Что такое индивидуальное развитие человека и какие у него стадии

Индивидуальное развитие человека — это разнообразные изменения, происходящие с организмом от момента зачатия до смерти, переход из одного состояния в другое. Единицей роста и развития организма является клетка. Формирование человека начинается с процесса слияния гаплоидных половых клеток (яйцеклетки и сперматозоида, образования одной диплоидной клетки — зиготы).

Индивидуальное развитие человека: кратко об основных этапах

В биологии процесс индивидуального развития организма называют онтогенезом. Термин происходит от двух греческих слов, означающих «сущий» и «зарождение». Индивидуальное развитие человека состоит из трех периодов: эмбрионального, постнатального, зрелости. В каждом периоде, в свою очередь, выделяют несколько этапов.

Этапы онтогенеза человека. Таблица

Периоды развитияЭтапы и стадии индивидуального развития человека
I. Внутриутробный (от зачатия до рождения).1. Раннеэмбриональный (от зачатия до 34 суток эмбриона); (стадии: зигота, дробление, гаструляция, закладка органов). 2. Зародышевый этап (от 35 до 60 сут.). 3. Плодный этап (от 2 мес. до рождения).
II. Постнатальный (от рождения до 21–25 лет).4. Новорождённый (от рождения до 10–15 сут.). 5. Грудной (молочного питания) (до 1 года). 6. Детство (от 1 года до 11–12 лет), в том числе раннее (от 1 до 3 лет), среднее (от 3 до 6 лет), позднее (от 6 до 11–12 лет). 7. Подростковый (от 11–12 до 15–16 лет). 8. Юношеский (от 15–16 до 21–25 лет).
III. Зрелый (от 21–25 лет до физиологической смерти).9. Зрелый (от 21–25 до 55–60 лет). 10. Пожилой (от 55–60 до 75 лет). 11. Старческий (от 75 до 90 лет). 12. Долгожителей (от 90 лет и старше).

Индивидуальное развитие организма человека начинается с процесса оплодотворения. Яйцеклетки созревают в организме женщины каждый месяц. В середине менструального цикла происходит овуляция и яйцеклетка начинает свой непрямой путь в матку. Сперматозоиды попадают в организм женщины во время полового акта. Оплодотворение чаще всего происходит в маточной трубе. Зигота проходит ряд последовательных делений, и образуется эмбрион.

Периодизация развития личности

Э. Эриксон выделил 8 стадий развития личности: младенчество (орально-сенсорная), раннее детство (мышечно-анальная), детство (локомоторно-генитальная), школьный возраст, отрочество и юность, ранняя зрелость, средний возраст, поздняя зрелость.

Младенчество (орально-сенсорная стадия) 0 – 1 г.

На этой стадии у ребёнка возникает доверие или недоверие к миру. При прогрессивном развитии доверительное отношение проявляется в лёгком кормлении, нормальном глубоком сне, ненапряжённости внутренних органов. Младенец доверяет всем, кто его окружает без гнева и тревоги, спокойно относится к отсутствию матери, чувствуя, что все его потребности будут удовлетворены. В этот период он получает от матери заботу, внимание, знакомство с окружающим миром. Материнская любовь и нежность определяет уровень веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта. В это время он вбирает в себя образ матери (возникает механизм интроекции). Начинает формироваться идентичность развивающейся личности.

Раннее детство (мышечно-анальная стадия) 1 – 3 года

В этом периоде расширяются возможности малыша: он начинает ходить и отстаивать свою независимость. Родители должны способствовать сохранению чувства самостоятельности ребёнка. Ограничения родителей в требованиях ребёнка должны быть разумными, т.к. они создают основу для негативного чувства сомнений и стыда. Если родители чрезмерно суровы, у ребёнка возникает страх «потерять лицо», постоянная тревога, скованность, необщительность.

Детство (локомоторно-генитальная стадия) 3 – 6 лет

Этот период совпадает с дошкольным возрастом: ребёнок активно познаёт окружающий мир, быстро всему учится, приобретая новые дела и обязанности, в игре моделирует отношения взрослых. Происходит половая идентификация, ребёнок осваивает мужскую и женскую модель поведения. Он становится более самостоятельным, формируется инициатива. Если его поведение становится агрессивным, инициатива ограничивается взрослыми, появляется чувство вины и тревоги. Следовательно, закладываются новые внутренние инстанции – совесть и моральная ответственность за свои мысли, желания и действия. Родители не должны чрезмерно «давить» на совесть малыша и наказывать, т.к. это вызовет постоянный страх перед наказанием, мстительность, будет тормозиться инициатива, разовьётся пассивность.

Школьный возраст (латентная стадия) 6 – 12 лет

Этот период предпубертатный (предшествующий половому созреванию ребёнка). Эта стадия связана с воспитанием трудолюбия и овладением новыми знаниями и умениями, постигаются основы трудового и социального опыта, появляется возможность признания окружающими и приобретение чувства компетентности. Если успехи невелики, ребёнок остро воспринимает свою неумелость или неспособность, неуверенно себя чувствует среди сверстников. Вместо чувства компетентности образуется чувство неполноценности. Этот период является своеобразным началом профессиональной идентификации, ощущения своей связи с представителями определённых профессий.

Отрочество и юность (12 – 20 лет)

Подростковым возраст и юность – период глубокого кризиса. Детство закончилось, начинает формироваться идентичность. Она объединяет все предыдущие идентификации ребёнка, к ним добавляются новые, т.к. начинается взросление, меняется внешность, происходит включение в новые социальные группы, приобретаются новые представления о себе. Целостная идентичность личности, самостоятельность, инициативность и компетентность позволяют молодым людям решать задачу самоопределения, выбора жизненного пути. Если не удаётся осознать себя и своё место в обществе, наблюдается диффузность идентичности. Появляется инфантильное желание не вступать во взрослую жизнь, устойчивое состояние тревоги, чувство изоляции и опустошённости.

Ранняя зрелость (20 – 25 лет)

В ранней зрелости встаёт перед человеком проблема интимности (близости), появляется истинная сексуальность. Человек готов к близости с другим и в сексуальном, и в социальном плане. После поисков собственной идентичности, он готов слиться с идентичностью того, кого любит. Близкие отношения требуют верности, нравственной силы и самопожертвования. Но это стремление не должно заглушаться страхом потерять собственное «Я». Это время создания семьи. Оно приносит любовь, понимаемую Э. Эриксоном в романтическом, эротическом и нравственном смысле. В браке любовь проявляется в заботе, уважении, ответственности за спутника жизни. Если же человек не способен любить и устанавливать близкие отношения с другими людьми, то это приводит к изоляции и одиночеству.

Средний возраст (25 – 65 лет)

Это период зрелости, он самый длительный. Основное – это «отношение человека к продуктам своего труда и к своему потомству», забота о будущем человечества. Стремление к продуктивности и творчеству, к передаче своего опыта и идей следующему поколению. Желание внести свой вклад в жизнь будущих поколений реализуется в отношениях со своими детьми. Эриксон подчёркивал зависимость старшего поколения в семье от младшего, т.к. зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным. Если же этой возможности нет, появляется безразличие, сосредоточенность на себе.

Поздняя зрелость (после 65 лет)

Последняя стадия интегративна: «созревают плоды семи предшествующих стадий». Человек принимает пройденный им жизненный путь как должное и обретает целостность личности. Появляется мудрость, взгляд в прошлое даёт возможность сказать: «Я доволен». Дети воспринимаются как продолжение себя, страх смерти исчезает. Если же человек недоволен своей прожитой жизнью, считает её чередой ошибок, появляется раздражение и отчаяние от приближения к концу.

Внутриутробный период развития

Эмбрион развивается около 280 суток. К концу первых 24 часов после оплодотворения происходит дробление зиготы, а уже через 40 часов зародыш состоит из четырёх клеток. Происходят многократные митотические деления, в результате образуется плотный шар, начинается дифференцировка клеток. Зародыш движется к матке по яйцеводу, через 5–6 суток попадает в матку, закрепляется на её стенке. После этого зародыш получает кислород и питание из крови матери.

К 26-й неделе плод сформирован настолько, что может выжить в случае преждевременных родов. К 30-й неделе будущий ребёнок обычно лежит головкой вниз. 40-я неделя — появление новорождённого на свет.

Формационный подход

Эта классификация ориентируется на способ производства продукции и формы собственности. По Карлу Марксу, автору этой теории, человеческое общество переходит от одной общественно-экономической формации к другой. Учёный выделил пять ступеней:

  • первобытная (общинная форма собственности, отсутствие классового деления, присваивающее хозяйство);
  • рабовладельческая (деление общества на рабов и их хозяев, наличие частной собственности);
  • феодальная (существование феодалов — собственников земли и крестьян);
  • капиталистическая (разделение общества на классы буржуа и пролетариев — рабочих, частная собственность в руках предпринимателей);
  • коммунистическая (отсутствует деление на классы, общественная собственность).

Карл Маркс считал, что движущей силой развития общества является социальная революция как результат классовой борьбы.


Рис. 1. Карл Маркс.

Постэмбриональный онтогенез

В постэмбриональном периоде развития выделяют три крупных этапа. Детство и юность ещё называют дорепродуктивным возрастом. Для человека, в отличие от животных, характерно длительное взросление. Зрелость — репродуктивный, старение — пострепродуктивный этапы онтогенеза. Индивидуальное развитие человека и его возможные нарушения — предмет изучения не только биологии, но и медицины. В онтогенезе выделяют критические периоды, когда организм наиболее уязвим к повреждающим факторам внешней среды: инфекциям, стрессам и др. Этими сложными периодами после рождения являются: 1-й год жизни, половое созревание и климакс. Климактерический период, как и подростковый, характеризуется физиологической перестройки организма, внутренними и внешними изменениями.

Современная классификация

За основу современной классификации, принятой в обществознании, взяты исторические ступени развития общества. Они учитывают средства производства, характер экономической деятельности, формы правления. Согласно этой теории, выделяется три этапа развития общества.

Традиционное (аграрное)

Это общество сложилось в древности. Кратко перечислим его черты:

  • тип общества — первобытное, рабовладельческое, феодальное;
  • натуральное хозяйство;
  • ручной труд;
  • абсолютная монархия, деспотия, тирания;
  • в основе развития лежат традиции;
  • Ведущую роль играют церковь или армия;
  • низкая социальная мобильность;
  • большинство населения не имеет образования.

Трудно представить, но в современном мире существуют племена, сохранившие уклад каменного века. Так, в джунглях Амазонки обитает племя пираха, в котором сохранились традиции первобытного общества. Жители племени противятся всему новому, у них нет чисел, счёта времени, обозначений цветов.

Индустриальное

Окончательно индустриальное общество сложилось к середине прошлого века. Его признаками являются:

  • капитализм или коммунизм;
  • индустриализация, развитие промышленности;
  • разделение труда;
  • ограничение власти, формирование основ демократического общества;
  • прогресс науки и техники;
  • увеличение числа городского населения (урбанизация);
  • деление общества на классы буржуазии (промышленники) и пролетариата (наёмные рабочие).

К индустриальному обществу можно отнести такие страны, как Францию XIX века, СССР.


Рис. 2. Сталелитейный завод.

Постиндустриальное (информационное)

Начало формирования информационного общества относится ко второй половине XX века. Оно имеет следующие черты:

  • капиталистическое общество;
  • главный фактор производства — информация;
  • автоматизация и роботизация производства;
  • развитое гражданское общество и правовое государство;
  • политический плюрализм;
  • научно-техническая революция;
  • отсутствие классов.

К государствам, находящимся на стадии постиндустриального общества, можно отнести США, Японию, Великобританию.


Рис. 3. Таблица «Ступени развития общества».

Человек умелый

Именно от них произошел наиболее древний вид людей, которых ученые называют Homo habilis – «человек умелый».

Авторы теории эволюции считают, что по внешнему виду и строению человек умелый не отличался от человекообразных обезьян, но при этом уже умел изготавливать примитивные режущие и рубящие орудия труда из грубо обработанной гальки.

Тридцать-семьдесят лет (средняя зрелость)

Базовая характеристика – забота. Забота подразумевает ответственность, которую человек проявляет во всех сферах жизни. Он заботится о семье, о детях. Опекает родителей, которые с возрастом все больше нуждаются в нем. Отвечает за развитие своего дела и благополучие сотрудников. Особо активным и неравнодушным этого оказывается мало, для того чтобы в полной мере ощущать собственную значимость. Такие занимаются общественной деятельностью, политикой, пытаясь изменить страну и мир к лучшему.

Неандертальцы

Когда-то предком современного человека считали неандертальца (Homo neanderthalensis). Этот вид, согласно теории эволюции, появился около 200 тысяч лет назад, а 30 тысяч лет назад прекратил свое существование.

Неандертальцы были охотниками и отличались мощным телосложением. Однако их рост не превышал 170 сантиметров. Сейчас ученые полагают, что неандертальцы были, скорее всего, лишь боковой ветвью того эволюционного древа, от которого произошел человек.

Тест по теме

  1. /5
    Вопрос 1 из 5

    Как называется наука, изучающая этапы эволюции человека?

    Начать тест

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Александр Бернюков

    5/5

  • Саша Лохов

    5/5

  • Gulsa Kudaybergen

    5/5

  • Nadiya Osmanova

    5/5

Человек разумный или кроманьонец

Человек разумный (на латыни – Homo sapiens) появился, согласно теории эволюции Дарвина, 100-160 тысяч лет назад. Homo sapiens строили шалаши и хижины, иногда даже жилые ямы, стены которых обшивали деревом.

Они умело пользовались луком и стрелами, копьями и костяными крючками для ловли рыбы, а также строили лодки.

Человек разумный очень любил расписывать тело, украшать рисунками одежду и предметы домашнего быта. Именно Хомо сапиенс создали человеческую цивилизацию, которая существует и развивается до сих пор.

Кроманьонцы

были высокого роста — до 180 см, с высоким лбом, объёмом мозга 1600 см3 . Над глазами отсутствовал сплошной валик; на нижней челюсти хорошо развит подбородочный выступ, что свидетельствует о развитии членораздельной речи. Кроманьонцы обладали всем комплексом основных физических особенностей, которые имеются и у наших современников. Их умственное развитие достигло высокого уровня. Об этом свидетельствуют изменения, происшедшие в их жизни.

Кремневые орудия становились более разнообразными и совершенными, кроманьонцы широко стали использовать трудно обрабатываемые материалы: кость, рог. Они умели сверлить, шлифовать, знали гончарное дело, приручали животных, начинали развивать земледелие, сшивали шкуры животных и изготовляли из них одежду и жильё. Все это делало человека менее зависимым от климатических условий. Именно поэтому люди стали осваивать ранее недоступные районы земного шара. Кроманьонцы жили родовыми общинами в построенных жилищах.

На этом этапе произошло ещё одно крупное событие в жизни людей – возникло искусство. Рисунки первых художников, обнаруженные на стенах пещер, каменные и костяные скульптуры, выполненные с удивительным для того времени мастерством. Всемирной известностью пользуется живопись Каповой пещеры (на Урале). Зарождается религия. Эволюция человека вышла из-под ведущего контроля биологических фактов и приобрела социальный характер.

Австралопитеки

Австралопитеками называют потомков дриопитеков. Жили они на Земле около 4 миллионов лет назад. Основной зоной их расселения считались Африканские степи. Там до сих пор находят принадлежавшие им кости и окаменелые останки. По сравнению со своими предшественниками, австралопитеки были очень хорошо развитыми. Некоторые ученые, например, Х. С. Липсон, занимающиеся изучением эволюции человека, уверены в том, что именно данный вид человекообразных обезьян сыграл решающую роль в становлении современного человека — Homo sapiens (человек разумный).

Из характерных особенностей австралопитеков следует выделить ряд факторов:

  • Челюсть была относительно слабой.
  • Полностью отсутствовали клыки, которые выступали наружу.
  • Головной мозг хорошо развит, его объем составлял около 530 см3.
  • Представители мужского пола австралопитеков были почти на 50% больше и тяжелее представителей женских особей.
  • У австралопитеков — представителей данной ступени эволюции начала развиваться передняя кисть, что привело к образованию хватательного рефлекса. Теперь им не составляло труда взять предмет и перенести его из одного места в другое.
  • Австралопитеки — одни из первых, кто смог научиться ходить прямой походкой. Как они смогли это сделать — непонятно до сих пор.
  • Для охоты они могли использовать подручные средства на таком же уровне, как и современные гориллы, которые могут колоть орехи при помощи крупных камней.
  • Рост в основном составлял 1-1,5 метра.
  • В связи с тем, что австралопитекам пришлось спуститься с деревьев на сушу, стопа начала немного выпрямляться.


Антропогенез

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]