«Мой ребенок не хочет социализироваться», «Ее мальчик не ходит в детский сад, у него же будут проблемы с социализацией» – не правда ли, ты часто встречаешь эти и подобные фразы на форумах, слышишь на детских площадках.
В основе их – страхи, переживания, связанные с тем, что ребенок не сможет успешно пройти процесс адаптации в обществе, не научится общаться, будет изолирован, изгнан из всех общественных групп.
Чтобы избавиться от страхов или, наоборот, осознать, насколько ситуация тяжелая, прочитай, что такое социализация, какая она бывает и почему невозможно говорить о ней, как об одностороннем процессе.
В этой статье:
Что такое социализацияВиды социализацииСоциализация, как двусторонний процесс
Понятие социализации
Понятие социализации синонимично понятию «развитие личности» в возрастной психологии. Однако ключевое их отличие состоит в том, что первое предполагает взгляд со стороны общества, а второе — со стороны самой личности.
Также понятие социализации синонимично понятию «воспитание» в педагогической психологии, но не в узком его смысле, а в широком, когда предполагается, что воспитывает вся жизнь, вся система.
Социализация — сложный многоуровневый процесс освоения индивидом социальной реальности. С одной стороны, это процесс, который помогает человеку усвоить все то, что его окружает в социальной действительности, в том числе социальные нормы и правила общества, элементы культуры, духовные ценности, выработанные человечеством, а потому помогает ему впоследствии успешно действовать в этом мире.
С другой стороны, это также процесс, который связан с тем, как именно этот усвоенный опыт дальше применяется личностью, то есть как личность, будучи активным социальным субъектом, этот опыт реализует.
Важнейшими факторами социализации личности выступает феномен нахождения человека в группе и самореализации через нее, а также его вхождение во все более сложные структуры общества.
Что такое социализация
Фото автора Anna Tarazevich: Pexels
Оглянись вокруг – большинство людей вокруг тебя умеют говорить, адекватно ведут себя в обществе, последовательно и относительно успешно проходят определенные этапы – детский сад, школа, университет, работа. В этом процессе бывают сбои – кто-то сбегает из дома, кто-то совершает преступление, но это скорее исключение из правил.
Такое последовательное развитие человека в обществе носит название социализации. Проходя каждый этап, он усваивает правила, нормы, привыкает к стандартам поведения, учится общению или, другими словами, социализируется.
Процесс этот начинается в раннем детстве и продолжается до ухода человека в мир иной. С необходимостью адаптации к обществу он сталкивается в семье, школе, на новой работе, при переезде в другой город, посещении чужой страны.
Но что произойдет, если какой-то кубик из процесса социализации выпадет? Например, ребенок будет расти несколько лет в лесу, как дети-Маугли:
- Питер из Германии был обнаружен в 1725 г. Ему было около 10 лет. Умер в 1785 г., к этому времени смог научиться говорить всего несколько слов, однако, понимал, когда к нему обращались.
- Мари-Анжелик Мемми ле Блан из Франции первые 10 лет жизни, с 1712 (приблизительно) по 1721 г. прожила в лесу. Когда ее поймали, у нее были повадки диких зверей, но она смогла научиться читать и говорить.
- Виктор из Аверона был найден в 1800 г. в возрасте около 12 лет. До этого времени он жил в лесу недалеко от разных деревень. Прожив до 40 лет, он так и не научился говорить.
Что такое социализация?
- Дина Саничар – индийский мальчик, ставший прообразом Маугли из произведения Р. Киплинга. Его нашли охотники в 1867 г., приняв сначала за дикое животное. На то время ему было примерно 6 лет, жил с волками. Прожил до 1895 г., но говорить не научился.
- Джон Ссебунья из Уганды родился в 1980-х гг. В возрасте 3 лет его отец убил мать, и мальчик сбежал из дома. Предполагается, что к этому времени он умел говорить, но очень быстро потерял навык речи и общения. В 1991 г. мальчика нашли. Со временем у него восстановилась речь, и он даже научился играть на гитаре.
Во всех этих случаях дети испытывали проблемы с общением, не могли говорить, не понимали других людей, боялись их, вели себя, как маленькие напуганные зверьки. Они не смогли социализироваться и приспособиться к жизни в обществе.
Наверняка, если ты посмотришь на даты, то скажешь, что все это в прошлом, и сейчас процесс социализации охватывает всех детей и риск обнаружить несоциализированного ребенка минимален. Причем появляется он только, если родители очень бедные, или ребенок страдает каким-либо психическим заболеванием.
На самом деле, ситуация тяжелее.
Во-первых, в мире есть люди, которые из-за своих проблем запирают детей в подвалах, комнатах, не дают общаться с другими детьми, ограничивают их во всем, не давая развиваться.
Во-вторых, обычные родители мешают детям социализироваться. Может быть, у тебя есть подруга, которая все время занята, так же как и ее муж? Они все время работают, общаются между собой по мессенджеру, ребенком занимаются только когда его нужно накормить, помыть, уложить спать. Все остальное время малыш посвящен самому себе, видит мамину спину, сгорбленную над компьютером, и дежурную улыбку папы, уходящего рано утром на работу.
С малышом никто не общается, не разговаривает, не играет. В результате, к 3-4 годам, когда ему нужно идти в садик, он не умеет разговаривать, не умеет общаться ни с детьми, ни со взрослыми. У него отсутствуют навыки личной гигиены. При этом он полностью здоров и растет в благополучной семье. Как ты думаешь, что с малышом не так в этой ситуации? Конечно, он не социализирован.
Цели и задачи
Цель социализации — формирование ответственного и социально активного поколения, действия которого регулируются социальными нормами и общественными интересами. Она решает три основные задачи:
- интегрирует индивида в общество;
- способствует взаимодействию людей через усвоение ими социальных ролей;
- сохраняет общество благодаря производству и передаче культуры от поколения к поколению.
Социализированность — это результат освоения и активного применения личностью традиционного социокультурного наследия при сохранении и развитии своей индивидуальности.
Фазы социализации личности
Социализация никогда не происходит спонтанно. Весь процесс социализации протекает в три основных этапа:
- Первый этап.
На этой фазе происходит овладение и запоминания тех норм и ценностей, что присущи для этого общества. По итогам индивид пытается соответствовать тем, кто его окружает. - Второй этап. На этой фазе личность стремится получить признание, работает над собой, дабы оказывать влияние на других людей.
- Третий этап. На этой стадии индивид ставит перед собой определенные цели, пытается добиться их, самореализоваться, чтобы вступить в социум и найти там свое место.
Только хронологическое соблюдение всех трех этапов помогает благополучно осуществить процесс вхождения в социум. Все эти процессы можно рассмотреть на стадиях взросления и становления личности человека.
Рис. 2. Стадии социализации личности
Механизмы
В каждом обществе функционируют механизмы социализации, с помощью которых люди передают друг другу сведения о социальной действительности. Говоря социологическим языком, имеют место некоторые «трансляторы» социального опыта. Это средства, которые передают от поколения к поколению накопленный опыт, способствующий тому, что каждое новое поколение начинает социализироваться. К таким трансляторам относятся различные знаковые системы, элементы культуры, системы образования, социальные роли. Механизмы социализации подразделяются на две категории: социально-психологические и социально-педагогические.
Социально-психологические механизмы:
- Импринтинг — запечатление информации на рецепторном и подсознательном уровнях. В большей степени присущ младенческому возрасту.
- Экзистенциальный нажим — усвоение языка, норм поведения на неосознаваемом уровне.
- Подражание — следование какому-либо образцу, произвольное или непроизвольное.
- Рефлексия — внутренний диалог, во время которого человек критически осмысляет, а затем принимает либо отвергает те или иные общественные ценности.
Социально-педагогические механизмы:
- Традиционный — усвоение человеком господствующих стереотипов, протекающее, как правило, на неосознаваемом уровне.
- Институциональный — запускается при взаимодействии человека с различными учреждениями и организациями.
- Стилизованный — функционирует при включенности в какие-либо субкультуры.
- Межличностный — включается всякий раз при контакте с субъективно значимыми для человека лицами.
Роль и функции институтов социализации в становлении личности
Сложный и всесторонний процесс, содержит все сферы человеческой жизни.
Функции:
- Образование и развитие социальных знаний. Овладение языковыми навыками, перенимание взглядов, интересов, кругозора, убеждений.
- Овладение совокупностью достижений человечества в производственном, духовном и общественном отношении, традициями, правилами и нормами, присущих социуму.
- Усвоение процесса общения, моделей поведения, направленных на .выполнение прав и обязанностей.
- Собирание и внедрение новшеств.
Таблица: Задачи социализации
Естественно-культурные | Максимальное приближение к определённому уровню в физическом и сексуальном плане с момента рождения до смерти. Человеку необходимо достичь канонов, присущих его социуму – правила этикета, кинестетические жесты, полоролевые нормы поведения. |
Социально-культурные | В эту группу входят познавательные, морально-нравственные задачи, характерные для возрастной периодизации. |
Социально-психологические | Процесс становления личностного самосознания, выбор своей позиции, целей в социуме, самоутверждения. |
Этапы
Социализация — процесс поэтапный. На каждом этапе вышеупомянутые трансляторы работают по разному, также включаются особые механизмы, способствующие лучшему освоению социальной действительности.
В отечественной литературе, в частности, в учебниках по социальной психологии Андреевой Г. М., выделяются три стадии социализации: дотрудовая, трудовая и послетрудовая. На каждом этапе меняются акценты, и прежде всего соотношение двух сторон социализации — в смысле освоения опыта и в смысле передачи опыта.
Дотрудовая стадия социализации соответствует периоду жизни человека от рождения до начала трудовой деятельности. Она подразделяется еще на два самостоятельных периода:
- Ранняя социализация — присуща отрезку времени от рождения до поступления в школу. В возрастной психологии это период раннего детства. Для данной стадии характерно некритическое усвоение опыта, подражание взрослым.
- Стадия обучения — охватывает весь период юности в широком понимании. Она однозначно включает в себя время обучения в школе. А вот вопрос о том, к какому этапу отнести студенческие годы, стал предметом дискуссий. Ведь многие учащиеся вузов и техникумов уже начинают работать.
Трудовая стадия социализации соответствует периоду зрелости человека, хотя следует отметить, что демографические границы зрелого возраста весьма условны. Она охватывает весь период активной трудовой деятельности человека.
Послетрудовая стадия социализации подразумевает период жизни человека после окончания основной трудовой деятельности. Она соответствует пенсионному возрасту.
Примеры проявления
Каждая социальная группа по-разному влияет на человека. Для наглядности стоит рассмотреть три различных примера:
- Мама и папа обучают ребенка первым словам, развивая в нем коммуникативные навыки.
- В школе ученик находит себе компанию друзей, тем самым установив межличностные отношения.
- В интернете человек нашел картины русских художников, которые удовлетворили его духовные потребности.
Чтобы лучше запомнить материал по теме, ученикам нужно выучить определение агентов социализации, а затем составить у себя в тетради таблицу и план, в которых будут указаны представители каждой группы.
Если усвоить изученное с первого раза не удалось, нужно проанализировать таблицу и назвать агентов, которые запоминаются труднее всего. По окончании повторения стоит заполнить схему, где указано, какие субъекты социализации входят в конкретную группу.
Виды
Для понимания видов социализации необходимо рассмотреть социальные институты, соответствующие каждому этапу развития. На дотрудовой стадии институты способствуют вхождению индивида в социальный мир и освоению им этого мира, его особенностей и законов. В период раннего детства самый первый институт, в рамках которого человек начинает осваивать социальный опыт, — это семья. Далее следуют различные детские учреждения.
В период обучения индивид начинает взаимодействовать с первым более-менее официальным представителем общества — школой. Именно здесь он впервые знакомится с основами социализации. Институты, соответствующие этому периоду, снабжают необходимыми знаниями об окружающем мире. Также в этот период огромную роль играет группа сверстников.
Институты трудовой стадии — это предприятия и трудовые коллективы. Что касается послетрудовой стадии, то вопрос остается пока открытым.
Исходя из институционального контекста, различают два вида социализации: первичную, связанную с приобретением опыта из непосредственного окружения человека, и вторичную, связанную уже с формальным окружением, воздействием учреждений и институтов.
Виды социализации
Каждый человек в детстве проходит интенсивный процесс социализации. Сначала в семье его учат общаться, разговаривать, слушать других, взаимодействовать с детьми, взрослыми. Затем мама на детской площадке учит малыша контролировать свое поведение и импульсы – запрещает отбирать игрушки, кричать, скандалить.
В детском саду подросшему ребенку объясняют, как вести с ровесниками, со старшими, в коллективе. В школе дети обучаются уважению к другим, принимают нормы поведения, научаются избегать неадаптивных форм поведения, формируют положительное отношение к обществу, желание развиваться.
Однако социализация не заканчивается вместе со школой. На протяжении всей жизни человек адаптируется к различным группам или ситуациям:
- На работе. Сотрудник попадает в новый коллектив, получает новые обязанности, узнает о новых правилах, которые должен выполнять.
- В новой семье. Выходя замуж, ты оказываешься в новой ситуации, где нужно узнать, как взаимодействовать с супругом, чтобы, грубо говоря, не убить друг друга, стать гармоничной парой и вырастить успешного ребенка. Помимо того, ты должна выстроить отношения с окружающими уже не как одиночка, а как член микроячейки общества – семьи.
- Во время путешествия. Здесь человек сталкивается с новой культурой и, хоть на время, должен научиться ее уважать, следовать ее нормам, правилам. Простой пример – ты приехала в Болгарию, а там, когда отвечают согласием, машут головой из стороны в сторону, так, как в других странах говорят «нет».
- При переезде. Переезжать можно в другой город, страну, и в каждом случае придется узнавать нормы, принятые в этом обществе, учится им следовать, жить с ними.
- При попадании в тюрьму. К сожалению, как говорят, от сумы и от тюрьмы никто не застрахован. Попадая в учреждения исполнения наказания, человек в идеале должен пройти процесс ресоциализации, т.е. заново научиться жить в соответствии с принятыми в обществе правилами.
Кроме того, есть смысл говорить об ожидаемой социализации – ты ожидаешь, думаешь, мечтаешь о том, как будешь чувствовать себя в новой группе или ситуации. Это происходит при поступлении в университет, подготовке к новой работе, в ожидании малыша.
Сферы
Основные сферы, в которых происходит освоение индивидом социальных связей, — это деятельность, общение и самосознание.
В процессе деятельности у человека расширяется кругозор относительно различных видов деятельности. Далее эта новая информация структурируется, и затем человек центрируется на каком-то определенном виде деятельности как главном, основном на данном этапе. То есть выстраивается иерархия, происходит осмысление и определяется центральный вид деятельности.
Общение расширяет и обогащает связи человека с общественностью. Во первых, происходит углубление форм общения, то есть переход от монологического к диалогическому общению. Что это значит? То, что человек научается децентрироваться, принимать в расчет точку зрения другого как равного партнера по общению. Примером монологического общения может выступать крылатое и полушутливое выражение: «По этому поводу есть две точки зрения — моя и неправильная». Во-вторых, увеличивается круг общения. Например, с переходом из школы в институт запускается процесс освоения нового окружения.
По мере освоения новых видов деятельности и новых форм общения человек развивает собственное самосознание, которое понимается как умение человека в общем отличить себя от других, умение осознать себя как «Я» и по мере этого развернуть какую-то систему представлений о жизни, о людях, об окружающем мире. Самосознание состоит из трех основных компонентов:
- Когнитивное Я — знание каких-то своих собственных характеристик и представлений.
- Эмоциональное Я — связано с общей оценкой себя.
- Поведенческое Я — это осмысление того, какой стиль поведения, какие способы поведения для человека характерны и какие он избирает.
По мере социализации происходит рост самосознания, то есть осмысление себя самого в этом мире, своих возможностей, своих предпочитаемых стратегий поведения. Здесь очень важно отметить, что по мере роста самосознания человек научается принимать решения, делать выбор.
Принимать решения — это очень важный момент социализации, потому что только адекватные решения позволяют человеку впоследствии совершать достаточно адекватные действия в этом окружающем его мире.
В совокупности деятельность, общение и развитие самосознания представляют собой процесс, в ходе которого человек осваивает расширяющуюся вокруг него действительность. Она начинает развертываться перед ним во всем своем многообразии и во всех своих сложностях.
Средства формирования личности
Для создания полноценной личности используют разные инструменты и способы социализации.
Основные средства:
- речевые навыки;
- социальные правила и ценности, умения и навыки;
- положение и роль в социуме.
Механизмы социализации по Г. Тарду
Повторение | Детям свойственно подражать взрослым, подчиненным – руководителю. Все модные тенденции, ритуалы и традиции обусловлены законом повторения. |
Противопоставление | Душевное противостояние человека, которому нужно выбрать одну модель поведения из нескольких. |
Приспособление | Умение идти на взаимные уступки и достигать согласия в процессе адаптации. |
Создание абсолютно идентичной личности не является задачей социализации, поскольку общество подразумевает проявление индивидом особенностей, которые помогают ему быть самореализоваться.
Особенности социализации детей с ОВЗ
Социализация детей с ОВЗ — ограниченными возможностями здоровья — предусматривает их право на диагностику, особые программы психокоррекционной работы, организационно-методическую помощь семьям, дифференцированное и индивидуальное обучение. Для детей с особыми образовательными потребностями создаются:
- Специализированные дошкольные образовательные учреждения, школы или коррекционные классы в обычных школах.
- Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа.
- Специальные коррекционные общеобразовательные учреждения.
- Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
- Образовательные учреждения начального профессионального образования.
Для детей с ОВЗ формируются возможности получения среднего профессионального и высшего профессионального образования. Для создаются специальные образовательные учреждения, а также предусматриваются различные формы интеграции в учреждениях общего назначения.
Несмотря на это, проблема социализации детей и подростков с ОВЗ продолжает оставаться актуальной. Много споров и дискуссий вызывает вопрос об их интеграции в общество «здоровых» сверстников.
Особенности социализации молодежи
Молодежь — наиболее подвижная часть общества. Это та группа, которая наиболее восприимчива к новым веяниям, явлениям, знаниям и представлениям о мире. Но она недостаточно адаптирована к новым для себя социальным условиям, и потому легче поддается воздействиям и манипуляциям. В ней еще не сформированы устойчивые взгляды и убеждения, затруднена и политическая, и социальная ориентация.
От других групп общества молодежь отличается еще и тем, что является вовлеченной практически во все социальные процессы или непосредственно, или опосредованно, например, через свою семью.
К данной социально-демографической группе относятся люди в возрасте от 16 до 30 лет. На эти годы приходятся такие важные события, как получение среднего и высшего образования, выбор и освоение профессии, создание собственной семьи и рождение детей. В этот период остро ощущаются серьезные трудности на этапе жизненного старта. В первую очередь это касается вопросов трудоустройства, жилищных и материальных проблем.
На современном этапе отмечается усложнение проблем психологической адаптации молодежи, затруднены механизмы ее вовлечения в систему социальных взаимосвязей. Поэтому помимо общеобразовательных учреждений создаются специальные центры социализации молодежи (ЦСМ). Основные направления их деятельности, как правило, связаны с организацией социально-культурных и досуговых мероприятий, оказанием информационных и консультационных услуг, пропагандой здорового образа жизни. Молодежь является главным ресурсом общества, его будущим. Ее духовные ценности и взгляды, нравственный облик и жизненная устойчивость очень важны.
Факторы социализации
На формирование и развитие индивида влияет множество факторов разного уровня.
Структура социализации – таблица
Мега | Макро | Мезофакторы – промежуточный | Микро |
Вселенная и мир в общем. В различной мере через другие факторы влияют на социализацию всего населения. | Страна, этнос, общество, политическая и экономическая обстановка. | Тип и место жительства, принадлежность к субкультурам. | Семья, ближайшее окружение. Сверстники, учебные учреждения, религиозные, государственные, общественные организации. |
Особенности социализации людей пожилого возраста
В последнее время социологами стало уделяться более пристальное внимание изучению социализации пожилых людей. Переход на послетрудовую стадию, приспособление к новому для себя образу жизни совсем не обязательно предполагает процесс роста. Развитие личности может остановиться или даже повернуть вспять, к примеру, из-за снижения физических и психологических возможностей человека. Сложность еще и в том, что для пожилых людей социальные роли четко не определены.
Тема социализации пожилых людей среди исследователей данного процесса вызывает в настоящее время бурные дискуссии, основные позиции которых совершенно противоположны. Согласно одной из них, понятие социализации неприменимо к периоду жизни, когда все социальные функции человека свертываются. Крайнее выражение этой точки зрения заключается в идее «десоциализации», следующей за трудовой стадией.
Согласно другой, необходим совершенно новый подход к пониманию психологической сущности пожилого возраста. Уже проведено достаточно много экспериментальных исследований, подтверждающих сохраняющуюся социальную активность лиц пожилого возраста. Изменяется лишь ее тип в этот период. А их вклад в воспроизводство социального опыта признается ценным и существенным.
Интересные примеры социализации людей за 60
Владимир Яковлев в рамках своего проекта «Возраст счастья» в книге «Захотела и смогла» освещает истории женщин, которые своим личным примером доказали, что никогда не поздно начать воплощать в жизнь свои невероятные мечты. Девиз книги: «Если это возможно в 60, значит, это возможно и в 30». Вот некоторые воодушевляющие примеры социализации людей в пожилом возрасте.
Рут Флауэрс в 68 лет решила стать клубным диджеем. В 73 года под псевдонимом «Мами Рок» она уже давала по несколько концертов в месяц, выступала в лучших клубах мира и практически жила в самолетах, совершая перелеты с одного конца света на другой.
Жаклин Мэрдок в юные годы мечтала работать фотомоделью. В свои 82 года — летом 2012-го — она прославилась на весь мир, став лицом бренда Lanvin.
Евгения Степанова по достижении 60 лет решила начать карьеру профессиональной спортсменки. Уже к 74 годам она добилась значительных успехов на этом поприще. Благодаря тому, что в мире проводится большое количество состязаний для возрастных спортсменов, у нее есть предостаточно возможностей ездить, соревноваться и побеждать.