неотделимо от чувств.
  4. Интерес – это психическое состояние, обеспечивающее направленность Личности. Интерес как и мотив возникает в условиях дефицита информации, когда человек недополучает того знания, которое хотел бы иметь.
  5. Склонность – это психическое состояние, выражающее избирательную направленность Личности на определенную форму деятельности.
  6. Идеал — это образ желаемой конечной цели, которым руководствуется Личность в настоящее время и которая играет решающую роль в течение всей ее деятельности и поступков. Идеал-доминирующий мотив деятельности и отношение Личности.
  7. Мировоззрение – система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем, которым человек руководствуется в своей деятельности и поведении. Наличие мировоззрения-показатель зрелости Личности.
  8. Убеждения – это осознанные мотивы Личности, побуждающие ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями, идеалами, взглядами, принципами.

Потребностно-мотивационная сфера составляет лишь часть личности и служит ее фундаментом, на котором формируются жизненные цели человека.

Структура личности

В структуру личности входит направленность, темперамент, характер, способности, особенности протекания познавательных процессов и чувств.

Направленность личности

В ее состав входят:

  • интересы,
  • склонности,
  • потребности,
  • мотивы,
  • идеалы.

Направленность определяет активность личности и уровни ее развития. Основной компонент направленности личности – мировоззрение (система взглядов на развитие общества, природы, сознания, убеждений). Подробнее об этом элементе можно прочитать в статье «Направленность личности – что это в психологии».

Темперамент

Это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризирующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения. Подробнее о темпераментах можно прочитать здесь.

Характер

Комплекс индивидуальных, наиболее выраженных, устойчивых черт характера. Через них проявляется отношение человека к действительности. От характера зависит поведение.

Способности

Это свойства психики и ее систем, выраженные в разной мере. От них зависит успешность освоения и выполнения деятельности.

Проблема личности в психологии

Психология изучает проблему личности в разрезе, поскольку проявления разноплановые, противоречивые, а поведение персоны нередко загадочно при взгляде со стороны. Проработка проблемы нужна для комплексного анализа процессов:

  • воли;
  • мышления;
  • ощущений;
  • эмоций.

Личность в психологии – высший интеграционный уровень процессов, протекающих в психике. Комплексное исследование показывает, какова сенсорная организация, эмоции, интеллект персоны.

Личность представляет собой интегрирующую базу, ядро, связывающее процессы и превращающее поступки в последовательные действия, подчиненные некоей логике.

Методы и подходы к изучению личности

Изучение проблемы личности в психологии предполагает помощь педагогики, учет влияния возраста, этнической принадлежности. Общая теория подвержена влиянию психологии развития, религии и труда, психосоматической медицины, парапсихологии, представлений о сверхсознательном.

Психология личности – научное направление, сформировавшееся в условиях кризиса вундтовской психологии на фоне устаревания атомистической теории. Многоуровневое изучение дает представление о психологическом складе персоны – в общем, в особенностях, на единичных примерах.

Психологические характеристики и особенности личности

Особенности человеческой личности в психологии:

  • темперамент;
  • способности;
  • предпочтения;
  • интересы;
  • характер.

Подробнее:

  1. Темперамент – врожденная специфика нервной системы. Она обусловлена природой и определяет некоторые качества. Термин введен Гиппократом, предложившим 4 формы явления: меланхолик, сангвиник, флегматик, холерик. Академик И.П. Павлов предложил 3 базовых компонента, которым подчинена высшая нервная активность: сила, уравновешенность, подвижность. Сочетания компонентов определяют темперамент.
  2. Способности – личностные свойства, необходимые для выполнения выбранной деятельности. Без постоянного развития они угасают.
  3. Предпочтения подразумевают предрасположенность к какой-то сфере деятельности.
  4. Интерес – сознательная направленность, заинтересованность в информации в конкретной сфере.
  5. Характер подразумевает стабильные личностные особенности, обусловленные воспитанием, самовоспитанием. Это приобретенная характеристика, меняющаяся в течение жизни.

Психология поведения

Психология поведения личности – бихевиоризм – наука, сформировавшаяся в прошлом столетии в Северной Америке. Основатель теории Дж. Уотсон предлагал рассматривать поведение ключевым предметом психологии. В бихевиоризме поведение – комплекс поведенческих реакций, характерных для персоны, причем каждая реакция обусловлена неким стимулом. При наличии подкрепления связь реакции и стимула усиливается. Как правило, поведение обусловлено ожиданием позитивного подкрепления, в некоторых случаях – желанием избежать негативного. Бихевиоризм подразумевает возможность сформировать любой тип личности, пользуясь связью реакций и стимулов.

В бихевиоризме личность – организованная, стабильная система навыков, которая является базисом стабильного поведения. Навыки приспособлены к реальным ситуациям, а при изменении положения вещей формируются новые. Программирование человека осуществляется через изменение стимулов и подкрепления.

Мотивационно-потребностная сфера как основа личности

Потребности – побудительная сила деятельности личности.

  • Потребность – нужда организма в определенных условиях, без которых жизнь невозможна.
  • Мотив – опредмеченная потребность.
  • Совокупность мотивов, направленных на цель – мотивация.

Потребность в познании мира – самая важная для личности. Она высвобождает человека из плена страхов, непонимания и суеверий, позволяет быть творцом жизни.

Не менее значимы для личности и другие духовные потребности:

  • в эстетическом наслаждении;
  • в труде;
  • в общественной деятельности;
  • в общении.

Развитие потребностей (от низших к высшим) – условие развития личности.

Теории и концепции развития личности

Существует немало теорий и концепций развития личности. Существует самые главные из них, которыми и по сей день пользуются психологи в своей работе.

Направленность личности — что это такое в психологии, ее виды

В целом, выделяют 2 основные концепции, которые представляют развитие личности. К ним относятся:

  1. Биологическая (биогенетическая), исходя из которой, сам человек рассматривается в качестве существа, созданного природой, поведение которого зависит от влечений, потребностей или инстинктов.
  2. Социальная (социогенетическая), в которой самым важным фактором является среда, где человек развивается и социализируется.

Обратите внимание! Существует еще недавно выведенная концепция, которая состоит из двух вышеперечисленных. То есть биологическая природа человека влияет на проходящие психические процессы, а социологическая – на интересы и направленность личности. Данная концепция получила название «биосоциальная».

Аспекты личности

Личность можно рассматривать в 3 категориях:

  • свойства самого человека, или интраиндивидный аспект;
  • особенности взаимодействия личности с другими людьми, или интериндивидный аспект;
  • воздействие личности на других людей, или метаиндивидный аспект.

Через анализ этих аспектов можно охарактеризовать внутренний мир человека.

Личность – это представитель конкретного общества или социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему миру и имеющий определенные индивидуально-психологические особенности.

Психология межличностных отношений человека

Психология отношений личности рассматривает межличностные связи как комплексное взаимодействие людей, обусловленное отношениями в социуме. Отношения в обществе официальны, закреплены на формальном уровне. Это действенные объективированные межчеловеческие связи. Интерперсональные отношения – переживаемые субъектом, взаимные связи между людьми, которые можно осознать. Они обусловлены эмоциями, нюансами психики. Это экспрессивные отношения, насыщенные эмоциями.

Интерперсональные отношения сформированы:

  • когнитивными аспектами;
  • аффективными аспектами;
  • поведением.

Когнитивные, гностические – познание, понимание и осознание сведений. Аффективные – эмоциональные переживания из-за взаимных связей персон. Поведенческий аспект реализуется действиями – доброжелательным поведением, сложностями взаимодействия. Он осуществляется по нормам, запрограммированным в культуре и социуме.

Возможны вертикальные, горизонтальные интерперсональные отношения. В первом случае статус участников отличается, во втором – равен.

При формировании интерперсональных отношений важную роль играет межличностная совместимость. Она обусловлена сходством, взаимным дополнением и выражается в удовлетворенности от взаимного действия, итогов этого действия. На фоне совместимости нередко появляется взаимная симпатия. Противоположное явление – несовместимость, провоцирующая антипатию.

Сложности понимания человека как личности

Сложность четкого представления и описания феномена личности состоит в неоднозначности теории. Можно выделить следующие проблемные позиции:

  • Нередко личность отождествляется с индивидом.
  • Иногда личностью называют часть внутреннего мира или особенности психической структуры.
  • Личность расценивает как некий компонент, включающий в себя и что-то данное от рождения, и какой-то недостижимый идеал, и совокупность общественных отношений.
  • Сколько существует наук, изучающих человека, и исследователей, задающихся этим вопросом, столько и существует определений термина «личность».

Личность характеризуется системой ее сознательных отношений. В последнее время стало популярно говорить не только о влиянии социального и биологического фактора, но и о роли ситуации как сдерживающего элемента личности.

Условия для процесса

Источником или движущей силой для развития личности является сам человек.

Внутренние позитивные или негативные силы

Вне зависимости от желания, внутри каждого человека может быть воздействие, которое либо подталкивает к чему-то, либо отталкивает. Внутри постоянно происходят процессы, связанные с бессознательными действиями тела или души, которые основаны на привычках, страхах или естественных влечениях. Ребенок, как правило, живет с позитивным настроем и в светлом мире, но с течением времени это меняется. Для личности массового типа сущностным возбудителем активности является негативная мотивация. Поэтому, в зависимости от поставленных задач и возникающих ситуаций, развитой личности свойственно использовать и негативную, и позитивную мотивацию.

Личная осознанная инициатива

Сознательный и волевой выбор человека, который развивает себя самостоятельно и справедливо, может стать примером для каждого.

Обратите внимание! Помимо того, что движущей силой личностного развития может быть сам человек с твердым характером, возможно еще и влияние внешних факторов. Основным из них является окружающее общество, например, родители, школа, другие учреждения.

Послесловие

Несмотря на то, что большинство ученых придерживаются мнения о том, что личностями становятся, а не рождаются, вопрос о том, все ли люди – личности, продолжает собирать вокруг себя споры и неоднозначные мнения.

  • Спорными являются вопросы о том, можно ли ребенка считать личностью, хотя гуманистическая педагогика утверждает, что, несомненно, можно и нужно.
  • Таким же спорным предстает понимание психически больного человека или преступника как личности.
  • Не выглядят ли словосочетания «асоциальная личность» или «деградированная личность» нелепо?

В итоге каждый сам выбирает, к какой стороне в этих вопросах относится он. На мой взгляд, к каждому человеку (особенно актуально для детей раннего возраста при воспитании) можно относиться как к потенциальной личности, то есть давать несколько очков фору. Однако это возможно до тех пор, пока человек не докажет обратное.

Появление предмета сопровождается соответственно появлением научной теории.

К первой теорий личности я бы отнес работу такого автора как Уильям Джеймс, очень крупного американского философа и психолога.

Он также первый выдвинул такое понятие как человеческое Я, и этим понятием активно пользуется психоанализ. Он выделил три типа человеческого Я – физическое, социальное и духовное. Поскольку Я это то с чем себя человек идентифицирует, соответственно здесь возникает три мира – физический мир, социальный мир и мир духовных ценностей, как три составляющих человеческого Я.

Второе имя, которое бы я отметил – это психолог, которого к сожалению упоминают нечасто незаслуженно и это был немецкий психолог Вильям Штерн. Вильям Штерн внес очень большой вклад в самые разные области психологии в том числе и в практическую психологию. Он создал один из первых в мире институтов практической психологии, Штерн в окончательном виде сформулировал понятие об IQ “коэффициент интеллекта”, также он ввел понятие дифференциальная психология. Огромный вклад он внес и в развитие детской психологии. То есть, его вклад многогранен. Но в данном случае меня интересует немного другой контекст. Штерн выступил с призывом к созданию такого широкого движения как персонализм. Известно, что по-латыни персона это и есть личность. Соответственно, в этом же самом виде слово вошло в другие европейские языки. Он выступил с идеей создания такого движения персонализм. Что означает это движение? Штерн понимая, что к началу XX века психология стала раздробленной. Пытался обратить внимание психологов на следующее явление, чтобы каждый психолог не изучал кто-то изучает восприятие, кто-то изучает память, кто-то мышление, кто-то другие психические процессы. Чтобы каждый психолог ни изучал надо понимать, что изучаемое психическое явление оказывается одним из многообразных порождений единой целостной личности.

Вот какое бы явление мы не изучали у себя в лаборатории, важно понимать, что оно не существует само по себе, оно является одним из порождений целостной психики.

Во главу угла была поставлена категория личности, а все прочие психологические понятия были производные от нее. В этом случае раздробленность психологии, полагал он, возможно будет преодолена. Персонализм Штерна так и не стал теорией личности, не смотря на все его старания и заслуги.

Первой конкретной психологической теорией личности стал – психоанализ.

Но личность не является исключительной собственностью психологии как бы там ревностно психологи не хотели её приватизировать и сделать исключительно своей собственностью. Тем не менее личность является общим объектом для разных наук и каждая из этих наук в личности выделяет свой предмет. Каким образом каждая наука выделяет в этом большом объекте именуемым личностью свой предмет? Очень просто. Выделение предмета из объекта, вырезание такого узкого предмета в большом объекте всегда обусловлено целью, то есть тем что я хочу выявить, тем что я хочу получить. Понятно что у каждой науки есть свои цели и в соответствии с ними каждая наука в этом общем объекте вырезает какой-то свой узкий сектор, свой предмет.

Приведу пример, интересуются ли исторические науки личностью? Да безусловно, но их интересует не все. Поскольку историк не только описывает факты прошлого, но и подобно любой науке история пытается объяснить процесс исторического развития, выявить его закономерности. Вот в процессе выявления движущих сил исторического развития историки обращаются к конкретным личностям.

С одной стороны мы понимаем, да наверное существуют объективные законы развития общества. Эти законы например приводят к смене общественно-экономических формаций к революциям или эволюционному развитию.

Это объективные законы развития общества, однако совершенно конкретные исторические события творятся руками живых, конкретных людей и мы можем всегда назвать их имена. Ленин с большевиками устроил октябрьский переворот, захватил власть сперва в Петрограде, а потом стал её захватывать по остальным городам России. Это же Ленин все устроил. Тогда возникает вопрос для историка, а вот интересно знать в какой мере разные исторические события обусловлены действием общих объективных законов истории? Эти объективные законы истории действуют руками конкретных людей? Ничего от конкретной личности не зависит, есть объективные законы истории и конкретные люди просто их исполнители. Или всё-таки в какой-то степени эти исторические события обусловлены деяниями конкретного человека? Потому что именно Ленин, именно он выбрал такой удачный момент, потому что он обладал определенными особенностями личности? Вот эта проблема у историков называется – роль личности в истории.

По существу историк пытается ответить на вопрос. В какой мере исторические события обусловленные деяниями конкретного человека? В какой мере человек не волен повлиять на объективный ход истории? Социологи тоже интересуются личностью по-своему и даже в самой социологии есть такая отрасль или раздел – это социология личности. И социологов личность интересует исключительно как элемент в различных социальных процессах, то есть в различных формах объединения людей. С этой точки зрения личность им интересна, всё остальное не затрагивает интересы социолога.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]