Сущность и содержание процесса социализации личности


Основные жизненные циклы в процессе развития человека

Социализация как процесс приспособления человека к общепринятым общественным нормам и правилам поведения, охватывает все существующие фазы развития человека как биологического и социального существа. Эти фазы развития имеют также название основных жизненных циклов развития человека.
Выделяют четыре таких цикла:

  1. Период детства – который, включает в себя временной отрезок от рождения до полового созревания, данный цикл характеризуется освоением элементарных навыков, принятых в человеческом обществе;
  2. Период юности (от 14 до 20 лет) – включающий в себя подготовку к активному трудовому периоду жизни человека;
  3. Период зрелости – (от 18 до 60 лет) – самый активный период жизни человека, характеризующийся активным развитием всех сторон жизнедеятельности.
  4. Период старости – (60 лет и старше) – период снижения активности человека, характеризующийся выходом из активного трудового периода.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Факторы социализации

По масштабности факторы делят (А.В. Мудрик) на:

  • мегафакторы;
  • макрофакторы;
  • мезофакторы;
  • микрофакторы.

Мегафакторы
Это глобальные факторы, влияющие на любого человека: космос, Земля, человечество.

Космос рассматривается как некое пространственно упорядоченное строение Вселенной, включающее в себя всё пространство и все материальные объекты и формы энергии в нем. Человек является частью Вселенной. Человечество уже вышло за пределы планеты Земля, и, пусть и делает только первые шаги, но имеет перспективу стать преобразующей силой в масштабах Солнечной системы, Галактики и Вселенной в целом. В этой связи, понимание своего места во вселенной, взятие на себя ответственности за действия человека в глобальном масштабе оказывают влияние на становление личности и её действия в социуме.

Планета Земля является для нашей цивилизации родиной. Подавляющее число людей, за исключением единиц, всю жизнь проводят на Земле. В этом отношении физические и биологические условия обитания диктуют человеку часть его потребностей: потребность в одежде, жилье, запасах пищи. А эти потребности уже диктуют саму необходимость социальных взаимодействий, как метода более эффективной деятельности, нежели индивидуальная, так и формы этих взаимодействий.

Общество в целом, человечество, по выражению В.И. Вернадского, уже давно стало геологической преобразующей облик планеты силой. В этой связи на отдельную личность начинают влиять последствия такого преображения, в первую очередь в виде техносферы. Человечество осуществляет глобальное влияние и на свои внутренние процессы, хотя это влияние на сегодняшний день носит преимущественно бессистемный характер.

Макрофакторы

Это государство, страна, общество (в смысле конкретной культурно-экономически обусловленной общности).

Страна как понятие в основном географическое определяет в первом приближении ту территорию, которую человек рассматривает как «свою», выстраивая свои отношения на основе территориальной принадлежности. Природно-климатические особенности влияют на поведение человека как прямо (через температуру, доступные сельскохозяйственные культуры для возделывания и питания), так и опосредовано (через транспортную доступность, экономические перспективы деятельности и т.д.).

Государство – понятие политическое. Человек выступает как объект и субъект гражданских прав, осваивает формы юридического взаимодействия с другими людьми. Гражданин имеет ряд закрепленных обязательств перед государством, и обратно, государство имеет ряд обязательств перед каждым гражданином.

Общество является непосредственным участником социализации человека как источник норм, правил, установок. Как санкционирующий и оценивающий различные формы поведения субъект, и как объект перераспределения ресурсов и информации относительно отдельной личности и общественных групп различного масштаба. Каждое общество обладает специфическим набором культурно-исторически обусловленных норм, в этом отношении складывается то обстоятельство, что перемещаясь в новое для себя общество личность может испытывать потребность в новой социализации. Общество обладает структурой из страт (иногда каст, как в Индии) принадлежность к которым накладывает свой отпечаток на нормы поведения с окружающими, объем и структуру необходимых для усвоения знаний, ценностных установок и т.д.

Мезофакторы

Это этнос, регион, тип поселения, средства коммуникации (в т.ч. массовые).

Этнос как национально-культурная общность является носителем традиционных ценностей, генетически обусловленного внешнего вида, принимаемого за норму, и, главное, языком, как основой мышления и базой для взаимодействия с культурой. Здесь формируются представления о красоте, нормах потребления, особенностях жилья, способах самореализации и т.д. То есть человек приобретает понятия о витальных потребностях и характере удовлетворения этих потребностей на основе социального взаимодействия и приобретенных ментальных ценностей. Духовный склад этноса во много определяет главный статус человека до периода начала профессиональной деятельности.

Регион проживания можно охарактеризовать как «малую родину» т.е. это тот участок планеты на котором проходят первые годы жизни человека, которые он воспринимает как непосредственно свою территорию. Известно, например, что часто переезжающие в возрасте 10-15 лет люди не имеют в психике образа родины и не приобретают его в дальнейшем. Регион проживания дает конкретно жизненные примеры взаимодействия больших групп людей, их влияния на природу, способствует формированию взаимодействия человека с конкретными феноменами живой и неживой природы.

Тип поселения в основном оказывает влияние на формирования характера взаимодействия с живой и неживой природой, техносферой. Он оказывает влияние на доступность медицинских, образовательных и других потребностей и соответствующих услуг, локальную мобильность, частоту и силу социальных контактов и связей. Социализация в городах протекает при огромной концентрации населения, люди живут буквально друг у друга на головах (многоэтажные дома), характер социальных взаимодействий высокоанонимный, контакты часты и массированы, требования к соблюдению норм общежития повышенной жесткости. В связи с этим растет масштаб криминализации общества, возможностей для криминальной социализации. Чем больше город, тем ярче проявляются эти особенности. В сельской местности плотность населения существенно ниже. Частота социальных взаимодействий в разы ниже и приобретает большую ценность, личностную обусловленность и глубину нежели в городе.

Средства массовой коммуникации (СМК) — технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение), которые осуществляют распространение информации на количественно большие, рассредоточенные аудитории. Они реализуют механизм индивидуального и группового отбора, оценки и интерпретации сообщаемой информации. Рассматривая СМК как мезофактор социализации, надо иметь в виду то, что непосредственным объектом воздействия потока их сообщений является не отдельный индивид, а сознание и поведение больших социальных групп, т.е. массовое сознание и поведение.

К микрофакторам социализации относят школу, семью, круг сверстников и т.д.

Во время обучения школьник приобщается к различным граням накопленной человечеством культуры, получая знания о внешнем мире. А огромный пласт — внутренний мир человека — остается фактически за пределами школьных программ.

Современная школа учит существовать в мире знаний, умений, навыков, а не жить среди людей. Взаимодействие с живой природой, особенно в городских школах развивается слабо.

Родительская семья имеет решающее значение в формировании эмоционального мира, самосознания и нравственных устоев личности в первые годы жизни. Если это не сделано или сделано плохо, восполнить потерю чрезвычайно трудно. Позже, особенно в подростковом возрасте, родительское внимание заметно ослабевает, уступая место другим факторам — школе, сверстникам и т.д.

Потребность в общении со сверстниками существует в любом возрасте. Уже полугодовалый ребенок отвечает плачем на плач своего ровесника. В год-полтора дети могут улыбаться друг другу, обмениваться игрушками. Для более старших дошкольников общение просто необходимо. Ребенок, лишенный такого общения, теряет в своем коммуникативном развитии.

Хотя языку дети учатся в основном у взрослых, какие-то интуитивно-коммуникативные способности формируются лишь в общении со сверстниками.

Основные этапы социализации

Соответственно этим жизненным циклам существуют четыре основных этапа социализации:

1.Первичная социализация, которой соответствует этап социализации младенческого возраста; 1.Вторичная социализация, совпадающая с получением образования; 1. Социализация зрелости – это этап, на котором индивид превращается в самостоятельную и независимую личность, способен к экономической независимости и готов к созданию семьи. 1. Социализация старости – этап, на котором активность индивида постепенно снижается и он вправе рассчитывать на помощь и поддержку государства и собственных детей.

Замечание 1

Все эти этапы связаны с обретением индивидом нового социального статуса, освоением и проживанием новых ролей. Длительность каждого из этих этапов и его содержательная сторона зависят от характерологических особенностей личности и то уровня развития общества, в котором он проживает.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Фазы и содержание процесса социализации 410 ₽ Реферат Фазы и содержание процесса социализации 260 ₽ Контрольная работа Фазы и содержание процесса социализации 190 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Стадии социализации личности

Замечено, что одна из главных целей социализации – преодоление своего эгоцентризма. Вхождение в любую социальную группу требует понимания того, что «ты не один». Это и считается одним из признаков взросления. Известно, что ребёнок до определённого возраста воспринимает себя как центр вселенной, и это его естественное состояние. В дальнейшем мы наблюдаем то, что называется юношеским максимализмом: подросток продолжает считать себя «самым-самым», единственным и неповторимым, однако сталкивается с обилием таких же «единственных и неповторимых» вокруг себя. Это приводит к конфликтам, нередко серьёзным.

Индивиды, не прошедшие социализацию по каким-либо причинам, надолго сохраняют признаки, присущие детям или «новичкам». Окружающие воспринимают их как инфантильных и недалёких людей, но в действительности всё сложнее. Если во взрослом состоянии сохраняется присущая подросткам страсть к познанию нового, активному общению, освоению новых умений и навыков, то это можно только приветствовать. В то же время эгоцентризм и тяжёлое переживание своих неудач – явно нежелательные признаки для зрелой личности.

Примером недостаточной социализации во взрослом состоянии является вера в «альтернативные истории» — писания Носовского и Фоменко, Чудинова и прочих псевдонаучных фриков. Дело здесь не только в политических, «патриотических» и корыстных мотивах. Просто ребёнок, только начинающий изучать мир и открывающий для себя что-то новое, стремится поделиться своим открытием с окружающими; родители и другие более старшие члены общества, чтобы подыграть ему, разделяют его радость.

В школьные годы подросток сталкивается с невозможностью быть первооткрывателем в современном мире: всё, о чём он узнаёт, уже когда-то кем-то открыто, и его «открытие» уже не представляет большой ценности для окружающих. Психически полноценная личность постепенно свыкается с этой ситуацией и находит неисследованные области, где можно проявить свои умения и дать обществу что-то новое. А личность умственно неполноценная испытывает отторжение этой ситуации; вместо поиска неисследованных областей он горит желанием «переоткрыть» то, что уже открыто, произвести сенсацию и удостоиться лавров первооткрывателя, которые, как он уверен, просто обязаны принадлежать именно ему.

Биография Анатолия Фоменко, автора знаменитой псевдонаучной «Новой хронологии», очень ярко представляет нам именно такого человека – несоциализованного интеллигента, который ради чести быть первооткрывателем готов пойти на любую ложь и добиться своего любыми средствами. Долгое время он влачил жизнь «заштатного» математика, составлял стандартные учебники по геометрии для студентов и довольствовался скромной платой. В конце концов это ему надоело, он понял, что скромный и рутинный преподавательский труд счастья не приносит, и решил совершить нечто громкое и сенсационное. В его родной области, геометрии, стать первооткрывателем очень трудно, а вот история – другое дело. Написанная в соавторстве с таким же несоциализованным интеллигентом Глебом Носовским «Новая хронология» вмиг стала бестселлером; многие необразованные читатели сего труда всерьёз называют Фоменко «пророком».

Выше было сказано, что важной средой при первичной социализации становится школа. Действительно, задача школы – не только дать какие-то знания по различным предметам, но и научить жить в обществе. Во многих странах для этой цели используются особые приёмы. К примеру, в США в школах отсутствуют устойчивые классы; ученик, записываясь в школу, выбирает, какие предметы он будет изучать, и на каждом уроке оказывается в новой аудитории, в совершенно новом коллективе. Такая социализация весьма полезна, особенно в США, ведь значительная часть населения этой страны живёт в совсем маленьких поселениях, где «все друг друга знают», но излишняя привязанность к «своему углу» может создать проблемы в будущем, когда потребуется менять место жительства (в связи с учёбой, работой и т. д.).

Большинство россиян живёт в городах и посёлках со значительно большим населением, поэтому острой нужды в таком типе школ в нашей стране не испытывают. Вместе с тем необходим другой тип социализации – умение работать в устойчивом коллективе, с чем вполне справляется школа российского типа.

Социализация и воспитание

Воспитание, в отличие от социализации, протекающее в условиях стихийного взаимодействия индивида и окружающей среды, рассматривают, как сознательно контролируемый процесс, например, религиозное, семейное или школьное воспитание.

Социализация личности это в педагогике процесс, который изучается неотрывно от процесса воспитания. Главной задачей воспитания выступает формирование у растущего индивида гуманистической направленности, что означает, что в мотивационной сфере личности общественные мотивы, побуждения к социально полезной деятельности преобладают над личными мотивами. Во всем, о чем думает индивид, чтобы он ни делал, в мотивы его действий должно включаться представление о другом индивидууме, об обществе.

На процесс социализации личности большое воздействие имеют социальные группы. Их влияние различно на разных этапах онтогенеза человека. В раннем детском возрасте значимое влияние идет от семьи, подростковом – от сверстников, зрелом – от рабочего коллектива. Степень влияния каждой группы зависима от сплоченности, а также организации.

Воспитание, в отличие от общей социализации является целенаправленным процессом воздействия на индивидуума, что означает, что с помощью воспитания можно регулировать воздействие социума на индивида и создавать благополучные условия социализации личности.

Социализация личности это в педагогике также важная тема, поскольку социализация неотрывная от воспитания. Под воспитанием понимается общественное явление, которое воздействует инструментами обществом на личность. Из этого выплывает связь воспитания с социальной и политической структурой общества, которое выступает «заказчиком» на воспроизведение конкретного типа личности. Воспитание является специально организуемой деятельностью в реализации намеченных целей образования, в педагогическом процессе, где субъекты (учитель и ученик) выражают активные действия в достижении педагогических целей.

Известный психолог С. Рубинштейн утверждал, что важной целью воспитания является формирование у человека личной нравственной позиции, а не внешнее приспособление индивидуума к социальным правилам. Воспитание требуется рассматривать, как организованный процесс социальной интериоризации ценностных ориентаций, то есть их перевод из внешнего – во внутренний план.

Успешность интериоризации проводится при участии эмоциональной и интеллектуальной сфер индивида. Это значит, что при организации процесса воспитания учителю нужно стимулировать у своих воспитанников понимание ими их поведения, внешних требований, чувственное проживание нравственной, а также гражданской позиции. Тогда воспитание, как процесс интериоризации ценностных ориентаций будет осуществляться двумя путями:

— через сообщение и истолкование полезных целей, нравственных правил, идеалов и норм поведения. Это избавит ученика от стихийного поиска, в котором возможно столкнуться с ошибками. Этот способ основывается на содержательно-смысловой переработке мотивационной сферы и сознательной волевой работе в переосмысливании собственного отношения к реальному миру;

— посредством создания определенных психологических и педагогических условий, что актуализировали бы интересы и естественные ситуативные побуждения, стимулируя тем самым полезную общественную деятельность.

Оба пути результативны, только при системном их применении, интеграции и взаимодополняемости.

Успешность воспитания и социализации лиц юного возраста осуществима при условии использования положительных факторов, вложенных в общественных отношениях, образе жизни, нейтрализации факторов, мешающих осуществить задачи обучения, воспитания и социализации.

Преобразование системы образования и воспитания способно быть успешным, только когда это реально станет делом общества . Стоит переориентировать общественную жизнь, культурную среду, систему обучения и воспитания на молодое поколение.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]