Под действием испытываемых человеком чувств рождаются скоординированные сокращения и расслабления различных лицевых структур. Они определяют выражение лица, прекрасно отражающее переживаемые эмоции. Поскольку состоянием лицевых мышц несложно научиться управлять, отображение эмоций на лице нередко пробуют маскировать, а то и имитировать. Знать выражения лица при различных эмоциях полезно не только для того, чтобы понимать других, но и для тщательнейшей отработки своих рабочих имитаций.
Об искренности человеческих эмоций обычно говорит симметрия в отображении чувства на лице, тогда как, чем сильнее фальшь, тем более разнятся мимикой его правая и левая половины.
Даже легко распознаваемая мимика иной раз очень кратковременна (доли секунды) и зачастую остается незамеченной; чтобы суметь перехватить ее, нужна порядочная практика или специальная тренировка. При этом положительные эмоции (радость, удовольствие) узнаются легче, чем отрицательные (печаль, стыд, отвращение). Особой эмоциональной выразительностью отличаются губы человека, читать которые совсем несложно: например, усиленная мимика рта или закусывание губ, к примеру, свидетельствуют о беспокойстве, а скривленный в одну сторону рот — о скепсисе или насмешке.
Улыбка на лице, как правило, выказывает дружелюбие или потребность в одобрении. Улыбка для мужчины — это хорошая возможность показать, что он во всякой ситуации владеет собой. Улыбка женщины значительно правдивее и чаще соответствует ее фактическому настроению. Так как улыбки сплошь и рядом отображают разные мотивы, желательно не слишком полагаться на их стандартное истолкование:
- чрезмерная улыбчивость — потребность в одобрении;
- кривая улыбка — знак контролируемой нервозности;
- улыбка при приподнятых бровях — готовность подчиниться;
- улыбка при опущенных бровях — выказывание превосходства;
- улыбка без подъема нижних век — неискренность;
- улыбка с постоянным расширением глаз без их закрывания — угроза.
Типичные выражения лица, сообщающие об испытываемых эмоциях, таковы:
- радость: губы искривлены и их уголки оттянуты назад, вокруг глаз образовались мелкие морщинки;
- интерес: брови немного приподняты или опущены, тогда как веки слегка расширены или сужены;
- счастье: внешние уголки губ приподняты и обычно отведены назад, глаза спокойные;
- удивление: поднятые брови образуют морщины на лбу, глаза при этом расширены, а приоткрытый рот имеет округленную форму;
- отвращение: брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят; человек словно подавился или сплевывает;
- презрение: бровь приподнята, лицо вытянуто, голова поднята словно человек смотрит на кого-то сверху вниз; он как бы отстраняется от собеседника;
- страх: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты и через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято, рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами (последнее как раз и говорит об интенсивности эмоции…); когда в наличии лишь упомянутое положение бровей, то это — контролируемый страх;
- гнев: мышцы лба сдвинуты вовнутрь и вниз, организуя угрожающее или нахмуренное выражение глаз, ноздри расширены и крылья носа приподняты, губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы, лицо часто краснеет;
- стыд: голова опущена, лицо отвернуто, взгляд отведен, глаза устремлены вниз или «бегают» из стороны в сторону, веки прикрыты, а иногда и сомкнуты; лицо довольно покрасневшее, пульс учащенный, дыхание с перебоями;
- скорбь: брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ иной раз несколько опущены.
Знать выражения лица при различных эмоциях полезно не только для того, чтобы понимать других, но и для тщательнейшей отработки (обычно перед зеркалом) своих рабочих имитаций.
Кукиш
0
Вообще этот жест характерен для многих культур. На Руси о кукише, вероятно, узнали от приезжих немцев, которые таким вульгарным жестом пытались соблазнять русских барышень. Есть даже версия, что «фига» возникла от немецкого выражения fick-fick machen (так звучало традиционное немецкое приглашение к интимной близости). В русской традиции символ этого жеста (наверное, благодаря высокоморальным русским женщинам) трансформировался в обозначение категорического отказа. Причем со временем «фига» стала использоваться как защитное средство от нечистой силы: видимо, из-за распущенности экспаты из германских земель приравнивались к бесам
×
Щелчок по горлу
Этот жест из русской питейной традиции артикулировал распространенный в XIX-начале XX века фразеологизм «заложить за галстук». Выражение это родилось в офицерской среде, и придумал его некий полковник Раевский, «краснобай и балагур». Кстати, он «изобрел» и другую «питейную» фразу — немного подшефе (chauff?). Интересно, что этот жест взяли на вооружение спекулянты горячительными напитками во времена «сухого закона», который Николай II установил в Российской империи в 1914 году.
История исследования жестов
Жесты изучались в течение нескольких веков из разных точек зрения. Еще в античные времена жесты считались одним из важнейших составляющих риторической речи, а их правильное использование — средством успеха оратора. Жестам уделено существенное внимание в трудах древнегреческих философов: Демосфена, Сократа, Платона, Аристотеля. Во времена Римской империи, в период бурной политической жизни, которое включало в себя всенародное обсуждение государственных законов, дебаты в сенате, наиболее интенсивно развивается политическое красноречие. Древнеримские философы, политики и ораторы, как: Цицерон, Сенека, Квинтилиан и другие, выделили характерные особенности раннего римского ораторского искусства, в котором жест занимал важное место.
В Средневековье продолжалось изучение жестов. Так 1644 Джон Бульвер проанализировал десятки жестов и условия их использования и опубликовал руководство по использованию жестов с целью повышения уровня красноречия и понимание публичных выступлений. 1832 Андреа де Джориа опубликовал подробный отчет о экспрессию жестов.
Считается, что речь происходит от ручных жестов. Первая «теория жестов» принадлежит философу 18 века и священнику, аббату где Кондильяку. Эта теория была возрождена 1973 американским исследователем истории происхождения языка Гордоном В. Хьюзом. Согласно его гипотезе звучащей речи людей предшествовала язык жестов, которая начала спонтанно возникать 3 млн лет до н. е. Затем язык жестов стал дополняться языке с 20-40 звуков. Всего за 100 тыс. Лет до н. е. речь звуков окончательно вытеснила язык жестов. Усиленно развиваться звуковая речь начала только последние 100 — 40 тыс. Лет до н. е.
Рвать рубаху на груди
0
Вероятно, изначально это была импровизированная клятва. Есть гипотеза, что таким экспрессивным жестом наши предки показывали свою принадлежность к Православной вере, демонстрируя крест. Кроме того, известно, что при казнях и некоторых телесных наказаниях экзекуторы разрывали у наказанного верх рубахи. Так вот, добровольное разрывание одежды в качестве убеждающего аргумента призвано было показать готовность человека взойти на плаху за правду.
Классификация жестов
В научной литературе существуют различные подходы к выделению различных типов жестов.
Условные и безусловные жесты
Условные жесты — это жесты, используемые определенными народами, социальными или профессиональными группами (отдача чести в военных; кивание головой в украинском — «да», у болгар — «нет» и т.д.).
Безусловные жесты — это жесты, воспринимают все без предварительных объяснений. Среди них выделяют:
- указательный жесты, при выполнении которых человек показывает рукой местонахождение предмета («там», «здесь»);
- описательные жесты, изображающие характер движения (произнес «арбуз» — и описал рукой круг);
- экспрессивные жесты (жест угрозы);
- ритмические жесты сливаются с ритмикой звука, слова, подчеркивают все его ритм (жест-дирижер во время скандирования слов);
- жесты подражания, отражающие жесты другого человека («Он сделал головой вот так и сказал …») ..
Знаковые и незнаковые жесты (их выделяют по роли в коммуникации)
Знаковые жесты непосредственно связанные с передачей информации и имеют план содержания, выделяют жесты:
- указательные, функция которых заключается в том, чтобы выделить какую-то часть пространства вокруг говорящего;
- изобразительные (иконографические), которые всегда имеют реальный прототип, особенности которого пытается передать то, кто жестикулирует;
- символические, обычно имеют абстрактный смысл, они только традиционно приписываются определенном жеста и поэтому понимаются в пределах одного коллектива (в общем случае — в национальных границах). Хорошо иллюстрирует разницу между изобразительным и символическим жестами разница между пиктографических и идеографическим письмом: жест изобразительный — пиктограмма, жест символический — иероглиф.
К незнакових жестам относят:
- ритмично. Ритм высказывания в разговорной речи — это равномерное чередование ускорения и замедления, что создается и подчеркивается повторением однотипной интонемы и одновременно того же жеста в одних случаях и переключением на новый тип интонемы и, соответственно, новый тип жеста — в других.
- эмоциональные — жесты сугубо индивидуальные, пользование ими во многом зависит от навыков и характера говорящего. Эмоциональный жест «читается» в соответствии с мимики лица и интонации речи.
Коза
Как правило, этот жест ошибочно связывают с уголовной «распальцовкой» или поклонниками «металла». На самом деле, «козе» уже несколько тысячелетий, и связана она была с защитой от черной магии, от злых духов. Вероятно, старшее поколение еще помнит потешку «Идет коза рогатая за малыми ребятами…», когда взрослый показывают, как бодается коза, изображая козлиные рожки с помощью мизинца и указательного пальца правой руки. На самом деле, это не просто игра с ребенком – таким образом наши пращуры снимали сглаз с детей. Кроме того, «козой» сопровождали свои выступления древнегреческие ораторы – эта конфигурация означала «наставление». От древних риторов этот жест переняли христианские священники, которые часто сопровождали свои проповеди именно «козой». Любопытно, что на некоторых православных иконах можно увидеть Спасителя и святых с выставленными вперед мизинцем и указательным пальцем.
Обработка жестов в головном мозге
То, что распознавание речи и письменных символов происходит в одних и тех же отделах головного мозга, ученым уже давно известно, поскольку оба способа общения между людьми подчиняются определенным правилам грамматики и имеют присущий им один и тот же словарный запас.
Современные исследования, проводившиеся учеными из Национального института глухоты и других коммуникативных нарушений США, имели целью — выяснить, как определенные доли мозга связаны с обработкой жестов людей, не связанных непосредственно с языком, однако несут в себе смысл вполне понятный каждому и без необходимости переводить его на язык слов и букв. Было использовано два типа жестов — пантомимы, с помощью которых люди имитируют объекты или действия, и жесты, эмоционально и абстрактно символизирующих послания, которыми люди обмениваются при общении. Ученые выяснили, жесты людей, как и произнесенные слова или написанные символы, обрабатываются одними и теми же отделами мозга — левой нижней лобной извилины (зона Брока) и задней средней височной извилиной, задней верхней височной бороздой и верхней височной извилиной (область Вернике) . Это может указывать на эволюционные предпосылки возникновения языка и речи у предков человека. Поскольку эти отделы головного мозга давно были известны ученым как речевые центры, занятые в распознавании слов и подборе к ним наиболее подходящих значений из имеющегося в мозгу запаса. Сегодня же ученые считают, что эти области мозга отвечают за выявление значения любого нового полученного знака. Если эта теория справедлива, то наши современные речевые центры, по мнению доктора Аллена Брауна, — продукт эволюции этих долей мозга, способных обрабатывать значения как слов, так и жестов.
Палец у виска
1
Палец у виска — жест международный. У немцев и австрийцев он означает «псих!», а в целом ряде африканских культур значит, что человек глубоко задумался. Во Франции палец у виска означает, что человек дурак, а в Голландии, напротив, что он умный. В России у виска крутят, когда хотят показать, что собеседник «немного того», что у него «шарики за ролики».
Тактильные движения
Объятия
Значение выражаемых чувств определяют по характеру объятий, их длительности и силе. К примеру, закадычные друзья, не видавшиеся долго, при встрече буквально душат друг друга в объятиях. На соревнованиях по борьбе участники коротко обнимаются и быстро расходятся по своим углам. Влюбленные в нежных объятиях задерживаются продолжительное время, прильнув, демонстрируют безмятежное счастье, крепко прижавшись – страсть или то, что соскучились. Объятия дальних родственников зависят от поддерживаемых ранее отношений, они могут быть холодными, сдержанными, пылкими. Объятья близких людей мягкие задушевные.
Рукопожатия
Раскрытая ладонь издавна является жестом доверия. Само же рукопожатие берет начало еще из древности: первобытные люди пожимали руки, чтобы продемонстрировать, что они не вооружены, и миролюбиво настроены. А во время расцвета Великой Римской Империи, этот жест несколько видоизменился – пожимать друг другу руки начали за запястья. Сыграла распространенная привычка прятать в рукаве кинжал, но смысл тот же: показать доброе расположение, отсутствие скрытого оружия.
Подобный жест прочно закрепился в нашем подсознании и мы, также как наши предки, друг другу протягиваем руки, в знак доверия, или стараемся спрятать ладони, когда что-либо скрываем.
В энергичном, крепком потряхивании руки в сочетании с радостным восклицанием, Вы без труда определите искренность собеседника, его желание продолжить общение. Когда обхватывают руку своими двумя, в виде «перчатки», также демонстрируют дружелюбие. Но когда Вам протягивают «неживую», вялую руку – это означает, что с Вами контактировать не хотят.
Если при пожатии рука холодная, то это сигнал о том, что ее владелец замерз, или же серьезно взволнован. О нервном переживании свидетельствуют и запотевшие ладони. Когда при пожатии рука, оказывается ладонью вниз – это говорит о стремлении ее владельца доминировать над другим человеком. И напротив, рука, повернутая вверх ладонью сообщает, что человек бессознательно признает себя подчиненным, согласен быть ведомым в отношениях с собеседником.
Похлопывания по плечу или спине
Данные невербальные жесты очень характерны для мужчин. Зачастую они символизируют проявление дружеского расположения, ободрения или участия. Кроме этого, похлопывания по плечу или спине демонстрируют мужскую силу, способность поддержать в трудной ситуации, готовность прийти на помощь в случае необходимости.
Прикосновения
Прикосновения могут быть легкими, ласковыми, нежными, сильными, грубыми. Невербальное общение и жесты прикосновений наиболее распространены в отношениях близких людей или вызывающих сильные эмоции.
Останавливающие прикосновения – когда необходимо остановить расшалившегося озорника. Привлекающие внимание – когда собеседник не слышит или не хочет слушать. Настраивающие на интимный лад – в случае сексуальной прелюдии. Очень часто прикосновения выступают индикатором невысказанных чувств близкого человека: нежности, заботы, любви, несогласия, раздражения, агрессии.
Кроме прочего они могут являться и отличным средством манипуляции. Например, аккуратное, но крепкое прикосновение к локтю собеседника, может заставить последнего довериться Вам. Держа человека за локоть, Вы подсознательно внушаете ему, что Вам можно довериться, на Вас можно положиться, Вы надежная опора для него. Этим жестом очень часто пользуются мошенники, внушая жертве, чувство безопасности, ощущение того, что он хочет помочь, беспокоится о благополучии жертвы. Поэтому, будьте бдительны и не позволяйте подобные прикосновения малознакомым людям.
Русский поклон
0
На Руси было принято раскланиваться при встрече. Но и поклоны бывали разные. Славяне приветствовали уважаемого в общине человека низким поклоном до земли, иногда даже касаясь или целуя ее. Такой поклон назывался «большим обычаем». Знакомых и друзей встречали «малым обычаем» — поясным поклоном, а незнакомцев почти без обычая: прикладывая руку к сердцу и затем опуская ее вниз. Интересно, что жест «от сердца к земле» является исконно славянским, а «от сердца к солнцу» нет. Любой поклон метафорически (да и физически тоже) означает смирение перед собеседником. В нем также есть момент беззащитности, ведь человек склоняет голову и не видит того, кто перед ним, подставляя ему самое беззащитное место своего тела — шею.
Примеры невербального общения
- Если девушка, демонстрируя свое запястье, общается с представителем противоположного пола, она дает ему понять, что готова сблизиться с ним. А если еще красит губы яркой губной помадой, то он действительно стал объектом ее страсти.
Читайте далее: Как узнать, что ты нравишься девушке — 14 признаков
- Существует распространенный метод налаживания контакта с новыми знакомыми: следует копировать его жесты и позы. Если собеседник скрестил руки, можно повторить это телодвижение. Данная манипуляция способствует невербальному единению. Существует целый свод таких небольших хитростей.
Чтобы уловить истинный смысл, необходимо уделить пристальное внимание положению рук и ног собеседника.
Главным образом жесты и позы подчеркивают правоту, а иной раз и противоречат сказанному.
Трудно поверить человеку со скрещенными конечностями, убеждающего другого в благих намерениях. Вряд ли он исполнит обещанное. Наверняка он использует расположение и доверие партнеров в личных интересах.
Посредством жестов и позы можно утаить часть информации от оппонентов. Несмотря на непринужденность и легкость в общении, поза дает понять, что владелец ни с кем не намерен делиться важными сведениями.
Показать нос
0
Жест большого пальца руки у носа — «показать нос» — является одним из наиболее широко известных, но сравнительно не часто употребляемых. Он известен не только в России. В Италии он имеет название «пальма на носу», во Франции — «нос дурака», в Великобритании сразу несколько — пятипальцевое приветствие, шанхайский жест, веер королевы Анны, японский веер, испанский веер, помол кофе. Ассоциации данного знака с помолом кофе возникали, в частности, у Ч. Диккенса. Существует предположение, что жест «показать нос» изначально представлял гротескный портрет длинноносого человека. В настоящее время считается дразнительным знаком у детей, а выражение «показать нос» синонимично глаголу «провести» в значении «обмануть».