Гуманистическая психология — философские основы, методики и представители


История становления

В первой половине прошлого века появилось много психологических школ. Каждая из них пыталась объяснить все явления в пределах единой системы. В конце 1950-х в США возникала гуманистическая психология, с помощью которой специалисты пытались построить новую методологию изучения человека, а не продолжать использовать научный механистический подход.

Бьюдженталь сравнил это открытие с крахом феодального строя и появлением электричества. Многие европейские школы также старались перейти к гуманистическому подходу, хотя впервые о нем заговорили именно в США. В 1962-м выпустили журнал «Гуманистическая психология». Она стала самостоятельной ветвью в науке. Развитие новых методик сопровождалось массовыми протестами, демонстрациями в защиту гражданских прав.

В течение 1960−1970-х новый вид психологии переживал расцвет. А в 1971-м в СССР выступил Стэнли Крипнер. Он рассказал про общие принципы с советской психологией, говорил об одинаковых взглядах на потенциальные творческие возможности человека. В России в это время развивался деятельностный подход, похожий на гуманистическую проблематику. В его русле формировались новые концепции, но они не противоречили старым.

В 1983 году основали проект сотрудничества АПН СССР и АГП. Хотя в этот период скончалось несколько представителей гуманистической психологии, из США приехала делегация для обмена научным опытом. Лекции читались в Москве, Ленинграде и Тбилиси.

Суть и базовые принципы

Австрийский врач-невролог Зигмунд Фрейд является признанным основателем теории психоанализа и одноименного метода лечения. В 1880 г он, совместно с доктором Иосифом Брейером, наблюдал влияние гипноза на истерические припадки у женщин. Во время гипнотических сеансов пациентки вспоминали, очень эмоционально реагировали и переживали травмирующие события своей жизни.

Брейер назвал это состояние катарсисом. После вывода из транса они совершенно не помнили о произошедшем. Тем не менее, после сеанса происходило полное избавление от всех симптомов истерии и невроза.

Это навело Фрейда на понимание того, что причины различных душевных заболеваний и проявлений кроются в той части личности, которая не осознается человеком, т.е. в бессознательном. Он начал искать способы извлечения этой информации с целью сознательного переживания пациентом этих событий.

Ему пришлось работать с множеством пациентов с истерическими и невротическими расстройствами различного происхождения, в том числе сифилитического и органического. В беседах с ними, он использовал исследование сновидений и фантазий больных, их оговорки и описки.

Итак, первоначально используя психоанализ как метод лечения больных, Фрейд на его основании к концу 1890 года сформировал теорию психоанализа. А позднее дополнил её «Толкованием сновидений». Позднее Фрейд описал структуру личности и теорию поведения человека.

Психоанализ в психологии это ряд основных постулатов:

  • Психика человека по строению похожа на айсберг, где верхушка это сознание, а огромная подводная часть — бессознательное. Между ними есть небольшая прослойка в виде предсознания, которое служит для временного хранения информации.
  • Бессознательное наполнено иррациональными влечениями и желаниями, оно лишено морали и символично. В нем хранятся все нерешенные вытесненные из сознания конфликты, травмирующие события, всевозможные страхи. Они не осознаются человеком, но полностью определяют его опыт, отношения с окружающими и поведение.
  • Все, что социально неприемлемо — сексуальные желания, влечения, удовольствия, вытесняется в процессе развития и жизни человека в область бессознательного. И оттуда продолжает воздействовать на проявления этого человека. Если между содержанием бессознательного и сознанием начинается сильное противоречие, то возникает конфликт. Он может проявляться в форме неврозов, истерии, депрессии.
  • Попытка осознания каких-либо элементов бессознательного встречает стойкое сопротивление с помощью различных психических механизмов — проекции, отрицания, сублимации, регрессии и других. Так выстроена защита нашего мозга от наплыва очень мощных вытесненных влечений. Поэтому для этой цели необходим контакт с психоаналитиком.
  • В случае, если защитные механизмы справляются с потоками бессознательного, человек может быть творчески одаренным а любой области науки, культуры или искусства. Если же механизмов не достаточно, либо этот поток слишком мощный — возникают различные заболевания — неврозы, депрессии, тревога, истерия.
  • Психика человека управляется двумя видами энергии. Первая — сексуальная, созидательная энергия — либидо. Вторая — деструктивная, разрушительная. В отличие от животных, поведение которых подчинено инстинктам, человеком управляет его прошлый опыт, заключенный в бессознательном. А возникающее при конфликтах напряжение, человек может снижать с помощью прямого направления энергии (сексуальных или разрушительных действий), либо с помощью сублимации.
  • Генетический подход. Все желания, влечения и неразрешенные в детстве конфликты влияют на все проявления взрослой личности. В зависимости от стадии развития (до 2 лет оральная, 2-4 фекальная и с 4-5 лет генитальная) все неудовлетворенные желания получают различные проявления во взрослой жизни. Они тоже требуют осознания и разрешения для избавления от мешающих привычек и неврозов.

Психоаналитических методик влияния множество, однако их можно объединить в несколько этапов. Вначале врач должен получить максимальное количество информации о бессознательном пациента. Для этого применяется метод свободных ассоциаций, толкование снов и различных ошибочных слов и действий. В некоторых случаях используется и гипнотическое воздействие.

Далее врач должен выявить, преодолеть и показать пациенту его методы психологической защиты. И в финале он показывает пациенту значимые конфликты, подавленные желания, позволяет пережить травмирующие события.

Основные принципы

Гуманистическая психология — особое направление, отличающееся от других школ. Философской основой являются важные положения для понимания человеческой природы. Есть несколько основателей этой методики. У каждой теории свои недостатки и достоинства. Но существуют следующие общие принципы, объединяющие все модели:

  • развития;
  • целостности;
  • гуманности;
  • целевого детерминизма;
  • активности;
  • неэкспериментального исследования личности;
  • репрезентативности.

Под принципом развития подразумевается стремление человека к новым целям. Благодаря врожденным способностям он может самосовершенствоваться. Личность ощущает потребность в самоактуализации. Целостность позволяет рассматривать человека как открытую сложную систему, работающую для реализации своего потенциала.

Согласно принципу гуманности, каждая личность является доброй и свободной, но характер может меняться из-за окружающего мира и обстоятельств. Детерминизм позволяет ориентировать человека на будущее с учетом его целей и ожиданий. Благодаря неэкспериментальному исследованию можно изучить отдельные фрагменты личности, а не всю систему в целом. Репрезентативность означает совпадения целей и объектов наблюдения, так как задача реализуется на выборе здорового человека.

Влияние Карла Роджерса

Роджерс является американским психологом и одним из основателей гуманистического подхода (или ориентированного на клиента подхода) к психологии. Роджерс считается одним из отцов-основателей психотерапевтических исследований, и был удостоен премии Американской психологической ассоциации (APA) за его новаторские исследования и выдающийся научный вклад в 1956 году.

Гуманистическое направление в психологии, ориентированное на человека, его собственный уникальный взгляд на человеческих отношения, нашло широкое применение в различных областях, таких как психотерапия и консультирование (клиентоориентированная терапия), образование (обучение, ориентированное на учащихся). За свою профессиональную работу он был награжден премией за выдающиеся профессиональные достижения в психологии в 1972 году многими некоммерческими организациями. Роджерс был признан шестым самым выдающимся психологом XX века. Гуманистическая психология Роджерса дала толчок развитию психологии в целом.

Теория Г. Олпорта

Один из основоположников гуманистической психологии — Гордон Олпорт. Он создал теорию личностных черт, согласно которой, у каждого человека есть врожденные предрасположенности реагировать на ту или иную ситуацию типичным образом. Его идеи направлены на выделение интегративных уровней взаимодействия личности с окружающим миром. К ним относятся условные рефлексы, системы черт и навыки, изменяющиеся в разных ситуациях.

Олпорт описал два уровня функционирования — высших мотивов и нужды. К последнему относится гомеостазис или стремление устранить напряжение. А высшие мотивы включают стремление к развитию, сопротивление равновесию, постановка новых целей и задач.

Особенности становления личности Олпорт аргументирует принципом функциональной автономии мотивов. Хотя человек развивается, он сохраняет связь между старыми и новыми стимулами. Это и было противопоставлено бихевиористической психологии, где все высшие мотивы связаны с физическими потребностями.

Черты характера ученый рассматривает как единицы анализа человека. Одни из них в процессе развития становятся второстепенными, другие выходят на первый план. Но в центре может находиться не более 5−10 разных качеств. Олпорт говорил о гуманистической психологии кратко и понятно. Это исследование уникальности каждого человека. Неповторимость описывается им как слияние разных черт в единую систему.

Олпорт выделял три стадии развития:

  • детская;
  • относительной дифференциации;
  • интегрированного единства.

Ребенок еще не подвергает себя самоанализу, поэтому требует от окружающих всего или ничего.

Позже единство разрушается, появляются отдельные компоненты мотивации. А на последней стадии они снова объединяются в особую взрослую структуру.

Практическое применение. Рычаги и клавиши

Идеи и знания, полученные в результате исследований в области гуманистической психологии, нашли отражение, прежде всего, в психотерапевтической практике.

Многочисленные методы исследования и анализа психики, разработанные А. Маслоу, С. Джурардом, Ф. Бэрроном, К. Роджерсом, применяются в практике учеными со всего мира.

Еще один способ практического применения теоретических знаний в гуманистической психологии — педагогика, основанная на принципах не директивного контакта учителя с учеником, а товарищеского: такого, в рамках которого ребенок может проявить весь свой творческий потенциал и стать полноценной, уникальной личностью.

В социально-психологическом тренинге, руку к которому приложил и сам Карл Роджерс, гуманистическая психология проявилась в полной мере.

В рамках данного направления можно было использовать основные идеи подхода и реализовать идею улучшения социума посредством улучшения отдельных личностей и межличностных взаимоотношений в малой группе.

Гуманистическая психология стала важной частью таких сфер, как психотерапия, психология, педагогика, здравоохранение, политика, терапия и других. Гуманистическая психология стала одной из первых психологических школ, возникших в мире, которая сумела занять прочное положение в психологической науке в целом

Гуманистическая психология стала одной из первых психологических школ, возникших в мире, которая сумела занять прочное положение в психологической науке в целом.

В современном мире у Роджерса, Маслоу и других ведущих умов направления много последователей, благодаря которым гуманистическая психология находит все больше приверженцев и развивается в разных аспектах.

Засим прощаемся! Подпишитесь на наш телеграм-канал, если интересно разбираться в психологии, и вы непрочь небольшими порциями получать полезный контент прямо в Мессенджер.

Самоактуализация А. Маслоу

Маслоу проводил консультирование психически зрелых, взрослых людей. Он называл их растущей верхушкой общества. На исследования ученого повлияло множество известных личностей:

  • М. Мид;
  • А. Адлер;
  • Э. Фромм;
  • К. Хорни;
  • М. Вертгеймер;
  • К. Гольдштейн.

Его изучения были разнообразны: наблюдение за поведением приматов, антропологические исследования, изучения женской сексуальности. Маслоу предпочитал работать только со здоровыми людьми.

Особое внимание он уделял мотивации и рассматривал ее как движущую силу для развития. Потребность личности стать кем-либо является врожденным качеством, но человек не осознает это, пока не окажется в подходящих условиях. Основное условие — удовлетворенность всех нужд. Но если ребенок в детстве был лишен внимания и любви, то и в зрелом возрасте сможет без них обходиться.

Есть у самоактуализации свои плюсы и минусы. Положительная сторона выражается в независимости от окружающего мира, а отрицательная — в том, что личность в процессе эволюции может потерять некоторые качества. Из-за этого развиваются психические патологии. Маслоу считает, что главная черта здорового человека заключается в отстраненности от мнения общества. Оценивать свое поведение нужно самостоятельно, а не опираясь на суждения других.

Ученый объяснил роль психотерапии. У этого метода лечения нет ограничений, но он необходим для коррекции эмоций и поведения. Доктор не сможет восстановить качества, утраченные личностью еще в детстве. Именно поэтому на родителей возлагается серьезная задача, ведь воспитание имеет огромное влияние на дальнейшее развитие ребенка.

Абрахам Маслоу добавил много нового не только в сферу психологии. Благодаря ему усовершенствовались методы маркетинга, менеджмента, межличностных отношений, криминологии.

Внутренняя природа человека

Фрейд достаточно ясно намекал на то, что человек находится во власти управляющих им бессознательных сил. Основатель психоанализа также подчеркивал, что если человек не будет контролировать бессознательные импульсы, это приведет к уничтожению других людей или же самого себя. Сложно судить о том, насколько справедлива подобная точка зрения, однако Фрейд слабо верил в то, что людьми движет светлое начало.

Личность в гуманистической психологии рассматривается с кардинально противоположной психоанализу точки зрения. Приверженцы данного направления утверждают, что человек если не хорош внутренне, то, по крайней мере, его природа нейтральна.

Конечно, это мнение вполне может оспорить тот человек, который темным вечером подвергнется нападению грабителей. Но Маслоу утверждал, что разрушительные силы, действующие в людях, являются прямым результатом фрустрации, невозможности удовлетворить собственные потребности. От природы же в каждом заложены позитивные возможности для достижения самореализации. Такого позитивного взгляда на человека придерживался Маслоу в течение всей своей жизни.

Конгруэнтность личности по К. Роджерсу

К. Роджерс считает личность центром постоянно изменяющегося мира, который он называет феноменальным. Это не предметы и объекты, а эмоции и чувства человека. Организм сразу после рождения учится воспринимать окружение. С годами он накапливает опыт и привычки. Человек реагирует не на реальность, а на свое восприятие действительности.

Роджерс был представителем феноменологического направления. Его главные принципы:

  • самостоятельный выбор судьбы;
  • возможность понимания личности только с ее точки зрения;
  • стремление к совершенству.

Так как человек сам делает выбор, то он и определяет свою судьбу. Но понять его можно только с его позиции. Необходимо познать субъективное восприятия действительности с точки зрения личности. Третий принцип говорит о том, что каждый человек по своей природе добрый. Он всегда подсознательно стремится к совершенству.

Понятие реальности в психологии отдельное: это личные восприятия мира индивидуумом. Любые переживания человек оценивает по-своему. Некоторые удовлетворяют его потребности, поэтому запоминаются в качестве опыта. А другие отбрасываются, не осознаются.

Психотерапия, по мнению Роджерса, должна помочь человеку раскрыть свои эмоции и потенциал. Он считает, что специалист должен поддерживать клиента с помощью эмпатии. Необходимо положительно принимать личность, создавать для нее оптимальную атмосферу. Консультант должен добиться того, чтобы клиент сам понял свои проблемы.

Такая направленность в работе поможет ему переосмыслить ситуацию и самостоятельно найти из нее выход.

Общая характеристика гуманистической психологии

Психоаналитическое течение, которое первым поставило вопрос о необходимости изучения мотивации и структуры личности, обогатило психологию многими важными открытиями. Но этот подход игнорировал изучение таких важных особенностей, как качественное своеобразие личности каждого человека, способность сознательно и целенаправленно развивать определенные аспекты «Я-образа» и устанавливать отношения с другими людьми. Ученые также опровергли идею психоанализа о том, что процесс развития личности заканчивается в детстве, тогда как экспериментальные материалы показали, что формирование личности происходит на протяжении всей жизни.

Осознание этих недостатков традиционных психологических ориентаций привело к возникновению новой психологической школы, названной гуманистической психологией.

Гуманизм (от лат. «humanis» — человеческий) — это отношение к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; входит во многие философско-психологические теории и течения. Смысл существования этой школы мысли, как и мотивацию ее приверженцев называть ее гуманизмом, можно понять только в историко-психологическом контексте ее возникновения.

Эта концепция возникла в США в середине 1940-х годов, когда общий облик американской психологии (в среде которой движение приобрело авторитет) определялся доминированием двух течений, иногда называемых «двумя силами». Варианты бихевиоризма и психоанализа.

Как общая психология, они также были внедрены в различные области практики, особенно в психотерапию. Громкие протесты раздавались среди психотерапевтов против «двух сил», которых небезосновательно обвиняли в дегуманизации человека, обращении с ним либо как с роботом (или, в более современных терминах, как с маленьким компьютером), либо как с невротиком, чье «бедное я» раздирается на части различными комплексами — сексуальным, агрессивным, неполноценности и т.д. (Ни эти комплексы, ни их природа не подвергались критике. Ни один из этих комплексов, как утверждают инициаторы гуманистической психологии, не позволяет раскрыть позитивные, конструктивные качества целостной человеческой личности, ее неистребимое стремление к творчеству и самостоятельному принятию решений, выбору своей судьбы. Гуманистическая психология, противостоящая бихевиоризму и психоанализу, провозгласила себя «третьей силой».

Фокус исследовательских интересов сместился на проблемы человеческого опыта, не сводимого к общим рациональным схемам и концепциям. Речь шла о восстановлении подлинности человека (его неподлинности), о восстановлении соответствия его существования истинной природе человека. Однако было высказано предположение (под влиянием экзистенциализма), что истинная природа раскрывается в так называемой лиминальной ситуации, когда человек оказывается между бытием и небытием. В таких условиях человек освобождается от всех сковывающих его условностей и постигает свою экзистенциальность. Если все предыдущие психологические теории отводили решающую роль зависимости психики от прошлого и настоящего, то гуманистическое направление сместило вектор времени жизни в сторону будущего. Свобода выбора и открытость будущему — вот те качества, на которых должны сосредоточиться теории личности. Только в этом случае они помогают человеку избавиться от чувства «заброшенности в мире» и найти смысл своего бытия.

Используемые методики

Существует несколько методик в гуманистической психологии. Какие являются актуальными, каждый клиент решает самостоятельно. Это позволяет раскрыть индивидуальность человека и понять его самовосприятие. С момента появления новой школы психологии было разработано множество методик работы с клиентами:

  • тесты;
  • визуализация;
  • арт-терапия (наиболее популярный сегодня);
  • психодрама;
  • восточные техники — йога или медитация;
  • экзистенциональная терапия;
  • трансактный анализ.

К. Роджерс изобрел еще один метод — недирективный. Его характеристика заключается в проявлении доброты по отношению к клиенту. Так как доброта заложена в каждом на генетическом уровне, необходимо ее извлечь наружу. Для этого нужно создать на консультации определенные условия, в которых человек сможет раскрыться.

Сеанс должен проходить в виде диалога, чтобы индивидуум не оказался в положении ученика или подчиненного. Функция психолога на таких занятиях заключается в подталкивании к открытому разговору, самовыражению.

Так клиент сможет быстрее познать себя и научиться воспринимать окружающий мир адекватно.

Хотя природу личности невозможно определить полностью, можно изучить поведение и эмоции человека. Психология позволяет раскрыть потенциал и показать индивидууму, что он может самостоятельно принимать решения и давать себе характеристику.

Предыстория появления гуманистических теорий личности

Гуманистические теории личности стали логическим этапом развития психологии и прочих наук, в центре внимания которых был человек. Достаточно долго в психологии господствующее положении занимали теории, согласно которым сущность и поведение человека предопределяется, в основном, биологическими факторами.

На этом постулате строились гипотезы, аналогии с животным миром млекопитающих, проводились эксперименты и прочие исследования. С этих позиций удалось исследовать многие аспекты личности человека, но далеко не все. Обрела актуальность задача найти методы объяснения тем аспектам личности, которые не поддаются экспериментальному исследованию и объяснению с точки зрения физиологии.

Альфред Адлер

Первым позволил себе отойти от биологической составляющей как главной детерминанты поведения человека австрийский психолог и психиатр Альфред Адлер. Он в качестве главного фактора развития человека выделил социальный интерес. Также Адлер стал первым, кто отвел огромную роль творческой составляющей в личности человека. Под творческим «Я» Адлер понимает стремление человека найти свою уникальность и создать свой собственный жизненный опыт.

Соответственно, каждого человека можно рассматривать как уникальную личность со своим набором характеристик, взглядов, мотивов, ценностей. Адлер считал, что основы будущего стиля жизни человека закладываются в раннем детстве и зависят от множества факторов, вплоть до того, каким по счету в семье появился на свет ребенок и какие детские воспоминания кажутся ему самыми яркими во взрослом возрасте. От этого же зависят возможные комплексы человека и компенсаторные механизмы, которые начинают работать в сознательном возрасте.

Эрих Фромм

Большой вклад в отход от биологизации человеческой сущности в науке сделал немецкий психолог, социолог и философ Эрих Фромм. Он выделил пять социальных потребностей, свойственных человеку и предопределяющих его развитие в большей степени, чем физиологические факторы или условия жизни.

Социальные потребности человека по Фромму:

  1. Связь с другими людьми.
  2. Трансцендирование.
  3. Укорененность.
  4. Система ориентации.
  5. Возможность быть собой.

Простыми словами, это означает, что человек создает свои собственные отношения с людьми, стремится подняться над животной природой, желает принадлежать социуму, семье, группе, но при этом сохранять самоидентичность и иметь систему ориентиров, как воспринимать окружающий мир, других людей и себя самого. Часто потребности входят в противоречие, например, потребность быть самим собой и потребность принадлежать к группе, и тогда начинается «бегство от свободы», которому Фромм посвятил целую книгу.

Виктор Эмиль Франкл

Однако настоящий прорыв в восприятии человека как высокодуховной личности, способной оставаться таковой, невзирая на все преграды, совершил австрийский психолог и невролог Виктор Эмиль Франкл. Его судьба уникальна тем, что он получил ужасающую возможность проверить жизнеспособность своих научных взглядов в условиях нацисткого концлагеря, куда попал в годы Второй Мировой войны.

Еще до войны Франкл начал работать над собственной теорией смысла жизни и пришел к выводу, что человек способен к самоактуализации даже в тяжелых жизненных обстоятельствах и при ограниченных возможностях материального мира. Франкл объяснил это тем, что человек способен быть трансцендентен самому себе, т.е. находить смысл жизни за пределами себя. Кроме того, человек, при желании, может отстраниться от ситуации и увидеть себя в ней как бы со стороны.

Взгляды Адлера, Фромма, Франкла и их последователей подготовили основу для гуманистических теорий личности, которые начали активно развиваться во второй половине 20 столетия. Кстати, Виктор Франкл, продолживший заниматься наукой после войны, создал авторскую методику психотерапии – логотерапию, основанную на поиске смысла жизни как основы психического здоровья.

Предпосылки к становлению. От и До

Было первичное знание. Здесь не было так, что генетическая психология — это нуль-форма в терминологии Малевича. Нет, в основу легли приблизительно 10 уже сформировавшихся ДО направлений:

  1. Групповая динамика (Т-группы в том числе);
  2. Доктрина самоактуализации;
  3. Центрированное на личности направление психологии (клиент-центрированная терапия Роджерса, 1961);
  4. Теория Райха с его настаиванием на раскрепощении зажимов и освобождением внутренней энергии тела (body);
  5. Экзистенциализм;
  6. Результаты использования expending drag (LSD);
  7. Дзен-буддизм;
  8. Даоизм;
  9. Тантра (тело — важная часть энергетической системы);
  10. Вершинные эксперименты как откровение и просветительство.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]