Узнаем, какие факторы влияют на развитие личности?
С первой минуты жизни человек сталкивается с трудностями — ему приходится адаптироваться к новым условиям внешней среды, он учится контактировать с другими и получать при этом самое необходимое — пищу, заботу, тепло. Уже тогда младенец начинает действовать чтобы добиться чего то очень важного для него.
Движущие силы развития личности — это противоречия, которые приходится разрешать человеку на пути к достижению гармонии между внутренними потребностями и тем, что предлагает внешняя среда, общество, реальными возможностями. Эти противоречия создают мотивацию, заставляют овладевать навыками, коммуницировать, учиться правильно реагировать на неудачи и достигать задуманного.
Понятие личности
В психологии под определением “личность” имеется в виду комплекс, включающий в себя социальные качества человека, набор его жизненных и социальных ценностей. В понятие “личность” также входит умение использовать возникающие противоречия между потребностями и реальностью для дальнейшего развития.
Личность и индивид — не одно и то же. Если индивид — это набор качеств, которыми обладает представитель биологического вида “человек разумный”, то личность — узкое понятие. Оно ассоциируется с более высоким уровнем развития, наличием четкой системы взаимоотношений с другими людьми, происходящими во внешнем мире событиями. Личность выстраивает собственное понимание того, что для нее важно, что приемлемо и неприемлемо, определяет для себя понятия “смысл”, “ценность”.
То, насколько индивид может реализовать собственные принципы, зависит от наличия и развитости:
- интеллекта;
- таланта;
- знаний навыков;
- умения прилагать усилия (волевых качеств);
- способности справляться с эмоциями;
- физических данных.
Процесс формирования личности длится всю жизнь. Базой для развития способностей является наследственность социальная среда.
В зависимости от того, насколько развито умение эффективно коммуницировать с окружающими, решать насущные проблемы, различают 2 типа личности:
- социализированная — умеющая выживать в обществе;
- несоциализированная — не способная к социальной коммуникации, выполнению возложенных общественных функций, зачастую — с психическими отклонениями.
Отличительные качества социализированной личности:
ориентир на собственные цели, ценности, жизненную стратегию даже в сложных ситуациях;
- автономность;
- умение применять защитные приемы для установления барьера при токсическом воздействии;
- умение устанавливать доброжелательные отношения, дружить;
- способность проявлять сострадание;
- настойчивость в достижении целей.
То, насколько социализирована и развита личность, является основным показателем психического благополучия, способности принимать ответственность на себя.
Развитие личностных характеристик
Врожденные качества определяют, насколько человек способен к разностороннему развитию. В течение всей жизни природные характеристики личности остаются практически неизменными, только некоторые из них меняются вследствие влияния факторов внешней среды, социума.
Временем, которое определяет, в каком направлении будет развиваться личность, являются первые 5 лет жизни. Все последующие годы к уже имеющейся структуре характера только добавляются какие-либо характеристики или немного корректируются имеющиеся.
Характеристики личности влияют на все сферы жизни человека. Они отражаются на стиле поведения в кругу родных, знакомых, коллег, определяют выбор профессии и стиля поведения в разных ситуациях.
Так, для человека, стремящегося к карьерному успеху, движущей силой становится его умение трезво взглянуть на имеющуюся ситуацию, оценить свои силы, способность добиваться поставленной цели. Тот, кто понимает свои потребности, осознает собственные интересы, ценность, выберет деятельность, которая поможет максимально полно раскрыть заложенный потенциал.
Большая роль в развитии личностных характеристик принадлежит общению. Оно начинается с первых минут появления малыша на свет. В процесс общения вовлекаются, кроме ребенка, родители, родственники, воспитатели, другие дети. Через активное общение с окружающими маленький человек учится взаимодействовать с окружающими.
Общаясь с другими, малыш находит мотивации, определяется со стилем поведения в разных ситуациях, определяет наиболее действенные инструменты взаимодействия с окружающими.
Проблемы формирования мотивационной сферы
В этой главе мы постараемся рассмотреть те факторы, которые, на наш взгляд, мешают формированию мотивационной сферы личности. Одним из самых важных является «желание избежать неудачи».
Если рассмотреть любую человеческую среду, будь то образовательная, профессиональная, семейная и многие другие, то можно увидеть, что, например, в семьях, где родители игнорируют или равнодушны к своим детям, или директивны в своей заботе и строги в своем контроле, у детей, как правило, доминирует желание избежать неудачи, и в результате формируется низкий уровень мотивации в целом. Точно так же, например, в профессиональной деятельности чрезмерные цели, поставленные начальством, заставляют подчиненных искать самые простые решения вместо того, чтобы находить эффективные решения. Сотрудники теряют высокую мотивацию к выполнению задания, поскольку могут быть лишены премий или подвергнуты выговору, что приводит к «стремлению избежать ошибок». То же самое происходит и во всех других областях человеческой деятельности.
Что касается внутренней мотивации, то она начинается с внутреннего стремления к достижению цели. На внутреннюю мотивацию в большей степени влияют эмоции, чувства и мотивы, чем потребности, чем на внешнюю мотивацию.
Рассмотрим проблему мотивации в профессиональной деятельности.
- Мало опыта, много энтузиазма (низкая квалификация, высокая мотивация). Это может быть молодой сотрудник, впервые устраивающийся на работу; человек, решивший попробовать себя в новой профессии, или профессионал, получивший повышение на руководящую должность;
- Первоначальное разочарование (низкая квалификация, низкая мотивация). На этом этапе работник понимает, что не все так просто, как ему казалось сначала. Он совершает первые ошибки, у него не получается с первой попытки, а главное, он понимает, что путь наверх довольно долог и не так прост, как ему казалось сначала. В этом случае, как описано ранее, человек через некоторое время, осознав, что его навыки не так уж высоки, применяет тактику «предотвращения провала».
- Слишком компетентный сотрудник. Это состояние хорошо описывается английским словом «overqualified», что означает видимое несоответствие между компетентностью специалиста и требованиями его должности или организации. Состояние характеризуется устойчивым снижением мотивации из-за отсутствия положительной связи через выполнение сложных, интересных заданий. Через некоторое время снижение мотивации приводит к разочарованию в работе и смещению приоритетов с работы на что-то другое (хобби, семья, побочные проекты). Типичные внешние признаки: человек начинает работать строго по графику, а при встрече больше говорит не о работе, а о чем-то, что заняло свое место в системе приоритетов.
Кроме того, для осуществления деятельности необходима достаточная мотивация. Однако если мотивация слишком сильна, то уровень активности и напряжения возрастает, вызывая некоторую непоследовательность в деятельности (и поведении), то есть эффективность работы ухудшается. В этом случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, возбуждение, стресс и т.д.), что приводит к ухудшению деятельности и дальнейшей мотивации.
Этот принцип можно применить практически к любому виду деятельности, академической или иной.
Таким образом, формирование мотивационной сферы может быть связано с нарушением следующих мотивов:
- Самоутверждение, то есть желание утвердить себя в обществе, связано с чувством собственного достоинства, амбициями и самолюбием.
- Мотив идентификации с другим человеком — стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную фигуру (отца, учителя и т.д.). Этот мотив заставляет человека работать и развиваться. Это особенно важно для подростков, которые пытаются подражать поведению других.
- Мотив власти — это стремление человека влиять на людей. Мотив власти (потребность во власти) может быть основной движущей силой человеческих действий в некоторых обстоятельствах.
- Процессуальные мотивы — это мотивация деятельности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человек любит заниматься деятельностью, чтобы показать свою умственную или физическую активность.
- Экстернальные (внешние) мотивы — это группа мотивов, в которых побуждающие факторы не участвуют в деятельности. При экстернальных мотивах деятельность мотивируется не содержанием или процессом деятельности, а факторами, не имеющими прямого отношения к деятельности (например, престиж или материальные факторы).
- Мотив саморазвития — стремление к саморазвитию, самосовершенствованию. Это важный мотив, который побуждает человека упорно трудиться и развиваться. По мнению Абрахама Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощутить свою компетентность.
- Мотив достижения — стремление достичь высоких показателей и совершенства в какой-либо деятельности; выражается в выборе трудных задач и желании их выполнить.
- Просоциальные (социально значимые) мотивы — мотивы, связанные с осознанием социальной значимости деятельности, с чувством долга, ответственности перед группой или обществом.
- Мотив аффилиации (от англ. affiliation — объединение) — стремление установить или поддерживать отношения с другими людьми, стремление контактировать и общаться с ними.
Механизмы развития личности
Вопрос того, каким путями реализуются развитие личности, какие механизмы при этом задействованы — предмет изучения множества ученых. Большинство теорий развития личности рассматривают такие:
- присвоение — оно реализуется через осознавание и присвоение своей человеческой сущности;
- обособление (индивидуация) — индивидуум проявляет стремление выделиться из множества таких же индивидуумов. Обособление делится на внешний и внутренний тип. Внешнее связано с такими характеристиками как национальность, физические данные, пол. Внутреннее — индивидуальные особенности психологического характера, интеллект, темперамент;
- идентификация — отождествление (в первую очередь, на эмоциональном уровне) себя с другими людьми, группой людей, важным объектом. В детстве ребенок отождествляет себя с родителями или другими значимыми людьми, перенимают их стиль поведения, способ реагирования и общения с социумом, а также вбирают жизненный опыт, взгляды.
В подростковом возрасте образец для самоидентификации — сверстники, авторитетные взрослые, кроме родителей. Идентификация длится всю жизнь.
Социализация
Социализация — это многоступенчатый процесс, который приводит к формированию психических свойств у индивида. Основное влияние на социализацию оказывает среда, в которой развивается индивид.
Взаимодействие человека с социумом может происходить двумя способами:
- пассивным — когда он использует свой социальный опыт;
- активным — когда человек проявляет активность, действует и таким образом влияет на социальное окружение.
Социализация происходит в несколько этапов:
- дотрудовой — наступает при рождении и длится до момента начала трудовой деятельности;
- трудовой — совпадает с периодом активной трудовой жизни, зрелости;
- послетрудовой — наступает с момента прекращения активной рабочей жизни в преклонном возрасте.
На каждом этапе социализации у человека меняется спектр обязанностей, которые он выполняет, как член семьи, работник. Меняется и социальная позиция, проявляющаяся в отношении к тем или иным событиям. Социальные роли влияют на личностное становление в течение всей жизни.
Роль наследственности в развитии личности
Немалую роль в становлении личности играют наследственные факторы. Они человеку, как представителю биологического вида, помогают адаптироваться к меняющимися условиям.
Для психологической науки наибольший интерес представляет вопрос передачи творческих способностей, задатков от родителей детям и последующим поколениям. Чтобы ребенок мог гармонично развиваться, максимально раскрыть заложенный в нем потенциал. Врожденные задатки прямо влияют на успех в обучении, выбор профессии.
То насколько реализуются врожденные способности, во многом зависит от условий,в которых воспитывается ребенок, внутрисемейных отношений. Именно методы воспитания подкрепляют талант, который передается разным поколениям одной семьи (например, семьи выдающихся музыкантов — Баха, Моцарта).
В современной педагогике уделяется большое внимание разносторонних, самых ярко выраженных способностей уже в детском возрасте. Создаются специальные условия для проявления и развития талантов.
Темперамент — врожденная характеристика. Он определяется свойствами нервной системы. Темперамент не меняется в течение всей жизни. Он определяет особенности реагирования, поведения, влияет на характер и способы взаимодействия с социумом.
Комплекс всех наследственных факторов влияют на способность ребенка самостоятельно развиваться. Перед родителями стоит задача усилить врожденные задатки в процессе воспитания.
Роль общения в развитии личности
Общение необходимо для социализации и развития задатков ребенка. Уже в первые годы жизни у него формируется собственный круг общения — в него входят родители, братья и сестры, другие родственники, друзья по детскому саду, воспитатели. С возрастом этот круг расширяется.
Общение со сверстниками в детском саду, на игровой площадке дарит большой спектр эмоций и важный опыт.Он становится базой для развития личностных качеств и отношений в будущем.
Если ребенок не общается со сверстниками, то выявить наличие у него проблем с социализацией не представляется возможным. Если они есть, то выявить их можно только в диалоге в одногодками.
Уже годовалому малышу необходимо общество таких же деток. В парке, центре раннего развития малыш может научиться отстаивать себя, играть и проявлять другие виды взаимодействия.
По мере взросления общение не теряет своей важной роли. Более того, это фактор формирования личности становится еще более весомым. Это связано с тем, что ребенок расширяет свой опыт, духовный мир, поэтому испытывает потребность в том, чтобы делиться им с другими и перенимать чужой опыт. Появляется стремление к общению со взрослыми, формируется круг друзей.
В общении удается более легко преодолеть сложные ситуации. Нередко общение приводит к тому, что корректируются ошибки воспитания. Важно, чтобы родители создали условия для гармоничного развития и формирования позитивного мышления.
В детском возрасте общение происходит через игры. Играя, дети учатся помогать друг другу, конкурируют, строят взаимоотношения. Это вид деятельности позволяет снизить уровень психоэмоционального напряжения, способствует формированию уверенности в собственных силах, помогает стать более активными, избавиться от замкнутости.
Влияние среды на развитие личности
Социум для личности является основным компонентом взаимодействия. Активность человека отражается на социальной среде, точно так же и перемены, которые происходят в социуме, отражаются на нем. Среда диктует свои условия, выставляет к личности определенные требования или же относится к индивиду с доброжелательностью.
То, какой настрой по отношению к человеку демонстрирует социум, зависит от его готовности принимать ее требования. Социальный статус человека обуславливает его поведение.
Воспитание
Наиболее весомым фактором развития личности считается воспитание. Через него удается корректировать неблагоприятные врожденные факторы, нивелировать влияние социума.
В психологии воспитание рассматривается, как средство, которое позволяет контролировать процесс социализации. Заданием воспитания является формирование индивида так, чтобы он максимально советовал требованиям того общества, где он живет, успешно справлялся с трудностями и достигал успеха.
Воспитание развивает человека как потребителя материальных благ. Но это — не единственная задача воспитательного процесса. Он также развивает высшие человеческие потребности — стремление к созданию материальных и духовных ценностей. Эти потребности проявляются в стремлении общаться с другими людьми, сотрудничать с ними, заниматься творчеством. Развитие этих потребностей и связанных с ними эмоций помогает формировать мировоззрение, способность к саморегуляции поведения и деятельности, в обретении нового опыта.
Воспитательный процесс дает возможность структурировать влияние на формирующуюся личность и создать основу для успешной ее социализации.
Обучение и образование
Термин “обучение” включает в себя передачу определенных знаний, а также активное взаимодействие между учеником и тем, кто обучает. Независимо от возраста обучаемого, он в процессе образования получает новый опыт, отрабатывает навыки его использования, тем самым расширяет спектр собственных возможностей для реализации.
Способность к обучению напрямую связана в возрастом и зрелостью мозговых структур. Так, 2-летний ребенок не способен усвоить материал, который излагают первокласснику.
Те психические качества личности, которые формируются при воспитании и обучении — очень сложные новообразования. Они постепенно вырабатываются в процессе индивидуального развития. Каждое их этих психических качеств имеет системную структуру и включает в себя:
- потребности;
- мотивы;
- цели;
- знания;
- средства для действий;
- эмоции.
Например, любопытство предполагает наличие знаний, относительно которых новый объект вызывает удивление, стремление изучить его и средств, которыми человек реализует это стремление. Каждое из психических качеств тесно связано со всеми остальными.
Введение
Краткий очерк теорий психического развития показал, что существует множество теорий, которые по-разному объясняют, как происходит психическое развитие человека. Каждая из теорий психического развития, в соответствии со своим предметом и методами исследования, характеризует источники, движущие силы и условия психического развития. Поэтому в процессе профессионального психолого-педагогического обучения изучается множество различных теорий, что способствует поиску путей использования данных каждой теории, а также помогает найти способы их объединения.
Например, бихевиоризм рассматривает влияние среды как важное условие психического развития, а движущей силой является ассоциация новых стимулов с уже существующими у человека необусловленными реакциями. Когнитивная теория Пиаже связывает источники умственного развития с врожденными структурами, которые обрабатывают и организуют информацию, а движущей силой развития является взаимодействие процессов приспособления и ассимиляции в связи с требованиями окружающей среды. Психоаналитическая теория Фрейда рассматривает врожденные сексуальные и агрессивные влечения как источники психологического развития, а движущей силой развития является установление баланса между подавлением и удовлетворением человеческих потребностей. Теория культуры и истории Л. С. Выготского определяет источник психического развития ребенка в его социальном окружении и соответствующей культуре; особый вид организованного общения взрослого с ребенком и деятельность ребенка являются движущими силами психического развития ребенка. Теория В.В. Зеньковского рассматривает духовное начало в человеке как источник духовного развития; движущие силы связаны с деятельностью эмоциональной сферы, а деятельность интеллектуальной и волевой сфер опосредована ими. Каждая из теорий, в соответствии со своим пониманием структуры и механизмов развития, определяет условия, при которых оно происходит.
Развитие личности — другие факторы и движущие силы.
Уже в детском возрасте под влиянием воспитательного процесса формируется сознание и самосознание, собственное “Я”— важнейшие факторы развития личности. Достигнув подросткового возраста, ребенок начинает активно использовать самопознание с целью самовоспитания, создания собственной личности.
Самовоспитание вслед за воспитанием включается в процесс развития личности. Оно выражается в действиях человека, направленных на самого себя, на выработку качеств, которые соответствуют именно его идеалам, жизненной цели.
Индивид начинает работу над собой, формирует характер, волю, другие качества. Меняя себя, личность меняет условия и обстоятельства своей жизни.
Ирина Шербул